Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ сокровищ
... Петербурга в Царское Село. Они попарно несли носилки, на которых лежали ящики
с убранством кабинета. Неспеша двигались солдаты, шесть дней
затратили они на перехэд в 25 верст, но в конце концов в целости
и сохранности комната была доставлена на место.
В своем первоначальном виде, как уже указывалось выше, подарок прусского короля представлял отдельное панно площадью
около 55 квадратных метров, покрытое мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. При расположении панно в
зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера,
чем в прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала
очень непростая задача. Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала
и мозаичные картины из агата и яшмы. Таким образом, был создан
праздничный зал изысканной красоты. Пребывание в этом зале
(благодаря целительной силе янтаря) воспринималось современниками как величайшее наслаждение, как гармония плоти и души...
Для исправления и починки Янтарной комнаты был приглашен
и итальянец Александр Мартелли, который воспринял эту работу
как великую честь для себя. Он подписал контракт об "исправлении" кабинета и обязался поставить на место все отпавшие детали,
дополнить недостающие новыми и собрать кабинет в указанное
императрицей Елизаветой время. Работа итальянского мастера оценивалась в 600 рублей, что по тем временам являлось целым состоянием.
В. Растрелли и А. Мартелли составили план реконструкции
Янтарного кабинета. Многие детали (например, зеркальные пилястры) надо было изготавливать заново. Российские заводы не могли тогда выполнить такой заказ, и стекла пришлось заказывать во
Франции - 52 стекла по 48 рублей каждое. Появились в Янтарном
кабинете и новые детали отделки, например, четвертая янтарная
рама, изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете в подарок следующим прусским королем - Фридрихом II.
В Царском Селе под руководством В. Растрелли кабинет и превратился в знаменитую Янтарную комнату. В ней должны были
иначе, чем в Зимнем дворце, размещаться янтарные панно, и по
394 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
этому пришлось добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов,
Василий Кириков и Иван Богачев. Кроме того, Растрелли ввел дополнительные пилястры, которые чередовались с картинами, а |
поверх них он спроектировал резной золоченый фриз. Были изго- |
товлены и расписаны под янтарь новые панели, впоследствии за- |
мененные натуральными самоцветами.
Для постоянного хранения шедевра и поддержания его в хорошем состоянии из Пруссии был приглашен Ф. Роггенбук - янтарных дел мастер. В 1758 году он занял специально учрежденную
должность хранителя Янтарного зала. По существу он (вместе со
своим сыном Иоганном и учениками) был автором всех работ, которые выполнялись в Янтарной комнате с этого времени. Только к
1770 году Янтарная комната окончательно приобрела свой законченный вид и стала одним из главных украшений Екатерининского
дворца.
Французский поэт-романтик Т. Готье, впервые увидевший Янтарную комнату в середине XIX века, писал о ней: "Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в "Тысяче и одной
ночи" или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим
залы из бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней,
обычно считаемых сокровищами. Здесь слово "янтарная зала" является выражением не поэтической гиперболы, а реальной действительности.
Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола
до фриза янтарной мозаикой. Глаз, не привычный видеть янтарь в
таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму, - от пылающего топаза до
светло-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым
на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и
проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря".
Вечером дневной свет, заливавший всю комнату через широкие
окна, сменялся огнем сотен свечей, тысячекратно отраженных зеркалами. Именно сочетание света и янтаря придавало праздничному залу в Екатерининском дворце особую прелесть. На свету начинали играть мозаичные стены, игра света продолжалась в янтарных
рельефах, открывая их глубину и пластичность, их живую и одухотворенную красоту.
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
395
Около 200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в сентябре 1941 года последний отряд бойцов,
оборонявших Царское Село, отошел на Пулковские высоты, она
была еще не демонтирована. И вывезти ее не успели.
Фашисты ободрали Екатерининский дворец буквально как липку: со стен срезали шелковые обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери. Специальные команды тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные сокровища. Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии - город Кенигсберг.
С тех пор она пропала...
АЛМАЗ "РЕГЕНТ"
В 1701 году на руднике, расположенном на берегу реки Кришны, раб-индиец нашел необыкновенно большой алмаз. В состоянии крайнего изумления он поднял его и нерешительно начал оглядываться вокруг: за ним никто не наблюдал. Тогда невольник
опять положил алмаз на то место, откуда взял его, а место находки
пометил. Потом подневольный индиец нанес себе глубокую рану
на бедре, но надсмотрщик все равно заставил его работать дальше,
хотя и дал ему кусок полотна для перевязки.
Когда наступил вечер, раб спрятал алмаз под повязку и в ту же
ночь отправился к берегу моря. Там он встретил одного английского шкипера и открыл ему свою тайну - взамен за обещание помочь ему освободиться от рабства. Еще за камень индиец попросил
небольшой денежный задаток, чтобы можно было прожить первое
время.
Заманив невольника на корабль, англичанин отнял у него алмаз, весивший 410 каратов, и продал его купцу Джамхунду - крупнейшему в то время на Востоке торговцу драгоценными камнями.
А невольника-индийца, выйдя в открытое море, шкипер попросту
выбросил за борт. Но полученные деньги вору-матросу не пошли
впрок: быстро промотав их, он впоследствии повесился.
Купец Джамхунд в свою очередь продал драгоценный камень -
за 20,4 тысячи фунтов стерлингов - сэру Томасу Питту (отсюда
АЛМАЗ ^РЕГЕНТ^
первое название алмаза - "Питт"), губернатору крепости СентДжордж. Однако у сэра Питта было темное прошлое: прежде, чем
стать губернатором, он был пиратом. И если губернаторство бывшие дружки ему еще как-то могли простить, то приобретение алмаза в 410 каратов - никогда.
Когда в 1710 году сэр Питт возвратился в Англию, слух о приобретенном им алмазе уже достиг ушей лондонских директоров
Ост-Индской компании. Бывший губернатор почти сразу же вынужден был вести жизнь скрытую и уединенную. Он не расставался
с алмазом, и каждый раз, когда раздавался стук в дверь, был начеку.
Ему никогда не доводилось провести две ночи подряд под одной
крышей, и он никогда не оставлял известий о местах своего пребывания, постоянно меняющихся.
А слухи о том, что сэр Томас Питт приобрел алмаз нечестным
путем, продолжали распространяться. Чтобы хоть как-то оправдаться, он описал всю операцию купли-продажи, проведенную с
Джамхундом, в "Европиен мэгэзин".
Томас Питт понимал, что охотники за алмазом не оставят его в
покое. Но однажды ему удалось тайно проникнуть к ювелиру, который согласился огранить камень. Работа продолжалась два года,
и вот на ладонь владельца, сверкая совершенными гранями, лег
бриллиант. Ничего более прекрасного до этого сэр Питт не видел,
но ему нужны были деньги и спокойная жизнь. Ювелир связался с
парижским дельцом Джоном Лоу, и тот предложил бриллиант регенту Франции герцогу Орлеанскому.
Только тогда сэр Питт освободился от своих бесконечных мытарств, когда герцог Орлеанский (отсюда второе название камня -
"Регент") купил алмаз для Людовика XV уже за 3375 тысяч франков.
В 1791 году началась инвентаризация драгоценностей французской короны, которая проводилась по решению Учредительного
собрания Франции. Она продолжалась до августа 1792 года, а проводили ее самые знаменитые ювелиры страны, которые оценили
стоимость этого бриллианта уже в 12 миллионов франков. В течение всего времени инвентаризации, каждый вторник нового месяца, королевские драгоценности выставлялись для всеобщего обоэрения под самой строгой охраной.
После народного восстания в августе 1792 года и захвата парижанами королевского дворца Тюильри, где эти драгоценности хранились, выставка была закрыта. Коммунары опечатали двери каби
398 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
нета, где были размещены корона, скипетр и другие регалии Бурбонов; золотой сундук, подаренный кардиналом Ришельє Людовику XIII; знаменитая золотая ваза весом 245 килограммов; алмазы,
рубины, изумруды и другие драгоценные камни королевской сокровищницы.
Утром 17 сентября 1792 года три стражника, назначенные Коммуной, во время осмотра вдруг обнаружили, что печать сломана.
Замки оставались целыми и невредимыми, но помещения были
опустошены, и все сокровища Бурбонов исчезли.
Подозрение сразу же пало на самих стражников, и они были
взяты под арест. На них писались доносы, но даже самые суровые
допросы не дали никаких результатов. И вот в очередном из анонимных доносов был указан тайник в аллее Вдов на Елисейских
полях. Однако это было одно из многих указаний, какие поступали
в полицию со времени похищения Сами полицейские уже устали
от бесконечных обысков и раскопок, но на этот раз появилась надежда, так как тайник был описан довольно точно.
И надежды эти сбылись в выгребной яме в аллее Вдов были
найдены драгоценнейший алмаз "Регент" и знаменитый кубок из
агата и оникса.
Невиновные стражники были освобождены, но возникло новое
подозрение, что ограбление - дело рук врагов Парижской Коммуны. Некоторые даже стали думать, что унтер-офицер, ответственный за охрану королевской казны, сам запустил в нее руки. Подозрение это еще больше усилилось тем обстоятельством, что именно
он нашел "Регент" и знаменитую вазу. Парижане даже дали этому
унтер-офицеру прозвище "Агат"
Однако вскоре были схвачены настоящие преступники. Главарь банды с четырьмя соучастниками были приговорены к смертной казни, а остальные члены банды к длительным срокам тюремного заключения.
Но и это был еще не финал Финал этой и без того детективной
истории оказался поистине ошеломляющим. Через семь лет после
осуждения грабителей состоялся судебный процесс над очередной
группой фальшивомонетчиков Среди обвиняемых был человек по
имени Баба, вначале категорически отрицавший все обвинения.
Затем он все-таки признался и даже дал показания. Особенно же
"гениальной" была его речь о самом себе.
"Уже не первый раз, - говорил Баба, - мои показания приносят пользу обществу, и если я теперь буду осужден, то подам коро
АЛМАЗ ^РЕГЕНТ"
леве прошение о помиловании Потому что без меня Наполеон не
получил бы трона*, и успехом битвы при Маренго обязаны тоже
только мне.
Я принадлежу к похитителям сокровищ Бурбонов. Я помогал
своим товарищам прятать в аллее Вдов алмаз "Регент" и другие
сокровища, вскоре после этого найденные".
Но речь его не возымела на судей воздействия, члены банды
были сосланы на галеры, а Баба и главарь фальшивомонетчиков
были осуждены на пожизненную каторгу
Однако Французская республика нуждалась в деньгах и вскоре
заложила алмаз "Регент" богатому московскому купцу Трескову.
Миновали дни революции, и к власти пришел Наполеон I Он и
вернул алмаз во Францию, приказав вправить его в эфес своей
шпаги
В 1886 году при аукционной распродаже алмазов французской
короны только историческая ценность спасла "Регент" от публичных торгов, и отныне он хранится в Лувре.
В 1799 году Наполеон заложил алмаз, чтобы совершить переворот 18 брюмера
АЛМАЗ "ШАХ"
Полна загадок и тайн и судьба известнейшего в мире алмаза
"Шах", из-за которого были тоже погублены десятки человеческих
жизней. Величиной 3 сантиметра, чистый и прозрачный, слегка
желтоватый с поверхности, он весит 88,7 карата. Алмаз был найден
среди обычной гальки в копях Голконды более 500 лет назад. Он
сохранил свою природную форму, лишь отдельные грани его были
отшлифованы.
Итальянский путешественник Марко Поло писал: "Нигде в свете,
только в этом царстве (то есть в Голконде) водятся алмазы, их тут
много и все хорошие. Но не думайте, чтобы лучшие алмазы шли в
наши христианские страны, несут их к великому хану, к царям и
князьям здешних стран и царств. У них большие богатства, они и
скупают все дорогие камни".
Именно поэтому желтоватый удлиненный алмаз сразу попал в
руки правителя Голконды. Согласно правилу индийских мастеров-^
гранильщиков, алмаз высшего качества должен иметь вершины,
грани и ребра в количестве 6, 8 и 12. Они должны быть острыми,!
ровными и прямолинейными, то есть алмаз должен иметь кристал-Ч
лографическую форму восьмигранника. Кроме того, камень дол- \
жен быть брахманом (по индийскому разделению камней на четы- '
ре сорта), то есть абсолютно бесцветным и прозрачным. I
Желтоватый алмаз "Шах", форма которого была далека от идеальной, относился к сорту "вайшья", поэтому он недолго задержался в руках индусов и был продан правителю Ахмаднагара.
Султаном Ахмаднагара был в то время мусульманин Бурхан
Второй. Огромный удлиненный алмаз - перст Аллаха - поразил
АЛМАЗ "ШАХ)
воображение правителя, а обширные плоские грани алмаза представились ему скрижалями истории, на которых следовало увековечить свое имя.
Гениальный мастер из придворной камнерезной мастерской
Бурхана Второго покрыл октоэдрическую грань алмаза тонким слоем
воска и иглой нацарапал нужные слова. Затем на кончик стальной
(или медной) иглы, смоченной маслом, набирал он алмазную пыль
и без конца царапал по грани.
Так появилась первая надпись - "Бурхан-Низам-шах Второй.
1000 год". Именно эта надпись и помогла ученым воссоздать историю камня.
Алмаз "Шах" недолго украшал сокровищницу Бурхана Второго.
По нашему летоисчислению 1000-й год соответствует 1591-му году.
Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол Акбар -
выдающийся государственный деятель и военачальник. В 1595 году
его войска захватили Ахмаднагар, и среди драгоценностей правителя нашли этот уникальный камень. Так алмаз "Шах" стал династической регалией Великих Моголов. Более сорока лет пролежал он в
их сокровищнице, пока не попал на глаза Шах-Джахану, который
сочетал в себе царственное величие с профессионализмом мастерагранильщика. Многие часы проводил он в гранильной мастерской,
собственноручно обрабатывая самоцветы. Может быть, он принимал участие в полировке некоторых граней алмаза, чтобы увидеть
прозрачность камня. А потом повелел вырезать на алмазе вторую
надпись: "Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год".
В 1665 году алмаз "Шах" впервые увидел европеец, знаменитый
французский путешественник Ж. Б. Тавернье. Алмаз был подвешен
к трону Великих Моголов и висел так, чтобы сидящий на троне
постоянно видел его перед собой. Камень окружает глубокая бороздка, чтобы его можно было подвешивать и на шею (как талисман) на шелковой или золотой нитке.
В 1739 году на индийский город Дели, где тогда находился камень, напал Надир-шах. Он переправил алмаз в Персию, и в Персии на камне появилась третья надпись: "Владыка Каджар-Фахтали-шах. Султан. 1242".
В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране
беспорядков был убит русский посол А.С. Грибоедов, автор знаменитой комедии "Горе от ума". Убийство дипломата великой держабы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была на"Равлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мир
402 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
зы - принц Хосрев-мирза. Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны - алмаз "Шах". В ответ на витиеватую речь Хосрев-мирзы российский император будто бы сказал только семь слов:
"Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие".
Долгое время эта версия считалась в истории единственной, однако теперь некоторые ученые считают, что в действительности дело
обстояло не совсем так. Видимо, версия о том, что алмаз был отдан
за смерть А.С. Грибоедова, возникла благодаря повести Ю.Н. Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара". Но востоковед В.Ф. Минорский еще
в 1920-х годах установил, что русский царь и не думал требовать
"цену за кровь" А.С. Грибоедова. Русское правительство настаивало на присылке посольства из Персии и наказании виновных. Персидский шах, направляя в Петербург свою делегацию, преследовал
свои цели: он хотел добиться снижения контрибуции. По Туркманчайскому договору 1828 года Персия должна была выплатить России десять кураров контрибуции, что составляло 20 миллионов рублей. Контрибуция была очень тяжелой для Персии, для ее выплаты
были отправлены в переплавку золотые канделябры шахского дворца, жены шаха и придворные сдали бриллиантовые пуговицы. Но
все равно удалось собрать только восемь кураров.
Униженные просьбы Хосрев-мирзы и его дары, среди которых
были не только алмаз "Шах", но и два кашмирских ковра, жемчуж-1
ное ожерелье, двадцать старинных манускриптов, сабли и прочие^
драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были
смягчить сердце русского царя.
Дары сделали свое дело: русский царь отказался от одного курара контрибуции и на пять лет отсрочил выплату другого. Так что
утверждать, будто алмаз "Шах" является "ценой крови" А.С. Грибоедова, можно с очень большой натяжкой.
"ДВОР ВЕЛИКОГО МОГОЛА АУРАНГЗЕБА
В ДЕЛИ В ДЕНЬ ЕГО РОЖДЕНИЯ"
Династия Великих Моголов ведет свое происхождение по прямой линии от Тамерлана Основателем этой династии был Бабур,
разбивший в 1526 году в битве при Панипате войска афганской
династии, правившей в Дели.
Более двухсот лет Моголы властвовали над Индостаном, вели
постоянные войны против соседних государств и своих вассалов,
подавляли восстания городских париев и крестьян.
Первым европейцем, описавшим двор Великих Моголов, был
Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье
проживший в Индии двенадцать лет и в 1670 году издавший книгу
о своих приключениях Через десять лет в свет вышла другая книга
привлекшая к себе всеобщее внимание. Это было "Описание шести путешествий, совершенных Жаном Батистом Тавернье, рыцаРЄМ и бароном д'Обонном, в Турцию, Персию и Индию за 40 лет
зсеми путями, какими можно достичь этих стран".
Во время своего последнего путешественника французский купец пользовался особым расположением могущественного прави^ля Аурангзеба. Прибыв ко двору владыки, Ж.Б. Тавернье и выс
404 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
шиє чины из его свиты получили традиционный подарок - золото
и драгоценные камни (общей стоимостью 23 187 франков).
В своем "Описании" французский путешественник неустанно
расписывает богатство и роскошь двора индийского владыки: "Я
трижды видел, как королю, сидящему на троне, приносили пить. На
золотой тарелке, украшенной алмазами, изумрудами и рубинами,
ему приносят большую гладкую круглую чашу из хрусталя с крышкой, сделанной, как и тарелка, из золота и драгоценных камней.
Вообще никто, кроме женщин и евнухов, не видит, как король
ест, и только очень редко на трапезах присутствует кто-либо из его
подданных, будь то князь или его ближайший родственник".
Перед отъездом Ж.Б. Тавернье Аурангзеб пригласил его по случаю своего дня рождения на праздник, который продолжался целых пять дней. И здесь двор индийского повелителя в Дели предстал перед французом во всем своем великолепии, когда вассалы
преподносили своему владыке богатые подарки.
Врач Бернье и Ж.Б. Тавернье (а также некоторые другие лица)
сообщали, что "этот двор пышнее, чем двор французского короля в
Версале. Государь правит бескрайней страной и живет, утопая в
роскоши". Во второй половине XVII века по всей Европе ходили
слухи о сказочной роскоши двора Великих Моголов в Дели. Курфюрст Саксонский Август приобретал картины, отображавшие
жизнь этого двора, но они его не удовлетворяли. Ему хотелось видеть все великолепие, весь блеск индийского двора реально - воплощенными в золоте и драгоценных камнях. Иоганн Мельхиор
Динглингер, замечательный немецкий ювелир XVI века, и создал
для курфюрста Августа шедевр - "Двор Великого Могола Аурангзеба в Дели в день его рождения" (размеры его 142 х 114 сантиметров), который находится сейчас в "Зеленых сводах" в Дрездене.
И.М. Динглингер одинаково блестяще владел искусством обработки драгоценных камней, золота и серебра. К работе над
этим ювелирным шедевром с множеством мелких, покрытых эмалью кукольных фигурок мастер приступил в 1701 году. К этому
времени И.М. Динглингер был уже достаточно богат. За расход
материала для этого произведения (за драгоценные камни и золото) ему нужно было платить самому, как и за труд подмастерьев. Кроме золота и серебра, немецкому ювелиру потребовалось
4909 бриллиантов, 164 изумруда, 160 рубинов и 1 сапфир. Он
трудился вместе с двумя своими братьями - Георгом Фридрихом и Георгом Кристофом - и 14 помощниками в течение семи
"ДВОР ВЕЛИКОГО МОГОЛА АУРАНГЗЕБА..."
лет, а в марте 1709 года преподнес свое творение Августу Сильному, который оценил его в 60 000 талеров.
"Двор" делится на три отделенных друг от друга внутренних
двора. Первый внутренний двор устлан серебром, второй - золотом, а в третьем на троне восседает сам великий Аурангзеб, окруженный своей свитой. К его богато украшенному павильону приближаются князья со своими приближенными и слугами, несущими дары.
60 000 талеров, заплаченные ювелиру Августом Сильным, не
была слишком высокой ценой. Что же касается художественного
исполнения этой самой крупной работы И.М. Динглингера, то цены
ему просто нет.
ИНДЮК-КУРИЛЬНИЦА ИЗ МЕКСИКИ
Христофор Колумб, вернувшись в Европу из своего плавания к
берегам Америки, показал при дворе испанского короля несколько
изделий древнеамериканских ювелиров, привезенных с новооткрытых островов. Эти предметы сразу же возбудили всеобщий интерес, так как были сделаны из золота, но образованные люди Европы (среди которых был и немецкий художник А. Дюрер) сразу же
поняли, что неизмеримо более ценными, чем сам металл, были
художественные достоинства этих произведений.
Некий полковник Ла Роса приказал переплавить в слитки более 5000 золотых бабочек, каждая из которых весила около миллиграмма. Эти создания древнеперуанских индейцев настолько легки, что, запущенные в воздух, могли некоторое время парить над
землей.
В 1813-1816 годы Михаил Лазарев, тогда еще капитан, на фрегате "Суворов" совершал плавание к русским владениям в Северной Америке. На обратном пути корабль зашел в Перу, и в этой
стране, как записано в документах М. Лазарева, "26 января... приняли различные вещи из древностей прежних инков... от вицекороля маркиза де Абагадиль с письмом". В числе этих вещей русскому "Государю Императору были присланы золотые фольги пять
ИНДЮК-КУРИЛЬНИЦА ИЗ МЕКСИКИ
штук, шариков золотых шесть, в том числе один больше и один
полушарик". Все эти вещи впоследствии были переданы в Эрмитаж, но, к сожалению, в запасниках музея они пока не обнаружены. Зато подлинным шедевром является небольшая серебряная
фигурка индюка с веерообразным хвостом и опущенными по бокам крыльями.
Индюк стоит на филигранном подносике-поддоне, к которому
прикреплен посредством двух винтов на гайках. Индейский ювелир сделал ноги и голову птицы массивными, отлив их, по-видимому, способом "потерянного воска". Все остальные части его туловища, как и сам поднос, сделаны филигранью, причем овальные
и спиральные филигранные нити довольно толстые.
Высота изделия - всего 11 сантиметров, а вес его - 650 граммов. К туловищу индюка, сделанного из белого блестящего серебра
(без каких-либо следов потемнения, окиси или копоти), прикреплены большие изогнутые крылья, на верхней части его шеи - узкий ошейник из двух крученых проволок, около груди - второй
(большего диаметра).
На голове индюка находится петля, к которой мастер-ювелир
прикрепил короткую серебряную цепочку с пуговкой, украшенная
эмалевыми вставками. В середину пуговки вложен небольшой кусочек материала красного цвета. Р. В. Кинжалов, известный исследователь искусства американских индейцев, предполагает, что цепочка использовалась для открывания этой вещи, потому что само
тело индюка горизонтальным разрезом делится на две половины.
Сам разрез оформлен в виде двух находящих друг на друга колец, сделанных из широкой серебряной ленты и около хвоста скрепленных довольно большим шарниром. Благодаря ему, верхняя часть
индюка, служащая крышкой, может быть опрокинута назад, после
чего можно заглянуть в нутро птицы.
Серебряная фигурка индюка, по предположению Р.В. Кинжалова, служила курильницей. Внутрь ее должны были накладываться раскаленные угли, на которые насыпались благовонные смолы.
Дым выходил через филигранные верхние части туловища и грудь
индюка, однако на изделии следов использования его именно в
качестве курильницы не видно.
Фигурные курильницы в форме животных или птиц были известны ученым по культурам народов Переднего Востока. От арабов,
завоевавших часть Испании, они попали к жителям Пиренейского
полуострова, а затем и в испанские колонии в Америке.
100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
Подносик шириной 15,5 сантиметра, на котором укреплена
курильница, имеет волнистые края с чисто барочным оформлением, а середина его выполнена филигранной техникой. Он стоит на
трех литых маленьких ножках, массивных и слегка изогнутых. Подставки такого рода были очень характерны для изделий мексикан- .
ских мастеров-ювелиров конца XVIII века. Именно эта черта, а
также ряд других художественно-технических деталей дает ученым
основание предположить, что курильница изготовлена в Мексике,
а не в Перу, как это сказано в документах М. Лазарева. Вице-королем Пер
...Закладка в соц.сетях