Абзац: Полный самый URL: https://lib.co.ua/old/sociology/valntey1/abalkin.jsp АЛЬТЕРНАТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В современной России происходит сложный и трудный поиск ее саморазвития. К работам, посвященным этой теме, относится предлагаемая читателю книга. В ней нет готовых ответов и окончательных решений. По сути она представляет собой раздумья авторов о путях и судьбах развития цивилизации, продиктованных тревогой за будущее своей страны. Уже само появление работы такого теоретического масштаба в сегодняшней России, в условиях еще не закончившегося системного кризиса и утраты общественных идеалов, весьма примечательно. Оно свидетельствует о выходе отечественной экономической науки из состояния растерянности и оцепенения, о мучительном преодолении ею комплекса неполноценности. Авторы дают оригинальный, хотя и весьма спорный, анализ этапов общественного развития. В нем много гипотетического и проблемного, порой не выходящего за рамки постановки вопросов. Не всегда формулируемые выводы подкрепляются достаточными "аргументами и фактами". Но это неизбежные издержки работ обобщающего характера. Вопрос в другом - насколько выдвигаемые гипотезы опираются не на чисто логические построения, а на реальные тенденции социально-экономических преобразований. К числу глобальных тенденций мирового развития принадлежит, безусловно, нарастающая и углубляющаяся соци- ализация, которая имеет весьма многообразные формы проявления. В их числе и достаточно обстоятельно рассмотренный в книге процесс органического вклю3 чения природы (среды обитания человека) в систему общественных отношений. Что касается выдвижения гипотез, то оно является закономерным этапом научного познания и особенно важно тогда, когда в науке ощущается неудовлетворенность достигнутым уровнем знания, когда она оказывается неспособной дать вразумительное объяснение происходящих процессов. А именно такая ситуация складывается в настоящее время и в отечественной, и в мировой науке. Все более остро встает вопрос о разработке новой парадигмы, опирающейся на осмысление уроков истории и качественно новых явлений наступившего XXI в. Весь пафос теории социальных альтернатив, как обозначили свой подход авторы, состоит в отказе от жестких схем и линейных зависимостей при описании общественного развития, в признании его многовари- антности. Подобный подход заслуживает полной поддержки, хотя авторы и не избежали соблазна найти, как им кажется, идеальную модель. Сегодня лучше, чем когда-либо ранее, становится ясной многовариантность, альтернативность общественного развития. Широко распространенные в науке и усвоенные массовым сознанием концепции безальтерн ативности лишь тормозят научный поиск. С высоты современности лучше видятся и глубже понимаются процессы, происходившие в человеческом обществе на предшествовавших этапах его эволюции. Это вполне естественно и закономерно. Ясно и то, что эволюция человечества не имеет какой-то зад анной направленности. Большинство из того, что сост авляет историю, отнюдь не было неизбежным. Имели место и другие альтернативы, по тем или иным причин ам оставшиеся невостребованными. Подобным же образом следует, на мой взгляд, оценивать и перспективы. Путь к цивилизации, основанный на гуманизации общественных отношений и гармонизации интересов, - одна из возможных альтернатив. Вполне реально существуют в достаточно широком диапазоне и 4 другие варианты, включая гибель человеческой цивилиз ации или установление тоталитарного контроля над ресурсами и поведением людей. Об этом много напис ано реалистически мыслящими учеными, хотя они порой также склонны рассматривать свои сценарии в качестве безальтернативных, т.е. в духе традиционного мышления. Вот почему разработка теории социальных альтернатив становится одним из шагов по пути к новой парадигме научного мышления. Все это весьма актуально и для России, оказавшей- ся на переломе своей исторической судьбы. Ее будущее неоднозначно. Страна может возродиться как великая и мощная держава, входящая в число лидеров мировой экономики, со своей неповторимой культурой и духовностью, высочайшим уровнем жизненных стандартов. Вполне реально, однако, и то, что мы можем оказаться отсталой, полуколониальной страной, сырьевым прид атком ушедших вперед конкурентов, страной, лишенной возможности проводить независимую политику. Наконец, ситуация может сложиться и так, что Россия утратит свою государственную целостность. Заранее заданного сценария развития России нет. Вот почему теория социальных альтернатив резко усилив ает значимость субъективного фактора, повышает роль исторического выбора, подчеркивает ответственность и народа, и его политических лидеров за то, какой из возможных сценариев будет реализован на практике. Важное место в книге занимает осмысление качественно нового типа процесса воспроизводства, складыв ающегося в современную эпоху. Авторы предложили в данной связи весьма интересную и перспективную трактовку национального богатства - как в России, так и в мировом сообществе. Действие глобальных, общемировых тенденций вовсе не означает движения по пути универсализации, созд ания обезличенных общественных структур, скроенных по единому шаблону. В рамках формирования новой цивилизации будут нарастать своеобразие и непо5 вторимость социально-экономических моделей, отраж ающих исторические традиции отдельных стран и регионов, различных типов цивилизационного устройств а общества. Перефразируя хорошо известные россий- скому читателю слова, можно сказать: "Пусть будет больше цивилизаций - хороших и разных". Л. Абалкин, директор Института экономики РАН 6 URL: https://lib.co.ua/old/sociology/valntey1/abalkin.jsp