Жанр: Философия
Электро Утопия: мистики и художники в киберпростнастве
...оволны.
Teterin: Ну в телевизоре же научились видеть! Вон как рыдают над
сериалами и пр.
Infant Terrible: Ну это не от того, что они научились понимать
телевизор. Им просто информацию через телевизор потреблять легче, чем самим
читать. Я работаю не с теми людьми, которые умеют хорошо потреблять
достижения техники, а с теми, которые способны в них увидеть что-то большее
(это всегда так с искусством вообще-то).
Teterin: Смотри что получается: деньги медиа артом не заработать,
девушки не в восторге... Сообщи же свой главный мотив, почему ты это
делаешь! Infant Terrible: Ну, я хочу передать людям то чувство, которое у
меня вызывает мир современных коммуникаций. Я хочу сделать так чтобы люди
увидели моими глазами часть своего мира, потому что я его вижу немного более
красиво чем они :-)
Если кто-то увидит радиоволны как я, я буду рад...
Я хочу поделиться своим радостным чувством :-) И своим видением
некоторых простых и повседневных вещей.
Искусство, которое делается ради денег или ради того, чтобы девушки на
это "сбегались" — это не искусство ;-)
Teterin: Но все же, хотел бы ты стать ПОПУЛЯРНЫМ МЕДИАХУДОЖНИКОМ? Чтобы
все же и много денег и толпы поклонниц у входа в интернет-кафе?
Infant Terrible: Ну не знаю...Я хочу чтобы меня услышало много людей --
в смысле то что я хочу сказать. Но я не хочу это привязывать к моей
личности. Чем больше я буду набирать популярности, тем больше я буду
стараться спрятать мою личность. Я хочу, чтобы до людей доходила идея, а не
чтобы они просили автографов у конкретной личности.
Teterin: Что же ты хочешь сделать со своей личностью? Превратить в
файл? В сигнал?
Infant Terrible: Нет, просто спрятать. В идеале хочу сделать так, чтобы
люди даже не были уверены, какого я пола и какой у меня родной язык. Чтобы
они за это не цеплялись, а формировали свое впечатление только на основании
увиденного искусства.
Teterin: Странно! Ведь любое твое произведение — это откровенная
демонстрация личности.
Infant Terrible: Не личности...
Teterin: А чего?
Infant Terrible: Дерево — это ведь не конкретная личность, это одно
какое-то абстрактное дерево.
Teterin: Но ведь ты же "превращаешься в дерево".
Infant Terrible: Про дерево никто не спросит, какого оно пола или
откуда взялось — я хочу чтобы ко мне относились как к такому же
абстрактному явлению. Да, я превращаюсь в абстрактное существо... Существо и
личность это разные вещи :-)
Teterin: Ну тогда опиши это существо. Что оно любит и что ненавидит?
Есть ли у него пол? Чего оно боится? О чем мечтает?
Infant Terrible: Оно каждый раз немного другое. И его понять так же
трудно, как понять дерево :-) Оно живет какой-то своей жизнью, но понять его
трудно. Надо попытаться посмотреть на мир его глазами. тогда что-то станет
понятнее...
Teterin: Но оно коммуницирует побольше дерева ;-)
Infant Terrible: ...и надо как-то вступать с ним в контакт. Заметь, что
это всегда надо делать интуитивно и никогда не понятно, как же точно с этим
существом контачить!
Teterin: Потому что оно знает, где искать источники радости?
Infant Terrible: Нет — потому что всегда полезно поконтачить с кем-то
другим и выйти из самого себя :-) А с кем-то очень жизнерадостным — вдвойне
полезно.
Teterin: А почему бы не поконтачить с живым и понятным в основном
медиахудожником? Почему он как дерево должен быть?
Teterin: Медиа-арт должен быть непонятным?
Infant Terrible: Нет, медиа-арт не должен быть непонятным. Просто я
хочу, чтобы люди смотрели на все совсем непредвзятым взглядом. Чем больше
человек знает о том, с кем будет иметь дело, тем больше он накладывает на
эту личность шаблонов еще до того как его увидит...
(впервые опубликовано в "Сергей Тетерин Ньюс")
Признаться, эта блестящая формулировка Инфанта — "хочу передать людям
то чувство, которое у меня вызывает мир современных коммуникаций, хочу
сделать так чтобы люди увидели моими глазами часть своего мира, потому что я
его вижу немного более красиво чем они" — просто пронзила мое сердце и
очаровала меня подчистую. Он выразил то, что мы хотели выразить, но не могли
подобрать таких простых и понятных слов. Поэтому я и написал в начале главы,
что Инфант — настоящий герой.
Удивительно, что такие люди появляются сами собой в разных точках
земного шара! И не только появляются, но и находятся вовремя. Юнгианская
"сеть совпадений" заработала на полную мощность...
И еще чуть-чуть об Инфанте — со слов Any Name, прислано мне по ICQ:
прикинь какой сюр
в телефоне инфант и менеджер...
переключаешь их по очереди.
один: вот в этом скрине еще надо шрифтов поменьше сделать и вовремя
флэшерам сказать что куда...
переключаешь а там инфант:
ну так вот я решил что мне мешает мое тело и мое происхождение и мой
возраст...
и ему СРРРОЧНО вот прямо сейчас надо рассказать мне
что он надумал о жизни
он надумал избавляться от себя от личности от тела
от имени от места нахождения
он кстати вот сейчас кричит у меня в ухе что он хочет вообще испариться
и ищет кого-то кто хочет быть его транзистором который будет передавать
миру волны полученные от него...
Киберпанк-рок-группа "386DX"
Мне повезло, что я познакомился с этим человеком — или же "сеть
совпадений" опять взялась за свое. "Алексей Шульгин — это самый известный
за рубежом российский медиа-художник!" — так мне отрекомендовали его в
первый раз. В каком году это было? Кажется, еще в 1999-м...
За несколько лет мы несколько раз вместе участвовали в фестивалях и
конференциях по медиа-искусству, однажды съездили в Ригу по приглашению
рижской E-Lab на фестиваль "Art+Communication". В Риге я немного с завистью
смотрел, как АШ вальяжно прогуливается на солнышке в футболке с надписью
"МАМА" и обменивается шуточками с другими звездами медиа-арта на свободном
английском языке. Он чувствовал себя как рыба в воде, уважаемый всеми
русский художник.
Что я могу сказать о Шульгине теперь?..
Что ни скажи — все будет мало. Попробуем с самого начала: Алексей
Шульгин — знаменитый "сетевой художник", музыкант, куратор, теоретик,
преподаватель. Участник огромного количества выставок, конференций,
концертов, владелец сайта http://www.easylife.org. Основатель первой
в мире киберпанк-рок-группы "386DX", весьма колоритная фигура, часто
появляющаяся на сборищах западных любителей медиа-культуры и проповедующая
собственные революционные идеи "сопротивления общественному диктату".
За эти годы он добился немалого: если два-три российских интеллектуала
нечаянно заговорят о нет-арте, то имя "Алексей Шульгин" выскакивает в
разговоре автоматически.
При этом АШ удается отстаивать собственный нонконформистский курс: в
отличие от многих современных художников он не лавирует между политическими
фондами и грантодателями, а всегда стоит "сам по себе" и очень критичен к
проявлениям власти. Может быть, поэтому студенты петербургского Института
современного искусства "Pro Arte" так любят и ценят его лекции. Успешный
художник-нонконформист в современной России — огромная редкость!
А.Ш.: ...я много читаю лекций, и практически в каждой касаюсь темы
"художник и власть", "художник и система". И последняя тема для обсуждения:
net-art умер именно потому, что оказался в руках кураторов, контролирующих
представителей институций. Более того, когда меня приглашает какая-нибудь
монструозная организация типа крупного музея, я стараюсь не поступать так,
как обычно поступают художники: с радостью приносят и отдают все свое им в
руки, радуясь самому факту участия. Для меня каждое выступление обязательно
должно быть критическим в отношении самой институции, той ситуации, в
которой я оказываюсь. Я не могу, участвуя в фестивале ARS ELECTRONICA, не
рефлексировать на то, что я участвую в ARS ELECTRONICA. Я не просто даю им
свой проект, а специально делаю новый проект, который отражает ситуацию с
ARS ELECTRONICA и относится к ней критически. В 1997 году я сделал просто
пародию на ARS ELECTRONICA, на ее систему призов. Ведь любой пресс-релиз ARS
ELECTRONICA начинается с количества долларов, выделенных в этом году на
призы. Призы — это самое главное в ARS ELECTRONICA. Существующая система
призов — это самый мерзкий способ, которым институциализированная власть
порабощает рядовых художников, совращая их этими деньгами. Это главное, что
заставляет художников участвовать во всем этом балагане. Я же сделал
приз-пародию на призы ARS ELECTRONICA, устроил конкурс, сам был единственным
членом жюри.
...А свои другие проекты я прекрасно могу выставить с помощью интернета
и без всякой ARS ELECTRONICA...
А.Ш.: В нашей стране только с появлением таких художников, как
Осмоловский и Бренер, искусство стало хоть как-то ассоциироваться с
определенной социальной позицией. Я думаю, что эта продолжающаяся
аполитичность подавляющего большинства художников — это результат
чрезмерной политизированности нашей власти, еще из времен Советского Союза.
Люди настолько устали от лозунгов, что словосочетание "социальная позиция"
до сих пор вызывает отторжение. И успех порабощения человека в
пост-коммунистическом обществе во многом основан как раз на этом: у людей
продолжается апатия и нежелание занять какую-либо вменяемую социальную
позицию...
Это очень важно: многие художники начинают с критики институций, но
когда достигают институциализированного успеха, забывают про пыл молодых лет
и "всю эту риторику".
Сейчас нельзя оперировать подходами, успешными во времена Пушкина или
Александра Блока. Общество изменилось, и все происходит по другим законам...
(Фрагмент интервью от 8 июня 2001 г. Впервые опубликовано в "Сергей
Тетерин Ньюс")
После многочисленных экспериментов с интернетом Шульгин сконцентрировал
большую часть усилий на проекте "386DX" - называя его не иначе как "первая в
мире киберпанк-рок-группа". Состав "рок-группы": CPU 40 Mhz, 8 Mb Ram, 40 Mb
HDD, Creative16, Win 3.1. Первоначальная идея не слишком сложна: архаическая
модель персонального компьютера 386DX исполняет хиты мирового рока.
Компьютер сам музицирует (midi) и сам поет, с помощью специальной программы
искусственной речи. Концерты происходят, как правило, в продвинутых клубах,
большей частью в зарубежных. Что делать — там такое искусство воспринимают
адекватнее.
Шульгин выступает в роли оператора, он подпевает компьютеру и танцует
на сцене с компьютерной клавиатурой, управляя разноцветными лучами,
входящими в программу. Каюсь, я не видел этого в клубе, но видел видеоклип
— АШ подарил мне CD, выпущенный на уважаемом лейбле в Голландии.
Музыка с диска мне понравилась сразу и бесповоротно — я убедился, что
это реальное шоу, реальное искусство, а не просто затянувшийся
концептуальный фокус. В репертуаре "386DX" — "Rolling Stones", "Clash",
John Lennon, "Queen", "Doors", "Nirvana"... Это было на самом деле здорово!
В июне 2001 года я явился к Шульгину узнать обо всем этом подробнее. Мои
"Ньюс" опять выступили как повод, чтобы вникнуть.
С.Т.: Как ты объяснишь свой переход от "чистого нет арта" к музыкальной
форме самовыражения?
А.Ш.: Мне кажется, что музыка, концертная деятельность — это последняя
иррациональность, которая вообще осталась в искусстве. В мире сейчас сугубо
не хватает метафизики, иррациональности. Особенно это чувствуешь, если
работаешь с компьютером и с интернетом, где все подчинено законам логики.
Коммуникации не чувственные, а сугубо виртуальные. В современном обществе не
хватает именно иррациональности метафизики — людям это нужно. Различные
уродливые проявления — шабаши футбольных болельщиков, разгул на
рок-концертах, стихийные всплески иррациональности — это происходит потому,
что повседневная жизнь современного человека так заорганизована, что других
возможностей у него просто нет. И если раньше за иррациональность отвечала
церковь и религия, то теперь ее влияние слишком уменьшилось.
...И необходимую долю иррациональности я нашел как раз в музыке. И хотя
поет-то у меня компьютер, проект достаточно концептуальный, --
парадоксальным образом реакция слушателей в клубе на мой "386DX" часто
бывала ярче и позитивнее, чем реакция на "живых исполнителей". Когда поет
живой человек, у слушателя всегда есть сомнение, что он его обманывает. А
когда поет робот — он весь как на ладони, видно, что он честен и не
способен притворяться...Тут много и других аспектов.
Что мне особенно дорого — это реакция людей, эмоциональная,
чувственная.
С.Т.: Можешь ли ты вот так сразу назвать три места, где тебя лучше
всего принимала публика?
А.Ш.: Да, могу: первое место — это город Ижевск, в прошлом году, потом
в Лондоне прошлой осенью... В Лондоне я дал несколько концертов, и там был
очень теплый прием, потому что мой музыкальный проект хорошо действует на
англоязычных людей, эти песни — это часть их культуры. И третье место --
это последний концерт в Болонье, в Италии. Я выступал там на центральной
городской площади, меня заставили подписать все бумаги, что я не нарушаю
своим выступлением ничьих прав — ни Мика Джаггера, ни Джима Моррисона и так
далее. Атомосфера получилась очень хорошая на этой площади, народ там
колбасился будь здоров.
С.Т.: А сейчас у тебя новое событие — диск вышел на европейском
лейбле?
А.Ш.: Да, на голландском лейбле "STAALPLAAT", широко известном в узких
кругах электронно-экспериментальных музыкантов. На диске классические хиты
мирового англоязычного рока: "Роллинг Стоунз", Джимми Хендрикс и так далее.
Но это не только музыкальный диск, но и CD-ROM для PC. И не просто CD-ROM, а
так называемый "bootable", с него можно загрузить компьютер. В результате
такой загрузки на компьютере восстанавливается полный интерфейс 386-го
компьютера, который я использую для исполнения хитов...
С.Т.: И можно самому устроить "живой концерт" "386DX".
А.Ш.: Ну в принципе да... И еще на диске есть видеоролик с концерта.
С.Т: В России этот диск не появится? Может быть, есть какие-то планы по
продажам в Москве?
А.Ш: У лейбла "STAALPLAAT" нет дистрибьюторской сети в России. Но как
раз для России я готовлю сейчас следующий музыкальный проект, именно с
легендами русского рока. На готовящемся диске будет тринадцать или
четырнадцать хитов отечественного рока в исполнении 386DX — "Ноль",
"Аквариум", "Машина Времени", "Гражданская Оборона"...
(Фрагмент интервью от 8 июня 2001 г. Впервые опубликовано в "Сергей
Тетерин Ньюс")
Действительно, самая большая проблема российского медиа-арта — это
недостаток благодарных зрителей. На выставках боксы с видео-артом пустуют,
сайты с "сетевым искусством" страдают от недопосещаемости (разве что "KOALA"
Васильева — счастливое исключение), лучшие наши медиа-художники за
пределами интернета практически не известны. Как мне кажется, это результат
того, что с самого начала медиа-арт в нашей стране оказался в
психокультурном андерграунде, за "железным занавесом недопонимания". Та
красота и романтика мира телекоммуникаций, которую видят Infant Terrible и
Шульгин, подавляющему большинству современников недоступна.
АШ совершил культурный трюк — оставаясь в поле медиа-искусства, сделал
рок-музыкальный проект. С одной стороны, перепевы проверенных, "бронебойных"
хитов мировой рок-музыки в клубах "обречены на успех". С другой — за идеей
киберпанк-рок-группы "386DX" стоит отчетливый медиа-художественный концепт.
Как и Infant Terrible, Шульгин транслирует романтический взгляд на
киберкультуру, опираясь на музыку — как на все еще действующий медиум.
Как и кибер-мистики, художники новых медиа не создают новых устройств и
принципов связи — они создают новые точки зрения на киберпространство,
помогая людям расширить свой периметр сознания.
Даня и Коала
Даня Васильев — настоящий "сетевой художник", или net-artist. Сеть
служит ему и мастерской, и холстом одновременно, вдобавок в ней же он ищет и
находит средства выражения ("краски").
Я не считаю, что мы познакомились случайно. Даня переехал в Москву
летом 2000 года, месяца на два-три раньше меня. Уже осенью этого же года мы
созвонились и договорились встретиться. Надо же было посмотреть на человека,
который придумал "Коалу"!
При первой же встрече обнаружилась поразительная общность
художественных принципов и взглядов на искусство новых медиа. Это было
удивительно и ожидаемо, по Карлу Густаву Юнгу. Я приобрел нового друга и
единомышленника.
Описать в книге, что такое KOALA, более чем затруднительно. Это самый
известный сетевой проект Дани, и понять его можно только в Сети. Жанр можно
определить как "цифровой поп-арт" — но можно и не определять, потому что
"Коале" будет тесно в рамках этого определения.
Что же это такое, "Коала"... Это художественный виртуальный сервер по
адресу http://koala.ru. Здесь находится целый сонм художественных
страничек-коллажей, связанных друг с другом по принципу "случайных
переходов". И в результате вам никогда не удастся два раза прогуляться по
одной и той же "Коале". Бродить же по ее страницам и набираться впечатлений
можно практически бесконечно.
Как и всякое порядочное нет-арт произведение, "Коала" не может быть
воспроизведена ни в какой другой среде, кроме интернета. Ее красота и
очарование открываются только через модемы (впрочем, Даня подготовил и
небольшие демо для показа на выставках с CD. Но это, разумеется, всего лишь
неполноценные репродукции, как дешевые открытки с Моне...)
В августе 2001 года я интервьюировал Даню по ICQ для своих "Сергей
Тетерин Ньюс":
Разрешите вам представить - Даня Васильев:
1) Молодой человек в синих ботинках и с фиолетовой шевелюрой,
разъезжающий по Москве на модном велосипеде.
2) Тонко и изящно мыслящий net-artist, автор знаменитого проекта
KOALA.RU (приз фестиваля DA-DA-NET 1999 года).
Весной этого года Васильев атаковал московскую арт-сцену темой
псевдонаивной роботомании. Его художественный объект "Марат Гельман-2" на
выставке "Арт-Москва 2001" в Центральном доме художника вызвал множество
критики, похвал и кривотолков.
Да! Чуть не забыл: Даня Васильев прибыл в столицу из Санкт-Петербурга в
2000 году. Питерский, то есть.
teterin: Ну, прекрасно.
Когда ты захотел быть сетевым художником?
danja: Я им быть не хотел. Так вышло. Кто-то, не помню кто, пару лет
меня назвал тогдашнюю Кoala.mu.ru (первый интернет-адрес Коалы)
"сетевым искусством", ну а меня соответственно "сетевым художником". Я тогда
об этом почти ничего не слыхал.
teterin: Пару лет назад ты еще жил в Петербурге. Чем занимался там?
danja: "Компьютерным дизайном", как не противно это звучит.
А до этого занимался практически всем что связано с компами. Был и
сисадмином, и саппортом, и вебмастером.
teterin: Давай поговорим о КОАЛЕ. Почему ты выбрал такой образ - Коалу?
danja: Это очень древняя и непонятная история. У меня есть в Питере
старый друг Денис. Еще году в 96-м нас с ним очень рассмешила "тема Коалы",
такого сверхгедонистического зверька, который ничего не делает, а только
сосет себе лист эвкалипта и прется. Постоянно применяли этот образ в общении
(типа: "Да он как коала", "Я коала, я коала" (и переминаться с ноги на
ногу), на такой театральный манер. Потом я начал делать графику в сети, и
недолго думая назвал это все "Коала графикс", такое что-то ненапряжное,
ленивое, смешное, чуть-чуть altered.
danja: Да и покажите мне человека которому не нравится Коала (зверек)
:-)
Потом koala почти на всех языках одинаково звучит и пишется тоже.
teterin: Это твой самый известный проект. Ты его делаешь уже больше 2-х
лет. Когда по-твоему он приобретет черты законченности? Или Коала.Ру в
принципе не может быть законченным?
danja: Я собирался сделать всего несколько страниц.
Сейчас на Коале более ста "страниц", и завязаны они друг с другом
только лишь скриптом случайного перехода. Структуры нет. Естественно такое
месиво сложно закончить, да и зачем? Это моя мастерская. Как у художника в
мастерской, все завалено хостами и разными там подмалевками, так у меня
мастерская - Коала. Я часто заимствую образы для каких то других своих работ
оттуда.
danja: Я хочу купить 100 мониторов, поставить их в одной комнате и
запустить на каждом разные страницы с Коалы, которые будут меняться.
teterin: Многие почему-то считают Даню Васильева "художником одной
работы".
Представь такой глюк: посреди ночи тебя будит какой-то черт из
интернета, с тремя глазищами, пятью ручищами, у каждой когти с перочинный
ножик и прочее. И этот черт спрашивает: ДАНЯ ВАСИЛЬЕВ! НАЗОВИ СЕЙЧАС ЖЕ МНЕ
ТРИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ТВОИ СЕТЕВЫЕ РАБОТЫ, А НЕ ТО ПОРВУ В МЕЛКИЕ КЛОЧКИ!
Что ты ему назовешь?
danja: Дам ему три урла. Все они будут начинаться с http://koala.ru.
Я художник (тьфу, artist) более 100 работ, если уж считать.
Для меня каждый раздел на Коале - отдельная тема, отдельное ощущение,
воспоминание, чувство. Есть дерьмовые, есть бриллианты.
А чертей я не люблю. Хотя монстры в мультсериале "Power Puff Girls"
очень классные.
teterin: А что больше всего интересует посетителей Koala.Ru?
danja: Многие спрашивают про основную идею Коалы. Она долго была
неоформленной даже для меня, но сейчас это случайность. Случайность как
способ достижения сетевого счастья, подчинение автоматике, броуновскому
движению в транзисторах компьютера.
teterin: Для тебя сетевое счастье - в подчинении автоматике, в
самоотдаче принципу случайности? Это действительно СЧАСТЬЕ, не просто
удовольствие?
danja: А кто может сформулировать формулу счастья в Сети? Способ
получения удовольствия?
Есть замечательная фраза:
If you always do what you've always done,
you will always have what you've always had
— т.е. "если всегда будешь делать, что делаешь обычно, ничего нового
не случится".
Так и в Сети. Люди бродят по одному и тому же набору ссылок, по
тропинкам. Для людей (и животных) вообще характерна тема "тропинки", из раза
в раз повторяемых действий. Я помогаю людям разорвать связь действия и
результата.
(Это высказывание об основной идее "Коалы" тут же взволновало мое
воображение. Я получил неожиданное доказательство, что связь между
кибершаманизмом и нет-артом совсем не так надуманна, как я опасался
поначалу. Это действительно две стороны одной медали! Даня своими словами
говорит здесь о превосходстве "мультимодельного взгляда", о котором я писал
в первой части книги. Еще одно поразительное-и-ожидаемое совпадение).
danja: Я даже когда на велике катаюсь, люблю ездить не вдоль по дороге,
а поперек. Открываются чудные виды и новые пейзажи. Дороги можно тоже
рассматривать как искусственное прививание действий. Придуманный способ
обмана. Ссылки в интернете - тоже самое.
danja: На Коалу очень много ссылок с домашних страничек людей. И все
пишут, что зайти на Коалу - это отличный способ отвлечься.
Какой-то человек на своем сайте с разделе "ссылки" написал - "можно
съесть наркоты, можно зайти на Коалу. Результат - удивителен".
teterin: Да, твоя Коала - существо крайне непостоянное. Всякий раз оно
открывается по-новому, невозможно второй раз зайти в одну и ту же Коалу.
Так?
danja: Почти. Все дело портят эти чертовы поисковые и индексирующие
системы.
teterin: Если Коалу представить как картину, то сколько человек
ежедневно подходят на нее посмотреть? Проще говоря, какова статистика?
danja: Из-за отсутствия какой-либо структуры отследить посещения очень
сложно, но на главную страницу с "буквенным набором", т.е. непосредственно
набирая в строке браузера "koala.ru", заходит порядка 80-ти человек в сутки.
teterin: Ты вообще много думаешь о своих зрителях? Представляешь
кого-то, когда обновляешь файлы Коалы? Что для тебя аудитория?
danja: Изначально Коала была закрытым проектом. "Секретный урл" знали
только знакомые. Но однажды мистер Иван Паравозов (Александр Гагин) дал
ссылку в очень модном в 99-м году издании Gazeta.ru - и началось. В
основном возмущенные зрители писали. Типа: "Что за дерьмо, ты что из
психушки в Net заходишь" и т.д.
Зритель для меня - это способ получения рефлекса, мне нравится
нервировать и раздражать (в хорошем смысле) своих зрителей, вызывать
сокращения мышц лица.
danja: Я очень люблю письма зрителей, которые критикуют то что я делаю,
мне очень интересно читать их доводы.
teterin: А каким ты представляешь идеальное сетевое искусство,
идеальное нет-арт произведение? Самыми общими словами, ощущениями?
danja: Идеала в искусстве, тем более современном, быть не может. Каждое
произведение действует в рамках собственного контекста.
Отдельное произведение не должно нравится всем. Точнее, оно должно
многим не нравится, должно быть спорным, достойным продолжительной полемики,
и эмоций. Сетевое искусство тоже самое. Оно такое же искусство, просто оно
не материально.
teterin: Это ему сильно мешает? Нематериальность?
danja: Да, это его бич. Пока не вымрут искусствоведы традиционного
толка, нет-арт будет изгоем.
danja: Вопрос в том, кто вымрет первым. Вот Шульгин например, уже
несколько лет говорит что нет-арту конец. И многие с ним согласны. Я иногда
тож
...Закладка в соц.сетях