Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих изобретений

страница №38

ическое реше-1
ние проблемы развертки передаваемых картин. Главной деталью устройства Нип-j
кова был светонепроницаемый диск с крошечными отверстиями около внешнего

Константин РЫЖОВ 359

края. Расстояния между отверстиями были одинаковы, однако каждое следующее
было смещено к центру диска на величину диаметра отверстия.

Передача изображения должна была осуществляться следующим образом.
Объектив проецировал на диск уменьшенное действительное изображение предмета. По другую сторону диска помещалась селеновая пластинка. Диск приводили с помощью электродвигателя в очень быстрое вращение. При этом в каждый
момент времени свет на элемент попадал только через одно какое-то отверстие,
перемещавшееся по дугообразной линии. Сначала между изображением и светочувствительной пластинкой проходило верхнее отверстие, через которое на фотоэлемент проецировалась последовательно только верхняя кромка изображения.
Когда это отверстие уходило за рамку изображения, с другого края рамки подвигалось другое, расположенное несколько ниже, и проецировало на фотоэлемент
следующую полоску (или, как стали говорить позже, - "строчку") изображения.
Таким образом, за один оборот диска перед фотоэлементом проходили поочередно все участки изображения. (Этот процесс, получивший название "построчной
развертки изображения", является одним из центральных в системе телевидения.
"Диск Нипкова" стал первым простым устройством, позволившим осуществить
такую развертку. В течение последующих пятидесяти лет он являлся неотъемлемой частью многих телевизионных устройств.) Далее сигналы от каждой ячейки
фотоэлемента последовательно передавались по проводу на приемную станцию.
Здесь этот ток подавался к неоновой лампе, которая, соответственно, горела то
ярче, то слабее, в зависимости от силы передаваемого тока. Между наблюдателем
и лампой помещался такой же перфорированный диск, как и на передающей
станции, вращавшийся с ним в строгой синхронности. В каждый момент времени зритель мог наблюдать светящиеся строки, яркость элементов которых была
пропорциональна яркости таких же эле

Ллощадь изображения

ментов на диске передатчика. В целом в
устройстве Нипкова были уже все основные узлы так называемого "механического" телевидения.

Первые изобретатели телевидения
предполагали посылать электрические
сигналы по проводам, но как только стало развиваться радио, явилась мысль, что
эти сигналы можно передавать с помощью электромагнитных волн. Впервые
эту идею выдвинул 15-летний польский
Шмназист Мечислав Вольфке, который
в 1898 году подал патентную заявку на
первое телевизионное устройство без
Проводов. Передающее устройство Вольфке было таким же, как у Нипкова, только
сигналы с фотоэлемента передавались
^есь на первичную обмотку трансфор
Рис. 79-1. Диск Нипкова

100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

збо

матора, вторичная обмотка которого замыкалась на вибратор Герца, излучавший)
электромагнитные волны. В приемнике ток подавался на неоновую лампу, и|
проекция изображения происходила так же, как у Нипкова.

Несмотря на удачное разрешение проблемы развертки, ни Нипкову, ни его
последователям не удалось осуществить передачу изображений. Простые фотоэлементы, преобразуя яркость передаваемой точки в электрический сигнал, давали очень слабые импульсы тока, который терялся в более или менее протяженной
линии связи. Хотя отдельные изобретатели сумели построить действующие anna-1
раты и передавали с их помощью элементарные изображения, имевшиеся в их
распоряжении технические средства не позволяли вынести эксперименты за пределы лаборатории. Основным препятствием для дальнейшего развития телевидения было отсутствие существенного элемента связи - усилителя сигналов. Только
после изобретения электронных ламп это препятствие было преодолено.

Развитию телевидения также способствовали новые открытия в области фотоэффекта. В 1888 году русский физик Ульянин обнаружил интересное явление на границе металл-селен при освещении ее светом источника начинал вырабатываться электрический ток. Ульянин поспешил использовать это свойство и изготовил первый селеновый фотоэлемент с тонкой золотой пленкой, вырабатывавший на свету слабый ток. (Этот эффект теперь широко используется в технике,
например, в солнечных батареях.) Напомним, что до этого было известно только
одно проявление светочувствительных свойств селена - изменение сопротивления. Поэтому в цепь селенового фотоэлемента надо было обязательно включать
источник питания - внешнюю батарею. Теперь необходимость в этом отпала.

Первые практические телевизионные системы были созданы только в XX веке.
В 1923 году Чарльз Дженкинс осуществил передачу неподвижного изображения
по радио из Вашингтона в Филадельфию и Бостон, а в 1925 году ему удалось
передать изображение движущихся фигур. Для развертки Дженкинс применил
диск Нипкова, а для усиления видеосигнала - усилитель на электронных лампах. В приемнике использовалась неоновая лампа, на которую зритель смотрел
через отверстия другого диска Нипкова и видел точки различной яркости, располагавшиеся точно в таком же порядке, как и на передаваемом изображении. Для
этого приемный диск вращался с той же скоростью, что и передающий, делая
12,5 оборотов в секунду (другими словами, перед зрителем в одну секунду сменялось 12,5 кадров - достаточная скорость для того, чтобы передавать движение). Позже скорость была увеличена до 25 кадров в секунду. Успешные результаты были достигнуты также в Англии. В 1928 году шотландец Джон Бэрд основал первую в Европе акционерную телевизионную компанию и начал опытные
передачи через радиостанцию, расположенную в Лондоне. Его же фирма наладила выпуск первых механических телевизоров. Изображение в них развертывалось

на 30 строк.


Широкая публика поначалу с восторгом отнеслась к новому изобретению
Зрители были снисходительны даже к тому, что изображение в их телевизорах
часто оказывалось темным, нечетким и расплывчатым. Впрочем, с годами энтузиазм поутих. Оказалось, что получить хорошее, четкое изображение в механи

Константин РЫЖОВ

361


ческом телевидении вообще невозможно. (Подсчитано, что для этого диск Нипкова должен иметь развертку на 600 строк с диаметром отверстия около 0,1 мм.
При этом диаметр самого диска достигнет 28 м. При вращении с необходимой
скоростью он неминуемо разлетится под действием центробежных сил.) Хотя во
многих больших городах (в том числе в Москве и Ленинграде) существовали
свои телевизионные студии, а десятки тысяч людей имели у себя дома телевизоры, широкого распространения механическое телевидение не получило и в конце
концов повсеместно уступило первенство электронному телевидению, о котором
теперь и пойдет речь.

Эпоха электронного телевидения началась с изобретения электронно-лучевой
трубки. Прообразом электронной трубки была газоразрядная лампа, изобретенная в 1856 году немецким стеклодувом Гейслером, который научился вплавлять
в стеклянную колбу платиновые электроды и создал первые газонаполненные
трубки. Сейчас газоразрядные лампы распространены повсюду, и устройство их
хорошо известно: по обе стороны стеклянной трубки, наполненной каким-нибудь газом, помещают два электрода. Когда на эти электроды подается напряжение от сильного источника тока, между ними возникает электрическое поле. В
этом поле молекулы газа ионизируются (теряют свои электроны) и превращаются в заряженные частицы. В результате через грубку происходит электрический
разряд, под действием которого газ начинает ярко светиться.

Это явление сразу заинтересовало многих ученых. К их числу относился и
боннский профессор Плюккер, для которого Гейслер специально изготовлял запаянные трубки с различными смесями газов. В 1858 году Плюккер заметил, что
при пропускании электрического тока стекло вблизи катода светится как-то по
особенному, не так, как в остальных частях лампы. Изучив этот эффект, Плюккер пришел к выводу, что вблизи катода при электрическом разряде возникает
какое-то излучение, которое он назвал "катодным". В 1869 году немецкий физик
Гитторф открыл, что катодные лучи способны отклоняться под действием магнитного поля. В 1879 году английский физик Уильям Крукс провел фундаментальное исследование катодных лучей и пришел к выводу, что с поверхности
катода при его нагревании испускается поток каких-то частиц. (В 1897 г. английский физик Томсон доказал, что катодные лучи являются потоком заряженных
частиц - электронов.) Для своих опытов Крукс создал специальную трубку,
которая была первой в истории катодно-лучевой трубкой.

Между прочим Крукс открыл, что
некоторые вещества (они получили название люминофоров) начинают светитьc^ при бомбардировке их катодными лучами. В 1894 году Ленард установил, что

Учение люминофоров тем сильнее, чем рис. 79-2. Трубка Крукса для демонст^льнее катодный ток. В 1895 году про- рации прямолинейных катодных пучков

362


100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

фессор Страсбургского университета Карл Браун на основе трубки Крукса создал
катодную (электронную) осциллографическую трубку, предназначенную для исследования различных электрических токов.

В трубке Брауна катод был покрыт диафрагмой - экраном с небольшим отверстием, в результате чего с катода испускался не широкий пучок, как в опытах
Крукса, а узкий луч. Снаружи стеклянной колбы помещалась катушка, на которую подавался исследуемый ток. Этот ток, проходя через катушку, создавал вокруг переменное магнитное поле, которое отклоняло катодный луч в вертикальной плоскости. Экраном служила стеклянная пластинка, покрытая со стороны
катода люминофором. Луч проходил через диафрагму и создавал на экране небольшое светящееся пятно. Под действием отклоняющего магнитного поля луч
начинал колебаться и вычерчивал на экране вертикальную линию, которая отмечала максимальное и минимальное значение исследуемого тока. С помощью зеркальца эта светящаяся линия отбрасывалась на внешний экран. Несколько позже, в 1902 году, русский ученый Петровский усовершенствовал трубку Брауна,
предложив использовать вторую катушку для отклонения электронного луча также в горизонтальной плоскости. Теперь, подавая соответствующие сигналы, можно
было заставить луч обегать весь экран. В 1903 году немецкий физик Венельт
сделал еще одно усовершенствование - он ввел в трубку цилиндрический электрод, заряженный отрицательно. Изменяя силу заряда на этом электроде, можно
было усиливать или ослаблять электронный поток с катода, делая точку на экране то более яркой, то тусклой. В 1907 году Леонид Мандельштам предложил для
управления лучом в трубке Брауна использовать две системы отклоняющих пластин, на которые подавалось пилообразное напряжение. Благодаря этому электронный луч стал вычерчивать на экране так называемый растр - светящиеся
строки, которые располагались одна под другой от верхней кромки экрана до
самой нижней. Происходило это следующим образом. На пути электронного
луча в трубке помещались две вертикально расположенные пластины, на которые, как уже говорилось, подавалось переменное напряжение пилообразной формы, создаваемое специальным генератором. Когда это напряжение было равно О,
электронный луч занимал на экране некоторое начальное положение. Затем, после того как положительная пластина начинала с определенной скоростью заряжаться, электроны отклонялись к ней и конец луча двигался по экрану. Это
передвижение продолжалось до тех пор, пока напряжение положительной плас

Рис. 79-3. Трубка Брауна

363


Константин РЫЖОВ

тинки не достигало максимума. После этого напряжение быстро уменьшалось, и
электронный луч быстро возвращался в исходное положение. Затем все повторялось сначала. Одновременно луч совершал колебания в вертикальной плоскости.
Для отклонения по вертикали предназначалась вторая пара пластин. Легко видеть, что если частота пилообразного напряжения, прилагаемого к вертикальным
пластинам, была в 10 раз больше той, которая прилагалось к горизонтальным, то
за время, соответствующее одному кадру, луч успевал образовать 10 строк. Вместо переменного электрического поля можно было использовать переменное магнитное, создаваемое двумя катушками. Все эти открытия и изобретения заложили фундаментальные основы электронного телевидения.

Первым, кто предложил применить электронно-лучевую трубку для телевизионной передачи, был русский физик Борис Розинг. В 1907 году он получил
патент на способ электрической передачи изображения на расстояние.

Для построчной развертки изображения Розинг использовал два зеркальных
барабана, представлявших собой многогранные
призмы с плоскими зеркалами. Каждое зеркало было
слегка наклонено к оси призмы, и угол наклона равномерно возрастал от зеркала к зеркалу. При
вращении барабанов световые лучи, идущие от разных элементов передаваемого изображения, отражались последовательно зеркальными гранями и
поочередно (построчно) попадали на фотоэлемент.

Ток с фотоэлемента передавался на пластины конденсатора. В зависимости от величины подаваемого тока между ними проходило большее или меньшее количество электронов, что позволяло изменять яркость освещения соответствующих точек люминисцентного экрана. (Электрическое поле внутри конденсатора при изменении напряжения сигнала отклоняло луч по вертикали, вследствие чего
изменялось количество электронов, попадавших на
экран через отверстие в диафрагме.) Таким образом, трубка заменяла сразу два узла прежних механических систем развертывающего устройства (например, диск Нипкова) и источник света (например, газосветную лампу). Две взаимно перпендикулярные катушки управляли движением луча таким образом, что он вычерчивал растр (начинал
движение с верхнего левого угла экрана и оканчивал в правом углу, затем быстро возвращался на
левый край, опускался немного вниз и делал развертку второй строчки). Движение луча и вращение зеркальных барабанов было строго синхрониэировано между собой, так что прохождение каж

Рис. 79-4. Схема телевизионной системы Розинга:

1 - зеркальные грани барабанов с катушками синхронизации; 2,3 - линзы; 4 экран с отверстием; 5 фотоэлемент; б - батарея; 7 - пластины конденсатора; 8 - катод; 9 электронно-лучевая трубка
с экраном; 10 - электромагниты отклонения электронного пучка; 11 - диафрагма с отверстием

100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

364


дои проецируемой грани мимо фотоэлемента соответствовало прохождению одной строчки проецирующего луча. На
прохождение всего экрана луч затрачивал около 0,1 секунды. Благодаря этому
рисунок луча воспринимался глазом как
цельное изображение.

После долгих и упорных опытов со
своей несовершенной аппаратурой Розинг сумел получить первое изображение - ярко освещенной решетки - на
экране своего приемника. Это изображение состояло из четырех полос. Когда
закрывали одно из отверстий решетки,
соответствующая ему полоса на экране
исчезала. Телевизор мог передавать изображение простых геометрических фигур,
а также движение руки. Сообщения об
изобретении Розинга были напечатаны

Рис. 79-5. Фотоэлемент с внешним фо- g технических журналах США, Японии
тоэффектом ^ Германии и оказали большое влияние
на дальнейшее развитие телевидения. Хотя Розингу принадлежит слава родоначальника электронного телевидения, его телевизионная система еще не была полностью электронной - съемка и передача изображения производились с помощью механического устройства - зеркальных барабанов. Электронной в его системе была только принимающая трубка, в устройстве которой уже можно видеть
многие черты черно-белого телевизора. Следующим шагом должно было стать
создание электронно-лучевой передающей трубки, действие которой основано на
внешнем фотоэффекте.

Внешний фотоэффект был открыт в 1887 году Генрихом Герцем и глубоко
изучен в следующем году русским физиком Александром Столетовым. Суть этого явления заключается в том, что под действием света происходит выбивание
электронов с поверхности заряженной пластины. Выбитые электроны образуют
облако, которое притягивается к положительному электроду, образуя электрический ток в вакууме или разряженном газе. На этом принципе основана работа
фотоэлемента, созданного в 1906 году немецким ученым Дембером.

Схема простейшего фотоэлемента показана на рисунке. Катод и анод здесь
помещены в стеклянной колбе, из которой выкачен воздух. К - катод, покрытый светочувствительным веществом (лучше всего цезием); А - анод, который
представляет собой металлическую сетку и не мешает проходить свету на анод;

С - источник света; Е - батарея. Свет, падающий на фотокатод фотоэлемента,
освобождает из него электроны, которые устремляются к положительно заряжен- ,
ному аноду. Уменьшение или усиление освещения фотокатода соответственно]
увеличивает или уменьшает ток в его цепи.

Константин РЫЖОВ

365


В 1911 году английский инженер
Ален Суинтон предложил проект телевизионного устройства, в котором электронно-лучевая трубка использовалась не
только как приемник, но и в качестве
передатчика.

В основе передающей трубки Суинтона - трубка Крукса, к катоду которой
прикладывалось отрицательное напряжение в 100 000 вольт относительно анода.
Узкий пучок электронов проходил
сквозь отверстие в аноде С и попадал на
экран I, описывая на нем с помощью

Рис. 79-6. Передающая телевизионная
трубка Суинтона: L - сетка; I -экран; Е - отклоняющая катушка; Z катод

отклоняющих катушек Е растр. Экран состоял из миниатюрных, изолированных
друг от друга металлических рубидиевых кубиков. С противоположной стороны
сквозь сетку L и отсек с парами натрия на экран I проецировалось изображение.
Свет от каждой его точки попадал на отдельный рубидиевый кубик экрана, который действовал как независимый фотоэлемент, и выбивал с его поверхности
электроны. В соответствии с законами внешнего фотоэффекта этих электронов
было тем больше, чем интенсивнее оказывалось действие света. До тех пор, пока
на кубик не подавалось напряжение, выбитые электроны находились вблизи экрана. Но когда электронный луч, обегавший один за другим все кубики, попадал
на какой то из них, тот получал отрицательный заряд. Тогда электроны, выбитые
светом с поверхности кубика, устремлялись к сетке L, которая, следовательно, в
каждый момент времени имела на себе заряд, соответствующий какой-то точке
экрана. Этот заряд снимался с сетки и передавался затем как видеосигнал на
приемную трубку, устройство которой основывалось на тех же принципах, что и
у Розинга. Электронный луч принимающей трубки был синхронизирован с лучом передающей трубки, а интенсивность его в каждой точке напрямую зависела
от силы посылаемого видеосигнала.

Практически действующей телевизионной установки Суинтон не создал, но в
его проекте мы видим уже те основные
элементы, которые входили потом в конструкцию всех последующих поколений
передающих трубок: двустороннюю мозаику из множества отдельных фотоэлементов с внешним фотоэффектом, коллектор в виде сетки L и отклоняющие
катушки Е. Следующий шаг на пути
развития телевидения был сделан только в 20-е годы.

В 1923 году Владимир Зворыкин (в
студенческие годы Зворыкин был одним

Рис. 79- 7. Передающая телевизионная
трубка Зворыкина

366 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

из учеников Розинга и активно помогал ему при создании первого телевизора, в
1917 году он эмигрировал в США, где и работал до самой смерти) запатентовал
полностью электронную систему телевидения с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками

В передающей трубке Зворыкин применил трехслойную двухстороннюю мишень. Трубка состояла из сигнальной пластины 4 - тонкой алюминиевой пленки
(прозрачной для электронов), покрытой с одной стороны диэлектриком 3 из
окиси алюминия, на который был нанесен светочувствительный слой 2, обладающий внешним фотоэффектом. Рядом с этим слоем была установлена сетка 1.
На алюминиевую пленку подавалось положительное (относительно сетки) напряжение. Изображение проецировалось на этот слой сквозь сетку 1. На другой
стороне алюминиевой пленки электронный луч 5 из электронного прожектора
6 создавал растр. Сигнал снимался с нагрузки RH в цепи сетки. Мозаика передающей трубки содержала множество отдельных фотоэлементов. Эта трубка тоже [
не стала работающей моделью, но в 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную приемную электронно-лучевую трубку, названную им кинескопом,
которая в дальнейшем использовалась в первых телевизорах Таким образом,
принимающая электронно-лучевая трубка была создана уже в начале 30-х годов.

С передающими трубками дело обстояло сложнее Все предложенные изобре-|
тателями к концу 20-х годов электронные трубки отличались одним существен-1
ным недостатком - они имели очень низкую светочувствительность. Видеосиг-1
нал, снимаемый с них, был настолько слабым, что не мог обеспечить не толькс
хорошего, но и сколько-нибудь удовлетворительного изображения Низкую светочувствительность справедливо объясняли неэффективным использованием светового потока. Действительно, предположим, что светочувствительная мозаич*
ная пластина разделена на 10 тысяч ячеек, и электронный луч обегает их все за
0,1 с. Это значит, что при разряжении передаваемого изображения свет действовал на каждый отдельный фотоэлемент в продолжении всего лишь 1/100 000
секунды. Если бы удалось использовать энергию светового потока, бесполезно
пропадавшую в течение остальных 99999/100000 секунды, чувствительность телевизионной системы должна была бы значительно возрасти.

Одним из первых попытался разрешить эту проблему уже известный нам
американский инженер Чарльз Дженкинс. В 1928 году он предложил устройство
для накопления заряда в телевизионной трубке. Суть идеи Дженкинса заключалась в том, что к каждому фотоэлементу светочувствительной панели подключался конденсатор С. Свет падал на фотоэлемент, и образующийся ток заряжал
конденсатор в течение всего времени передачи кадра. Затем с помощью коммутатора конденсаторы поочередно разряжались через нагрузку RH, с которой снимался сигнал, то есть в качестве видеосигнала Дженкинс предполагал использовать разрядный ток.

Идея Дженкинса была очень плодотворна, но она нуждалась в дальнейшей
доработке. Прежде всего приходилось думать о том, где и как разместить десятки, а то и сотни тысяч маленьких конденсаторов (ведь каждая отдельная ячейка

Константин РЫЖОВ 367

экрана должна была иметь свой конденсатор), затем требовалось создать коммутатор, который бы с нужной быстротой и синхронностью мог производить
разрядку всех этих конденсаторов Никакое механическое устройство не могло
справиться с этой задачей. Поэтому роль
коммутатора стали поручать тому же
электронному лучу. В течение пяти последующих лет в разных странах было
предложено несколько вариантов передающих трубок, использующих прин

^"- ---1,.. ."" Сигнал
"- т-її-с
-"-г , -ГГ41--1----ш ^

Рис 79-8 Принцип накопления зарядов
в передающей трубке Дженкинса

цип накопления заряда, однако все эти проекты не были реализованы. Успешно
преодолеть многочисленные препятствия посчастливилось Владимиру Зворыкину. В 1933 году на съезде общества радиоинженеров в Чикаго он объявил, что его
десятилетние усилия по созданию действующей телевизионной трубки завершились полным успехом.

Эту работу Зворыкин начал в лаборатории фирмы "Вестингауз", а закончил
в "Радиокорпорации Америки", где в его распоряжении была прекрасно оборудованная лаборатория и большая группа опытных инженеров. После многих
опытов Зворыкин с помощью химика Изига нашел очень простой способ изготовления мозаичной светочувствительной мишени с накопительными конденсаторами. Происходило это следующим образом. Брали слюдяную пластинку
размером 10 на 10 см и на одну из ее сторон наносили тонкий слой серебра
После этого пластинку помещали в печь. Тонкий серебряный слой при нагреве
обретал способность сворачиваться в гранулы. Таким образом на слюдяной пластинке образовывалось несколько миллионов изолированных друг от друга гранул. Затем на серебряный слой наносили цезий, обладавший, как и селен, повышенной чувствительностью к свету. С противоположной стороны слюдяная
пластинка покрывалась сплошным металлическим слоем. Этот слой как бы служил второй пластиной конденсатора по отношению к гранулам серебра со светочувствительным цезиевым слоем. В результате каждый из миллиона миниатюрных фотоэлементов служил в то же время и миниатюрным конденсатором.
Этой трубке Зворыкин дал
название иконоскоп.


Работа иконоскопа происходила следующим образом.
Стеклянный шарообразный
баллон снабжался сигарообразным цилиндрическим отростком, в котором помещался электронный прожектор. В р^ 79-9 Схематическое устройство иконоскошаре находилась мишень, ус- па Зворыкина
по патентной заявке (а) и серийтановленная наклонно к оси ного выпуска (б)

100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

368


отростка. Эта мишень, как уже говорилось, состояла из слюдяной пластинки,!
на одну сторону которой был нанесен металлический сигнальный слой, а на|
другую - светочувствительная мозаика, состоявшая из множества изолирован-^
ных друг от друга фотоэлементов (5). Часть поверхности стеклянного шарового
баллона трубки была сделана плоской, параллельной мишени. Через нее на мозаику проецировалось изображение, так что ось объектива была перпендикулярна плоскости мишени (это исключало всякие искажения) Рядом с мозаикой
перед светочувствительным слоем была поставлена сетка (1), на которую подавался положительный относительно анода (3) заряд (анод был заземлен, а на
термокатоде (4) создавался большой отрицательный потенциал). Электронный
луч (2) проходил через сетку и создавал на мозаике растр Сигнал снимался с
сигнальной пластины (6) и подавался на сопротивление RH, а потом на усилительную лампу (7). Электронный луч, пробегая по фотомозаике, разряжал последовательно все ее участки. В результате образовывались электрические импульсы (видеосигналы), пропорциональные освещенности участков мозаики.
Эти импу льсы усиливались и подавались к радиопередатчику. В дальнейшем |
иконоскоп был значитель

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.