Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ памятников

страница №5

финский
царь Никомед I (278 — 250 гг до н.э ) предложил книдянам простить
им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне
без колебаний ответили ему отказом.

Даты рождения и смерти Праксителя точно неизвестны Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда
многих поколений ученых, которые путем сопоставления различных
сведений воссоздали историю жизни и творчества мастера

Пракситель родился около 390 года до нашей эры Он был афинянин и происходил из семьи художников Его дед, Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами, скульпторами впоследствии стали и сыновья самого Праксителя — Тимарх и
Кефисодот Младший

Ещё в мастерской отца Пракситель в совершенстве изучил ремесло скульптора. Там он слышал споры художников, философов и по
АфРОДИТА КНИДСКАЯ

51


этов, и именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера
оказалась необычайно важной для формирования молодого скульптора

Большую роль в его жизни сыграла и любовь к красавице Фрине — знаменитой гетере, которая сумела создать вокруг Праксителя
атмосферу любви и творческого подъема Пленительные женские
образы Праксителя, без сомнения, имели своим прототипом Фрину
Произведения Праксителя постигла та же судьба, что и большинства
произведений великих греческих скульпторов оригиналы их утрачены, и судить можно лишь по копиям римского времени

Уже в первых произведениях мастера — в Эроте и в Сатире,
наливающем вино
ярко проявилась его художественная индивидуальность

Юный сатир, стройный и сильный, грациозным движением наливает из кувшина вино в чашу, которую он держит в левой руке Изящная голова на стройной, нежной шее слегка наклонена Взгляд юноши внимательно следит за льющейся струёй

Эрота Пракситель подарил Фрине, а та пожертвовала статую в
храм своего родного города Феспий В течение многих столетий Эрот
стоял в храме и служил главной достопримечательностью города

Ещё в ранний период своего творчества Пракситель обращается и
к воплощению в своем искусстве женской красоты В 1651 году в
античном театре, в Арле (во Франции), была найдена статуя, которая
считается копией его статуи Афродиты, приобретенной в свое время
жителями города Коса В этом прекрасном изображении полуобнаженной юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и
свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя
И вместе с тем образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким, гуманным представлением художника о людях

В период между 364 и 350 годами до нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию К этому времени он был уже вполне
сложившимся мастером В этот период он создал статую обнаженной
Афродиты, приобретенную городом Книдом (364 — 361 гг до н э )
Моделью ему по-прежнему служила Фрина

Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее чув^во Она более человечна и одухотворенна, чем в произведениях
искусства предшествующего столетия Соединение духовного и физического совершенства придает образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались каждым видевшим ее Богиня
Изображена совершенно обнаженной, собирающейся войти в воду
^е слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой
РУКИ — жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыден

52


ности. Грация движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и стройности ее зрелого, прекрасно
развитого тела. На лице богини блуждает легкая мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлиненные глаза, их
влажный взгляд полон жизни. Мягкие, пышные волосы дополняют
прелестный облик Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом
изваяние оживляла раскраска, так что мы вправе представить себе
голубые глаза, нежный румянец щек, яркие губы и золотые волосы

Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно монументальна. Этому способствовали и ее сравнительно большой размер (около двух метров) и такая деталь, как большая гидрия
с наброшенной на нее одеждой богини. Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком легки по
сравнению с верхней частью статуи, гидрия придает и всей композиции большую устойчивость.

Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую Афродиты
Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом Платоном:

В Книд через пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую в нем,
И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,
Вскрикнула: Где же нагой видел Пракситель меня?...

2.

Нет не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты
Нам показалась такой, какой ты была на суде.


Оригинал статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской, прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо передающая монументальность статуи. Ее автору, однако, не хватило умения полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные
руки. Мастеру другой (мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней утонченности.

Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому
мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман Тонкая моделировка отлично передает нежность томного, полного жизни взгляда,
сочность губ, чистый лоб, гибкую полноту прекрасной шеи и смело

дФРОДИТА КНИДСКАЯ

53


очерченный овал лица. Особую красоту образу Афродиты придают
мягкие волнистые волосы, разделенные прямым пробором и собранные на затылке в тяжелый узел.

Из Книда Пракситель отправился в город Эфес, где несколько лет
проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской.
Именно его сжег в 356 году до нашей эры печально известный Герострат.

В Париопе, где Пракситель пробыл некоторое время, им была
создана статуя Эрота, пользовавшаяся значительной известностью.
Изображения Эрота Париопа сохранились на монетах, но они дают
только самое общее представление об этой статуе.

Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в Афины. В
его жизни к этому времени произошел перелом, бурная молодость
была позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумий. Творчество Праксителя становится строже и глубже.

В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию
Артемиды Праксителя.

Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою
другую известную статую Гермеса с Дионисом.

В поздний период своего творчества Праксителем была создана
статуя Отдыхающего сатира, представляющая собой дальнейшее развитие композиции Гермеса с Дионисом.

Около 330 года до нашей эры Пракситель умер.

СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА СТУПЫ В САНЧИ

(III век до н.э.)

Санчи — современная деревня неподалеку от города Бхильсы в
штате Мадхья Прадеш в Центральной Индии. Здесь в III веке до
нашей эры располагалась древняя Видиша — столица государства
Восточная Мальва, бывшая местным центром буддизма.

Поблизости на холме сохранились остатки комплекса буддийских
построек, преимущественно храмов и ступ. Большая ступа в Санчи
получила всемирную известность благодаря торанам — четырем
воротам в окружающей ее ограде. Обильно украшенные рельефами и
круглой скульптурой, они являют пример синтеза пластики и архитектурных форм, столь характерного для индийского искусства на
протяжении тысячелетий.

Своеобразная полусферическая форма ступы является символом
одного из важнейших понятий буддизма — нирваны — состояния, в
котором достигнуто освобождение от кармы. Поскольку Будда считался первым человеком, достигшим нирваны и указавшим путь к
ней, то ступа стала символом и самого Будды. В буддийском монастыре ступа— самый священный объект поклонения.

СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА СТУПЫ В САНЧИ

55


Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в III веке до нашей эры на том месте, откуда, по
преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка)
для распространения там буддизма. Во II веке до нашей эры ступа
была окружена массивной оградой-ведикой и увеличена в объеме. Во
второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот,
ориентированных на страны света. Сначала были построены южные
ворота, позднее северные, восточные и последними — западные. Они
создавались с промежутками около десятилетия.

В оградах буддийских ступ ворота строились из камня, с богатым
скульптурным оформлением. Их название — торана — происходит от
санскритского слова торпроход.

При сооружении ворот Большой ступы в Санчи мастера невольно
продолжали традиции распространенного в Древней Индии деревянного зодчества. Поэтому верхняя половина ворот тяжеловата для каменной конструкции. Она создает впечатление неустойчивости. Тем
не менее они смогли простоять два тысячелетия, не будучи даже прикрепленными к мощной ограде.

Ворота сплошь покрыты рельефами, которые вместе с украшающей их круглой скульптурой, вместе с изобильным пластическим убранством этой простой в основе конструкции превращают ее в торжественный портал. Однако пластическое оформление торан не производит впечатления перегруженности, а сами сюжеты рельефов точно соответствуют преданиям, легендам.

В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на
три основные группы. Первая — скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с
ними — консоли в виде женских фигур. Вторая — круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов,
всадников. И, наконец, третья — более крупные рельефы, хорошо
видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения
столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной
массой покрывающие балки архитравов.

Как пишет исследователь индийской культуры С.И. Тюляев: Наблюдаемое при этом разнообразие приемов сочетания скульптуры
и архитектуры в высшей степени характерно для индийского искусства.

Каждый столб перекрыт низенькой квадратной плитой — абакой,
между нею и краем нижней балки из массива столба выступают четыре полуфигуры слонов с восседающими на них фигурками мужчин и
Женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и
ко всей остальной, более мелкой скульптуре.

56


Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике
тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами
И выступающими концами нижних балок.

Мелкая круглая скульптура на архитравах играет декоративную
роль. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными
перемычками, соединяющими горизонтальные балки
.

Надо отметить доминирующее положение ряда фигур, возвышающихся на верхней балке. Зрительным и тематическим центром здесь
является Колесо Будды, утвержденное на слонах, — это зрительная и
смысловая доминанта ворот, посвященных Будде. По бокам Колеса
Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами
на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей — низших божеств, олицетворяющих силы природы, — и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного
целого.

Как отмечает С.И. Тюляев: В целом скульптуры и рельефы четырех торан в Санчи отражают целый мир, одновременно и реальный и
фантастический. Здесь представлены народ Индии и ее природа, архитектура, быт разных слоев населения, образы поэтического мифотворчества народа в виде духов природы и фантастических существ, а
также предания и легенды, повествующие о Будде, в частности джатаки — легендарные истории о прежних жизнях Будды на земле,
когда он именовался Бодхисаттвой.

Рельефы в основном посвящены изображению прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно
жертвующих собой для других. Джатаки обычно носят буддийский
дидактический характер, но в них много и народной мудрости. Они
были очень популярны в Древней Индии и дали обильный материал
изобразительному искусству.

Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально,
поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а
сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения,
широко распространенных в древнейших народных верованиях. Сюда
относятся разного рода духи природы: якши, врикшаки и другие, не
имеющие прямого отношения к буддизму как к религии и этической
системе.

Изображение флоры и фауны занимает в индийском искусстве
важное место, пример тому — скульптурный декор торан
.

В искусстве животные предстают в опоэтизированном виде. На
воротах можно увидеть различных животных, в том числе таких экзо
СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА СТУПЫ В САНЧИ

57


тических как многоглавого змея. Изобилие фигур и предметов, не
оставляющее свободного пространства, образует декоративную композицию, объединенную единым ритмом и зрительным равновесием
частей. Однако ещё больше, чем внешняя декоративная цельность
рельефов, привлекает ощущение радости бытия всей природы, полноты жизни. На первом месте здесь — человек и деяние добра как
выражение естественного народного чувства. Специфически религиозные мотивы заметны лишь в таких сценах, как поклонение слонов
ступе
или чудеса Будды.

В Древней Индии все скульпторы — и рядовые, и выдающиеся
мастера, работавшие для богатых заказчиков, — одинаково считались
ремесленниками. Хотя их творчество обычно анонимно, но отнюдь
не обезличено.


За их работой наблюдала могущественная и ученая каста жрецовбрахманов. Они заботились о неукоснительном соблюдении соответствующих признаков божеств и их правильной иконографии. Так что
народные мастера работали в пределах жреческих религиозных канонов. Но в изображении животного и растительного мира ремесленники были свободны от прямого вмешательства жречества.

Декор северных ворот дает наиболее яркое представление о богатстве изобразительных мотивов всех ворот, которые, по существу, следует рассматривать в совокупности.

На рельефе верхнего архитрава северных ворот (с внешней стороны) изображены семеро последних будд. Здесь их символами служат
пять ступ и два дерева, с троном перед каждым, означающим место
размышления. Дерево почиталось в Индии с древнейших времен.

На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева — пара крылатых лошадей, а справа — крылатая антилопа. Эти рельефы искусно разнообразят всю декорацию,
усиливают динамику композиции ступ и ритм их чередования.

На среднем архитраве главным мотивом служат семь пород деревьев, связанных с семью буддами. На правом конце нижней балки
изображена сцена из Аламбуша-джатаки. В одном из своих воплощений Бодхисаттва был аскетом, и в него влюбилась самка оленя. У
нее появился мальчик, у которого на лбу был рог, отсюда ребенка
прозвали Однорог. Со временем мальчик сделался, как и его отец,
аскетом. Его великие добродетели в какой-то момент стали угрожать высокому положению самого царя богов Шакры. Тогда Шакра
подослал к нему искусительницу в виде небесной танцовщицы-апсары по имени Аламбуша. Аламбуше удалось соблазнить аскета, и
они жили вместе три года. Позднее она во всем открылась ему, но
тем не менее была прощена и возвратилась на небо. На рельефе
изображен момент, когда новорожденный мальчик с одним рогом

58


совершает свое первое омовение среди лотосов, а позади стоит его
мать олениха. В середине сцены подросший мальчик слушает наставление отца, предостерегающего его против коварства красивых
женщин.

Сцены Вессантара-джатаки начинаются на средней части нижнего архитрава фасада. Они повествуют о предпоследнем воплощении
Бодхисаттвы, когда он был принцем Вессантарой и, проявляя высшее милосердие, отдавал просящим все.

На рельефе обратной стороны нижнего архитрава вся семья изображена в джунглях, на пути к месту изгнания. В средней части показаны сцены из жизни семьи в изгнании.

Каждое животное, птица, растение или цветок исполнены с совершенством и законченностью. Вот, к примеру, пара оленей стоит
под деревом пизанг. Они словно беседуют между собой. Третий олень,
запрокинув голову, наблюдает за обезьянкой в ветвях. На переднем
плане слон наслаждается купаньем в водоеме. Животное лежит среди
лотосов. Глаза слона закрыты от удовольствия, хоботом он лениво
держит побег. Рядом на растениях можно увидеть пару гусей.

На среднем архитраве развернут сюжет искушения Будды демоном Марой. Это брахманское божество любовной страсти было превращено в демона-искусителя, поскольку в ортодоксальном буддизме сексуальная чувственность считалась величайшим препятствием
на пути к освобождению. Для достижения просветления — нирваны — нужно было победить Мару и его воинство.

Всю правую половину архитрава занимает сплошная толпа страшных демонов с Марой во главе. Сонм демонов свирепо гримасничает,
пытаясь навести ужас. Он представляет отвратительную, но вместе с
тем довольно юмористическую картину. В рельефах верхнего архитрава показан один эпизод из Чхадданта-джатаки — повести о слоне
с шестью бивнями, одном из воплощений Бодхисаттвы. Слон был
убит охотником, посланным из ревности бывшей женой Чхадданты.

Символы трех из четырех главнейших событий в жизни Будды —
рождения, поворота Колеса Закона и смерти — показаны на тех частях столбов, которые находятся между архитравами.

Столь богатая нравоучительным смыслом скульптурная декорация ворот распространяется ниже капителей, на основную часть
столбов. На правом, с фасадной стороны, рельефы образуют три
панели, одна над другой. На верхней можно увидеть сцену нисхождения Будды с неба на землю. По центральной оси спускается лестница, рядом находится древо познания и трон под ним. Брахма и
Индра сопутствуют нисходящему Будде, который незрим. По сторонам дерева видны поклоняющиеся ему: наверху — божества, внизу — люди.

СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА СТУПЫ В САНЧИ

59


На нижней панели частично показаны сцены обращения Шакиев
в буддизм и чудо в Капилавасту, столице племени Шакиев: в более
полном виде этот сюжет показан на другой стороне столба.

Большинство сцен на фасадной стороне левого столба посвящено
событиям в городе Шравасти. Внутренняя боковая сторона столба
посвящена преимущественно событиям, связанным с Раджагрихой —
столицей Магадхи во времена Будды.

На этом рельефы не кончаются, они покрывают и наружные боковые стороны столбов, а на обратной их стороне, там, где они возвышаются над примыкающей к ним оградой, тоже помещено по одному небольшому рельефу. Темы из джатак продолжаются и иногда
повторяются на разных воротах.

Как по своей древности, так и по художественным достоинствам
тораны Большой ступы в Санчи — замечательное явление в искусстве Индии. От периода, к которому относится их сооружение, почти
не сохранилось памятников, столь же богато украшенных скульптурой и к тому же имеющих интересные надписи. Ступа в Санчи, очевидно, очень почиталась. Ее ворота нередко изображались в рельефах различных памятников.


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

(280 г. до н.э.)

Александрийский маяк покорял всякого, кому посчастливилось
хотя бы раз его увидеть. Маяк изумлял и даже устрашал, прежде всего, своей небывалой, неправдоподобной высотой. Стены, устремляясь все выше и выше, сближались и сходились почти в линию, поднимаясь к самому зениту.

Особенно эффектно смотрелся маяк со стороны моря. Он словно
вырастал прямо со дна морского. Пронизывая волны, неудержимо
рвалось тело маяка вверх, вознося самого Посейдона в заоблачные
дали, чтобы владыка моря с безмерной высоты мог обозреть свои

бескрайние владения.

Прекрасная архитектура маяка поражала логичностью и простотой замысла. Строгая и стройная гигантская башня гордо вздымала в
поднебесье свой пламенеющий факел.

После завоевания Египта в 332 году до нашей эры Александр
Македонский решил основать новую столицу, выбрав место у дельты
реки Нил. Он приказал архитектору Хейрократу разработать план и
приступить к возведению города.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК 61

Александрия становится столицей не только Египта, но и всего
эллинского мира. Чтобы облегчить подход кораблей к Александрии и
сделать его менее опасным, было решено построить на острове Фарос, расположенном против дельты Нила, маяк, а сам остров соединить с берегом дамбой с мостами.

Были и другие причины для постройки маяка. Александрия стояла на плоском берегу и на приплывающих гостей не производила
впечатления. После смерти Александра Великого царем становится
Птолемей, один из сподвижников македонского завоевателя. По его
мнению, Александрия должна превосходить все столицы мира не
только своим значением, но и красотой и неповторимостью.

Птолемей решил построить самый необыкновенный, невиданный
до сего времени маяк! Его огонь по ночам должен гореть в небе как
путеводная звезда Александрии. Днем же маяк должен был украшать
морские подступы к столице, главенствуя над городом, создавать его
силуэт, неповторимый облик.

Строительство маяка поручили знаменитому архитектору Сострату Книдскому. Начав работу в 285 году до нашей эры, он всего за
пять лет спроектировал и построил это исполинское сооружение —
истинный триумф техники того времени.

Неслыханные размеры маяка, понятно, создавали большие трудности при его строительстве. Привычные способы уже не годились,
ведь обычно камень поднимали к месту его укладки по земляным
насыпям или деревянным помостам. Но подобную насыпь высотой
около ста пятидесяти метров невозможно было разместить на небольшом острове.

И здесь проявился гений Сострата. Архитектор принимает смелое
и остроумное решение — доставлять камень и все другие необходимые материалы к месту кладки не снаружи башни маяка, а изнутри.

Одновременно с возведением башни возле стен внутри ее стал
строиться пологий, широкий и очень прочный пандус. Вместе с ростом стены удлинялся и пандус, всегда доходя до верхнего края стены, По пандусу многочисленные рабы-строители волокли каменные
глыбы и подносили строительные материалы. К тому же большая
толщина стен позволяла работать большему числу рабочих, и это
намного ускорило строительство.

Когда маяк был окончен, гигантская спираль пандуса весьма удачно
заменила неудобные и опасные лестницы. По нему поднимались воины
и дежурные, а ослы подвозили горючее для мощного светильника маяка.

Маяк представлял собой гигантскую трехъярусную башню, стоящую на огромном возвышении — подиуме. Общая высота маяка
Достигала трехсот локтей, то есть почти сто шестьдесят метров. Та

62


ким образом, по высоте он вполне мог поспорить с самыми высокими пирамидами.

Подиум маяка служил одновременно крепостью. Здесь располагался вооруженный гарнизон. У каменных брустверов стояли метательные машины. Всю середину подиума занимал мощный фундамент, выдерживающий чудовищный вес.

Нижняя часть маяка представляла собой суживающуюся кверху
башню квадратного сечения высотою около семидесяти метров. Сторона у основания была равна тридцати метрам. Материалом для массивных плит стал прочный известняк. Стороны башни располагались
по странам света.

На верхней площадке первого яруса маяка по углам стояли четыре
бронзовые фигуры сына Посейдона — Тритона, трубящего в раковину. А на южной стороне башни, обращенной к городу, находился
вход в маяк, украшенный большими солнечными часами — гномоном.


Средняя часть маяка — восьмигранная, облицованная плитами из
белого мрамора. Стороны башни ориентировались по направлению
восьми главных ветров. Высота восьмигранной части составляла около сорока пяти метров, а поперечник ее равнялся примерно восемнадцати метрам.

Толщина стен в нижней части маяка доходила почти до восьми
метров. Стены были прорезаны узкими окнами в рост человека, растесанными внутрь, служившие для освещения башни. Они же были и
удобными бойницами для стрелков.

Верхний ярус маяка — невысокое цилиндрическое строение — стал
опорой для восьми колонн из розового полированного гранита. Колонны несли купол, который был увенчан огромной семиметровой
статуей бога моря Посейдона, держащего трезубец — скипетр подводного царства.

Между колоннами находилась сложная система огромных вогнутых бронзовых зеркал, отражавших на далекое расстояние свет гигантского факела, горящего здесь днем и ночью. Свет маяка был
настолько ярок, что его можно было видеть на расстоянии шестидесяти километров. Да и днем густой дым факела служил хорошим
ориентиром. Белая мраморная башня также была далеко видна с моря.

С верха маяка удобно было следить за расположением как своих,
так и вражеских военных кораблей. Управляя заслонками, можно
было посылать судам световые сигналы, хорошо видные даже в ясные дни. Так военачальник мог с большого расстояния руководить
морским боем.

Всех видевших маяк приводили в восторг искусно сделанные из
позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Они сто

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

63


яли на площадке второго этажа и в нишах башни. Крупные, статные,
искрящиеся золотом в солнечных лучах, фигуры и издалека были
хорошо видны на фоне мраморных стен маяка.

Однако не только красотой привлекали они к себе внимание. Время от времени неподвижные фигуры вдруг оживали. Пре

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.