Жанр: Философия
Эстетика жизни
...ая, как и под чьим воздействием они формировались.
Вопросы
1. Бывает ли жизнь в семье неэстетической?
2. Активную или созерцательную позицию вы занимаете в своей семье?
3. Что такое "праздник" и что такое "торжества"?
4. Какие семейные праздники и торжества вы знаете?
5. Какие чувства вы испытываете при подготовке к праздникам и торжествам и во время
их проведения?
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой"
В повседневной жизни человека, вынужденного решать массу житейских проблем, одно
из первых мест занимает мода (от лат. modus - мера, способ правило), преобразующая и
мужчин, и женщин, придавая им особый шарм.
Что же такое мода? Стоит только произнести это слово - все ребята дружно ответят, что
мода - это смена образцов одежды. С этим можно было бы согласиться, если бы эстетика
не была философской дисциплиной и не рассматривала бы жизнь, в том числе и бытовую
ее сторону, во взаимодействии со всем миром. Поэтому наряду с бытовым понятием
"мода" надо дать и общее философское ее определение - периодически повторяющееся
частичное изменение чаще всего внешних форм культуры. В эстетическом смысле мода -
это непродолжительное превалирование определенного направления в различных сферах
жизни, особенно в быту, художественном творчестве и художественной жизни.
В повседневной жизни постоянно изменяющийся, подвижный эстетический и
художественный вкус оказывает решающее влияние на внешний вид и человека, и
предметов, окружающих его в повседневной жизни. Если мода на одежду, прическу,
макияж может совершать неожиданные скачки, иногда противоречащие индивидуальному
и разрабатывается для людей разного возраста, то мода на предметы длительного
пользования (мебель, бытовую технику, посуду и т.п.) более устойчива и зависима от
массового производства: потребность в этих вещах более постоянна, чем в вещвх, от
которых непосредственно зависит внешний вид человека.
Повседневная, бытовая жизнь людей определяется быстротечными изменениями, а в
основном традициями, и больше зависит от материальных условий, чем от желаний
людей, их склонностей и способностей. Ведь вкус, эстетическое чувство человека
одновременно и стабильны, и подвижны. Нельзя забывать и о том, что вкус сочетает в
себе чувственное и рациональные начала человека. Рациональное начало, опираясь на
разум, тщательно оценивает все новое, его достоинства и недостатки, а чувственное
начало, основанное на эмоциях, зачастую безоговорочно воспринимает все, что произвело
неотразимое впечатление на человека: выбирая одежду, обувь, прическу, макияж, т.е. все,
что определяет наш внешний вид, мы почти всегда руководствуемся принципом "я так
хочу", а организуя свой быт, придерживаясь культурных привычек, традиций, обрядов и
обычаев, - принципом "могу".
Мода, определяющая внешний вид человека, учитывает разные сферы его
жизнедеятельности: работа, быт, отдых и т.д.
Именно в быту (конкретнее - в семейном быту) предоставляет свобода эстетическим
чувствам и вкусу: здесь человек, сам решает, что и когда надеть. Учебные же заведения,
некоторые учреждения и организации зачастую предъявляют особые требования к
внешнему виду человека, в том числе к прическе, макияжу, украшениям. Совсем недавно
в наших школах была отменена школьная форма, которая, по убеждению многих, должна
была дисциплинировать учеников.
Каждое поколение вносит в моду свои представления о красоте человека, культуре его
поведения. Новые поколения, отвергая некоторые прежние направления моды,
воспринимают те из них, которые обеспечивают проявление их индивидуальности.
Изменение потребностей вызывает изменение производства, обслуживающего человека и
обеспечивающего его всем необходимым. Развитие средств массовых коммуникаций
обеспечивает быстрый обмен информацией, в том числе и о веяниях моды. Однако их
восприятие весьма субъективно и зависит от индивидуальных представлений человека о
красоте. Поскольку же процесс эстетического развития молодого поколения всегда
протекает в определенной культурно-эстетической атмосфере и осуществляется под
прямым или косвенным руководством или воздействием взрослых, то в эстетических
чувствах и особенно вкусах молодых людей обязательно наличествуют устойчивые,
константные элементы, связывающие поколения. Это же прослеживается и в деятельности
художников-модельеров, разработчиков предметов одежды и обуви, мебели и бытовой
техники, приборов и посуды, предметов украшения, причесок и т.д. Более того,
периодическое обращение моды к прошлому, свидетельствует о том, что модельеры
стремятся участвовать национальные традиции.
Однако в моде немного и преходящего, обусловленного желанием человека выделиться из
его окружения, подчеркнуть свое отличие. "Мини", "миди" и "макси", каблуки-"шпильки"
высотой до 15 см, или, наоборот, толстенные "платформы" и т.д. - все это преходяще
веяния моды, которые естественны и закономерны, поскольку желание каждого
поколения внешне отделиться от старших поколений неистребимо.
Взаимодействие преходящего и постоянного в моде - вполне закономерное явление.
Ненормально, когда доминирует либо только преходящее, либо только постоянное. Даже
в народном традиционном костюме учитываются веяния времени и моды: слегка
изменился рисунок, подправлен орнамент, появилась новая деталь одежды и т.д.
Важное значение для каждого человека имеет соотношения "мода и Я", "мода и Другой".
Здесь настолько тесно переплетены проблемы нравственной и эстетической жизни каждой
личности, что рассматривать их можно только вместе. Современные средства массовой
информации, особенно телевидение, постоянно предоставляют обилие жизненно важной
информации о человеке, его повседневной жизни, желаниях, стремлениях, идеалах. Под
влиянием этой информации происходит изменение ощущений человека я и развитие его
чувств и вкусов, что, безусловно, способствует осознанию им его зависимости не только
от родных и друзей, но и от состояния всего человечества.
Естественная заинтересованность направлениями моды, в том числе и в социальнокультурном
смысле, где мода тоже играет большую роль, способствует пробуждению
внимания к самому себе, к формированию себя как личности, а этот процесс
предусматривает ответы на все вопросы: Чего я хочу и почему хочу именно этого? Что я
могу, а в чем мне нужна помощь взрослых? Что зависит от меня, а что от меня не зависит?
Зависит ли мое отношение к людям только от них или в большей степени от меня?
Любой из этих вопросов приводит человека в дискомфортное состояние, будоражит его
чувства и ум, возможно, вырабатывает решимость предпринять какие-то действия, т.е.
постепенно вырабатывает волю. А пробудившееся желание получать удовольствия от
красивой одежды, обуви, украшений и удовлетворение от восхищенных взглядов
окружающих людей заставляют человека следить за собой, чтобы постоянно нравиться
людям, т.е. стремиться к совершенству - и не только физическому, но и нравственному.
Привычки человека, предпочтения, которые он отдает определенному виду или цвету
одежды, его жизненные принципы, свидетельствуют о степени его уважения к людям,
деловых качествах.
Так возникает проблема Другого - любого настоящего или будущего собеседника.
Неважно, мимолетное знакомство или крепкие дружеские узы. Встреча с Другим, - это
встреча двух Миров, которым есть чем обменяться друг с другом, чем обогатить друг
друга. Самое главное - это возможность раскрыть друг другу свою неповторимость, свою
душу.
Мода, свойственная людям определенной национальности, может о многом поведать
представителям других культур, поскольку определяет стиль жизни и поведения человека,
его внешний облик, отражает национальную культуру и т. п. Человек, который сможет
воспринимать культуру Другого обогатит себя и чувственно, и умственно.
Рекомендации для учителей
На соотношении "Мода и Другой" рекомендуем обратить особое внимание, предложив
ребятам вспомнить свои взаимоотношения с приятелями. Это будет своеобразной
подготовкой к последующим занятиям.
Кроме того, можно предложить ребятам рассказать о реакции их близких и о собственной
реакции на направления моды. Важно, чтобы они смогли определить что является
преходящим и постоянным в моде.
Вопросы
1. Что вы понимаете под словом "мода"?
2. Как мода соотносится с эстетическим вкусом?
3. Как вы понимаете соотношения мода и "Я", мода и "Другой"?
Тема 7. Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении
Если рассматривать поведение как взаимодействие человека с окружающей средой, то
изучение этой темы в разделе "Эстетика быта" вполне оправданно, поскольку в основном
в быту начинают вырабатываться нормы и навыки, привычки поведения, происходят
основные жизненные процессы. Домашняя среда, домашний быт оказывает воздействие и
на нормы, привычки, выработанные в другой среде.
В отличие от двух живых существ человек вынужден постоянно взаимодействовать не
только с естественной, природной, но и социальной средой, которая неизмеримо
разнообразнее, и в которой человек зависит от окружающих его людей, вещей, предметов,
объектов, составляющих любую ситуацию поведения, поэтому в отличие от животных,
поведение которых обусловлено врожденными инстинктами, помогающими им
приспособиться к природной среде, поведение человека обусловлено постоянно
изменяющимися эмоциями, вкусами, привычками. Поведение человека демонстрирует
богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием
определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т. д.).
Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт
приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к
поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.
Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные
общности, обязательно дополняются этническими, национальными, социальногрупповыми
и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности под
воздействием природно-климатических условий существования различных племен и
родов.
Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения человека
в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем живым
существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют чтобы
поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А
эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и
способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения индивида
или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве, благородстве,
совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает удовлетворение человека от
взаимодействия с окружающей средой, достижение эмоциональной комфортности обеими
взаимодействующими сторонами, если речь идет о людях - субъектах взаимодействия.
Мораль, определяя нравственное поведение личности, руководствуется преимущественно
разумом, а эстетика поведения - в основном, чувствами, поскольку эстетическое чувство
сочетает и эмоциональное и интеллектуальное начало, причем интеллектуальное начало
находится как бы на уровень подсознания, естественно и спонтанно воздействуя на
эмоции. Это индивидуальное чувство, придающее взаимодействию каждого человека
природой, людьми, культурой личностный характер.
Однако присутствие лишь разумного и интеллектуального начала, способствовать
эстетическому взаимодействию человека с миром, поскольку, положительно воздействуя
на поведение человека, оставляет его холодным и равнодушным в возможным
взаимодействиям с окружающим миром, обуславливает его расчетливость и
прагматичность - качества которые препятствуют возникновению дружеских отношений,
доверчивости, открытости и симпатии между людьми. Поведение человека, лишенное
этих качеств не может быть названо эстетическим.
Конечно, поведение человека не должно всегда быть эмоциональным - иногда требуется и
холодный расчет, и соблюдение жестких правил, и учет интересов каждого
взаимодействующего лица и т. д. Но и в этих случаях во взаимоотношениях между
людьми могут и должны присутствовать - сердечность, откровенность и душевная
предрасположенность, тем более это бытовые взаимоотношения. Следует признать, что
отношения между работниками сферы обслуживания и их клиентами (особенно в
государственных учреждения) находятся еще на уровне доисторического развития.
Изменить "Российский сервис", который давно стал притчей во языцех, - значит решить
вопрос о нравственном поведении работников сферы обслуживания.
Естественно, неурядицы жизни всегда сказываются на поведении людей, в том числе и
домашнем быту: издерганность, эмоциональная неуравновешенность, раздражительность,
озлобленность - их естественная реакция. Внимательное отношение членов семьи друг к
другу может разрядить любую напряженную ситуацию и снять стрессы. Невозможно
перечислить все средства и способы эмоционального воздействия: шутка, ироническое
замечание, теплое сочувствие и т.д. Эстетически развитый человек на сознательном и
интуитивном уровне мгновенно выбирает манеру поведения, которая соответствует
конкретной ситуации и особенностям его собеседника.
Эти своеобразные эмоциональные и интеллектуальные установки на формы поведения в
различных ситуациях человек постепенно вырабатывает. С точки зрения современной
психологии установка - это психологический самонастрой на будущие ситуации, к
которым готовится человек. Настрой может быть деловым, чувственно-эмоциональным,
интеллектуальным, серьезным или легкомысленным, и определяет соответствующее
поведение человека. Самонастрой определяется не только темпераментом, характером,
чувствами, интеллектом и волей личности, но и знанием своих возможностей, а также
способностью быстро и безболезненно приспосабливаться к поведенческой ситуации,
которая определяется обеими сторонами взаимодействия.
Психологические установки личности связаны и с установками на результаты поведения -
в основном всегда оптимистическими, а возможно, возвышенными т.е. эстетическими по
своей сути.
Поведение, т.е. поступок или действие человека по отношению к среде, в которой он
оказывается, к людям, которые составляют часть этой среды, психологически всегда
означает активность личности, ее способность совершенствовать, гармонизировать среду,
получать нравственное удовлетворение от этого.
Внутренняя установка на эстетическое по сути своей поведение и получение
удовлетворения от него нередко становятся стимулом, определяющим именно такое
поведение, а следовательно, и воздействие на окружающую среду.
Имея такую установку, любой человек может сделать жизнь своей семьи легкой и
радостной, облегчая решение всех вопросов, проблем, неурядиц и недоразумений.
Вспомните, как меняется всеобщее настроение, если в компании, появляется веселый,
жизнерадостный человек, который к каждому может найти индивидуальный подход и
сформировать оптимистическое отношение к происходящему в мире.
В истории развития человечества вырабатываемые теми или иными социальными
общностями нормы поведения, естественно превращавшиеся в обычай (обычное
поведение), одновременно оценивались не только с моральной, т.е. этической, но и с
эстетической точки зрения. Поэтому этическое и эстетическое в поведении людей всегда
составляли нерасторжимое единство, а человек, воплощавший в своем поведении это
единство, становился не только моральной, но и эстетически развитой личностью. Это
делает понятной извечную проблему единства добра и красоты, которые на разных этапах
истории приобретали различные, но всегда прекрасные формы, закрепляющиеся как
нравственные нормы. Например, Библия закрепила эти нормы в виде 10 заповедей,
которые предписывалось соблюдать каждому христианину, желающему заслужить
расположение Бога. Представления многих мыслителей о единстве добра и красоты в
самом общем виде можно выразить следующим образом: "Не делай людям того, чего не
сделал бы себе"; "Поступай так, как хотел бы, чтобы так поступали с тобой" и др. Важно
отметить, что во всех этических учениях поступки и мотивы деятельности человека
рассматривались одновременно и как этические, и как эстетические, т.е. не только как
добрые или злые, но и как прекрасные или безобразные. Понятно, что добро всегда
соотносится с такими эстетическими понятиями, как прекрасное, гармоничное,
совершенное, возвышенное, изящное, изумительное и т. д., а зло-- с безобразным,
низменным, ужасным, отвратительным,
Иначе говоря, у всех народов постепенно складывалось представление о том, что
высоконравственное поведение характеризует человека и как существо возвышенное,
благородное, прекрасное. Героический поступок нельзя, да и невозможно оценивать
только с моральной точки зрения, не давая одновременно и эстетической оценки,
поскольку он характеризует человека как совершенную в морально-эстетическом
отношении личность. Некоторые люди и любят рассуждать о красоте, подчеркивая ее
ценность, совершая при этом, однако, неблаговидные поступки, - этим людям внутренне
не присущи этическое и эстетическое, т.е. мораль и красота ; правила и нормы поведения
не стали внутренними регуляторами их взаимоотношений с миром, особенно с людьми.
Это расхождение между внутренним и внешним очевидно для окружающих, которым
ясно, что человек, демонстрируя хорошие манеры, не испытывает никаких эстетических
эмоций, чувств, не переживает сам и не сопереживает другим. Эстетическое определяет
этическое, делает человека открытым для других.
В повседневном общении иногда человек попадает в сложную ситуацию слепо следуя
моде, не соотнося ее со своими особенностями. Руководствуясь самыми лучшими
побуждениями он готовится к деловой встрече, однако беседа не клеится, несмотря на
проявление внимания и сердечности. А дело в том, что собеседник шокирован
экстравагантностью человека, следующего вроде бы последней моде. Короче говоря,
эстетика поведения - явление привередливое: если она присуща человеку - это легко
обнаружится если не присуща - то всегда будет ясна ее искусственность.
Рекомендации для учителей
Возможно, ребята расскажут о некоторых случаях из своей жизни, своих наблюдениях, и
подтверждающих или противоречащих представлениям об эстетике поведения.
Ребятам следует получить представление о поведении, мотивах, моральных нормах,
обычаях, единстве в поведении этических (моральных) и эстетических начал,
эстетических оценках поведения и поступков человека как регуляторах внутреннего
состояния человека в его повседневном поведении. Особое внимание надо уделить
эмоциональным и рациональным установкам относительно поведения и их благотворному
воздействию на человека.
Вопросы
1. Испытываете ли вы удовольствие, делая приятное для людей?
2. Бывает ли вам стыдно за некрасивые поступки?
3. Кого обычно люди ставят другим в пример? И за что? Почему?
Тема 8. Эстетика общения
Повседневную жизнь людей невозможно представить без их постоянного общения.
Современные словари определяют общение как взаимодействие субъектов, в процессе
которого они не только обмениваются информацией, опытом, знаниями, умениями и
навыками, чувственным и духовным богатством, но и формируют духовный мир друг
друга. Общение детей с родителями, со взрослыми, да и друг с другом - это творческий
процесс. Начиная познавать все лучшее, что накоплено человечеством, они естественно
погружаются в мир культуры. Философия и психология в основном акцентируют
внимание на том, что в общении взаимодействуют субъекты деятельности, определяющие
общие цели, разрабатывающие способы, методы, орудия, организующие процессы
производства, обменивающиеся опытом и результатами деятельности. Этика и эстетика
больше внимания уделяют тому, что в процессе взаимодействия люди, воздействуя друг
на друга, способствуют раскрытию природы человека, т.е. его способностей,
потребностей, чувственных и интеллектуальных проявлений и возможностей. Конечно,
бытовое общение невозможно без обмена материальными результатами деятельности
человека, однако здесь не менее важен и необходим обмен социальным опытом, опытом
психического развития человека и результатами духовной деятельности - идеями,
ценностями, идеалами, чувствами и настроениями, знаниями и способностями мышления,
желаниями и стремлениями.
Семья оценивается прежде всего по тому, какие отношения устанавливаются в ней между
ее членами, какие настроения, надежды, желания, идеалы и стремления присущи детям,
готовящимся ко взрослой самостоятельной жизни, т.е. каким внутренним богатством
наделяет их общение с членами и друзьями семьи.
Мы уже говорили, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним
может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить
свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с
точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир
людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от
желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его
доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире,
появятся эти качества.
Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении,
в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего
мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать
определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых
нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в
семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между
членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению
свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не
понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу
объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться
доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет
очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых,
всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть
природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку
творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.
Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего это
эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные
стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках
человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет
интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к
открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями,
достижениями и ошибками.
При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием.
Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров,
которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении - интерес друг к другу,
теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение
чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения,
основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого
человека.
Чем прочнее узы симпатии, дружбы и любви, тем интенсивнее взаимообмен лучшими
качествами, присущими общающимся. Впрочем, иногда происходит взаимообмен и
отрицательными качествами - особенно это свойственно ребятам в подростковом
возрасте, которые, демонстрируя грубость, которая зачастую маскирует их робость,
стремятся самоутвердиться, "быть таким, как все", не осознавая, что лучший способ
самоутверждения - это стремление к самосовершенствованию. Из столкновения грубости
с грубостью никогда не высечь искру доброты. Взаимное пресечение грубости всегда
лучше, чем взаимное ее разжигание. Демонстрируя грубость человек не преодолевает
робость и не вызывает интерес к себе. Спешите , ребята, делать добро - ведь, к
сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, и ваши близкие могут не успеть
почувствовать вашу заботу и любовь, тем более если вы тщательно скрываете эти чувства,
считая их ненужной сентиментальностью.
В процессе доверительного и заинтересованного общения обогащается язык, оттачивается
владение символами, метафорами, сравнениями и т.д., наиболее часто употребляющимися
при обмене мнениями о произведениях искусства и литературы, что имеет существенное
значение для формирования эстетического отношения к жизни.
Вопросы
1. Что такое "общение" и какова его роль в вашей жизни?
2. С кем вы чаще всего общаетесь и почему?
3. Приносит ли вам радость общение с одноклассниками?
Раздел III. Эстетика природы
Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет культурного опыта
человечества
Являемся ли мы природными существами или главное в нас социальное или
общественное начало?
Природа - это совокупность естественных условий существования человека и часть среды
его обитания (другую часть среды своего обитания - быт - человек создает сам - об этом
мы говорили в разделе "Эстетика быта").
Материальные взаимодействия человека с природой обусловлены физическими, а
эстетические взаимодействия - эстетическими потребностями человека. Разница состоит в
том, что, удовлетворяя материальные потребности, человек собирает дары природы
(грибы, ягоды, орехи, злаки, корни и т. п.), добывает полезные ископаемые, прокладывает
дороги, вырубая лес, и т.д., удовлетворяя эстетические потребности, человек не наносит
урон природе, не нарушает ее гармонии и равновесия.
Таким образом, потребности человека в его эстетических взаимодействиях с природой
относятся к категории духовных. Интерес человека к природе объясняется тем, что она
соответствует его духовному росту, п
...Закладка в соц.сетях