Жанр: Философия
Электро Утопия: мистики и художники в киберпростнастве
...ьшое устройство, представляющее собой
вращающийся металлический цилиндр с отверстиями, внутри которого был спрятан
источник света. Скорость вращения была рассчитана как раз так, чтобы зритель
наблюдал через опущенные веки "бинауральные вспышки" — на его мозг
воздействовали все те же самые альфа-ритмы.
"Машина мечты" вызывала состояние транса у наблюдателя, и
художник-исследователь Гайсин в полной мере использовал этот эффект,
погружаясь в глубокие медитативные состояния с сильными галлюцинациями.
Брайан Гайсин был истым визионером, для него этот несложный самодельный
агрегат был настоящим космическим кораблем, путешествующим через время.
Прибор позволял ему находиться на самых труднодостижимых вершинах духа и
быть художником, творящим "из самой глубины".
Ты — художник, когда придвигаешься к Машине Мечты с закрытыми глазами.
То, что она побуждает тебя видеть, — это твое... твое собственное.
Сверкающие внутренние видения, кружащиеся внутри твоей головы, которые ты
так внезапно видишь, целиком обязаны своим появлением активности твоего
мозга... То, что ты наблюдаешь, — полное раскрытие в видениях твоих
несметных сокровищ, Юнгианского склада символов, который мы делим со всем
нормально функционирующим человечеством. Из этой сокровищницы художники и
ремесленники черпали элементы искусства на протяжении веков. В быстром
потоке образов ты немедленно начнешь узнавать кресты, звезды, нимбы...
Сотканные узоры, похожие на до-Колумбовский текстиль, Исламские ковры... без
конца повторяющиеся узоры на керамических плитках... в вышивках всех
времен... Быстро колеблющиеся серийные образы абстрактного искусства...
(Из дневников Брайана Гайсина,
опубликовано в журнале "Забриски Rider" No10)
Разве не является "Машина мечты" Гайсина таким же "конем шамана", каким
служит шаману его бубен? Как указывают ученые, шаман относится к своему
бубну именно как к средству передвижения, называя его "волшебным конем,
уносящим в другой мир".
Уточним, однако, что "конем" называется не сам бубен, а его
гипнотический ритм, который, как вы догадались, находится в ряду
"психоделических частот" (4-7 ударов в секунду), открывающих дорогу в другую
реальность.
Мне самому почему-то не очень хотелось проводить ночи, галлюцинируя в
такт альфа- или тета-ритмам, светящим мне в глаза или гудящим в уши. Как
художнику, работающему с новыми медиа, мне оказалось интереснее провести в
традиционную компьютерную эстетику идею "духовных эмблем" и традиционных
сакральных изображений. Одним из последствий такого стремления стал проект
"КИБЕРИКОНЫ", в котором обычный компакт-диск для компьютера выступает
носителем "эзотерической эмблемы". (Диск раскрашивается вручную красками, в
соответствии с моим эскизом).
Самая первая моя "киберикона" называется "Уральская Двоичная Власть": в
ней отражается одна из моих любимых идей — о пересечении пермской
магической теории и всего того, что мы в этой книге называем
кибершаманизмом. Впрочем, "кибериконы" могут быть самыми разными.
Сильной стороной "кибериконы" является ее материальность. Раскрашенный
компакт-диск вешается на стену, после превращения в "киберикону" никакое
другое его применение невозможно. Когда речь идет о практике духовной
эволюции под влиянием киберпространства, приходится заботиться о
материализации виртуальных эзотерических символов...
И конечно же, такая "киберикона" — это естественный атрибут человека,
осознавшего себя в Третьей реальности. Человек вешает такие атрибуты на
стены, носит на себе в виде изображений и "декоративных украшений",
различными способами транслирует в невиртуальность, чтобы получше
закрепиться в ней.
Городские туны и Кибершаманизм Ру
В понимании того, кто такие городские туны, ключевым словом является
"интуиция". Тун — это тот, кто постоянно ухитряется находиться в Потоке
правильных событий. Он действует решительно и безупречно, и интуиция — его
надежный подсказчик. При этом нередко интуиция персонифицируется и принимает
черты... как бы это получше сформулировать... скажем, Супер-Навигатора.
Ангелическая природа этого существа совершенно очевидна, а его внешний облик
каждый может смоделировать самостоятельно.
Понятия Потока и Супер-Навигатора связаны. Поток — это серия чудесным
образом связанных событий, несущих человека к важной духовной цели, без
каких-либо серьезных усилий с его стороны. Главное, что должен делать
попавший в Поток человек — не мешать Потоку нести его вперед.
Мне случалось попадать в Поток в 2000 году, и это было удивительным
приключением. В результате этого движения я порвал с большинством атрибутов
старой жизни, пришел к новому осознанию себя. У меня вышла первая книга, я
переехал жить в другое место — через полторы тысячи километров. И все это
случилось без особых усилий, как бы "само собой". Я чувствовал себя так, как
будто меня подхватило осторожное, но сильное течение предопределенных
событий, несущих меня в будущее.
Как и почти-случайные-совпадения Юнгианской "сети", ощущение Потока
является "мистическим индикатором" правильности вашего пути, позитивной
оценкой ваших поступков и выборов. И тут снова появляется фигура
Супер-Навигатора... Того, кто может подсказать нам, как нужно действовать и
что выбрать, чтобы "упасть в Поток" или не выскользнуть из него. Это очень
ценное приобретение.
Факт в том, что никто и ничто не мешает каждому из нас завести
Супер-Навигатора — ничто, кроме нашей ограниченности. Способов "выпрыгнуть
из себя", раскрыть свое подсознание для новой жизни уже придумано немало, и
технологический, телекоммуникационный путь — лишь один из них, появившийся
относительно недавно. И вполне возможно, что у каждого, кто оказался в
Третьей реальности, Супер-Навигатор присутствует "по умолчанию".
В своей первой книге "Двойняшки" я уже писал о тунах. Само это слово
вышло из коми-пермяцкого языка — так у маленького уральского народа коми
называют особо могущественных магов, способных к активным сверхъестественным
действиям. Позднее я использовал главу о тунах как "предисловие" для
телеконференции на Кибершаманизм Ру.
телеконференция на CyberShamanism.Ru
от: Sergei Teterin teterin@bigfoot.com
17 августа 2000 г. 0:42
тема: Городские туны — колдуны электронной деревни
ГОРОДСКИЕ ТУНЫ
Существуют люди, которые умеют сочетать прогрессивное мышление и
виртуозное владение новыми технологиями с преимуществами человеческой
интуиции. Они могут называть себя по-разному, я же буду называть их здесь
тунами — так у коми-пермяков называют особенных людей, умеющих видеть
больше.
Сила современного городского туна — в соединении с сознанием города, с
массовым сознанием. Здесь он — как рыба в воде, вне городской среды его
интуиция ослабевает. Всякое развитие современных коммуникаций, радио,
телевидение, интернет развивают и усиливают его способности.
Даже обычный телефон, даже метро незаметно подпитывают туна, и на
пересечениях преобразованных человеческих сигналов сила его интуиции
превышает обычные человеческие рамки. Всякое сообщение, расходящееся
сетеобразно, любое элементарное проявление масс-медиа — это источник его
могущества.
Тун сам по себе является сообщением. И одновременно антенной для приема
сообщения. Тун — это человек-сигнал. С помощью интуиции он может
почувствовать все, что происходило, происходит или произойдет в будущем.
Между всем, что реально существует во Вселенной, есть явные и тайные
связи, через которые непрерывно идут потоки информации. Сигналы, которые
обеспечивают единство сущего, соответствие вещей и явлений изначальной
концепции No1. Теоретически каждый живой человек на земле обладает
возможностями для приема таких сигналов, но тун способен их усвоить и
расшифровать — в этом его преимущество. Он прекрасно понимает, в какой
ситуации находится. Большинство людей не способно на такое осознание.
Развитие средств массовой и индивидуальной коммуникации во второй
половине ХХ века привело к радикальному изменению как общества в целом, так
и личности каждого человека. Телевидение вошло в жизнь целых народов; его
интернациональный характер и сетеобразный принцип распространения
сформировал заново утраченное многие тысячи лет назад ощущение племенного
единства. Люди, которые живут на разных континентах, но ежедневно смотрят
одни и те же сериалы, одно и то же MTV, смеются над одинаковыми шутками,
восхищаются одними и теми же персонажами — под этим влиянием они становятся
духовно близки друг другу. Появляются похожие привычки и понятия, навеянные
телевидением стереотипы поведения. Работая практически круглосуточно, изо
дня в день уже много десятилетий, телевидение формирует новые человеческие
общности — квазиэлектронные деревни, жителем одной из которых человек
становится неосознанно, под влиянием личных склонностей и пристрастий.
Все современные средства передачи сообщений: телефон, email, интернет,
пресса и все разновидности СМИ непрерывно перемешивают шесть миллиардов
человек в огромном информационном котле, группируя их в специфические
подаудитории. Материальное, географическое положение человека теряет свое
значение: через интернет каждый из нас может общаться с новыми друзьями во
всем мире, работать дистанционно и зарабатывать деньги, которые будут
присылать из другой страны. Постепенно у каждого из нас появляется
виртуальный двойник — тот "я", которого знают десятки и сотни людей через
дистанционное общение. Эти люди могут никогда не видеть вас реального, но
они могут полюбить и подружиться с тем образом вашего "я", который им
представляют электронные средства коммуникации. Ваш виртуальный двойник со
скоростью света перемещается по планете, преследуя ваши интересы и
обмениваясь влияниями. Он способен действовать и отдельно от вас, через
тиражируемые проявления. Таким образом у человека из квазиэлектронной
деревни складывается свой специфический круг общения, не привязанный ни к
какой географии — новая виртуальная ячейка постиндустриального общества.
В общем-то это уже азбучные истины, после Маршалла Маклюэна об этом
можно говорить так, чтобы тебя понимали. Современный тун может ничего не
знать о подобного рода теориях, но на практике он интуитивно действует в
полном соответствии с этой концепцией. Описываемый мной тип человека — это
вариация колдуна в новейшей квазиэлектронной деревне. Тун использует то,
чему остальные подчиняются. Большинство людей даже не замечают напряжения
информационных потоков, пронизывающих их жизни — тун пытается ими управлять
или как-то лавировать между ними. И чем насыщеннее эти потоки, тем больше
его преимущество.
Эти люди могут на уровне подсознания принимать сообщения от
отправителей, которых при всем желании нельзя назвать чем-то
человекообразным...
(глава из книги:
Сергей Тетерин: "Двойняшки" — пермский оракул"
http://www.teterin.raid.ru/twins/)
Специально для развития этой темы был создан Кибершаманизм Ру --
интернет-проект, смысл и цель которого заключались в исследовании. Мне тогда
не хотелось (да я и не мог) ничего утверждать точно о кибершаманизме, и я
решил "задать тему для обсуждений" и выяснить, что об этом думает
интернет-сообщество. Я использовал самые основные коммуникационные
возможности Сети — и в результате сама Сеть объяснила мне, что такое
кибершаманизм.
Информация стекалась со всех сторон. Одним из главных правил
"подключенных" до сих пор является правило "делиться всем, что наработано в
Сети, не жалея ничего". Потому что назад возвращается всегда больше. Василий
Лесинский из Берлина прислал большой блок заметок о маримба-мэне — чем-то
среднем между супер-сисадмином, магическим математиком и шаманом в городе.
Источником и первоначальным носителем этого оккультного учения был Джозеф
Бенджамин Ромондо, сисадмин из Берлина. Вот некоторые составляющие этого
учения:
Важная идея No1: относись к городу как к живому существу, обладающему
уникальным телом, волей, сознанием, душой и инстинктами. Все города
различаются, надо уметь чувствовать различия и выбирать для себя подходящий.
(Например, Москва — это город, сильный духом, но слабый телом, а
Лос-Анжелес — прямо наоборот).
Поймите, что вы живете внутри огромного живого организма, которое
пульсирует, перегоняя от центров к периферии жизненную энергию. Почувствуйте
эти биоритмы большого города, уловите часы лени и часы волнения, которое
может вдруг охватить город. Осознайте, какую часть вашей личной воли
забирает воля города, в котором вы живете — есть ли в этом что-то
негативное, или наоборот, это вам только на пользу? Если вы будете чутки, то
возможно вам удастся обнаружить "центр инстинктов" города, откуда идут все
его психологические волны и импульсы.
Нужно научиться дышать носом так, чтобы в голове "образовался
сквозняк", и вы могли бы унюхать "между воздухом в голове" информационные
потоки, которые носятся в городе.
А разобравшись в устройстве и повадках большого города, вы научитесь
получать от него особую поддержку — на информационном, энергетическом
уровне, а также на уровне творчества и вдохновения.
Город впитывает из живущих людей часть их личной силы и энергии, и все
это уходит в землю. Поэтому, если лечь на землю в городе, можно забрать
часть "впитанного" обратно. Правда, в таких городах, как Нью-Йорк, лучше
ничего не брать назад из земли.
С городом надо уметь общаться, исследовать его дальние районы, побывать
всюду, почувствовать, чем каждая улица, кафе и магазин отличаются от
остальных. Нужно разобраться, какие где есть телекоммуникации, как устроены
городские телефонные сети, какой здесь интернет. Это в каждом городе
по-своему. А "подружившись" с городом, надо научиться быть от него
независимым, осторожно вернуть назад свою волю. Большой город обладает неким
подобием гипноза, который подчиняет огромные толпы людей. Необходимо
научиться "выскальзывать" из-под этого влияния. И тогда можно получать
"подсказки", которые остаются неуслышанными большинством живущих в городе
людей. Куда пойти, где оказаться в нужный момент. Интуиция становится
настолько сильной, что это похоже на сверхъестественное чутье — и все
благодаря особой "дружбе с городом".
Важная идея No2: научись по-настоящему жить в Сети, это поможет тебе
стать тем самым "маримба-мэном" — или городским туном, если угодно.
Как и город, Сеть является: а) жизненным пространством; б) живым и
одушевленным существом. В Сети нет ничего объективно-материального, в ней
нечего потрогать рукой, вместо предметности господствует сигнальность. Когда
человек поселяется в Сети, его интуитивные способности возрастают и
обостряются. Он обучается опираться в своих на предчувствия и не делать
ошибок. Сеть — прекрасный учитель.
Когда человек знакомится "с кем-то другим" через Сеть, объективно он
получает только набор сигналов. Однако все его интуитивные способности
напрягаются, чтобы "ощупать" и ощутить на расстоянии, кто появился перед
ним. И можно ясно его увидеть, незнакомого человека на другом конце линии,
как бы он ни скрывался, не таился.
Как это получается, неизвестно. Инструкции выглядят странно: нужно
"нюхать воздух в темноте", или "слушать животом монитор". Человек получает
информацию "из пустого места", не умом, не сознанием — чем-то еще...
А чтобы научиться нормально жить в Сети, надо опять же подружиться с
ней. Это тонкое дело — и начинать лучше с локальных сетей, связывающих
компьютеры в одном и том же месте. Сеть для начала нужно видеть всю, чтобы
уразуметь ее характер и привычки. Почувствовать провода под ногами.
Научиться по качеству коннекта, по нескольким закорючкам в PPP-протоколе
определять, что и где происходит физически, на каком компьютере.
После обживания локальной сетки многое в интернете становится очевидно
само собой. Можно чувствовать телом потоки идей и энергий, которые там
бурлят. Сориентироваться в ней раз и навсегда. И тогда в Сети можно будет
найти практически все, что ни пожелаешь. И еще одно — всерьез почувствовать
ее бесконечность...
На форуме Кибершаманизм идея городского туна эволюционировала по своим
собственным законам. В цепочке писем-ответов общими усилиями складывалось
какое-то общее представление. Много ли в нем общего с учением Джо Ромондо?
Смотрите сами:
телеконференция на CyberShamanism.Ru
От: undefined source
Тема: Re: Re[2]: Городские туны — колдуны электронной деревни
Дата: 28 января 2001 г. 14:40
> Что такое прогрессивное мышление?
> Стремление к развитию.
> В чем причины техногенности интуиции туна? Почему она ослабевает вне
городской среды?
> Я настаиваю на том, что "техногенность" — всего лишь одна из граней,
и
ослабевание происходит из-за отсутствия тренировки в негородских
условиях.
Вот именно, если бы мы проводили больше времени в лесу, то никакого
ослабевания не было бы...Потому что мы бы адаптировались ко всей сети
элементов в лесу, как мы делаем это в городской, техногенной среде...
> Подпитка или вампиризм?
> А в чем разница? Жизнь — это наркотик..... Соответственно любая
подпитка в конце цепочки философских рассуждений сведется к вампиризму.
Ничего подобного. Жизнь это не что-то отдельное, которое можно
употреблять, а можно и нет. Мы и есть жизнь, которая себя осознает.
Речи о подпитке и вампиризме не может быть, потому что тун совершенен в
своем энергостроении, и использует любые элементы среды как опорные и
вкладывает в них свой смысл, свою Силу и использует их по
назначению... Вампиризм происходит только в том случае, если была
утечка
энергии из-за пробоин и дырок в энергосистеме, что как раз и
наблюдается у всех нормальных людей, они подпитываются друг у друга в
отношениях. Тун же не участвует в этих отношениях, а пускает своего
двойника, у которого нельзя украсть энергию...
Но в действительности все намного сложнее, и совсем не интересно об
этом говорить, ибо кто знает, тот знает....
> Причем неявно указывается чувствительность к сигналам ТВ. А чем
сигналы ТВ принципиально отличаются от любых других модулированных
электромагнитных волн?
Наверно, факт в том, что к ТВ подключено намного большая масса людей, а
отсюда могут вытекать очевидные вещи... Но лично мне ТВ не катит как
среда обитания, лишь иногда интегрирую себя в эту систему в поисках
изменений в себе...
Но среда без интерактивного вмешательства лишена будущего для меня +
слишком много нечистого подключено к ТВ, это накладывает свои
неинтересности...
> Получается, что именно эта область всех принимаемых сигналов является
приоритетной и обладает самым сильным модулирующим воздействием на
психические процессы. И, более того, предполагается, что только этот
источник и дает тот необходимый стимул, который отсутствовал многие века.
> Вы ссылаетесь на какой-то первоисточник?
Само собой, если перед экраном сидят миллионы людей по всему миру и
"выкидывают" свою энергию в виде эмоций, переживаний и т.д., то ТВ
становится приоритетным для начального развития в техносреде...
> Это стимул к массовому объединению, племенному единству. Но такому
нео-единству, которое никогда не образует сверх-Я, обычно более мудрое и
приспособленное к изменениям, чем я индивида. Это ТВ-единство дает чувство
ложного успокоения и независимости от результатов своих действий, и не имеет
ничего общего с родоплеменным единством, освобождающем в человеке силы
преодолевать борьбу за существование не механическим способом накопления
пищевых и материальных благ, а через ощущение духовной сопричастности и
взаимопомощи.
> Но, следовательно, туну в такой "квазиэлектронной деревне", скорее
"электронной квазидеревне", а попросту, легко манипулируемой толпе, остается
одна роль — управляющая. Если этот социум отнести к шаманской культуре,
тогда тун не может откреститься от звания демиурга в своей поместной
медиа-теократии.
Не согласен. Возможно формирование параллельного общества, которое
ВООБЩЕ никак не будет связано с "мирской" жизнью. "Шаман" может вести
нормальную, рядовую человеческую жизнь, но иметь больше, чем только ее.
Он именно этим и отличается, что имеет намного больше, чем простое
человеческое существование, к которому причастны 80-90% всего населения
планеты.
> Упомянутый виртуальный двойник, помимо сомнительных психологических
игр в alter ego, представляет симптом вполне санкционированного
многоличностного заболевания.
> К счастью, это не только мало распространено, но даже и тенденция к
этому проявляется скорее потенциально. Все социальные двойники и бытовые
персоны и маски, которых у любого человека накапливается немало, являются
лишь его частными проявлениями, фильтрованными конкретной средой
отражениями, жизнеспособными в отделенном виде лишь теоретически.
Встречались и физические фантомы... Знакомые рассказывали, что видели
меня там, где я довольно часто бываю, но в то время не мог быть просто
физически...
Факт в том, что обычные люди не осознают все свои соц. двойники,
бытовые
персоны и маски. Более того они вообще не осознают себя, что уж
говорить о каких-то масках. Они представляют из себя ботов, которые просто
существуют.
Таковых наверное 60-70% населения. Где-то 10-25% осознают себя, но не
могут идти дальше в силу множества непреодоленных барьеров и иллюзий,
стопорятся на определенном уровне и засыпают, иногда деградируют. Другой
остаток (в процентах)... сами догадывайтесь...
> Воздействие сверху имеется :)
:)))
Часть 2. Художники Электронной Утопии
Художники — это антенны человеческой расы
Маршалл Маклюэн
Явление медиа-художников
Кто они такие? Откуда появились?
В 2000 году я попытался простыми словами сформулировать, что такое
медиа-арт, по просьбе известного писателя-фантаста Макса Фрая (который
кстати сам в немалой степени виртуальная личность). Это понадобилось для
"Азбуки современного искусства" на сайте Guelman.Ru.
Медиа-искусство, или media-art, использует в качестве художественного
поля современные коммуникационные технологии — такие, как интернет,
телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или
через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы
(такие, как телевизор или пейджер) используются медиа-художниками в
необычном ключе — на них возлагается основная роль при создании
художественного произведения или акции.
В понятие медиа-искусства (или "искусства новых медиа") входят такие,
например, его разновидности как:
a. видео-арт (искусство работы с видео- и телевизионными имиджами,
конечный результат — видео арт фильм);
b. телекоммьюникейшн-арт — в качестве художественного пространства
используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с
телефонного);
c. искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных
"конструкций" из телевизионных и видео-приборов, подчиненных единой
художественной задаче;
d. нет-арт, или "сетевое искусство" — художники делают сайты в
Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой
самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут
нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой;
e. интерактивное, вовлекающее аудиторию электронное искусство...
f. ...etc.
Конечно, я выдал Максу Фраю не научное, а популярное толкование. В
России к подобным художественным экспериментам относятся с недоверием. В
других же странах, не так сильно отягощенных балетом и космическими
программами, медиа-арт давно вписался в систему координат современного
искусства и имеет солидную, на много десятилетий историю. Можно вспомнить и
скульптуры из телевизоров, которые в 60-е годы строил американец корейского
происхождения Нам Джун Пайк. Много ли в России интеллигентных людей знают
это имя? А ведь он — классик медиа-арта!
В истории медиа-арта много и таких имен, которые известны всем. Среди
ранних художественных изобретений Сальвадора Дали был "телефон-лангуст". В
"Тайной жизни Сальвадора Дали, написанной им самим" мэтр сюрреализма писал:
"Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного мангуста,
мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское
всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно
бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении,
никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают вокруг
колотым льдом.
Телефон фраппе, телефон под мятным соусом, телефон, усиливающий половое
чувство, телефон-лангуст, телефон для будуаров коварных соблазнительниц — в
футляре из соболиного меха с отверстиями для пальцев, выложенными
горностаем, телефон по мотивам Эдгара Аллана По со спрятанной внутри дохлой
крысой, телефо
...Закладка в соц.сетях