Жанр: Философия
Сокровенная религиозная философия Индии
...a. (* Пропускаем многие промежуточные
моменты, чтобы упростить изложение.) Это - начало эмоциональное, начало
чувства, соответствующее астральному плану, т.е. шестому плану
проявленной вселенной.
Наконец, как последствие желания, является обладание. Когда
субъект овладевает объектом и отождествляется с ним, происходит
определенное творение, рождается вид (Является седьмой план вселенной,
объективный физический мир). Последний продолжает свою эвлюцию,
дифференциируясь все больше и больше благодаря Закону повторяющихся
проявлений.
Мы будем рассматривать теперь этот закон. В его самом обширном
смысле он может быть назван законом перепроявления (remanifistation):
прилагаемый к человеку, он становится законом Перевоплощения.
Этот закон должен быть ясно понят каждым, кто хочет изучать мировую
философию.
На какой бы точке зрения мы не остановились, везде во всей природе
мы найдем постоянное стремление к дифференциации, к разнородности.
Всякая вещь, происшедшая из первичного Единого, дифферинициируется до
тех пор, пока не достигнет крайней границы разности в индивидуальном
человеке.
Этот процесс виден даже на физическом плане. Ученые,
придерживающиеся теории туманных звезд, утверждают, что все, что мы
знаем на физическом плане, существовало ранее под видом обширной
однородной массы, тумана, носящегося в космическом пространстве.
Туманность эта, по мере соего сгущения, дифференциировалась, чтобы дать
начало почти бесконечному разнообразию нашего материального мира. Все,
что наши чувства воспринимают здесь на земле, произошло из единой
субстанции первобытной туманности, сгущение которой произвело солнечную
систему.
Но с нашей философской точки зрения дифференциируется не форма, а
идея, которая производит и животворит форму. Этой мыслью не легко
овладеть, особенно западному уму; но здесь нам может помочь ваш философ
Шопенгауер. Припомните, что он рассматривает виды и всевозможные
проявления жизни во вселенной как выражение одушевляющих их идей. Даже
такая физическая сила, как сила тяготения, представляет для него
выражение идеи. Его теория "степеней воли" достаточно разительна в этом
смысле. Он производит все существующее из Первоисточника, которому дает
имя "первичной Воли"; затем, эта Воля подразделяется по степеням,
каждая из этих степеней являя собой в действительности - идею. И, если
я не ошибаюсь, он говорит, что каждая из этих идей есть субстрат особого
рода проявления и что делится и подразделяется идея, а не что либо иное.
Она есть субстрат, так сказать, общая душа* вида, душа, которую каждый
отдельный представитель вида являет собой в более или менее полном
проявлении. (* Я употребляю слово "душа", за неимением другого
выражения в смысле оживотворящего начала собирательного, а не в смысле
разумной сущности, какова человеческая душа.) Возьмем в пример стадо
овец. Это стадо действительно одушевлено одною общей душой. Каждая
отдельная овца, принадлежащая к стаду, не имеет - подобно человеку -
индивидуальной устойчивой души, но вся совокупность стада оживотворена
одной общей субстанцией. Эта субстанция, эта душа, или это начало,
проявляется при этом в своей целостности, а не по частям, в каждом
животном, составляющем стадо.
Еще раз, этот процесс не легко понять; но возможно составить себе
о нем понятие, если уловить общие законы космического проявления. Дело
идет о двух различных планах, о двух пространствах, где число измерений
различно. Возможно, что вещь, являющаяся единой в пространстве о
четырех измерениях, проявляется в пространстве о трех измерениях под
многими формами, хотя и содержится во всей своей целости в каждой из
этих форм.
Кто знаком с математикой, поймет в чем дело, но сомневаюсь, чтобы
можно было выразить это словами.
С точки зрения психологической я могу попробовать, с помощью
примеров, показать вам, что одна и та же идея может проявиться под
различными формами во всей своей целостности.
0
- 28 -
Но предварительно я прошу вас допустить, хотя бы только в виде
предположения, что всякая идей есть осязаемая реальность; что каждая
наша мысль имеет особую форму и реально существует на соответствующем ей
плане, и притом по законам времени и пространства иным чем законам, к
которым привыкли мы. Если бы, при помощи ясновидения, вы могли
воспринять объекты этого плана, вы узнали бы, что каждая мысль имеет
видимую и осязаемую форму. Убедиться в этом можно только личным опытом,
а пока необходимо это допустить.
Допустив это, возьмем художника, хотя бы живописца: то, что он
выражает на полотно, не что иное, как его идея во всей ее целости.
Предположим, что он воспроизведет эту же картину несколько раз:
проявление одной и той же идеи умножится, но сама идея выразится в
каждом из воспроизведений во всей своей целости. Другим примером может
служить мать, у которой настоящее материнское сердце. У нее ребенок,
которого она любит всей душой. Предположим, что у нее родится другой
ребенок, и что она любит его одинаково всей душой. Думаете ли вы, что
вследствие этого ее любовь к другому ребенку уменьшится? Нисколько. Ее
любовь проявилась теперь в двух объектах и в каждом во всей своей
целости. Умножьте число детей, и если она истинно любящая мать, она
проявит свою любовь всю целиком относительно каждого из них, и нежность
ее к первенцу не уменьшится нисколько.
Вы усмотрите в этом психологический принцип с сложным проявлением,
открывающийся в каждом проявлении во всей целостности.
Та же идея выражалась индусскими философами с помощью следующей
аналогии. Поставьте один подле другого сосуды, наполненные чистой
водой; одно и то же солнце будет отражаться все в каждом из сосудов.
Точно так же и одна общая душа отражается во всей своей целости в каждом
из представителей вида: в том стаде овец, о котором мы упоминали живет
одна общая душа.
Теперь может быть станет более понятным, каким образом может
твориться постепенная дифференциация общей Души, сущей во всей мировой
эволюции.
В начале нет ничего, кроме Единого Все, и это Единое раздробляется
все больше и больше, каждая "общая душа" постепенно разделяется и снова
подразделятеся на души все более и более обособляющиеся. Дифференциация
эта происходит путем воздействия внешних деятельных начал на формы.*
------------------------------------------------------------------------
* Каждое существо одновременно и жизнь, и форма. При помощи
дифференциации развивается собственно жизнь; форма только красивое
орудие этого раздробления, необходимое орудие без которого жизнь не
может войти в соприкосновение с внешними воздействиями. Как только
форма сыграет свою роль, она разбивается, умирает, а жизнь продолжая
свое развитие проявляется под новой формой. Таким образом внешние
воздействия на преходящие формы, производя раздробления, ????? в тоже
время эволюцию непрерывающейся жизни, которая одушевляет эти формы.
------------------------------------------------------------------------
Возьмем какой-либо вид из царства растительного. Отделите
несколько образцов этого вида и окружите их условиями, сильно
отличающимися от тех, которыми был окружен материнский вид в природе.
Эти новые условия повлияют на душу вида - поскольку она проявляется в
отделенных вами образцах - в такой степени, что эта отделенная группа не
в состоянии будет поддерживать свое прежнее отношение к остальному виду.
Вы создадите таким образом собирательную второстепенную душу, которая
уже не может быть слита с общей душой вида. Другими словами, вы создали
новый вид, развившийся из предыдущего.
Эту же идею можно осветить иначе, если вспомнить, что все в мире -
вибрация.
Попробуйте взглянуть на жизнь вида как на особый род вибрации.
Если вы выберете несколько отдельных экземпляров и насильственно
подвергните их новым, иного рода колебаниям, эта группа отделится от
материнского вида и сделается родоначальником нового вида. Таким
образом, разница условий, которым подвергаются виды, постоянно
дифференциирует жизнь, которая представляет собою субстрат этих видов;
и эта дифференциация продолжится через все три низшие царства природы,
пока не произойдет человек.
0
Начиная с этого момента, каждое существо организуется своей особой
душой или человеческой индивидуальностью, которая продолжает свою
эволюцию независимо, провляясь повторным образом в целом ряде форм или
личностей, все более и более совершенных, по мере усилия
индивидуальности. (Индивидуальность или человеческая душа и есть
"низший Манас", о котором шла речь в первой беседа, личность образуется
из четырех низших начал человека). Здесь мы доходим до последней грани
подразделения: можно сказать, что каждый человек представляет собою
отдельный вид.
Человек появляется в начале в виде дикаря, не только не
превышающего животное, а с виду даже ниже животного.
Одна из причин такого как бы движения назад в эволюции лежит в том,
что сумма умственных способностей, достаточная для руководства животным
организмом, совершенно недостаточна для организма человеческого. Отсюда
возвратное движение, наблюдаемое на всех переходных ступенях
развивающихся существ. Так, наиболее развитые растения проявляют все
признаки большой чувствительности; они приобрели уже сравнительно
обширный опыт, и жизнь, их одушевляющая, должна постепенно перейти в
состояние животной жизни. Все ученные признают, что трудно провести
ясную границу между обоими царствами; но если бы удалось ее провести,
мы увидели бы, что первичная животная форма во многих отношениях ниже
высокоразвитого растения. Причина та же самая: сумма энергий,
достаточная для того, чтобы гармонично управлять наиболее развитым
растением, будет едва едва в состоянии поддерживать в равновесии
отправления организма животного. Чередующиеся прогресс и регресс -
таков циклический закон. Он встречается во всей вселенной; он
господствует одинаковым образом над человечеством и над нациями и
индивидуальностями, составляющими человечество. Прежде люди были более
добродетельны, теперь они менее добродетельны, но со временем они станут
более добродетельны чем когда либо, потому что прибавятся вновь
приобретенные качества, которых у людей ранее не было. Повинуясь тому
же закону, жизнь высокоразвитых животных проявится позднее* под формой
первобытного и дикого человечества. (* В новом мировом проявлении, в
новой - не нашей - эволюции).
Но я должен при этом убедительно настаивать на одном основном
факте: те, котрые смутно познакомились с индусским учением о
перевоплощении, думают, что по нашим понятиям индивидуальный человек,
каковым он является в настоящее время, существовал в прошлом в виде
животного. Но это не верно: человек, как существо индивидуальное,
никогда не был животным. Жизнь, та, достигшая индивидуальности, жизнь,
которая одушевляет его теперь составляла когда то часть общего целого,
часть жизни целого вида.* (* По эзотерическим учениям 1-я и 2-я
человеческая раса представляла собой медленно развивающуюся форму
будущего человеческого организма, лишенную самостоятельности в разуме, и
только в средине 3-ей расы, когда с развивавшейся формой соединилась
человеческая монада, явился человек. Монада-искра божественной жизни,
которая заключает в себе все потенции божественных свойств. Прим.
перев.) Но, самим фактом своей индивидуализации, жизнь эта выступила
решительно и определенно из царства животного. Следовательно,
индивидуальность и есть та основа, которая представляет разницу по
существу между человеком и животным. Животные одного вида поступают все
одинаково в одинаковых обстоятельствах, если только они еще не на пути к
индивидуализации. Наоборот, каждый человек действует по своему и десять
индивидуумов могут проявиться при одних и тех же обстоятельствах десятью
различными способами.
Но если мы не были животными, мы наверное были дикарями. Как бы мы
не гордились в настоящее время нашей цивилизацией, было время, когда мы
жили не лучше папуасов и поедали без зазрения совести мясо собственной
своей супруги.
С тех пор наша жизнь постепенно, но неуклонно подвигалась вперед,
следуя мировому закону перепроявления, который относительно нас, людей,
получает значение перевоплощения.
Закончу несколькими словами, относящимися до перевоплощения,
которое мы будем изучать в нашей следующей беседе. Вот основной закон,
который можно вывести из всего предыдущего: Повсюду форма разбивается,
но душа или жизнь, одушевляющая ее, живет вечно и проявляется снова, под
другой формой. Таким образом, через вся эволюцию бытия сохраняется
беспрерывность приобретенного опыта.
Относительно животного царства мысль эта понимается без труда.
Возьмем еще раз стадо овец. Когда овца из этого стада умирает, жизнь
или сила, которая ее одушевляла, не уничтожается. Она возвращается или
вернее она остается в общей жизни вида со всем опытом, приобретенным
благодаря каждому отдельно проявленному существованию. Эти
приобретенные опыты образуют инстинкты вида.
0
Предположите, что многие овцы бывали уносимы орлами и, таким
образом, погибали. Жизнь стада или вида приобрела этот опыт и -
сохранила его. И когда эта жизнь проявится, т.е. когда родится
ягненок, он родится с приобретенным инстинктом вида: он будет бояться
орла. Это - не более как скрытое воспоминание о прошлом, сохраненное
общей душой вида. Таким образом одна форма может быть уничтожена, а
жизнь вновь появится под другой формой. Форма разбивается, а жизнь
развивается. Смерти, в смысле уничтожения, не существует: везде
превращение, всемирное непрерывное.
Но то, что с одной точки зрения есть жизнь, может быть формой с
другой. Всякая вещь, поскольку она форма - уничтожается; поскольку же
она сила или жизнь, она будет продолжать свое существование.
Возьмем для примера человеческое тело; здесь наиболее грубая
форма, это - та материя, твердая, жидкая и газообразная, которую вы
видите перед собой. Эта форма оживотворяется непосредственно силой,
которая есть растительная жизнь, иначе - эфирный элемент. Этот эфирный
элемент есть жизнь по отношению к грубому физическому телу. Разбейте
соединение грубых элементов: эфирное начало переживет их. И хотя это
переживание длится не долго, для ясновидящего оно, тем не менее,
очевидно. Следовательно, эфирное тело есть жизнь по отношению к
физическому телу, но оно же и форма по отношению к последующему началу,
т.е. астральному телу. Эфирное тело уничтожается, астральноепродолжает
жить. Когда же астральное тело уничтожится в свою очередь,
ментальное, по отношению которого астральное являло форму, сохранится
как жизнь и т.д. Один и тот же элемент одновременно и жизнь, и форма,
жизнь - относительно низшего начала и форма относительно высшего. Ибо,
во вселенной все вибрация: никакой разницы, по существу, между теми или
другими началами. Они - жизнь или форма; мужское или женское;
положительное или отрицательное - смотря по тому, с какой точки на них
смотришь. Когда одна вибрация прекращается, продолжается другая, более
тонкая... С самого верха и до самого низа лестницы бытия форма
уничтожается, а жизнь сохраняется.*
------------------------------------------------------------------------
* В этом ключе и решение вопроса о страдании: страдание происходит
оттого, что существо, которое одновременно и жизнь, и форма, неверно
отождествляет свое сознательное Я с формой, а не жизнью.
Развитие этого вопроса, как и почти всех затронутых нами вопросов,
можно найти в прекрасном труде A. Besant "The ancient wisdom."
------------------------------------------------------------------------
Таково основное положение, на котором построено учение о
перевоплощении.
0
VI
EО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ¶F
Мы видели, что жизнь дробится постоянно, пока не достигнет предела
дифференциации в индивидуальном человеке, который вначале проявляется в
состоянии дикаря. Нам остается рассмотреть как развивается этот дикарь
и какова цель его дальнего странствия.
Прежде всего я попрошу вас не забывать, что человек - в истинном
значении этого слова - проявляется только тогда, когда разовьется в нем
"Манас высший" (чистый разум, совесть) или "проводник" закона
причинности (corps causal).
Мы уже видели в беседе о космическом проявлении, что Божественное
Начало скрывается, обволакивается все больше и больше, пока не появится
физическая материя, которая представляет собой предельную точку Его
сокровенного вида.
Затем, когда эфирное начало освобождается и обнаруживает себя -
появляется растительное царство. Астральное начало или Kama,
освобождающееся в свою очередь, производит царство животное, на высших
ступенях которого начинают постепенно и медленно развиваться зародыши
умственной деятельности (интеллект, Манас низший).
На этой ступени развития происходит следующее явление. Когда два
противоположные электрические заряды постепенно приближаются одно к
другому, наступает момент, когда сопротивление среды побеждено;
вспыхивает искра и оба заряда соединяются. То же происходит и здесь:
когда в своей эволюции полюс животной жизни с пробуждением рассудка
достигает своей предельной грани, тогда духовный ток спускается с плана
Buddhi и его соединение с рассудком (Манас низший) производит искру,
которая и есть начало разума (Манас высший) или души. При своем
появлении это начало не более как зачаток, зародыш индивидуальности,
заметный только для ясновидящего высшего порядка. Во всяком случае,
первобытный человек не имеет сознания на высших планах: его "проводник
закона причинности", иначе - его душа - долго еще будет представлять для
него невидимую нить жизни, на которой будут развертываться, один за
другим, длинные ряды его существований. Он сам останется в полном
смысле животным: его сознание работает только в астральном мире, на
плане желаний, страстей, алчных стремлений. Он двигается только для
удовлетворения своих физических потребностей и в своих инстинктивных
движениях, он сталкивается беспрестанно с внешней природой, получая от
нее сильный отпор. Только грубые наслаждения или грубые страдания в
состоянии взволновать его. Его "астральное тело" стремится облегчить
удары, уменьшить страдания, он применяется постепенно к внешним
воздействиям; таким путем в человеке начинает развиваться камическое
(страстное) начало. До сих пор у человека очень мало мыслей. Он
едва-едва вспоминает то, что с ним случилось накануне, и, не имея почти
никакого понятия о прошлом, он не думает и о будущем. Если потребности
его удовлетворены, он не беспокоится о завтрашнем дне; доволный и
сытый, он погружается в тяжелую дремоту или предается какому-нибудь
скотскому насалаждению. Каждый раз, когда он чувствует голод или жажду,
в его мозгу медленно возникает мысль о том, что в прошлом мучительное
ощущение это прекращалось с принятием пищи. Это воспоминание побуждает
его к деятельности и он отправляется на поиски за пищей.
Саиый процесс мышления развивается очень медленно. Две или три
идеи, которые человек сравнивает между собой, составляют весь его
умственный багаж. В этот период человек развивает постепенно свой
астральный проводник и зачатки рассудка (Манас низший); физическое его
тело также изменяется понемногу, приспособляясь к внешним условиям. Но
весь этот процесс - с точки зрения - нашего представления о времени -
бесконечно медленный. Человек долго носится по океану жизни без всякой
руководящей мысли... И возможно ли ожидать, чтобы усовершенствование
его шло быстро? В каждом из своих земных существаний он успевает
собрать так немного ясных идей. На протяжении дней и ночей закон
перемежающейся деятельности и покоя управляет его жизнью. Затем, следуя
тому же мировому закону чередования, настает момент, когда активный
период его индивидуального проявления приходит к концу, настает час
покоя: человек умирает.*
------------------------------------------------------------------------
* Во время активного периода истинная суть человека, т.е. его душа
как бы выбрасывает все свои энергии на низшие планы. В пассивный
период, период отдыха, она вбирает их постепенно опять в себя, чтобы
усвоить приобретенные опыты и претворить их в способности, благодаря
которым - в следующем воплощении человек будет в состоянии приобрести
новые опыты, но уже высшего порядка. Таким образом, душа постепенно
обогащается, пока не закончится полный цикл человека. Сказанное
помогает нам понять, почему у обыкновенного человека воспоминание о
прошлых воплощениях выражается не как факт, а в форме способностей,
врожденных свойств и т.д.
------------------------------------------------------------------------
0
Вам известно, что смерть настает тогда, когда из человеческого
организма отделяется его эфирный двойник. Последний сбрасывается в свою
очередь, и человек остается в астральном мире (Kama-loka) до тех пор,
пока не будет вполне изжита его чувственная природа. Затем наступит
время сравнительного покоя, когда его астральное тело распадется в свою
очередь; следовательно, он сбросит, одну за другой, три низшие свои
оболочки. Если во время земной жизни у него была хотя одна благородная
мысль, что трудно допустимо в этот период эволюции, смутное воспоминание
о ней сохранится в его "низшем Манасе". Это и будет его небом. Наконец
и низший Манас, еще зачаточный у дикаря, быстро распадется, и тогда
человек попадет на свою истинную родину, которая есть область "высшего
Манаса" (Arupa)*. (* Arupa означает баз формы). Там его истинное
место, как человеческого существа. Но, достигнув этого состояния,
первобытный человек остается вполне бессознательным, потому что сознание
на том или другом плане космической жизни зависит от деятельности
человека, проявленной во время воплощения, а у дикаря деятельность
разума, т.е. отвлеченная мысль совсем еще не развита. В этих высших
сферах небесной жизни он представляет собою не более, как зачаток, еще
не пробужденный к жизни.*
------------------------------------------------------------------------
* Нужно отдать себе ясный отчет в том, что не начатое во время
земной жизни не может быть начато после смерти. Идея о "всеуравнивающей
смерти", о том что все отправятся на вечный покой, чтобы наслаждаться
небесным Блаженством, эта идея может быть по вкусу только тем, кто
проводит свою жизнь в еде и во сне. Инертного роста не существует.
Только медленным и терпеливым учением развиваются все стороны нашей
сложной природы.
------------------------------------------------------------------------
Это бессознательное состояние длится некоторое время, затем
наступает момент, и активный период его индивидуального цикла
возобновляется. Это выражается внутренними движениями, вибрациями
внутри "проводника закона причинности" или души, которая, действуя на
субстанцию низшего плана мысли, собирают вокруг человеческой души
элементы нового проводника мысли.
Это новое тело или новый проводник образуется соответственно
умственной деятельности последнего воплощения, деятельности, которую
душа сохраняет в виде способностей после того, как субстанция,
составлявшая проводник мысли предыдущего воплощения, уже разрушилась.
Таким образом новое тело мысли (Манас низший) не может сразу стать
умом гения: также как порода дерева всецело зависит от семени, которое
было посеяно.
Пробудившиеся к жизни умственные силы переходят постепенно на
астральный план, иными словами, деятельность человеческой души переходит
из области мысли в область желаний, и новое астральное тело образуется
точно также сообразно способностям, которые явились как результат
предыдущей астральной жизни. Затем - эфирная форма, как бы модель,
соответствующая данным индивидуальности, формируется распределяющими
силами вселенной; это эфирное тело действует в недрах материи,
организует грубую материю человеческого тела, после чего Ego постепенно
овладевает им при посредстве оболочек ментальной и астральной.*
------------------------------------------------------------------------
* Душа ребенка овладевает телом окончательно только к семилетнему
возрасту. Ранее этого ребенок живет частью на астральном плане. Вот
почему он видит и слышит много такого, чего мы не воспринимаем. Но
когда он рассказывает свои ведения, родители останавливают его, хотят
отучить его "выдумывать", и способность видеть не на одном физическом
плане постепенно исчезает.
------------------------------------------------------------------------
Но первобытное с
...Закладка в соц.сетях