АЛЬТЕРНАТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
В современной России происходит сложный и трудный
поиск ее саморазвития. К работам, посвященным
этой теме, относится предлагаемая читателю книга.
В ней нет готовых ответов и окончательных решений.
По сути она представляет собой раздумья авторов о путях
и судьбах развития цивилизации, продиктованных
тревогой за будущее своей страны.
Уже само появление работы такого теоретического
масштаба в сегодняшней России, в условиях еще не
закончившегося системного кризиса и утраты общественных
идеалов, весьма примечательно. Оно свидетельствует
о выходе отечественной экономической
науки из состояния растерянности и оцепенения, о мучительном
преодолении ею комплекса неполноценности.
Авторы дают оригинальный, хотя и весьма спорный,
анализ этапов общественного развития. В нем
много гипотетического и проблемного, порой не выходящего
за рамки постановки вопросов. Не всегда формулируемые
выводы подкрепляются достаточными
"аргументами и фактами". Но это неизбежные издержки
работ обобщающего характера. Вопрос в другом -
насколько выдвигаемые гипотезы опираются не на чисто
логические построения, а на реальные тенденции
социально-экономических преобразований. К числу
глобальных тенденций мирового развития принадлежит,
безусловно, нарастающая и углубляющаяся соци-
ализация, которая имеет весьма многообразные формы
проявления. В их числе и достаточно обстоятельно
рассмотренный в книге процесс органического вклю3
чения природы (среды обитания человека) в систему
общественных отношений.
Что касается выдвижения гипотез, то оно является
закономерным этапом научного познания и особенно
важно тогда, когда в науке ощущается неудовлетворенность
достигнутым уровнем знания, когда она оказывается
неспособной дать вразумительное объяснение
происходящих процессов. А именно такая ситуация
складывается в настоящее время и в отечественной, и в
мировой науке. Все более остро встает вопрос о разработке
новой парадигмы, опирающейся на осмысление
уроков истории и качественно новых явлений наступившего
XXI в.
Весь пафос теории социальных альтернатив, как
обозначили свой подход авторы, состоит в отказе от
жестких схем и линейных зависимостей при описании
общественного развития, в признании его многовари-
антности. Подобный подход заслуживает полной поддержки,
хотя авторы и не избежали соблазна найти,
как им кажется, идеальную модель.
Сегодня лучше, чем когда-либо ранее, становится
ясной многовариантность, альтернативность общественного
развития. Широко распространенные в науке и
усвоенные массовым сознанием концепции безальтерн
ативности лишь тормозят научный поиск.
С высоты современности лучше видятся и глубже
понимаются процессы, происходившие в человеческом
обществе на предшествовавших этапах его эволюции.
Это вполне естественно и закономерно. Ясно и
то, что эволюция человечества не имеет какой-то зад
анной направленности. Большинство из того, что сост
авляет историю, отнюдь не было неизбежным. Имели
место и другие альтернативы, по тем или иным причин
ам оставшиеся невостребованными. Подобным же
образом следует, на мой взгляд, оценивать и перспективы.
Путь к цивилизации, основанный на гуманизации
общественных отношений и гармонизации интересов,
- одна из возможных альтернатив. Вполне реально
существуют в достаточно широком диапазоне и
4
другие варианты, включая гибель человеческой цивилизации или установление тоталитарного контроля
над ресурсами и поведением людей. Об этом много напис
ано реалистически мыслящими учеными, хотя они
порой также склонны рассматривать свои сценарии в
качестве безальтернативных, т.е. в духе традиционного
мышления. Вот почему разработка теории социальных
альтернатив становится одним из шагов по пути к
новой парадигме научного мышления.
Все это весьма актуально и для России, оказавшей-
ся на переломе своей исторической судьбы. Ее будущее
неоднозначно. Страна может возродиться как великая
и мощная держава, входящая в число лидеров мировой
экономики, со своей неповторимой культурой и духовностью,
высочайшим уровнем жизненных стандартов.
Вполне реально, однако, и то, что мы можем оказаться
отсталой, полуколониальной страной, сырьевым прид
атком ушедших вперед конкурентов, страной, лишенной
возможности проводить независимую политику.
Наконец, ситуация может сложиться и так, что Россия
утратит свою государственную целостность.
Заранее заданного сценария развития России нет.
Вот почему теория социальных альтернатив резко усилив
ает значимость субъективного фактора, повышает
роль исторического выбора, подчеркивает ответственность
и народа, и его политических лидеров за то,
какой из возможных сценариев будет реализован на
практике.
Важное место в книге занимает осмысление качественно
нового типа процесса воспроизводства, складыв
ающегося в современную эпоху. Авторы предложили
в данной связи весьма интересную и перспективную
трактовку национального богатства - как в России, так
и в мировом сообществе.
Действие глобальных, общемировых тенденций вовсе
не означает движения по пути универсализации, созд
ания обезличенных общественных структур, скроенных
по единому шаблону. В рамках формирования новой
цивилизации будут нарастать своеобразие и непо5
вторимость социально-экономических моделей, отраж
ающих исторические традиции отдельных стран и регионов,
различных типов цивилизационного устройств
а общества. Перефразируя хорошо известные россий-
скому читателю слова, можно сказать: "Пусть будет
больше цивилизаций - хороших и разных".
Л. Абалкин,
директор Института экономики РАН

