Жанр: Философия
Философия для аспирантов
...ость. Общество, прежде чем обрести способность к
развитию, к прорыву к новому, должно было обрести стабильность. Чтобы тело
обрело способность к перемещению в пространстве, оно должно сохранять состояние
покоя в отношении самого себя. Так и общество должно было пройти свою фазу
консервации, обрести устойчивость при изменчивости. И культура мифа выполнила
свое назначение быть "скрепами" общества, обеспечив его "инкубационный период".
Что касается прорыва в будущее, т. е. развития, то он обеспечивался весьма
своеобразно. Отсутствие письменности приводило к тому, что вся информация о
знаниях, навыках, традициях, ритуалах передавалась устно (ведь миф - это
сказание о жизни в слове). Из поколения в поколение основная информация
"обрастала" дополнительной. Проходило время, "песчинка" добавлялась к
"песчинке", и вот уже возникала величина, изменявшая прежнее качество. Сложилась
парадоксальная ситуация. Отсутствие письма послужило фактором прогресса.
Вторым фактором прогресса общества послужило естественное развитие
производительных сил.
Третьим фактором развития общества явилась магия с ее установкой на поиск
первопричины, на моделирование желаемого результата через проекцию человеческих
качеств на окружающий мир и обратно.
Появление письменности означало закат культуры мифа. Как отмечает А. А. Леонтьев
в книге "Возникновение и первоначальное развитие языка" (М., 1963), вначале звук
был регулятором и только позже становится определенным знаком. Знак тяготеет к
символу. А символ - это предвестник гибели мифа. Поэтому для Эмпедокла миф - это
аллегория, а для Геродота - уже история. Письменность оказалась "троянским
конем" культуры мифа, история которой исчисляется в 30-50 тыс. лет. Это время
косвенно свидетельствует о стабильности периода культуры мифа, и, вероятно,
поэтому мыслитель древней Эллады Гесиод, испытывая ностальгию, видел "золотой
век" в далеком прошлом.
15
В дальнейшем последовала трансформация культуры мифа в эпос, народный фольклор,
а мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно и религии, и
философии.
Первая возьмет на себя охранную функцию общества, обеспечивая его стабильность.
Вторая выполнит миссию "преступника" - демиурга, преступающего через традиции и
обеспечивающего прорыв общества в будущее.
От ритуала пройдет дорога к Дао и Брахману, а от мысли к натурфилософии. В
первом случае бал правит принцип "недеяния", а во втором случае торжествует
противопоставление "Я" и "не-Я" с последующей активностью "Я" по отношению к
миру.
Мифологическое мировоззрение ускорило процесс социализации человека,
содействовало переходу от биологической популяции к человеческой общности,
сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития. В
системе субъектно-объектного отношения в качестве субъекта выступает общество
(род), а в качестве объекта - природа. В рамках этого отношения рождаются
гипертрофированные образы, подпитывающие культуру страха.
Б. Религия
Религия (от religio - святость, благость) - особая форма сознания, особый
общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид
деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере,
что наряду с миром реальным существует мир идеальный.
Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные
отличия.
Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются
предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется
основание индивидуальности.
Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что
отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на
основе господства и подчинения.
Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы,
где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры
относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества,
религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений.
Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но
последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура
мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне
человек обретает право на индивидуальность и самопроектирование. Он может
принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение
философии; формироваться стихийно или сознательно.
Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является
культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета
является диалог индивидуального человеческого духа с Абсолютным мировым духом, в
результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению
особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры
индивида и общества, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и
настроения.
Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное
мировоззрение завершается и закрепляется культурой особого единства идей и
чувств, имя которой - догмат.
Становление религии составляет значительный период развития человечества.
Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного
Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная
власть над ними. Религия, своеобразно отразив и выразив естественное неравенство
людей, закрепила господство человека над человеком.
Поскольку религия принимает у мифологии в качестве "эстафеты" охранительную
функцию, обеспечивающую определенный консерватизм общественного устройства, то
естественно, что религия заимствовала у мифологии и ряд основополагающих идей.
Считалось, что эти идеи Боги передали людям через пророков христианства,
буддизма, ислама, Благодаря письменности "слово Божие" заносилось в священные
книги. Наиболее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Это не
только религиозные воззрения и верования, но и общечеловеческие заповеди,
исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются
заслуженной популярностью, ибо в них в основном идет речь об определении меры
человеческого в человеке.
Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека,
упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов, то
религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование
человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность и произвол, жестокость
и вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.
В свое время К. Маркс определил религию как "дух бездушных порядков", отмечая
только ее социально-терапевтическую функцию в условиях общества классического
капитализма" Содержание этой функции определялось несправедливостью
общественного устройства, отчуждением человека от всего, всех и от самого себя.
Посему Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи "создания человеческого
общества и общественного человека". Предполагалось, что в справедливом обществе
человек преодолеет отчуждение и упразднит религию, ибо человек есть совокупность
общественных отношений.
Между тем человек больше чем только носитель определенного ансамбля общественных
отношений. Его сущность представлена космическим, природным, родовым и
социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек
устремлен в поиск самого себя. Последнее задает ситуацию драматического
отношения человека к миру и к себе.
Первая коллизия обусловлена отношением человека к вечности и осознанием своей
летальности. Если смерть природного начала человека очевидна, то этого нельзя
сказать о его духовном начале. Хотя прямых доказательств летальности или
бессмертия человеческого духа не существует, но человек жаждет бессмертия и
обретает его в религиозном сознании.
Вторая коллизия обусловлена отношением человека к бесконечности. Бесконечная
вселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретает
способность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен
ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в
мире непознанном и сохранять к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине
мира через веру и вновь обращение к религии.
Еще одна коллизия связана с внутренним миром человека. Этот мир ориентирован на
диалог с самым совершенным собеседником, с которым более уместно молчание, чем
изречение. Ибо изреченное слово может быть сокрытием, а не открытием истины.
Внутренний мир человека нуждается в объекте совершенной любви. Он не
довольствуется ее суррогатами и фальшивыми ценностями. Только совершенная любовь
изгоняет страх, освобождает от страданий.
Сложившееся противоречие между человеком общественным и человеком
индивидуальным, как носителем внутреннего уникального и неповторимого мира, в
идеале может быть разрешено только в рамках религиозного мировоззрения, где вера
основана на доверии и любви к ближнему. Идеал совершенного собеседника человек
ищет в обществе, а находит в Боге, поднимаясь над "Бытием в мире" и соприкасаясь
с "Бытием мира".
В системе религиозного мировоззрения определяется "демаркационная линия" не
только между обществом и природой, но и внутри общества между людьми. В системе
субъектно-объектного отношения в качестве субъекта выступает человек, а в
качестве объекта - Бог. В рамках этого отношения рождается образ поклонения,
подпитывающего культуру стыда.
В. Философия
Философия представляет собой более развитую форму мировоззрения на основе
рационального объяснения мира и человека. Если религия провозглашает свои
мировоззренческие представления как свыше данные истины, то философия обращается
к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится
обосновать, доказать свои утверждения.
Философия, как и религия, выступает правопреемницей мифологии. Но в отличие от
религии философия ориентирована на познание природы общества и человека в их
развитии и взаимосвязи.
Философия выступает как ценностное знание, рационально сформулированное и
обоснованное. В качестве общей теории развития философия предстает как онтология
(учение о бытии); как гносеология (учение о познании); как аксиология (учение о
ценностях); как праксиология (учение о практике); как социология (учение об
обществе); как антропология (учение о человеке); как методология (учение о
принципах, формах и методах познания).
Как мировоззрение философия выступает в качестве особой формы сознания общества
и человека. В этом статусе она является не столько общей теорией развития,
сколько системой знаний, формирующих целостное и ценностное представление о мире
и о месте в нем человека.
Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и
человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого
бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного,
эстетического и научного отношения человека к миру.
Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В
философском мировоззрении слиты ценности и информация о мире и о человеке.
Философское знание ориентирует человека на познание и самопознание через
преодоление сомнения и освобождение от догм.
Философское знание демонстрирует принципиальную незавершенность знания, так как
мир, общество, человек представляют собой открытые саморазвивающиеся системы.
Философское знание - это не только "эпоха, схваченная в мысли", но и прогноз
будущих проблемных ситуаций в отношениях человека и мира; предпосылка новой
парадигмы общественного развития.
Эта далеко не полная характеристика философского знания свидетельствует о его
отличии от научного знания, а также о возможности философии выступать в качестве
специфического способа самоопределения человека в мире.
Этот способ самоопределения обуславливает необходимость ответственного отношения
человека за свою деятельность, ибо неразумная и безответственная деятельность
ставит и мир, и самого человека под сомнение с точки зрения их перспективы.
Философское мировоззрение настоятельно требует от человека жить по канонам
Добра, Разума и Красоты. Только человек, живущий по законам красоты, творящий
красоту и поклоняющийся ей, способен быть нравственным человеком, творить добро,
проявлять мудрость.
Философия как мировоззрение нацеливает человека на полноту жизни, в которой нет
места бездумному покорению природы, борьбе за господство. Человек не должен быть
только homo faber (человек производящий). В этом качестве он теряет смысл своего
существования и цель жизни. Человеку, не знакомому с философским мировоззрением,
может показаться, что все, что было сказано выше, громкие слова и не более, что
люди во все эпохи стремятся к добру, избегают зла и соответственно строят свои
отношения с миром. Между тем все далеко не так просто. В разные исторические
эпохи люди по-разному отвечали на основной вопрос мировоззрения.
Так, общество первоначального накопления и функционирования капитала видит смысл
жизни человека в активном познании и преобразовании мира в соответствии с
растущими потребностями. А в средние века в той же Европе смысл жизни видели в
служении Богу, в достойном поведении, в понимании того, что даже праведную цель
нельзя творить неправедными средствами.
Выступая "эпохой, схваченной в мысли", философия выполняет две основные функции:
мировоззренческую и методологическую. Обосновывая идеал отношения к миру, она
выполняет свою мировоззренческую функцию. Обосновывая пути и средства
осуществления этого идеала, философия выполняет свою методологическую функцию. И
в том и в другом смысле следует преодолеть мнимую очевидность, помня о том, что
"не все то золото, что блестит".
Чтобы не оказаться заложником мнимой очевидности, философия стремится выявить
исходное противоречие в отношении человека к миру. Если животное, как часть
природы, приспосабливается к ее изменениям, то человек ориентирован на освоение
мира и делает это по программам, не заданным ему природой. В результате
возникает противоречие между потребностями человека и той объективной
реальностью, которую человек пытается изменить в соответствии со своими планами,
проектами, программами.
Поскольку люди живут и осваивают мир во взаимосвязи друг с другом, то к этому
противоречию добавляется новое противоречие, как следствие наличия у людей
разных, а подчас взаимоисключающих программ разрешения первого противоречия.
Реальностью являются противоречия между человеком и обществом, обществом и
природой, человеком и другими людьми.
Ситуация усугубляется еще и тем, что мир как объективная реальность находится в
непрерывном изменении, развитии.
И наконец, осваивая этот изменяющийся мир, человек преобразует не только мир, но
и самого себя. Прорывая ограниченный предел своего существования, приобщаясь к
бесконечности "Бытия мира", человек остается конечным и смертным по своей
сущности. Будучи частицей вселенной, человек посредством своего разума обнимает
всю вселенную. Но это не снимает, а только усиливает драматизм человеческого
существования.
Без философского анализа этих противоречий нельзя понять то или другое решение
основного вопроса о месте и назначении человека в мире, ответить на вопросы:
человек природное или внеприродное существо; способен ли он познать мир и самого
себя; в чем смысл жизни человека; можно ли активно воздействовать на мир?
Только правильный ответ на этот блок вопросов может обеспечить правильное
отношение человека к миру. Путь к поиску правильного ответа опосредован.
Проблемы "что есть мир" и "что есть человек" рассматриваются онтологией.
Возможности познания и самопознания исследует гносеология. Смысл жизни,
ориентиры человеческой деятельности являются прерогативой аксиологии. Меру
воздействия на мир изучает праксиология. Каноны освоения мира изучают этика и
эстетика.
Таким образом, основные функции философии: мировоззренческая и методологическая
- имеют свою собственную систему обеспечения, в качестве которой выступают
онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксиологическая, этическая
и эстетическая функции. Все вместе они дают наиболее полное представление о
мире, о человеке и об отношении человека к миру.
Чтобы выполнить свое назначение, философия опирается на принципы восхождения от
абстрактного к конкретному; единства объективного и субъективного.
В своем единстве эти принципы составляют содержание методологической функции
философии. Последняя требует от исследователя поиска истины в движении от живого
созерцания к абстрактному мышлению, от общего к единичному, от абстрактного к
конкретному.
Этот поиск предполагает исследование единства объективного и субъективного,
осмысление механизма объективации и распредмечивания. Причем этот поиск
предполагает осуществление принципа целостности, объединения возможностей
разума, веры и интуиции; реализации полноты средств на уровне категорий и
метафор. И наконец, не следует забывать о том, что предмет философского анализа
выступает в трех ипостасях: объективная реальность мира и человека, субъективная
реальность отношений человека к миру и трансцендентная реальность Бытия мира.
Опираясь на эти принципы, философия ориентирует на познание и оценку сущего, с
тем чтобы определить и сформулировать должное, выявить пути его осуществления.
Поскольку исходным основанием философии выступает система двух отношений:
субъектно-объектных и субъектно-субъектных, то именно здесь и сложилась
специфика основных направлений в философии, выявились крайности материализма и
идеализма. Материализм абсолютизирует природу объективной реальности,
недооценивает субъективную реальность и практически игнорирует трансцендентную
реальность. Идеализм, напротив, абсолютизирует природу субъективной реальности,
рассматривает объективную реальность как производную субъекта (человека) или
рассматривает в качестве подлинной реальности только реальность бесконечности,
где растворяются субъект и объект в своей взаимной погруженности в рамках
единого процесса опредмечивания и распредмечивания.
Эти позиции материализма, субъективного и объективного идеализма
свидетельствуют, что крайности всегда остаются крайностями, а посему развитие
философии должно идти не в направлении абсолютизации одной из позиций, а по пути
объединения их усилий при решении проблем в системе отношений "человек-мир".
Только тогда философия как мировоззрение выполнит свое назначение.
В рамках онтологии и гносеологии философия, решая проблемы познания мира и
человека, использует свои методы с учетом конкретики предмета исследования. В ее
"арсенале" достойное место занимают такие методы, как диалектика и метафизика,
синергетика и герменевтика, метод исторического и логического, метод структурнофункционального
анализа. Этот ряд остается открытым. Новые страницы "Бытия в
мире" подскажут и новые методы их прочтения.
Снятую информацию о мире и о человеке философия оформляет в соответствующую
систему категорий (наиболее общих понятий, как образов, замещающих отраженную
реальность "Бытия в мире"). Эти философские категории условно можно
классифицировать по основаниям определенности, обусловленности и целостности.
С позиции отмеченных принципов философия, используя те или иные методы,
раскрывает действие законов, которым в своем развитии подчиняются мир и человек,
и через систему категорий формирует мировоззренческий идеал должного, указывая
пути его осуществления.
Философия нужна обществу, чтобы выработать стратегию общественного развития не
по линии авантюр, экспериментов на человеке, а по пути поиска идеала должного
через сравнительный анализ сущего.
Философия как мировоззрение нужна и человеку, чтобы решить проблему своего
сознания, с тем чтобы соотнести знание о себе и той среде, в которую он включен.
Она нужна, чтобы обрести способность не только смотреть, но и видеть; она нужна,
чтобы утвердиться в жизненной позиции, обрести уверенность в формировании
конкретной установки на отношение к миру.
Философия нужна любому исследователю как методология его профессиональной
деятельности, ибо философия изучает общие законы развития природы, общества,
мышления, а стало быть, поставляет исследователю информацию на уровне общего.
Последнее позволяет лучше понять (уяснить) единичное, конкретное и выявить
искомое, особенное.
Без философии не обойтись думающему и творческому человеку, ориентированному на
ответственность перед миром и своими близкими.
И не нужна философия роботу-исполнителю, конформисту. Нет нужды в философии и
там, где имеет место простая репродуктивная деятельность.
Философское мировоззрение по содержанию и системе своего обеспечения богаче
религиозного мировоззрения, ибо в отличие от религиозного мировоззрения
философия ориентирует на выход общества, человека за свои пределы, на
преодоление сущего во имя должного.
В системе философского мировоззрения в качестве субъекта выступает индивид, а в
качестве объекта - мир. В рамках субъектно-объектного отношения рождается не
гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ
познания, несущего в себе идею освоения мира.
Общий вывод: Формирование индивидуального мировоззрения идет от фундаментального
через прикладное мировоззрение. В конечном итоге человек обретает достаточно
четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и
научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную
направленность освоения мира с учетом его потребностей и интересов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Определите понятия "мировосприятие", "миропонимание", "мировоззрение" и
установите их взаимосвязь.
2. В чем суть основного вопроса мировоззрения?
3. Раскройте содержание структуры мировоззрения как системы субъектно-объектного
отношения.
4. Определите взаимосвязь фундаментального, прикладного и функционального
мировоззрения.
5. Определите специфику мировоззрения на уровне мифологии, религии и философии.
6. Что сближает философию и науку и что их отличает?
7. Определите функции философии, установите их взаимосвязь.
8. Является ли миф только "реликтом" прошлого?
9. Имеет ли будущее религия?
10. Определите условия, при которых философия возможна и необходима.
ЛИТЕРАТУРА:
Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.
Бультман Р. Новый завет и мифология // Вопросы философии. 1992. № 11.
Вригт Г. X. Логико-философские исследования. М., 1986.
Лосев А. Ф. Дерзания духа. М., 1988.
Лосева И. Н. Миф и религия... // Вопросы философии. 1992. № 7.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Никифоров А. А. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? М., 1990.
Рубинштейн М. М. Жизнепонимание - центральная задача философии // Философия и
мировоззрение. М., 1990.
Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии. 1992. № 4.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
Франк С. Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение. М., 1990.
Франк С. Л. Культура и религия // Философские науки. 1991. № 7.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1983.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9.
Шестов Л. Признает ли хоть один философ Бога? // Философия и мировоззрение. М.,
1990.
Юшкевич П. С. О сущности философии // Философия и мировоззрение. М., 1990.
Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА КАК ПРОТОФИЛОСОФИЯ
1. Становление философского сознания в Древней Индии.
2. Специфика формирования философии в Древнем Китае.
3. Зарождение философии в Древней Элладе.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Атман - духовная сущность индивида, его душа.
Брахман - священная сила, воплощенное "бытие мира".
Дао - закон. Сохраняя свою тайну, дао имеет характер совершенства. Дао
определяет законы неба, небо - законы земли, земля - законы человека.
Буддизм - проповедовавшееся в VI в. до н. э. Буддой Гаутамой учение о том, что
все в мире "преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и
страданий".
Конфуцианство - этическое учение Конфуция, возникшее в VI в. до н. э. Это
своеобразный регламент общественной жизни, ориентированный на "взаимность",
"золотую середину" и "человеколюбие".
Космология - учение о мире и его возникновении.
Логос - разумное слово, мысль, мировой разум, Бог.
Протофилософия - философия в становлении.
Особенности философии древнего мира
Философия древнего мира рождается в обществе, которое неспособно решать новые
проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала,
который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном;
позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и
проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в
целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм. Она выражает и
закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от
мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который
располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Предпосылкой становления философии явилось развитие языка, письменности;
совершенствование способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.
Рассматривая становление, формирование и развитие философии, следует исходить из
того, что философия зарождается вместе с религией, выступая правопреемницей
мифологии. Но если религия как мировоззрение является "скрепами" общества, то
философия инициирует развитие общества, выступая одновременно и мудростью, и
любовью к мудрости.
Ч
...Закладка в соц.сетях