Жанр: Электронное издание
Глава 9
МИРОВОЙ РЫНОК
БЕЗ МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Многие наиболее рьяные энтузиасты глобализации задаются
вопросом, не ведет ли, случайно, дорога к этой цели к созданию
особого мирового государства с мировым правительством, если
национальные рынки функционируют в рамках национальных
государств? Исходя из этой логики, глобальное правительство
должно было бы иметь прерогативу установления и сбора налогов,
а также осуществления политики правительственных расходов.
Таким образом, ожидание или даже постулирование его созд
ания - это не просто очередная иллюзия, но вредная - поскольку
грешит напрасной тратой времени и энергии - иррациональная
утопия. Глобализация не идет в этом направлении, совершенно
ясно, что она никогда не окажется в подобном положении, и даже
если бы она попыталась двинуться этим курсом, найдется достаточно
сил и напористых рулевых, чтобы осуществить коррекцию.
Это утверждение ничуть не значит, что успех глобализации и
ее достаточно бесконфликтная дальнейшая эволюция не зависят
от политического modus operandi и соответствующего институцион
ального строительства, способствующего иному, нежели
раньше, распределению мирового продукта. Глобализация не
будет иметь шансов на абсолютный успех, потому что нет надежды
на политическую поддержку мирового сообщества (ибо
оно еще не соответствует этому), если каналы распределения
будут функционировать так, как это было до сих пор. Обязательными
являются мировые институты, а также мировая политик
а и стратегия, которые скорректируют сформированные в
прежнем мировом процессе способы распределения мирового
продукта. Иными словами, нет нужды в мировом правительстве,
но есть необходимость координации мировой экономической политики
во всемирном масштабе. Кто, следовательно, может это
сделать и что может стать основанием этой политики, если не может
быть мирового исполнительного органа? Поиски ответа на
этот важный вопрос на протяжении последующих лет будут идти
параллельно с поиском и созданием новой институциональной
системы, которая глубоко изменит облик мировой экономики в
XXI в.
Спорными остаются детали и технические аспекты, но для дальнейшего
прогресса глобализации также необходимо перераспределение
части доходов наиболее богатых стран и регионов между
наиболее бедными; это должно происходить и в границах национ
альных государств в отношениях беднейших и наиболее богатых
слоев общества. Поэтому существует необходимость создания глоб
альной системы, которая будет в состоянии политически и технически
осуществлять трансферты определенной части доходов
оттуда, где они создаются, туда, где они необходимы для нормального
финансирования процессов производства и развития.
В настоящее время, несмотря на выдвинутое Организацией
Объединенных Наций требование перераспределения 0,7% ВНП
богатых стран между бедными, этот поток едва достигает 0,24%,
часть которых достается различным организациям и экспертам,
осуществляющим посредничество в реализации трансфертов, несмотря
на то что оказываемые ими услуги никак не способствуют
росту доходов стран, которым номинально эти трансферты адресов
аны. Таким образом, де-факто через каналы помощи бедным
странам попадает максимум 0,2% ВНП богатых стран, а должно
доставаться как минимум в пять раз больше. Нет, однако, ни готовности,
ни необходимых институтов для перераспределения
этого объема средств во имя финансирования устойчивого и уравновешенного
общественно-экономического развития отсталой
части мира. Пройденные до настоящего времени этапы глобализ
ации не способствовали разрешению этой проблемы.
Все-таки в долгосрочной перспективе не будет приемлемой
ситуация, когда одни быстро богатеют, а другие еще быстрее беднеют
- иногда абсолютно, но чаще относительно, - а ведь именно
таковы последствия глобализации. Не получит одобрения и ситу-
ация, когда осуществляется приватизация и денационализация со
значительным участием иностранного капитала, как это происходило
в некоторых странах Латинской Америки в 80-х или в некоторых
постсоциалистических странах, особенно в России, в 90-х гг.,
поскольку это приводит к утечке капитала в богатейшую часть
мира вместо абсорбции иностранных сбережений и финансиров
ания развития. В долгосрочном периоде негодна и ситуация, когда
чисто спекулятивными играми на либерализованных финансовых
рынках существенно перемещаются национальные сбережения
предприятий и домашних хозяйств из беднейших стран в наиболее
богатые.
Правда, в XX в. существенно изменились доходы всех групп
населения во всем мире. Но было бы ошибкой считать, что это
главным образом является результатом текущего этапа глобализ
ации. Так случилось, что ВНП быстрее всего рос, прежде всего,
именно в результате глобализации на переломе XIX и XX вв., и
позднее этот рост, с момента начала в 50-е гг. и до момента первого
энергетического кризиса 1973 г.^, оказался результатом быстрого
развития социалистических экономик и стран, освобождающихся
от колониализма. Таким образом, за прошедшее столетие мир
демонстрировал наиболее высокие темпы роста в третьей четверти
века, когда ВНП на душу все быстрее растущего населения увеличив
ался примерно на 3% ежегодно, тогда как в последней четверти
века этот темп составлял лишь 1,4% (см. диаграмму 3).
Вследствие быстрого экономического роста в XX в. (вспомним,
что это был самый высокий темп за всю предыдущую историю
человечества), а также в результате изменения пропорций распределения
регулярно, хотя и неравномерно растущих доходов к концу
века относительно более бедное население находится не только
в качественно лучшей ситуации, чем сто лет назад, но и во многих
случаях в лучшем положении, чем век тому находились
группы, которые считались тогда относительно богатыми.
Как бы это ни было невероятно, факт остается фактом: рассмотренный
в категориях паритета покупательной способности средний
доход населения Земли, которое по объему распределения
этого дохода относится в 2000 г. ко второму квартилю (или ко второй
четверти всей мировой популяции по среднему уровню доход
а), более чем в два раза выше того, который в 1900 г. имела наиболее
богатая часть населения (первый квартиль). Одновременно,
однако, многократно увеличился средний доход первого
^Энергетический кризис 1973 - 1977 гг. - один из поворотных моментов современного
этапа перманентной глобализации. Он основательно изменил
позиции многих экономик в связи с их зависимостью от экспорта и импорта
энергоносителей. Для экономик, имеющих большие запасы нефти и газа, это
изменение в долгосрочном периоде имело положительные последствия, но
для стран, строящих свою стратегию развития на добыче каменного угля,
как, например, Австралия, Польша или ЮАР, выгода была краткосрочной
вследствие технического прогресса и возросшего беспокойства общества,
озабоченного охраной окружающей среды, что позволило успешно исключить
технологии, связанные с использованием каменного угля.
квартиля. Хотя в результате этого абсолютное материальное положение
населения, относящегося ко второму квартилю, также
значительно изменилось (ВНП увеличился примерно с 1200 дол.
в 1900 г. до 6000 дол. в 2000 г.), дистанция, отделяющая его от среднего
дохода первого квартиля, в целом не сократилась, поскольку
за те же 100 лет доход наиболее богатых 25% населения земного
шара вырос почти до 18 тыс. дол.
Диаграмма 3
Тенденция роста мирового производства в XX в.
Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения земного шара:
1900 - 1913: чуть больше 1,5;
1913 - 1950: чуть меньше 1;
1950 - 1973: чуть меньше 3;
1973 - 2000: чуть меньше 1,5
Источник: IMF, 2000a.
Мировая экономика так развилась за минувшие 100 лет, что
сегодняшний средний доход населения наиболее бедного квартиля
превышает половину среднего дохода наиболее богатого квартиля
в 1900 г., что показывает, сколь многого в минувшем веке
удалось достичь человечеству в росте и развитии экономики, хотя
полностью это понимают не все (см. диаграмму 4)^.
Таким образом, значительная часть населения совершенно не
выражает благодарности глобальной экономике за такой рост доходов,
и даже наоборот, все более недовольна своим материаль^Случ
ается также, что в субъективных оценках собственное материальное
положение оценивается лучше, чем в действительности. Чрезвычайно интересным
с точки зрения психологии является тот факт, что, например, в
США 19% населения страны считают, что по уровню своих доходов они относятся
к 1% самых богатых людей в стране.
ным положением. Это происходит потому, что бедных не стало
меньше. Наоборот, в абсолютном выражении их сегодня гораздо
больше, чем сто лет назад. Сейчас более 1,1 млрд человек, что сост
авляет около 1/5 мирового сообщества, живет менее чем на один
доллар в день. Более того, в течение минувшего столетия заметно
увеличились диспропорции распределения доходов, что для обществ
а является наиболее фрустрирующим фактом, особенно при
неудовлетворительном среднем уровне доходов. Процесс диверсифик
ации доходов будет продолжаться и далее, на протяжении
всего периода стремительного ускорения глобализации и, естественно,
будет с ней ассоциироваться. Между тем обусловленность
бедности и драматического неравенства распределением доходов
очень велика, а некоторые из факторов, вызывающих это (например,
коррупция политических элит или локальные вооруженные
конфликты), вообще не имеют ничего общего с глобализацией.
Диаграмма 4 {столбиковая}
Уровень доходов на начало и конец XX в.
ВНП на душу населения (в долл. на основании паритета покупательной способности
в ценах 1990 г.):
Квартиль низких доходов; квартиль средне-низких доходов; квартиль
средне-высоких доходов; квартиль высоких доходов.
1900: около 500; около 750; около 1200; около 3000;
2000: чуть меньше 2000; почти 3500; около 6000; почти 18000.
{все числа очень приблизительно отражают высоту столбиков.}
Население всех стран было отнесено к конкретному квартилю на основ
ании ВНП, приходящегося на душу населения в данной стране.
Каждый квартиль составляет 25% населения Земли.
Источник: IMF, 2000a.
В 1960 г., когда социализм пытался перейти в наступление, колони
ализм отмирал, а мир высокоразвитого капитализма должен был
сражаться с ними идеологически и экономически, ВНП на душу населения
в 20 наиболее богатых странах мира был в 18 раз выше, чем в
20 наиболее бедных. В1995 г. это уже был 37-кратный разрыв (World
Bank, 2000), а сегодня он еще больше, по крайней мере - в 40 раз.
Итак, в результате воздействия разных факторов, в том числе глоб
ализации, возрастает богатство многих народов, но еще больше
растет в мире несправедливость в распределении доходов.
Если бы не современная картина глобализации, не было бы
такого богатства в отдельных пунктах мира и не возникло бы также
проблемы невыплаченных задолженностей многими бедными
странами. Бесспорно, такая ситуация также не возникла бы, если
бы не неграмотная политика и слабые рыночные и демократические
институты задолжавших стран, которые, вместо того чтобы
расходовать привлеченные средства на финансирование своего
развития путем инвестирования в инфраструктуру и человеческий
капитал, часто растрачивали деньги на военные нужды и поддерж
ание своих коррумпированных режимов. N. B. Военные издержки
были и остаются непродуктивными с точки зрения должников,
тогда как для кредиторов выделение кредитов, связанных
с возникновением дополнительного спроса на вооружение, часто
становилось инструментом смещения акцентов на развитие их
собственной военной промышленности. И так будет впредь, а глоб
ализация - это только инновация, поскольку и рынок вооружений
связан с ней, хотя на совершенно иных основаниях. Потому
что то, что одним можно совершенно свободно продавать и покуп
ать, другим, наоборот, как по политическим мотивам, так и, естественно,
экономическим, - это невозможно.
Что же касается задолженности наиболее бедных стран, то она
должна быть аннулирована не только исходя из гуманитарных и
социальных позиций, но и по причинам экономического и чисто
технического характера, поскольку они просто неплатежеспособны.
Лишь в последнее время - и то в основном под давлением непр
авительственных международных организаций, таких как
Jubilee 2000 или Oxfam, а не в результате праведных действий правительств
главенствующих государств - появился шанс на радик
альное изменение ситуации и частичное списание (если не аннулиров
ание) долгов группы HIPC. Без этого несколько десятков
стран не будут иметь никаких шансов на творческое и полезное
для них участие в глобализации и будут рассматриваться (справедливо!)
только как сырье для богатой части мирового сообщества.
Расширение деятельности международных неправительственных
организаций (NGO) - также один из важных и новых аспектов
современного этапа глобализации. В отличие от правительственных
международных организаций они развивают активную деятельность,
особенно вне контроля правительств и их соглашений, а также
эффективно защищаясь от влияния транснациональных корпораций.
На глобальной сцене появился новый партнер, роль которого будет
возрастать. В определенных вопросах - например, охрана здоровья
или списание долгов наиболее бедных стран - функционирующие
неправительственные организации становятся все более значимыми
союзниками общественного прогресса. Умело пользуясь возможностями
независимых средств массовой информации и Интернета, они
находят в современном мире все больше тем для самовыражения.
Итак, развитие глобальной экономики совершается - и в хорошем
и в плохом смыслах - без создания мирового государства,
правительства и единой, полностью скоординированной в мировом
масштабе политики. Без такого правительства возникают разные
пертурбации, а также мировые и региональные кризисы. Заметим,
однако, что, несмотря на существование национальных госуд
арств и правительств, национальные экономики также
демонстрируют склонность к кризисам и восприимчивость к нарушению
процессов производства. Для них также характерны нер
авенство в доходах, а общественная несправедливость пока не
элиминирована. С определенных позиций, мировая экономика
чувствует себя хорошо, хотя никто ею не управляет. Кризисы
же, которые происходят в некоторых национальных экономик
ах, происходят потому, что национальные правительства проводят
плохую политику. По другим взглядам, неэффективно
функционирует мировая экономика потому, что никто не координирует
своих действий согласно глобальной экономической
политике, а национальные экономики функционируют нормально
потому, что правительства там хорошо работают. В обоих случ
аях камнем преткновения является политика, и это означает необходимость
координации действий и создания институтов.
Мировой рынок может развиваться и без организующего его госуд
арства и мирового правительства, так же как мировая торговля
развивается без мирового министра торговли. Из этого, однако, не
следует, что дальнейшее преуспевание, выражающееся в высоком
качестве экономического роста и в бесконфликтном развитии мировой
экономики, - где происходит все более глубокая интеграция око121
ло двухсот национальных экономик, а также возникает множество
важных группировок и соглашений, - может иметь место без фундамент
ального изменения сегодняшней мировой институциональной
системы. Для дальнейшего прогресса и справедливого распределения
плодов глобализации нет нужды в мировом правительстве,
но необходима мировая политика, а также координация региональных
и национальных политик и, следовательно, надлежащий институцион
альный фундамент, делающий возможными необходимые интервенционные
действия и координацию различных аспектов фин
ансовой, торговой, экологической и социальной политик.
Глобальный рынок нуждается в глобальной политике, а она, в
свою очередь, требует достижения критической массы в сфере институцион
ализации экономической политики в мировом масштабе.
Хотя нам еще очень далеко до этого, к настоящему времени
достигнут определенный прогресс. Отсутствие этой институцион
ализации все чаще будет провоцировать возникновение проблем.
Со временем может оказаться, что все большее число вопросов требует
урегулирования в мировом масштабе, потому что нет организ
ации, которая была бы в состоянии разработать правила, провести
их и осуществлять надзор за их реализацией в мировом масштабе.
Эти проблемы уже наслаиваются как в региональном аспекте (например,
в лоне Европейского Союза - в отношении гармонизации
налогов), так и в глобальном (например, в сфере противостояния
усилению эффекта глобального потепления).
Проблема глобализации имеет поэтому свое очевидное политическое
измерение. Современный мир создан так, что дальнейшее
продвижение определенных stricte экономических процессов не
только будет тормозиться, но и в целом может оказаться нереальным
без соответствующих наднациональных решений и системных
политических реформ в масштабе без малого всего мирового сообществ
а. Блестящими примерами нагромождающихся проблем являются:
не увенчавшийся соглашениями очередной раунд переговоров
по либерализации торговли в рамках ВТО, мнимые изменения
финансовой системы, предложенные в рамках старых структур
Бреттон-Вудского соглашения (подчиненных, главным образом,
интересам группы стран "большой семерки"), или половинчатые
(учитывая масштаб задач) положения, принятые на саммите Европейского
Союза в Ницце в декабре 2000 г. Это разные аспекты междун
ародной институциональной системы, но все они увязаны в один
главный процесс современных перемен - в глобализацию.
Закладка в соц.сетях