Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ памятников
...красные
фигуры были не просто статуями, а очень сложными и хитроумными
автоматами.
Одни фигуры показывали силу ветра и морских волн, легко передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах..
Другие же, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли также возле больших водяных часов — клепсидр. Регулярно били
они в колокола, круглосуточно отбивая время мореходов — склянки.
Когда же случался туман или непогода, то далеко разносился ветром высокий, прерывистый трубный звук. Ещё одна прекрасная женщина трубила в изогнутый золотой рог, предупреждая мореходов об
опасной близости отмелей и подводных скал.
На самом верху маяка у гранитных колонн стояла одинокая и
суровая бронзовая фигура, словно напряженно и пристально вглядывающаяся в морские дали. Это она поднимала военную тревогу и
громким криком возвещала о появлении в море вражеских судов.
Порой зрителю трудно было поверить, что это не живые люди,
настолько осмысленно и естественно было поведение фигур. Лишь
золотистый блеск металла и размер их красноречиво свидетельствовали о том, что это искусные создания человеческих рук и ума.
В тихую погоду к маяку приплывало множество лодок и мелких
суденышек с желающими насладиться редкостным зрелищем. Даже
жители стран далеких отваживались на длительное и опасное плавание только для того, чтобы самим увидеть исполинский маяк.
Маяк, конечно же, стоил огромных денег. По этому поводу Плиний пишет:
Эта башня считалась одним из чудес света и стоила
восемьсот талантов
. Восемьсот талантов — сумма эквивалентная почти двадцати одной тонне чистого золота!
Александрийский маяк — светоч и страж великолепной столицы
Египта — стал символом Александрии. Виднейшие ученые древности
Павсаний, Страбон, Плиний, Ибн-аль-Сайх писали о маяке. Они не
могли скрыть удивление и восхищение маяком.
А один древний поэт в восторге написал:
Башню на Фаросе грекам спасенье, Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте,
Но от земли проведен мол для стоянки судов,
64
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество миль видная путнику днем,
Руины Александрийского маяка в XIV веке новой эры.
Ночью же издали видят плывущие морем все время
Свет от большого огня на самом верху маяка,
И хоть от Таврого Рога готовы идти они, зная,
Что покровитель им есть, гостеприимный Протей.
Маяк всем так нравился, что строители позднейших маяков часто
пытались повторять формы Александрийского. В древности слово
фарос
сделалось нарицательным, им стали называть все маяки.
Создатель маяка Сострат ясно понимал значительность своего
творения. Желая, чтобы его имя дошло до потомков, он на каменных плитах маяка сделал углубления и в них высек гордые слова:
Сострат, сын Дексифана из Книда — богам-спасителям ради мореходов
. Хитрый архитектор надпись залепил известью, затер ее мраморной крошкой и поверх нее начертал, как требовали тогдашние
законы:
Птолемей Филадельф
. Сострат предполагал, что время и
непогода разрушат известь и имя создателя маяка станет известно
всем.
Так и вышло, но годы и люди все больше разрушали и сам маяк.
В полуразрушенном состоянии маяк просуществовал до XIV века
нашей эры. Тогда его высота составляла всего тридцать метров. Осталась только одна нижняя часть маяка, да и та не полностью. Никаких
зеркал не было и в помине, а вместо факела на маяке горел обыкновенный костер. Но даже и эти руины продолжали вызывать восторг и
удивление современников.
В средние века остатки подиума Александрийского маяка встроили в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас крепость на острове Фарос
превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка даже ученым-археологам невозможно.
КОЛОСС РОДОССКИЙ
(280 г. до н.э.)
Колоссами древние греки называли статуи, высота которых значительно выше человеческого роста. Впервые с такими статуями греки познакомились в Египте. О египетских колоссах не один раз упоминает Геродот в своем рассказе о достопримечательностях этой страны. Много колоссов создали и сами греки. Одним из древнейших
было примитивное тринадцатиметровое изображение бога Аполлона
в Амиклах. Но самым известным и популярным был Колосс — гигантская статуя бога солнца Гелиоса, воздвигнутая на острове Родос. Вот
как сказал о Колоссе древний неизвестный автор:
Жители Родоса, племя дорийцев, колосс этот медный
Величиной до небес. Гелий, воздвигли тебе,
После того как смирили военную бурю и остров
Обогатили родной бранной добычей своей
К концу IV века до нашей эры среди греческих государств самым
богатым и могущественным был Родос Огромные доходы Родосу приносила торговля. Островитянам долгое время удавалось избегать столкновения с воинственными соседями. Пока в 305 году до нашей эры
сын свирепого владыки Сирии Антигона Одноглазого Деметрий не
потребовал, чтобы остров Родос вступил вместе с ним в войну против
Египта. Но для родосцев выполнить это требование было невозможно.
С Египтом Родос связывали прочные торговые отношения. Там родосЦЫ закупали большую часть хлеба. Они ответил Деметрию отказом.
Тогда к берегам острова двинулся огромный флот. Началась осада.
Войска Деметрия были оснащены всеми новейшими изобретениями военной техники. При осаде Родоса была впервые применена
новая осадная машина — гелепола, что значит
берущая города
,
представляющая собой высокую башню на колесах.
Целый год длилась осада Деметрия, но безуспешно. Отстояв свою
свободу, островитяне решили в память об одержанной победе воздвигнуть гигантскую бронзовую статую бога солнца Гелиоса — покровителя острова. Согласно легенде, остров Родос подняли боги со
дна морского по просьбе Гелиоса.
Создание своего Колосса родосцы могли доверить только опытному скульптору, прошедшему отличную школу. Выбор вполне естественно пал на Хареса — уроженца родосского города Линда — одного из учеников великого мастера Лисиппа.
Харес задумал изобразить Гелиоса в виде прекрасного статного
юноши, стоявшего на высоком мраморном пьедестале. Голову Гелиоса он украсил лучезарным венцом, символизирующим солнечные
лучи. Пристально всматривается Гелиос в даль, приложив руку ко
лбу, защищая глаза от яркого света. В левой руке у Гелиоса плащ,
спадающий до самой земли.
Совет города решил, чтобы статуя была высотой не менее 70 локтей — приблизительно 36 метров. Однако в те времена отлить бронзовую статую таких огромных размеров было совершенно невозможно. Да и вес ее был бы слишком велик.
Тогда Харес решил сделать статую совершенно другим способом.
Из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами,
он соорудил раму и вкопал ее в землю. Конечно, вырубить из скалы
целиком и перевезти такие огромные столбы не было возможности.
Харес решил собрать столбы из нескольких кусков, соединив их железными стяжками. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие
на человеческие ребра. Вообще конструкция несколько напоминала
человеческий скелет. К ободьям кусок за куском приклепывались
части статуи, отчеканенные из бронзового листа. Швы тщательно
зачеканивались и зашлифовывались.
Харесу, как и другим скульпторам того времени, приходилось решать наряду с художественными и чисто технические задачи. Создавать статую таких невиданных размеров было чрезвычайно сложно.
Харес сначала сделал скульптурную модель статуи в рост человека,
что соответствовало масштабу один к двадцати.
Пользуясь сеткой квадратов, скульптор переносил с глиняной статуи все извилины, впадины и выпуклости на огромную гипсовую
поверхность. Готовую гипсовую модель с предосторожностями уно
КОЛОСС РОДОССКИЙ
сили вниз к подножию холма, где размещались маленькие мастерские. В одной плавили металл и выковывали тончайшие бронзовые
листы. В соседней охлажденные бронзовые листы тщательно обрабатывали, удаляя и сглаживая все неровности.
Ударами особых молотков бронзовый лист чеканили по форме
шаблона, добиваясь точного повторения гипсовой модели. Затем бронзовую деталь закаливали, нагревая докрасна на огне небольшого горна. После того как бронза остывала, ее поверхность очищали, полировали. Только тогда готовая деталь доставлялась на вершину холма,
где ее устанавливали на место, закрепляли на железном каркасе, заделывали и сглаживали швы.
Сборка Колосса также представляла громадные трудности. Когда
нижние части ног Колосса и плаща были сделаны, вокруг них собрали деревянный сруб. Филон Византийский пишет:
Скульптор постепенно насыпал вокруг ещё незаконченного Колосса огромный холм
земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготовлять следующие на уровне земли
.
По склонам холма поднимались ваятели, чеканщики, сборщики и
рабочие, несшие железные стержни, ободья и бронзовую облицовку
статуи. Так постепенно, пояс за поясом собирался Колосс.
По мере изготовления статуя все глубже оказывалась заключенной
в растущем вместе с ней колодце, и Харес не имел возможности проверять и подправлять по ходу работы пропорции и вид статуи. Вот
поэтому-то контрольная статуя была так необходима, и поэтому так
тщательно приходилось следить за сохранением правильной формы и
соблюдением точного масштаба при изготовлении деталей Колосса.
Самые ценные сведения о Колоссе приведены в книге
О семи
чудесах
Филона Византийского. Больше всего Филона интересует
способ, которым скульптор Харес смог установить бронзового гиганта. Но о технике изготовления самой статуи Филон ничего не сообщает. Однако он приводит данные о количестве бронзы, потраченной родосцами на статую Гелиоса. По его сведениям, на родосского
Колосса пошло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, т. е. около 13 тонн бронзы и 7,8 тонны железа.
В конце работы образовался большой конический земляной холм
высотой около 35 метров. Только голова Гелиоса со сверкающим лучистым венцом выглядывала из мрака колодца. И когда, наконец, в
280 году до нашей эры, после двенадцати лет напряженной работы,
статуя была закончена, холм снесен и сруб разобран, изумленные
зрители были потрясены открывшимся перед ними ошеломляющим
зрелищем.
Гигантская, сверкающая статуя из полированной бронзы уходила
в самую глубь небес. Солнечные лучи отражались от полированных
кончиков венца и, казалось, сами испускали ослепительные снопы
света.
Статуя стояла в середине широкой площади Дигмы, находящейся
между морским берегом и городской стеной. По решению старейшин города статуя должна быть хорошо видна и с моря и из города,
причем солнце должно освещать лик Гелиоса от восхода до захода
солнца. Другими словами, Гелиос должен быть обращен лицом на
юг.
Однако этим условием пришлось поступиться, поскольку вход в
бухту города Родоса находился с востока. Для того чтобы статуя хорошо смотрелась и с моря и с суши, Харес ее поставил так, что взгляд
Гелиоса был устремлен на юго-восток.
На площади Дигма было несколько великолепных крупных статуй. Но все они поблекли, когда Гелиос засверкал на ярком родосском солнце. Толпа громко ахнула и замерла. А затем восторженные
родосцы при всеобщем ликовании пронесли на руках героя торжества счастливого Хареса по всему городу. Были принесены жертвы
богам и покровителю острова богу солнца Гелиосу. Начался громкий
и веселый пир.
Слава о новом чуде молниеносно разнеслась по всему белому свету. Со всех сторон в Родос стали съезжаться люди увидеть Гелиоса.
Однако родосцам недолго пришлось гордиться своим Колоссом.
Бронзовый гигант простоял всего 56 лет. В 220 году до нашей эры
Родос подвергся разрушительному землетрясению. Погибло много
людей. Но самым тяжелым ударом для родосцев была гибель Колосса. Гигантская статуя не выдержала колебаний почвы. Как рассказывает греческий географ Страбон,
статуя лежит на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей
. Ноги в коленях
оказались самым хрупким и уязвимым местом статуи.
Правители многих государств, заинтересованных в торговле и союзе с Родосом, пришли ему на помощь. Среди тех, кто послал Родосу
богатые дары, — правители Сицилии, цари Македонии, Сирии, Вифинии, Понта. Многие из них на какое-то время освободили родосские суда от пошлин. Помощь, оказанная Родосу после землетрясения, свидетельствует о том, какое значение придавали эллинистические государства своим связям и дружбе с родосцами. Но самую щедрую поддержку оказал родосцам их давний союзник, египетский царь
Птолемей, выделив специальные средства и на восстановление гордости родосцев — их знаменитого Колосса. Была подарена в большом количестве медь, присланы опытные мастера, рабочие. На содержание мастеров и рабочих была отпущена дополнительно немалая
сумма денег. Но поднять статую, несмотря на помощь египетского
царя, не удалось.
КОЛОСС РОДОССКИЙ
Дальнейшие попытки также не имели успеха. Тогда было объявлено, что по велению оракула статуя не будет восстановлена. Но даже
обломки бронзового гиганта, оставленные на прежнем месте, привлекали к себе всеобщее внимание и поражали своими огромными
размерами. Каждый путешественник, побывавший на Родосе, непременно осматривал статую Гелиоса.
Римский писатель Плиний Старший, живший в I веке нашей эры,
посетив Родос, писал, что даже теперь, когда Колосс лежит на земле,
он вызывает удивление и восхищение. Лишь немногие люди могут
обхватить обеими руками большой палец руки статуи.
Страбон называет колоссальную статую Гелиоса лучшим посвятительным даром и замечает при этом, что статуя признается всеми
одним из семи чудес света.
Обломки Колосса пролежали на земле более тысячи лет. В 977 году
арабы, захватившие Родос, продали обломки статуи купцу, который,
как рассказывается в одной из хроник, нагрузил этими обломками
900 верблюдов. Так были уничтожены все следы Колосса.
Казалось бы, с тем история Колосса и завершилась. Однако Георгиос Яннопулос, мэр современного Родоса, хочет восстановить гиганта как
памятник тысячелетия
, который, по его словам, должен
символизировать мир и взаимопонимание народов.
Мы хотим завершить восстановительные работы ещё в 2004 году
, — заявил мэр.
Он надеется создать привлекательный объект на острове курортов у
западного побережья Турции.
НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ
(конец III — начало II века до н.э.)
Особое место в экспозиции Лувра занимает величаво строгая парадная лестница Дарю, теперь перестроенная и освобожденная от
пышных украшений. Если с подножья эскалады обратить взор к ее
верхней площадке, перекрытой широким размахом могучей арки, то
перед глазами возникает ликующе грозный образ крылатой Ники
Самофракийской. Сразу подпадаешь под обаяние господствующей
над всем огромным архитектурным пространством статуи властно
устремленной вперед крылатой девы.
Ника Самофракийская — один из самых знаменитых шедевров
Лувра. Многочисленные куски статуи Ники были найдены французскими археологами на острове Самофракия в 1863 году. Их бережно
собрали, но голову и руки так и не удалось обнаружить. Лишь в 1950 году
был найден обломок некогда прекрасной и сильной кисти правой руки,
которую многие исследователи считают принадлежащей Нике. Другие
не соглашаются с ними. Но, несмотря на отсутствие рук и головы,
выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и
изящества, забываешь об отсутствующих частях.
Имя автора, время и повод ее создания до сих пор точно не установлены. Очень долго считалось, что именно эта статуя Ники, трубя
ДИКА САМОФРАКИЙСКАЯ 71
щей в трубу, воспроизведена на монете и что она была сделана в
честь победы, одержанной в 306 году до нашей эры.
Корабли греческого сатрапа Деметрия Полиоркета разгромили флот
египетского правителя Птолемея (тоже, кстати, грека). В ознаменование славной победы греки поставили на высоком прибрежном утесе острове Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, которая вошла в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал
Ники был изготовлен в виде носовой части боевого корабля, за спиной богини вздымались огромные белые крылья, а сама Ника, подставив сильный торс порывам встречного ветра, радостно и самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. В дальнейшем многие
факторы заставили взять под сомнение эту гипотезу
Камень цоколя происходит из карьеров на острове Родосе. Цоколь сделан в форме носа боевого корабля. Поэтому было высказано
предположение, что монумент был воздвигнут в честь победы родосского флота над флотом Антиоха III (222 — 187 гг. до н.э.). Большие
размеры статуи, ее композиция, связь фигуры с окружающим пространством напоминают о скульптуре колоссальных эллинистических ансамблей конца III века до нашей эры, особенно о пластике
Пергамского алтаря и родосских статуях. И, наконец, смелость передачи движения, особенности скульптурной обработки драпировки
позволяют считать, что она исполнена скульптором из Родоса конца
III — начала II века до нашей эры.
К скульптуре надо приближаться не спеша, не отрывая взгляда,
обойти ее справа и слева. Если окажется время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных
прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность,
Пожалуй, ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована Она стоит одна на
лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня,
ожившего под рукой безымянного ваятеля. Когда около Ники оказываются люди, они кажутся маленькими, почти пигмеями
Как бы посланная вперед взмахом развернутых крыльев, фигура
Ники полна ликующего чувства победы. Кажется, что настоящий морской ветер прибивает к торсу и ногам трепещущие одежды, подхваты^ет и относит их назад, ещё более усиливая впечатление порыва.
Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже по^и вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность и упру
гость. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать
друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ Ещё мгновение — и Ника вновь полетит. Такое же чувство испытываешь,
когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень
высокой ноте.
И сегодня, пусть и покалеченная, статуя хранит в себе и солнечную голубизну бездонного неба греческих островов, и синеву моря.
Стены раздвигаются — и вот она снова высится на скале над безбрежными далями, под ярким светом южного солнца, и уже гремит в
ушах немолчный шум прибоя, слышна звенящая, как упругая струна,
песнь прибрежного ветра.
ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ
(210 г. до н.э.)
В 1974 году неподалеку от города Линтонг крестьяне, копая колодец, к своему удивлению, наткнулись на фигуры солдат в человеческий рост и лошадей Благодаря этой случайной находке состоялись
раскопки, одни из самых, наверное, увлекательных в нашем столетии На белый свет появились тысячи терракотовых фигур. Эта армия, захороненная рядом с императором Цинь Ши Хуанди — инициатором строительства Великой Китайской стены, — несомненно, должна была биться за него и в сражениях Царства Смерти.
В 246 году до нашей эры после смерти царя Чжуан Сян-вана на
Престол царства Цинь вступил его сын Ин Чжэн, известный в истории
"од именем Цинь Ши Хуанди К середине III века до нашей эры
Царство Цинь занимало довольно обширную территорию. Ко времени
ьступления на престол Ин Чжэну было всего лишь тринадцать лет, и
АО его совершеннолетия государством фактически управлял первый
советник царя Люй Бу-вэй — крупный торговец родом из царства Вэй.
74 100 ВЕЛИКИХ ПАМЯТНИК01
В 237 году до нашей эры Ин Чжэн отстранил от должности орга-'
низатора заговора Люй Бу-вэя. Продолжавщиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй
Бу-вэй в 234 году до нашей эры покончил жизнь самоубийством.
В 230 году до нашей эры по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил
огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили
ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли
всю территорию царства, превратив ее в циньский округ. Это было
первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская
армия захватила царства Чжао, Вэй, Янь, Ци. К 221 году до нашей
эры царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая
империя с централизованной властью.
Поскольку Ин Чжэн стал первым императором циньской династии, он приказал называть себя Ши Хуанди — Первым высочайшим
императором. Цинь Ши Хуанди был фактически неограниченным
главой государства с деспотической властью. В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, административной, исполнительной и высшей судебной власти. Однако, несмотря на деспотический характер власти, в империи Цинь сохранились и активно функционировали на местах органы общинного самоуправления.
Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. Ещё во время войны за объединение страны Цинь Ши
Хуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцу
лучших дворцов захваченных им царств. По подсчетам Сыма Цяня, в
империи насчитывалось всего свыше семисот дворцов, 300 из них
находились на территории бывшего царства Цинь. Самым крупным
дворцом являлся дворец Эфангун, воздвигнутый Цинь Ши Хуанди
недалеко от столицы империи, на южном берегу реки Вэй-хэ. Это
целый ансамбль зданий, соединенных системой крытых галерей и
навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданий
воссоздавала расположение звезд на небосводе.
Для того чтобы обезопасить северные районы страны и вновь завоеванные территории от возможных нападений стремительной боевой конницы кочевых народностей, Цинь Ши Хуанди решил приступить к строительству грандиозного сооружения — оборонительной стены вдоль всей
северной границы империи. Ее протяженность составила свыше 10 тысяч
ли, отсюда и возникло название
Ваньли чанчэн
—
Стена длиной в
10 тысяч ли
, или, как ее называют европейцы, Великая Китайская стена. Широкое строительство стены началось в 215 году, когда на север
прибыла трехсоттысячная армия полководца Мэн Таня. Вместе с воинами над сооружением стены трудились осужденные, государственные рабы
и общинники, мобилизованные на государственные трудовые повинности
ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ 75
Великая китайская стена надежно защищала северные границы
империи, однако для мобильной переброски войсковых частей и соединений из центральных районов страны к северной границе в слуqae какой-либо опасности необходимо было иметь хорошие дороги,
удобные для транспортировки войск. Поэтому в 212 году до нашей
эры Цинь Ши Хуанди приказывает Мэн Тяню приступить к сгроительству магистральной дороги.
В памяти потомков, в отличие от его современников, Цинь Ши
Хуанди остался как великий реформатор, сумевший объединить разобщенные китайские царства в одну, хоть и слабо защищенную империю.
В 210 году до нашей эры всемогущий Цинь Ши Хуанди ушел из
жизни. Подробное описание грандиозного подземного дворца и колоссальной насыпи над ним принадлежит отцу китайской истории Сыма
Цяню — главному придворному историографу императора. В строительстве мавзолея на протяжении 37 лет участвовали 700 тысяч рабов,
солдат и подневольных крестьян. Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 километра, а его высота достигала 166 метров (сейчас сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду, имеет
560 м длины, 528 метров ширины и 34 метров высоты). Погребение
императора, по предварительным подсчетам археологов, занимает площадь 56 квадратных километров. В историческом описании указывается, что мавзолей был сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемости расплавленной медью. Погребальный
комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой залусыпальницу императора и сто вспомогательных помещений.
Поразителен интерьер главного зала. Пол выполнен в виде земного рельефа — с горами, долинами, морями и реками. Потолок
символизирует небесный свод и украшен множеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Многие помещения были наполнены
драгоценностями и различными предметами искусства. В одном из
залов находились сто скульптурных изображений чиновников различных рангов. Вместе с императором было погребено множество
слуг, рабов и императорских наложниц, а также тысячи убитых
строителей, которым была известна тайна расположения дверей
гробницы.
Попасть в подземное царство Цинь оказалось не так просто" подступы к нему были защищены хитроумной системой смертельных
ловушек. И все это — для того, чтобы ни один смертный не посмел
чарушить покой подземных дворцов и храмов, напичканных сокровищами, с которыми Цинь не хотел расставаться и после смерти.
Главный зал мавзолея был освещен тысячами факелов на китовом
^кире Благодаря этому топливу — а его там огромное количество —
Факелы горят неугасимо уже не одно столетие.
Впрочем, несмотря на ловушки и западни, археологам все же удалось проникнуть в глубь холма Ли — одного из многих, венчающих Ш
обширное погребение. 1
Цинь Ши Хуанди искренне верил, что сможет править своей им- |
перией даже из потустороннего мира. Для этого, считал он
...Закладка в соц.сетях