Жанр: Энциклопедия
Сто великих изобретений
... важным шагом на пути к водяной турбине. Для того чтобы этот путь был пройден до конца, не доставало второго элемента турбины, описанного Эйлером - направляющего аппарата.
Впервые направляющий аппарат к водяному колесу применил профессор
Бюрден в 1827 году. Он же первый назвал свою машину турбиной (от латинского
turbo - быстрое вращение), после чего это определение вошло в обиход. В 1832
208 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Рис. 53-5. Вертикальный разрез турбины Фурнейрона: 1 - направляющий
аппарат; 2 - рабочее колесо; 3 вал турбины
году первую практически применимую гидротурбину создал французский инженер
Фурнейрон.
Его турбина состояла из двух концентрических, лежащих друг против друга колес: внутреннего, неподвижного К, представлявшего из себя направляющий аппарат, и внешнего с изогнутыми лопатками
а, которое и было рабочим турбинным колесом. Вода поступала в турбину сверху через трубу, обхватывавшую вал турбины, и
попадала на лопатки направляющего аппарата. Эти лопатки принуждали воду двигаться по кривой линии, вследствие чего
она втекала в горизонтальном направлении
в лопатки турбинного колеса, без удара, по
всей его внутренней окружности, отдавая
последнему всю свою энергию, а затем рав
номерно стекала по его внутренней окружности. Вновь поступающая и отработанная вода нигде не смешивались между собой. Турбинное колесо было накрепко соединено с вертикальным валом D, через который передавалось движение.
КПД турбины Фурнейрона достигал 80%. Созданная им конструкция имела
громадное значение для дальнейшей истории турбостроения. Слух об этом удивительном изобретении быстро распространился по всей Европе. Специалистыинженеры из многих стран в течение нескольких лет приезжали в глухое местечко Шварцвальда, чтобы осматривать работавшую там турбину Фурнейрона
как великую достопримечательность. Вскоре турбины стали строить по всему
миру.
Переход к турбинам стал революционным переворотом в истории гидравлических двигателей. В чем же заключалось их
преимущество перед старым водяным колесом? В приведенном выше кратком описании турбины Фурнейрона трудно увидеть
колесо Сегнера. Между тем она основана
на том же принципе использования реактивного движения водяной струи (отчего
этот тип турбин и получил позже название
реактивных). Просто Фурнейрон внимательно учел все замечания Эйлера и использовал свой собственный опыт инженерагидравлика. Турбина Фурнейрона отличаРис. 53-6. Горизонтальный разрез лась от водяного колеса несколькими принтурбины Фурнейрона ципиальными моментами. В водяном ко
Коястантин РЫЖОВ
209
лесе вода входила и выходила в одном и том же месте. Из-за этого как скорость,
так и направление движения воды в лопатке колеса были различны в разные
моменты времени - колесо как бы затрачивало изрядную часть своей полезной
мощности на постоянное преодоление сопротивления струи. В турбине Фурнейрона вода из направляющего аппарата входила на одну кромку лопатки колеса,
проходила по лопатке и стекала с другой ее стороны. Вследствие этого в турбине
вода не останавливалась, не меняла направления своего течения на обратное, а от
входных до выходных кромок текла непрерывно. В каждой точке лопаток скорость ее была одинакова по направлению и отличалась только по величине. В
результате скорость вращения турбины теоретически зависела только от скорости
воды, и поэтому турбина могла вращаться в несколько десятков раз быстрее обычного водяного колеса. Другое выгодное отличие турбины заключалось в том, что
вода одновременно проходила по всем лопаткам колеса, а в водяном колесе -только через некоторые. В результате, энергия водяной струи использовалась в
турбине гораздо полнее, чем в водяном колесе, а ее габариты при той же мощности были в несколько раз меньше.
В последующие годы выработалось несколько основных видов гидротурбин.
Не вдаваясь здесь в подробности, отметим, что все турбины XIX века можно
условно разделить на два основных типа: реактивные и струйные. Реактивная
турбина, как уже говорилось, представляла собой усовершенствованное колесо
Сегнера. Она имела турбинное колесо, насаженное на вал, с особым образом
искривленными лопатками. Это колесо заключало внутри себя или было окружено направляющим аппаратом. Последний представлял из себя неподвижное колесо с направляющими лопатками. Вода устремлялась вниз через направляющий
аппарат и турбинное колесо, причем лопатки первого направляли воду на лопатки второго. При выливании вода давила на лопатки и вращала колесо. От вала
вращение передавалось дальше к какому-нибудь устройству (например, электрогенератору). Реактивные турбины оказались очень удобны там, где напор воды
невелик, но есть возможность создать перепад в 10-15 м. Они получили в
XX веке очень широкое распространение.
Другим распространенным типом турбин были струйные. Их принципиальное устройство заключалось в том, что струя воды под сильным напором ударяла
в лопатки колеса и этим заставляла его
вращаться. Сходство струйной турбины с нижнебойным колесом очень велико. Прообразы таких турбин появились еще в средние века, как это можно
заключить из некоторых изображений
того времени.
В 1884 году американский инженер
Пельтон значительно усовершенствовал
буйную турбину, создав новую кон^укцию рабочего колеса. В этом ко
^се гладкие лопатки прежней струйной
Рис. 53- 7. Простейшая струйная турбина
210 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИ1
Рис. 53-8 Колесо Пелыпона В левом углу
показана лопатка, принимающая струю
Рис. 53-9 Колесо Пельтона (разрез)
турбины были заменены особенными
им изобретенными, имеющими вил
двух соединенных вместе ложек Таки"
образом, лопатки получились не плоскими, а вогнутыми, с острым реброи
посередине При таком устройстве лопаток работа воды почти целиком шла
на вращение колеса и только очень малая ее часть терялась бесполезно
Вода к турбине Пельтона поступала
по трубе, идущей от запруды или водопада. Там, где воды было много, труба
делалась толстой, а где воды оказывалось меньше, она была тоньше. На конце трубы имелся наконечник, или сопло, из которого вода вырывалась сильной струёй Струя попадала в ложкообразные лопатки колеса, острое ребро лопатки резало ее пополам, вода толкала
лопатки вперед, и турбинное колесо начинало вращаться Отработанная вода
стекала вниз в отводную трубу. Колесо
с лопатками и соплом прикрывалось
сверху кожухом из чугуна или железа.
При сильном напоре колесо Пельтона
вращалось с огромной скоростью, делая до 1000 оборотов в минуту. Оно
было удобно там, где имелась возможность создать сильный напор воды. КПД
турбины Пельтона был очень высок и приближался к 85%, поэтому она и получила широчайшее распространение.
После того как в 80-е годы XIX века была разработана система передачи электрического тока на большие расстояния и появилась возможность сосредоточить
производство электроэнергии на "фабриках электричества" - электростанциях,
началась новая эпоха в истории турбостроения В соединении с электрогенератором турбина стала тем могущественным инструментом, с помощью которого человек поставил себе на службу огромную силу, скрытую в реках и водопадах
54. ПУЛЕМЕТ
В истории военной техники можно насчитать несколько эпохальных изобретений, к числу которых, несомненно, относится и пулемет. Точно так же, как
первая пушка открыла эпоху огнестрельного оружия, а первая винтовка - эпоху
Константин РЫЖОВ 211
нарезного, создание пулемета ознаменовало собой начало эпохи скорострельного автоматического оружия
Мысль о таком оружии, которое позволяло бы в кратчайший промежуток
времени выпустить наибольшее количество пуль, появилась очень давно Уже
в начале XVI века существовали укрепленные поперечно на бревне ряды заряженных стволов, через затравки которых
была просыпана пороховая дорожка При
воспламенении пороха получался залп из
всех стволов Об использовании подобных установок (ребодеконов) в Испании сообщается около 1512 года. Потом возникла мысль укреплять отдельные стволы на вращающемся граненом вале Это
оружие называлось "органом", или картечницей Орган мог иметь на себе до
нескольких десятков стволов, каждый из которых снабжался своим кремневым
замком и спусковым механизмом. Действовало такое приспособление очень просто: когда все стволы были заряжены и замки взведены, вал приводили во вращение посредством рукоятки, укрепленной на его оси При этом замки, проходя
мимо неподвижного шпенька (небольшого стержня), укрепленного на оси орудия, спускались и производили выстрел. Частота огня зависела от частоты вращения. Впрочем, подобное оружие не имело широкого распространения. Оно
стало более удобным только после того, как появились патроны в металлической гильзе.
Рис 54-1 Картечница Гатлинга
В 1860-1862 годах американец Гатлинг создал несколько образцов довольно
совершенных картечниц, которые были непосредственными предшественницами
пулемета. В 1861 году такая картечница была принята на вооружение армии США,
а потом и многих других армий.
Устройство ее видно на рисунке. Вокруг центрального вала АБ были прикреплены шесть или десять ружейных стволов, образующих с ним как бы цилиндр; стволы были набраны в особой железной раме ВГДЕ, имевшей цапфы Ж
и 3 для помещения рамы на колесный лафет. Вал АБ и окружающие его стволы
были пропущены сквозь отверстия двух
железных дисков К и Л. Передний конец вала Б был вставлен в переднюю
стенку рамы, а задний конец А проходил через пустотелый чугунный цилиндр
М и соединялся с зубчатыми колесами
НН Через посредство рукояти 00 вал
АБ со стволами приводился во вращательное движение. Для заряжания картсчницы на валу АБ непосредственно за
обрезами стволов имелся приемный
Рис. 54-2. Конструкция картечницы
Гатлинга
212 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
цилиндр П с желобами, расположенными на боковой поверхности на продолжении каждого ствола: в них помещались патроны Над приемным цилиндром
была прикреплена к раме на шарнире крышка Р с воронкою С, через которую
можно было всыпать патроны из особой железной пачки Скрытый в цилиндре
М механизм был устроен таким образом, что если один человек вращал посредством рукояти 00 систему стволов, а другой высыпал патроны в воронку С, то
производились последовательное заряжание и стрельба из каждого ствола одного
за другим; патронные гильзы при этом последовательно выбрасывались из ствола и падали вниз.
Осуществлялось это следующим образом. К приемному цилиндру П прилегал надетый на том же зубчатом валу замочный цилиндр АБ с желобами, которые
были продолжением желобов первого цилиндра. Оба цилиндра и стволы составляли одно целое и приводились в общее вращение рукояткой О В каждом желобе замочного цилиндра помещался затвор, представляющий собой трубку ВГ.
Внутри трубки располагался ударник с головкою Д и ударной шпилькой Е; ударник мог продольно двигаться в затворе, причем для головки Д была разделана
вдоль верхней стенки затвора щель; вокруг ударника была обвита пружина, сжимавшаяся между головкой ударника и выступом в затворе Ж. В передней части
затвора был укреплен посредством шпильки экстрактор (устройство для извлечения стреляной гильзы) 3 с зацепом И и зубцом К. При вращении всей этой
системы выступы затворов Л скользили по наклонному нарезу МММ на внутренней поверхности неподвижной оболочки, покрывавшей механизм. Вследствие
этого затворы постепенно выдвигались в желоба приемного цилиндра, подталкивая патроны в стволы. В каждый момент вращения только один ствол был заперт
затвором, то есть подготовлен к выстрелу. Головки ударников Д скользили по
выступу НН, расположенному на внутренней поверхности неподвижной оболочки, причем по мере выдвижения затвора вперед спиральные пружины сжимались. В тот момент, когда затвор запирал ствол, головка ударника освобождалась
от выступа НН и ударная пружина воспламеняла капсюль патрона. При дальнейшем вращении каждый затвор вследствие обратного наклона нареза МММ отодвигался назад, причем экстрактор вытягивал пустую гильзу, которая падала вниз
При весе около 250 кг картечница могла делать до 600 выстрелов в минуту. Она
была довольно капризным оружием, и
управляться с ней было очень непросто. К тому же вращение рукоятки оказалось весьма утомительным занятием.
Картечница использовалась в некоторых
войнах (гражданской войне в США,
франко-прусской и русско-турецкой),
но нигде не смогла зарекомендовать себя
с хорошей стороны. В истории техники
она интересна тем, что некоторые ее механизмы были использованы потом
изобретателями пулеметов. Однако на
Рис 54-3 Механизм картечницы Гатлинга
Константин РЫЖОВ
звать картечницу автоматическим оружием в современном смысле этого слова еще
нельзя.
В настоящем автоматическом оружии, конечно, не могло быть и речи о том, чтобы
вручную вращать стволы, да
и принцип его действия был
совсем другим. Развиваемое
при выстреле давление пороховых газов здесь использовалось не только для выбрасывания пули из канала ствола, но и для перезарядки. При
Рис. 54-4 Хайрам Максим возле своего пулемета
этом автоматически выполнялись следующие операции: открывался затвор, выбрасывалась стреляная гильза, взводилась боевая пружина ударника, в патронник
ствола вводился новый патрон, после чего затвор вновь закрывался. Над созданием образцов такого оружия работали во второй половине XIX века многие
изобретатели в разных странах. Впервые действующий автоматический механизм
удалось создать английскому инженеру Генри Бессемеру. В 1854 году он сконструировал первую в истории автоматическую пушку. Силой отдачи после выстрела здесь происходило выбрасывание гильзы, вслед за тем автоматически досылался новый снаряд и взводился механизм для следующего выстрела. Чтобы орудие не перегревалось, Бессемер продумал систему водяного охлаждения. Впрочем, изобретение его было настолько несовершенно, что речь о серийном производстве этой пушки даже не стояла.
Самый первый в истории пулемет был создан американским изобретателем
Хайрамом Максимом. В течение нескольких лет он безуспешно работал над изобретением автоматической винтовки. В конце концов ему удалось сконструировать все основные узлы автоматического оружия, но оно получилось таким громоздким, что скорее походило на небольшую пушку. От винтовки пришлось
отказаться. Вместо нее Максим собрал в 1883 году первый действующий образец
своего знаменитого пулемета. Вскоре после этого он переехал в Англию и основал здесь свою собственную мастерскую, которая позже соединилась с оружейным заводом Норденфельдта.
Первое испытание пулемета было проведено в Энфильде в 1885 году В
1887 году Максим предложил английскому военному министерству три различных образца своего пулемета, дававшего около 400 выстрелов в минуту. В последующие годы он стал получать на него все больше и больше заказов. Пулемет
был испытан в различных колониальных войнах, которые вела в это время Англия, и великолепно зарекомендовал себя как грозное и очень эффективное оружие. Англия была первым государством, принявшим пулемет на вооружение
своей армии. В начале XX века пулемет Максима уже состоял на вооружении всех
европейских и американских армий, а также армий Китая и Японии. Вообще,
ему было суждено редкое долголетие. Постоянно модернизируясь, эта надежная
и безотказная машина простояла на вооружении многих армий (в том числе
советской) вплоть до окончания Второй мировой войны.
Принцип действия "максима" был следующий. Пулемет имел подвижный
ствол, соединенный с помощью цапф с двумя продольными пластинами особой
рамы, между которыми помещался замок АБ, запиравший ствол, мотыль ВГ и
шатун ГД.
Все эти три части были соединены между собой шарнирами ВГД, причем
последний шарнир проходил через заднюю оконечность пластин рамы и соединялся с шатуном наглухо, то есть таким образом, что если эта ось поворачивалась, то поворачивался и сам шатун. На эту ось с правой стороны снаружи короба насаживалась рукоять ЕЖ, опиравшаяся задним концом Ж на ролик 3. К
рукояти при помощи цепочки прикреплялся задний конец спиральной пружины
К, работавшей на растяжение, передний же ее конец прикреплялся к неподвижному коробу системы. Рукоять находилась с правой наружной стороны короба
пулемета.
При выстреле пороховые газы стремились отбросить замок назад, но так как
он был соединен при помощи мотыля и шатуна с рамой пулемета посредством
оси Д (причем средняя ось Г располагалась несколько выше двух крайних осей
Д и В, прилегая в то же время сверху к особой стенке), то первоначально эти
Константин РЫЖОВ 215
части (то есть, мотыль, шатун и замок)
сохраняли свое прежнее положение, которое они имели перед выстрелом, и отходили назад, двигая за собой раму, а
следовательно, и соединенный с нею
ствел. Это происходило до тех пор, пока
рукоять ЕЖ, сидящая на оси Д, не налезала на ролик 3.
После чего рукоять начинала вращаться. Это вращение рукояти вызывало вращение оси Д, а следовательно, и шатуна
ДГ, после чего все части приходили в
положение, показанное на рисунке.
Замок при этом получал ускоренное
по сравнению с рамой и стволом движение - он открывал ствол и гильза выбрасывалась из патронника.
Рис. 54-9
Крайнее положение, в которое приходили после этого подвижные части пулемета, видно на рисунке. Вслед за тем растянутая пружина возвращала весь
механизм в первоначальное положение. Так как подвижные части в этой системе
были очень массивны, то в первое время пулемет часто давал "задержку", в результате чего скорострельность его заметно падала. Для улучшения работы пулемета Миллер, техник фирмы Максим-Норденфельдт, и русский капитан Жуков
придумали надульник. Действие его заключалось в том, что пороховые газы,
выбрасываемые из ствола за пулей, отражались о переднюю внутреннюю стену
надульника и действовали затем на передний обрез дульного среза, увеличивая
скорость отбрасывания ствола от рамы.
Подача патрона в ствол осуществлялась следующим образом. По особым нарезам на передней плоскости замка скользила вверх и вниз личинка ЛМ, назначение которой было выхватывать патроны из ленты, а стрелянные гильзы из
патронника: при ее поднимании вверх в особые захваты личинки входила шляпка патрона, причем при отодвигании замка назад патрон выхватывался из ленты.
Для того чтобы поставить выхваченный патрон на линию оси патронника, личинка должна была опуститься вниз, что происходило под действием ее собственного веса, причем особые боковые
рожки личинки скользили по боковым
пластинкам ПР неподвижного короба, как
это видно из рисунка.
Большей интенсивности опускания
помогали пластинчатые пружины СС,
нажимавшие сверху на личинку. Обратное поднятие личинки вверх происходи
"о при помощи подъемных рычагов НО, Рис. 54-10
216 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
передние края которых при вращении рычагов надавливали на боковые выступы
личинки Вращение рычагов производилось особым плечом ВВ'
Рукоять в пулемете действовала как ускоритель обладая массивностью, она
при своем вращении ускоряла поворачивание мотыля и шатуна с отбрасыванием
замка в крайнее заднее положение
55. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС
В основе действия гидравлического пресса лежит одно из важнейших свойств
воды - ее малая способность к сжатию Благодаря этому давление, производимое на воду, заключенную в замкнутый сосуд, передается во все стороны с одинаковой силой, так что на каждую единицу поверхности приходится такое же
давление, как и давление, производимое извне
Сила, с которой оказывается воздействие на поверхность, определяется по
формуле F=P x S, где Р - давление, a S - площадь, к которой прилагается
сила Представим себе замкнутый сосуд с водой (или любой другой несжимаемой
жидкостью), в который вставлены два поршня Воздействуя на меньший поршень с силой F, мы заставим подниматься больший поршень Сила, с которой
вода будет давить на этот поршень (как это следует из приведенной выше формулы), будет во столько раз больше, во сколько его площадь больше площади
меньшего поршня В этом состоит суть эффекта гидравлического усиления Например, если на меньший поршень давить с силой 10 кг, то воздействие, оказываемое на поршень в другом колене, диаметр которого в двое больше, будет в четыре раза больше (так как площадь этого поршня в четыре раза больше), то есть оно будет
равняться 40 кг Соответствующим подбором диаметров того и другого поршня можно
достигнуть чрезвычайно большого увеличения силы давления, оказываемой водой
на второй поршень, но в такой же мере
уменьшиться скорость, с которой он будет
подниматься вверх (В нашем примере для
того, чтобы большой поршень поднялся на
1 см, маленький должен опуститься на
4см)
Это замечательное свойство несжимаемой жидкости, получившее широчайшее
использование в современной технике,
было открыто Паскалем В своем трактате о
Рис 55-1 Гидростатическое дав- равновесии жидкостей, изданном посмертление но в 1663 году, он писал "Если сосуд, пол
Константин РЫЖОВ 217
ный водою, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, и одно
имеет площадь в сто раз больше,
чем другое, с плотно вставленными поршнями, то один человек,
толкающий маленький поршень,
уравновесит силу ста человек,
которые будут толкать в сто раз
больший, и пересилит 99 из них"
После опубликования трактата
Паскаля идея гидравлического
Рис 55-2 Гидравлический пресс
пресса витала в воздухе, но осуществить ее на практики не удавалось еще более
ста лет, потому что не могли добиться необходимой герметичности сосуда при
больших давлениях вода просачивалась между стенками цилиндра и поршня и
никакого усиления не получалось В 90-х годах XVIII века за создание гидравлического пресса взялся известный английский изобретатель Брама Ему тоже пришлось столкнуться с проблемой уплотнения, но эту задачу Браме помог разрешить его сотрудник и будущий великий изобретатель Генри Модели, который
придумал особый самоуплотняющийся воротничок (манжету) Изобретение Модели
фактически было равно изобретению самого пресса, так как без него он никогда
не смог бы работать Современники хорошо сознавали это Ученик Модели Дж
Несмит писал позже, что если бы Модели не изобрел ничего, кроме этого самоуплотняющегося воротничка, уже и тогда имя его навсегда бы вошло в историю
техники Воротничок представлял собой кольцо, имевшее в разрезе вид обращенной буквы V, его вытягивали из куска толстой юфти, хорошо размоченной в
теплой воде, с помощью чугунной формы, состоявшей из кольцеобразного углубления и сплошного кольца, соответствовавшего его внутренней поверхности.
Раньше полного высыхания кожу надо было пропитать салом, чтобы она сохранила свою мягкость При заполнении цилиндра водой под высоким давлением
края кожаного воротничка раздвигались, плотно прижимаясь к поверхности цилиндра и закрывая собой зазор При больших диаметрах поршня такой воротничок оказывался слишком гибким и поэтому легко отставал В этом случае внутрь
него помещали кольцо, подобное тому, что служило для вытягивания В 1797
году Брама построил первый в истории гидравлический пресс, общее понятие об
устройстве которого можно составить по рисунку
Здесь ЕЕ изображают стойки, D - крышку, а С - платформу пресса, составляющую одно целое с его поршнем, тогда как внешний цилиндр отливался
вместе с основанием для стоек В представленном рядом разрезе цилиндра виден
воротничок Модели, изображенный также отдельно в увеличенном виде под буквой Q Цилиндр пресса соединялся гибкой трубкой с отдельно стоящим нагнетательным насосом Его сплошной поршень приводился в начальное движение с
помощью рычага GH, шатуна Н' и направляющего стержня К Насос обычно
укреплялся на чугунном ящике, служившим резервуаром для жидкости (воды,
глицерина или масла), в этот же резервуар вытекала обратно жидкость, когда
218 100 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
давление достигало установленной величины и предохранительный клапан V под-|
нимал свой груз Р или когда отворяли винтовой затвор, чтобы выпустить жид-|
кость и дать возможность поршню вновь опуститься вниз. 1
Пресс Брамы послужил образцом для множества других гидравлических при-|
способлений, изобретенных позже. Вскоре был создан домкрат - устройство для|
поднятия тяжестей. В 20-е годы XIX века пресс стал широко использоваться для|
штамповки изделий из мягкого металла. Однако прошло еще несколько десяти-1
летай, прежде чем были созданы мощные ковочные прессы, пригодные для штам-|
повки стальных и железных деталей. |
Настоятельная потребность в таких прессах появилась во второй половине|
XIX века, когда заметно увеличились размеры обрабатываемых заготовок Их
проковка требовала все более мощных паровых молотов. Между тем для увеличения силы удара парового молота приходилось либо увеличивать вес падающей
части, либо высоту ее падения. Но и то и другое имело свои пределы. Быстрый
процесс машиностроения, необходимость оковки все более и более крупных предметов довели наконец вес бабы (бьющей части молота) до колоссальных размеров - порядка 120 тонн. При падении таких огромных масс, конечно, невозможно было добиться необходимой точности. Кроме того, сила удара, вызываю-"
щая резкую деформацию предмета, действовала благодаря инерции лишь на по-1
верхностный слой отковки. С технологической точки зрения медленное, но силь-1
ное давление было гораздо более целесообразно, поскольку металл получал время
раздаться, и это способствовало более правильной деформации. Наконец, сильные удары молота настолько сотрясали почву, что это сделалось опасным для
окружающих построек и сооружений.
Впервые ковочный пресс был разработан в 1860 году директором мастерских
государственных железных дорог в Вене Дж. Газвеллом. Мастерские были расположены в черте города вблизи жилых построек, так что разместить в них мощный
паровой молот не представлялось возможным. Тогда Газвелл и решил заменить
молот прессом. Созданный им пресс обслуживался паровой машиной двойного
действия с горизонтальным цилиндром, приводившей в действие два н
...Закладка в соц.сетях