Купить
 
 
Жанр: Философия

Сокровенная религиозная философия Индии

страница №7

нно буду встречать
все кажущиеся несправедливости, от которых страдаю". Вот речь человека,
понявшего свое положение. Он идет вперед с высоко поднятой головой,
терпеливый к настоящему, полный надежды и доверия к будущему, которое он
сам готовит себе.

Независимый дух, уверенность в себе, терпение и мужество, вот
последствия верного понимания Кармы. В следующей беседе нам предстоит
рассмотреть почему человек привязан к Карме и как он может постепенно
завоевать свою свободу.
0

- 39 -


VIII

EКАРМА¶F
(Продолжение)

В последней беседе мы видели, что все внутри нас, равно и в
обстоятельствах, окружающих нас, есть результат нашей кармы, нашей
деятельности. Следующий закон поможет нам выяснить водействие кармы на
человеческую эволюцию:

Всякая причина (или всякая деятельность) стремится производить свое
действие непосредственно.

Если я делаю движение рукой, вибрирующие волны, приведенные вокруг
меня в движение, стремяться прикоснуться ко всему существующему. Только
сопротивление среды (это сопротивление заключает в себе также
деятельность или причину, только противоположную) препятствует
немедленному осуществлению этого стремления. Следовательно, причины
стремятся произвести свои действия немедленно, но это не всегда
достигается; иначе - настоящая минута происходила бы неизменно из
предыдущей, и это было бы так, если бы вы не зарождали ежеминутно
противоречивых причин, которые логически не могут производить свои
действия одновременно. Если я положу свою руку в пылающий огонь, я
немедленно сожгу ее. Но если я предварительно натру ее
предохранительным веществом (например, соком известных трав, растущих в
Индии), моя рука не сгорит немедленно: потребуется время, чтобы огонь
уничтожил сперва предохраняющее вещество. Следовательно, при нормальных
условиях действие следует непосредственно за причиной; но оно
задерживается, если одновременно появляется противоположная причина.

Этот закон переходит через всю нашу жизнь. Без отдыха и срока
нагромождаем мы причины, которые стремятся постоянно связать нас, ибо
они производят свои последствия, как только к тому представляется
случай. Но наши деятельности так противоречивы, что только некоторые из
них согласуются от времени до времени между собой. Так что - в течение
наших существований - мы нагромождаем целые горы причин, которые не
могут до времени осуществиться. Эти причины образуют то, что мы могли
бы назвать технически "скрытой или накопленной Кармой" (по санскритски
sanchita каrma, скрытая карма). Наоборот, карма, действия которой
проявляются в настоящее время в нашей природе, в нашем характере, в
наших обстоятельствах и т.д., будет носить название "Кармы действующей"
(prarabdha karma). Эта часть нашей кармы определяет направление нашей
текущей жизни и мы увидем вскоре как выполняется ею то, что можно
назвать "естественный подбор".

Наконец, карма новая, которую зарождают ежеминутно наши различные
деятельности, может быть названа "зарождающейся кармой" (kriyamana
karma*). (* Именно эта карма представляет собой созидательную силу
человека, залог его свободы. Позднее мы увидем, как "ученик",
посредством сознательно направленной деятельности, может изменить свою
"судьбу" (prarabdha), даже до полного ее уничтожения. Он может также
привести в действие свою "скрытую карму" (sanchita) и тем заплатить в
несколько коротких воплощений долг, который - иначе - возвращал бы его
на землю бесчисленное количество раз). Смотря по тому, совместима она с
нашими настоящими деятельностями или нет, ее можно отнести или к первой
категории (sanchita), или ко второй (prarabdha).

Следовательно мы живем под влиянием двойной совокупности кармы:
одна ожидает как бы в тени случая, чтобы проявиться, другая производит
свои действия непосредственно. Из этого можно вывести, что "скрытая
карма", за отсутствием случая, может переноситься из одной жизни в
другую и оставаться как бы погребенной в продолжении многих воплощений,
чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских
саргофагах - как только появятся на лицо все необходимые условия.


Из этого великого резервуара* выбираются причины, долженствующие
управлять каждым отдельным воплощением; чтобы проявиться совместно,
причины эти не должны уничтожать одна другую. (* Следует помнить, что в
этот резервуар входит и Карма, зачатая человеком в период, следующий за
каждой физической смертью. Это один из важных факторов, так как во
время пребывания человека в ментальном и астральном планах, усилия и
желания его земного существования превращаются в способности. (Мы даже
видели, что может возникнуть новая карма, если пребывание человека в
астральном мире продолжается ненормальным образом.)) Кто же делает этот
естественный подбор? Силы, которые можно назвать "законами кармического
подбора". В природе мы беспрестанно наблюдаем действие аналогичных
законов. Посадите дерево и окружите его всевозможными питательными
веществами: дерево выберет из всей массы то, что подходит для его роста
и для его свойств; остальное будет отброшено. Вы увидете, что везде,
где есть жизнь, есть и естественный подбор, человек не составляет
исключения.
0

- 40 -


Законы эти могут быть рассматриваемы и с другой точки зрения; их
можно мыслить как Сущности, "Владыки Кармы", ибо между законом и
деятелем, приводящим закон в действие, нет существенной разницы. Мы
ничего не можем знать о законе кроме того, что это - планомерный способ
деятельности. Подумайте о каком бы то ни было законе; вы не можете
мыслить его иначе, как под видом деятельности.* (* Пример: сила
тяготения - закон, но понят он может быть только как действие всемирного
притяжения.) А мы знаем, что всякое действие требует деятеля. Один и
тот же объект явится нам или как действие (карма), или как деятель,
смотря на какую точку зрения мы станем.

Кто из вас знает меня? Когда я говорю с вами, ваши чувства
задеваются совокупностью деятельностей, впечатление от которых вы
назовете: звук, цвет и т.д. Которое же из этих впечатлений - я сам?
Во мне, как и во всем мире, вы различаете только совокупность правильно
расположенных деятельностей, различаете только закон. Сущность повсюду
ускользает от вас, вы знаете ее только в себе. Глядя на меня, вы
заключаете только по аналогии о наличности существа, но вы и права не
имеете заключать иначе. Закон природы- с вашей точки зрения- только
планомерные деятельности, с этим я согласен; но если вы возьмете их в
их совокупности, если вы постараетесь поставить себя на их субъективную
точку зрения, вы можете с полным правом рассматривать их, как Сущности.
Всемирный Закон и всемирная Сущность - Одно.

Как и все другие законы, законы кармического подбора представляют
собой - с субъективной точки зрения - Сущности. Сущности эти, иначе -
законы кармического подбора - выбирают из кармы человека элементы,
способные соединяться вместе в одном и том же воплощении; и эти
элементы определяют направление, по которому человек должен будет
двигаться, если только он не проявит самостоятельную волю.

Ибо во всякую минуту воля человека может ввести новые величины в
"уравнение" его жизни, постоянно изменяя равнодействующую его кармы. В
этом и состоит существенная разница между низшими царствами природы и
человеком. В низших царствах, где воля еще не проявлена, существо
двигается роковым образом, по линии, начертанной его предшествующими
деятельностями; оно как бы связано судьбой. Но проявившаяся воля
человека в состоянии заменить судьбу - свободой, потому что в воле
коренится способность изменять в каждую данную минуту направление
равнодействующей его кармы.*

------------------------------------------------------------------------
* Те, кто знает, что подразумевается в механнике под составными
силами, поймут в чем дело. Судьба представляет собою "равнодействующую"
всех сил, которые человек приводил в действие активно, или которым он
подчинялся пассивно, вплоть до настоящего момента. Если не вмешается
никакая новая сила, жизнь пойдет по этой равнодействующей. Но появление
Воли вводит влияние новых сил, которые ежеминутно изменяют "родовую"
равнодействующую. В конце концов мудрость просвещает нас: она
указывает нам силы, ранее нам неизвестные, и позволяет нам, благодаря
разумному подбору этих сил, изменить смысл равнодействующей или даже
вообще уничтожить ее. Карма, определяющая воплощение, может быть
рассматриваема как первая равнодействующая, позволяющая предсказать
определенное будущее человека. Но она может быть изменена постольку,
поскольку человек овладел Мудростью и Волей. Существует изречение,
хорошо знакомое астрологам: "Мудрый управляет своей звездой, невежда
управляем ею".

------------------------------------------------------------------------

У американского поэта Эдгара По встречается прекрасное изречение:
"Бог, сковавший природу судьбой, дал свободу человеческой воле.
Человек, не имеющий воли, в настоящем рабстве у предопределения, так же
как и животное".

Здесь мы начинаем подходить к решению трудной проблемы о
"Предопределении" и о "Свободной Воле". Противоположность этих двух
понятий только кажущаяся; и то, и другое относительно верно.
Предопределение есть удел существ, у которых нет собственной воли: они
обречена роковым образом поступать так или иначе. Но обладающие волей
могут изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому
направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и
Мудрость развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными.

Таким образом все, столь различные с виду, решения этой проблемы
верны, каждое на своем месте. Существует абсолютная свобода, но только
для того, кто познал Истину (или живет сознательно по закону);
существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до
известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая
связывает всех тех, кто не проявляет своей воли.
0

- 41 -


Нужно ясно понять следующее: растущая Воля позволяет нам изменять
до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем Мудрости, мы
можем уничтожить огромное количество кармы, накопленной на протяжении
веков, превратить ее в пепел, и - освободить себя из оков, которые
казались вечными. "Познайте Истину", сказал Учитель, "и Истина
освободит вас".

Что же такое - эта освобождающая Истина, как не единственная
Реальность. "Sat", Бог, единение с Которым, осуществленное человеком в
себе, человеком, дошедшим до конца своего долгого пути, может быть
выражено словом: "Единство" или на христианском языке: "Отец мой и Я -
Мы едины".

Такова конечная Истина. Она прекрасно выражена в следующих словах,
одним из великих философов Индии:

"Истина, о которой спорят в тысячах сочинений, может быть выражена
в двух строках: Brahman, Абсолютное, Единое - истинно; вечно
меняющаяся Вселенная не реальна; ее существование - относительно, и
человек, по своей сущности - божественен".

Цель человеческой эволюции - полное осуществление его
божественности, отождествление его сущности с Единой Реальностью.
Таково значение слова "познать", употребленное Христом, когда Он
говорит: "познайте Истину и Истина освободит вас". Когда осуществится
это Единение, человек освободится от оков закона причинности. Час его
спасения пробьет. Таков смысл учения всех великих Учителей.

Человечество поднимается к своей цели, проходя все божественные
иерархии, где свобода растет пропорционально с Мудростью. Таковы, в
самом кратком изложении, главные мысли, необходимые для понимания кармы.
Единая истина, всюду присущая, есть нерушимый закон причинности. Что
касается фатализма, то он существует только для тех, кто не проявляет
самостоятельной деятельности. Всякое проявление воли ведет к изменению
направлениия человеческой жизни, но не - вопреки, а благодаря закону.
Если бы вся наша эволюция не управлялась законом, как могли бы мы
работать в безопасности над своим освобождением? Если бы мы не знали,
что с верху и до низу, на лестнице бытия, такая причина производит
именно такое действие, как могли бы мы направлять свои движения с
уверенностью к вечному миру? Только закон обеспечивает нам свободу. В
силу закона, причины, зарождающие рабство, и ведут к рабству, но когда
эти причины перестанут зарождаться нами, тот же закон приведет нас
неминуемо к освобождению. Закон - везде и во всем. Отрицать его,
значит открывать двери для "случайности". Но "случайность" - понятие,
созданное невежеством; в словаре Мудреца этого слова не существует.

Отсюда следует, что Воля и Мудрость могут освободить нас только
благодаря закону, благодяря карме. Но - в таком случае нас связывает
вовсе не карма? Конечно нет; карма - не более как колесо причин и
последствий, колесо, которое катится безостановочно от зари и до заката
вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу - наши собственные
желания.


Желания эти - те мысли и силы, которые облекаются в астральном мире
в осязаемые, реальные формы. Мы не различаем эти формы, но тот, у кого
очи открыты, видит ясно, как они выбрасываются по всем направлениям
материального мира жадным хотением честолюбивого человека.

Если мы хотим обрезать нить, которая привязывает нас к колесу
смертей и рождений, мы должны уничтожить желание. А уничтожить желание
возможно только изгнав из себя эгоизм и сознание своей отдельности от
остального мира. "Я-здесь, ты-там, желанный объект отличен от нас
обоих... чтобы я мог обладать им, необходимо чтобы ты не владел им..."
Отсюда рождается зависть, ревность, ненависть. Я могу желать только то,
что отличается от меня, что вне моей сущности; но если я познаю, что
объекты моего сознания во мне, что во мне сущность всех вещей, желание
прекращается само собой, и цепи распадаются.

Полное освобождение обусловливается совершенной Мудростью; пока мы
не овладели такой мудростью, мы можем только направлять нашу жизнь по
наиболее благоприятной равнодействующей, работая неуклонно над
постепенным уничтожением эгоизма, над разрушением той стены, которая
отделяет нас от наших братьев и от Бога. Бескорыстная жизнь есть
необходимое условие роста. Тщетны все человеческие знания, которые
исходят из одних только умственных усилий. Сколько ученых людей
проходят жизнь, напоминая собой того "мула, навьюченного книгами", о
котором говорит индусский поэт! Гнев, честолюбие, эгоизм, - вот что
необходимо уничтожить, если вы стремитесь к мудрости; только этим путем
вы разовьете в себе божественные свойства, которые рассеют внутри вас
пелену иллюзий, закрывающих истину. "Чистое сердце проникает и небо, и
ад", - сказал автор "Подражания Христу". Это - истина. Вспомним также
0

- 42 -


слова Евангелия: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Увы,
немногие ставят своим идеалом чистоту жизни, чистоту характера,
абсолютное бескорыстие. Быть готовым на все, чтобы помочь человечеству
и не думать при этом о своем собственном росте: это требование
покажется слишком суровым для многих. Но если, не довольствуясь
знакомством с восточной философией, вы захотели бы провести ее в жизнь,
такое абсолютное бескорыстие - первое и неизбежное условие, золотой
ключ, без которого вы вотще будете стучаться в двери, за которыми
хранятся божественные тайны.

До сих пор мы стремились понять жизнь. Наш беглый очерк приводит к
заключению, что существует Единая Реальность, вне которой все -
преходящие тени. Человек по существу однороден с Богом. Но он стонет
поныне в страданиях, потому что перед очами его - пелена иллюзии. Его
потенциальная Божественность обнаружится, когда он сбросит эту пелену и
освободит себя от бесконечной цепи Кармы, которую он сам сковал для себя
в прошлом своими мыслями, словами и поступками. В этом - цель жизни. В
следующей беседе мы рассмотрим, каким образом возможно осуществить эту
цель, направляя сознательно наши деятельности.

Примечание: Некоторые люди, принимающие доктрину Кармы, но не
понимающие ее, становятся жестокими. "Если этот человек страдает",-
говорят они,- "следовательно он заслужил это страдание. Зачем же
помогать ему?" На это можно ответить: "если этот человек имел
возможность получить от вас помощь, следовательно он заслуживает эту
помощь, и если вы сознательно пропустили случай сделать ему добро, вы
ответственны за это".

Мы всегда можем помочь нашему ближнему изменить направление его
жизни.

Если мы не можем помочь ему материально (что иногда лучше для
него), наши милосердные мысли и желания дадут ему нравственную опору,
которая, хотя и не видима для нас, тем не менее вполне реальна. Не
следует никогда упускать из виду определение Добра и Зла: мы только
тогда действительно помогаем нашему ближнему, когда помогаем эволюции
его истинной Сущности - каковы бы не были видимости.

В общем выводе, Карма не мешает нам оказывать помощь нашим ближним
настолько же, насколько она не мешает нам помогать себе самим.
0

- 43 -


IX

EПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ¶F

До сих пор мы старались понять, хотя и в самых общих чертах
теоретическую часть обширной философии, преподаваемой столько веков в
Индии.

Сегодня мы постараемся познакомиться с ее возможным применением к
жизни. Уже в начале наших беседы я сказал вам, что Индусская философиянаука
экспериментальная. Мудрость моих предков совсем не похожа на
спекулятивную философию современной Европы, которую можно сравнить с
величавым памятником отвлеченных гипотез, построенных на нескольких
данных, подмеченных на одном только физическом плане. У нас
спекулятивный метод играет второстепенную роль. Отвлеченное
доказательство имеет свое значение и в нашей философии, так как
необходимо прежде всего убедиться в логической вероятности преподаваемых
теорий. Но у нас эти теории подлежат утверждению наших Мудрецов,
которые проверили их личным опытом.

Отвлеченные убеждения служат только предисловием к философии -
мудрости Востока, которая и начинается - строго говоря - только там, где
европейская современная философия уже кончается.

Мы твердо знаем, что "вера без дел мертва" и если, в виду большой
трудности задачи, и не решаемся сами следовать по пути, указанному
нашими Мудрецами, мы, по крайней мере, сознаем, что каждого из нас, не
сумевшего победить свою слабость, ожидает вечный застой.

Наша вера, вывод из теоретического учения, набросанного в
предыдущих беседах, может быть выражена в нескольких словах:

Единая Реальность во вселенной; все, что существует, не более как
проявление этой Реальности; "Я" человека по существу тождественно с
этой Реальностью.

Цель жизни: осуществление этого тождества в действии.

Отыскать средства к достижению этой цели, вот что будет содержанием
нашей настоящей беседы. Одно уже определение предмета, занимающего нас,
указывает на условие, без которого невозможно осуществление поставленной
цели.

Следующие четыре слова: 'движение вперед к Единству' дают нам
немедленно двойной ключ, отпирающий вход на "узкую стезю".

Во-первых: Движение вперед...

Мы уже видели, что мировой Закон есть Деятельность (Карма);
деятельность тождественна с бытием. Если мы не можем существовать не
действуя, тем более не можем мы совершенствоваться, оставаясь
бездеятельными. Если мы находимся здесь, то только потому, что наши
действия согласуются с действиями среды, в которой мы существуем. Чтобы
измениться, чтобы подняться или понизиться, достаточно действовать
иначе. Если, существуя в известной среде, мы изменим наши действия
сообразно с той средой, в которую мы стремимся, мы будем перенесены
роковым образом, силою вещей, в эту новую среду.* (* Если рыба, которая
находится - благодаря своей прежней деятельности - на известной глубине,
изменит свой воздухоносный пузырь соответственно глубине, в которую
стремится, она будет унесена роковым образом, силою вещей (в данном
случае силою тяжести) в эту новую глубину. Из последующего выясниться,
что в нашей деятельности должны подлежать изменению не внешние ее формы,
а внутренний мотив. Одни и те же действия, совершенные с эгоистической
целью, удерживают нас в колее, где мы прозябаем, и теже действия, если
они имеют целью общее, а не личное благо, поднимут нас - подобно могучим
крыльям - и перенесут на высоту, на которой кончается наше ничтожество.
Результат такого изменения мотива нашей деятельности может обнаружиться
не непосредственно: он тем не менее неизбежен и проявится, как только
победятся сопротивления, исходящие из предшествовавшей нашей
деятельности, как только истощится наша "дурная Карма".) Этот факт
проверен опытом. К тому же все отдельные стороны нашего существа
развиваются благодаря правильной деятельности, наша нравственная природа
также как и наша умственная и мускульная организация. Бездействие есть
застой, смерть.

Чтобы расти, необходимо быть дейтельным, иного способа нет.

Вторые два слова: "к Единству".
0

- 44 -


Разъединение существует на всех планах проявленной вселенной, но
оно существует только на них. Чтобы дойти до цели, до Единства,
необходимо уничтожить разъединение, иными словами, мы должны убить
эгоизм нашей природы. Следовательно, бескорыстная жизнь есть
непременное условие роста. Эгоизм, инстинкт обособления, будет вечно
удерживать нас в сферах разобщенности. Чтобы достигнуть Единства,
необходимо освободиться от эгоизма. Эгоизм родит желание, одно не
бывает без другого; а не что иное как желание привлекает нас к
отдельным вещам, оно же привязывает нас могучей цепью к колесу рождений
и смертей. Желание ослепляет наше духовное ведение и ведет нас в
царство иллюзий, где теряется истинный смысл явлений; оно ведет нас в
запутанный лабиринт пространства и времени, где каждая вещь кажется
различной от каждой другой. И желание должно быть уничтожено, елси мы
хотим познать Истину и завоевать Свободу.

Вот, в кратком изложении, двойное условие для роста человеческой
сущности в направлении совершенства: расти посредством деятельности без
эгоизма, без желания; ибо - эгоизм родит желание, а желание вызывает
страдание, грусть, все принадлежности бедствия.

Но и эгоизм не что иное как результат неведения, что на свете
только одна Реальность и что по существу я есмь эта Реальность... Ты и
она- одно, ты, бедный раб своих иллюзий, мертвец, оплакивающий своих
мертвецов в пустыни жизни; ты - по существу божествен. Если бы ты мог
запечатлеть в своем сердце эту истину, ты увидал бы как распадутся сами
собой обманчивые границы, которые производят и грусть, и все твои
страдания. Твое неведение - причина твоего эгоизма, твой эгоизм -
причина твоих бедствий... Когда осуществится в тебе Слово Единства, ты
станешь совершенным и скажешь вместе с Христом: "Отец мой и я - мы
едины".

Коренное условие всех наших несчастий есть - следовательно -
неведение; неведение того факта, что мы составляем Одно со Всем. Это
неведение уничтожится постепенно расширением нашего сознания; вот что
мы понимаем под ростом человека. Человек отличается от животного, и
животное от растения только степенью своего сознания. Божественное
начало, всегда неизменное, присутствует в глубоко скрытом виде и в
недрах холодного камня. Пробудите его, и оно постепенно, шаг за шагом,
неизменное в своей сущности, но проявляющееся через посредство
проводников все более и более совершенных, преобразится сперва в
растение, растение в животное, животное в человека, человек в Ангела, в
Учителя. И высокая иерархия продолжится, поднимаясь на неизмеримую
высоту, не доступную для нашего мелкого ума, до самого престола
Неизреченного Бога, вполне проявившегося. Таким образом, во всем объеме
своем, "рост" есть не что иное как постепенное освобождение, развитие
Божественной Силы, скрытой во всей своей целостности под каждой
созданной формой. Вот что означает слово: "эволюция". И эта эволюция
не более как логическое продолжение, второй акт Божественного
Творчества, необходимый результат "инволюции", поредством которой Единая
Всемирная Суть таинственно скрывала себя до тех пор, пока не произошла
последняя иллюзия, имя которой: физический мир. И это освобождение,
эта эволюция происходит на всех ступенях лестницы только благодяря
деятельности. Действие и противодействие вызывает проявление всего, что
скрыто в сути вещей. И наши собственные чувства, не развиваются ли они
только благодаря воздействию на нас внешних сил? Наука признает, что
действие или фун

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.