Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ сокровищ

страница №26

в
Европе, но и своего рода законодательницей художественных направлений в оформлении оружия.

Самым известным из французских мастеров-оружейников был
парижанин Шасто. Изготовленные им пистолеты и фузеи отлича
ОРУЖЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПЕТРА I

365


ются великолепным качеством и художественным вкусом; мастер
владел разнообразными техниками обработки металла и дерева.
Например, очень необычна пара пистолетов, изготовленная Шасто. Стволы пистолетов с кремневыми замками круглые, в казенной
части они украшены обронными орнаментами и изображением
воина в античных одеждах в орнаментальном обрамлении. На прицельной грани сделана надпись: "CHASTEAU A PARIS". Рукояти
пистолетов инкрустированы серебряной проволокой и фигурными
серебряными пластинами; приборы - железные, с гравировкой и
золочением. Набалдашники рукоятей выполнены в виде золоченых литых оскаленных собачьих голов.

Пышная резьба на цевье пистолетов словно вторит обронному
орнаменту высокого рельефа на казенной части ствола, а на гербовых щитках были изображены мужские и женские профили. Мастер Шасто в гравировке на небольших металлических деталях достиг подлинного совершенства.

Кроме огнестрельного, в оружейное собрание Петра I входили
и образцы холодного оружия. В те времена были широко распространены разнообразные виды шпаг, палашей, сабель, кортиков и
т.д. Одним из крупнейших в Европе центров по производству холодного оружия был немецкий город Золинген. На клинке одной
из шпаг парадного образца есть надпись "SOLINGEN 1703" и изображение двуглавого орла с вензелем Петра I.

Сам клинок имеет довольно необычную форму: он трехгранный, однолезвийный, с широким обухом, на конце - обоюдоострый. Поверхность клинка сплошь покрыта воронением и резными
золочеными изображениями. На одной его стороне - восемь аллегорических женских фигур, олицетворяющих основные христианские добродетели; на другой - правители - германские курфюрсты и императоры (с поясняющими надписями). Исследователи предполагают, что эту великолепную шпагу изготовили специально в подарок русскому царю.

ПЕТРОВСКИЙ КУБОК

"Весьма драгоценная золотая кружка... снаружи покрыта золотой финифтью и везде равномерно, как и крышка; обложена прекраснейшими каменьями или выпуклыми на разных драгоценных
камнях головками, одинаковыми фигурами древними и новейшими. Из сей драгоценной кружки, говорят, король Дацкий однажды
за столом пил за здравие Петра Великого в Копенгагене и потом
оную бывшей с ним Императрице Екатерине поднес "в подарок
для памяти". Так писал академик Якоб Штелин в своих "Сказаниях
о Петре Великом".

В июле 1716 года в Копенгагене, во время второго заграничного
путешествия Петра I, датский король Христиан VI действительно
преподнес царственной чете из России роскошный дар - золотой
кубок, усеянный множеством резных камней. После смерти Петра I
этот кубок поступил в Кунсткамеру, где его и увидел академик
Я. Штелин.

Драгоценный кубок был описан и в двухтомном издании (на
латинском языке) "Императорского Петербургского музея": "Застольная золотая чаша с крышкой, покрытая голубой эмалью, стоящая на трех ножках, изображающих дельфинов, украшена древ-;

ПЕТРОВСКИЙ КУБОК

367


ними и новыми геммами различной формы и величины из агата,
оникса, сардоникса и т.п. Дар короля Датского. 1716 г.".

В 1747 году в здании Академии наук, где тогда располагалась и
Кунсткамера, произошел такой сильный пожар, что в огне погибли
даже медные доски. Что уж было говорить о коллекциях Кунсткамеры!

Но "петровский кубок" не погиб в огне. В середине XVIII века
английский резчик по камню Л. Наттер отметил эту реликвию как
самое интересное из того, что он видел в Петербурге. В Лондоне
Л. Наттер издал свой "Трактат о резьбе на камнях", в котором есть
и такие строки: "В Копенгагене показывают большой золотой ку-,
бок, весь покрытый античными камеями, и похожий есть в Петербурге, но в том и другом хорошее и плохое смешано вместе... Это и
все, что я мог открыть во время моего петербургского путешествия".'

Заграничные путешественники, посещавшие Россию в годы
правления Екатерины II, единодушно хвалили "петровский кубок",
который им показывали в Кунсткамере. Кавалер Карберон, секретарь французского посольства, в феврале 1776 года так писал в
Париж о своем посещении Петербургской Академии наук: "Среди
этих редкостей имеется великолепный кубок, подаренный жене
Петра I королевой Дании. Этот кубок из тонкого золота, инкрустированный прекрасными антиками и резными геммами".

На всей поверхности кубка, высота которого составляла примерно 32 сантиметра, располагалось около 2320 резных камней.
Самые ранние из них относились к XVI веку - к работам итальянских и французских мастерских эпохи Возрождения; самые поздние по времени были близки времени изготовления самого кубка - XVIII веку.

В 1785 году кубок был взят из Кунсткамеры "в комнату ее величества императрицы Екатерины II". Страстная собирательница "антиков" (так тогда называли камеи), Екатерина II не устояла перед
соблазном увеличить свою коллекцию: 1 января 1785 года кубок
был "изъят" из Кунсткамеры, а взамен него туда поступил "пожалованный Императрицей минеральный кабинет профессора Лаксмана". Инициатором этого "изъятия" была Е.Р. Дашкова, назначенная Президентом Академии наук, которую негласно называли
"Екатериной Малой".

К сожалению, великолепный дар датского короля до наших дней
н^ сохранился. Пережив пожар 1747 года, он был испорчен людьми
и лишился своего богатого украшения. Варварское уничтожение

368


100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

"петровского кубка" было не только личным капризом русской
императрицы: к тому времени отношение к геммам резко изменилось, и их стали воспринимать как самоценные произведения искусства... И бесценный кубок перестал существовать.

Сейчас его можно увидеть только в Отделе гравюр Эрмитажа,
на чудом уцелевшей акварели О. Эллинера и на гравюре, выполненной для задумывавшегося (но неосуществленного) каталога
Кунсткамеры. Эти изображения и позволили сотрудникам Эрмитажа найти в коллекции глиптики геммы, некогда украшавшие лицевую сторону "петровской реликвии".

Камея с портретом французского короля Франциска I, некогда
располагавшаяся на крышке кубка, была выполнена Маттео дель
Нассаро - мастером из Вероны; камея "Падение Икара" была изготовлена в Италии и восходит к рисунку Перино дель Вага, ученика Рафаэля. Великолепны также крупные камеи "Вакханки" и "Минервы", украшавшие центральную часть "петровского кубка", как
и многофигурные геммы "Актеон" и "Суд Париса".

АЛМАЗ "ВЕЛИКИЙ МОГОЛ"

Голконда - столица древнего индийского государства. Опоясанная многокилометровой стеной (причем не один раз!), крепость
и сейчас смотрится неприступной. А еще Голконда, что на языке
телугу означает всего-навсего "пастушеский холм", - это синоним
несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь, в бассейне
реки Кришны, найдено множество драгоценных камней, которые
до XVIII века и добывались-то только в Индии.

Вот как в 1298 году описывал Голконду известный путешественник Марко Поло: "В этом царстве находят алмазы, и скажу вам,
много тут гор, где находят... алмазы. Пойдет дождь, вода и потечет
ручьями по горам да по большим пещерам, а как перестанет дождь
и только что вода сойдет, идут люди искать алмазы в тех самых
руслах, что вода понаделала, и много их находят.

А летом, когда тут ни капли воды, много алмазов находят в
горах, но жара тогда тут нестерпимая. В этих горах, скажу вам,
больших да толстых змей великое множество, и ходят туда люди с

опаскою. Но если могут, так все-таки и находят там большие и
крупные алмазы".

Именно из старой Юлконды отправились в путешествие по белу
свету известные всем бриллианты, такие, как "Кохинор", "Орлов",
"Шах", "Регент", "Великий Могол" и другие. Все знаменитые камчи индийского происхождения окутаны дымкой таинственности и
^гадочности. И чем меньше наука знает об их происхождении, тем
богаче и красочней становятся легенды, окутывающие их.

370______________________100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

Старейший драгоценный камень "Великий Могол" был найден
в копях Колур на реке К-истне в Голко нде в 1640 году (по другим
данным в 1650 году), поэтому его происхождение не столь легендарно. А вот дальнейшая судьба "Великого Могола" исключительно богата драматическими событиями. '

Древние предания рассказывают, что на этом камне остались

кровавые следы интриг правителей из династии Великих Моголов. Близкие родственники - родители и дети, братья и сеет- і
ры - из-за этого алмаза стали самыми яростными и непримири- |

мыми врагами. |
Когда нашли алмаз "Великий Могол", он был размером с ша-1

рик для игры в настольный теннис, весил около 800 каратов и до |
1905 года был самым крупным из всех встречавшихся до той поры |

алмазов*. |
Французский ювелир и путешественник Жан Батист Тавернье в J

своих путевых заметках об Индии утверждает, что видел этот алмаз':

своими глазами 1 ноября 1665 года в царской сокровищнице Аурангзеба в древней столице Индийской империи - городе Агре, Согласно описанию Ж.Б. Тавернье, камень имел круглую форму и с
одной стороны был огранен в виде очень высокой, но не вполне
правильной розы. Наметанный глаз ювелира заметил также в "Великом Моголе" и небольшой дефект в виде трещинки.


Об алмазе Ж.Б. Тавернье сообщает, что некто Миргимола "предал своего господина, раджу Голконды, и принес этот камень в дар
Чагехану" (Шах-Джахану - отцу Аурангзеба). Выходец из Персии,
Миргимола был искателем приключений и при дворе правителя
Голконды занимал пост казначея. Он сам имел несколько частных
лавочек по продаже драгоценных камней и однажды стал обладателем найденного на реке Кистне драгоценного камня. Однако вскоре Миргимола впал в немилость у раджи Голконды, но нашел покровительство у Шах-Джахана. При помощи богатых подарков, в
числе которых находился и "Великий Могол", он надеялся убедить

последнего напасть на раджу Голконды.

С того времени как французский путешественник увидел "Великий Могол", следы этого камня окончательно затерялись. После
разграбления Дели камень, вполне вероятно, мог попасть в руки
Надир-шаха. Долгое время даже ювелиры придерживались мнения, что алмаз "Кохинор", принадлежащий сейчас английской ко
* После шлифовки вес "Великого Могола" уменьшился до 280 каратов.

АЛМАЗ "ВЕЛИКИЙ МОГОЛ)

371


роне, - это неотшлифованный "Великий Могол". Сегодня никто
не в состоянии документально подтвердить, что драгоценные камни, которые тогда появились в Европе, действительно принадлежали династии Великих Моголов. Больше всего споров возникало,
и возникает в наше время, по поводу "Великого Могола".

Французский философ и писатель Дени Дидро в своей "Энциклопедии" (1756 год) изображает его в виде островерхой конусообразной розы. В конце XIX века ученые обратили внимание на очевидное сходство алмазов "Великий Могол" и "Орлов", хотя английский ювелир Стриттер, самым тщательнейшим образом изучивший историю драгоценных камней, только однажды высказал
мысль об идентичности внешней формы этих двух драгоценных

камней.

Однако русский ученый А. Ферсман, тоже обративший внимание на эту проблему, в своих исследованиях убедительно доказывает, что пересчет Ж.Б. Тавернье рати (индийской меры веса) в караты не соответствует действительности. Французский путешественник руководствовался соотношением 7:8, а А. Ферсман считает его
равным 6:10. В результате дополнительных пересчетов и других исследований русский ученый-минералог пришел к выводу, что "Великий Могол" и "Орлов" - это один и тот же алмаз.

АЛМАЗ "ОРЛОВ"

История этого знаменитого алмаза началась в Индии в начале Д
XVII века Здесь в копях Голконды был найден один из крупней-j
ших в стране алмазов, который представлял собой природный ос- і
колок крупного кристалла, вес которого оценивался в 400 каратов, j

В таком виде алмаз попал к "властителю мира" Шах-Джахану, j
принадлежавшему к десятому поколению Тимура. Шах-Джахан был j
знатоком драгоценных камней, собирал их и иногда даже сам зани- j

мался их обработкой. J
По повелению владыки новый алмаз был передан в огранку. 1

Гранильщик стремился максимально сохранить массу алмаза и
потому лишь подшлифовывал природные грани камня, чем и объяс- ,
няется его не совсем правильная форма. Однако, несмотря на все
старания огранщика. алмаз потерял почти половину своей массы и

в ограненном виде весил 194,8 карата, j
В середине XVII века, когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал j

вопрос, кому из сыновей занять его престол Старший сын, Дара-j
шикал был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел;

единства страны, мира с индусами, единства с раджпутскими и
маратхскими раджами Мусульманские муллы и вельможи стеной
стояли за второго сына - Аурангзеба, жестокого фанатика

Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он
узнал что отец благополучно выздоровел и не собирается освобож

АЛМАЗ "ОРЛОВ" 373

дать трон. Но власть, получив однажды, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость.

В 1665 году новый правитель демонстрировал свои богатства
знатоку драгоценных камней Ж. Б. Тавернье и даже разрешил ему
взвесить и описать главнейшие камни. В книге француза самый
большой алмаз описан под названием "Великий Могол", но по
всей вероятности это был "Орлов" - камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тонов, со всех сторон покрытый трех- и четырехугольными фацетками. Об этом бриллианте чистейшей воды
тоже существует множество легенд.

По одной версии, это один из больших осколков камня "Великий Могол". Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим
глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серингапатама. Может быть, одну из таких легенд (несколько видоизменив
ее для занимательности повествования) английский писатель Уилки Коллинз и положил в основу своего захватывающего романа
"Лунный камень"*.


Стариннейшее из преданий гласит, что камень этот украшал
чело четверорукого индийского бога Луны. Отчасти по своему особенному цвету, отчасти из-за легенды - будто камень этот подчиняется влиянию украшаемого им божества и блеск его увеличивается и уменьшается с полнолунием и ущербом луны - он получил название, под которым до сих пор известен в Индии - Лунный
камень.

Приключения желтого алмаза начинаются с одиннадцатого
столетия христианской веры. В ту эпоху магометанский завоеватель Махмуд Газни вторгся в Индию, овладел священным городом
Сомнаут и захватил сокровища знаменитого храма, несколько
столетий привлекавшего индийских богомольцев и почитавшегося
чудом Востока.

Из всех божеств, которым поклонялись в этом храме, один бог
Луны избег алчности магометанских победителей. Охраняемый
тремя браминами, неприкосновенный идол с желтым алмазом во
лбу был перевезен ночью во второй по значению священный город
Индии - Бенарес.

* В романе английского писателя этот алмаз имеет желтый цвет.

100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

374


Там, в новом капище - в чертоге, украшенном драгоценными
каменьями, под сводами, покоящимися на золотых колоннах, был
помещен бог Луны... В ночь, когда капище было достроено, Вишну- ,
зиждитель явился будто бы во сне трем браминам. Он вдохнул
свое дыхание в алмаз, украшавший чело идола, и брамины пали
перед ним на колена и закрыли лицо одеждой. Вишну повелел, что- ';:

бы Лунный камень охранялся тремя жрецами день и ночь, до скончания века... и предсказал несчастье тому дерзновенному, кто ос- |
мелится завладеть священным камнем, и всем его потомкам, к. '
которым камень перейдет после него. Брамины велели записать
это предсказание на вратах святилища золотыми буквами.

Век проходил за веком, и из поколения в поколение преемники
трех браминов день и ночь охраняли драгоценный Лунный камень.
Век проходил за веком, пока в начале восемнадцатого столетия
христианской веры не воцарился Аурангзеб... По его приказу храмы
поклонников Брамы были снова преданы грабежу и разорению, капище четверорукого бога осквернено умерщвлением священных
животных, идолы разбиты на куски, а Лунный камень похищен
одним из военачальников Аурангзеба.

Не будучи в состоянии возвратить свое потерянное сокровище
силой, три жреца-хранителя, переодевшись, следили за ним... Лунный камень переходил, принося с собой проклятие, от одного незаконного владельца к другому, и, несмотря на все случайности и
перемены, преемники трех жрецов-хранителей продолжали следить за своим сокровищем...

Так говорится в романе английского писателя, но по другой|
версии священный алмаз был похищен французским солдатом-дезертиром, который специально, чтобы проникнуть в храм, принял
индуистскую веру. В Мадрасе солдат продал камень за две тысячи
фунтов стерлингов капитану английского корабля, а тот в свою
очередь продал камень купцу-еврею за двенадцать тысяч фунтов
стерлингов. Но есть и другая версия, будто камнем завладел Надир-шах и самоцвет был вставлен в шахский трон, причем алмаз|
тогда назывался "Дерианур" ("Море света"), 1

Как бы там ни было, но с тех пор следы знаменитого алмаза |
затерялись до того времени, пока он не оказался в руках армянско-1
го купца Григория Сафраса. В 1767 году он положил алмаз в Амстердамский банк, а через пять лет продал камень за 125 000 рублей
племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, а

АЛМАЗ "ОРЛОВ"

375


тот перепродал его графу Г. Г. Орлову уже за четыреста тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую грамоту.

Г-Г. Орлов в надежде вернуть расположение Екатерины II в
день ее именин 24 ноября 1773 года (по старому стилю) подарил
императрице драгоценный бриллиант. Князь фон Сольмс, прусский посол в России, в 1773 году доносил своему императору о
торжествах по случаю празднеств в честь именин Екатерины II:

"Среди подарков, преподнесенных царице, можно было видеть и

изумительный по красоте крупный алмаз, подарок графа Григория
Орлова".

Необычайность самой драгоценности и обстоятельства, при
которых она была преподнесена императрице, породили множество самых фантастических слухов и выдумок о том, как камень
достался самому И. Лазареву. Одни утверждали, что алмаз был выкраден прямо из сокровищницы Надир-шаха; другие были убеждены, что Лазарев купил его за бесценок у человека, который не знал
цену камню; третьи говорили, будто кто-то из кавказцев (по поручению Лазарева) врезал драгоценный алмаз себе в ногу и в таком
виде доставил его из Индии в Санкт-Петербург.


Слухи были самые невероятные, однако опальному фавориту
не удалось вернуть себе утраченную благосклонность императрицы. В 1784 году Екатерина повелела вставить алмаз в свой скипетр,
и с тех пор он украшал навершие скипетра русских царей. В настоящее время этот "камень дома Романовых" хранится в Алмазном
фонде Московского Кремля.

ОРДЕН АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Иоанн Георг Корб, секретарь австрийского посольства в России, в марте 1699 года записал в своем "Дневнике": "Его Царское
Величество учредил орден святого Андрея Апостола". Это и есть
самое первое упоминание о первом российском ордене.

Однако к моменту появления этого ордена наградная система в
России прошла уже довольно длинный путь. Известия о выдаче
особых знаков отличия содержатся еще в русских летописях. Так,
например, в рассказе об отражении набега половцев на Киев при
Владимире Мономахе упоминается Александр Попович, отличившийся в битве и награжденный князем золотой гривной - массивным золотым обручем, который носили на шее.

В дальнейшем в нашем Отечестве была создана довольно сложная система наград за военные и гражданские отличия перед государством и лично перед государем. Кроме денежных выдач и земельных наделов, заслуги отмечались пожалованиями оружия, шуб,
различных драгоценных предметов - кубков, ковшей и т.д.

ОРДЕН АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

377


К моменту появления ордена Андрея Первозванного практически во всех европейских государствах имелись уже собственные
наградные ордена, и некоторые из них насчитывали уже сотни лет
своей истории.

Само слово "орден" произошло от латинского "ordo", что означает "организация, отряд". Так в эпоху крестовых походов назывались полувоенные-полумонашеские организации, члены которых,
наряду с благотворительностью (освобождение "Гроба Господня" и
др.), активно участвовали в сражениях с неверными.

После крестовых походов в странах Европы оказались довольно
многочисленные ордены, которые военное дело стали считать своей основной деятельностью. Они стали искать покровительства у
европейских монархов, отдавая на службу им свой меч. Теперь властелин становился главой ордена и мог сам посвящать в его члены
людей, имевших заслуги лично перед ним. Члены ордена продолжали носить особую одежду, основным элементом которой был
нашитый на нее крест определенной формы.

Постепенно крест превратился в металлический, богато украшенный знак, который стали носить на ленте или на цепи. Потом
появилась звезда, которая сначала тоже нашивалась на одежду, но
уже к XIX веку она тоже стала металлической. Так образовалось
понятие "знаки ордена", включавшие в себя крест (собственно знак)
и звезду. Вступавшее в орден лицо получало право носить знаки
своего ордена.

При учреждении ордена Андрея Первозванного в России господствовало именно такое представление об орденах и сохранялось оно довольно долго. В официальных документах награжденного сообщалось, что он получает не орден, а именно "знаки ордена".

Первый российский орден имел собственно "знак" - покрытый синей эмалью крест особой формы (в виде буквы "X"). По
преданию, на таком именно кресте был распят апостол Андрей, и
на кресте изображалась фигура самого святого. Этот крест носили
на широкой голубой ленте через правое плечо, а в торжественных
случаях - на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на
ФУДИ. К кресту прилагалась большая восьмиугольная (шитая золотом) звезда, которую носили на левой стороне мундира. Звезда имела
^углый центральный медальон, в котором тоже помещалось изображение Андреевского креста, а по кругу шла надпись, воспроизьодящая девиз ордена: "За веру и верность".

_____ 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

Проект устава ордена Андрея Первозванного, который несколько
десятилетий оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Петра І. В нем была глава "О
кавалерах", в которой говорилось, за что должна выдаваться эта^
награда: "в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость
и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям". Я

Но жаловался орден весьма скупо, потому что кандидаты в на- ^
гражденные должны были иметь графский или княжеский титул,
звание сенатора (министра, посла или "прочих высоких достоинств"), либо генеральский или адмиральский чин. Орден могли
также получить губернаторы, которые "несколько лет, по меньшей J
мере десять, оказывали полезные и верные услуги". Кроме того, не- f
пременным условием было, чтобы у кандидата отсутствовали теле- Д
сные недостатки, был соответствующий возраст - не менее 25 лет ид
наличие состояния, необходимого для того, чтобы "важность ордена д

поддержать". 1
Кавалерами ордена Андрея Первозванного могли состоять не |

более 12 человек "природных Российских кавалеров", и это уело- |
вие на протяжении всего времени царствования Петра Великого
тщательно соблюдалось. В некоторые годы их было даже меньше

12 человек.

Первым кавалером ордена Андрея Первозванного стал Федор

Алексеевич Головин - ближайший соратник Петра I, отличавшийся
незаурядным умом и выдающимися военными и дипломатическими талантами. Именно он в 1689 году заключил Нерчинский мир о
границе между Российским государством и Китаем. Во время первого заграничного путешествия Петра І Ф.А. Головин был занят
организацией российского флота: приглашал иностранных офицеров и мастеров, закупал необходимые для строительства флота
материалы, отправлял за границу русских учеников. По возвращении в Отечество он встал во главе только что созданного "Приказа Воинских морских дел", одновременно возглавляя и Посольский приказ.

Вторым кавалером ордена стал гетман Мазепа, получивший

первую русскую награду из рук самого Петра Великого в феврале
1700 года. После известия об измене Мазепы по приказу разгневанного Петра I "персону (манекен Мазепы) вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную пер
ОРДЕН АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

379


сону бросили в палаческие руки, которую палач взяв и прицепив
за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и

потом повесил".

В царствование Петра I орденом Андрея Первозванного были

пожалованы 38 человек. В их числе был и валашский Господарь
Константин Брынковяну, получивший эту награду - за симпатии
к России - тайно и не внесенный даже в официальные списки
награжденных. Сам Петр I был отмечен орденом в 1703 году седьмым - за руководство операцией по взятию двух шведских судов в
устье Невы*. Знаки ордена на царя, имевшего официальный чин
капитана бомбардирской роты, возложил первый андреевский кавалер Ф.А. Головин.

За Полтавскую битву орденом Андрея Первозванного было награждено сразу четыре человека, в их числе генерал Я. Брюс, командовавший во время боя русской артиллерией. Полученная им
звезда сейчас хранится в Историческом музее в Москве.

До царствования Павла I кавалерами ордена Андрея Первозванного стали еще 231 человек, в том числе выдающиеся отечественные полководцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов и др.

5 апреля 1797 года, в день своего коронования, император Павел I подписал особое Установление, которое стало первым по времени официальным стату

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.