Жанр: Энциклопедия
Сто великих изобретений
... транзисторов п-р-п ир-п-р
Но если создать небольшую разность потенциалов между эмиттером и базой,
как это показано на рисунке, то свободные электроны из эмиттера, преодолев рп переход, попадут в базу. А так как база очень тонкая, то лишь небольшого
количества этих электронов хватит для заполнения дырок, находящихся в области р. Поэтому большая часть их пройдет в коллектор, преодолев запирающий
барьер второго перехода - в транзисторе возникнет электрический ток. Это явление тем более замечательно, что ток в цепи эмиттер-база обычно в десятки раз
меньше того, который протекает в цепи эмиттер-коллектор Из этого видно, что
по своему действию транзистор можно в известном смысле считать аналогом
трехэлектродной лампы (хотя физические процессы в них совершенно различны), причем база играет здесь роль сетки, помещающейся между анодом и катодом. Точно так же, как в лампе, небольшое изменение потенциала сетки вызывает значительное изменение анодного тока, в транзисторе слабые изменения в
цепи базы вызывают значительные изменения тока коллектора. Следовательно,
транзистор может использоваться в качестве усилителя и генератора электрических сигналов.
Полупроводниковые элементы начали постепенно вытеснять электронные
лампы с начала 40-х годов. С 1940 года широкое применение в радиолокационных устройствах получил точечный германиевый диод. Радиолокация вообще
послужила стимулом для быстрого развития электроники мощных источников
высокочастотной энергии. Все больший интерес проявлялся к дециметровым и
сантиметровым волнам, к созданию электронных приборов, способных работать
в этих диапазонах. Между тем электронные лампы при использовании их в области высоких и сверхвысоких частот вели себя неудовлетворительно, так как собственные шумы существенно ограничивали их чувствительность. Применение
на входах радиоприемников точечных германиевых диодов позволило резко снизить собственные шумы, повысить чувствительность и дальность обнаружения
объектов.
Константин РЫЖОВ
433
Однако подлинная эра полупровод- Змиттер база /гоялентар
ников началась уже после Второй мировой войны, когда был изобретен точечный транзистор. Его создали после многих опытов в 1948 году сотрудники американской фирмы "Белл" Шокли, Бардин и Браттейн. Расположив на германиевом кристалле, на небольшом расстоянии друг от друга, два точечных контакта и подав на один из них прямое
смещение, а на другой - обратное, они
Рис. 87-6
получили возможность с помощью тока, проходившего через первый контакт,
управлять током через второй. Этот первый транзистор имел коэффициент усиления порядка 100.
Новое изобретение быстро получило широкое распространение. Первые точечные транзисторы состояли из германиевого кристалла с п-проводимостью,
служившего базой, на которую опирались два тонких бронзовых острия, расположенные очень близко друг к другу - на расстоянии нескольких микрон. Одно
из них (обычно бериллиевая бронза) служило эмиттером, а другое (из фосфорной
бронзы) - коллектором. При изготовлении транзистора через острия пропускался ток силой примерно в один ампер. Германий при этом расплавлялся, так же
как кончики остриев. Медь и имеющиеся в ней примеси переходили в германий
и образовывали в непосредственной близости от точечных контактов слои с дырочной проводимостью.
Эти транзисторы не отличались надежностью из-за несовершенства своей конструкции. Они были нестабильны и не могли работать при больших мощностях.
Стоимость их была велика. Однако они были намного надежнее вакуумных ламп,
не боялись сырости и потребляли мощности в сотни раз меньшие, чем аналогичные им электронные лампы. Вместе с тем
они были чрезвычайно экономичны, так
как требовали для своего питания очень
маленького тока порядка 0,5-1 В и не
нуждались в отдельной батарее. Их КПД
достигал 70%, в то время как у лампы
он редко превышал 10%. Поскольку
транзисторы не требовали накала, они
начинали работать немедленно после
подачи на них напряжения. К тому же
они имели очень низкий уровень соб
Кристалл
германия"
Эмиттер
Заполнитель
-Яожух
^ -Яорпус
Заполнитель
'
Коллектор
Втума
ственных шумов, и поэтому аппаратура, собранная на транзисторах, оказывалась более чувствительной.
Постепенно новый прибор совершенствовался. В 1952 году появились пер
Рис. 87-7. Конструкция точечного
транзистора
100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
вые плоские примесные германиевые транзисторы Их изготовление было сложным технологическим процессом. Сначала германий очищали от примесей, а
затем образовывали монокристалл. (Обычный кусок германия состоит из большого числа сращенных в беспорядке кристаллов; для полупроводниковых приборов такая структура материала не годится - здесь нужна исключительно правильная, единая для всего куска кристаллическая решетка.) Для этого германий
расплавляли и опускали в него затравку - маленький кристалл с правильно ориентированной решеткой. Вращая затравку вокруг оси, ее медленно приподнимали. Вследствие этого атомы вокруг затравки выстраивались в правильную кристаллическую решетку. Полупроводниковый материал затвердевал и обволакивал
затравку. В результате получался монокристаллический стержень Одновременно
в расплав добавляли примесь р или п типа. Затем монокристалл резали на маленькие пластинки, которые служили базой. Эмиттер и коллектор создавали различными способами. Наиболее простой метод состоял в том, что на обе стороны
пластинки германия накладывали маленькие кусочки индия и быстро нагревали
их до 600 градусов. При этой температуре индий сплавлялся с находящимся под
ним германием. При остывании насыщенные индием области приобретали проводимость р-типа. Затем кристалл помещали в корпус и присоединяли выводы
В 1955 году фирмой "Белл систем" был создан диффузионный германиевый
транзистор. Метод диффузии состоял в том, что пластинки полупроводника помещали в атмосферу газа, содержащего пары примеси, которая должна была образовать эмиттер и коллектор, и нагревали пластинки до температуры, близкой к
точке плавления. Атомы примесей при этом постепенно проникали в полупроводник.
88. АВТОПИЛОТ
Автопилот представляет собой совокупность нескольких устройств, совместная работа которых дает возможность автоматически, без участия человека, управлять движением самолета или ракеты. Создание автопилота составило важную
эпоху в истории авиации, так как сделало воздушные полеты гораздо более безопасными. Что же касается ракетной техники, где все полеты осуществляются в
беспилотном режиме, то без надежных автоматических систем управления эта
техника вообще не могла бы развиваться Главная идея автоматического пилота-,
рования заключается в том, что автопилот строго поддерживает правильную ориентацию перемещающегося в пространстве аппарата. Благодаря этому аппарат,
во-первых, удерживается в воздухе и не падает, а во-вторых, не сбивается с заданного курса, поскольку от правильной ориентации прежде всего и зависит
траектория его полета. В свою очередь, ориентация аппарата в пространстве определяется тремя углами. Во-первых, это угол тангажа, то есть угол между продольной осью аппарата и плоскостью земли (или, как говорят, плоскостью горизонта). Отслеживание этого угла позволяет самолету сохранять продольную ус
Константин РЫЖОВ
тойчивость - не "клевать носом", а ракете, совершающей
полет по баллистической траектории, - точнее поразить цель.
Во-вторых, это угол рысканья, то есть угол между продольной осью аппарата и плоскостью полета (так мы назовем плоскость, перпендикулярную плоскости горизонта и проходящую через точку старта и точку цели). Угол рысканья указывает на отклонение аппарата от заданного курса. И, в-третьих, это углом крена, то есть угол, который возникает при
повороте корпуса аппарата вокруг его продольной оси Своевременное исправление крена позволяет самолету сохранять
поперечную устойчивость и гасит беспорядочное вращение
ракеты. Автоматическое управление аппаратом было бы невозможно, если бы не существовало надежного и простого
способа определения этих углов. К счастью, такой способ есть,
и он основан на свойстве быстро вращающегося гироскопа
сохранять неизменным в пространстве положение своей оси
А
О/У
/WWW
Рис 88-1 ВолчокОА - его ось,
Р - сила тяжести
Простейшим гироскопом является детский волчок, быстро вращающийся
вокруг своей оси. Попробуйте повалить его щелчком, и вы увидите, что это
невозможно - волчок лишь отскочит в сторону и будет продолжать вращение.
Однако ось ОА волчка не имеет постоянной ориентации, поскольку ее конец
А не закреплен. Гироскопы, применяемые в технике, имеют намного более сложное устройство: ротор (собственно волчок) закрепляется здесь в рамках (кольцах)
1 и 2 так называемого карданова подвеса, что дает возможность оси АВ занять
любое положение в пространстве.
Такой гироскоп может совершать три
независимых поворота вокруг осей АВ,
DE и GK, пересекающихся в центре
подвеса О, который остается неподвижным относительно основания.
Главное свойство быстро вращающегося гироскопа, как уже было сказано,
состоит в том, что его ось стремится устойчиво сохранять в мировом пространстве приданное ей первоначальное направление. Например, если эта ось была
изначально направлена на какую-то звезду, то при любых перемещениях самого
прибора и случайных толчках она будет
продолжать указывать на эту звезду даже
тогда, когда ее ориентация относительно земных осей изменится. Впервые это
свойство использовал в 1852 году французский физик Фуко для экспериментального доказательства вращения Зем
Рис. 88-2 Гироскоп в кардановом подвесе. Ротор С, кроме вращения вокруг
оси АВ, может вместе с рамкой 1 поворачиваться вокруг оси DE и вместе с
рамкой 2 - вокруг оси СК, следовательно, ось ротора может занимать
любое положение в пространстве О центр подвеса, совпадающий с центром тяжести гироскопа
100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
ли вокруг ее оси. Отсюда и само название "гироскоп", что в переводе с греческого означает "наблюдать вращение".
Второе важное свойство гироскопа
обнаруживается, когда на его ось (или
рамку) начинает действовать какая-то
внешняя сила, стремящаяся повернуть
ее относительно центра подвеса.
Например, если сила Р будет действовать на конец оси АВ, то гироскоп,
вместо того чтобы отклониться в сторону действия силы (как это было бы в
том случае, если бы ротор не вращался), будет наклоняться в направлении,
строго перпендикулярном действию
силы, то есть (в нашем случае) начнет
вращаться вокруг оси DE, причем с
постоянной скоростью. Это вращение
Рис. 88-3. Действие силы Р на гироскоп с вращающимся ротором; ось АВ
при этом движется перпендикулярно
направлению Р
называется прецессией гироскопа, и оно будет тем медленнее, чем быстрее вращается вокруг оси АВ сам гироскоп. Если в какой-то момент действие внешней
силы^1рекращается, то одновременно прекращается и прецессия, и ось АВ мгновенно останавливается.
Прецессию можно наблюдать и у такого простого гироскопа, каким является
детский волчок, у которого роль центра подвеса играет точка опоры. Если волчок
раскрутить таким образом, что ось его будет не перпендикулярна полу, а наклонена к нему под каким-то углом, то можно увидеть, что ось такого волчка отклоняется не в сторону действия силы тяжести (то есть вниз), а в перпендикулярном
направлении, то есть ось начинает вращаться вокруг перпендикуляра к полу,
опущенного в точку опоры.
На этих двух свойствах гироскопа основано несколько
приборов, использующихся в автопилоте. В 70-е годах
XIX века гироскопы начали применять в военном деле в
автоматах курса морских торпед. В момент пуска торпеды
ротор установленного на ней гироскопа раскручивался до
скорости в несколько тысяч оборотов в минуту. После этого
его ось была все время направлена на цель.
К оси гироскопа прикреплялся эксцентрик - диск,
центр которого был сдвинут от оси вертикального кольца
автомата. Эксцентрик упирался в шток золотника: когда
торпеда шла точно на цель, поршеньки золотника закрывали отверстия трубопроводов 1 и 2, и поршень рулевой
Рис 88-4 Прецессия машины оставался неподвижным. Если же торпеда по каволчка под действи- кой-то причине отклонялась от курса, то эксцентрик, свяем силы тяжести занный с гироскопом, оставался неподвижен, а шток зо
Константин РЫЖОВ
Сжоть?й воздух Золотничон
На правление
движения
Ось вертикального1 2
мопьцо гиросмопо
Рис. 88-5, Автомат курса торпеды
лотника под действием пружины соскальзывал влево или вправо и открывал отверстие, через которое сжатый воздух по трубопроводу 1 или 2 поступал в
рулевую машину. Под действием сжатого воздуха поршень рулевой машины
приходил в движение и перекладывал
руль, так что торпеда возвращалась на
правильный курс.
Затем гироскопы нашли широкое
применение в авиации. В главе, посвященной аэроплану, уже говорилось о
том, какой важной проблемой для первых авиаторов было сохранение в полете правильной ориентации самолетов.
Рис. 88-6. "Горизонт"
Многие конструкторы думали тогда над созданием автоматических стабилизаторов. В 1911 году американский летчик Сперри разработал первый автоматический стабилизатор с массивным гироскопом. Впервые самолет с таким стабилизатором поднялся в воздух в 1914 году. А в начале 20-х годов фирма Сперри
создала уже настоящий автопилот. Первые автопилоты управляли только рулями
и следили за сохранением заданного режима полета. Дальнейшее их развитие
привело к появлению систем, автоматизирующих управление как рулями, так и
двигателями летательного аппарата. Подобные автопилоты уже допускали полеты
без экипажа и управление летательным аппаратом на расстоянии. Они нашли
применение в первых ракетах.
Раньше других с проблемой автоматического управления ракетой столкнулись немецкие конструкторы - создатели первой в истории баллистической ракеты "Фау-2". (Подробнее об этой ракете будет говориться в следующей главе.)
Автомат стабилизации "Фау-2" состоял из гироскопических приборов "Горизонт"
и "Вертикант".
438 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
"Горизонт" позволял определить плоскость горизонта и угол наклона (угол
тангажа) ракеты относительно этой плоскости
Ротор 1 гироскопа был в то же время якорем асинхронного электродвигателя,
обмотка 2 которого питалась переменным током Перед стартом ракеты "Горизонт" располагали таким образом, чтобы ось вращения ротора была параллельна
линии горизонта Для этой цели в состав системы управления входил маятник
(отвес) 5, фиксировавший отклонение оси гироскопа Если эта ось отклонялась
вверх или вниз от горизонтального направления, маятник также отклонялся в
сторону и замыкал контакт с одной или с другой стороны При этом на электромагнит 6 поступал сигнал той или иной полярности Электромагнит начинал
действовать на ось гироскопа вдоль оси игрек вверх или вниз от центра вращения Вследствие этого возникала прецессия, разворачивающая гироскоп перпендикулярно отклоняющей силе Прецессия продолжалась до тех пор, пока ось
ротора не возвращалась в горизонтальное положение Как только это происходило, контакт маятника 5 размыкался и прецессия мгновенно прекращалась Перед
стартом корректирующее устройство отключалось
Отклонение ракеты от заданного угла тангажа фиксировалось с помощью потенциометра - простого по своему устройству датчика с переменным сопротивлением Он представлял собой кольцеобразный каркас, на который наматывалась
проволока По этому каркасу скользила щетка-контакт Если щетка находилась в
начале каркаса, в цепь включалось меньшее число витков проволоки, соответственно сопротивление потенциометра при этом было меньше и напряжение на
выходе тоже оказывалось незначительным (как известно, падение напряжения U
определяется законом Ома U^IxR, где I - сила тока, R - сопротивление) Если
щетка передвигалась в конец каркаса, сопротивление потенциометра возрастало,
и, следовательно, увеличивалось напряжение на выходе Щетка была связана с
чувствительным устройством, которое отмечало малейшие изменения напряжения
Если во время полета угол между продольной осью аппарата и плоскостью
горизонта по каким-то причинам начинал отклоняться от заданного, то потенциометр 8, связанный с корпусом аппарата, поворачивался вместе с ним относительно неподвижного в пространстве гироскопа и соединенной с ним контактной
щетки При этом на выходе потенциометра появлялся электрический сигнал,
пропорциональный по величине углу отклонения Этот сигнал усиливался и поступал на горизонтальные рули рулевой машины, которые выравнивали ракету
Такое простое устройство, впрочем, могло эффективно работать только при сравнительно незначительном времени полета Во время длительного полета следовало учитывать вращение Земли, поэтому в этом случае в направление оси гироскопа приходилось вносить коррекцию
"Горизонт" позволял не только сохранять, но и изменять угол тангажа в соответствии с заданной программой Из описанной схемы видно, что если в установленный момент потенциометр 8 повернуть на какой-то заданный угол, то
рули сработают так, словно на тот же угол отклонился сам аппарат Следовательно, поворачивая потенциометр, можно вызвать поворот ракеты "Горизонт" вклю
Константин РЫЖОВ
чал в себя очень простой программный механизм, состоящий из металлической ленты
10, эксцентрика 11, шагового мотора 12 и храпового колеса 13 Эксцентрик имел профиль поверхности, соответствующий заданной программе Шаговый мотор приводил его в движение
через червячную передачу (шаговый мотор представлял собой электромагнит с якорем, когда
на электромагнит подавался импульс, якорь
притягивался к магниту и своим ребром сдвигал храповое колесо на один зуб) Таким образом, скорость вращения храпового колеса зависела от частоты импульсов, подаваемых на электромагнит Стопор 14 представлял собой защелку, не допускавшую поворот храпового колеса
в обратном направлении
Идентично с "Горизонтом" работал "Вертикант"
Перед стартом ракеты ось ротора гироскопа располагалась перпендикулярно к
намеченной плоскости полета, поэтому гироскоп оказывался нечувствителен к
эволюциям ракеты по тангажу, но реагировал на повороты по крену и курсу
Коррекция гироскопа была такой же, как у "Горизонта", и осуществлялась до
старта с помощью маятника 3 и электромагнита 4 После взлета потенциометр 5
реагировал на рысканье ракеты и передавал сигналы на рули Так как ось, направленная на цель, совпадала с продольной осью ракеты, то при возникновении
крена потенциометр 7 в полете перемещался относительно неподвижного движка
(щетки), связанной с гироскопом Сигнал передавался на рули, которые исправляли крен
89. БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА
За свою почти тысячелетнюю историю развития ракетная техника прошла
гигантский путь от примитивных "огненных стрел" до мощнейших современных
ракет-носителей, способных выводить на орбиту многотонные космические аппараты Изобретена же ракета была в Китае Первые документальные сведения о
се боевом применении связаны с осадой монголами китайского города ПиенКинга в 1232 году Китайские ракеты, запускавшиеся тогда из крепости и наводившие страх на монгольскую конницу, представляли собой небольшие мешочки, набитые порохом и привязанные к стреле обычного лука
Вслед за китайцами зажигательные ракеты начали использовать индийцы и
арабы, но с распространением огнестрельного оружия ракеты потеряли свое значение и на много веков были вытеснены из широкого военного употребления
440 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИ1
Рис. 89-1. Китайская огненная стрела - прообраз современной ракеты. 1 -стрела; 2 - мешочек с порохом
Вновь интерес к ракете как к боевому оружию пробудился в XIX веке. В
1804 году значительные усовершенствования в конструкцию ракеты внес английский офицер Уильям Конгрев, который впервые в Европе сумел наладить
массовое производство боевых ракет. Масса его реактивных снарядов достигала
20 кг, а дальность полета - 3 км. При надлежащей сноровке ими можно было
поражать цели на расстоянии до 1000 м. В 1807 году англичане широко применили это оружие при бомбардировке Копенгагена. В короткий срок по городу
было выпущено более 25 тысяч ракет, в результате чего город был почти полностью сожжен. Но вскоре развитие нарезного огнестрельного оружия сделало применение ракет малоэффективным. Во второй половине XIX века они были сняты
с вооружения в большинстве государств. Вновь почти на сто лет ракета получила
отставку
Впрочем, различные проекты использования реактивной тяги уже в то время
появлялись то у одного, то у другого изобретателя. В 1903 году вышла работа
"Исследование космических пространств реактивными приборами" русского ученого Константина Циолковского. В ней Циолковский не только предсказал, что
ракета станет когда-нибудь тем транспортным средством, которое выведет человека в космос, но и впервые разработал принципиальную схему нового жидкостного реактивного двигателя. Вслед за тем в 1909 году американский ученый
Роберт Годдард впервые высказал идею о создании и использовании многоступенчатой ракеты. В 1914 году он взял патент на эту конструкцию Преимущество
использования нескольких ступеней заключается в том, что после полного израсходования топлива из баков ступени она отбрасывается. Тем самым уменьшается масса, которую необходимо разогнать до еще более высоких скоростей. В
1921 году Годдард провел первые испытания своего жидкостного реактивного
двигателя, который работал на жидком кислороде и эфире. В 1926 году он произвел первый публичный запуск ракеты с жидкостным двигателем, которая, правда, поднялась всего на 12,5 м. В дальнейшем Годдард уделял много внимания
устойчивости и управляемости ракет. В 1932 году он впервые запустил ракету с
гироскопическими рулями. В конечном итоге его ракеты, имея стартовый вес до
350 кг, поднимались на высоту до 3 км В 30-е годы интенсивные работы по
совершенствованию ракет велись уже в нескольких странах.
Принцип работы жидкостного реактивного двигателя в общих чертах очень
прост. Топливо и окислитель находятся в отдельных баках. Под высоким давле
Константин РЫЖОВ
нием они подаются в камеру сгорания,
где интенсивно перемешиваются, испаряются, вступают в реакцию и воспламеняются Образующиеся при этом горячие газы с большой силой выбрасываются назад через сопло, что приводит к
появлению реактивной тяги.
Однако реальное воплощение этих
простых принципов наталкивалось на
большие технические трудности, с которыми и столкнулись первые конструкторы. Наиболее острыми из них оказались проблемы обеспечения устойчивого горения топлива в камере сгорания и
охлаждения самого двигателя. Очень
непростыми были также вопросы о высокоэнергетическом горючем для ракет
Рис. 89-2 Общая схема камеры жидкостного реактивного двигателя А и В -т
компоненты топлива (горючее и окислитель) 1 - форсуночная головка, 2 камера сгорания, 3 - сопловая часть;
4 - критическое сечение, 5 - форсунки горючего и окислителя
ного двигателя и о способах подачи компонентов топлива в камеру сгорания,
поскольку для полного сгорания с выделением максимального количества тепла
они должны были хорошо распыляться и равномерно перемешиваться между
собой во всем объеме камеры. Кроме того, требовалось разработать надежные
системы, регулирующие работу двигателя и управление ракетой Понадобилось
множество экспериментов, ошибок и неудач, прежде чем все эти трудности были
благополучно преодолены.
Вообще говоря, жидкостные двигатели могут работать и на однокомпонентном, так называемом унитарном, топливе. В качестве такового могут выступать,
например, концентрированная перекись водорода или гидразин При соединении с катализатором перекись водорода Н^О^ с большим выделением тепла разлагается на кислород и воду. Гидразин N^H,, в этих условиях разлагается на
водород, азот и аммиак. Но многочисленные испытания показали, что более эффективными являются двигатели, работающие на двух отдельных компонентах,
один из которых является горючим, а другой окислителем. Хорошими окислителями оказались жидкий кислород Оу азотная кислота HNO,, различные окислы
азота, а также жидкий фтор F,. В качестве горючего мог применяться керосин,
жидкий водород Н, (в соединении с жидким кислородом он является чрезвычайно эффективным горючим), гидразин и его производные. На начальных этапах
развития ракетной техники в качестве горючего часто использовался этиловый
или метиловый спирт.
Для лучшего распыления и перемешивания топлива (окислителя и горючего)
использовались специальные форсунки, расположенные в передней части камеры сгорания (эта часть камеры называется форсуночной головкой). Она, как правило, имела плоскую форму, образованную из множества форсунок. Все эти форсунки выполнялись в виде двойных трубок для одновременной подачи окислителя и горючего. Впрыск топлива происходил под большим давлением. Мелкие
100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
капельки окислителя и горючего при высокой температуре интенсивно испарялись и вступали друг с другом в химическую реакцию. Основное горение топлива происходит вблизи форсуночной головки. При этом сильно возрастали температура и давление образующихся газов, которые затем устремлялись в сопло и с
большой скоростью вырывались наружу.
Давление в камере сгорания может достигать сотен атмосфер, поэтому горючее и окислитель необходимо подводить под еще более высоким давлением. Для
этого в первых ракетах использовался наддув топливных баков сжатым газом или
парами самих компонентов топлива (например, парами жидкого кислорода). Позже
стали применять специальные высокопроизводительные насосы большой мощности с приводом от газовых турбин. Для раскрутки газовой турбины на начальном этапе работы двигателя подавали горячий газ от газогенератора. Позже стали
применять горячий газ, образующийся из компонентов самого топлива. После
разгона турбины этот газ попадал в камеру сгорания и использовался для разгона
ракеты.
Проблему охлаждения двигателя первоначально пытались решить, применяя
...Закладка в соц.сетях