Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ сокровищ
...апретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были
224 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было
конфисковано.
Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных
бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке
правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан
Гампо стал достойным продолжателем дела отца.
Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его
заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где
начал возводить новую столицу - город Лхаса.
Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером,
в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в
него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо
попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный
чортен *. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро
камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса В память о
священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка,
рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита
эта служит преградой, замыкающей ключи озера, во второй месяц
каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами,
при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды,
которые проглотят город.
Джуконг ("Дом господина") - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в
* В Южной Азии чортен известен под названием "ступа".
СВЯТЫНИ ТИБЕТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ 225
Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную
реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при
участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.
Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже
многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали
и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов.
Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на
кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и
с маленькой подковкой.
Во время больших праздников огромная масса паломников змеей
обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом
в IX веке в память о победе над войском китайского императора.
На площади перед храмом стоят большие медные котлы для
чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам
сотни тонн чая в качестве субсидии.
Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в
которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи.
Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.
Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни,
изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным
царевичем у себя в доме в Капилаватсу.
Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека.
Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а
перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые
светильники с топленым маслом.
Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма,
которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти "драгоценных
226 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
веществ" (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти "драгоценностей неба" (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда
Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.
Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в
колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени
и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.
Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял
колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию,
которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в
него.
В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в
специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм
около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости
с написанными на них именами мальчиков, которые родились в
день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают
нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из
них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные
ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и
один из мальчиков получает высокое назначение.
В храме хранится и чудесная "громовая стрела" Дордже, нечто
вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю
новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра - "Обиталище Великой колесницы".
Монастыри в Тибете - это целые города, спускающиеся со
склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в
1417-1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы -
на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая
почему-то называлась "Местностью диких роз". В давние времена,
СВЯТЫНИ ТИБЕТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ
227
как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз - сэра, отсюда и его название.
Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого бодисатвы
Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалокитешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай - Сукавати.
Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы
уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в
Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.
Священные книги говорят, что великий бодисатва, "обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими
сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов". Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям
мира.
Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из
них новые головы, присоединив к ним и собственную.
Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере
в окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада
коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла,
пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.
Этим "что-то" и оказалась блистающая золотом статуя, которая
заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к
настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую
извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов,
где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл
пурбу индийского волшебника Дарчарвы.
Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но
жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении
торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к
головам избранных знатных людей. Только после возвращения из
Лхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его
228 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день,
всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.
Славу монастыря Сэра составляют и ритоды - уединенные кельи
отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих ритодах они проходили три степени святости, которые определялись
лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как
закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в
течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета
он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет.
Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке,
чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время
испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.
Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце
XIX века был ритод "Пабон-ха", принадлежавший далай-ламе. Над
пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. "Пабон-ха" пользовался у паломников особым почитанием и
уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.
Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня -
большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших,
а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили
именно таким способом.
Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин
("Мир Майтреи со ста тысячами изображений"), находится в провинции Амдэ - на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах
глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды
небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг
этот так и зовут - "Падь дикого лука". Здесь в 1357 году родился
выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель
нового направления - "пути добродетели", известного также под
названием "учение желтошапочников".
Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан - ароматическое сан
СВЯТЫНИ ТИБЕТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ 229
даловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы,
а на листьях - изображения буддийских божеств (Львиноголосого, Ямантаки, Махакалы и др.).
Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен - ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители
Цзонхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем
себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не
выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава
ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды
Майтреи.
Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого "была большая польза для всех живущих существ". По буддийским понятиям,
тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы
нести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый
раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму
неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь осветить им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи,
пятым будет Майтрея - Будда грядущего мирового периода, имя
которого означает "Связанный с любовью". Появление Майтреи
принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые
годы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом
будет развеяна и печаль матери.
Со временем возле этого чортена поселились монахи, число
которых быстро увеличивалось - по мере распространения славы
о чудесном дереве и воздвигнутом над ним чортене. Впоследствии
чортен облицевали плитами кованого серебра и возвели над ним
обширное здание с позолоченной крышей. В нише чортена покоится золотое изображение Цзонхавы, под которым на мраморной
ступеньке установлены маленькие чортены с прахом лам и постоянно горящие светильники.
У самого входа в храм растет высокое сандаловое дерево: рассказывают, что у него один корень с тем священным деревом, которое находится теперь внутри чортена. От семян священного цандана, занесенных на дно оврага, уже выросла целая роща. Листья с
этих деревьев, растущих среди дикого лука, монахи собирают и
тщательно высушивают. Они обладают целебными свойствами, поэтому их охотно покупают многочисленные паломники, заварива
230 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
ют их и пьют настой - верное средство от многих болезней (осо- /
бенно незаменимы листья при трудных родах).
В монастыре Гумбун есть четыре дацана - богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось
у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.
С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин ("Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца").
Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место
для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом
месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и
неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом
Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался
этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует,
что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: "Учитель, где ты?". И вдруг на стене комнаты
появился образ Цзонхавы и раздался голос: "Я - здесь" Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в
конце XIX века.
Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь
велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении
оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в
реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.
Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна
реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы Подобные
сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша,
по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.
ВЕЛИКИЙ БУДДА ИЗ НАРА
В феврале 740 года японский император Сёму испытал потрясение, увидев в храме Тисикидзи статую Будды Русяна. Будда Русяна
является центральной фигурой сутры Когэн, и согласно ей, он,
подобно солнцу, излучает всеобъемлющий свет, освещает Вселенную, безграничной силой своей мудрости указывает всем живущим
путь к спасению Он - всемогущий и единственный владыка мира.
Создание самых крупных и самых монументальных буддийских
ансамблей началось в Японии лишь в VIII веке. Оно совпало со
временем формирования централизованного японского феодального государства и появления первого города - столицы Нара
("Крепость мира"), сменившей временные резиденции правителей.
Для укрепления новой религии - буддизма - император Сёму в
743 году издал рескрипт, предписывавший создать огромную статую Будды.
232 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
В учении школы Когэн число "десять" обозначает бесконечность, поэтому статуя Дайбуцу (Великого Будды) в высоту должна
была быть в 10 раз больше обычной, то есть около 16 метров. Японцам было известно, что еще в 466 году жители соседнего Китая
воздвигли 30-метровую статую Будды, но у них в стране такое грандиозное сооружение создавалось впервые.
Во главе скульпторов был поставлен Куни-но Кимимаро, который и создал первоначальный проект и чертежи статуи Великого
Будды. По его расчетам предположительный вес статуи должен был
равняться 380 тоннам.
Для возведения статуи было отведено место в северо-восточной части Нара, неподалеку от императорского дворца - у подножия горы Микасаяма. Сначала мастера в течение четырех лет
напряженно трудились над строительством модели статуи, торжественное открытие которой состоялось в октябре 746 года. Около
16 000 свечей было зажжено вокруг нее, а вечером несколько тысяч монахов с факелами окружили площадку, на которую "из темноты выплыла белоснежная статуя".
После завершения всех подготовительных работ можно было
приступать к отливке самой статуи, которая заняла еще два года.
Японцы к тому времени знали несколько способов литья, и один
из них - с помощью восковой формы, когда металлический стержень обматывался веревкой и обмазывался глиной, а потом на него
наносился воск, точно воспроизводящий фигуру. Затем эта восковая фигура помещалась во внешнюю глиняную форму, горячий
металл заливался на воск и как бы занимал его место.
Однако в этот раз, учитывая размеры будущей статуи Великого
Будды и стоимость воска, такой способ оказался весьма дорогостоящим, и японцы разработали другую технологию. Они решили на
укрепленном фундаменте возвести деревянный каркас, состоявший
из сложной системы колонн, сеток и перекрытий. Затем они по
форме статуи обмазали его несколькими слоями глины: такой каркас должен был сыграть роль внутренней формы. Будущую статую
предполагалось разрезать по вертикали на восемь частей, по которым уже изготовлять внешнюю форму, а в промежутки между внешней и внутренней формами заливать медь и по горизонтали насыпать большой слой земли.
Следующим этапом создания Великого Будды было изготовление внешней формы, которое началось с пьедестала - с лепестков
лотоса. Чтобы к ним не прилипала глина внешней формы, лепест
ВЕЛИКИЙ БУДДА ИЗ НАРА^ 233
ки простелили слоем особой бумаги, пропитанной специальными
веществами. Затем на них стали постепенно наслаивать глину: вначале очень мелкую (обожженную и измельченную), потом смесь
пепла с глиноземом, затем глину с соломой, рисовой шелухой и
кусками металла. По мере отдаления от центра пьедестала глина
становилась все грубее.
Рассказывают, что сам император Сёму принес в рукаве кимоно
землю и бросил ее к постаменту Великого Будды - для "укрепления" статуи. Так же поступила императрица Каме и придворные.
Под постамент были еще зарыты священные предметы: семь сокровищ (золото, серебро, лазурит, раковина тридакны, агат, коралл
и горный хрусталь), стекло, замок в форме цикады, украшенный
зернью сосуд, меч, зеркало и яшма.
Потом обе формы тщательно просушили, а чтобы свести до
минимума испарение воды во время отливки, в спине глиняной
статуи для выхода воды было оставлено отверстие. После просушки внешнюю форму надели на внутреннюю, прокладывая пространство между ними специальными брусками, которых было изготовлено 3330 штук. Дальше внешнюю форму закрепили с помощью
досок и канатов, а сверху засыпали огромным слоем земли.
Вокруг статуи было сооружено несколько огнеупорных печей, желобом соединенных с ней, и 27 сентября 747 года началась отливка Великого Будды. По свидетельству очевидцев, даже
из Киото было видно, что днем и ночью над Пара стоит зарево.
Со всех концов Японии в Пару стекались люди, чтобы принять
участие в сооружении великой святыни. Над созданием грандиозной статуи трудились 2 603 638 человек, практически каждый второй японец.
Создание столь грандиозного монумента потребовало колоссального напряжения сил и средств всей Японии. Потребовалось огромное количество материалов, некоторые из которых в Пара достать было непросто, поэтому их привозили из других районов Японии. Кроме леса и глины, нужно еще было много меди, олова,
ртути, золота и других материалов: все они строго учитывались особо
назначенными чиновниками.
Через два года Великий Будда, на создание которого пошло
500 тонн бронзы, был отлит, и в декабре 749 года 5000 монахов
отслужили около него первое богослужение. Но потребовалось
еще пять лет, чтобы закончить проработку и изготовление мелких
деталей, а также золочение Будды.
Волосы Великого Будды сделаны в виде спиралевидных конусов, и на них ушло 6,3 тонны меди. Для золочения потребовалось
440 килограммов золота, а в Наре его взять было негде. Но вскоре
с острова Хонсю пришло известие, что близ одного из храмов
обнаружены большие запасы этого драгоценного металла.
Статуя была так велика (выше 5-этажного дома), что жители
Нары до сих пор говорят о ней: "Можно пройти в ноздрю статуи,
не сложив зонта". Но как укрыть Великого Будду от непогоды? И
тогда император Сёму повелел, "чтобы исчезла гора, и явился на ее
месте храм".
Общая высота Великого Будды (без пьедестала) - 16,2 метра,
высота его лица ~ почти 5 метров, ширина - 3 метра, а гигантские уши в высоту почти по 2,5 метра.
Будда сидит с поджатыми ногами, правая рука его раскрытой
ладонью протянута вперед. Этот жест означает благословение, и
тот, к кому она протянута, получает душевное спокойствие. Левая
рука Будды покоится на колене, что символизирует желание могущественного и единственного владыки служить земле.
На лбу Будды, между бровями, находится так называемая
"урна" - символический знак мудрости. Она указывает на состояние высокой сосредоточенной мысли, на глубокое внутреннее созерцание Великого Будды. Особо выделено возвышение на темени
с несколько неестественными курчавыми завитками волос: это символ превосходства над обычными людьми, обремененными суетными мыслями и заботами о происходящем вокруг. Нимбы за спиной Будды символизируют солнце, струи небесного огня и высшие
миры, в которых обитают Будды прошлого.
Пьедестал Великого Будды, состоящий из 56 бронзовых лепестков лотоса, также заслуживает особого внимания. На каждый
лепесток нанесена тончайшая резьба - изображение модели мира,
согласно сутрам Когэн и Бомбо. В основе изображения, которое
символизирует нравственную чистоту и незапятнанность, - венчик 1000-лепесткового лотоса, в центре которого находится алмазная твердь горы Сумэру, возвышающейся над семью рядами
золотых горных хребтов, разделенных семью морями с ароматной
водой, и окруженной "соленым морем". По вертикали горной оси
расположены три мира' мир желаний (состоящий из восьми Великих Адов), мир голодных духов и мир небожителей, который в
свою очередь имеет шесть ступеней - мир форм (здесь преодоле
ВЕЛИКИЙ БУДДА ИЗ НАРА
ваются плотские страсти, а все материальные сущности достигают
своей высшей формы), мир чистой духовности (в котором материальные формы вовсе исчезают, все формы сливаются воедино и
происходит непосредственное приближение к состоянию Будды)
и другие миры.
Над вершиной горы Сумэру располагается "мир просветленных". В центре его изображен Будда в монашеском одеянии и с
монашеской эмблемой - символом добродетели - на груди. Пальцы его рук образуют окружности, напоминающие колеса, которые
символизируют вечность во времени и пространстве. Со всех сторон Будда окружен внемлющими ему бодисатвами, а сверху, из
исходящего от Будды сияния, появляются на облаках "становящиеся Буддой". Такая резьба нанесена на каждом лепестке, и таким
образом, пьедестал Великого Будды становится центром бесконечного множества миров.
За головой Великого Будды находится деревянный позолоченный ореол, на котором изображены 16 его воплощений. Это дополнение было сделано в XVII веке, как и две статуи, которые изображают милосердную богиню Каннон и божество Счастья. Справа за
Буддой находится небольшое отверстие, через которое пытаются
пролезть все паломники, потому что в случае удачи, по преданию,
они обретут рай.
Сооружение статуи Великого Будды заключалось, конечно же,
не столько в том, что император Сёму увидел поразившего его Будду Русяна. Он хотел, чтобы создание статуи Будды стало делом
всего народа, чтобы каждый внес в него свою лепту. Величественная статуя и в наши дни считается символом могущества японской
империи и одновременно гармоничного и размеренного образа
жизни японцев.
Попутно расскажем о знаменитой статуе Будды, находящейся в городке Карамакура. Высота фигуры, отлитой из бронзы,
составляет приблизительно 14 метров, год создания бронзового
Будды - 1252-и.
Будда сидит на пьедестале, скрестив ноги и соединив опущенные перед собой руки. Веки его прикрыты, так как Будда повелевает человеку просто созерцать.
Гений средневекового м
...Закладка в соц.сетях