Жанр: Энциклопедия
Русский балет
...то, с 1959 здесь работали педагоги: Л. Ф.
Глазьева, Л. И. Кадыков, В. И. Кады-кова, Я. 3. Лифшиц, И. Ф. Полякова,
Л. И. Медведева, В. Е. Савельев, Г. П. Юдина, Е. Г. Руден-ко. Уч-щем
руководили Н. Н. Му-сорин (1959-66), В. А. Солодовников (1966-77,
1979-90), 3. И. Вашкевич (1977-79), В. В. Панкратов (с 1990). Худ. рук.
уч-ща:
М. С. Чернышев (1959-66), А. Н. Кокурина (1966-67), И. П. Дорофеев
(1967-77, 1980-90), Н. Г. Валитова (1977-80), Р. Г. Ибатуллин(с 1990).
Уч-ще имеет отделения клас-сич. (срок обучения 8 лет) и нар. (срок
обучения 5 лет) танца, готовит артистов балета для т-ров оперы и балета,
оперетты, танц. ансамблей и артистов ансамблей нар.танца.
В 60-90-х гг. в уч-ще подготовлено свыше 800 артистов. Среди
воспитанников: А. П. Головань, Е. М. Попов, В. Н. Свинарёва, В. М.
Драгавцев, С. И. Курто-сманова, Л. И. Масленникова,
Н. В. Курбатова, Т. В. Дробыше-ва, В. И. Сычёв, А. Н. Колесников, В.
Г. Шкориненко, А. Н. Пе-трина, С. Н. Володина, Т. С. Ле-довских;
лауреаты междунар. конкурсов М. В. Леонькина, Т. А. Фролова, Е. В.
Князькова, лауреаты всес. конкурсов Н. С. Анохин, О. Н. Тестоедова;
ведущие солисты балета М. М. Негробов, Т. В. Хатунцева, О. Ю. Козлов, В.
Г. Страхов, А. Г. Дубинин, П. В. Попов, Л. Н. Денисова, Т. М.
Колесниченко, А. В. Данилов, Л. П. Ефимова.
Выпускники уч-ща работают в Большом т-ре, Мариинском т-ре, в
ансамблях классич. танца Москвы и Санкт-Петербурга, оперных и муз.
т-рах, танц. коллективах Воронежа, Волгограда, Самары, Екатеринбурга,
Челябинска. Отчётными работами уч-ща были спектакли: "Репка" (1964,
балетм. Чернышев), "Вальпургиева ночь" (1965, балетм. К. А. Муллер),
"Щелкунчик" (1967, балетм. тот же), "Пахита" (1969, балетм. И. А.
Корнеева), "Коппелия" (1970, балетм. К. А. Есаулова; 1991, балетм. Н. Г.
Пидэмская и Е. В. Быстрицкая), "Шопениана" (1975, хореография М. М.
Фокина, возобн. С. Н. Сидоров), "Тени" (1979, балетм. Корнеева).
Педагоги: В. И. Филиппова, В. И. Слы-ханова, Г. Ю. Картавцева, В. П.
Пак, В. А. Нарожная, О. И. Сынкова, Э. А. Черных, С. А. Дорофеева, С. Н.
Гребенникова, Ю. В. Сергеев, Л. М. Шлюпи-кова.
Лит.: Леонтьев В., В самом начале пути, "Т", 1978, № 1; Линии танца
(беседа с Н. Валитовой), "ТЖ", 1979, № 1.
Е. Л. Григорьева.
ВОРОНИНА-ИВАНОВА Александра Ивановна [1806- 25.1(6.2).1850],
артистка. В 1822 окончила Моск. театр. уч-ще. Воспитанницхй дебютировала
на моек. сцене в сольной партии балета "Дезертир". В 1825 исполнила
ведущую партию в балете "Пагубные следствия пылких страстей Дон Жуана,
или Привидение убитого им Командора". Танцевала в балетах, пост. Ш.
Дидло ("Зефир и Флора",
"Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов"), А. П.
Глушковским ("Кавказский пленник, или Тень невесты") и др. В.-И. -
технически сильная, темпераментная танцовщица, владевшая мимич.
мастерством. О В.-И. писали В. Г. Белинский, С. Т. Аксаков. В 1843
оставила сцену.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.-М., 1958. Н. Ю. Чернова.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ Людмила Владимировна (р. 13.9.1930, Алма-Ата),
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1969). В 1958 окончила балетмейстерское
отд. ГИТИСа. Работала в т-рах Кишинёва, Душанбе, Ашхабада и др. В
1964-73 гл. балетм. Челябинского т-ра, где пост. балеты: "Пер Гюнт" на
муз. Э. Грига (1964), "Золушка", "Болеро", "Барышня и хулиган";
"Итальянское каприччио" на муз. П. И. Чайковского (все 1965),
"Тринадцать роз" А. Бертрама (1966), "Щелкунчик" (1967), "Легенда о
любви" и "Корсар" (оба 1968), "Асель" В. А. Власова (1969), "Большой
вальс" на муз. И. Штрауса (1970), "Доктор Айболит" И. А. Морозова
(1971), "Собор Парижской богоматери" ("Эсмеральда") Ц. Пуни
(1972), "Я помню чудное мгновенье" на муз. М. И. Глинки - Г. Н.
Синисало (1973), "Щелкунчик" (1977), "Материнское поле" балет-оратория
К. Молдобаса-нова (1981). В 1974 участвовала в создании балетной труппы
Днепропетровского т-ра (в 1974-88 гл. балетм.). Среди пост.: "Болеро",
"Спартак" (оба 1975), "Барышня и хулиган" (1978), "Тысяча и одна ночь"
Ф. Амирова, "Асель" Власова (оба 1982), танцы в операх, с. и. Чадов.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ Светлана Владимировна (р. 2.2.1958, Москва), артистка,
балетмейстер. По окончании МХУ (педагог Е. Н. Жемчужина) в 1976-77 в
Т-ре им. Абая. В 1977-92 в Конц. ансамбле Классический балет. Партии:
Подруга ("Гаянэ"), Бесноватая ("Весна священная"), Кормилица ("Повесть о
Ромео и Джульетте"). В 1984 окончила балетмейстерский ф-т ГИТИСа
(педагог О. Г. Тарасова). Пост.:
"Антоний и Клеопатра" на муз. С. С. Прокофьева (1983, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко), "Опасная тень" на муз. Д. Д.
Шостаковича (1985, там же), "Шутка, или Сон танцовщика" на сб. муз.
(1991, Гос. т-р балета). Хореограф оригинальных телебалетов: "Лунный
вальс" на муз. И. О. Дунаевского (1986), "Новогодний детектив" на сб.
муз. (1989), "Размышление на тему. Гамлет" на муз. Шостаковича (1991);
видеофильма "Петя и Волк" (1991), балетных миниатюр. Ставила танцы в
фильмах и драм. спектаклях. Пост. пластический спектакль "Бременские
музыканты" на муз. Г. И. Гладкова (1992, Моск. т-р "Ленком"). С 1992
худ. рук. и гл. балетм. созданного ею т-ра "Русский балет. XXI век".
Пост. "Саломея" на муз. П. Габриэля (1993).
Хореогр. работы В. контрастны по тематике и жанрам: лирика и гротеск,
комедия и психологич. драма. В. свободно владеет совр. пластич. языком,
тяготеет к сюжетному балету со сложными, противоречивыми характерами
героев.
2-я пр. Всес. конкурса балетмейстеров в Москве (1984), пр. за лучшую
совр. хореографию Между-нар. конкурса артистов балета в Варне (1990).
Соч.: Диалог двух лауреатов. [С. Воскресенская, В. Трофимчук], "СБ",
1990, № 4.
Лит Белова Е., Размышление на тему "Гамлета", "МЖ", 1992, № 3; Луцкая
E., Размышление на тему "Размышлений на тему", "Т", 1993, №7.
E. П. Белова. "ВРЕМЕНА ГОДА" ("Les saisons"), аллего-рич. балет в 1
акте 4 картинах. Комп. А. К. Глазунов, либр. М. И. Петипа. 7.2.1900,
Эрмитажный т-р. Петербург, балетм. Петипа, худ. П. Б. Ламбин
(декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дир. Р. Е. Дриго. Зима:
Иней - А. П. Павлова, Зима - А. Д. Булгаков, Лед - Ю. Н. Седова, Град
- В. А. Тре-филова. Снег - Л. М. Петипа; весна: Роза - О. И.
Преображенская, Ласточка-В. Т. Рях-лыкова. Зефир - И. Г. Легат; лето:
Колос - М. Ф. Кшесинская, Фавн - М. Н. Обухов, Сатиры - А. В. Ширяев, А.
А. Горский; осень: Вакханка - М. М. Петипа, Вакх - П. А. Гердт.
13.2.1900, спектакль с тем же составом перенесён на сцену Мариинского
т-ра. 28.1.1907, Мариинский т-р, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа), худ.
Ламбин (декорации), А. Я. Головин (костюмы), дир. тот же;
Зима - Н. А. Солянников, Иней - А. Я. Ваганова, Лёд - Э. И. Вилль,
Град -
Л. Г. Кякшт, Снег - Е. А. Офицхрова, Роза - Трефилова, Ласточка -
Рыхлякова, Зефир - Обухов, Колос - Преображенская, Фавн - Г. Г. Кякшт,
Сатиры - Л. С. Леонтьев, А. А. Матятин, Вакханка - Павлова, Вакх - С. К.
Андрианов. 26.3.1924, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Леонтьев (с
использованием "Вакханалии" М. М. Фокина, поставленной в 1909 на муз.
фрагмента "Осень"), худ. Н. А. Бенуа, дир. А. В. Гаук;
Иней-Е. Н. Гейденрейх.Лёд-О. А. Обла-кова. Град-В. К. Иванова,
Снег-А. Д. Данилова, Зефир - Б. В. Шавров, Колос - Е. М. Люком, Фавн -
Л. С. Петров, Сатиры
- П. А. Гусев, В. И. Вайнонен и др., Вакханка - О-В. Фёдорова.
21.1.1959, филиал Большого т-ра, сцен. и балетм. А. А. Варламов, худ. В.
К. Клементьев, дир. Г. Г. Жемчужин; Девушка - Н. А. Фёдорова, Юноша - П.
М. Андрианов, Иней - Н. М. Никитина, Лёд - И. В. Васильева, Л. Я.
Чадарайн, Град
- И. Н. Зотова, Н. Н. Позднякова, Т. Н. По-пко, Т. Н. Тучнина, Птица
- Е. В. Руднева. Балет неоднократно ставился как выпускной спектакль
Ленингр. хореогр. уч-ща, в т. ч. на сцене Т-ра им. Кирова (1974, сцен. и
балетм. К. М. Сергеев, худ. Т. Г. Бруни, дир. В. А. Федотов), э. Н.
Рогова.
ВСЕВОЛОДСКАЯ - ГОЛУШКЕВИЧ Ольга Всеволодовна [3(16).4.1917, Петроград
- 21.1.1993, Москва], артистка, педагог, балетмейстер. Засл. деят. иск-в
Казах. ССР (1988), засл. работник культуры РСФСР (1978). Дочь историка
т-ра В. Н. Всеволодского-Гернгросса. По окончании ЛХУ (педагоги А. Я.
Вагппова, А. В. Лопухов) в 1936-39 солистка Т-ра им. Шевченко. В 1939-49
в Ленингр. Малом т-ре; партии: лирический танец ("Сказка о попе и о
работнике его Балде"), Чардаш ("Коп-пелия"), мазурка ("Кавказский
пленник"). Во время Вел. Отеч. войны выезжала с конц. бригадами на
фронт. В 1936-39 занималась педагогич. деятельностью в Киеве, в 1944-55
в Мосэстраде, в 1956-93 педагог-балетм. Школы-студии при МХАТе. Ставила
танцы в спектаклях моек. т-ров, в казах, ансамблях "Сазген" и "Ал-тынай"
(более 35 пост.). Автор те-оретич. и методич. работ о танце.
Соч.: Танец в театральной школе, в сб.:
Вопросы театр, педагогики, М., 1979; Детерминанты становления танц.
иск-ва, в сб.: Природа искусства и теория эстетич. воспитания, М., 1980;
Значение дисциплины "танец" в воспитании актера "школы переживания", в
сб.: О воспитании актера, М., 1982; Танец и проблемы пластич. культуры
актера, в сб.: Нек-рые вопросы мастерства актера, М., 1985; "Это была
... поэзия" (о русской школе характерного танца), "СБ", 1985, № 5;
Балеты Александра Сумарокова, там же, 1986, № 4; Танец и время, в сб.:
Создание сценич. образа и иск-во перевоплощения актера, М., 1989; Первый
этнографический театр, "СБ", 1990, № 4; "Веселая царица" и русская
пляска, "СБ", 1991, №2.
Лит. : Шереметьевская Н., Учительница танцев, "СБ", 1984, № 5.
ВСЕВОЛОЖСКИЙ Иван Алек сандрович (1835-1909), театр. деятель,
сценарист, художник. Окончил Петерб. ун-т. Состоял на дипломатич.
службе. С 1881 директор имп. т-ров (до 1886 - московских, в 1886-99 -
петербургских), где провёл ряд важных организац. реформ. Уделял большое
внимание созданию пышных "постановочных" спектаклей, подчас игнорируя
произв. отечеств. авторов. В то же время по его инициативе П. И.
Чайковскому была заказана музыка балета "Спящая красавица" (сцен. В.
совм. с М. И. Петипа) и "Щелкунчик", а также пост. Петипа балетов
"Испытание Дамиса" и "Времена года" А. К. Глазунова в петерб. Эрмитажном
т-ре. В. - автор эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям
(в т. ч. его эскизы костюмов использованы при пост. балетов "Спящая
красавица", "Щелкунчик", "Раймонда"), в. А. Кулаков.
ГАБОВИЧ Михаил Маркович [24.il(7.12).1905, дер. Великие Гуляки, ныне
Фастовский р-н Киевской обл. - 12.7.1965, Москва], артист, педагог. Нар.
арт. РСФСР (1951). Окончил МХУ в 1924 (педагоги А. А. Горский и В. Д.
Тихомиров). В 1924- 52 в Большом т-ре. Среди партий классич. репертуара:
Солор, Дези-ре, Базиль, Зигфрид, Альберт, Жан де Бриен. Первый
исполнитель ведущих партий в балетах:
Вацлав ("Бахчисарайский фонтан", 1936) и Евгений ("Медный всадник",
1949) - в Москве, Владимир ("Кавказский пленник", 1938), Андрий ("Тарас
Бульба", 1941), Принц ("Золушка", 1945, Гос. пр. СССР, 1946) - все
балетм. Р. В. Захаров; Ромео
(1946, балетм. Л. М. Лавровский). Последняя роль - Ma Личен ("Красный
мак", 1949, Гос. пр. СССР, 1950). Сильный, мужеств. танец Г. отличался
выразительностью, характерностью жеста, скульптурностью поз. Был
партнёром Г. С. Улановой. В 1952 совм. с А. М. Мессерером возобновил в
Большом т-ре балет "Спящая красавица". Автор балетных сценариев ("Иван
Болотников", "Лесная песнь", "Свет"), статей и рецензий по вопросам
балетного иск-ва. С 1951 преподавал в МХУ (в 1954-58 худ. рук.). Среди
его учеников-В. В. Васильев.
Соч.: Душой исполненный полет, М.. 1966.
Лит.: М. Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче, М., 1977.
Г. Ю. Бродская.
ГАБОВИЧ Михаил Михайлович (р. 27.5.1948, Москва), артист. Нар. арт.
РСФСР (1987). В 1980 окончил ГИТИС. Канд. иск-ведения (1987). Сын
Михаила Марковича Габовича. По окончании МХУ (педагог Г. М. Евдокимов) в
1967-87 в Большом т-ре. Партии:
Красе; Парис и Ромео ("Ромео и Джульетта), Зигфрид и Злой гений
("Лебединое озеро"), Вацлав; Юноша ("Шопениана"), Курбский ("Иван
Грозный"), Клавдио ("Любовью за любовь") и др.
С о ч .: Биомеханика и танец, "СБ", 1983, № 2. Г. В. Иноземцева.
ГАВРЙЛИН Валерий Александрович (р. 17.8.1939, Вологда), композитор.
Нар. арт. РСФСР (1985). В 1964 окончил Ленингр. коне. Автор опер, симф.,
хоровых и вок. соч. Стиль Г. основан на творч. претворении стилистики и
многообразных жанров рус. муз. фольклора, сочетании распевности и
речитации, архаич. и остро-совр. звучаний, что придаёт его соч. тонкий,
своеобразный, глубоко нац. колорит и побуждает хореографов обращаться к
его музыке для воплощения "рус." сюжетов. Муз. Г. использована как
основа для хореогр. постановок: в телебалете "Анюта" (по рассказу А. П.
Чехова "Анна на шее", 1982, балетм. В. В. Васильев; затем пост. в т-рах,
балетм. тот же: 1986, т-р "Сан-Карло", Неаполь; 1986, Большой т-р), в
балете "Подпоручик Ромашов" (по повести "Поединок" А. И. Куприна, 1985,
Т-р совр. балета, Ленинград, балетм. Б. Я. Эйфман), в балете "Письма с
фронта" (по вокально-симф. поэме "Военные письма", 1985, Горьковский
т-р, балетм. А. Г. Бадрак). Автор балетов "Дом у дороги" (по поэме А. Т.
Твардовского, 1984, телебалет, балетм. Васильев; 1985, новая муз. ред.,
труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград, балетм. А. М.
Полубенцев), "Женитьба Бальзаминова" (по А. Н. Островскому, 1989,
телебалет, балетм. О. Т. Тимуршин; 1990, Новосибирский т-р, балетм. В.
А. Буда-рин). Гос. пр. РСФСР (1967), Гос. пр. СССР (1985).
Лит.: Гран М., Таирова С., В. Гав-рилин. Л., 1979; Галушко М.,
"Анюта", или Рождение музыки из чеховской прозы, в сб.: Музыка России,
в. 6, М., 1986; Белова Е., Ракурсы танца. Телевизионный балет. М.. 1991.
E. H. Куриленко.
ГАЕВСКИЙ Вадим Моисеевич (р. 12.11.1928, Москва), балетный и театр.
критик. В 1951 окончил театровед ч. ф-т ГИТИСа. Науч. сотрудник Ин-та
истории иск-в (1959-66), Ин-та конкретных социальных исследований
(197072), Ин-та философии АН СССР (1972-77). С 1990 чл. редколлегии ж.
"Московский наблюдатель", зав. кафедрой театроведения Рос. гос.
гуманитарного ун-та (с 1993). Публикуется с 1954, автор исследований,
статей о балетмейстерах 19 и 20 вв. (Ж. Перро, М. И. Пети-па, Дж.
Баланчин, М. Бежар), танцовщиках (О. А. Спесивцева, Г. С. Уланова, М. Т.
Семёнова, М. М. Плисецкая). Предпочитая лит.-критич. жанр эссе и
свободно ассоциативную манеру изложения, как правило, соотносит иск-во
своих героев с явлениями мировой культуры.
Соч.: Джульетта на балетной сцене, в кн.:
Шекспировский сб., 1958, М., 1959; Балерина Семенова, "Т", 1962, № 1;
Майя Плисецкая, там же, 1964, № 1; Страницы истории, в кн.:
Жданов Л., Школа Большого балета, М., 1974; Семенова - Ермолаев -
Уланова, "Т", 1976, № 3; Ш о в и p e И., Я - балерина (по-слесл.), М.,
1977; Парижские сезоны Баланчи-на, "Т", 1978, № 4; Майя Плисецкая -
вчера и сегодня, "СМ", 1979, № 1; Дивертисмент. Судьбы классич. балета,
М., 1981; "Служенье муз..." (о "Серенаде" Баланчина), "Т", 1984, № 12;
Историк балета Л. Д. Блок, в кн.: Блок Л. Д., Классический танец.
История и современность (предисл.), М., 1987; Дивертисмент, "Т", 1988,
№3; Чистный мастер, "СБ", 1988, № 1; Автопортрет Мориса Бежара, в кн.:
Б e ж а р М-, Мгновения в жизни другого, пер. с франц., М., 1988;
Прихоть полубога.("Аполлон Мусагет" И. Стравинского), "Наше наследие".
199U, № 1; Мадам Семнадцать, "ТЖ", 1990, № 6; "Хрустальный дворец" и его
архитектор, там же, 1990, № 17; Дневник [Нижин-ского], там же, 1990; №
12; Флейта Гамлета, М., 1990; Победитель не получает ничего, "Моск.
наблюдатель", 1991, № 1; Охота к перемене мест, там же, 1991, № 6-7; Бег
Джульетты, "Наше наследие". 1991, № 2; Диана и Актеон, или Класс
Вагановой в 20-30-е гг., "Моск. наблюдатель", 1993, № 1; X. Донн и Р.
Нуреев, там же, 1993, № 2-3; Второй акт "Жи-зели": метаморфозы одного
балета, там же, 1993, № 5-6; Тургеневская девушка из XXI века. там же,
1993, № 10; Версальская феерия Чайковского-Петипа ("Спящая красавица"),
там же, 1994, № 7-8; С. Лифарь о С. Дягилеве: портрет и автопортрет,
"ТЖ", 1994. № 4; "Баядерка" М. Петипа - опыт интерпретации, "Петерб.
театр, журнал", 1994. № 5; Дорога в Гурзуф, "СМ". 1991, № 8; А.
Волынский и петерб. балет, в кн.: В о -ч ы н с к и и А.. Книга
ликований, М., 1992.
Н. Ю. Чернова.
ГАЗЙЕВ Марат Мусаевич
(21.11.1924, Астрахань - 28.8.1988, Кишинёв), артист, педагог,
балетмейстер. В 1947 окончил МХУ. В 1941-44 артист балета Т-ра им.
Махтумкули, в 1947-60 - Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Партии:
Антонио ("Лола"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), В 1958 окончил
балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1960-67 гл. балетм. Пермского т-ра, в
1967-68 - Горьковского, в 1970-71 - Т-ра им. Абая, в 1975-78 -
Харьковского, в 1979- 85 - Кишинёвского т-ров. Пост.: в Свердловском
т-ре - "Берег счастья" (1952); "Лола" (1958), "Токката" на муз. И. С.
Баха; в Пермском т-ре - "Седьмая симфония" на муз. С. С. Прокофьева,
"Болеро" (все - 1961), "Штраусиана" (1962), "Выстрел" Н. Н. Крюкова и Г.
Р. Терпиловского (1963), "Берег надежды" А. П. Петрова, "Шахматы" на
муз. А. Блисса (обе - 1963), "Раймонда" (1964), "Лебединое озеро";
"Подвиг" А. Г. Фридлендера (обе - 1965); в Харьковском т-ре -
"Сотворение мира" Петрова и "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (обе -
1974); в Кишинёвском т-ре - "Тщетная предосторожность", "Коппелия", "Дон
Кихот" (все - 1985).
В первые годы балетмейстерского творчества Г. стремился к
новаторству, нарушению классич. канона, позже пришёл к убеждению о
необходимости сохранения классики в чистом виде, занимался скрупулёзной
реставрацихй старых балетов, выискивал и восстанавливал утраченное (с
помощью старших мастеров). Обладал сти-листич. чутьём и музыкальностью.
В 1968-70 и 1972-73 педагог Пермского хореогр. уч-ща.
Лит.: Эльяш Н. И., Эксперимент и мода, "ТЖ", 1961, №22.
Г. В. Челомбитько.
ГАЛЕЦКАЯ Валентина Флорентьевна (1906, Москва - 6.9.1964, там же),
артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). По окончании МХУ с 1923 в Большом
т-ре. Вначале выступала как классич. и характерная танцовщица, позже -
ведущая характерная танцовщица. Первая значит, партия - Лизетта
("Теолинда", 1925, балетм. К. Я. Голейзовский). Партии: Китри-и Мерседес
("Дон Кихот"), Тереза ("Пламя Парижа); сольные танцы в дивертисментах
классич. балетов ("Лебединое озеро", "Раймонда"); в оперных спектаклях;
конц. программах. Оставила сцену в 1958.
Н. Ю. Чернова.
ГАМАЛЕЙ Юрий Всеволодович (р. 23.9.1921, Ленинград), дирижёр. Засл.
арт. РСФСР (1977). В 1950 окончил Ленингр. коне. В 1951-55 дир. Ленингр.
Малого т-ра, в 1953-84 - Т-ра им. Кирова. Дирижировал рядом опер, всеми
балетами классич. репертуара, а также современными ("Бахчисарайский
фонтан", "Легенда о любви", "Спартак", "Шурале", "Золушка", "Тропою
грома"). Участвовал: в первых пост. балетов- "Хореографические
миниатюры" (1958), "Клоп" Ф. Отказова и Г. И. Фиртича (1962, оба балетм.
Л. В. Якобсон), "Отелло" А. Д. Мачавариани (1960, балетм. В. М.
Чабукиани); в пост. кинофильма "Спящая красавица" (совм. с Б. Э.
Хайкиным, 1964), телеэкранизации балетов "Блестящий дивертисмент"
(1972), "Ленинградская симфония" (1961).
Являлся муз. рук. постановки "Каменного цветка" (1957, балетм. Ю. Н.
Григорович), автором новой ред. партитуры, изменённой в соответствии со
сцен. Григоровича. С 1950 'преподаватель Ленингр. коне., с 1982 ведёт
"Анализ оперных и балетных партитур" на ф-те муз. режиссуры. Автор уч.
пособия по этой дисциплине, а также статей о взаимодействии музыки и
хореографии в журнале "Балет".
О. И. Розанова. "ГАМЛЕТ", балеты на сюжет одноим. трагедий У.
Шекспира. 1) Одноактный балет на муз. увертюры-фантазии П. И.
Чайковского "Гамлет". 27.4.1969, Ленингр. Малый т-р, под назв.
"Размышления", сцен. и балетм.
Н. А. Долгушин, худ. И. А. Мурин, дир. Ю. Б. Богданов; Гамлет -
Долгушин, Офелия -Л. Б. Климова. 2) Одноактный балет на муз. Д. Д.
Шостаковича. 1978, Пермский т-р, под назв. "Фрески Эльсинора", балетм.
А. М. Полубенцев. 3) Балет в 3 актах 11 картинах. Комп. Н. П.
Червинский, сцен. Н. Д. Волков, А. Г. Хандамирова. 12.12.1970, Т-р им.
Кирова, балетм. К. М. Сергеев, худ. С. М. Юнович, дир. В. А. Федотов;
Гамлет - М. Н. Барышников (затем В. М. Панов), Офелия - А. И. Сизова
(затем Е. В. Евте-ева), Клавдий - А. А. Сапогов, Гертруда - О. Н.
Моисеева, Полоний - А. А. Миронов, Лаэрт - Б. В. Бланков. 4) Балет в 3
актах 12 картинах. Комп. Р. К. Габичвадзе. 1982, Саратовский т-р, под
назв. "Гамлет, принц датский", балетм. А. А. Дементьев. 5) Постановки на
ТВ на муз. Шостаковича. 1969, т/о "Экран", оригинальный телебалет, сцен.
Н. А. Камкова, балетм. В. Е. Камков, реж. С. С. Евлахишвили, худ. А.
Чистов, оператор Л. Бунин; Гамлет - М. Э. Лиепа, Офелия - И. А. Холина,
Гертруда - М. Н. Алфимова, Клавдий - С. Н. Радченко. 1991, т/о
"Телетеатр". оригинальный телебалет под назв. "Размышления на тему.
Гамлет", сцен. и балетм. С. В. Воскресенская, реж. С. В. Конончук, худ.
3. Ф. Новосёлова, оператор Г. И. Зуба-нов; Гамлет - В. А. Малахов,
Офелия - Л. В. Васильева, Гертруда - Н. П. Сайдакова, Клавдий - С. В.
Ванаев.
Е. Р. Губайоуллина.
ГАНИБАЛОВА Валентина Михайловна (Вазира Махиматов-на) (р. 7.3.1948,
Ташкент), артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). В
1966 окончила Узб. хореогр. уч-ще (педагог В. Я. Проскурина), в
1967 - класс усовершенствования ЛХУ (педагог Н. М. Дудинская). В
1967-89 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий:
Росава ("Волынщик из Страко-ниц", 1969, балетм. В. С. Катаев, А. Г.
Лившиц), Чужбог ("Скифская сюита", 1969, балетм. Г. Д. Алексидзе),
Красавица ("Левша", 1976, балетм. К. М. Сергеев), Валентина ("Ангара",
1981, балетм. В. А. Бударин). Партии: Жизель и Мирта ("Жи-зель"), Китри
и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Одетта - Одиллия, Никия; Медора
("Корсар"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Зарема, Фригия и Эгина,
Хозяйка Медной горы, Мехменэ Бану; Девушка ("Ленинградская симфония"),
Офелия ("Гамлет"), Асият ("Горянка"). Участвовала в спектаклях Ленингр.
ансамбля балета под рук. Б. Я. Эйфма-на. Сотрудничала с др. совр.
хореографами. Её танцу свойственны броскость, напористость, резковатая
пластика. Основала в 1989 Балетный т-р Валентины Ганибаловой (также худ.
рук. и артистка). Снималась в телефильме-концерте "Силуэты русского
балета" (1984), телеэкранизации балета "Безумный день" (1984). 2-я пр.
Всес. конкурса артистов балета в Москве (1972). С 1989 ведёт независимую
исполнительскую и антрепренёрскую деятельность.
Лит.: Луцкая Е., Ганибалова-Асият, "Т", 1969, № 7; Прохорова В., На
высокой ноте, "ТЖ", 1973, № 16; Тюрин Ю., Как становятся звездой,
"Огонек", 1975, № 34;
Иноземцева Г., Каждый спектакль - праздник, "К и Ж", 1975, № 8.
Б. А. Илларионов.
ГАРТМАН (Hartmann) Фома (Томас) Александрович [9(21).9.1885, имение
Хоружевка, ныне Харьковской обл. - 26.3.1956, Принстон, штат Нью-Джерси,
США], композитор, дирижёр. В 1900-02 занимался в Петерб. коне.; брал
уроки композиции у А. С. Аренского, С. И. Танеева. С 1921 жил за рубежом
(в Константинополе, Берлине, Париже; с 1951 - в Нью-Йорке). Автор
произв. разл. жанров, в т. ч. балетов: "Аленький цветочек" (1907,
Мариинский т-р, балетм. Н. Г. Легат; 1911, Большой т-р, балетм. А. А.
Горский) и "Бабетта" (Ницца, 1935). В "рус." период следовал традициям
"Могучей кучки", особенно М. П. Мусоргского, в зарубежный - обратился к
совр. письму, широко использовал политональность и полиритмию.
Лит. : Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1.
Хореографы, Л., 1971.
ГАУК Александр Васильевич
[3(15).8.1893, Одесса - 30.3.1963, Москва], дирижёр, педагог. Нар.
арт. РСФСР (1954). В 1917 окончил Петрогр. коне. (по классу
дирижирования Н. Н. Черепнина). В 1920-31 дир. (преим. балетный)
Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1933-36 дир., в 1953-61 гл. дир. и худ.
рук. Большого симф. оркестра Всес. радио. Основатель, гл. дир. и худ.
рук. (1936-41) Гос. симф. оркестра Союза ССР. Сотрудничал с балетм. Ф.
В. Лопухо-вым: "Египетские ночи" (1923, по М. М. Фокину), "Ночь на Лысой
горе" на муз. М. П. Мусоргского, "Красный вихрь" В. М. Дешевова
(премьера; оба - 1924), "Пульчинелла" (1926), "Байка про Лису..." (оба -
отечеств, премьера). "Ледяная дева" ("Сольвейг"), "Крепостная балерина"
К. А. Корчмарёва (оба - премьера; все 3 - 1927), "Красный мак",
"Щелкунчик" (оба - 1929), "Болт" Д. Д. Шостаковича (премьера, 1931), а
также с балетм. Л. С. Леонтьевым ("Времена года", 1924). Дирижировал на
премьере балета "Золотой век", 1930. Преподавал вЛенингр. (1927-48, с
перерывом), Моск. (1939-63, с 1948 проф.) и др. коне. Ученики: Е. А.
Мравин-ский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. Ф. Светланов, Э. П.Грикуров.
Лит.: А. В. Гаук. Мемуары, избр. статьи, воспоминания современников,
М., 1975.
В. П. Варунц. "ГАЯНа", балет в 4 актах. Комп. А. И. Хачатурян
(частично использована музыка его же балета "Счастье"), сцен. К. И
...Закладка в соц.сетях