Купить
 
 
Жанр: Философия

Тайны вселенной

страница №2

либо религиозной или научной картины мира.
Русские ученые книжники до ХVIII века отдавали преимущественно
византийской традиции, где планеты назывались по именам
древнегреческих Богов: Крон (Сатурн), Зевес (Юпитер), Аррис
(Марс), Афродита (Венера), Ермис (Меркурий) (рис. 4). После
Петровских реформ в России возобладала европейская научная
традиция: названия планет, звезд и других космических объектов
стали такими, как и сегодня (впрочем, современные астронимы
также имеют в основном греко-римское происхождение) (рис. 5).

* См.: Рут М.Э. Русская народная астрономия. Свердловск,
1987.

В древности главным регулятором и унификатором космических
вопросов была религия. Жрецы и священнослужители долгое время
оставались безраздельными монополистами и в отправлении культа,
и в вынесении вердиктов по части "небесных дел". Они были
хранителями тайных для непосвященных астрономических знаний,
занимались предсказанием и толкованием небесных явлений. Именно
такой путь прошли многие "звездные цивилизации" — шумерская,
египетская, вавилонская, китайская, индийская, ацтекская, майя,
доинкская, инкская и др.
Много было несхожего в космических идеях Древности. Но
много было и общего. Казалось бы, что может дальше отстоять
друг от друга по времени и менталитету, чем русское и
древнеегипетское мировоззрения. Но нет! И между ними протянуты
невидимые связующие нити. Общее обнаруживается и в имени одного
из языческих Солнцебогов: у русских это — Хорс, у египтян --
Хор (Гор); и в звездах на куполах храмов: только у египтян они
размещались на внутренних сводах, а у русских — на внешней
стороне. При созерцании рукотворных звезд верующими биение их
сердец накладывалось на ритм Вселенной.
Наиболее же показательным проявлением общих черт в
различных направлениях и временных срезах космического
мировоззрения являются представления о Земле и Небе. Небо на
протяжении многих веков и тысячелетий вообще выступало
синонимом Космоса — и в бытовом, и в философском и в научном
плане. Античные и средневековые космологические трактаты долгое
время традиционно именовались "О небе" — по образцу главного
труда Аристотеля, посвященного астрономии.

Но сначала скажем, что мы называем небом и в скольких
значениях употребляем [это слово], дабы предмет нашего
исследования стал для нас яснее. В одном смысле мы называем
небом субстанцию крайней сферы Вселенной или естественное тело,
находящееся в крайней сфере Вселенной, ибо мы имеем обыкновение
называть небом прежде всего крайний предел и верх [Вселенной],
где, как мы полагаем, помещаются все божественные существа. В
другом смысле — тело, которое непосредственно примыкает к
крайней сфере Вселенной и в котором помещаются Луна, Солнце и
некоторые из звезд, ибо о них мы также говорим, что они "на
небе". А еще в одном смысле мы называем Небом [все] тело,
объемлемое крайней сферой, ибо мы имеем обыкновение называть
Небом [мировое] Целое и Вселенную."..." Одновременно ясно, что
вне Неба равным образом нет ни места, ни пустоты, ни времени...
Аристотель. О Небе.

Традиция сохранялась на протяжении всей истории развития
науки. Классический трактат Иммануила Канта, который увидел
свет в 1755 году и дал толчок космогоническим исследованиям на
собственно научном уровне, именовался "Всеобщая естественная
история и теория неба". А в прошлом веке крупнейший французский
ученый и популяризатор науки Камиль Фламмарион (1842--1925)
озаглавил один из наиболее известных своих астрономических
трудов "История неба".
Земля также всегда считалась важнейшим и равноправным
партнером Неба. Их брачный союз, собственно, и порождает Космос
во всем его богатстве и разнообразии. У шумерийцев даже
существовало неразрывное понятие ан-ки — Небо-Земля. С момента
священного брака Земли и Неба космическая эволюция приобретает
упорядоченную направленность, порождая наряду с неисчерпаемым
многообразием Вселенной и поколения различных Богов. Последние
обычно тотчас же вступают в непримиримую и изнурительную борьбу
за власть над миром. Для современного читателя данная коллизия
особенно хорошо знакома по греческой мифологии. Здесь тоже
Земля и Небо первоначально выступают как единое целое.

Земля-Гея (рис. 6) из себя самой рождает Небо-Уран и немедленно
вступает с ним в космический брак. Результат космической любви
не замедливает сказаться: на свет появляется поколение
Первобогов-титанов. Их предводитель Крон оскопляет отца Урана и
сам становится властелином мира. Но ненадолго — дети Крона во
главе с Зевсом устраивают очередной "дворцовый переворот",
захватывают Олимп, а папашу вместе со всей родней низвергают в
преисподнюю.
Не во всех мифологиях Земля женского рода. По
представлениям древних египтян, Земля-Геб — мужчина, а
Небо-Нут — женщина. Первоначально они, как и соответствующие
Боги в других культурах, составляли единое целое. От их соития,
согласно гелиопольской версии, родилось Солнце-Ра, бессчетные
звезды и главные Боги египетского пантеона — Осирис, Исида,
Нефтида, Сет. Один из эпитетов Нут — "огромная масса звезд":

Ночью плывут они (звезды) по ней (Нут) до края неба. Они
поднимаются, и их видят. Днем они плывут внутри нее. Они не
поднимаются, и их не видят. Они входят за этим Богом (Ра) и
выходят за ним. И тогда они плывут за ним по небу и
успокаиваются в селениях после того, как успокоится его
величество (Ра) в западном горизонте. Они входят в ее рот на
месте ее головы на западе, и тогда она поедает их.
Из текста на потолке погребальной камеры фараона Сети.

По хорошо известной теогонической схеме небесно-звездная
Богиня принялась было пожирать своих космических детей, что
вполне соответствовало житейским наблюдениям: небо как бы
проглатывает по вечерам — заходящее Солнце, а по утрам --
мириады звезд. Отец Геб воспротивился каннибальским аппетитам
пожирательницы небесных светил. Чтобы не допустить
взаимоуничтожения, Свет-Шу разъединил супругов. Небо-Нут
поднялось наверх и распростерлось над Землей-Гебом.
Космология Древнего Египта была чрезвычайно развитой и
своеобразной. Наблюдения и знания строителей нильских пирамид
распространялись на все видимые объекты Вселенной (рис. 7).
Естественно, что планеты, звезды и созвездия в Стране Большого
Хапи ассоциировались как с привычными (рис. 8), так и с
непривычными (рис. 9) для других культур образами. Зато
астрономические знания подкреплялись скрупулезными и точными
математическими расчетами (рис. 10).
Истоки представлений о мироустройстве в других древних
культурах в главных своих чертах по большей части сходны. Так,
теогонические и космогонические китайские мифы схематически
воспроизводят уже знакомую нам модель оформления Космоса в
упорядоченное целое. Хотя первоисточники китайской мифологии
представляют собой набор фрагментарных и нередко противоречащих
друг другу отрывков, по ним все же можно восстановить начальную
картину мироздания. По представлениям древних китайцев, Небо и
Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров, для
обозначения этого неразрывного понятия существовало единое
слово хунь-дунь) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился
зародыш будущего великого Божества Пань-гу. Родившийся из
Космического яйца, он как раз и считается творцом Неба и Земли.
Культ неба в последующей религиозной и государственной
идеологии Китая общеизвестен. Здесь оно почиталось, быть может,
как ни у какой другой великой цивилизации. Даже наиболее
употребительный синоним страны — Поднебесная.
Нельзя представить китайскую космологию и без двух
вселенских первоначал — инь (женское, отрицательное, темное,
северное) и ян (мужское, положительное, светлое, южное). Инь и
ян находятся в беспрестанном борении, обеспечивая
существование, движение и развитие всех сфер объективного мира
— космической, природной, животной, человеческой и т.п. Сам
необъятный мир состоит из сочетания пяти первоэлементов (вода,
огонь, металл, дерево, земля), связанных с пятью планетами и
странами света. Меркурий обозначал воду и север, Марс — огонь
и юг, Венера — металл и запад, Юпитер — дерево и восток,
Сатурн — землю и центр.
В древнеиндийской космологии вновь обнаруживается знакомая
схема мироустройства, наполненная, однако, глубоким философским В первом веке Богов
Сущее возникло из не-сущего,
Затем возникли стороны света,
И все это — от воздевшей ноги кверху.
От воздевшей ноги кверху Земля родилась,
От Земли родились стороны света.

От Адити родилась Дакша,
От Дакши — Адити "..."
Когда вы, Боги, там, в воде,
Стояли, крепко держась друг за друга,
От вас тогда, от плясунов словно,
Густая пыль воздымалась.
Когда вы, Боги, словно волхвы,
Напоили все миры,
Тогда достали вы Солнце,
Спрятанное в море.
Ригведа. Х. 72. 3--7

Адити — мать множества Богов, чье собирательное имя --
адитьи. Среди них Индра — верховное Божество индоевропейцев,
повелитель Вселенной, владыка молнии и грома (рис. 11). Именно
с его деяниями связано отделение Земли от Неба. Выпив
священного напитка сомы, он вырос до гигантских и настолько
устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом,
разлетелись в противоположные стороны, разлучившись тем самым
навеки, а Индра заполнил собой все пространство между ними:
По ту сторону (видимого) пространства, неба
Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь,
о дерзкий мыслью,
Сделал землю противовесом (своей) силы,
Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.

Ты стал противовесом земли,
Ты стал господином высокого (неба) с великими героями.
Все воздушное пространство ты заполнил (своим) величием.
Ведь поистине никто не равен тебе.
Ригведа. 1. 52. 12--13

Воплощением космической энергии, наполняющей и
пронизывающей Вселенную, выступает другое главное Божество
индийского пантеона — Шива. Космологические представления
народов, населявших Индостан, развивались в русле
сосуществования традиционных религий. Наиболее распространными
среди них стали индуизм, буддизм, а после возникновения
государства Великих Моголов — ислам. В это время много было
заимствовано из достижений мусульманских ученых-астрономов.
Однако и последние немало почерпнули у своих индийских
собратьев. Так, четыре из пяти самобытных индийских трактатов,
объединенных в свод под названием "Сиддхант", сохранились до
наших дней только благодаря переводу их на арабский язык
великим ученым-мыслителем Средней Азии Абу Рейханом Бируни
(973--1048/50). Он же обстоятельно и более чем подробно
обрисовал астрономические идеи индийских ученых в своем
капитальном труде "Индия". Известны и другие сочинения
индийских астрономов и космологов. Наиболее популярное из них
— "Солнечная доктрина" ("Сурья-сиддханта") — тесно примыкает
к мифологической традиции и ведется от имени Солнцебога Сурьи.
Он в стихотворной форме повествует о своем собственном движении
по небосклону, а также о движении других светил. В этом же
трактате излагается ведийская космогония и известное по многим
другим источникам учение о времени — четырех югах, каждая из
которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они
составляют великий период бытия — махаюгу — с общим
количеством 4 миллиона 320 тысяч лет (или 12 тысяч божественных
лет).
Индуизм в наибольшей степении связан с древнейшими
арийскими и ведийскими корнями, он воспринял и пантеон
древнейших Богов, и традиционные представления о мироустройстве
(рис. 12). Мировой Змей Шеша, представления о котором уходят в
доиндоевропейскую древность, объемлет собою весь мир. Он
бесконечен и потому имеет эпитет Ананта (Бесконечный).
Вселенная, которую венчает Мировая Гора, покоится на Черепахе
— одном из воплощений Вишну — еще одного важнейшего Бога
индуистского пантеона. Модель эта отнюдь не статична. Космос
под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того,
чтобы тотчас же народиться и расцвесть вновь. Такая же
"пульсирующая" и еще более детализированная модель разработана
в буддийской космологии (рис. 13). Она включает три мира --
видимый, невидимый и чувствующий (точнее — желающий). Эту
космическую иерархию олицетворяют знаменитые буддийские ступы.
Их символика такова: пирамида земного мира переходит в
перевернутую небесную, вся она бесконечно расширяется и
одновременно сходится в Неописуемой точке.

Согласно индоевропейским преданиям, арии — прапредки всех
современных индоевропейских народов — мигрировали с Севера
после смертоносного климатического катаклизма и неожиданного
похолодания. Символом Полярной Отчизны, по древнеарийским и
доарийским представлениям, являлась золотая гора Меру. Она
возвышалась на Северном полюсе, с подножием из семи небес, где
пребывали Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати,
русская поговорка: "На седьмом небе" — синоним высшего
блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой
бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались
созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В
древнерусских апокрифических текстах вселенская гора
прозывалась "столпом в Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О
всей твари" так и гласит: "В Окияне стоит столп, зовется
адамантин. Ему же глава до небеси"*. В полном соответствии с
общемировой традицией вселенская гора здесь поименована
алмазной (адамант — алмаз, в конечном счете это — коррелят
льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора
означает гору изо льда или покрытую льдом).

* Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т.2.
С. 349.
От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру
произошло русское слово и понятие "мир" в его главном и
первоначальном смысле "Вселенная" (понятие "Космос" греческого
происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно).
Священная гора — обитель всех верховных Богов индоевропейцев
(рис. 14). Среди них был Митра, один из Солнцебогов, чье имя
также произошло от названия горы Меру. Из верований древних
ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был
заимствован эллинистической и римской культурой. Миротворческая
роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно
враждующими людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно
так и переводится с авестийского языка — "договор",
"согласие". И именно в этом смысле слово "мир", несущее к тому
же божественный отпечаток (мир — дар Бога), вторично попало в
русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной
этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода*.
Но и это еще не все. Космизм священной полярной горы
распространялся и на род людской: считалось, например, что
позвоночный столб играет в организме человека ту же роль
центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на
микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюда
в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия
"мир" — "народ" ( "всем миром", "на миру и смерть красна", --
говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства
— слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как
процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее
название горы Меру.
Древнерусское космическое мировоззрение уходит своими
корнями в древнеарийские культурные традиции, общие для многих
современных евразийских народов. Для русского человека Небо и
Земля парные — хотя и антиномичные — категории. В
великорусских заклинаниях — самом глубинном пласте народной
идеологии — встречаются прямые обращения к древним верховным
Божествам — вершителям мира и судеб людей: "Небо Отец! Мать
Земля!". Каких-либо систематизированных сводов архаичной
славяно-русской мифологии (за исключением сильно
христианизированной Голубиной книги) до наших дней не
сохранилось. Однако, согласно изысканиям и выводам русской
мифологической школы, по народным представлениям, Небо-супруг
изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу,
оплодотворяя своей космической потенцией все сущее и
обеспечивая плодоношение растений, животных, людей**. Подобные
представления бытовали и у других индоевропейских народов, так
как происходили из общего мифологического источника. По
Плутарху, у эллинов Уран-Небо мужского рода именно по той
причине, что его семя изливается дождем и оплодотворяет
Гею-Землю. (В поэтической форме этот космический апофеоз
восславил Вергилий в "Георгиках".) В стародавние времена ту же
цель преследовал и магический весенний обряд — оплодотворения
жены на вспаханном поле: он имитировал космическое соитие Земли
и Неба.

* Подробнее см.: Демин В.Н. Тайны русского народа (в
поисках истоков Руси). М., 1997.

** См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
природу. М., 1994. Т.1. С. 135.
Русское народное мировоззрение насквозь космично. Это
прекрасно понимал и замечательно сформулировал Сергей Есенин в
программном эссе "Ключи Марии": "Изба простолюдина — это
символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его
отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили
себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в
наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно
светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок
— небесному своду, а матица — Млечному Пути. Философический
план помогает нам через такой порядок разобрать машину речи
почти до мельчайших винтиков"*.
Сохранилось и легендарное имя первого астронома на
территории России. По представлениям русских ученых книжников,
зафиксированным в популярном апокрифе, кратко именуемом
"Откровение Мефодия Патарского", первым звездочтецом и
носителем "острономейной мудрости" был Мунт, четвертый сын Ноя
(Библия такого не знает), который после потопа поселился в
северных полуночных странах, на территории нынешней России:
"Мунт живяше на полуношной стране, и прият дар много и милость
от Бога и мудрость острономейную обретете"**. Составил же "сию
книгу острономию" Мунт вопреки предостережениям Архангела
Михаила, бросив вызов божьему посланцу и самим небесам (точно
так же, как когда-то поступил Прометей), уравняв тем самым силу
человеческого разума с неизведанными силами Вселенной.
Причина практически полного исчезновения данных о
космическом миропредставлении языческой эпохи — безжалостное
истребление служителями новой религией любых материальных и
письменных памятников прежних верований. Лишь жалкие осколки
некогда пышного и цветущего языческого мировоззрения уцелели в
языке, фольклоре, обрядах, обычаях, художественных навыках и
т.п. В беспощадной борьбе с язычеством деревянные идолы
сжигались, а каменные дробились на мелкие куски. Однако новая
религия была вынуждена не только искоренять старую, но и
приспосабливаться к ней. Так пережили тысячелетия многие
архаичные праздники: Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало,
Семик и др., уходящие своими корнями в древнейшие пласты
общеславянских и общеиндоевропейских ритуалов.

* Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5., М.,
1962., С. 35.
** Памятники старинной русской литературы. Вып. 3. Спб.,
1862. С. 18.
Космологические воззрения древних иранцев получили
закрепление в священной книге зороастризма Авесте и
религиозно-теологической системе, создание которой
приписывается легендарному пророку Зороастру (Заратустре). И
сама религия, и ее священное писание были почти полностью
уничтожены исламом. Сохранились лишь отдельные книги самой
Авесты, позднейшие изложения зороастрийских идей да
немногочисленные секты огнепоклонников. По уцелевшим фрагментам
и сведениям нетрудно установить, что авестийская космология
была близка ведийскиму взгляду на мир, что само по себе вполне
естественно, так как и индийцы, и иранцы, и их мифология
произошли из одного общего арийского этнолингвистического и
социокультурного источника. Впрочем, авестийская идеология
дуалистична: в ней ярко выражены два первоначала — светлое и
темное, верховный Бог Ахура-Мазда и владыка сил мрака
Ангро-Майнью. Между ними происходит непрерывная война, которая
реализуется в космизированном противоборстве Добра и Зла.
В более позднем средневековом первоисточнике "Бундахишна"
воспроизводятся подробности авестийского миропонимания:

Ормазд [позднейшая форма имени Ахура-Мазда], обладающий
знанием и добродетелью, пребывает наверху"..." Ахриман
[Ангро-Манью], объятый страстью к разрушению, был глубоко внизу
во тьме"..." Дух Разрушения "..."не был осведомлен о
существовании Ормазда. Потом он поднялся из глубин тьмы и
направился к пределу, откуда был виден свет. Когда он увидел
непостижимый свет Ормазда, он бросился вперед, стремясь
уничтожить его. Увидев же мощь и превосходство, превышающие его
собственные, он убежал обратно во тьму и сотворил много
демонов"..." Тогда Ормазд "..." предложил мир Духу Разрушения.


Далее описывается процесс сотворения мира.

Сперва Ормазд создал небо, светлое и ясное, с далеко
простирающимися концами, в форме яйца из сверкающего металла
"..." Вершиной оно достигало до Бесконечного Света, а все
творение было создано внутри неба"..." Вторым после субстанции
неба он создал воду"..." Третьим после воды он создал землю
круглую, "" висящую в середине неба"..." Четвертым он создал
растения"..." Пятым он создал Быка"..." Шестым он создал
Гайамарта [Первочеловека]".." А из света и влаги неба он
сотворил семя людей и быков, "..." и он вложил (его) в тело
Гайамарта и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное
потомство людей и скота.

Даже беглый и поверхностный обзор космологических
воззрений разных народов Земли дает чрезвычайно пеструю и
зачаровывающую картину мироустройства. Если представить, что
каждый народ соткал свой ковер представлений о Вселенной,
собрать однажды все эти ковры вместе и бросить их на траву, то
откроется удивительная вещь: сколько народов — столько
Вселенных! Северные и южные, западные и восточные картины
Мироздания поражают своей уникальностью, самобытностью и
многоцветностью.
Так, космолого-мифологические представления коренного
населения Новой Зеландии — маори — поразительно совпадают со
взглядами древних египтян: у полинезийцев исходной парой
космогонического процесса также выступают Небо-Ранги и
Земля-Папа. Им предшествуют Ночь-По и Свет-Ао, а также
Пустота-Коре, Звук-Че, Развитие-Коне и другие Божества,
входящие в структуру Вселенной. Космическую предначертанность
видели в себе и кочевники гунны, наводившие ужас на Европу
раннего Средневековья. По свидетельству китайских хронистов,
гуннские правители, когда их орды еще не отправились в свой
смертоносный поход от Великой китайской стены к европейским
рубежам, именовали себя "порожденными Небом и Землею,
поставленными Солнцем и Луною".
А теперь для сравнения обратимся к российским эвенкам.
Воссозданная усилиями многих поколений космическая панорама
жизни этого малочисленного коренного народа Русского Севера
приводит к поразительному открытию: эвенки считают себя
полноценными детьми Звездного неба, Луны и Солнца --
космических родителей всего живого и неживого на земле. Верхний
мир (по существу — Космос) имеет многоярусную структуру: там
есть свой бескрайний океан, своя земля, своя тайга, своя
тундра. Ведет туда своя небесная дорога: через Небесную дыру --
Буга Санарин — по-нашему, это — Полярная звезда, главный
ориентир всех охотников, оленеводов, путешественников и
мореплавателей. Верхний космический мир — царство Отца-Солнца
Дылачанкура, хозяина света и тепла. Его жена — Луна Бега, их
дети — солнечные лучи; они-то и светят людям сквозь Небесную
дыру берестяными факелами. По-иному приходит на землю тепло.
Всю долгую зиму в своем космическом чуме топит печку
Отец-Солнце и собирает тепло в кожаный мешок для того, чтобы с
приходом весны и лета выпустить его на землю через все то же
космическое отверстие в небе.
По представлениям другой северной евразийской народности
— ненцев — Вселенная, которую сотворила космическая птица
Гагара, состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали
— один над другим. Всего над Землей — 7 небес. К ним
прикреплены Солнце, Луна и звезды. Вся эта хитроумная небесная
модель медленно вращается над плоской Землей. Высоко в
космических сферах живут небесные люди, похожие на земных
антиподов — с оленеводческими и охотничьими пристрастиями.
Звезды — озера верхнего мира. Когда там тает снег, он падает
на землю в виде дождя.
Картина мироустройства не только излагалась и з

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.