Жанр: Философия
Эстетика жизни
. И. Киященко
Эстетика жизни
Учебное пособие
Москва
ИНФРА-М
1999-10-06 ББК
© Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Аннотация
В книге рассматривается история эстетического воспитания, которую более 30 лет
разрабатывал доктор философских наук, профессор Н. И. Киященко. Замысел автора -
проанализировать жизнь человека - рождение, воспитание, поведение, общение,
восприятие, поведение, общение, восприятие культуры и т.д. - с художественноэстетической
точки зрения. Используя исторический экскурс, автор стремиться
разъяснить природу возникновения у человека особых чувственных реакций и образного
восприятия.
Для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех интересующихся
подобной тематикой.
ISBN
ББК
ИНФРА-М
Киященко Н. И., 1999
Оглавление
От автора
Раздел I. Введение в эстетику.
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает.
Тема 2. Стремление к красоте - врожденное чувство человека.
Тема З. Мир человека и человек в мире: существо разумное (homо sapiens), существо
производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо прекрасное
(homo pulcher).
Раздел II. Эстетика быта.
Тема 4. Определение быта и эстетики быта.
Тема 5. Эстетика семейной жизни. Семейные праздники и торжества как эстетические
явления.
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой".
Тема 7 Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении.
Тема 8. Эстетика общения.
Раздел III. Эстетика природы.
Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет.
Тема 10. Природа, сельская жизнь и человек.
Тема 11. Город и его среда.
Тема 12. Природа как объект художественного воплощения и эстетического восприятия
человеком. Русское народное искусство.
От автора
Дорогие ребята!
Это учебное пособие по новому для школы предмету - плод моих почти сорокалетних
раздумий о том, как воплотить в педагогическую практику программу эстетического
воспитания подрастающих поколений, способствующую их более полнокровной и
творчески насыщенной жизни.
В 1993 г., работая в Институте философии Российской Академии наук я узнал, что в
Северо-восточном округе Москвы создается Учебно-воспитательный комплекс №1800
"Искусство и экономика". В разговоре с директором этого комплекса, профессором,
замечательным менеджером в области образования и культуры Сергеем Алексеевичем
Ивановым, я выразил желание проверить на практике жизнеспособности теории
эстетического воспитания, которую я разрабатывал более 30 лет. К счастью, С. А. Иванов,
хорошо знакомый с моими книгами и статьями, оказался сторонником моей теории и
великодушно предложил разрабатывать программу по эстетике для учащихся его
небольшой школы, в которой наряду с изучением общеобразовательных предметов
предполагалась углубленная гуманитарно-художественная, а также экономическая
подготовка школьников учетом складывающихся рыночных отношений в современной
России.
Я разработал программу "Эстетика жизни" для ребят 9 - 11-х классов. Мой замысел
состоял в том, чтобы в постоянных беседах с ними проанализировать всю жизнь человека
с художественно-эстетической точки зрения, установив вместе с ребятами, что же именно
может вызывать у человека чувство удовольствия или неудовольствия. Особенно меня
волновали две проблемы: роль самого человека в появлении у него этих чувств и роль
внешней среды, особенно окружающих его людей. Мне было и радостно и тревожно:
отнесутся ли с должным пониманием к моим переживания, поймут ли, что эстетика - это
тот предмет, который необходим любому человеку независимо от рода и вида его
деятельности и образа жизни. К моей великой радости, ребята и поняли и приняли мой
метод преподавания - диалог-беседа с вовлечением в него всех учеников. В связи с этим
С. А. Иванов предложил мне вести занятия по эстетике, начиная с 6-го класса - и тут же
обнаружилась нехватка пособий, наглядного учебного материала; на занятиях
приходилось использовать лишь то, что есть в моей большой домашней библиотеке:
книги, художественные альбомы, слайды, репродукции, открытки, игрушки, предметы
декоративно-прикладного искусства. Именно тогда у меня возникло желание написать
учебное пособие по программе "Эстетика жизни", которая в мае 1996 г. была
рекомендована Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской
Федерации для учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей.
Поскольку следует подготовить учителей для преподавания эстетики столь необычного и
необходимого ребятам предмета, в программу, да и в эту книгу я включил и некоторые
указания для учителей, а в дальнейшем планирую написать небольшую книгу для
учителей, так как этот предмет наверняка привлечет внимание многих школ.
Я выражаю горячую признательность не только С. А. Иванову, но и всему коллективу
УВК №1800, которые помогли мне проверить и усовершенствовать как разработанную
программу, так и рукопись учебного пособия, которое было удостоено диплома на Второй
международной выставке "Школа-98". И рекомендовано Федеральным экспертным
советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для школ, гимназий, лицеев и
колледжей. Я буду счастлив, если и ребята, и педагоги, и другие читатели выскажут свои
замечания и пожелания, которые можно будет прислать в издательство "ИНФРА-М" или в
УВК №1800. (107, Москва, ул. 2-я Сокольническая, 3).
Н. И. Киященко
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает
Разговор о новом для школьной программы предмете "Эстетика", вероятно, следует
начать не с определения эстетики, которых насчитывается великое множество, а с
попытки выяснить, в каких случаях взаимодействия человека с миром возникают
чувственные состояния и образы, заставляющие человека стремиться к этим
взаимодействиям, чтобы вновь и вновь вызывать в себе эти приятные, благотворные и
волнующие чувственные состояния или образы. Ведь человек постоянно взаимодействует
с миром природы, процессом и результатами своего труда, окружающими его людьми.
При этом далеко не все взаимодействия способствуют возникновению у него равных по
силе и насыщенности состояний: одни взаимодействия не задевают его чувств, а другие
настолько привлекательны, что он стремится зафиксировать их, чтобы повторять
впоследствии. Значит, что-то в живой и неживой природе заставляёт наши органы чувств,
нашу чувственность приходить в особое состояние; которое приятно и желательно,
пробуждает деятельность и активизирует дополнительные жизненные силы.
Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что еще в глубокой древности, когда у человека
не было ни знаний, ни образных систем или хотя бы представлении, у него уже возникали
чувственные реакции и представления, которые заставляли его чему-то отдавать
предпочтения, закреплять их и пытаться передавать их своим детям, - об этом
свидетельствуют многочисленные предметы жизнедеятельности древнего человека,
обнаруженные археологами * (* Археология - наука, изучающая историческое прошлое
человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари,
оружию, жилищам, поселениям, украшениям, местам погребений), находимым главным
образом при раскопках. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., переб. - М.: Русский язык,
1979.) на территории Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Египта,
Турции, Сирии, Ирана, Ирака, Германии, Польши, Словакии и Чехии и, конечно, России -
на Урале, в Прибайкалье и Забайкалье на берегах Амура, даже на Чукотке и Камчатке, где
всегда были особо суровые условия жизни. Предметы эти были самыми разнообразными:
примитивные каменные орудия труда и охоты, предметы домашнего обихода (тоже
сделанные из камня), каменные статуэтки мадонн, женские украшения из ракушек,
камешков, зубов маралов и горных козлов и др. Все эти предметы, которые
использовались людьми, жившими за 50 - 40 тыс. лет назад (а по некоторым данным и
более двух миллионов лет назад) и были сделаны ими, вероятно, соответствовали их
представлениям о практичном (орудия труда, быта, охоты) и прекрасном (женские
украшения) возникшем на основе эмоционально-чувственных состояний.
Можно с достаточной степенью надежности предположить, что эти эмоциональночувственные
состояния, оказывавшие положительное воздействие на человека и его
жизнь, возникали под воздействием каких то свойств и качеств, присущим предметам
природы. Каковы эти свойства и качества? Для эстетики, пожалуй, самый
фундаментальный вопрос, ибо под воздействием этих свойств и качеств пробуждались
такие силы и способности, которые заставляли людей от поколения к поколению
наращивать свой творческий потенциал, т.е. способность создавать все более
совершенные, а значит и более производительные орудия труда, все более практичные
предметы быта, все более изысканные украшения и т.п.
Находки археологов свидетельствуют о том, что первобытный человек делал орудия и
предметы быта, украшения и ритуальные предметы не из любого камня: речной или
морской камень, отшлифованный волной, использовался для метания, а его прямые и
острые сколы применялись для обработки кожи животных, из которой шилась одежда,
или для получения игл, наконечников стрел и копий; украшения изготавливались из
цветного или прозрачного камня, ракушек или зуба марала (барана, козла) особой формы
и расцветки; а каменные топоры - из особо прочного тяжелого камня, в котором можно
было пробить отверстие для ручки. Следовательно, первобытный человек обращал
внимание прежде всего на форму камня, кости или ракушки, а уже потом и на твердость,
цвет, податливость обработке и т.п. Не так ли поступает и современный человек,
выбирающий материал для производства какого-либо изделия? Таким образом, из всех
имеющихся под рукой средств человек выбирает наиболее совершенное и наиболее
подходящее для определенных целей.
Самые древние памятники материальной культуры, письменности Древнего Востока
(письмена на каменных и глиняных дощечках, клинописные каменные плиты на
аккадских языках - культура Шумера, Месопотамии, Вавилона, затем Древнего Египта,
древнекитайские и древнеиндийские источники), свидетельствуют о том, что для древнего
человека не только совершенство, но и сама идея совершенства представлялись чем-то
высшим, трудно достижимым и становились идеалом стремлений и желаний на всем пути
его духовного развития. В Древнем Китае достижение совершенства поднимало человека
на вершины Поднебесной, где по представлениям могли обитать только морально чистые
и благородные существа. Это первый шаг человечества к тому, что только в середине
XVIII в. было названо эстетическим, а до этого называлось прекрасным или красивым.
Из многообразия камней, ракушек, костей, использовавшихся древним человеком в
разных целях, он отбирал такие, которые органично и естественно вписывались бы в
среду его обитания и соответствовали его занятиям связанным с обеспечением средств к
существованию себе и своему племени, особенно детям и женщинам. Соответствие
предметов параметрам окружающей среды позже было названо гармонизацией и,
думается, она была особо привлекательной для древнего человека, ибо он сам стремился
на уровне представлений об окружающем мире органично и гармонично вписаться в
естественную среду обитания. И свои взаимодействия с миром растений и животных
привести в соответствие с этими представлениями. Можно предположить, что
первобытный человек понимал, что от гармонизации взаимодействия с окружающим
миром зависят его благополучие и выживаемость. Столь же естественно предположить,
что осознание спасительной роли гармонизации в жизни человека, вырабатывало у него
стремление поддерживать это гармоническое равновесие, т.е. ему это нравилось и
вызывало приток жизненных сил. Состояние, определяемое словом "нравится",
постепенно превращалось в положительные, жизнеутверждающие эмоции, которые
хотелось испытывать вновь и вновь - уже второй и более значительный шаг человечества
к тому, что позже станет называться эстетическим, а понятия "гармония" и
"гармоническое" войдут в основы науки эстетики, которую мы будем изучать не с
теоретической, а с жизнедеятельной и творческой позиции. Поэтому здесь мы не будем
перечислять самые первые источники, в которых понятие "гармония" рассматривалось как
предтеория, а затем и теория эстетического.
Ну а как быть с красотой? Ощущал ли человек каменного века красоту окружающего
мира? И что такое красота? Подразумевает ли это понятие лишь совершенство внешней
формы предметов? Многие инструменты и орудия охоты и труда древнего человека, а
также выполненные им на стенах пещер и скал рисунки свидетельствуют о том, что он
(может быть, чисто интуитивно) сводил воедино совершенство и гармонию, симметрию и
пропорции, иногда изящество и ритм, придавая таким образом красоту сделанным им
вещам. Конечно, мы современные люди, восхищаемся прежде всего изяществом форм
этих предметов. Но в них явственно прослеживаются чувства и эмоции древнего человека.
Мы можем представить себе его обыденную жизнь, например, как он охотился или
подготавливал подрастающее поколение к жизни, совершая определенные ритуалы, позже
названные обрядами инициации. * (* Эти обряды у современных аборигенов Австралии и
Новой Гвинеи, на островах Филиппинского архипелага, во многих странах Африки, у
индейских племен американского континента сохранились до сих пор. Обряд инициации -
это посвящение принимающее различные формы - например, предоставление
возможности молодому человеку возглавить охоту на диких животных.)
Гораздо позже это сведение воедино различных признаков в понятие красоты получило
название прекрасно, подразумевающего совпадение формы и содержания. Однако сейчас
нас интересует не то, на какой стадии своего развития человек стал пользоваться теми или
иными понятиями, а то, как он учился чувствовать особые качества природы и
вырабатывал навыки воплощать свои чувства в результатах своего груда.
Возможно, различные насечки, линии на орудиях труда и предметах повседневного быта
древних людей, жезлах вождей, жаровнях в святилищах и особенно на предметах
украшений для женщин и мужчин, обозначают совершенство, гармоничность этих вещей.
Но увы, древнейшие знаки с большим трудом поддаются (а иногда и вообще не
поддаются) расшифровке. Не одно поколение археологов и любителей древностей
стремилось разгадать тайны клинописи на тысячах глиняных табличек, различных
сосудах, предметах охоты, рыболовства. В результате мы можем читать сегодня
шумерские летописи, древнеегипетские сказания, легенды многих народов, писавшие на
аккадском, хеттском, палайском и других языках. И с каждым открытием мы все больше
познаем историю развития человечества, которая оказалась значительно древнее и богаче,
разнообразнее и интереснее, чем это представлено в религиозных мифах и легендах.
Правда, без этих мифов и легенд история человечества могла бы показаться скучной и
малоинтересной, но совершенство, гармония и красота предметов древности удивляет и
заинтересовывает не меньше, чем легенды и сказания о жизни людей прошлых эпох.
Таким образом, можно предположить следующее определение эстетики: это отрасль
знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему
существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими
чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о
совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный
комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те
чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с
природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте.
Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в
разных формах, характерно для всех известных- современному человечеству эпох его
развития.
Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее
проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также
предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики
является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не присутствовали
бы совершенство, гармония и красота. Каждый период или эпоха духовного развития
человечества характеризуются созданием людьми для своего блага и во имя гармоничного
взаимодействия с миром различных предметов, олицетворяющих совершенство,
гармонию и красоту, и становящихся общенародным достоянием независимо от расовой,
национальной или временной принадлежности их создателей. Эстетика не устанавливает
истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие
его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.
К следующему занятию, ребята, уясните, что обозначают термины "чувственный" и
"чувствующий", "совершенный" и "совершенство", "гармония" и "гармоничный",
"красота" и "красивый". Желательно просмотреть книги по археологии: Бадер О. Н.
Каповая пещера. - М., 1965; Древние цивилизации. М., 1905; Дэвидсон Бэзил. Новое
открытие древней Африки. - М., 1962; Ларичев. В. Е. Прозрение. - М., 1990; Лот Анри. В
поисках фресок Тассили. - М., 1962; Обермайер Г. Доисторический человек. - М., 1913; А.
П. Окладников. Утро искусства. - М., 1967.
Вопросы
1. Что изучает эстетика?
2. Какое природное свойство человека лежит в основе эстетики?
3. Когда человек вступил в эстетические отношения с миром?
Тема 2. Стремление к красоте - врожденное свойство человека.
Издавна существовало немало споров о том, каким образом первобытный человек, а затем
все последующие поколения людей открывали красоту в мире и самих себе. Основным
предметом споров до сих пор является вопрос, имеет ли человек врожденную
предрасположенность возникновению у него эстетического чувства или это чувство
является приобретенным, формируемым социальной средой, окружением, старшими
поколениями. Ответить на этот вопрос пытались выдающиеся философы (Платон и
Аристотель, Кант и Гегель), естествоиспытатели (Ч. Дарвин, М. Сеченов), крупнейшие
литературные и художественные критики (В. Белинский, Н. Чернышевский, В. Стасов),
однако эти попытки были интуитивными, поскольку археологические открытия были
совершены только в середине XX в. (во Франции - Пеш-Мерль в 1922 г., Монтеспан в
1923 г., Ля Бом Латрон и Ляско в 1940 г. Англь сюр Англен в 1949 г., Ля Мадлен в 1952 г.,
Руфиньяк в 1956 г., в России - Каменная могила в Приазовье в 1939-1940 гг., раскопки у
села Шишкино на берегу Лены в 1948 г., Каповая пещера на р. Белой в Башкирии в 19601964
гг.; открытия в Грузии, на Украине, в Молдове, в Узбекистане и др.). Эти открытия
окончательно убедили исследователей в том, что людям, живущим в глубочайшей
древности и ведущим стадный и природно-адаптивный или приспособительный образ
жизни, уже были свойственны высокоразвитые эстетические чувства - об этом
свидетельствуют найденные орудия охоты, предметы быта, украшения и многочисленные
рисунки на стенах пещер и на скалах. Эти же находки дают все основания утверждать, что
уже в первобытном обществе женщины пыталась создать благоприятные условия для
выращивания детей. Все статуэтки, изображающие мадонн каменного века, подчеркивают
основное предназначение - быть продолжательницей рода. Следую своему
предназначению, она не могла не заметить, что младенец требует от нее какого-то особого
внимания, а не только утоления естественных потребностей в еде, тепле, воде и т. п.
Удовлетворению скрытых и не всегда понятных желаний ребенка служили, очевидно,
резко цветные ракушки и камешки, обкатанные волной. Извечный вопрос, ставящий в
тупик почти каждую молодую мать и по сей день, что делать если ребенок капризничает
без видимых на то причин?
Известно, что еще в утробе матери ребенок развивается и чувственно и умственно, в том
числе и эстетически. Согласно последним исследованиям женщины, которые с самых
ранних сроков беременности ежедневно в одно и то же время напевали определенную
колыбельную песню, отмечали, что их будущий ребенок ждал этой песни и начинал
недовольно двигаться, если женщина забывала ее спеть. После своего рождения малыши,
так же, как дети, матери которых во время беременности часто слушали тихую,
спокойную музыку и разговаривали со своим будущим ребенком, значительно опередили
в развитии других младенцев. Размеренная спокойная и насыщенная поэзией, музыкой,
общением с природой жизнь беременной женщины сказывается на физическом и
духовном развитии ее ребенка.
Зачастую люди настолько доверяют печатному слову, что игнорируют собственные
наблюдения и знания, получаемые в процессе воспитания подрастающего поколения. Как
правило, молодая мать замечает, что ребенок сразу после рождения реагирует на шумы,
грубые или нежные прикосновения и т.п., однако не придает этому значения, не более
того, когда на эти вещи обращают их внимание они не верят: ведь ребенок еще не умеет
поворачивать голову, не водит глазами, стремится зафиксировать реакцию ребенка на
разные звуки. Индивидуальные врожденные биоритмы присущие каждому ребенку,
определяют его отрицательную или положительную реакцию на шумовой фон. Возможно,
мать является рьяной поклонницей молодежной, так называемой агрессивной музыки, но
ребенку она может принести большой вред; возможно также, что именно такая какофония
звуков, а не спокойная, мелодичная и гармоничная классическая музыка может успокоить
его. На это следует обращать внимание, чтобы обеспечить гармоничное развитие
чувственных, умственных и физических возможностей ребенка.
Пристрастие к определенным ритмам не только отдельных поколений, но и целых
народов и даже рас объясняется их темпераментом и характером, в свою очередь
зависящих от определенных природно-климатических условий их жизни - об этом
свидетельствуют исследования процессов социокультурного развития разных народов и
рас, их музыкально-ритмических предпочтений и пристрастий, их вклада в музыкальную
культуру человечества. Известно, что негроидная раса подарила человечеству джазовую
музыку, характеризующуюся эмоциональными и напряженными ритмами, и что
представители этой расы имеют врожденные ритмическо-музыкально-двигательные
способности, поражая пластичностью движений и умением даже на консервных банках
импровизировать совершенно потрясающие ритмы.
Эти способности, характерные, пожалуй, для детей всех рас и национальностей,
отмечаются и у взрослых представителей негроидной расы, двигательно-пластическая
активность которых поразительно разнообразна и которые даже в спокойном состоянии
как бы прислушиваются к музыкальным ритмам. Танцевально-плясовая культура народов
этой расы оказала влияние почти на все их обряды и обычаи, в том числе и обряды
проводов человека в последний путь, и на коллективные трудовые процессы.
Судя по историческим источникам, двигательно-плясовая активность свойственна всем
народам - например, на первый взгляд невозмутимые японцы, занимаясь рыболовством,
тянут рыболовные сети, пританцовывая и напевая ритмичные мелодии, которые, по их
мнению, облегчают их труд. Не этим ли объясняется ритмизация, характерная для многих
видов спорта - гребли, фигурного плавания и др.?
Существует множество доказательств того, что человеку присуще врожденное
неосознанное стремление к совершенствованию, гармонизации взаимодействия с
окружающим миром. Стремление к красоте как природное человеческое свойство или
признак обусловило чувственное восприятие мира - то, что греки назвали словом
aisthetikos - чувствующий, чувственно познаваемый. Позднее философы наряду с
логическим познанием выделили чувственное познание и назвали его словом эстетика.
Еще позднее философы, осмыслявшие целостность мира, не могли не прийти к выводу,
что человеку свойственны не только явные, но и скрытые качества, которые оказывают
огромное влияние на его жизнь, гармоничность его взаимодействия с миром.
Означает ли наличие этого врожденного свойства - стремления к красоте -
предопределенность и высокий уровень эстетического развития каждого человека? Увы,
не означает - это только основа, для эстетического расцвета личности; человек же
зачастую лишь приспосабливается к окружающей действительности, пассивно
воспринимая ее, либо пресекает стремление к прекрасному и ведет уныло-однообразную,
бесцельную жизнь, не раскрыв свои природные задатки и дарования. Эстетическое
будущее зависит от многих обстоятельств, особенно от социальных, т.е. условий жизни
человека в семье, роде, племени, государстве, обществе, поскольку природные условия
независимо от социальных предоставляют богатые возможности для разносторонней
эстетической жизни, при которой природное свойство превращается в его качество.
Возможно, такая жесткая зависимость уровня эстетического развития личности от
социальных обстоятельств и являясь причиной утверждения что человек, конечно,
существо природное, но главное в его жизни - социальное начало. К сожалению, в силу
осознания этой же зависимости многие люди пассивно ждали, когда же социальные
обстоятельства позволят им эстетически развиваться, вести интересную духовнотворческую
жизнь, которая позволила бы им воспринимать мир во всем его совершенстве,
гармонии и красоте, не задумывался над тем, что многие обстоятельства, препятствующие
эстетической жизни, можно преодолеть, если выявить в себе природные задатки и развить
на их основе способность творчески заниматься разнообразными видами деятельности.
К сожалению множество людей так и не осознали свои природные возможности и не
попытались сделать свою жизнь свободной именно свободной, ибо творческий человек в
любых обстоятельствах свободен духовно и нравственно. Однако, творчески сильные
личности и в самых тяжелых социально-политических, и материально-экономических
условиях (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембра
...Закладка в соц.сетях