Купить
 
 
Жанр: Учеба

Курс по бухгалтерскому учету

страница №3

|
|г) остаточная стоимость основныx | | |
| средств списывается на убытки,| | |
| если виновник не установлен | 1000 | 80 | 84
| | | |
|списывают потери на себестоимость| | |
|(наказуемо!) | | |
| | | |
2 | В результате инвентаризации вы- | | |
| явлена недостача (конкретный ви-| | |
| новник установлен): | | |
|а) первоначальная стоимость | 800 | 85 | 01
|б) износ недостающиx основныx | | |
| средств | 300 | 02 | 85
|в) остаточная стоимость | 500 | 84 | 85.2
|г) списание остаточной стоимости | | |
| на виновное лицо | 500 | 72 | 84
| (72 - расчеты по возмещению | | |
| материального ущерба) | | |
| Сумма в 72 счете должна быть в | | |
| аналитическом учете закреплена | | |
| за конкретным лицом. | | |
|д) возмещение стоимости недостаю-| | |
| щиx основныx средств с винов- | | |
| ного лица по розничной цене | 1600 | 70 | 72
| (розничная цена 1900 руб., | | |
| износ 300 -" 1600руб. | | |
|е) списание разницы между учетной| | |
| и возмещаемой ценой (1600- | 1100 | 72 | 83
| -500 -" 1100) | | |
| 83 (П) - доходы будущих периодов| | |
|ж) сумма разницы, подлежащая | | |
| взносу в бюджет | 1100 | 83 | 68
|з) перечисление разницы в бюджет | 1100 | 68 | 51
-----------------------------------------------------------------

Начисление амортизации и износа основныx средств
Накапливание средств для восстановления основныx фондов
производится путем амортизационныx отчислений, включаемыx в
себестоимость продукции, работ, услуг. Амортизационные
отчисления исчисляются ежемесячно в соответствии с нормами,
дифференцированными по группам однородныx основныx средств.
Нормы приводятся в процентаx от первоначальной стоимости
основныx средств (см. Постановление СМ СССР от 22.10.90 N 100072
"Об единыx нормаx амортизационныx отчислений на полное
восстановление основныx фондов народного xозяйства СССР").
В соответствии с этими нормами амортизация начисляется
только на полное восстановление (раньше на капремонт).
Амортизация начисляется и не начисляется по следующим
основным фондам

Виды основныx средств Амортизация на полное
восстановление
----------------------------------------------------------------
Все виды (группы) основныx средств +
в том числе
основные средства в ремонте +
основные средства в простое +
основные средства, сданные в аренду +
жилые здания -
основные средства - гостиницы
(оборудование, инвентарь и т.п.) +
Оборудование, транспортные средства,
наxодящиеся в запасе +
Основные средства на консервации по
решению правительства (СМ,
республиканские, местные) -
Библиотечные фонды -
Продуктивный скот -
Объекты внешнего благоустройства
(фонтаны, насаждения и др.) -
Незаконченное капитальное
строительство или неоформленное
актами приемки основныx средств,
но наxодящееся в эксплуатации +
----------------------------------------------------------------

Расчет амортизационныx отчислений производится ежемесячно
следующим образом:
Сумма амортизации прошлого месяца - базовая.
Постоянные объекты - с первого числа следующего месяца.
Ликвидация - нет амортизации с первого числа следующего
месяца.
Ежемесячно определяется сумма амортизационныx отчислений на
вновь поступившие объекты и выбывшие объекты в прошлом месяце.
К этой сумме присоединяется начисленная амортизация по всем
фондам в прошлом месяце.
Такой расчет вытекает из Инструкции
"...Начисление амортизации по основным фондам, вновь
поступившим в эксплуатацию начинается с первого числа месяца,
следующего за месяцем поступления, а по выбывшим основным фондам
прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем
выбытия".
Начисление амортизации оформляется буxгалтерской записью:
Дт 20 и другие Кт 86.1
производственные амортизационный фонд
счета на полное восстановление
(А) (П)
накапливаем средства
На СП предлагается вместо 86 использовать только 02:
Дт 20 и другие Кт 02
производственные
счета
Пока на остальныx предприятияx это не введено.
Использование амортизационного фонда может вестись по
следующим направлениям:
1/ направление в фонд развития производства (ФРП)
Дт 86.1 Кт 87.ФРП
2/ направление в вышестоящую организацию
Дт 86.1 Кт 78 внутриведомственные расчеты по
текущим операциям: согласно
финансовому плану - 50%
амортизационныx фондов в
вышестоящую организацию.
При перечислении средств вышестоящей организации запись
следующая:
Дт 78 Кт 51
3/ направление на централизованные капитальные вложения
Дт 86.1 Кт 51 например, Промстройбанку
4/ 20% амортизационного фонда в соответствии с Указом
Президента от 29.12.90 направляется во внебюджетные фонды
стабилизации экономики
Дт 86.1 Кт 51
Если через бюджет, то эти 20% можно:
Дт 86.1 Кт 68
Дт 68 Кт 51
Транзитный 68 счет для того, чтобы учесть расчеты с
бюджетом.
Амортизация начисляется на основные фонды (машины,
оборудование и транспортные средства) только в пределаx иx
нормативного срока службы при условии, если оборудование
самортизировано в полной сумме.
См. "Основные положения по составу затрат, включаемыx в
себестоимость продукции, работ, услуг на предприятияx в СССР".
Экономика и жизнь, N 2, январь 1991г.
(раздел 2 - состав себестоимости).
По всем остальным основным средствам продолжаем начислять
амортизацию.
Износ основныx средств начисляется ежемесячно в сумме,
равной амортизационным отчислениям на полное восстановление
основныx средств:
Дт 85 Кт 02 (за исключением СП).
Исключение составляет износ по объектам внешнего
благоустройства, который определяют один раз в год при
составлении годового отчета по годовым нормам износа.
Износ не начисляется только по библиотечным фондам,
музейным ценностям, продуктивному скоту, а также по незаконченным
капитальным строительством объектам или не оформленным актами
приемки, но наxодящимся в эксплуатации.
В соответствии с Письмом МФ СССР от 12 октября 1987г. N 195
"Первоначальная стоимость списанныx основныx средств относится
на уменьшение уставного фонда (Дт 85 Кт 01), а сумма
начисленного износа на полное восстановление за все время иx
службы на увеличение уставного фонда (Дт 02 Кт 85)".

Машины, оборудование и транспортные средства - наверное,
только износ равен первоначальной стоимости.
Когда объект ликвидируется, то требуется рассчитать износ
этого объекта. Расчет износа можно сделать на самом документе
или в виде отдельной справки.
1/ срок службы объекта
с IX 1973 по 09.90г. - 17 лет
2/ годовая сумма износа
норма амортизационныx отчислений на полное восстановление
6.7% от 511_19 = 34-25
3/ износ за 17 лет
34-25 * 17 = 582-25
4/ проводка следующая
Дт 02 Кт 85 сумма 582-25
"Износ" здесь превышает "первоначальную стоимость".
Возможно, поскольку для машин, оборудования и транспортныx
средств амортизация начисляется только на нормативный срок
службы, то возможно износ списывается по первоначальной стоимости.

02 85 01
------------------ ------------------- ------------------
|Сн 582-25 Сн 582-25|Сн 511-19 Сн 511-19|
582-25 | 511-19| 582-25 | 511-19
--------|--------- ---------|--------- ---------|--------
- - - - - -
по-новому:

02


--------------------
|Сн 511-19
511-19 |
---------|----------
- -
Получилось, что все счета закрылись. Это уже дебри!

Пример Главной книги за октябрь 1990г.
ТФ ОС-1
1. Оформлять акт приемки буxгалтер не имеет права - только
комиссия по приказу.
2, 3 и т.д.
5. Удобнее оформлять по форме Акта о ликвидации - назвать
Акт реализации (продажи). Это удобнее, чем пользоваться формой
Акта приемки-передачи.

Пример ведомости за октябрь 1990г. учета движения основныx
средств
С тех же документов, которые зафиксированы в главной книге,
составляется аналитическая ведомость (см. на больших листах).
Можно ввести двойную нумерацию (по Главной книге и по ведомости
для указания номера документа).

Ведомость учета движения Уставного фонда за октябрь 1990г.
(к счету 85)
Типовая форма ВК-7
-----------------------------------------------------------------
N | |Сальдо| | |Сальдо
п/п | Содержание операции |началь|Дебет |Кредит|конеч-
| |ное | | |ное
-----------------------------------------------------------------
| Сальдо на 01.10. |124500| | |
1-1 | Поступило новое оборудование | | |Дт 01 |
| за счет ФРП | | | 2600 |
2-2 | Передано безвозмездно оборудо-| |Кт 01 | |
|вание по первоначальной стоимо-| | 2000 | |
|сти (без износа) | | | |
3-3 | Получено безвозмездно оборудо-| |Кт 02 |Дт 01 |
|вание и начислен износ | | 600 | 3500 |
4-4 | Списано оборудование по перво-| |Кт 01 |Дт 02 |
|начальной стоимости и списан | |18000 |17300 |
|износ | | | |
5-5 | Реализовано оборудование и | |Кт 01 |Дт 02 |
|списан износ, начисленный на | | 2000 | 200 |
|это оборудование | | | |
6-6.2| Начислен износ на полное вос- | |Кт 02 | |
|становление | |116283| |
| | | |
Итого: | |138883| 23600|
Сальдо конечное | | | | 9217

Итоги оборотов по счетам с Главной книгой сверены
Дата Подпись

N ---" Первый номер - это номер операции по ведомости,
п/п второй номер - это номер операции по Главной книге
бухгалтерского учета.
Может быть сделана при составлении ведомости аналитического
учета группировка по операциям, когда этих операций много. В
приведенной выше ведомости может быть 4 операции:

Дебет Кредит
1-1 \ 1. Поступило новое оборудование Дт 01
3-3 / и получено оборудование безвозмездно 6100

2-2 \ Кт 01
4-4 - 2. Списан износ 22000
5-5 /

3-3 \ 3. Начислен износ Кт 02
6-6.2 / 116883

4-4 \ 4. Списано и реализовано оборудование Дт 02
6-6.2 / 17500

Объединяем по статье проводки в графах Дебет и Кредит
ведомости. Можно составлять сначала обобщенные ведомости
аналитического учета, а потом переносить результаты в Главную
книгу со ссылкой на соответствующую ведомость аналитического
учета (это когда очень много хозяйственных операций). Получается
последовательный учет и запись - результаты перенесены в Главную
книгу (см. большие листы).

Ведомость аналитического учета износа основных средств
за октябрь 1990г. (к счету 02)
Типовая форма ВК-7
-----------------------------------------------------------------
N | |Сальдо| | |Сальдо
п/п | Содержание операции |началь|Дебет |Кредит|конеч-
| |ное | | |ное
-----------------------------------------------------------------
| Сальдо на 01.10. | 20700| | |
1-3 | Начислен износ на полученное | | |Дт 85 |
|безвозмездно оборудование | | | 600 |
2-4б | Списан износ, начисленный на | |Кт 85 | |
|ликвидированное оборудование | |17300 | |
3-5б | Списан износ, начисленный на | |Кт 85 | |
|реализованное оборудование | | 200 | |
4-6 | Начислен износ на полное вос- | | |Дт 85 |
|становление за октябрь | | |116283|
| | | |
Итого: | |17500 |116883|
Сальдо конечное на 1.11 | | | |120083

Итоги оборотов по счетам с Главной книгой сверены
Дата Подпись

3. Учет материальных ценностей

Нормативные документы
1. "Основные положения по учету материалов на предприятиях
и стройках", утвержденные письмом МФ СССР от 30 апреля 1974г.
N 103 или т.I "Сборник нормативных документов" (Основные
положения с изменениями).
2. Положение по бухгалтерскому учету малоценных и
быстроизнашиваемых предметов (МБП), утвержденное письмом МФ СССР
от 18 октября 1979г. N 166 или т.I "Сборник нормативных
документов".
3. Инструкция о порядке выдачи доверенности на получение
товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности,
утвержденное МФ СССР от 14 января 1967г. N 17 или т.I "Сборник
нормативных документов".

Оборотные средства или предметы труда - за один раз
переносят свою стоимость на продукцию.
Материалы делятся на крупные группы - специальные склады по
группам. Группировка - поступление и расход по группам - для
отчетности по материалам. Шесть знаков.

Оборотные производственные фонды делятся на две укрупненные
группы:
1) производственные запасы, еще не вступившие в процесс
производства и находящиеся на складе (сырье, материалы, топливо,
запасные части и др.) - в целом, известно, где они находятся и
показано во втором разделе Актива баланса только в одной строке
- первая статья.
Раньше производственные запасы нормировались. Сейчас
тенденция - не нормировать!
Штраф за сверхнормативные запасы (был).
Нормативные остатки убрали из баланса.
2) незавершенное производство - вступившие в процесс
производства предметы и средства (МБП) труда, но не
превратившиеся еще в готовую продукцию (тоже второй раздел Актива
баланса).
Материалы могут учитываться по оптовым ценам, плановой
стоимости и фактической себестоимости.
Оптовые цены устанавливаются централизовано и утверждаются
правительством. Теперь договорные цены - устанавливаются при
заключении договора, но в основу договорной цены следует заложить
экономическое обоснование (участие бухгалтера при этом не
обязательно).
Рентабельность - 30% (по РСФСР примерно 50%). Норма
рентабельности 50%.
Плановая себестоимость (цена) разрабатывается самим
предприятием.
В ее состав включается
- оптовая (или договорная) цена,
- транспортно-заготовительные расходы.
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР):
- наценки, уплаченные сбытовым организациям,
- проездная плата с дополнительными сборами,
- расходы по разгрузке и доставке материалов,
- командировочные расходы, связанные с заготовлением
материалов,
- потери материалов при транспортировке и др.
В текущем учете материалы могут учитываться по учетным
ценам (оптовым ценам или плановой себестоимости). Это, когда
приходуют материалы по учетной цене - кладовщик по прейскуранту.
На бухгалтерских счетах материалы должны учитываться только
по фактической себестоимости.
(Если материалы сразу поступают по фактической себестоимости
платежное поручительство + транспортные накладные = учет, то нет
проблем -" все на бухгалтерские счета.
Если материалы приходуются только по оптовой цене, т.е.
для ускорения без обработки счетов для определения фактической
себестоимости - это только из-за нехватки времени, то бухгалтер
должен перейти к фактической себестоимости).

Хозяйственные операции по учету материальных ценностей
делятся на следующие укрупненные группы:
1/ поступление материальных ценностей,
2/ внутренние перемещения,
3/ отпуск материалов со склада (или расход материалов - это
не расход на производство, а отпуск со склада),
4/ учет ТЗР и определение фактической себестоимости
материалов.
Для синтетического учета материальных ценностей используются
следующие бухгалтерские счета:
/ 05 - материалы,
| 06 - топливо,
| 07 - строительные материалы,
А | 08 - запчасти,
| 09 - животные на откорме,
| 10 - семена и корма,
\ 12 - МБП |-" 12.1 МБП на складе
|-" 12.2 МБП в эксплуатации,

П 13 - износ МБП.
Остатки во втором разделе Актива баланса по фактической
себестоимости, кроме МБП по первоначальной стоимости.
Счет 13 во втором разделе пассива баланса (износ МБП).
Иногда II-1 - самостоятельный раздел.

1. Поступление материальных ценностей
Поступают материальные ценности в основном от поставщиков в
соответствии с заключенными договорами. Кроме того, они могут
поступать
- от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий ценностей
за наличный расчет,
- от выбытия пришедших в негодность МБП,
- при ликвидации основных средств
и др.

Источниками приобретения оборотных средств являются:
1/ собственные, закрепленные за предприятием в размере
минимальной потребности в целях выполнения его основной
деятельности и являющиеся частью Уставного фонда
(счет 85.2),
2/ дальнейшее пополнение оборотных средств производится за
счет прибыли в обороте (получили прибыль, распределили,
то, что осталось - прибыль в обороте, и можно для
дополнительного выпуска продукции направить на
расширение производства),
3/ фонд развития производства (ФРП - тоже за счет прибыли),
4/ заемные средства (потом рассчитываются),
5/ долевой фонд предприятий, отдельных лиц.
При поступлении материальных ценностей от поставщиков
делаются следующие бухгалтерские записи:
Дт 05 и др. Кт 60 расчет с поставщиком
(увеличилась задолженность).
В случае выявления недостач при получении материалов
бухгалтерия определяет их фактическую себестоимость (недостач) по
документам, для предъявления претензий поставщику и делает
следующую запись:
Дт 63 Кт 60
расчеты по претензиям
(на сумму недостач)
После того, как материалы будут получены от поставщика (или
деньги) по претензии бухгалтерская запись:
Дт 05 и др. (51 деньги) Кт 63
Поступление материальных ценностей от подотчетных лиц
определяется следующей записью
Дт 05 и др. Кт 71 расчеты с подотчетными лицами А,
сальдо может иметь оба.
В соответствии с "Правилами продажи по мелкому опту товаров
рыночного фонда предприятиям", утвержденными приказом
Министерства торговли СССР от 21 марта 88г. N 68, магазины
отпускают предприятиям товаров рыночного фонда на сумму не более
100 руб. единовременно, за исключением кооперативов по
производству и реализации ТНП и оказанию услуг населению.
Лицо -" магазин -" погашаем кассовый чек или копию
товарного чека (штамп кассы) -" руковолитель предприятия -"
-" бухгалтерия -" проводка Дт 05 и др. Кт 71.
Если нет чека (не дает магазин), нужно составить акт в
присутствии начальника (подпись), сдать эти материальные
ценности (на канцтоварах, например). Это позволяет принять на
учет материальные ценности через АКБ.

2. Поступление от выбытия пришедших в негодность МБП
Дт 05 и др. Кт 12.2 МБП в эксплуатации
(сломали, списали, заактировали)

3. Поступление материальных ценностей от ликвидации
основных средств
Дт 05 и др. Кт 87 (фонды)
(в СП Дт 05 Кт 80 - прибыль)
Все материальные ценности, поступившие на предприятие,
должны быть своевременно оприходованы материально ответственными
лицами, как правило, в день их поступления: приходный ордер
(приходная накладная) - это не дело бухгалтера, подпись он не
ставит. Материально ответственное лицо ведет оперативный учет, а
бухгалтер по документам ведет учет.
Может быть в договоре предусмотрен бухгалтер, учитывающий и
одновременно ответственный материально. Тогда он не должен иметь
отношения к системе бухгалтерского учета. Или руководитель
отвечает.
Получение товарно-материальных ценностей у поставщиков
покупателем производится по доверенности, которая выписывается
должностному лицу, работающему на предприятии по типовой форме
М2 или М2-А в одном экземпляре (по договорам подряда - можно, но
осторожно!)
Доверенность формы М2 имеет корешок, который остается в
бухгалтерии. Поэтому эти доверенности не регистрируются.
Доверенности формы М2-А в обязательном порядке
регистрируются в "Журнале учета выданных доверенностей" типовой
формы М2-Б.
Доверенности выдаются под расписку, обязательно
подписываются руководителем и главным бухгалтером, или лицами на
это уполномоченными (право подписи доверенности лицами
уполномоченными оформляется приказом, иначе она не считается
действительной в случае пропажи товара).

Заполняем доверенность по форме М2.
В случае количественного и качественного расхождения
поступивших материалов с данными сопроводительных документов
поставщика или при отсутствии документов поставщика, оформляется
Акт о приемке материалов типовой формы М7 приемкой комиссией в
присутствии материально ответственного лица и представителя
поставщика или незаинтересованной организации. Когда оформляется
этот Акт, то приходный ордер составлять необязательно.
Если товарно-транспортная накладная (сопроводительный
документ поставщика) полностью отражает все реквизиты, которые в
приходном ордере, то можно завести штамп "оприходовано" -"
записать сумму - и использовать как документ эту товарно -
транспортную накладную. "Оприходовано" ставит материально
ответственное лицо. Тогда можно не составлять приxодный ордер.

Внутреннее перемещение материальныx ценностей
Это, например, перемещение материалов со склада на склад,
из цеxа на склад и т.п.
В этом случае делаются следующие буxгалтерские записи
(делаются в отличие от основныx средств):
1/ со склада на склад (по группам - завезли не на тот склад)
Дт 05 и др. Кт 05 и др.
2/ из цеxа на склад
Дт 05 и др. Кт 20 и др. производственные счета.
Оформляются эти операции накладными типовой формы М12 и М13.

Отпуск материала со склада
Материальные ценности со склада могыт отпускаться на
следующие цели:
1/ производственную деятельность, тогда запись
Дт 20 и др. Кт 05 и др.
увеличиваются уменьшаются материалы
затраты на
производство
2/ на ремонтные нужды
Дт 03, 23 Кт 05 и др.
03 - ремонт основныx средств,
23 - вспомогательное производство, когда ремонт выполняется
своими силами, потом списывается на 23 счет,
3/ расход при ликвидации основных средств
Дт 87 Кт 05 и др.
(Дт 800)

Реализация материалов на сторону
1/ реализация материалов по фактической себестоимости
Дт 46 Кт 05 и др.
(реализация)
2/ реализация материалов по отпускной стоимости
Дт 51 Кт 46
(деньги на расчетный счет)
Дт 50 Кт 46
(деньги в кассу)
- например, при продаже своему работнику.
Заполняем накладную на отпуск материалов на сторону,
типовая форма М-15, заполняется эта накладная в двух экземплярах.
В накладной на материалы указывается отпускная цена.
Проводка будет тогда, когда получим деньги
Дт 51 Кт 46
К операциям выбытия материальных ценностей относится также
недостача материальных ценностей. В соответствии с Письмом МФ СССР
от 10 ноября 1987г. N 212 "О дополнении Основных положений по
инвентаризации", Бухгалтерский учет, N 5, 1988г. Недостача
ценностей сверх норм естественной убыли и потерь от порчи
ценностей, когда конкретные виновники не установлены,
списываются предприятиями за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия.
Дт 84 Кт 05 и др.
Дт 80 Кт 84 (не установлен виновник)
В пределах норм убыли и порчи ценностей недостача
списывается на себестоимость продукции
Дт 20 и др. Кт 05 и др.
Когда известен конкретный виновник недостачи материальных
ценностей, то см. тему "выбытие основных средств" в результате
недостачи, выявленной при инвентаризации.

Пример корреспонденции счетов при недостаче, связанной с
потерей материальных ценностей.

-----------------------------------------------------------------
N | Содержание операции |Сумма|Корреспондирующие счета
п/п| | | Дебет | Кредит
---|-------------------------------|-----|----------|------------
1. | Принятие на учет сумм недостач| | |
|и потерь, выявленных при инвен-| 100 | 84 | 05
|таризации (по фактической себе-| | |
|стоимости) | | |
2. |Списание сумм недостач и потерь| | |
|на виновное лицо: | | |
|а) по фактической себестоимости| 100 | 72 | 84
|б) на разницу между розничной | | |
| ценой недостающих ценностей | 50 | 72 | 83
|

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.