Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ сокровищ

страница №25

вого пленного. Кроме того, и здесь существовали своего рода различия, например, взят ли пленник при
помощи товарищей или без нее. Если молодой ацтек действовал с
помощью других, то обязан был привести сразу шестерых пленных.
Только после этого юноша переходил в группу воинов и получал
все права взрослого мужчины. Но если юноша очень долго не мог
захватить пленного, его ожидал всеобщий позор: он считался "переростком" и обязан был носить детскую прическу.

Молодого ацтека, захватившего пленного в одиночку, без помощи товарищей, приводили во дворец Монтесумы, где победитель после беседы с правителем получал ценные подарки. Вся дальнейшая карьера воина зависела от числа приведенных им пленных.
Тот, кто пленил четверых или пятерых человек, получал звание
"предводителя" и "право на циновку" (то есть право сидеть) в "Орлином доме" - на собраниях "воинов-орлов".

В общество "воинов-орлов" допускались только знатные лица и
их сыновья, все они имели привилегированное положение (освобождались от податей, могли иметь несколько жен, имели право
носить одежду из хлопка). Воины-орлы имели свой храм, а во дворце
правителя им был отведен особый зал. Все их привилегии были
наследственными.

В определенные дни члены такого союза устраивали культовые
пляски, переодеваясь в костюм того или иного тотемного животно^ Особую роль "воины-орлы" играли на ежегодном ацтекском
"Разднике Тлакашипеуалистли. Одной из частей этого праздника
было ритуальное сражение между пленными и "воинами-орлами".
^я битвы пленные вместо меча получали палку, украшенную пеРЬЯМИ, и легкий деревянный щит, а "воины-орлы" имели настоя
350 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ;

щее оружие. Естественно, что при таком соотношении сил исході
ритуального боя был предрешен заранее. Но иногда мужество плен-.;

ников было настолько велико, что битва продолжалась несколькс
часов, и, чтобы побыстрее закончить ее, со стороны ацтеков выступали уже несколько человек против одного пленника. Испанские завоеватели, познакомившись с этим ритуальным празднеством, назвали его "гладиаторским жертвоприношением". Самк
ацтеки называли его "посыланием ацтекского человека наверх"^
(на небо), так как участвовавшие в нем пленные назывались "орлиными людьми".

Одежда "воина-орла" состояла из шлема в виде головы орла,
украшенного пучком длинных перьев, серег и других украшений. В
ацтекских рукописях часто встречаются изображения таких одеяний, которые в качестве дани приносились побежденными племенами. Среди всего прочего в них упоминается и "золотой шлем с
клювом орла, покрытый различным золотым шитьем*, с султаном
из синих и длинных зеленых перьев". Такие шлемы надевались
только в особо торжественных случаях - на празднествах или в
бою. В обычные дни шлем заменялся ремнем с кистями из таких
же орлиных перьев.

Вероятнее всего, и описываемое нами золотое нагрудное укра-|
шение является знаком отличия одного из "воинов-орлов", даже,|
может быть, он предназначался для самого "предводителя". При-|
чем данный экземпляр очень уникален, так как ничего подобной
ему в описаниях больше не встречается нигде.

* Имеется в виду техника ложной филиграни.

БОЛЬШОЙ НАРЯД
ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его
границы. Кроме того, новому царю - Михаилу Федоровичу Романову - необходимо было восстановить богатство и пышность
московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить

Т^^^^ ЗOJlorУЮ и серебряную утварь, парадное оружие.
п 1DZ/-1D20 годы кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича "государев Большой наряд", который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. "Большой наряд" русский царь назвал только в особо торжественных случаях - во время "парадных
°ыходов" и во время приема иноземных послов.

Золотой чеканный венец "наряда Большой казны" окружен тиично русскими прорезными "городками" и ажурными запонами с
^Рагоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубычье зелеными эмалям^ создает звучную красочную гамму и узоро
352 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

Держава "Большого наряда" представляет собой золотой шар,
разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким
крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре
части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни
библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя.
Его искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.

Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой
и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице,
молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связан-1
ных с плодородием.


Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя
Михаила Федоровича был изготовлен саадак - налуч и колчан для
стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан сияют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, свер-:

кают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свободно^
покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены
геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.

Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали в
августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его созда-^
вала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры,!
служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответ-J
ствовали исконно русским вкусам того времени. |

На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золота,|
более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхності
саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.

АЛМАЗНЫЙ ТРОН
ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

При царе Алексее Михайловиче государство российское шло

огромными шагами к возвышению, усиливаясь в могуществе сво^ Оно вступало в политические связи со многими европейскими
гранами, и само становилось в череду первостепенных держав в

^ире. Русский царь видел исполнение своих желаний и хотел пока
іть внутреннее благосостояние также и наружной пышностью сво^о двора.

К числу царских сокровищ относится алмазный трон русского
онарха, сделанный в готическом стиле. Аттмазный трон, выпол
100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

ненный в Исфагане в 1659 году придворными ювелирами персидского шаха, был поднесен царю Алексею Михайловичу Армянской
торговой компанией. Армянские купцы были очень заинтересованы в получении различных льгот и привилегий для торговли в Русском государстве. Они полагали, что такой подарок поможет им

достигнуть желанной цели.

В одной из архивных выписок о приезде персов упоминается,

что "1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу
чечом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто
Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла
оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуга, по

оценке 22,591 руб. алтын".

Для украшения трона армянские купцы купили в Индии множество драгоценных камней, в числе которых были 800 замечательных алмазов. Трон был обложен золотой басмой и сетчатыми чеканными накладками, украшенными драгоценными камнями.

Из четырех столбиков, составляющих основу сидения, на двух
задних были поставлены еще два столбика, отклоняющиеся назад и
образующие с перететивьями спинку. На ней по черному бархату
вышиты шелком и золотом (местами нанизанным жемчугом) два
Гения, держащие в руках по трубе, а другой рукой поддерживаю-;

щие корону с жемчугом и драгоценными камнями. В короне нахо-1
дятся 21 алмаз, 28 яхонтов, два места остались пустые, а в треха
нитках крупного жемчуга 105 зерен. Украшена яхонтами и жемчугом и грудь Гениев. Между ними расположена унизанная жемчу.
гом надпись (162 зерна мелкого жемчуга): "Могущественнейшем^
и непобедимейшему Московии Императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный; да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечной

блаженства. Лета Христова 1659".

С боковых наружных сторон столбиков в каждом алмазном ряду
находится по тринадцать алмазов, а в середине между алмазными
полосами расположено по тринадцать красных алмазов и гранатов.

На верхнем отдельном перететивье находится крест, составленный из бирюзового набора, а посреди креста посажен гранат, вокруг которого в золотых гнездах укреплены четыре алмаза. Верхний
и боковые алмаза сделаны в форме овала, а нижний - треугольный По бокам самого креста, в двух подобных ему звездообразных
крестах из бирюзового набора и между ними, укреплены 54 больших алмаза и 62 малых.

АЛМАЗНЫЙ ТРОН ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 355

Лицевая сторона алмазного трона тоже украшена драгоценными камнями: здесь укреплены 876 алмазов и еще 1224 драгоценных
камня - яхонты, изумруды и другие, а сверх этого еще и множество жемчуга. По боковым сторонам помещены полосы удивительных персидских миниатюр, на которых изображены птицы, животные, растения и сцены охоты. Выемы и отвалы алмазного трона
отделаны чеканным золотом, своими выпуклостями изображающим разнообразные восточные фигуры.

На самом верху алмазного трона, на столбиках, установлены
золотые фигуры апостола Петра и Николая Чудотворца, а двуглавый орел посреди спинки был приделан уже в России.

ПАТРИАРШАЯ РИЗНИЦА 357

ПАТРИАРШАЯ РИЗНИЦА

В январе 1918 года была ограблена находившаяся в московском
Кремле Патриаршая ризница - бесценная сокровищница древнего прикладного и декоративного искусства. В те зимние послереволюционные дни Кремль являл собой картину довольно неприглядную: его тротуары, мостовые и площади были покрыты жижей грязного снега, растоптанного тысячами ног; во дворах выше человеческого роста стояли сугробы неубранного снега и были навалены
кучи всевозможного хлама. В самых неожиданных и неподходящих
местах лежали огромные штабели дров, ведь для отопления всех
кремлевских зданий их требовалось два, а то и три вагона в день.
По всей территории Кремля с утра до позднего вечера бродили
толпы людей: никто не знал, кто были эти люди и что им тут нужно. Впрочем, никто этим и не интересовался...

Понятно, что в подобных условиях некоторые кремлевские хранилища ценностей являлись объектами "угрожающими" - с точки
зрения их охраны и обеспечения безопасности. В число таких объектов входила и Патриаршая ризница, которая размещалась в верхнем этаже пристройки к знаменитой колокольне "Иван Великий".

В архивах Московского археологического общества сохранился
любопытный документ (от 24 мая 1910 года) о том, что еще в
время специальная комиссия осматривала Патриаршую ризницу и
установила, ее помещение "небезопасно" Ненадежными были признаны два окна на южной стороне колокольни, обращенные к Царьколоколу. А так называемые тепловые каналы и каналы обратной
тяги, проходящие в стенах здания, комиссия признала "вполне доступными для проникновения злоумышленников через камеру печи
или через приточный канал снаружи" Тогда комиссия предложила
выставлять пост под окнами ризницы и Царь-колокола, а тепловой
и приточный каналы заделать стальной решеткой Но меры эти
вовремя не были приняты, и через восемь лет грабители воспользовались именно этим способом

Когда-то Патриаршая ризница размещалась в Патриарших палатах, в здании, которое было построено в 1643-1645 годы около
Успенского собора. Здесь же находилась и Крестовая палата -
приемная патриархов, и патриаршая библиотека, и церковь Двенадцати апостолов - домовая церковь патриархов, над ней и располагалась ризница.

В начале XVIII века, когда Петр I ликвидировал патриаршество,
часть сокровищ ризницы раздали церквам и монастырям, а оставшиеся поместили в небольшую церковь Филиппа, "что у патриарха
вверху". Во время наполеоновского нашествия в 1812 году сокровища ризницы вывезли в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, а
по возвращении их разместили на третьем ярусе звонницы, которую итальянский зодчий Петрок Малый возвел в 1552 году рядом с
"Иваном Великим".

Когда 30 января 1918 года ризничий и сопровождавшая его охрана подошли к дверям ризницы, они увидели, что находившийся
справа от двери металлический ставень с зеркальным стеклом, закрывавший небольшую нишу в стене, вскрыт Перед вошедшими
предстала картина самого варварского разгрома Сначала им даже
показалось, что грабители вынесли буквально все, лишь со времечем удалось установить размеры похищенного.

Из Патриаршей ризницы исчезло большинство икон и пана'ий, изготовленных из драгоценных металлов и украшенных драгоценными камнями Слово "панагия" означает Всесвятая, и наимечование это принадлежит Божией Матери В древние церкви причосили особую просфору в честь Божией Матери, которую клали в
^обый ковчежец Во время трапез в древних обителях этот ковче^бЦ возлагали на себя и носили его в воспоминание о явлении
^жией Матери апостолам после Вознесения Ее на небо. Сам ков

358


100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

чежец назывался панагиаром, и по примеру древних настоятелей
такие же панагиары стали устраивать для себя и архиепископы.
Отсюда и получили свое название иконы, которые архиепископы

носят на груди, - панагии.

В Патриаршей ризнице можно увидеть священную и домаш
нуюю одежду и утварь не только патриархов московских, но и древних митрополитов всероссийских. Большинство священных предметов ризницы - это вклады русских государей, но есть среди них
и такие, которые в разное время были доставлены из Константинополя.

Например, в Патриаршей ризнице хранятся омофоры - облачение, представляющее собой длинный широкий плат, который
использовался священнослужителями во время богослужений. Омофора восходит к временам апостольским, когда, по преданию, такие омофоры носили апостолы Петр и Марк. В древности омофоры делались из овечьей шерсти и служили символом той заблудшей
овцы, которую Христос обрел и взял на рамена свои. Впоследствии
омофоры стали изготовлять из различных тканей - с крестами и

другими священными изображениями.

Древнейшим в Патриаршей ризнице является омофор из белой

камки* - на красной тафтяной подкладке и с малиновыми шелковыми кистями. На омофоре на четырех крестах помещены четыре
изображения с греческими надписями: Рождество Христово, Крещение, Распятие и Воскресение. Омофор состоит из двух кусков
ткани, и на одном из них, в круге, помещено Воскресение Христово.


Изображение Рождества Христова представляет Богоматерь,

возлежащую на одре и обратившую голову свою в правую сторону,
где перед ней в яслях лежит спеленатый младенец, а над яслями
стоит звезда. У изголовья Богоматери стоят волхвы и осел, а ниже
(в левой стороне изображения) сидит в задумчивой позе Иосиф.
Перед ним - традиционная фигура старца в козлиной шкуре и с
клюкой в руке; справа - сцена омовения младенца, совершаемая

старой женщиной и служанкой.

Изображены едущие на конях волхвы в красных шапках, а на

небе - три ангела, один из которых несколько удален от других,
на него и обратил свой взор пастух в круглой шапке и с посохом в

руке.

* Камка - шелковая ткань с различными фигурами и узорами.

ПАТРИАРШАЯ РИЗНИЦА 359

Время изготовления этого омофора относили и IV, и к VII векам, приурочивая его то к Первому, то к Шестому Вселенским
соборам. Этот драгоценнейший омофор, который приписывали
святителю Николаю Чудотворцу, привез в XVII веке в Москву митрополит никейский Григорий - в дар царю Алексею Михайловичу. В грамоте патриарха иерусалимского Паисия, писанной к русскому царю, об омофоре сообщалось: "Он* показывал нам найденный в ризнице своей митрополии (Никеи) один ветхий священный
омофор. Как значится в ризничной описи митрополии, он принадлежал святейшему патриарху александрийскому Александру, присутствовавшему на соборе 318-ти свв. Отцев, где он сам возлагал
его на себя и свв. Отцы". Позднее исследователь А.И. Успенский,
на основе палеографических признаков и характере иконографического изображения, определил, что омофор мог быть лишь на
Седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в 788 году.

Из других священных одежд Патриаршей ризницы можно выделить облачение святого Фотия - митрополита московского. Ему
принадлежат два саккоса, епитрахиль, поручи и парамонд искусной греческой работы. Эти облачения и по богатству украшений, и
по искусству исполнения принадлежат к числу самых замечательных памятников священной древности.

Большой саккос митрополита Фотия шит золотом и серебром
волоченым по лазоревому атласу, а подол его весь унизан жемчугом. Изнутри саккос подложен вишневой тафтой, у него есть десять колоколец, а мелкого жемчуга и сосчитать трудно.

Большой саккос митрополита Фотия украшен изображениями
праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом
и унизаны жемчугом. Все изображения и надписи размещены на
саккосе по плану и в определенном порядке, что придает ему вид
самый благолепный. На одной стороне саккоса вышиты Благовещение Богоматери, Распятие Господне, Вход Господень в Иерусалим, Положение во гроб, Тайная вечеря, Сошествие во ад; пророки
Соломон, Давид, Исайя, Иеремия и другие, а также святые и мученики.

Распятие Господне изображено на передней стороне саккоса, в
кресте - с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом
(погрудное изображение), святым сотником Лонгином и воином.
Сверху к кресту Иисуса Христа приникли два ангела, а в пещере у

* То есть митрополит никейский Григорий.

збо

100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

подножия креста изображена голова Адама; между концами креста
изображены пророки, а вверху креста - Спаситель-отрок с открытыми глазами, за ним справа - ангел с орудиями страданий. Внизу
креста изображен Гроб Господень с лежащим спеленатым телом
Иисуса Христа.

На оплечьях саккоса вышиты Спаситель, Богоматерь, Иоанн
Богослов и ангелы. Святые изображены с подвижническими лицами, в которых выражается их святость и богоугодная жизнь.

К числу сокровищ Патриаршей ризницы относится панагия
митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на котором было
вырезано Знамение Божией Матери. Внутри этой панагии находятся частицы святых мощей, а также частица Животворящего
Древа и частица камня от Гроба Господня.

Митрополиту Дионисию принадлежала и другая панагия, тоже
сделанная из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна
Лествичника. Между находящимися в панагии частями святых
мощей лежит часть багряницы Спасителя и часть камня от горы
Голгофы. Обе эти панагии были сделаны по повелению Ивана,
Грозного в память об убиенном им сыне.


Золотая панагия митрополита Петра - небольшая. В середину
ее вставлен халцедон, на котором вырезан образ пророка Даниила. |
Около халцедона расположены четыре граната в золотых гнездах, а
между ними восемь кафимских зерен. Сзади вырезан образ Богоматери Одигитрии с Предвечным младенцем. Возглавие панагии
сделано золотом с чернью, и в нем укреплен винис в золотом гнезде, на возглавии и на закрепах - пять жемчужин.

Во время разграбления* из ризницы исчезла серебряная дарохранительница "Малый Сион" (1486 год), украшенная драгоцен-)
ными камнями. Исчезла и задняя доска гигантского оклада печат-|
ного Евангелия. Этот оклад был в 1693 году подарен Успенскому)
собору Кремля царицей Настасьей Кирилловной - матерью Пет-|
ра I. Все поле оклада покрывали эмалевые украшения, алмазы и|
драгоценные камни, а фигуры евангелистов на лицевой стороне!
доски были вырезаны на крупных изумрудах.

Трудно рассказать о всех священных реликвиях Патриаршей
ризницы, ведь она является богатейшей коллекцией предметов церковного убранства, а также предметов прикладного и декоративно
* Об этом "преступлении века" можно подробнее прочитать в журнале
"Наука и религия" (1984, № 4-5).

ПАТРИАРШАЯ РИЗНИЦА

361


го искусства разных веков. В ней находилось церемониальное и
келейное (обиходное) имущество русских патриархов и митрополитов (саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и
другое облачение), а также ценнейшие и древнейшие вещи из ризниц кремлевских соборов. Были тут вещи, изготовленные по специальному заказу русских патриархов, а также подаренные им.
Количество драгоценного металла и камней, пошедших на изготовление этих изделий, не поддавалось никакому исчислению, но

намного значительней была художественная стоимость этих предметов.

ОРУЖЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПЕТРА I

Петр I собирал оружие
на протяжении всей своей
жизни, ему принадлежала
одна из самых значительных
оружейных коллекций мира:

она насчитывает 526 образцов охотничьего и строевого холодного и огнестрельного оружия, созданных
как западноевропейскими
и восточными мастерами,
так и русскими оружейниками конца XVII - начала XVIII веков.

Образцы оружия, принадлежавшие русским
вельможам, нередко после
их смерти отходили в государственную казну, а потом ;

передавались в Оружейную I
палату. Петровское собра-;

ние, и это особенно важно, хранилось отдельно от
государственной казны -
при его жизни всегда, а
после кончины царя -
тоже довольно определенное время.

При жизни русского
царя его оружие сначала
хранилось в селе Преображенском под Москвой, а в
1736 году коллекцию перевезли в Санкт-Петербург и
разместили в бывшем доме
царевича Алексея. Однако
уже в 1737 году коллекция

ОРУЖЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПЕТРА I

збз

находилась в Итальянском домике Екатерины І, в дальнейшем она
хранилась в Ораниенбауме, а в 1810 году была перевезена в Оружейную палату Кремля.

Петр I следил за всеми новшествами в оружейном деле, особенно
интересовался возможностями увеличить огнестрельность оружия. Задача эта решалась тремя путями: увеличением количества стволов,
заряжением с казенной части (что позволяло ускорять перезарядку
оружия) и созданием магазинных систем. Образцы оружейной коллекции Петра Великого во многом и отражают эти поиски.


Ядро петровского собрания составили не пышно украшенное
парадное оружие, а типичные национальные образцы основных его
видов и конструкций. Следует отметить, что царь-реформатор интересовался этим предметом не как любитель-коллекционер, а как
государственный деятель, занятый организацией регулярной русской армии. Сам он любил повторять, что "военное дело - есть
первое из мирских дел!". Но хотя Петр I и подбирал экспонаты
своей коллекции с государственными целями, она тем не менее
оставалась личным, уникальным собранием.

Интерес к оружию у Петра I проявился очень рано. В 1675 году
для братьев-царевичей (девятилетнего Ивана и трехлетнего Петра)
были устроены потехи - царские забавы с использованием оружия. Согласно сохранившимся архивным записям, живописцу Ивану
Безминову выдали 200 листов золота и сто листов серебра для украшения "булав, буздыханов, ножиков, шестоперов, чеканов, топоров, посольских и простых, молотков, пары пистолей и карабинов...". Потом появились другие записи, а в 1682 году помазанный
на царство десятилетний Петр впервые потребовал из Оружейной
палаты уже не игрушки или единичные образцы, а "50 пищалей
винтованных, 100 завесных (крепостных), 50 карабинов, и к тем
пищалям купить трещотки, затравки до 20 натрусок (пороховниц)
карельчатых и к ним шнуры, да пуль разных статей два пуда".

В каком именно году Петр I заложил основу собственного оружейного собрания - точно неизвестно. Большую часть его (320 предметов) составляет ручное огнестрельное оружие западноевропейского и восточного производства. В том числе образцы с различными
механизмами воспламенения: фитильные, колесцовые и кремневые
РУЖЬЯ и пистолеты.

Фитильное и колесцовое оружие представлено в коллекции
Петра І небольшим количеством образцов, и хотя фитильные муш^ты и карабины, колесцовые пистолеты и аркебузы еще состояли

364


100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

на вооружении многих европейских держав, разработка новых конструкций подобных механизмов во второй половине XVII века была
уже почти завершена. Поэтому основное место в петровской коллекции занимает оружие с кремневым замком, потому что замок,
использующий удар кремня по огниву, обладал лучшими боевыми
качествами - был прост, удобен и надежен.

Больше всего в коллекции русского царя образцов шведского
оружия - в основном военного. Оно было очень просто оформлено, так как шведские мастера-оружейники уделяли внимание его
прочности и надежности. Во время Северной войны оружейное
производство Швеции было практически полностью сосредоточено на выпуске армейского строевого оружия. Естественно, что Петр
I интересовался оружием противника, так как мастерство шведских оружейников находилось на очень высоком уровне. В строевом
оружии они применяли нарезные стволы, оригинальные прицельные приспособления в виде трубок-диоптров, различные усовершенствования кремневых замков и т.д.

Среди образцов шведского оружия есть работы Даниэля Ролофа - стокгольмского мастера последней четверти XVII века. Он
делал гладкоствольные ружья с замком с округлыми формами деталей и предохранителем в виде крюка у основания курка, а еще он
применял широкий фузейный приклад (без ящика для принадлежностей) и толстостенный граненый ствол.

Особенно интересны строевые винтовки, которые скорее всего
поступили в собрание Петра I как трофеи после взятия Нарвы в
1704 году. Подобные образцы сохранились и в некоторых других
оружейных коллекциях, однако среди петровских есть два с надписью "NARVA", указывающей на место их изготовления. Причем
одна из винтовок сделана известным мастером Г. Классом. Для
изготовления таких винтовок нарвские оружейники использовали
доставленные из Швеции и других европейских стран нарезные
стволы, калибром не более 11 миллиметров.

Широко представлено в петровской коллекции и голландское
оружие, созданное в таких крупных городах, как Амстердам, Утрехт, Маастрихт, а также оружие французское. Во второй половине
XVII века Франция стала не только лидером оружейного дела

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.