Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих изобретений

страница №47

особые жаропрочные материалы или специальную охлаждающую жидкость (например, воду). Однако постепенно был найден более выгодный и эффективный
метод охлаждения путем использования одного из компонентов самого топлива.
Перед вступлением в камеру один из компонентов топлива (например, жидкий
кислород) проходил между ее внутренней и наружной стенкой и уносил с собой
значительную часть тепла от самой теплонапряженной внутренней стенки. Отработана эта система была далеко не сразу, и поэтому на первых этапах создания
ракет их старты часто сопровождались авариями и взрывами.

Для управления в первых ракетах применялись воздушные и газовые рули.
Газовые рули располагались у среза сопла и создавали управляющие силы и моменты за счет отклонения вытекающей из двигателя струи газа. По форме они
напоминали лопасти весла. Во время полета эти рули быстро обгорали и разрушались. Поэтому в дальнейшем 6т их использования отказались и стали применять специальные управляющие ракетные двигатели, которые имели возможность поворачиваться относительно осей крепления.

В СССР опыты по созданию ракет на жидкостных двигателях начались в
30-е годы. В 1933 году московская группа изучения реактивного движения (ГИРД)
разработала и запустила первую советскую ракету "ГИРД-9", (конструкторы Сергей Королев и Михаил Тихонравов). Эта ракета при длине 2,4 м и диаметре 18 см
имела стартовую массу 19 кг. Масса топлива, состоящего из жидкого кислорода и
сгущенного бензина, равнялась примерно 5 кг. Двигатель развивал тягу до 32 кг
и мог работать 15-18 с. При первом запуске из-за прогара камеры сгорания
газовые струи начали вырываться сбоку, что привело к завалу ракеты и ее пологому полету. Максимальная высота полета составляла 400 м.

В последующие годы советские ракетчики провели еще несколько запусков.
К сожалению, в 1939 году Реактивный научно-исследовательский институт (в
который в 1933 году была преобразована ГИРД) был разгромлен НКВД. Многие
конструкторы были отправлены в тюрьмы и лагеря. Королев был арестован еще в

Константин РЫЖОВ

443


июле 1938 году. Вместе с Валентином Глушко, будущим главным конструктором
ракетных двигателей, он провел несколько лет в спец КБ в Казани, где Глушко
числился главным конструктором двигательных установок для самолетов, а Королев его заместителем. На некоторое время развитие ракетостроения в СССР
прекратилось.

Гораздо более ощутимых результатов добились немецкие исследователи. В 1927 году
здесь образовалось общество Межпланетных
путешествий, которым руководили Вернер фон
Браун и Клаус Ридель. С приходом к власти
фашистов эти ученые стали работать над созданием боевых ракет. В 1937 году возник ракетный центр в Пенемюнде. В его строительство за четыре года было вложено 550 миллионов марок. В 1943 году численность основного персонала в Пенемюнде составляла уже
15 тысяч человек. Здесь находились крупнейшая в Европе аэродинамическая труба и завод
по производству жидкого кислорода. В центре
были разработаны самолет-снаряд "Фау-1", а
также первая в истории серийная баллистическая ракета "Фау-2" со стартовой массой 12 700 кг
(баллистической называется такая ракета, которая управляется только на начальном участке
полета; после выключения двигателей она летит
как свободно брошенный камень). Работа над
ракетой началась еще в 1936 году, когда Брауну и Риделю были приданы в помощь 120 сотрудников и несколько сотен рабочих. Первый
экспериментальный запуск "Фау-2" состоялся
в 1942 году и оказался неудачным. Из-за отказа системы управления ракета врезалась в землю через 1,5 минуты после старта. Новый старт
в октябре 1942 года оказался успешным. Ракета
поднялась на высоту 96 км, достигла дальности
190 км и разорвалась в четырех км от заданной
цели.

Рис. 89-3. Схема баллистической ракеты "Фау-2": БЧ - боевая часть; ПО приборный отсек; ТО - топливный отсек; ХО - хвостовой отсек; 1 - бак. горючего (спирт); 2 - бак окислителя (жидкого кислорода); 3 - газоструйные рули;

4 -жидкостной реактивный двигатель; 5 - рулевое кольцо; б -воздушные рули;

7 - турбонасосный агрегат; 8 - бак перекиси водорода; 9 - бачок с перманганатом калия; 10 - воздушные баллоны; 11 - силовая рама двигателя; 12 - задний
силовой шпангоут; 13 - силовой набор корпуса; 14

444


100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

При создании этой ракеты было сделано
множество находок, широко используемых потом в ракетостроении, но было так же много
недоработок. На "Фау" впервые была применена турбонасосная подача топлива в камеру сгорания (до этого обычно применялось вытеснение его сжатым азотом). Для раскрутки газовой
турбины использовали перекись водорода. Проблему охлаждения двигателя пытались сначала
решить, используя для стенок камеры сгорания
толстые стальные листы с плохой теплопроводностью. Но первые же старты показали, что изза этого двигатель быстро перегревается. Чтобы
снизить температуру горения, пришлось разбавлять этиловый спирт 25% воды, что в свою
очередь сильно снизило КПД двигателя

В январе 1944 года начался серийный выпуск "Фау". Эта ракета с дальностью полета до
300 км несла боевой заряд весом до 1 т. С сентября 1944 года немцы стали обстреливать ими
территорию Великобритании. Всего было изготовлено 6100 ракет и проведено 4300 боевых
пусков. До Англии долетело 1050 ракет и половина из них взорвалась непосредственно в Лондоне. В результате этого погибло около 3 тысяч
человек и вдвое больше получило ранения.

Максимальная скорость полета "Фау-2" достигала 1,5 км/с, а высота полета - около 90 км.
Ни перехватить, ни сбить эту ракету у англичан не было никакой возможности. Но из-за
несовершенной системы наведения они в целом оказались достаточно неэффективным оружием. Однако с точки зрения развития ракетной техники "Фау" представляли
собой гигантский шаг вперед. Главное заключалось в том, что в будущее ракет
поверили во всем мире. После войны ракетостроение получило во всех государствах мощную государственную поддержку.

Рис. 89-4. Принципиальная схема двигателя ракеты "Фау-2":

1 - бак с перекисью водорода;

2 - бачок с перманганатом калия (катализатором для разложения перекиси водорода); 3 баллоны со сжатым воздухом;

4 - парогазогенератор; 5 турбина; б - выхлопной патрубок отработанного парогаза;

7 - насос горючего; 8 - насос
окислителя; 9 - редуктор;

10 - трубопроводы подачи кислорода; 11 - камера сгорания;

12 - форсуночные камеры

США оказались поначалу в более благоприятных условиях многие немецкие
ракетчики во главе с самим Брауном после разгрома Германии были доставлены
в Америку, точно так же как и несколько готовых "Фау". Этот потенциал послужил исходным пунктом для развития американской ракетной индустрии. В
1949 года, установив "Фау-2" на небольшую исследовательскую ракету "Вак-Корпорэл", американцы осуществили ее запуск на высоту 400 км. На базе той же
"Фау" под руководством Брауна была в 1951 году создана американская баллистическая ракета "Викинг", развивавшая скорость около 6400 км/ч. В 1952 году

Константин РЫЖОВ

445


тот же Браун разработал для США баллистическую ракету "Редстоун" с дальностью полета
до 900 км (именно эта ракета была использована в 1958 г. в качестве первой ступени при выведении на орбиту первого американского спутника "Эксплорер-1").

СССР пришлось догонять американцев.
Создание собственных тяжелых баллистических
ракет здесь также началось с изучения немецких "Фау-2". Для этого сразу же после победы в
Германию была направлена группа конструкторов (в числе которых находились Королев и
Глушко). Правда, им не удалось заполучить ни
одной готовой целой "Фау", но по косвенным
признакам и многочисленным свидетельствам
представление о ней было составлено достаточно полное.

В 1946 году в СССР начались собственные
интенсивные работы по созданию автоматически управляемых баллистических ракет дальнего
действия. Организованное Королевым НИИ-88
(позже ЦНИИ Маш в подмосковных Подлипках, ныне город Королев) сразу получило значительные средства и всестороннюю государственную поддержку. В 1947 году на базе
"Фау-2" была создана первая советская баллистическая ракета "Р-1". Этот первый успех дался
с огромным трудом. При разработке ракеты советские инженеры столкнулись со множеством
проблем. Советская промышленность не выпускала тогда необходимых для ракетостроения марок стали, не было нужной резины и нужных
пластмасс. Огромные трудности возникли при
работе с жидким кислородом, поскольку все
имевшиеся тогда смазочные масла мгновенно
загустевали при низкой температуре, и рули
переставали работать. Пришлось разрабатывать
новые типы масел Общая культура производства ни в коей мере не соответствовала уровню ракетной техники. Точность изготовления деталей, качество сварки
долгое время оставляли желать лучшего. Испытания, проведенные в 1948 году на
полигоне Капустин Яр, показали, что "Р-1" не только не превосходят "Фау-2",
но и уступают им по многим параметрам. Почти ни один старт не проходил
гладко. Пуски некоторых ракет откладывались из-за неполадок по много раз. Из
12 предназначенных для испытаний ракет с большим трудом удалось запустить

Рис. 89-5. Советская баллистическая ракета "Р-1"' 1 - головная часть; 2 - приборы системы управления, 3 - бак горючего; 4 - несущая внешняя оболочка топливного отсека; 5 бак окислителя, 6 - трубопровод подачи горючего; 7 -ракетный двигатель РД-100, 8 - стабилизатор, 9 - струйные (газовые) рули; 10 - воздушные
рули

446 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

только 9. Испытания, проведенные в 1949 году, дали уже значительно лучшие
результаты: из 20 ракет 16 попали в заданный прямоугольник 16 на 8 км. Не
было ни одного отказа в запуске двигателя. Но и после этого прошло еще много
времени, прежде чем научились конструировать надежные ракеты, которые стартовали, летели и попадали в цель. В 1949 году на базе "Р-1" была разработана
геофизическая высотная ракета "В- 1А" со стартовой массой около 14 т (при диаметре около 1,5 м она имела высоту 15 м). В 1949 году эта ракета доставила на
высоту 102 км контейнер с научными приборами, который затем благополучно
вернулся на землю. В 1950 году "Р-1" была принята на вооружение.

С этого момента советские ракетчики уже опирались на собственный опыт и
вскоре превзошли не только своих учителей-немцев, но и американских конструкторов. В 1950 году была создана принципиально новая баллистическая ракета
"Р-2" с одним несущим баком и отделяющейся головной частью. (Топливные
баки в "Фау" были подвесные, то есть не несли на себе никакой силовой нагрузки. Советские конструкторы поначалу переняли эту схему. Но в дальнейшем они
перешли к использованию несущих баков, когда наружная оболочка, то есть
корпус ракеты, служил в качестве стенок топливных баков,
или, что то же самое, топливные баки составляли корпус
ракеты.) По своим размерам "Р-2" была вдвое больше
"Р-1", но благодаря применению специально разработанных алюминиевых сплавов превосходила ее по весу всего
на 350 кг. В качестве топлива ддесь по-прежнему использовались этиловый спирт и жидкий кислород

В 1953 году была принята на вооружение ракета "Р-5" с
дальностью полета 1200 км. Созданная на ее базе геофизическая ракета "В-5А" (длина - 29 м, стартовая масса около 29 т) могла поднимать грузы на высоту до 500 км. В
1956 году были проведены испытания ракеты "Р5М", которая впервые в мире пронесла через космос головную часть
с ядерным зарядом. Ее полет завершился подлинным ядерным взрывом в заданном районе Аральских Каракумов в
1200 км от места старта. Королев и Глушко после этого
получили звезды Героев Социалистического труда.

До середины 50-х годов все советские ракеты были одноступенчатыми. В 1957 г. с нового космодрома в Байконуре была успешно запушена боевая межконтинентальная
многоступенчатая баллистическая ракета "Р-7". Эта ракета
длиной около 30 м и весом около 270 т состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока
с собственным двигателем, который служил второй ступенью. В первой ступени использовался двигатель РД-107,
во второй ступени - РД-108 на кислородно-керосиновом
топливе. При старте все двигатели включались одновременно и развивали тягу около 400 т.

Рис 89-6 Межконтинентальная баллистическая ракета
"Р-Ь

Константин РЫЖОВ 447

О преимуществах многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми уже говорилось выше. Возможны две схемы расположения ступеней. В первом случае
наиболее массивная ракета, расположенная внизу и срабатывавшая в самом начале полета, называется первой ступенью Обычно на нее устанавливается вторая ракета меньших размеров и массы, которая служит второй ступенью. На
ней в свою очередь может размещаться третья ракета и так далее в зависимости
оттого, сколько требуется ступеней. Это тип ракеты с последовательным расположением ступеней. "Р-7" относилась к другому типу - с продольным разделением ступеней. Отдельные блоки (двигатели и баки с горючим) первой ступени
располагались в ней вокруг корпуса второй ступени, и при старте двигатели
обеих ступеней начинали работать одновременно. После выработки топлива блоки первой ступени отбрасывались, а двигатели второй ступени продолжали работать дальше.

Несколькими месяцами позже, в том же 1957 году, именно эта ракета вывела
на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли.

90. АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Первая в мире атомная электростанция была построена в СССР через десять
лет после атомной бомбардировки Хиросимы. Этому важнейшему в истории техники событию предшествовала лихорадочная и напряженная работа по созданию
собственного ядерного оружия. Эту работу возглавил видный ученый и талантливый организатор Игорь Курчатов. В 1943 году Курчатов создал в Москве свой
исследовательский центр (в то время он носил название Лаборатории № 2, а
позже был преобразован в Институт атомной энергии). В этой и в некоторых
других лабораториях в кратчайшие сроки были повторены все исследования американских ученых, получены чистый уран и чистый гр?фит. В декабре 1946 года
здесь же была осуществлена первая цепная реакция на опытном ядерном ураново-графитовом реакторе Ф1. Мощность этого реактора едва достигала 100 Вт.'
Однако на нем удалось получить важные данные, послужившие основой для
проектирования большого промышленного реактора, разработка которого уже шла
полным ходом.

Опыта по строительству такого реактора в СССР не было никакого. После
некоторых размышлений Курчатов решил поручить эту работу НИИ Химмаш,
которым руководил Николай Доллежаль. Хотя Доллежаль был чистый химикмашиностроитель и никогда не занимался ядерной физикой, его знания оказались очень ценными. Впрочем, собственными силами НИИ Химмаш тоже не
сумел бы создать реактор. Работа пошла успешно только после того, как к ней
подключилось еще несколько институтов. Принцип действия и устройство реактора Доллежалю были в общих чертах ясны: в металлический корпус помещались графитовые блоки с каналами для урановых блоков и регулирующих стержней - поглотителей нейтронов. Общая масса урана должна была достигать

448 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

рассчитанной физиками необходимой величины, при которой начиналась поддерживаемая цепная реакция деления атомов урана. В результате реакции деления ядер урана возникали не только два осколка (два новых ядра), но и несколько нейтронов Эти нейтроны первого поколения и служили для поддержания реакции, в результате которой возникали нейтроны второго поколения,
третьего и так далее. В среднем на каждую тысячу возникших нейтронов только
несколько рождались не мгновенно, в момент деления, а чуть позднее вылетали
из осколков. Существование этих так называемых запаздывающих нейтронов,
являющихся мелкой деталью в процессе деления урана, оказывается решающим
для возможности осуществления управляемой цепной реакции. Часть из них
запаздывает на доли секунды, другие - на секунды и более Количество запаздывающих нейтронов составляет всего 0,75% от их общего количества, однако
они существенно (примерно в 150 раз) замедляют скорость нарастания нейтронного потока и тем самым облегчают задачу регулирования мощности реактора. Именно за это время, манипулируя поглощающими нейтроны стержнями, можно вмешаться в ход реакции, замедлить ее или ускорить. Большинство
нейтронов рождается одновременно с делением, и за короткое время их жизни
(примерно стотысячные доли секунды) невозможно как-либо повлиять на ход
реакции, как невозможно остановить уже начавшийся атомный взрыв. Отталкиваясь от этих сведений, коллектив Доллежаля сумел быстро справиться с
задачей. Уже в 1948 году был построен плутониевый завод с несколькими промышленными реакторами, а в августе 1949 года была испытана первая советская
атомная бомба.

После этого Курчатов мог уделить больше внимания мирному использованию атомной энергии. По его поручению Фейнберг и Доллежаль начали разрабатывать проект реактора для атомной электростанции. Первый делал физические
расчеты, а второй - инженерные. То что ядерный реактор может быть не только
производителем оружейного плутония, но и мощной энергетической установкой, стало ясно уже первым его создателем. Одним из внешних проявлений
протекающей ядерной реакции наряду с радиоактивным излучением является
значительное выделение теплоты. В атомной бомбе эта теплота освобождается
мгновенно и служит одним из ее поражающих факторов. В реакторе, где цепная
реакция находится как бы в тлеющем состоянии, интенсивное выделение тепла
может продолжаться месяцы и даже годы, причем несколько килограммов урана
могут выделить столько же энергии, сколько выделяют при сгорании нескольких
тысяч тонн обычного топлива. Поскольку советские физики уже научились управлять ядерной реакцией, проблема создания энергетического реактора сводилась к поиску способов съема с него тепла. Опыт, полученный в ходе экспериментов Курчатовым, был очень ценным, однако не давал ответа на многие вопросы. Ни один из построенных к этому времени реакторов не был энергетическим. В промышленных реакторах тепловая энергия была не только не нужна, но
и вредна - ее приходилось отводить, то есть охлаждать урановые блоки Проблема сбора и использования тепла, выделившегося в ходе ядерной реакции, ни
в СССР, ни в США еще не рассматривалась.


Константин РЫЖОВ

449


Важнейшими вопросами на пути проектирования энергетического реактора
для АЭС были: какой тип реактора (на быстрых или на медленных нейтронах)
будет наиболее целесообразен, что должно являться замедлителем нейтронов (графит или тяжелая вода), что может служить теплоносителем (вода, газ или жидкий металл), какими должны быть его температура и давление. Кроме того, было
много и других вопросов, например, о материалах, о безопасности для персонала
и об увеличении КПД. В конце концов Фейнберг и Доллежаль остановились на
том, что уже было опробовано: стали разрабатывать реактор на медленных нейтронах с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем В их использовании уже был накоплен хороший практический и теоретический опыт Это предрешило успех их проекта. В 1950 году технический совет Министерства среднего
машиностроения из нескольких предложенных вариантов выбрал реактор, разработанный НИИ Химмаш. Проектировать электростанцию в целом (ее решено
было строить в Обнинске) поручили одному из Ленинградских НИИ, возглавляемому Гутовым. Планируемая мощность первой атомной электростанции 5000 кВт - во многом была выбрана случайно. Как раз тогда МАЭС списал
вполне работоспособный турбогенератор мощностью 5000 кВт и переправил его
в строящийся Обнинск. Под него и решили проектировать всю АЭС.

Энергетический реактор был не столько промышленным, сколько научным
объектом. Непосредственно строительством АЭС руководила Обнинская физико-энергетическая лаборатория, основанная в 1947 году. В первые годы здесь не
было ни достаточных научных сил, ни необходимого оборудования Условия
жизни также были далеки от приемлемых. Город только строился. Неасфальтированные улицы покрывались весной и осенью непролазной грязью, в которой
безнадежно вязли машины. Большинство жителей ютилось в дощатых бараках и
неуютных "финских" домиках. Лаборатория располагалась в совершенно случайных и не приспособленных для научных целей зданиях (одно - бывшая детская
колония, другое - особняк Морозовых). Электричество вырабатывала старая паровая турбина на 500 кВт. Когда она останавливалась, весь поселок и стройка
погружались в темноту. Сложнейшие расчеты производились вручную. Однако
ученые (многие из которых только недавно вернулись с фронта) стойко переносили трудности. Мысль, что они проектируют и строят первую в мире атомную
электростанцию, будоражила умы и возбуждала огромный энтузиазм

Что касается чисто научных проблем, они тоже были очень непростыми. Принципиальное отличие энергетического реактора от промышленного заключалось в
том, что во втором типе реактора вода служила только охладителем и никаких
иных функций не несла. К тому же излишки тепла, отводимые водой, были
таковы, что температура ее изрядно не дотягивала до точки кипения. Здесь же
воде предстояло выступать в роли энергоносителя, то есть служить для образования пара, способного выполнять полезную работу. А значит, требовалось сколько возможно поднять температуру и давление. Для эффективной работы турбогенератора требовалось по крайней мере получить пар с температурой свыше 200
градусов и давлением 12 атм. (что, кстати, было для того времени очень мало, но
решили пока ограничиться этими параметрами).

450


100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Рис. 90-1. Схема АЭС: Р - реактор тепловой мощностью 30 000 кВт; ЦН - циркуляционный насос; ПЕГ - парогенератор (теплообменник); ТГ турбогенератор на 5000 кВт; К - конденсатор
пара

При строительстве за основу была взята конструкция
промышленного реактора.
Только вместо урановых стержней предусматривались урановые тепловыводящие элементы - твэлы. Разница между ними заключалась в том,
что стержень вода обтекала
снаружи, твэл же представлял
собой двустенную трубку.
Между стенками располагался обогащенный уран, а по
внутреннему каналу протека

ла вода. Расчеты показали, что при такой конструкции нагреть ее до нужной
температуры много проще. По эскизным чертежам вырисовывался следующий
облик реактора. В средней части цилиндрического корпуса диаметром более 1,5 м
находится активная зона - графитовая кладка высотой около 170 см, пронизанная каналами. Одни из них предназначались для твэлов, другие - для стержней,
поглощающих нейтроны и автоматически поддерживающих равновесие на заданном уровне. В нижнюю часть сборки твэлов должна поступать холодная вода
(которая на самом деле отнюдь не холодная - температура ее около 190 градусов). Пройдя через тепловыводящие элементы и став на 80 градусов горячее, она
попадала в верхнюю часть сборки, а оттуда - в коллектор горячей воды. Чтобы
не вскипеть и не превратиться в пар (это могло вызвать ненормальную работу
реактора) она должна была находиться под давлением в 100 атм. Из коллектора
горячая радиоактивная вода текла по трубам в теплообменник-парогенератор,
после чего, пройдя через циркулярный насос, возвращалась в коллектор холодной воды. Этот ток назывался первым контуром. Теплоноситель (зода) циркулировала в нем по замкнутому кругу, не проникая наружу. Во втором контуре вода
выступала в роли рабочего тела. Здесь она была нерадиоактивна и безопасна для
окружающих. Нагревшись в теплообменнике до 190 градусов и превратившись в
пар с давлением 12 атм., она подводилась к турбине, где и производила свою
полезную работу. Покинувший турбину пар должен был конденсироваться и
снова направляться в парогенератор. КПД всей энергетической установки составлял 17%.

Эта вроде бы простая в описании схема на самом деле была технически очень
сложной. Теории реактора тогда не существовало - она рождалась вместе с ним.
Особенно сложным элементом были твэлы, от устройства которых во многом
зависело КПД всей установки. Процессы, протекавшие в них, были очень сложны со всех точек зрения: предстояло решить, как и каким образом загружать в
них уран, до какой степени необходимо его обогащать, каким образом добиться
циркуляции воды, находившейся под высоким давлением, и как обеспечить теплообмен. Из нескольких вариантов были выбраны твэлы, разработанные Влади

Константин РЫЖОВ

451


миром Малых - с ураново-молибденовым порошком
(уран был обогащен до 5%), спрессованным с тонко
измельченным магнием — этот металл должен был
создать эффективный тепловой контакт урано-молибденового сплава со стенкой твэла.

Не только начинка твэла, но и его оболочка создавала проблему. Материал тепловыводящих элементов
должен был обладать прочностью, противокоррозийной стойкостью и не должен был менять своих свойств
под длительным воздействием радиации. Лучший с химической точки зрения материал - нержавеющая
сталь - не нравился физикам, так как он сильно поглощал нейтроны. В конце концов, Доллежаль все-таки
остановился на стали. Чтобы компенсировать ее поглощающие свойства, решено было увеличить процент
обогащенного урана (уже много позже для твэлов был
разработан специальный циркониевый сплав, удовлетворявший всем необходимым условиям). Изготовление твэлов и сварка нержавеющей стали оказались чрезвычайно трудными. Каждый твэл имел несколько

Рис. 90-2. Схема твэла:

С - прочная стальная
труба; С' - тонкостенная трубка

швов, а таких твэлов было 128. Между тем требования к герметичности швов
предъявлялись самые высокие - их разрыв и попадание горячей воды под высоким давлением в активную зону реактора грозили бедой. Одному из многих
институтов, которые трудились над этой проблемой, была поручена разработка
технологии сварки нержавеющей стали. В конце концов работа была с успехом
выполнена. Реактор был пущен в мае 1954 года, а в июне того же года АЭС дала
первый ток.

На первой АЭС была тщательно продумана
система управления протекающими в реакторе
процессами. Были созданы устройства для автоматического и ручно

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.