Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ сокровищ

страница №15

ыт мраморными плитками, и по преданию здесь стоял жертвенник ветхозаветного храма, с которого стекала кровь приносимых на алтарь
"тельцов". Теперь жертвенник пуст, так как сбылось библейское
пророчество о прекращении жертвы.

Мечеть "Купол скалы" много раз разрушалась и не один раз
перестраивалась, но после каждого восстановления она становилась еще великолепнее. Во время землетрясения 1060 года упала
крыша мечети с 500 огромными светильниками. Мусульмане увидели в этом дурное предзнаменование и с тревогой ожидали несчастий. Опасения их сбылись в 1099 году, когда мечеть обагрилась
кровью мусульман, пролитой крестоносцами.

Пораженные великолепием "Купола скалы" крестоносцы сначала были уверены, что это и есть ветхозаветный Храм Соломона.
Они ничего не изменили в устройстве мечети, лишь расписали ее
стены христианскими сюжетами, а на священной скале поставили
христианский алтарь. На куполе мечети был установлен золотой
крест, на одной из дверей укреплено изображение Иисуса Христа,
сделанное из золота и украшенное бриллиантами.

Однако хронист Иоанн Вюрцбургский, видевший эту преобразованную в христианский храм мечеть, сообщал, что на ней было
много надписей на латыни. Этими надписями крестоносцы напоминали молящимся о новозаветных событиях, совершавшихся на
этом месте и вблизи его. Например, в напоминание об изгнании
торгующих из храма им показывали камень, освященный стопами
Спасителя и окруженный множеством лампад. Показывали также
и другой камень, на который, как на алтарь, был впервые принесен
в храм младенец Иисус Христос.

Над каждыми из четырех врат храма были свои надписи: над
западными, например, такая. "Вечный мир от Вечного Отца да будет этому дому; благословенная слава Господня о святом месте сем",
над северными - "Храм Господень свят, это место Божье, это дом
Бога".

Как и при мусульманах, после завоевания Иерусалима крестоносцами особо почиталась священная скала, куда ступали сначала
Авраам, а потом Иаков. От этой скалы крестоносцы отламывали
кусочки и продавали их паломникам, а еще отправляли их в Европу. Правда, вскоре они спохватились и покрыли скалу мрамором, а
вокруг нее соорудили решетку, о которой уже указывалось выше.

СВЯТЫНИ МЕЧЕТИ ^КУПОЛ СКАЛЫ" 209

В 1104-1107 годы игумен Даниил, один из первых русских паломников во Святую Землю, писал о храме: "Церковь хитро и дивно создана... и красота ее несказанна. Церковь круглая, стены ее
облицованы плитами различного мрамора, пол выложен красным
мрамором. Круглых столпов под верхом, кругом стоящих, - 12, а
четвероугольных столпов - 8; дверей четверо, покованных медью
и позолоченных".

"Купол скалы" поистине был столь великолепен, что по его
подобию в Европе строились многие церкви.

В руках христианских правителей святой Иерусалим был до
1187 года, когда под ударами войск султана Салах-ад-Дина рухнуло королевство крестоносцев. Правда, в 1229 году германский император Фридрих II вернул Иерусалим под свою власть, но это
продолжалось недолго. Однако за столь короткое время с султаном
Камалом был заключен договор, по которому христиане и мусульмане должны были совместно владеть "Куполом скалы". В храме
была даже поставлена символическая статуя общего братства.

Но уже в 1250 году мусульмане вновь безраздельно завладели
мечетью и уничтожили в ней все христианские знаки. Золотой крест
над куполом был снят еще Салах-ад-Дином и вновь водружен полумесяц. Христианские надписи тоже были уничтожены, а стены
мечети омыты розовой водой, которую доставили сюда на 500 верблюдах.

Сейчас в северо-западном углу мечети "Купол скалы" стоят три
колонны с архитравом - это судилище Мухаммеда. С его зубцов в
день Второго пришествия будут свисать чаши весов с душами умерших, счастливо перешедших через мост, состоящий из одного-единственного конского волоса и соединяющий Масличную гору с судилищем, стоящим на капители колонн.

В небольшом золоченом киоске хранится часть стопы Мухаммеда и три волоска из его бороды. А на южной стороне мечети
выставлен штандарт Пророка, обернутый вокруг его копья, и развернутое знамя халифа Омара.

Около северных ворот (Райских) видна плита из асписа, вделанная в пол. В эту плиту пророк Мухаммед вбил девятнадцать
золотых гвоздей, которые должны были показывать, сколько времени будет длиться существование мира Но однажды в мечеть тайно проник злой дух и принялся вытаскивать гвозди. Он успел похитить уже много гвоздей, так что теперь их осталось только три.

210 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

Большая мечеть состоит из трех частей - восьмигранного основания, цилиндрической надстройки и купола. Каждая сторона
основания составляет в длину 20 метров и облицована на пять метров в высоту мраморными плитами (считая от площадки). Выше за
ними начинается роскошный синий фаянс, плитками которого
повелел обложить эти стены Сулейман Великолепный.

Вокруг мечети "Купол скалы" расположен фриз изречений из
сур Корана, написанный арабским шрифтом. А внутренние стены
мечети покрыты византийской мозаикой и изречениями из Корана, написанными золотом.


ДВЕ РЕЛИКВИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Корона Священной Римской империи известна под несколькими названиями, в том числе и как Германская императорская корона, и как Нюрнбергская корона. Очень часто ее называют короной Карла Великого, хотя достоверных доказательств того, что он
ее носил, в исторической науке нет. Зато ее носили многие германские императоры после того, как были венчаны римскими папами
на престол Священной Римской империи.

Корона Карла Великого (созданная в Х веке) состоит из восьми
арочных золотых пластин, которые скреплены между собой петлями таким образом, что образуют кольцо. Четыре пластины короны
украшены разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями - аметистами, сапфирами, изумрудами и жемчужинами. Все
камни вставлены в рельефные оправы, отделанные филигранью.

На остальных четырех пластинах изображены сцены из Священного писания, выполненные в технике выемчатой эмали -

212 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

одной из разновидностей перегородчатой эмали. При такой технике эмалью заполняются углубления, сделанные в самой поверхности металла, а не емкости, образованные перегородками, напаянными на него сверху. Техника выемчатой эмали требует для работы более толстый металл, чем техника перегородчатой эмали. По
краям пластины, выполненные техникой выемчатой эмали, дополнительно отделаны филигранью и украшены драгоценными
камнями.

Первоначально корона Священной Римской империи хранилась в Нюрнберге, но когда войска Наполеона стали подходить к
городу, ее перевезли в Вену и там спрятали. Наполеон очень хотел
заполучить корону для своего коронования в 1804 году, однако ему
так и не удалось выяснить, где же она находится.

В 1938 году Адольф Гитлер потребовал, чтобы корону возвратили в Нюрнберг, но в годы Второй мировой войны это бесценное
сокровище находилось в соляной шахте. После того как Австрию
освободили войска союзников, корона была найдена и возвращена
на свое место в Вене, где она и по сей день украшает прекрасную
коллекцию ювелирных изделий, хранящихся в Музее истории искусства.

Другим сокровищем, выполненным в IX веке и уже точно принадлежавшим Карлу XII, является золотая подвеска с огромным
сапфиром-кабошоном с обратной стороны. Сначала сапфиры-кабошоны были вставлены с обеих сторон подвески, но теперь камень, украшавший ее лицевую сторону, заменен овальным кабошоном из синего стекла. Но, может быть, самая ценная особенность этой подвески состоит в том, что между двумя крупными
кабошонами (как об этом рассказывает старинное предание) находились святые реликвии - волос Богоматери и частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Подвеска, отделанная филигранью и украшенная гранатами,/
изумрудами и жемчужинами, стала принадлежать Карлу Великому
после того, как он стал императором Европы. В декабре 800 года
папа римский Лев III призвал Карла XII, бывшего тогда королем
франков, в Рим и короновал его там как первого императора Священной Римской империи.

Коронование Карла Великого оказало огромное воздействие на
художественное развитие западноевропейских стран того времени.
Например, он издал указ, согласно которому члены королевской
семьи и представители высшей знати могли хранить у себя свои

ДВЕ РЕЛИКВИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО 213

драгоценности. Именно поэтому многие сокровища IX и Х веков,
хранившиеся в родовых замках или соборах, дошли до нашего времени.

По указу Карла Великого захоронение драгоценностей вместе с
покойными должно было прекратиться, но самого его похоронили
вместе с описанной выше подвеской.

Когда около 1000 года по приказу Оттогона III гробницу великого императора вскрыли, драгоценная подвеска находилась на шее
покойного. Как священная реликвия эта подвеска до 1804 года хранилась в соборе аббатства Конк, а затем ее передали Жозефине
Богарнэ, супруге Наполеона, чтобы она надела ее на церемонию
своей коронации. В 1914 году подвеску передали в дар Реймскому
собору, и теперь она хранится во дворце Тау.

ЗОЛОТОЙ АЛТАРЬ СОБОРА СВЯТОГО МАРКА

Первоначально небесным покровителем Венеции считался Святой Федор, но в IX веке этот византийский святой сменился латинским Святым Марком. Тогда же возникла и легенда по поводу этой
перемены.

Возвращаясь из Аквилеи, где он проповедовал святую веру, Святой Марк был застигнут бурей и остановился на одном из островов лагуны. Во сне ему явился ангел и возвестил, что здесь он
обретет покой. Слова Божьего посланца - "Мир тебе, Марк,
евангелист мой!" - впоследствии были начертаны на штандарте
Венецианской республики. Святой Марк принял мученическую
смерть в Александрии, где и был потом погребен. Отсюда его тело
тайно вывезли два венецианских купца: сарацинским таможенникам они сказали, что везут солонину.

В 828 году священная реликвия была доставлена в Венецию. За
несколько лет венецианцы среди монастырских садов построили
собор своему новому святому - рядом с Дворцом дожей и побли
ЗОЛОТОЙ АЛТАРЬ СОБОРА СВЯТОГО МАРКА 215

зости от храма Святого Федора. В 976 году первоначальное здание
собора сгорело от пожара, который перекинулся сюда от резиденции дожей. Рассказывали, что при этом пропали и останки евангелиста Марка. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через сто лет его заменили совсем новым зданием.

История современного собора Святого Марка восходит к
XI веку. Хотя в это время его строительство и не было завершено,
но в основном храм уже был возведен. Новый собор надо было
освятить, и незадолго до этого торжественного дня власти Венецианской республики объявили о всеобщем посте. А потом устроили
всеобщий молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие
мощи своего святого покровителя.

Вот тогда-то и произошло чудо. "Когда процессия во главе с
дожем медленно двигалась по собору, у одной из колонн воссиял
яркий свет, потом рассыпалась каменная кладка, и из отверстия
показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же
мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого
не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Марка, и все
вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего
святого".

Строительство храма продолжалось несколько столетий, и каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик
собора, украшало, обогащало его. Сюда свозились из всех подвластных Венеции стран поистине сказочные сокровища.

Жители Венеции хотели сделать свой собор красивым и пышным, поэтому капитанам всех венецианских кораблей приказали
привозить из дальних стран все, "что могло украсить собор и содействовать его славе и величию".

Венецианские мореходы, ходившие за тридевять земель, в течение многих веков доставляли сюда мраморные плиты и колонны
редкой расцветки, барельефы, статуи из камня и порфира. Все это
в некотором красочном беспорядке, но смонтированное с большим
вкусом шло в дело. Строителей не смущала разностильность, они
не очень заботились о симметрии, но, наверное, в этом и было
чудо настоящего искусства и истинного творческого взлета: ни одна
из колонн не походит на другую, и из этой, казалось бы, дисгармонии возникает своя гармония.

На крыше притвора собора Святого Марка установленна знаменитая квадрига - фигуры четырех бронзовых коней. Считается,
что четверку лошадей изваял греческий скульптор Лисипп. Неког
216 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

да она украшала триумфальную арку Нерона в Риме, потом император Константин перевез ее в свою новую столицу, где она тоже
была украшением триумфальной арки. В 1204 году венецианский
дож Дандоло вывез ее из Константинополя в качестве военного
трофея, и скульптуру установили эту на соборе Святого Марка.
Следует сказать, что разграбление Константинополя принесло Венецианской республике много военных трофеев, а собору новые
сокровища.

В 1797 году, во время итальянского похода Наполеона, из Венеции было похищено много драгоценных камней, а захваченные
только в соборе Святого Марка золотые и серебряные предметы
были переплавлены в 55 слитков. Бронзовые кони по приказу Наполеона были отправлены в Париж, где знаменитая четверка увенчала сначала вход во дворец Тюильри, а потом и Триумфальную
арку на площади Карусель*.

Но озабоченный перевозкой в Париж бронзовых коней, Наполеон упустил трофей более ценный. Французские солдаты не тронули замечательный золотой алтарь собора, так как были уверены,
что он ничего не стоит.

Настоящим сокровищем собора Святого Марка является величественный, сверкающий золотом, драгоценными камнями и великолепным резным орнаментом алтарь.

Древнее предание гласит, что ризничий храма, указывая руками на алтарь, не уставал повторять, что все его украшения сделаны из простого стекла. Это была простодушная хитрость хранителя соборных сокровищ, а в описи алтарных драгоценностей, тщательно составленной в 1796 году, содержались совсем другие сведения. Помимо перегородчатой эмали, алтарь (размеры которого
3х1 метр) был украшен искусно обработанными драгоценными
камнями и жемчужинами: 400 гранатов, 300 сапфиров, 300 изумрудов, 90 аметистов, 75 розовых шпинелей, 50 рубинов, четыре
топаза, две камеи и 1300 жемчужин. Алтарь был просто усыпан
драгоценными и полудрагоценными камнями, общее число которых составило 2521.

Золотой алтарь собора Святого Марка создавался почти пятьсот
лет - в четыре этапа. Самая ранняя его часть состоит из медальонов, сделанных в Х веке византийскими золотых дел мастерами.
Эмалевые изображения, на которых изображены сцены из Нового

* В 1815 году Габсбурги вернули Венеции коней Лисиппа.

ЗОЛОТОЙ АЛТАРЬ СОБОРА СВЯТОГО МАРКА 217

Завета и эпизоды из жизни Святого Марка, обрамляющие три стороны алтаря, выполнены в XII веке венецианскими мастерами. Эмалевые изображения, находящиеся вокруг центральной части алтаря, были исполнены в 1209 году.

Последним мастером, принимавшим участие в создании алтаря, был Джанпаоло Буонинсенья. В 1345 году он придал алтарю
завершенную форму, добавив к нему несколько замечательных панно, на которых изображен восседающий на троне Иисус Христос в
окружении евангелистов, пророков, апостолов и ангелов.

"ХРАМ НАДПИСЕЙ" В ПАЛЕНКЕ: ГРОБНИЦА,
САРКОФАГ, МАСКА

Город Паленке - один из центров цивилизации майя - располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто
Рус раскопал "Храм надписей"* и начал его исследование. Преодолев многочисленные препятствия, археолог нашел скрытый вход
в огромный склеп, в котором был погребен один из правителей
майя.

Сам А. Рус впоследствии писал об этом так: "Из густого мрака
неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду.
Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в
лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные
фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры
из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью
закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с
рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным

* Подробнее о раскопках храма можно прочитать в книге "100 великих
чудес света".

^ХРАМ НАДПИСЕЙ" В ПАЛЕНКЕ 219

изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам.
Но они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту
великолепную картину своими собственными глазами".

Найденный археологами склеп был длиной 9 метров, шириной
в 4 метра, а его высокий сводчатый потолок уходил вверх почти на
7 метров. Архитектура этой подземной гробницы была столь совершенна, что она и до наших дней сохранилась почти идеально. Камни стен и сводов были вытесаны и подогнаны друг к другу с таким
искусством, что ни один из них не упал со своего места.

На стенах гробницы сквозь причудливую завесу сталактитов и
сталагмитов проступали очертания девяти больших алебастровых
человеческих фигур. Люди были "одеты" в одинаковые пышные
костюмы: головной убор из длинных перьев птицы кецаль, плащ из
перьев и нефритовых пластинок, набедренную повязку с поясом
(или юбочку), украшенным тремя человеческими головками, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ноги этих
персонажей были унизаны драгоценными украшениями, и они
горделиво выставляли напоказ символы и атрибуты своего высокого положения: скипетры с рукоятью в виде змеиной головы, маски
бога дождя и круглые щиты с ликом солнечного божества. По мнению А. Руса, на стенах подземного склепа были запечатлены девять
"владык мрака" - правителей девяти подземных миров.

Первое время археолог не мог даже понять, что же он откопал:

подземный храм или уникальную гробницу? Большую часть помещения занимал огромный каменный ящик, накрытый резной каменной плитой. Был ли это алтарь или крышка саркофага? На боковых гранях плиты виднелась полоса иероглифических знаков,
среди которых ученые обнаружили и несколько календарных дат,
относящихся по эре майя к VII веку.

На плоской поверхности плиты ученый обнаружил символическую сцену, вырезанную резцом древнего мастера. В нижней части этой резьбы можно видеть страшную маску, своим видом напоминающую о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. У большинства индейских народов доколумбовой Мексики это божество
выступало страшным чудовищем, питающимся живыми существами. Поскольку все живое, умирая, возвращается в землю, страшная
маска представляла собой стилизованное изображение божества
земли. Голову его увенчивали четыре предмета, два из которых у
майя являются символами смерти (раковина и знак, напоминаю
220 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

щий %); два другие, наоборот, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок, или маисовый початок).

На маске чудовища, слегка откинувшись назад, сидит красивый
юноша в богатой одежде и драгоценных украшениях. Тело его обвито фантастическим растением, которое выходит из пасти чудовища. Юноша пристально смотрит вверх на крестообразный предмет, олицетворяющий у древних майя "древо жизни", или, точнее
сказать, "источник жизни" - стилизованный росток маиса.

На перекладине "креста" причудливо извивается гибкое тело
двухголовой змеи, а из пастей этих голов выглядывают маленькие
смешные человечки в масках бога дождя. По верованиям индейцев
майя, змея была всегда связана с небом и небесным дождем: словно
змеи, плавно и молчаливо скользят по небу тучи, а молния - это
не что иное, как "огненная змея".

На самой верхушке "креста" сидит священная птица кецаль,
длинные изумрудные перья которой служили украшением парадных
головных уборов царей и верховных жрецов майя. Кецаль тоже
облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два небольших щита с изображением солнечного бога.

Вот такой сложный ребус из резных картин был запечатлен на
крышке саркофага. После тщательного изучения всех имевшихся в
его распоряжении источников, А. Рус дал следующее его истолкование: "Юноша, сидящий на маске чудовища земли, вероятно, одновременно олицетворяет собой и человека, которому суждено в
один прекрасный день вернуться в лоно земли, и маис, зерно которого (чтобы прорасти) прежде должно быть погребено в землю.
"Крест", на который так пристально смотрит человек, опять-таки
символизирует маис - растение, появляющееся на земле с помощью человека и природы, чтобы служить затем... пищей для людей.

С идеей ежегодного воскресения маиса у майя была тесно связана
идея собственного воскресения человека".

А швейцарец Э Дэникен, который убежден в общении землян
с инопланетянами, изложил свою точку зрения: "Найденный в
Паленке рельеф изображает, по всей вероятности, бога Кукуматца . Мы видим человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе
жокея или гонщика, и в его экипаже любой нынешний ребенок
узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени.

^ХРАМ НАДПИСЕЙ" В ПАЛЕНКЕ 221

Наклонившийся вперед человек обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие
клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас
японским воротом и плотно охватывающими манжетами. Активна
не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед
самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним
пристально и внимательно".

Массивные каменные "ножки" саркофага в свою очередь тоже
были украшены рельефными изображениями. Мифические персонажи в богатых одеждах словно "вырастали" из земли, изображенной чисто символически - полосой и особым иероглифическим
знаком. А рядом с ними видны побеги уже настоящих растений,
увешанных плодами какао, тыквы и гуайявы.

От саркофага поднималась вверх длинная каменная труба, сделанная в виде змеиного туловища и заканчивающаяся в центральном помещении храма. Эту трубу А. Рус назвал "каналом для души",
предназначенным для духовного общения жрецов и здравствующих членов царствующей семьи с их усопшими предками. Лестница после совершения погребального обряда засыпалась обломками
камней, и между гробницей и храмом наверху существовала только
магическая связь через этот "канал".

Размеры каменного саркофага и его огромный вес (20 тонн)
исключали его доставку вниз - по узкой внутренней лестнице -
уже после строительства пирамиды. Пирамида и храм скорее всего
строились уже над готовой гробницей, чтобы защитить ее от разрушения и скрыть от непрошенных взоров. Но гробница правителя,
похороненного с несметными сокровищами, несомненно, являлась
весьма заманчивой добычей для грабителей, поэтому она и была
так тщательно спрятана в недрах пирамиды, а ход к ней был плотно
забит землей, щебнем и каменными глыбами.

В самой гробнице, действительно, находилось очень много ювелирных украшений и изделий из нефрита, и самое замечательное
из них - посмертная мозаичная маска, покрывавшая лицо усопшего правителя. Грудь его украшали нефритовые ожерелья, пальцы были унизаны кольцами из нефрита, крупные куски нефрита
были вложены в ладони усопшего.

Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога - летучей мыши Пластинки серег были исписаны

222 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ

иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был (как предполагают некоторые ученые) заплатить за свое
загробное пропитание. Лицо покойного покрывала прекрасная
мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита,
только для глаз были использованы обсидиан и кусочки перламутровых раковин.

Впоследствии ученые установили, что А. Рус открыл гробницу
правителя Пакаля, который пришел к власти в 12-летнем возрасте,
а умер в возрасте 80 лет. "Мы были поражены его ростом, более
высоким, чем у среднего индейца-майя сегодняшних дней, и тем,
что его зубы не были подпилены или инкрустированы пиритом и
нефритом, как это свойственно всем знатным майя... - писал
А. Рус. - В конце концов мы пришли к выводу, что этот человек
мог быть немайякского происхождения, хотя и ясно, что он закончил жизнь в ранге одного из правителей Паленке".

Открытие А. Руса уже и так поставило перед учеными множество вопросов, а последняя фраза американского ученого породила
поистине огромное количество самых различных версий и гипотез.
Вновь стала обсуждаться давняя проблема, а не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, которые
тоже служили гробницами. Некоторые ученые предположили, будто какой-то европеец пересек Атлантический океан задолго до
Колумба, принес на землю майя свет высшей культуры и управлял
в Паленке в качестве обожествленного монарха.

СВЯТЫНИ ТИБЕТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Долгое время европейцы называли Тибет "страной снегов и
тайн", для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета
мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей,
которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти
труднодоступные районы Центральной Азии. Опасности были не
мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета
под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам — "несшим на священную землю скверну". Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь
пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь,
вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.


В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с
з

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.