Жанр: Энциклопедия
Русский балет
...ом т-ре.
Первая исполнительница партий: Марина Мнишек
("Царь Борис", 1975, балетм. H. H. Боярчиков), Сильвия ("Сильвия",
1982, балетм. Г. Д. Алексид-зе), Айша и Иранская прекраснейшая ("Семь
красавиц", 1984), Эгина (1986, обе балетм. В. Н. Салимбаев), Пиаф ("Эдит
Пиаф", 1989, балетм. В. М. Хинганский). Др. партии: Одетта-Одиллия,
Аврора и фея Сирени; Жизель и Мирта ("Жизель"), Китри, Уличная.
танцовщица и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Фея ("Золушка"),
Соблазнительна ("Блудный сын"). Природна. выразительность и
музыкальность позволяют Ш. создавать тонкие психологич. образы
лирико-драм. содержания. С 1991 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Дан-ченко. Партии: Одетта-Одиллия; Сильфида ("Шопениана"),
Китри; Солистка ("Призрачный бал", 1995, балетм. Д. А. Брянцев, первая
исполнительница), Сильфида ("Сильфида"), Жизель;
Солистка ("Лебединая песня").
Лит.: Коробков С., Л. Шипулина, "СБ". 1987. № 3. С. Н. Коробков.
ШИРЙПИНА Елена Васильевна [26.10(8.11).1910, Петербург - 11.5.1981,
Ленинград], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1955),
засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в
1926-45 в Т-ре им. Кирова. С 1931 педагог классич. танца нац. и
основного отд. старших и выпускных классов ЛХУ. Ученицы: С. Д.
Адырхаева, Л. П. Морковина, М. А. Сабирова, Т. Г. Терехова. В 1934-41
ассистент Вагановой на пед. отд. ЛХУ. В 1944-68 репетитор и педагог
класса усовершенствования Т-ра им. Кирова.
И. В. Ступников.
ШИРОКОВ Виктор Георгиевич [р. 11(24).11.1914, Саратов], дирижёр.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1945 окончил Саратовскую коне. С 1938
концертмейстер и дир.-стажёр, с 1947 дир. Саратовского т-ра. В 1962- 78
-в Т-ре им. Кирова. Под муз. руководством Ш. пост. балеты "Далёкая
планета" Б. С. Майзеля (1963, балетм. К. М. Сергеев), "В порт вошла
"Россия"" В. П. Соловьёва-Седого (1964, балетм.
Р. В. Захаров), "Страна чудес" И. И. Шварца (1967, балетм. Л. В.
Якобсон), возобновлён ряд спектаклей. И. В. Ступников.
ШИРЙЕВ Александр Викторович
[29.8(10.9). 1867, Петербург - 25.4.1941, Ленинград], артист,
педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республики (1921). В 1877-81 исполнял
роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. По окончании балетного
отд. Петерб. театр. уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А.
Гердт, П. К. Карсавин) с 1885 в Мариин-ском т-ре. Выдвинулся как
характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере
балета "Щелкунчик" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную
акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в
балете "Млада". Актёрское дарование Ш. проявилось в ролях злодеев, а
также комедийных: фея Карабос; Абде-рахман ("Раймонда"), Марселина
("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр
("Арлекинада"). С 1896 Ш. фактически был пом. балетмейстера; в 1901,
после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет "На перепутье"
И. И. Армс-геймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы рус.
танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер
за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса
характерного танца. В 1905 Ш. был уволен, что вызвало протест балетной
труппы Мариин-ского т-ра. Вернулся в т-р только после Окт. революции. В
1919-21 - репетитор ГАТОБа. С 1918 вёл класс характерного танца в ЛХУ
(имя Ш. присвоено уч. т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым
и А. И. Бочаровым кн. "Основы характерного танца" (1939).
Лит.: Бродерсон Ю., А. В. Ширяев, "РиТ", 1925, №22; Красовская В.,
Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963;
Памятные даты, "ТЛ", 1967, № 19.
В. М. Красовская.
ШИШКОВ Матвей Андреевич [1831 или 1832, Москва - 5(17).6.1897,
Петербург], художник т-ра. Учился в Моск. Строгановском уч-ще, занимался
также у Ф. X. Шеньяна, с 1849 работал у него в качестве пом. декоратора.
С 1852 жил в Петербурге, где работал под рук. A.A. Роллера. С 1857
декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Академик декорационной
живописи АХ (1869). В Мариинском т-ре исполнял декорации по эскизам
Роллера, А. Бредова, принимал участие в поактном оформлении спектаклей
(преим. М. И. Петипа): "Бабочка" (1874), "Приключения Пелея" (1876),
"Баядерка" (1877), "Роксана, краса Черногории"
(1878; Большой т-р, Москва), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879),
"Зорайя, мавританка в Испании" (1881; вариант - 1883, Большой т-р),
"Волшебные пилюли" (1886), "Кипрская статуя" (1883; вариант - 1888,
Большой т-р), "Своенравная жена" (1885), "Талисман" (1889), "Золушка"
(1893; вариант - 1898, Большой т-р). Один из ведущих рус. декораторов
1860-70-х гг., Ш. был специалистом в области архитектурных декораций.
Его лучшие работы отличаются археологич. точностью и историч.
достоверностью, несмотря на суховатость исполнения и нек-рую пестроту
колорита. К наибольшим удачам Ш.-декоратора относится оформление 3-го
действия и апофеоза ("Эспланада Версальского дворца") первой пост.
"Спящей красавицы" (1890, Мариинский т-р). В 1876-92 преподавал в классе
театр.-декорационной живописи в АХ (проф. с 1884); ученики: К. М.
Иванов, П. Б. Ламбин, О. К. Аллегри.
Лит.: Давыдова М. В., Очерки истории рус. театр, -декорац. иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Рус.
театр.-декорац. искво, М., 1978; Константинова М., "Спящая красавица",
М., 1990.
В. А. Кулаков.
ШЛЕФОХТ (Ш л e и ф о х т, наст. фам. Ильина) Ольга Тимофеевна (1822,
Петербург - 1845, там же), артистка. Окончила Петерб. театр. уч-ще
(педагоги А. А. Лихутина, А. Титюс). Воспитанницей исполняла партии
Амура в балетах, пост. А. Бла-шем; в 1833 станцевала партию Муски в
"Венгерской хижине" (ба-летм. Ш. Дидло), а также гл. партии: жених
Попинт ("Волшебная флейта", 1834, балетм. Лихутина), Сандрильона
("Волшебная кошка", 1836, балетм. Ш. Лашук). Поступив в петерб. Большой
т-р, дебютировала в партии Лизы ("Лиза и Колен, или Тщетная
предосторожность", 1840). В балетах, пост. Ф. Тальони, исполняла партии:
Маргарита ("Озеро волшебниц", где танцевала с М. Тальони "галоп вдвоём",
с М. Тальони и Э. Гредлю - па де труа, 1840), Роза ("Воспитанница
Амура", 1841), Золое ("Дая, или Португальцы в Индии", 1841), Минна
("Герта, повелительница эльфрид", 1842). Последняя партия - Розалия в
балете "Две тётки" (1845, балетм. Титюс). Критики отмечали мягкость,
грациозность, пластич. красоту балерины.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета,
т. 1, Л., 1938; Петров O.A., Рус. балетная критика кон. XVIII - первой
пол. XIX в., М., 1982; Блок Л. Д., Классич. танец. История и
современность, М., 1987. Л. А. Линькова.
ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА Тать яна Васильевна; см. Гранатова-Шлыкова Т. В.
ШЛЯМОВА Римма Михайловна (р. 20.1.1935, Горький), артистка, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1963). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог
С. М. Тулубьева) с 1954 в Пермском т-ре. Стояла у истоков формирования
пермской исполнит, школы. Актриса высокого трагич. дара, была первой
исполнительницей партии Жизели на пермской сцене после выступлений Г. С.
Улановой в годы войны. Др. партии:
Аврора, Одетта - Одиллия;
Маша ("Щелкунчик"), Раймонда, Джульетта, Мария; Катерина
("Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера), Потерявшая любимого ("Берег
надежды"), Констанция Бонасье ("Три мушкетёра"). С 1959 преподаёт в
Пермском хореогр. уч-ще. С 1986 ведущий педагог-репетитор Пермского
т-ра. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1965).
Лит.: Шляпина Г., Благодарю судьбу, "СБ", 1986, № 6. С. H. Коробков.
ШЛЯПИНА Галина Аркадьевна (р. 20.12.1951, Ижевск), артистка. Нар.
арт. РСФСР (1981). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Г. К.
Кузнецова) в 1970- 81 в Пермском т-ре. Первая исполнительница партий:
Лиза ("Три карты", 1973), Клариче ("Слуга двух господ", 1976), Эвридика
("Орфей и Эвридика", 1977) - все балетм. Н. Н. Боярчиков;
Золушка (1980, балетм. Г. Д. Алексидзе). Др. партии: Одетта- Одиллия,
Жизель; Солистка ("Пахита"), Аврора, Китри; Девушка ("Чудесный
мандарин"), Эгина и Фригия; Констанция Бонасье ("Три мушкетёра"),
Джульетта. Танцовщица лирико-драм. амплуа. Танец Ш. отличается мягкой
пластикой, кантиленой, глубокой внутренней наполненно-стью. В 1981-90 в
Моск. Классич. балете. Первая исполнительница партий: фея Розабельверде
("Волшебный камзол", 1982), Наталия Николаевна ("Пушкин. Размышление о
поэте", 1986), Изольда ("Лики любви", 1987) - все балетм. Н. Д.
Касаткина и В. Ю. Василёв. Первая русская исполнительница хореогр.
миниатюры "Веберн, опус № 5" (1982, балетм. М. Бежар). Др. партии: Ева;
Бесноватая ("Весна священная"), Джульетта ("Повесть о Ромео и
Джульетте"), Психея ("Лики любви"), Натали ("Натали, или Швейцарская
молочница"), Одетта- Одиллия; Солистка ("Тема с вариациями"). Гос. пр.
РСФСР (1977). 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в
Москве (1980). Снималась в телебалете "Лунный вальс" (1986). Творчеству
Ш. посвящён телефильм-концерт "Танцует Галина Шляпина". В 1990-94
работала в США. С 1994 - в труппе Имперский русский балет (Москва).
Лит.: Болотова С., Балерина, "ТЖ", 1981, № 2; P о г а ч e в а Т., Это
так трудно, там же, №8; Львов-Анохин Б.. Творч. вечер Г. Шляпиной, "СБ",
1987, № 6. E. В. Литвинская.
ШМОРГОНЕР Кирилл Александрович (р. 3.1.1940, Свердловск), артист,
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании Пермского хореогр.
уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) в 1961-63 в Горьковском т-ре, затем в
Пермском т-ре. В репертуаре Ш. разно-плановые хореогр. партии,преим.
героико-романтические. Первый исполнитель партий: Сын ("Берег надежды",
1963, балетм. М. М. Газиев), Юродивый ("Царь Борис", 1975, балетм. Н. Н.
Боярчиков). Др. партии: Альберт, Зигфрид, Вацлав, Базиль, Спартак,
Ромео; Мандарин ("Чудесный мандарин"), Германн ("Три карты"), Харон
("Орфей и Эвридика"), Борис ("Царь Борис"), Труффальдино ("Слуга двух
господ"). С 1964 (с перерывами) преподаёт в Пермском хореогр. уч-ще. С
1989 худ. рук. балетной труппы Пермского т-ра. Пост.:
"Гусар в чепце" на муз. И. Н. Кудинова (1983) и "Вечер классической и
современной хореографии" (1991), хореогр. миниатюры и конц. номера, с.
н. Коробков. ШМЫРОВА Татьяна Ивановна [15(28).9.1913, г. Седльце, Польша
- 29.8.1992, Санкт-Петербург], артистка. Засл. деят. иск-в Башк. АССР
(1972). По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. М. Монахов) в
1930-59 в Т-ре им. Кирова. Характерная танцовщица. Первая
исполнительница партий: Испанская принцесса ("Золушка", 1946, балетм. К.
М. Сергеев), Маша ("Родные поля", 1953, балетм. А. Л. Андреев, Н. М.
Стуколкина), Мать ("Тарас Бульба", 1955, ред. Б. А. Фенсте-ра), тётка
Анни ("Тропою грома". 1958, балетм. Сергеев); Главная сваха ("Шурале",
1950, балетм. Л. В. Якобсон) и танцев в балетах "Пламя Парижа",
"Раймонда", "Лауренсия", "Медный всадник". Др. партии: Цветочница,
Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Одарка ("Тарас Бульба"),
Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мачеха ("Золушка", Жена хана
("Конёк-Горбунок"), Половчанка ("Половецкие пляски"). Выступала с
лекциями и статьями о балете в периодич. печати.
Соч.: Совр. тема в балете, "Нева", 1961, № 5; Хореогр. плакат,
"Звезда", 1962, № 9; О совр. форме балетного иск-ва, "ТЖ", 1962, № 22;
И. Бельский, "СБ", 1983, № 3; До Будапешта и Вены, там же, 1985, № 3;
Уроки А. Лопухова, там же, 1991, № 1; Всю жизнь с Прокофьевым, там же,
1991. № 5.
Лит.: Вивьен М., Страницы календаря. [Т. И. Шмырова], "СБ", 1989, №
1.
И. В. Ступников.
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24.11.1934, г. Энгельс, АССР Немцев
Повольжья, ныне Саратовской обл.), композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1987). В 1958 окончил Моск. коне. Один из крупнейших мастеров совр.
музыки. Обращается к разл. жанрам, сочетая интерес к иск-ву прошлого с
принципами совр. композиторского мышления. Автор симфоний, концертов для
разл. инструментов, камерно-инструм. соч., хоровых и фортепианных
произв., музыки к спектаклям и фильмам, а также балетов: "Лабиринты"
(1971, на муз. I части; пост. 1989, Г. Мацкявичюс, Т-р пластич. драмы,
Москва), сценич. композиция "Жёлтый звук" (по В. В. Кандинскому, соч.
1974, пост. 1984, Мацкявичюс, там же), "Эскизы" (по Н. В. Гоголю, 1984,
балетм. А. Б. Петров, Большой т-р), "Пер Гюнт" (соч. 1987; пост.
1989. Гамбург, балетм. Дж. Ной-майер). Концептуальность, выпуклая
драматургия и полистилистика как ведущие принципы инструм. музыки Ш.
обусловили нередкие опыты её хореогр. воплощения (балетм. Б. Я. Эйф-ман,
О. В. Игнатьев, Е. А. Панфилов).
Ш. - действит. почётный чл. академий иск-в мн. зарубежных стран. Гос.
пр. РСФСР им. Н. К. Крупской (1986).
Лит.: Холопова В. Н., Чига-рева Е. И., А. Шнитке. М., 1990; Из
четвертого круга, А. Шнитке говорит..., "Волга".
1990. № 3. Л. В. Барыкина.
ШОЛЛАР (по мужу В и л ь т -з а к) Людмила Францевна (Фёдоровна)
(15.3.1888, Петербург - 11.7.1978, Сан-Франциско), артистка, педагог. В
1906 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги М. М. Фокин, К. М.
Куличев-ская). Брала частные уроки у Э. Чеккетти. В 1906-21 танцовщица
Мариинского (Петрогр. т-ра оперы и балета) т-ра. В 1914-16 сестра
милосердия на фронте (была дважды ранена, награждена двумя Георгиевскими
медалями). В 1909-14 участвовала в Русских сезонах. Дарование Ш.
наиболее полно раскрылось в балетах Фокина - Актея ("Эвника"), Эстрелла
("Карнавал", 1910, первая исполнительница). Балерина ("Петрушка"), Нимфа
("Нарцисс"), "Бабочки"; В. Ф. Нижин-ского - "Игры" (1913, первая
исполнительница). Др. партии:
Маринетта ("Испытание Дами-са"), Пьеретта ("Арлекинада"), Гамзатти
("Баядерка"), Гюльнара ("Корсар"), принцесса Флорина и Белая кошечка
("Спящая красавица"). С 1921 жила за границей (с 1935 в США). В 1921-25
солистка труппы Русский балет Дягилева. В 1925-35 в т-ре "Колон"
(Буэнос-Айрес), в труппах Иды Рубинштейн, Б. Ф. Нижин-ской. С 1936
преподавала в ряде американских школ (в Нью-Йорке в школе Амер. балета,
затем в школе "Балле-тиэтр"). В 1940-46 совм. с А. И. Вильтзаком
организовала балетную школу в Нью-Йорке, в 1963-65 - в Вашингтоне, с
1965 - в Сан-Франциско. Ученики: С. Березова, Н. Кей, М. Кидд.
Лит.: Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2.
Танцовщики, Л.,1972. В. Д. Неймана.
ШОЛЬЦ Фридрих (Фёдор Ефимович) [5.10.1787, Гернштадт, Силе-зия -
15(27). 10.1830, Москва], композитор. По происх. немец. В 1820-30
капельмейстер имп. моек. т-ров. Автор мн. интермедий-дивертисментов,
опер-водевилей, а также 10 балетов, в т. ч.:
"Игрища на святках" (1816), "Казаки на Рейне" (1817), "Невское
гулянье" (1818), "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого
волшебника" (по А. С. Пушкину, 1821), "Старинные игрища, или Святочный
вечер" (1823), "Три талисмана" (1823), "Три пояса, или Русская
Сандрильона" (1826), "Полифем, или Торжество Галатеи" (1829) - все
балетм. А. П. Глушковский.
В. В. Ванслов. "ШОПЕНИАНА", "Сильфид ы", одноактный балет на муз. Ф.
Шопена, сцен. и балетм. М. М. Фокин. 1-я ред. ("Шопениана 1-я") в
оркестровке А. К. Глазунова (сюита
"Шопениана", памяти Шопена). 10.2.1907, Ма-риинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. Р. Е. Дриго; полонез (исполнители - кордебалет), ноктюрн
(Шопен - А. Д. Булгаков, Муза - А. П. Уракова), вальс (А. П. Павлова и
М. Н. Обухов), тарантелла (В. П. Фокина, А. В. Ширяев), мазурка (Ю. Н.
Седова и П. А. Гердт). 2-я ред. ("Шопениана 2-я" - "Романтические
грёзы"; полонез, ноктюрн, прелюд, 3 вальса, 2 мазурки) в оркестровке
Глазунова и М. Ф. Келлера. 8.3.1908, Мариинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. М. Ф. Келлер; исполнители-О. И. Преображенская, Павлова,
Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. 6.4.1908, под назв. "Гран па на музыку
Шопена", там же, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща; исполнители -
Е. П. Гердт, Л. П. Чернышева, А. С. Чумакова и др. 19.2.1909, под назв.
"Шопениана", там же, благотворит, спектакль, вошедший затем в репертуар;
исполнители - Преображенская, Павлова, Карсавина, Нижинский. 2.6.1909,
под назв. "С и л ь ф и д ы", Русские сезоны, т-р "Шатле", Париж,
оркестровка Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова и др., худ. А. Н.
Бенуа, дир. Н. Н. Черепнин; исполнители - Павлова, Карсавина, А. В.
Балдина, Нижинский. 23.4.1916, Москва, на сцене оперы С. И. Зимина, с
участием М. М. и В. П. Фокиных, а также М. П. Фроман, М. Р. Рейзен.
4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн. 2-й ред. Фокина, дир. В.
А. Дранишников; исполнители
- Э. И. Вилль, Е. Н. Гейденрейх, Т. А. Тро-яновская, В. И. Пономарёв
и др. 16.5.1928, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра оперы и балета, выпускной
спектакль Г. С. Улановой). 1931, там же, возобн.; экранизирован в кино
(1958). 24.1.1932, Большой т-р, балетм. А. И. Чекры-гин (по Фокину),
дир. Ю. Ф. Файер; исполнители - А. И. Абрамова, В. П. Васильева, Т. В.
Васильева, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина, Т. В. Лазаревич, А. Н.
Ермолаев. 20.3.1934, там же, возобн.; исполнители - В. П. Бутки-на, В.
П. Васильева, О. Е. Петунина, О. А. Шарпантье, А. М. Руденко. 18.1.1942,
на сцене филиала Большого т-ра, возобн., балетм. И. В. Смольцов (по
Фокину); исполнители - Л. М. Банк, М. С. Боголюбская и др. 11.1.1946,
там же, возобн., балетм. Л. М. Лавровский (по Фокину); худ. В. В.
Дмитриев, дир. Файер; исполнители - Уланова, В. А. Преображенский, Л. К.
Черкасова, Е. С. Банке и др. 31.10.1958, там же, возобн., балетм.
Гейденрейх (по Фокину), худ. В. Ф. Рындин, дир. Е. Ф. Светланов;
исполнители - Уланова, Н. Б. Фадеечев, Т. П. Ветрова, М. В. Кондратьева,
Н. В. Тимофеева и др. (экранизирован на I В в 1977). 16.3.1987, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, возобн. Н. В. Беликовой, худ. В.
А. Арефьев; исполнители-С. И. Смирнова, Л. И. Рыжова, С. Б. Цой, А. В.
Дубинин. Все последующие пост. осн. также на хореогр. Фокина. В др.
городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1931, А. Р. Томский;
1976, Е. Ключарёва), Новосибирск (1961, 3. А. Васильева, С. А. Павлов;
1978, П. А. Гусев), Горький (1962, Л. А. Сере-бровская), Челябинск
(1965, Л. А. Воскресенская), Пермь (1973, спектакль Хореогр. уч-ща;
1978, К. М. Тер-Степанова), Свердловск (1979, Беликова). Е. В.
Сергеенко.
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмит-риевич [12(25).9.1906, Петербург
-9.8.1975, Москва], композитор.
Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1966). Д-р иск-ведения
(1965). Окончил Петрогр. коне. по классу фортепиано в 1923 (педагог Л.
В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М. О. Штейнберг).
Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в своём творчестве
наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол.
30-х гг. активно работал в области муз. т-ра. Автор балетов: "Золотой
век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и
"Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). В отличие от
опер, написанных на сюжеты произв. классич. рус. литры, Ш. в своих
комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение
опти-мистич. мироощущения людей нового, послереволюц. об-ва. В музыке их
слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых
танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг. В то же время здесь щедро
проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в основном
традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драм.
развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много
танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В
"Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов,
выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта)
пла-стич. решение было основано на противопоставлении элементов
гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам Запада,
представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (на тему борьбы передовых
рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести
атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы". "Светлый ручей"
был задуман как праздничное театр, представление из колхозной жизни,
решённое средствами классич. танца. Несмотря на успех постановки балета
в Ленинграде и Москве, спектакль "Светлый ручей" был подвергнут
уничтожающей критике в редакционной статье "Балетная фальшь" ("Правда",
1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш.
больше к жанру балета в своём творчестве не обращался.
Яркое театр.-драматургич. мышление композитора, конкретная
образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили появление
мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.: "Ленинградская симфония" (1945,
Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д.
Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс",
"Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой т-р,
балетм. А. А. Варламов), "Барышня и хулиган" (с 60-х гг. поставлен почти
в 30 т-рах), "Встреча" (на муз. 9-й симфонии) и "Директивный бантик"
(все 1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961,
там же, балетм. В. А. Вар-ковицкий), "11-я симфония" ("1905-й год";
1966, там же, балетм. Бельский), "Симфония революции" (на муз. 11-й и
12-й симфоний, 1977, Одесский т-р, балетм. Н. И. Рыженко и В. В.
Смирнов-Голованов), "Гамлет", ЦТ, т/о "Экран", 1969, телебалет (на муз.
для одноим. фильма и спектакля, балетм. В. Е. Камков, реж. С. С.
Евлахишвили), "Гамлет" (на муз. для одноим. фильма, 1971, Петрозаводский
т-р, балетм. М. М. Мнацаканян), "Мечтатели" (на муз. из балетов "Болт" и
"Золотой век", 1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко,
балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов), "Казнь Степана Разина" на муз.
одноимённой симфо-нич. поэмы (1979, т-р "Эстония", Таллин, балетм. И. А.
Чернышёв), "Клоп" по Маяковскому на муз. из произв. Ш. (1974, ленингр.
труппа
"Хореографические миниатюры", балетм. Якобсон), "Золотой век",
восстановление партитуры с добавлением муз. из др. произв. Ш., муз. ред.
В. Е. Баснера и С. Р. Сапожникова, новый сцен. Ю. И. Григоровича, И. Д.
Гликмана (1982, Большой т-р, балетм. Григорович), "Страница прошлого"
(на муз. Ш. в балете "Болт"), 1-го концерта для фортепиано с оркестром и
др., 1982, Т-р им. Кирова, сцен. и балетм. Д. А. Брянцев), "Опасная
тень" (на муз. фрагментов 7-й, 1-й, 2-й симфоний и др. произв. Ш., 1985,
Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, сцен. и балетм. С. В.
Воскресенская), "Сказка о попе и работнике его Балде" (на муз. к одноим.
мультфильму, 1989, Гос. концертный зал им. Чайковского, балетм. В. В.
Васильев, реж. Ю. О. Борисов), "Размышление на тему. Гамлет", ЦТ, т/о
"Телетеатр", 1991, телебалет на муз. к одноим. фильму и спектаклю, сцен.
и балетм. Воскресенская, реж. С. В. Конончук.
Проф. Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) коне. Лен. пр. (1958), Гос.
пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. М. И.
Глинки (1974), Между нар. пр. Мира (1954).
Соч.: Д. Шостакович, О времени и о себе, 1926-1975, M., 1980.
Лит.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Сабинина М. Д., Симфонизм
Шостаковича, М., 1965; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л. -
М., 1975; Богданова А., Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; Розанова
Ю., Балет, в сб.: Музыка XX века, ч. 2. 1917-1945, M., 1980. Ю. А.
Розанова.
ШТЕЛИН (Stahlin) фон Шторкс-бург Якоб (Яков Яковлевич) [9.5.1709,
Мемминген, Германия - 25.6(6.7). 1785, Петербург], литератор,
переводчик, историк рус. т-ра, балета, музыки и изобразит. иск-ва. По
происх. немец. Воспитатель вел. кн. Петра Фёдоровича (впоследствии имп.
Петра III), придв. библиотекарь. С 1732 в ун-те в Галле. Будучи
студентом, совершил путешествие по Европе; в Дрездене познакомился и
увлёкся итал. оперой, посещал частную Академию рисунка и живописи; затем
перешёл в ун-т в Лейпциге, где стал чл. лит.-худож. "Немецкого
общества", руководимого И.-К. Готшедом, был дружен с И.-С. Бахом, связан
с труппой нем. актрисы Ф.-К. Нейбер. В кон. 1734 приглашён в Петерб. АН
адъюнктом "немецкого штиля, красноречия и стихотворства, также для
изобретения иллюминаций и фейерверков"; прибыл в Россию в 1735; в 1737
получил звание проф., позже академика. В 1738 опубликовал в "Примечаниях
на Санкт-Петерб. ведомости" (ч. 17-49) статью "Историч. описание оного
театр, действия, к-рое называется оперой", одну из первых рус.
театроведч. статей, относящихся к балету. В ней, рассказывая о
происхождении и истории оперы в Зап. Европе, Ш. касается и истории
балетов, состоявшихся при оперных спектаклях; переходя к совр. ему
оперным представлениям, Ш., в частности, подчёркивал превосходство
франц. балетмейстеров, танцовщиков и учителей танцев; в заключение Ш.
сообщает о балетах, пост. в первой большой итал. опере, состоявшейся в
России в 1736 ("Си
...Закладка в соц.сетях