Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ сокровищ

страница №17

астера, создавшего эту удивительную
скульптуру, просто поразителен! От всей фигуры Будды, даже от

100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

складок его одежды, местами позеленевшей от времени, веет глубочайшим покоем и мудрой сосредоточенностью. Потому вокруг
статуи тоже царит тишина, хотя здесь всегда полно туристов
со стрекочущими фото- и кинокамерами. Но рядом с величественным Буддой, кажется, перестаешь слышать гомон снующей многоликой толпы.

К статуе ведут ряды каменных светильников и аллея деревьев,
от многих из которых остались лишь пни. У самых колен Будды
стоят многочисленные корзины с фруктами и цветы. Это приношения Великому Учителю от его многочисленных почитателей и
последователей.

Внутри статуи находится лестница, которая ведет к голове
Будды. И конечно, туристам из разных стран хочется забраться
по ней, что посмотреть на мир через глаз Просветленного...

ГЛАВНЫЙ ШАМАН МОНГОЛИИ

В горном селении Хангай на севере Монголии часто идут дожди. Иногда три дня и три ночи подряд, и тогда кажется, что им
вообще не будет конца. А к вечеру даже в середине августа могут
повалить хлопья снега. Каково же было древнему обитателю этих
мест - особенно в такую непогоду, особенно одному под грозовыми раскатами грома! Грома боялись особенно, от него оборонялись
шумом и били в барабаны.

Виллєм Рубрук, средневековый фламандский путешественник,
писал: "Боятся грома выше меры, высылают тогда всех чужестранцев из своих домов и закутываются в черные войлоки, в которые
прячутся, пока не пройдет гроза". И все-таки люди жили высоко в
горах и свои святилища сооружали здесь, в поднебесье, отсюда
молили небо и богов о милости и приносили им жертвы.

В горах Монголии часто встречаются жертвенники, так называемые "обо", или "обоны". Обычно они воздвигались на самой высокой части горы, а у основания ее часто устраивались более мелкие круглые "обо". "Обо" - это обычно груда камней, в которую
воткнуты длинные жерди, палки, оси телег и детали юрт. На них
все проезжавшие мимо вешали лоскутки с текстом молитв: ветер
раздувал полоски ткани, и создавалось ощущение, будто молитвы
разносятся по свету и боги слышат просьбы людей. В числе даров

238 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

могли быть самые разнообразные вещи: спички, сахар, конфеты,
монеты всех эпох и достоинств, глиняные и бронзовые изображения богов...

А еще во всех своих житейских вопросах люди обращались к
шаманам, и одним из самых известных и чтимых по всей Монголии был Дайн Дерхе - грозный шаманский дух. Но более всего его
почитали в Хубсугуле - тоже северном, но уже таежном районе
страны. Здесь и сейчас вам расскажут множество легенд о нем и
даже, неопределенно ткнув пальцем на северо-восток, укажут, что
пещера Дайн Дерхе "там".

Шаманских пещер нынче сохранилось в мире не так уж много.
А здесь, в сорока километрах вверх по течению реки Уур, находится Диваджин Газар - Райское место - с развалинами монастыря
Дайн Дерхе. Сужаясь к верховьям, приток реки Уур приводит к
белой горе и пещере хана Богдо Дайн Дерхе. Места здесь болотистые, поросшие зарослями кустарника, да ведь шаманские духи и
выбирают себе такие - "поглуше и подальше от людских глаз".

Существует несколько версий о происхождении Дайн Дерхе.
Согласно первой, он был горным духом, после смерти превратившимся в каменную бабу, которая и стоит на озере Хубсугул. До
распространения в Монголии ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения, и, по преданию, существовала и
шаманка-удган - толковательница воли Дайн Дерхе. Согласно
древним поверьям, его дети обитают в одной из соседних пещер,
войдя в которую простой человек теряет рассудок.

Согласно второй версии. Дайн Дерхе был тюркским героем,
который похитил жену Чингисхана (другой вариант - дочь Чингисхана во время ее свадьбы с Хентей-ханом). Настигнутый погоней и спасаясь от занесенной над головой сабли. Дайн Дерхе превратился в каменный столб, на котором виден след сабельного удара. Окаменела и похищенная им женщина: спрятавшись в расщелину горы, она также стала почитаемым местным духом.

В третий версии отчетливо видны следы уже буддийского влияния, и Дайн Дерхе предстает в ней черным шаманом. Укрощенный "святым", он превзошел его в искусстве отнимать у смерти ее
жертвы и был послан им в Монголию. По дороге Дайн Дерхе изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив одну половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца.

Общим во всех этих (и некоторых других) версиях является каменное изваяние, ставшее воплощением Дайн Дерхе. И оно дей
ГЛАВНЫЙ ШАМАН МОНГОЛИИ 239

ствительно существовало вплоть до начала 1930-х годов. Стояло
оно недалеко от развалин Райского места и выглядело приблизительно так: камень в человеческий рост, в верхней части которого
была трещина от удара острым предметом. Обернутый в шелковую
материю, камень и в самом деле приобретал сходство с человеческой фигурой. Перед ним ставились различные приношения, а в
июле месяце в день праздника Дайн Дерхе камень обертывали новой тканью.


В этот день ламы в монастыре устраивали специальную церемонию "цам", после которой камень становился влажным. Очевидцы утверждали, что если по окончании "цама" камень протереть
платком, то платок начинал пахнуть человеческим потом.

В 1929 году монастырь Дайн Дерхе Шаравлийн хурэ был закрыт, камень вывернули из земли и увезли в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов остались лишь фундаменты, деревянные колонны (еще довольно прочные), вокруг которых
разрослись березки.

А пещера Дайн Дерхе сохранилась. Она представляет анфиладу
из трех горизонтальных залов, а в потолке последнего зала имеется
узкий проход, через который можно попасть в залы второго яруса.

Во всех залах, кроме первого, темно и прохладно. Все святилище Дайн Дерхе разместилось в первом зале, у самого входа в пещеру. Центральную часть святилища занимает жертвенный столик, на
котором стоит вырезанная из дерева полуметровая фигура всадника в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной
и собранными на макушке волосами. Волосы увенчаны изображением ваджры - пучком молний.

Это и есть Дайн Дерхе, и перед ним на столе, как и в прошлые
времена, разложены жертвенные приношения: сыр, сливки, сухой
творог, печенье, конфеты, спички, водка в чашках, масло для лампад.

На стенах пещеры развешаны полуистлевшие от времени свитки с изображением буддийских божеств. С потолка свисают закрепленные на шестах многометровые полотнища, на которых разноцветной тушью написана молитва Дайн Дерхе как покровителю
счастья, мира и благоденствия на земле. А на одном из полотнищ
рассказывается и о достижениях самого человека: о его успехах в
космосе, о мире на земле и о вкладе монгольского народа в эти
достижения...

КОРОНА СВЯТОГО СТЕФАНА

Одной из национальных реликвий венгерского народа является
корона Святого Стефана, история которой овеяна многочисленными легендами и преданиями. Корона эта состоит из двух частей,
каждая из которых ранее существовала отдельно от другой.

Верхняя корона была сделана в виде шлема из двух тонких золотых пластин, покрытых гравировкой В 1000 году римский папа
Сильвестр II (который, как гласила молва, обладал магической силой) возложил ее на голову первого венгерского христианского короля Иштвана (Стефана) в ознаменование принятия им христианства. Когда в 1083 году король Стефан был канонизирован, эта
уникальная корона приобрела особое значение.

Нижнюю корону, напоминающую диадему, прислал 75 лет спустя королю Гезе I византийский император Михаил Дука - в знак
признания венгерских королей равными себе. Нижняя часть короны охватывает лоб и сделана из золотой полосы, украшенной жемчужинами. Над ней возвышаются покрытые голубой и зеленой пе
КОРОНА СВЯТОГО СТЕФАНА 241

регородчатой эмалью треугольники и полукружия. По центру полосы вставлены крупные драгоценные камни и византийские миниатюры по эмали с ликами христианских святых.

Обе эти короны были соединены в одну предположительно в
начале XII века. Единую корону позднее увенчал двойной (шестиконечный) крест, что должно было придать еще больший авторитет власти венгерских королей. С каждой стороны короны свешиваются золотые цепи, на которых укреплены рубиновые подвески.

Судьба этой короны весьма любопытна. В средние века ею, как
символом власти, распоряжались не сами короли, а бароны-хранители. Каждый претендент на венгерский престол стремился быть
коронованным именно этой короной, но далеко не каждому это
удавалось.

В 1301 году король Вацлав II увез корону с собой в Богемию, а
потом передал ее принцу Баварии Отто. Баварский принц, по предположениям некоторых историков, потерял корону в болоте. Сильно
погнутую ее нашли много позже, и в 1739 году вдова короля Альберта передала корону императору Фридриху IV, который хранил
ее в своем дворце в Вене. Когда в 1780 году на венгерский престол
взошел Иосиф II, император Фридрих IV передал корону в королевскую сокровищницу. В 1848 году, во время войны за независимость, корона Святого Стефана была спрятана на территории, которая теперь входит в состав Румынии, но потом ее снова возвратили в Вену.

Последний раз корона использовалась по своему назначению
в 1916 году, когда ею короновался император Австрии Карл I.
Тогда во дворце в Буде для короны, которую охраняли 24 человека, выделили специальную комнату. Там она и оставалась вплоть
до 1944 года. Когда части Советской Армии подошли к Будапешту, венгерскими ценностями (документами, золотом и ювелирными украшениями) был нагружен целый поезд, готовящийся для
отправки в США. Среди этих вещей находился черный массивный ящик, надежно запертый и тщательно охраняемый: в нем и
находилась корона Святого Стефана.

В ходе столь бурных перипетий отдельные элементы короны
были повреждены, а крест погнулся. В начале 1950-х годов Соединенные Штаты Америки ни за что не хотели согласиться с требованием венгерского правительства возвратить корону Святого Стефана на родину. И только в 1978 году, через 33 года после своего

242 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

пребывания в США, она вернулась в Будапешт и сейчас хранится в
одном из залов Национального музея имени Ференца Сечени На
протяжении многих веков (с небольшими перерывами) изображение этой короны являлось неотъемлемой частью венгерского национального герба.

Следует упомянуть и еще об одном событии из "биографии"
короны Святого Стефана. В 1981 году ее осматривали эксперты и
предположили, что вернувшаяся из-за океана корона совсем не та,
которую папа Сильвестр II прислал королю Стефану По мнению
некоторых специалистов, настоящая корона, возможно, была возвращена в Рим еще в 1045 году - после смерти короля Стефана,
но местонахождение ее остается тайной.


ВАТИКАНСКИЕ РЕЛИКВИИ

Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками, ювелирами и скульпторами. В Ватикане собрано
такое количество поистине сказочных сокровищ, что нужно потратить многие годы, чтобы насладиться и налюбоваться ими. Недаром в своих "Прогулках по Риму" французский писатель Стендаль отмечал: "Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми мастерами, мы испугались их количества и бежали из
Ватикана; удовольствие, которое он предлагал нам, было слишком серьезно".

Одной из достопримечательностей Ватикана является собор Святого Петра, сокровищница которого хранит величайшие шедевры
мирового искусства*. Главной святыней собора является исповеда
* О самом соборе Святого Петра можно прочитать в книгах "100 великих
чудес света" и "100 великих музеев мира"

244 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

лище (гробница), в которой хранятся мощи первоверховного апостола Петра. После смерти Святого Петра Анаклит, его второй преемник, повелел поставить подземную комнату, в которую и были
положены святые мощи. В ней же собирались первые христиане
для отправления своих благочестивых молитв и церемоний.

В исповедалище Святого Петра ведет мраморная лестница, бесчисленные лампады собора освещают спуск в подземелье. Спуск
этот окружен мраморной решеткой, но сама гробница всегда закрыта: богомолец может только преклонить колени перед ней. В
просветах решетки взору его открывается бронзовая дверь подземного святилища, а перед нею коленопреклоненная статуя папы
Пия VI. Сами же святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.

Кроме мощей первоверховного апостола, в соборе Святого Петра находятся и другие святыни. В одном из приделов верхней
церкви покоятся мощи Святого Иоанна Златоуста, в другом приделе - мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из
Византии во время крестовых походов. Здесь же покоятся и мощи
папы Григория Великого. С обеих сторон главной ветви креста в
соборе расположены богатые приделы, украшенные мрамором,
мозаикой и бронзой. Между ними помещаются гробницы римских пап.

В мире нет, наверное, другого такого собора, который бы славился таким количеством мощей и святынь. В нем сохраняются

глава Святого Андрея и глава Святого Луки, тела Святого Симона


и Святого Иуды, Святого Матфея и Иоанна Златоуста.

В соборе Святого Петра сохраняется и железо копья страдания Христова, которое раньше находилось в Константинополе.
В 1492 году оно было прислано римскому папе Иннокентию VIII
султаном Баязетом. Этим подарком султан хотел склонить папу
на свою сторону, чтобы тот не оказывал помощи его брату Зизиму
для вступления того на константинопольский престол.

В прошлые времена некоторые уверяли, что копье страдания
находится в Париже (по другой версии - в Нюрнберге). Но папа
Ламбертини в своем послании "О почитании во святыне", доказал,
что в Париже находится только кончик копья - его острие, отломленное от находящегося в Риме.

В соборе Святого Петра сохраняются два больших куска дерева,
которые почитаются как частицы истинного Креста Господня.

В старинных описаниях собора Святого Петра рассказывается о
хранившихся в нем сокровищах и украшениях, число которых по
ВАТИКАНСКИЕ РЕЛИКВИИ 245

стоянно пополнялось за счет даров императоров и пожертвований
паломников. Многие из них были утрачены, так как за долгие столетия собор неоднократно подвергался разграблению. Часть ватиканских сокровищ была передана армии Наполеона по договору,
заключенному в 1797 году с папой Пием VI.

В сокровищнице Святого Петра хранится позолоченный серебряный крест VI века, украшенный драгоценными камнями. Этот
древнейший крест подарил Ватикану византийский император
Юстиниан II. Гиацинты, аквамарины, яшма, изумруды, агаты, вставленные в это крест, сначала были обрамлены крупными восточными жемчужинами, но позднее они пропали.

Первоначально кресты делались небольшими и только из золота. Затем их стали украшать драгоценными камнями, а для религиозных церемоний создавать кресты больших размеров, чем обычные нательные, чтобы придать обрядам величие и пышность. Драгоценные камни - плоско ограненные или в форме кабошонов -
вставляли в оправы, выступающие над поверхностью самого креста, и зажимали металлическими лапками.

Все драгоценные камни, украшавшие кресты, имели не только
декоративное, но и символическое значение. Например, лазурит
означал правдивость и упование на небеса, зеленая яшма символизировала постоянное обновление веры, красный гранат служил
напоминанием о крови, пролитой христианскими мучениками.
Круг символизировал вечность и совершенство, квадрат - мирскую суету и тщеславие, а треугольник - божественное триединство.

Одним из прославленных сокровищ Ватикана является перстень
Фишермана - золотая печатка, которая предназначалась для подтверждения подлинности документов папской курии. Для каждого
римского папы делалась новая печатка, а старая уничтожалась.

Некоторые папские перстни были слишком массивны, чтобы
носить их на пальце. Делались они из позолоченной бронзы, причем само кольцо было широким и довольно тяжелым, а печатка - квадратной. Обычно в перстень вставляли стекло или хрусталь, на которых изображался герб папы или кардинала вместе с
такими папскими символами, как тройная корона и скрещенные
ключи.


Один из предметов, находившихся в ватиканской сокровищнице, связан с историей римской католической церкви, но находится
он теперь в Мюнхенском музее в Баварии. Это церемониальный

246


100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

молоток с гербом папы Юлия III Высокое художественное мастерство отделки этого молотка позволило считать (или хотя бы высказать предположение), что его создателем был знаменитый Бенвенуто Челлини Такой богато украшенный молоток предназначался
для того, чтобы занимающий престол папа использовал его на торжественной церемонии открытия дверей собора Святого Петра в
свой юбилейный год, отмечавшийся каждые 25 лет Указанный
молоток предназначался для папы Павла III, который занимал престол с 1534 по 1549 год Папа скончался, не дожив до очередной
торжественной даты, и церемониальный молоток перешел к новому папе - Юлию III, герб которого был добавлен к гербу его предшественника

СОКРОВИЩА ДРЕВНЕГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В 871 году И Цзун, восемнадцатый император правившей в Китае
танской династии, повелел перенести святые мощи Будды Сакьямуни из храма Фамэнь в Чанань, тогдашнюю столицу страны, находившуюся примерно в 100 километрах от храма Китайский владыка следовал примеру своих предшественников, которые каждые
тридцать лет обычно переносили святые мощи из императорского
храма в императорскую резиденцию для поклонения Таким образом монархи рассчитывали добиться благословения Будды, что в
свою очередь сулило богатый урожай и спокойствие стране, а также долголетие им самим

Подготовка к перенесению святых реликвий длилась два года, в
течение которых были созданы парадные колесницы, украшенные
золотом, нефритом, жемчугом, нарядными занавесами и лентами
Бесконечный поток повозок и всадников день и ночь двигался от
храма к Чананю, так как многие жаждали увидеть священную процессию Верующие отвешивали ей низкие поклоны, что было само
собой разумеющимся А вот некоторые паломники даже отрубали
себе руку или ногу, сжигали на голове волосы, чтобы только продемонстрировать свою преданность божеству

248 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

Мощи Будды сначала поместили во дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чананя. Министры и придворные сановники старались превзойти друг друга богатством подношений,
несли искусно выполненные изделия из золота, серебра, нефрита и
фарфора, а также шелка с тончайшей вышивкой.

Но, несмотря на пышную церемонию и щедрые дары, император И Цзун не сумел вымолить благодать Будды и умер в том же
873 году, не успев вернуть святые останки Великого Учителя на
прежнее место. Взошедший на престол Си Цзун, пятый сын императора, перенес мощи в храм Фамэнь в январе 874 года и приказал
замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор местонахождение их держалось в строжайшем секрете.

Но в апреле 1987 года в Китае было сделано сенсационное открытие, которое привело в восторг археологов, и не только их одних. Утром 2 апреля рабочие археологической экспедиции при расчистке основания рухнувшей в Фамэне пагоды обнаружили древние каменные плиты. Заглянув в щель, они увидели сначала блестящие предметы, а потом, посветив фонарями, убедились, что некоторые из них были из золота и серебра.

На следующий день к месту находки поспешил археолог Хань
Вэй, который обнаружил в южной части основания храма вход в
подземное хранилище. Дальнейшие раскопки явили миру редчайшую сокровищницу, находившуюся в 20 метрах от каменных плит.

Эти плиты закрывали подземный тайник, крупнейший из ему
подобных, которые когда-либо были обнаружены на территории
Китая: площадь его была более 30 квадратных метров.

Спустившись по каменной лестнице, Хань Вэй и его коллеги
увидели по обе стороны прохода две каменные плиты, высота которых равнялась примерно 120 сантиметрам. На одной плите они
обнаружили изображение перенесения мощей в 873 году, а также
сцены из истории храма. На другой плите - список предметов,
которые были подарены храму императорами танской династии и
их министрами.

Через неделю рабочие открыли первую каменную дверь, на которой висел каменный замок За дверью находились три помещения, где и хранились 121 предмет из золота и серебра, 400 изделий
из нефрита и драгоценных камней, 12 каменных изделий, 16 изделий из фарфора, шелковые ткани и много других бесценных сокровищ Количество предметов полностью совпало с перечнем на камен

СОКРОВИЩА ДРЕВНЕГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ 249

ной плите. Столько древних сокровищ в Китае еще не находили, а
кроме того, большинство из них представляло собой "лучшие из
лучших в национальной сокровищнице".

Но помимо сокровищ, на плите было еще указано, что в хранилище покоятся и святые останки Будды. Тщательные поиски в дальне м.углу хранилища привели археологов к сундуку из сандалового
дерева, обитому по углам серебром и охраняемому двумя каменными изваяниями. Внутри сундука находился другой, меньшего размера и обитый золотом. Археолог Хань Вэй впоследствии рассказывал: "Всего я открыл семь сундуков, вложенных один в другой,
пока не добрался до миниатюрной золотой пагоды с одноярусной
крышей, увенчанной жемчужиной. В основании этой пагоды находилась серебряная подставка, а на ней лежал кусочек кости. Как
гласила надпись на плите, эта косточка (длиной 4,03 сантиметра и
весом 16 граммов) является частью пальца Будды Сакьямуни".

Другой кусочек кости археологи нашли в небольшом мраморном саркофаге, находившемся во втором помещении. А в скрытой
крыше заднего помещения они обнаружили железный ящик, покрытый тканью, расшитой золотыми нитями. Внутри этого ящика
находился серебряный ларец, поверхность которого украшали
45 позолоченных статуэток, изображающих учеников Будды. На
крышке ларца удалось прочитать следующую надпись: "Это высокочтимый ларец, сделанный с благоговением по приказу императора для святых останков Будды Сакьямуни".


Но серебряный ларец был не последним, внутри него находился сандаловый ларец, а в нем в свою очередь - маленький хрустальный гробик, углы которого были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Но и эта хрустальная находка оказалась не последней. Внутри хрустального гробика оказался еще гробик нефритовый, в котором хранился третий кусочек святых мощей. А четвертый фрагмент кости (последний) был найден в переднем помещении миниатюрной четырехъярусной пагоды, украшенной цветными рисунками.

Специалисты пытаются разгадать, как эти реликвии - единственные известные в мире останки пальцев Будды - оказались в
храме Фамэнь. Однако древняя легенда рассказывает, что Ашока,
один из императоров индийской династии Маурья, был ревностным покровителем буддизма и поделил святые останки Великого
Учителя на 84 000 частей. С целью распространения буддизма по

250 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

всему свету он при помощи богов устроил так, что за одну ночь
возникло 84 000 дагоб (мавзолеев), в каждую из которых было помещено по одному кусочку святых останков Будды. В Китае было
устроено девятнадцать таких дагоб, и пагода в храме Фамэнь была
по своему значению пятой.

Но остается загадкой происхождение и самой пагоды. Исторические источники отмечают, что она существовала еще до постройки храма Фамэнь'- во время царствования императора Хуанди
(147-167 годы н. э.). И с самого начала было известно, что кости
пальца Будды захоронены под пагодой.

Эта бесценная святыня тщательно охранялась в течение долгих
веков, но вот в безумное время "культурной революции", в один из
сентябрьских дней 1966 года, на сокровище было совершено покушение. Разъяренная толпа ворвалась в храм и пыталась выведать у
настоятеля Лян Цина место хранилища. Тот отказался сообщить
им и в знак протеста против насилия и издевательств облил себя
бензином и совершил акт самосожжения. Однако погромщики не
успокоились. Вооружившись кирками и лопатами, они перекопали
всю землю у основания пагоды, но так ничего и не нашли.

В апреле 1987 года основание пагоды расчищали археологи. В
слое утрамбованной глины они нашли ореховую скорлупу и шелуху от семечек, которые остались после погромщиков. Этот слой
находился всего лишь в 60 сантиметрах от покрытия хранилища,
именно эти сантиметры и спасли бесценные сокровища.

Кроме святых мощей Будды, ученые обнаружили монашеский
жезл длиной около двух метров, содержащий 1740 граммов серебра
и 60 граммов золота. На изготовление этого жезла с выгравированными на нем изображениями двенадцати учеников Будды ушло
девять месяцев.

Среди найденных редкостей выделяется и ванна диаметром
54 сантиметра и весом чуть более 6 килограммов - с двумя ручками
(в форме золотого цветка и утки-мандаринки). Пристальное внимание археологов вызвала и серебряная курильница весом 19 килограммов. В верхней ее части расположились пять позолоченных черепашек, спящих на цветках лотоса: такая композиция символизирует долголетие и благоденствие.

Поразили археологов и найденные шелковые ткани, в которые
были вплетены золотые крученые нити сечением тоньше человеческого волоса, обвивающие шелковую нить. На куске ткани длиной в один метр ученые насчитали до 3000 витков золотой нити.

СОКРОВИЩА ДРЕВНЕГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ 251

Хотя сведения об останках Будды в китайской пагоде были отражены в исторических хрониках, находка их оказалась тем не менее
неожиданной. Прежде всего неожиданной потому, что качество и
количество дарованных Будде предметов превосходят все археологические находки, относящиеся к периоду танской династии. Хань
Вэй^ сравнил эту удачу с открытием в той же провинции Шаньси
армии терракотовых всадников императора Цинь Ши-хуанди*.

* О терракотовой армии императора подробно рассказывается в книге
"100 великих чудес света".

ШАПКА МОНОМАХА

Почти трехвековое царствование дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царем, и царский двор удивлял
посланников всех иностранных государств пышностью и богатством.
Так, нап

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.