Жанр: Философия
Подборка статей о йоге
...ии.
24. Мера определяется ступенью развития.
25. При продвижении материальное сближается с трансцендентным,
постепенно обнаруживая единую природу.
26. По достижении единства путь окончен.
КРИЙЯ ЙОГА
Йоговское сосредоточение (дхарана) предполагает прохождение двух
предыдущих ступеней (ПРАНАЯМА и ПРАТЬЯХАРА). Суть последних состоит в
максимальном обобщении материального опыта. В результате ум готовится
к восприятию трансцендентного. Переход от материального к
трансцендентному осуществляется путем распознавания (анализа). Это
происходит по закону взаимного перехода противоположностей через
максимум. Синтез опыта личности, достигаемый выявлением и контролем
всех видов единой энергии (ПРАНАЯМА) через максимум этого опыта,
проявляющийся как полное отречение (ПРАТЬЯХАРА) ведет к
противоположному акту - анализу или распознаванию. Объектом этого
анализа может быть любой предмет, грубый или тонкий, внешний или
внутренний. Выбор не имеет значения для воспринимающего все как
единое. Те, кто до конца еще не обобщили свой материальный опыт,
избирают в качестве объекта ДХАРАНЫ предметы, символически
отображающие для них трансцендентное, чтобы обеспечить необратимость
процесса. Однако, это может привести лишь к временному просветлению.
НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ достижима только для прошедших весь путь. До тех
пор, пока материальное и трансцендентное (телесное и духовное),
представляются человеку различными мирами или областями жизни, его
путь продолжается так же, как и протекание противоположных процессов в
его психике. Тренировка возможна и полезна на всех ступенях
одновременно, в таком соотношении, которое ученик признает
благоприятным. Разделение ступеней искусственно и служит только для
иллюстрации. Это видно из анализа построения "Йога-сутры" Патанджали.
"Йога-сутра" делится на четыре части (пада). Первая часть,
называемая Самадхипада, посвящена описанию психической природы
человека с точки зрения адепта, которому осталось сделать последний
шаг. Накопление материального опыта на этом уровне завершено, и
поэтому даются методы, непосредственно ведущие к Самадхи.
Иллюзорно-фантастический мир больше не держит йога в своих объятиях,
игра жизни стала неинтересной и потому выглядит как постоянное
движение воли (ВРИТТИ) в едином океане материи-сознания. Ничто в этих
волнах уже не страшит и не привлекает, и ум стал полностью готов к
остановке. Достигнув такой высокой ступени, йог делает как бы краткий
обзор всей природы вещей и явлений, анализируя ее до максимальной
глубины, и обнаруживает, что все предметы, даже принадлежащие миру
тонких форм, исчезают в ПРАДХАНЕ (Великой Пустоте). Тогда перестает
существовать семя заблуждения, живущее в глубинах подсознания и
прорастающее у обычных людей в виде пяти коренных
привычек-привязанностей (КЛЕША). Патанджали перечисляет эти КЛЕША,
давая им краткую характеристику:
1. АВИДЬЯ - ошибочное понимание невечного как вечного,
нереального как реального, "не-я" как "я", мучительного как приятного.
2. АСМИТА - ложное самоотождествление с телом, чувствами,
психикой, рождающее эгоизм.
3. РАГА - желание наслаждений и средств их достижения.
4. ДВЕША - отвращение к боли и ее причинам.
5. АБХИНИВЕША - инстинктивная жажда жизни и боязнь смерти у всех
живых существ.
Если большинство людей живут в совершенном подчинении у
вышеназванных сил, то для них простое осознание этих корней
заблуждения совсем не будет значить освобождения. Но для йога,
близкого к достижению Самадхи, достаточно одного взгляда на свою
внутреннюю природу, чтобы эти корни потеряли силу.
Патанджали описывает также пять условий внутренней настройки,
необходимых для подготовки к Самадхи:
1. ШРАДДХА - вера или истинное мировоззрение, при котором не
остается никаких сомнений и неразрешенных противоречий.
2. ВИРЬЯ - внутренняя сила человека, достигшая своей естественной
формы - стремления к освобождению.
3. СМРИТИ - осознание или пробуждение, ведущее к уничтожению
иллюзий.
4. САМАДХИ - в смысле способности к совершенному сосредоточению.
5. ПРАДЖНЯ - способность к интуитивному мышлению, не нуждающемуся
более в словах или символах.
Наивысшим же признается крайнее отречение или оставление
(ВАЙРАГЬЯ) всех явных и скрытых привязанностей, касающихся даже
тончайших сфер психики, где они действуют с особой силой. Это
оставление, "отвергающее даже качества" (т.е. при котором все в мире
ощущается как бескачественное, пустое), "показывает ПУРУШУ". Тогда йог
достигает своей истинной природы, и семя заблуждения исчезает.
"Йога-сутра" предупреждает, что "Самадхи, не сопровождаемая
крайним отречением, становится причиной новых явлений богов и тех,
которые слились с природой (ПРАКРИТИЛАЙЯ)". Понятно, что такое
предупреждение имеет актуальный смысл лишь для тех, кто
непосредственно близок к Самадхи. И все же, каждому ученику эти
описания сообщают особый внутренний настрой, как бы некоторое
предвкушение еще не достигнутых состояний. В самом начале Патанджали
определяет йогу как "удержание материи мысли (ЧИТТА) от обличения в
различные образы (ВРИТТИ)" - "ЙОГА ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА". Одного лишь
этого условия, осознанного в совершенстве, достаточно для достижения
цели. И об этом говорится сразу, а далее следуют объяснения, для чего
это нужно и как практически достичь требуемой остановки ума. Автор как
бы предполагает, что для мудрейшего слушателя "Йога-сутры" все
последующие афоризмы окажутся уже не нужными после знакомства с
первыми двумя. Такой человек сразу постигнет суть йоги. Менее
искушенным ученикам, однако, необходимы наставления целой главы, а
тем, кто только ищет путь или начинает продвигаться - ознакомление с АНКАРАНА
ПУТЬ ЗВЕЗДНЫЙ ИЛИ ЗЕМНОЙ?
Мы идем. Мы стоим. Хотим продвигаться. Путей развития тысячи и
Путь един. Чакр для развития тысячи, но стержень развития един. Асан
тысячи, а Бог йоги - един. Учитель - един, но каждый видит его
по-своему. Йога - едина, но каждый видит ее по-своему. Путь един и для
всех - разный. Можно провести учеников "за ручку" к Свету, но это
будет не их Путь. Это будет экскурсия ленивых туристов. "Туристы по
пути" есть всегда. Были и будут. Ученик, ищущий и идущий, проходит
Путь "под руководством", но сам. А как направляет Учитель? Притчами и
вопросами. Ученик должен искать.
Как стать Человеком? Это мы знаем: шесть уровней Сознания
(отражения - см. "ФД" №1, журнал, стр. 6-12) плюс Творчество. А как
стать йогом?
1. Управление сознанием.
Рассмотрим два варианта из многих. Перемещение Сознания внутри
физического тела (своего) как средства диагностики костей, мышц,
сухожилий, сосудов, внутренних органов и управление ими через
сознание. (Хотя бы по аспекту снятия болезненных состояний). И -
второе - практика включения уровней Сознания по всем аспектам
жизнедеятельности: общение с "Я", с людьми, с Учителем, учениками,
духовной семьей (проявленной и внутренней), с Богами, сущностями,
духами. Силами, Эгрегорами, планетами и звездами.
2. Управление Подсознанием.
Мы состоим из программ, заложенных в нас природой, социумом,
родителями, друзьями. Как сделать Автомата? Отключить Сознание,
подчинить тело инстинктам и рефлексам, а ими управлять извне. Как
стать йогом? Подчинить Сознанию свои рефлексы и инстинкты. То есть
разобраться в "своих" программах и научиться ими управлять и позволить
программам течь как им предписано.
Итак, первый этап, ОСОЗНАТЬ ПРОГРАММЫ В СЕБЕ, или УПРАВЛЕНИЕ
ИНСТИНКТАМИ
1. Четыре большие природные программы.
1.1. Инстинкт питания.
Победить подсознание невозможно. В борьбе "Воля - Подсознание"
воля всегда проиграет. Но с подсознанием всегда можно "договориться",
до него нужно "достучаться". Победа инстинкта питания - в голодании.
Необходимость голодания заложена в нашем подсознании изначально. Но
она (необходимость) спит, пробуждаясь во время тяжелых болезней или
сильных стрессовых состояний. Сознательный голод пробуждает
подсознательный инстинкт лечебного очистительного голодания. Организм
(подсознание) заставляет Вас голодать, когда это необходимо или для
регулярного очищения.
1.2. Инстинкт дыхания
"Асана управляет действиями, Пранаяма - эмоциями и чувствами".
Тезисы для размышлений:
- "Дыхание начинается с выдоха".
- "Вдох, равный выдоху, порождает гармонию".
- "Задержка, равная вдоху, равная выдоху, дает управление
эмоциями".
- "Задержка, равная удвоенному вдоху или выдоху, дает осознание
эмоций и их причин".
- "Задержка на вдохе накапливает волю".
- "Задержка на выдохе воспитывает выносливость".
- "Вдох, равный задержке, равный выдоху и равный задержке, ведет
к познанию ритма Вселенной".
- "Задержка, равная трем вдохам (или выдохам) ведет к раскрытию
оккультных способностей".
- "Пранаяма - Путь к управлению дыханием".
1.3. Инстинкт полового размножения.
"Секс - это борьба за семя. Задача женщины - забрать. Задача
мужчины - не отдать".
На практике в сексе все наоборот. Мужчина жаждет извергнуть семя
- женщина опасается забеременеть. Инстинкт проявляется в жизни.
Управление инстинктом в мудрости.
1.4. Инстинкт сна.
Сон человека состоит из циклов. Цикл сна здорового человека от 66
до 90 минут, делится на 2 фазы: быстрый и медленный сон. В цикле, фаза
медленного сна занимает 92-96% времени цикла. 4-8% времени идет
быстрый сон. Это время получения телом энергии Космоса, получения
информации, восприятия "картины сна". Задача ученика - увеличить время
"быстрого сна".
И второй аспект - научиться неделю спать и неделю не спать. За
счет чего спать и не спать? За счет управления тонкими телами и фазами
сна.
2. Инстинкт самосохранения.
Из него рождается страх. Страх ведет к потере координации над
действиями. Страх разрушает сознание.
Инстинкт самосохранения включается в минуту опасности. А как
включить его в работу постоянно? Или как проявить самосохранение в
повседневной жизни? Варианты ответов:
- каждое утро делать гигиену и комплекс;
- регулярно очищать организм голодом, пракшаланой, терапиями для
почек, печени, лимфы, крови, сосудов, кишечника, пищевода;
- выполнять йаму-нийаму;
- нести ответственность за свои поступки;
- учиться в Академии Йога;
- критиковать социум;
- духовно расти;
- дружить с "нужными" людьми;
- постоянно пребывать в состоянии Вселенской Любви;
- добиваться Абсолютного здоровья и физического совершенства и
регулярно поддерживать его;
- быть хорошим человеком;
- всегда улыбаться;
- знать все, что ты делаешь, к тебе вернется.
3. Инстинкт материнства-отцовства, материнской-отцовской
реализации.
Темы для медитаций:
- "Женщина - природа, инь, проявляется в материнстве. Поле -
проявляется в ростках, дает жизнь всходам. Человек живет в природе, он
ее часть. Женщина дает жизнь".
- "Мужчина, имеющий сына, становится мужем, отдает все долги
предкам, проявляет себя на Земле, дает счастье потомкам и роду,
утверждает себя в себе".
4. Пакет социальных программ:
4.1. Программа "Иметь".
4.2. Программа "Быть на уровне".
4.3. Программа "Одежда".
4.4. Программа "Работать, чтобы получать деньги".
4.5. Программа "Продвинуться по службе".
4.6. Программа "Чувство собственной важности".
4.7. Программа "Я лучше других".
4.8. Программа "Ребенок - моя собственность".
4.9. Программа потребителя "Хочу!"
4.10. Программа "Прав и обязанностей".
4.11. Программа "Общения с себе подобными".
4.12. Программа "Выйти замуж".
4.13. Программа "Мода".
4.14. Программа "Термическая обработка пищи".
4.15. Программа "Сопровождение праздников - застольем и вином".
4.16. Программа "Быть как все" или "Быть не как все". и т.д.
Этап второй,
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ШЕСТЬЮ УРОВНЯМИ ПОДСОЗНАНИЯ
- "Все в этой книге может оказаться ошибкой".
- А может быть изложено так, что другие не смогут удержаться, не
ответив статьей на данную.
Напрямую говорить нельзя. Поэтому попробуем предположить, что
уровни подсознания располагаются примерно так:
1. Самосохранение.
2. Половое размножение.
3. Питание.
4. Дыхание.
5. Опыт.
6. Сон.
Или так:
1. Инстинкты - безусловные рефлексы.
2. Память генная, души, прошлых жизней, клеточная.
3. Опыт, навык - условные рефлексы.
4. Подсознательное "Я".
5. Движение, управление телом, вестибулярный аппарат.
6. Космические знания, полученные между перерождениями.
Рассмотрим связь между предполагаемыми уровнями подсознания и
чакрами.
Предположим, что:
(См. таблицу в конце статьи.)
Попробуем через этот аспект рассмотреть остальные.
1. Фактор времени при стремлении к Духовному Идеалу.
Хочется стать духовным быстрее и раньше других. Вырваться вперед
из той среды, в которой начал. Откуда эта тенденция? От эгоистического
"Я". А что есть йога? Осознание своего истинного "Я" - то есть Атмана
(в переводе с санскр. - "себя").
2. Аспект духовности.
Учитель ведет ученика. В нашей Школе это проявляется в четырех
этапах (каждый этап - условность, но все-таки...)
Первый этап - массовость. Со всеми начинающими до появления
коллектива инструкторов. Это "те, кто пришли", "те, кто остались",
"ищущие Путь".
Второй этап - работа с коллективом инструкторов и начинающих
целителей. Это - "Идущие по Пути".
Третий этап - индивидуальная работа с продвинутыми учениками, с
организаторами Школ и целительских центров в различных городах.
Четвертый этап - ученик идет сам, но в этом и есть прелесть
Иллюзии самости, которую порождает эгоистическое "Я".
Учитель ведет ученика через испытания. У инструктора, который
считает себя "достигшим", всегда появятся противоречащие ему ученики.
А Путь избавления от гордыни - стань НИКЕМ в себе самом. И тогда
достигаешь.
3. Совесть.
Как проверить ее наличие в учениках. Сделайте их своими
начальниками, советуйтесь с ними в духовных вопросах, делайте как
велят ученики и Вы увидите их истинные лица.
В каратэ, если ученик неправ, Учитель докажет это тут же, на
татами. А в йоге?
ХДРА ПУШКАРА
и МАТХАРА КУША
(Странник Травы)
ТАБЛИЦА
-------------------T---------------------T------------------------------------------------------------------------¬
¦УРОВНИ ¦ЧАКРАЛЬНАЯ ¦ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ¦
¦ПОДСОЗНАНИЯ ¦СИСТЕМА ¦("ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ") ¦
+------------------+---------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦1. Самосохранение ¦ Мулатхара (четыре ¦ 1. Безопасность физического тела. Эгоизм. Реализация "+": ¦
¦ ¦ лепестка, ¦ - достижение здоровья ¦
¦ ¦ дополнительная ¦ - твердо стоять на земле ¦
¦ ¦ чакра) ¦ - родить потомство ¦
¦ ¦ ¦ - саморазвитие. ¦
¦ ¦ ¦ Реализация "-": ¦
¦ ¦ ¦ - страсть власти ¦
¦ ¦ ¦ - быть выше всех, чтобы выжить ¦
¦ ¦ ¦ - страсть обладания телом, сохранить род в борьбе за вид ¦
¦ ¦ ¦ - страх за себя и действия в связи с этим ¦
¦ ¦ ¦ - страсть к деньгам, как средству уверенности ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦2. Половое ¦ Свадхистхана (шесть ¦ 2. Реализация в сексе: ¦
¦размножение ¦ лепестков) ¦ - как средстве к зачатию новой жизни ¦
¦ ¦ ¦ - как в удовольствии ¦
¦ ¦ ¦ - как в средстве достижения гармонии инь-ян ¦
¦ ¦ ¦ - как в чувстве ¦
¦ ¦ ¦ - как ритуале проявления творческого начала ¦
¦ ¦ ¦ - как в Пути познания Вселенной. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦3. Питание ¦ Манипура (десять ¦ 3. Путь получения энергии. ¦
¦ ¦ лепестков) ¦ - Еда - удовольствие, ритуал. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища - энергия. Питание - необходимость. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища - возможность питаться - Положение в обществе - Деньги ¦
¦ ¦ ¦ - Пища - (то же) - Власть ¦
¦ ¦ ¦ - Питание - символ потребления, чтобы отдавать. ¦
¦ ¦ ¦ - Работа - для денег, деньги - для пищи. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища - энергия, необходимая для выполнения жизненного ¦
¦ ¦ ¦ предназначения. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища - топливо для огня Манипуры, внутреннего ¦
¦ ¦ ¦ огня, бога Агни, ритуал поклонения богам. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища для Манаса, Ума, размышлений. Пища - как ¦
¦ ¦ ¦ информация. Информация как пища Манаса, ума, читты. ¦
¦ ¦ ¦ - Пища как Пустота, голодание как очищение, действо, ¦
¦ ¦ ¦ ритуал, достижение. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦4. Дыхание ¦ Анахата (двенадцать ¦ 4. Сердце. Любовь. "Сердце - пристанище души, а глаза ¦
¦ ¦ лепестков) ¦ - зеркало". ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - земля, чей мир - огонь, ¦
¦ ¦ ¦ чей свет - разум". ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - желание, мир - ¦
¦ ¦ ¦ сердце, свет - разум". ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - образы, мир - глаза, свет - разум ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище огонь, мир - солнце, свет - Брахман" ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - Воздух, мир - Дыхание, свет - Разум."¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - свет, мир - сердце, свет - Брахман." ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - Время, мир - Свет, свет - Разум" ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - Путь, мир - Счастье, свет - Брахман".¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - пространство, мир - Путь, свет ¦
¦ ¦ ¦ - Брахман." ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - темнота, мир - сердце, свет - разум."¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - Вода, мир - Речь, свет Брахман." ¦
¦ ¦ ¦ - "Пуруша, чье пристанище - семя, мир - Дух, свет - разум". ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦5. Опыт ¦ Вишудха ¦ 5. Рассмотрим некоторые аспекты: ¦
¦ ¦ (шестнадцать ¦ - время ¦
¦ ¦ лепестков) ¦ - духовность ¦
¦ ¦ ¦ - духовные ценности ¦
¦ ¦ ¦ - связь с Анахатой (развитие совести) или хотя бы ее наличие ¦
¦ ¦ ¦ - Стремление к духовности, создание своего Духовного ¦
¦ ¦ ¦ Идеала и Путь к нему. Попробуем через этот аспект ¦
¦ ¦ ¦ рассмотреть остальные. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+---------------------+-------------------------------------------------------------------------
64 ИСКУССТВА САРАСВАТИ
Древняя традиция донесла до нас 64 искусства, которыми должна
владеть женщина:
- пение;
- игра на инструментах;
- танцы;
- рисование;
- нанесение знака на лбу;
- раскладывание в ряд зерен риса и цветов;
- украшение цветами;
- окраска зубов, одежд, членов тела;
- украшение пола драгоценностями;
- приготовление ложа;
- игра на инструментах в воде;
- обрызгивание водой;
- особые приемы;
- плетение различных гирлянд;
- изготовление венцов и диадем;
- искусство нарядов;
- украшение ушей;
- приготовление ароматов;
- употребление украшений;
- колдовство;
- приемы Кучумары;
- легкость рук. (во всех делах);
- приготовление съедобных отваров из различных овощей;
- приготовление питья, соков, возбуждающих крепких налитков;
- искусство шитья и тканья;
- игра с нитями;
- игра на вине и дамаруке;
- игра в загадки;
- игра в стихи;
- употребление труднопроизносимых слов;
- чтение книг;
- знание пьес и рассказов;
- дополнение заданной части стиха;
- плетение различных тканей и тростника;
- резьба;
- плотничанье;
- строительное дело;
- проба серебра и драгоценностей;
- металлургия;
- знание происхождения и окраски драгоценных камней;
- искусство ухода за деревьями;
- устраивание боев баранов, петухов, перепелов;
- обучение попугаев и скворцов разговору;
- искусство массажа, растирания, учищения волос;
- передача слов с помощью пальцев:
- различные виды условного языка:
- знание местных наречий;
...Закладка в соц.сетях