Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
... отряды
имперской армии на север и изолируя каждую часть, пытавшуюся оказать
сопротивление. В Кольмаре, на полпути к Страсбургу, курфюрст Бранденбургский
соорудил дамбу и оборонял ее при помощи войск, по численности равных войскам
Тюренна. Но все преимущества были на стороне Тюренна. В сражении при Тюркгейме
(5 января 1675 года) Тюренн сам повел главные силы в обход, используя
неподвижность армии союзников, построенной в две линии на крепких оборонительных
позициях. Тюренн не столько стремился к уничтожению противостоящей армии,
сколько думал о подрыве ее морального духа. План его увенчался успехом, и скоро
в Эльзасе не осталось ни одного вражеского солдата.
После этого французские войска возвратились на зимние квартиры в Страсбург,
пополняя свои запасы непосредственно из районов на немецком берегу Рейна и даже
из районов в бассейне реки Наккар. Курфюрст Бранденбургский с остатками своих
войск отступил к Бранденбургу (60 километров юго-западнее Берлина).
Весной главным противником Тюренна выступил имперский полководец Монтекукколи —
лучший мастер маневра. Говоря о кампании 1675 года, Наполеон впоследствии писал:
Тюренн показал в этом походе свое несравненное превосходство над Монтекукколи:
первое — он подчинял его своей инициативе; второе — он воспрепятствовал ему
войти в Страсбург; третье — он перехватил Страсбургский мост; четвертое — он
отрезал на Ренхене неприятельскую армию
. И теперь Тюренн мог заставить своего
главного противника принять бой в невыгодных для того условиях. Сражение должно
было начаться 27 июля 1765 года у деревни Нижний Засбах. Уверенность Тюренна в
грядущей победе показывают слова, сказанные им своим офицерам:
Наконец я поймал
его
.
186
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
Случайный выстрел оборвал жизнь Тюренна, вырвав из его рук верную победу. Сам
Монтекукколи сказал о своем бывшем противнике:
Сошел со сцены мира человек,
делающий честь человечеству
. Людовик XIV отдал праху Тюренна поистине
королевские почести, словно предчувствуя, какие неудачи обрушатся на его
государство после гибели первого маршала Франции.
В историю войн XVII столетия Тюренн вошел как первый полководец не только
Франции, но и всей Европы. В то время как до Тюренна полководцы маневрировали,
опираясь на крепости, которые одновременно являлись защищенными складами для
снабжения полевых армий, Тюренн совершенно отказался от системы операционных баз
и в сочетании внезапности с подвижностью видел не только ключ к победе, но и
обеспечение своей собственной безопасности.
Тюренн был достаточно осторожен в руководстве большими войсковыми частями, но с
малым числом войск, к которым он испытывал доверие, он мог лично предпринять то,
что многим казалось невозможным. Клаузевиц видел в Тюренне полководца,
вооруженного не тяжелым рыцарским мечом, а тонкой придворной шпагой, поскольку
бой у него не являлся главным средством ведения войны; он отдавал предпочтение
маневру. Но маневр Тюренна был всегда проникнут уверенностью и решительностью, а
тонкая придворная шпага была остро отточена и умела наносить смертельные удары.
Одной из характерных черт Тюренна была забота о солдате. В 1673 году он раздал
все имеющиеся у него деньги и имущество, спасая свою армию от голода, который
начался в ней по вине военного министерства.
Тюренн оставил мемуары, написанные лишь до 1659 года, в которых просто и
спокойно рассказал о своих походах, нисколько не стремясь приукрасить свою
деятельность или скрыть свои ошибки. Он смело мог сказать о своем поражении
я
разбит
, но победу делил со всей армией —
мы победили
.
Дара Шукох (Шукух) (1615—1659) — принц, индийский мыслитель, ученый
В 1526 году Захиреддин Бабур вторгся в Индию. С собой он вел вооруженную
мушкетами и пушками большую армию, которая в двух сражениях разгромила войско
Ибрахима Лоди — последнего из делийских султанов. Захватив территорию части
долины Ганга, Бабур провозгласил себя правителем, положив начало новой империи —
империи Моголов.
Основатель новой династии правителей Бабур происходил из рода Ти-муридов. От
отца он унаследовал престол Ферганы, когда ему исполнилось 12 лет. Бабур хотел
объединить под своей властью всю Среднюю Азию, для чего вел многолетнюю борьбу с
другими князьями. В 1504 году он был изгнан Шейбани-ханом, пришедшим в Среднюю
Азию из Сибири во главе узбеков-кочевников. Но в том же году Бабур сумел
завоевать Кабул и, обосновавшись на новом месте, начал совершать набеги на
Индию. В историю Бабур вошел не только как полководец и основатель новой
династии, но и как просвещенный правитель и поэт, автор знаменитого
Бабурнаме
.
Правил он в Индии недолго. В 1530 году на престоле его сменил сын, ХуДАРА
ШУКОХ (ШУКУХ)
маюн. Новому правителю пришлось вести войну с братьями за наследство отца,
войну, которая сильно ослабила его власть. Этим не замедлил воспользоваться
правитель Фарид Шер-хан. Он завоевал власть в Дели и принял титул шаха. Хумаюну
же пришлось искать убежище в Иране.
Шесть лет правил Шер-шах и за годы своего правления успел немало сделать для
укрепления центральной власти. В то же время Хумаюн накапливал силы в Иране и
ждал удобного момента. Неожиданная смерть Шер-шаха и начавшаяся борьба за
престол его наследников предоставила возможность Хумаюну вернуть трон в Дели в
1555 году.
Всего год правил Хумаюн. Он погиб в результате несчастного случая, и престол
достался его 13-летнему сыну Акбару. Правление падишаха Акба-ра было
золотым
веком
империи Моголов. В это время к империи были присоединены большие
территории, проведены реформы, заложившие прочные основы управления страной. С
помощью династических браков Акбар укрепил связи с раджпутскими княжествами, а
конница раджпутов стала основой его армии. Акбар реформировал систему сбора
налогов, что позволило существенно обогатить казну империи. Стремясь достичь
согласия в религиозной сфере, Акбар выдвигал индусов на важные государственные
посты и к концу жизни пытался создать нечто вроде синтетической религии,
призванной ликвидировать религиозные разногласия в империи.
Сын Акбара, Джахангир, стал продолжателем политики отца. В его завоевательных
походах важную роль играл Шах Джахан — прекрасный полководец и наследник
престола империи Моголов. Когда же он сам стал правителем, то сумел полностью
подчинить Ахмаднагар, а Биджапур и Голконд
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
ДАРА ШУКОХ (ШУКУХ)
сделать вассалами Моголов. При нем территория значительно увеличилась, и империя
достигла такой славы, что европейцы стали именовать династию не просто Моголы, а
Великие Моголы. Многолюдные города, пышные дворцы, процветающая внутренняя и
внешняя торговля — все вызывало восхищение. Европейские коммерсанты приобретали
здесь ситцы, шелка, муслины, пряности, высококачественную сталь и драгоценные
камни, платя за товары серебром и золотом. Мощь и богатство Великих Моголов
казались незыблемыми, но это было и началом конца великой империи. В годы
правления Шаха Джахана особенно обострились этнические и религиозные
противоречия внутри страны, занимавшей территорию большей части Индии и
Афганистана.
У Шаха Джахана было четверо сыновей — Дара Шукох, Шах Шуджа, Аурангзеб и Мурад
Бахш. В отличие от Европы в средневековой Индии отсутствовало право
первородства, и правитель сам принимал решение, кто из сыновей наиболее достоин
стать наследником престола. Если же он умирал, так и не назначив преемника, то
нередко кровавая война между братьями решала судьбу престола. Шах Джахан любил
всех своих детей, но наследником он решил сделать своего старшего сына — Дару
Шукоха.
Родился Дара в 1615 году. Матерью его была любимая жена Шаха Джахана Арзуманд
Бану. После ее смерти супруг повелел воздвигнуть над ее могилой мавзолей —
знаменитый Тадж Махал, ставший всемирно известным шедевром индийской
мусульманской архитектуры. Свое имя Дара Шукох получил в честь царя персов
Дария, и в переводе оно означало
Блистательный, подобно Дарию
.
По традиции, сыновья правителя с детства принимали участие в военных походах и
получали в управление провинции, приобретая военный и административный опыт.
Дара всего один раз участвовал в военной экспедиции, а провинциями управлял из
Дели, так как его отец хотел, чтобы сын-наследник находился при нем, стараясь
дать ему достойное воспитание и образование.
В отличие от братьев Дара никогда не стремился к власти, был противником
заговоров и мятежей. С детских лет он хотел учиться и всю недолгую жизнь тянулся
к знаниям. Он усердно изучал то, что подобало знать принцу, но этого для него
было мало. Кроме арабского и персидского языков Дара изучил древнееврейский,
хинди и санскрит. Принца всегда окружали мусульманские и индусские ученые,
мыслители, поэты, с которыми он проводил долгое время в беседах. Дара с
увлечением изучал религиозно-философские произведения, занимался переводами
древних текстов на современные ему языки. Он перевел на персидский язык
древнеиндийские трактаты Упанишады — один из важнейших памятников по истории
индийской культуры и религии
Основным вопросом, с которым приходилось сталкиваться любому правителю династии
Моголов, был вопрос религии. Все правители принадлежали к мусульманскому
меньшинству, исповедовавшему ислам, хотя большинство населения империи были
индусами и придерживались индуизма. Такое положение нередко приводило к
конфликтам. Еще правитель Акбар пытался решить миром религиозный вопрос в
империи, объявив равноправие религий, но до конца сделать это ему так и не
удалось. В XVII веке в
империи выделился ряд
просвещенных философов
, которые, изучив и сравнив
догматы ислама и индуизма, нашли много общего в этих религиях. Они проповедовали
равенство вероисповедания, стремились к изучению культур народов, населявших
страну, выступали против любого проявления религиозного фанатизма и
дискриминации. Дара Шукох был из их числа, продолжая тем самым дело своего
великого предка Акбара, называвшего такую политику
Мир для всех
. Но среди
родственников Дары далеко не все поощряли подобные взгляды. Совсем иных позиций
придерживался родной брат Дары — Аурангзеб. Он желал установить в империи
господство ислама и привести всех иноверцев-индусов к покорности. Сам он с
детства изучал лишь то, что предписывалось правоверному мусульманину — Коран,
хадисы, трактаты по исламскому праву. Любое искусство отрицалось им как
несовместимый атрибут с духом ислама. Вера Аурангзеба доходила до фанатизма, и в
отличие от старшего брата он стремился к власти, считая, что лишь он способен
правильно управлять империей. Проведя большую часть жизни в походах и
карательных экспедициях, Аурангзеб приобрел хороший военный опыт, а от рождения
был наделен способностями изощренного и жестокого политика Понимая, что на пути
к престолу стоят отец и братья, Аурангзеб готовит почву для захвата власти и
ждет удобного случая.
Дара живет во дворце отца и не подозревает о том, что готовит ему злая судьба.
Он популярен в народе, любим отцом, имеет двоих сыновей от первой жены Надир
Бегам, старший из которых — Сулейман Шукох уже прославился как отважный воин. С
каждым годом позиции наследника все более крепнут, а отец, Шах Джахан, даже
повелел поставить рядом со своим троном другой, золотой, на котором восседал
Дара во время торжественных дворцовых приемов. Был, правда, один случай, когда
падишах и наследник не сошлись во взглядах Дара Шукох полюбил красивую и
талантливую танцовщицу по имени Ранадил и решил взять ее в жены. Падишах
воспротивился этому, так как Ранадил была безродной. Запрет отца так опечалил
наследника, что он, подчинившись отцовской воле, серьезно заболел. Шах Джахан не
мог этого вынести и уступил. Ранадил стала законной супругой Дары. Согласившись
на этот неравный брак, падишах не изменил своего решения о передаче престола —
наследником по-прежнему оставался Дара
Шли годы Шах Джахан старел, здоровье его ухудшалось, он все чаще болел Дара был
заботливым сыном, все время оставался с отцом, ухаживая за ним и поддерживая
его. Думая, что последний час близок, Шах Джахан повелел созвать главных эмиров
империи и официально передать власть Даре Шукоху. Но тот все отказывался и
медлил.
Аурангзеб понимал, что наступил удачный момент для осуществления коварного плана
захвата власти. Воля отца для него не была законом, медлить было нельзя — власть
могла ускользнуть в любую минуту. В 1657 году Аурангзеб распускает слух, что Шах
Джахан умер, а Дара скрыл это и самовольно захватил власть в империи Узнав об
этом, два других брата — Му-Рад Бахш и Шах Шуджа — сразу же объявили себя
правителями империи. Между братьями началась война за престол. Хитрый Аурангзеб
не стал объявлять себя правителем, наоборот, он говорил, что власть его не
интересует.
Г
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
Это дало ему возможность объединить свои войска с войсками Мурад Бах-шы и в трех
сражениях полностью разгромить Дару, который был начисто лишен как военного
опыта, так и полководческих способностей. Даже несмотря на личную отвагу, войну
Дара проиграл и был вынужден бежать. Итак, один из соперников был устранен —
пора избавиться и от другого. Аурангзеб приглашает на пир своего брата Мурад
Бахша. Пир закончился арестом бывшего союзника и заключением его в
государственную тюрьму для высокопоставленных узников — Гвалиорскую крепость.
Шах Джахан в это время находился в крепости Агры, куда и пришел с войском
Аурангзеб. Бедный отец все еще надеялся, что произошло недоразумение, и прислал
к Аурангзебу своего доверенного с письмом, в котором говорил о том, что он жив и
здоров, и просил сына покинуть Агру. Аурангзеб согласился, но стал настаивать на
личной встрече с отцом. Введя свои войска в крепость, он приказал арестовать
отца и старшую сестру, стоявшую на стороне отца и Дары. Еще долгих восемь лет
Шах Джахан находился в заключении по приказу собственного сына. Скончавшись в
1666 году, он был похоронен рядом в любимой женой в Тадж Махале.
Но что стало с наследником? Несчастья не оставляли Дару. Он скитался по
территории империи с семьей и небольшим отрядом оставшейся верной ему охраны.
Нигде Дара не мог найти приюта, а от предложения шаха Ирана об убежище пришлось
отказаться из-за тяжелой болезни первой жены Надир Бегам, которая не вынесла бы
путь в далекие земли. Дара скитался по Гуджарату и пустыням Синда, местные
феодалы не решались дать ему убежище, боясь навлечь на себя гнев Аурангзеба.
Тогда Дара Шукох вспомнил о Малике Джианде, имевшем небольшое владение Дадар в
афганских землях. Малик был обязан Даре жизнью — за участие в мятеже он был
приговорен к смертной казни, но помилован по просьбе принца.
Малик очень радушно встретил бывшего наследника престола Великих Моголов. Дара
устал скитаться и хотел отдохнуть в безопасном месте. По дороге в Дадар умерла
Надир Бегам, и Дара тяжело переживал утрату. Надеясь, что здесь он обретет
покой, Дара позволил себе расслабиться. Воинов он отправил в Лахор, где хотел
захоронить умершую супругу. В Дадаре с ним остались лишь вторая жена Ранадил,
две дочери и младший сын Си-пихр Шукох.
Малик Джианд отплатил Даре за доброту... предательством. Воспользовавшись, что
принц не имеет достаточной охраны, он захватил его и всех, кто был с ним, а
затем передал пленников Аурангзебу. Сохранились сведения, что Дара сказал
Малику:
Мы жертвы злого рока и ненависти Аурангзеба, и помни: если я заслужил
смерть, так только за то, что спас твою жизнь
. Один из слуг принца пытался
убить Малика, но ему это не удалось сделать.
Аурангзеб торжествовал. Но он понимал, что, пока Дара жив, он не будет
чувствовать себя в безопасности. Но просто тайно убить старшего брата он не
хотел. Для начала он провез Дару и его младшего сына на старом облезлом слоне по
улицам Дели, чтобы насладиться зрелищем унижения своего брата-врага и показать
всем, кто настоящий правитель империи. Затем он созвал приближенных и
предоставил им решать судьбу бывшего наследника престола, прекрасно понимая, что
те решат так, как того хочет
БОЙЛЬ РОБЕРТ
он — Аурангзеб. А он желал Даре смерти. Решение о казни Дары
во имя государства
и религии
было принято единогласно, и даже родная сестра принца, Раушанар,
подписала брату смертный приговор. Палачи были отправлены сразу же, как только
приговор был утвержден. Следовало торопиться, так как в столице нарастало
восстание черни. И хотя оно и было подавлено достаточно быстро, но успело
расправиться с предателем — Малик Джианд был найден мертвым.
Дара принял смерть с достоинством, попросив лишь немного времени для последней
молитвы. После совершения казни голова Дары была отправлена Аурангзебу, который
даже заплакал и приказал похоронить тело брата в гробнице правителя Хумаюна.
Вряд ли слезы Аурангзеба были искренними. Детей Дары Шукоха по приказу нового
правителя отправили в Гвалиорскую крепость, а последний из братьев — Шах Шуджа —
потерпел поражение в войне с Аурангзебом, бежал в Бирму, где и погиб.
Бойль Роберт (1627—1691) — английский ученый
В начале XVI века на смену средневековой алхимии приходит ятрохи-мия, то есть
врачебная химия. Одним из ее основоположников был врач и естествоиспытатель фон
Гогенгейм, известный в литературе под именем Па-рацельса. Его теория строилась
на том, что все процессы, происходящие в живом организме, по сути, являются
химической реакцией, а поэтому следует направить изыскания в разработку таких
препаратов, которые могли бы правильно влиять на организм, контролировать и
излечивать различные болезни. Но ятрохимики недалеко ушли от своих
предшественников. Они по-прежнему основывались либо на элементах древних четырех
стихий — огне, воздухе, воде и земле, либо на алхимических
сере
и
ртути
, к
которым была добавлена еще и
соль
, воспринимая их в условном, философском
значении, как символы определенных свойств металлов.
В 1661 году увидел свет трактат по химии под названием
Химик-скептик
, в
котором содержалась обоснованная критика учения о трех началах (сере, ртути,
соли) и четырех стихиях. Трактат был издан анонимно, но имя автора вскоре стало
широко известно. Труд этот принадлежал перу Роберта Бойля, одного из самых
выдающихся ученых XVII столетия.
Роберт Бойль принадлежал к старинному аристократическому Роду. Предки его
занимали видное место в ряду привилегиро192
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
ванной знати, а его отец, Ричард Бойль, носил титул графа Коркского и был близок
ко двору Елизаветы Английской. Он был не только знатен, но и довольно богат.
Семья графа была большой, а Роберт был четырнадцатым ребенком. Родился он в
семейном поместье, в родовом замке Лисмор в Ирландии. Отец дал своему седьмому
сыну возможность получить прекрасное образование. Начав обучение дома, Роберт
продолжил его в привилегированном Итонском колледже. Он изучал естествознание и
медицину, овладел несколькими языками, в том числе и древними, основательно
ознакомился с вопросами религии. В дальнейшем в мировоззрении Роберта Бойля
всегда были заметны религиозные тенденции, и ученый всю жизнь стремился
примирить свои философские, естественнонаучные и религиозные взгляды.
Принадлежность к аристократическому роду не мешала Роберту в детстве водить
компанию с детьми из простонародья и иметь среди них приятелей. Он даже пытался
подражать одному из них, копируя его заикание. Это настолько вошло у него в
привычку, что впоследствии ему пришлось лечиться от приобретенного в детстве
недуга
, но, как он сам писал в автобиографии, лечение это было
столь же
усердно, сколь и безуспешно
.
Когда ему исполнилось 12 лет, отец отправил его вместе со старшим братом в
Женеву, где Роберт смог продолжить образование. Затем он совершил путешествие по
Европе, посетив кроме Швейцарии Францию и Италию. Во Флоренции он изучал работы
и инструменты Галилея, а
Диалог о двух системах мира
Роберт Бойль читал в
оригинале. Это было его первое приобщение к новым научным теориям.
В 1643 году умирает отец Роберта, и он возвращается в Ирландию. В то время в
Англии шла гражданская война, которая слегка затронула и семейство Бойлей. При
жизни отец, граф Коркский, принадлежал к роялистам, а на политические взгляды
Роберта большое влияние оказала сестра, сделав его сторонником парламента.
Но Роберт Бойль был далек от политики и практически не участвовал в ней. Ему
ближе были занятия наукой и философией. Получив значительное состояние, он
обосновывается в своем поместье Стальбридже, где с увлечением отдается изучению
вопросов философии и религии. Не была забыта и химия. Он читает много работ на
латыни и французском языке и сам проводит некоторые химические опыты.
Современниками Бойля были англичане Томас Гоббс и Джон Локк, француз Рене
Декарт, голландский мыслитель Бенедикт Спиноза. Огромное влияние на его
мировоззрение оказал Фрэнсис Бэкон — родоначальник экспериментальной науки,
соотечественник Бойля. В дальнейшем в работах Бойля встречается немало ссылок на
мысли Бэкона о роли естествознания и организации научной работы. И, в первую
очередь, о признании опыта как критерия истины. Развивая эту мысль, Бойль был
твердо убежден, что справедливы лишь те теоретические представления, которые
подтверждены наблюдениями и опытами. Он считал также, что наука должна приносить
пользу производству, что совпадало со взглядами и интересами нарождавшейся
английской буржуазии.
Живя в своем поместье, Бойль написал несколько эссе, посвященных вопросам морали
Считают, что прочтение одного из них побудило Джонатана Свифта написать свое
знаменитое
Путешествие Гулливера
.
БОЙЛЬ РОБЕРТ
В 1656 году Роберт Бойль переезжает в Оксфорд. Здесь он входит в круг ученых,
проповедовавших и поддерживавших новые идеи в науке. Занимать такую позицию было
не только не принято, но и опасно, поэтому ученым приходилось скрывать свою
деятельность, особенно от реакционных служителей церкви. Для обсуждения новых
идей, открытий и научных наблюдений группа ученых, и в их числе Роберт Бойль,
собиралась в доме одного врача. Сложившийся таким образом кружок стал
именоваться
невидимой коллегией
. Спустя несколько лет члены
невидимой
коллегии
собрались в Лондоне. И 28 ноября 1660 года они составили памятную
записку об учреждении коллегии для развития физико-математических
экспериментальных наук. Заявив о себе открыто, они стали собираться на
еженедельные заседания для обсуждения научных вопросов. Заседания проходили в
Лондоне и Оксфорде, и Бойль постоянно курсировал между этими двумя городами,
принимая в работе коллегии самое активное участие. Вскоре научное сообщество
получило столь широкую известность, что король Карл II указом от 15 июля 1662
года дал ему название Королевского общества и утвердил ряд привилегий, которые
еще более расширил другим указом от 14 апреля 1663 года.
Работая в Оксфорде, где Бойль построил новую лабораторию, он пригласил для
совместной работы в качестве помощника Роберта Гука. Бойль и Гук составили
превосходный рабочий
дуэт
, о чем сам Бойль не раз говорил, как о
необыкновенной удаче. Они работали над усовершенствованием конструкции
воздушного насоса, изобретенного Отто Герике, что помогло Бойлю провести ряд
физико-химических экспериментов, касающихся упругости воздуха. В них ученый
сумел продемонстрировать целую серию физических закономерностей, описав их в
книге, вышедшей в 1660 году. Этот труд был воспринят не одинаково ученым миром.
Эксперименты Бойля подвергались критике. Для доказательства своей правоты Роберт
Бойль провел дополнительные опыты. Физик-любитель Ричард Таунли повторил опыты
Бойля и прислал ему их результаты. В отличие от Бойля, Таунли рассматривал опыты
с газом в ином плане. Получив результаты Таунли, Бойль отозвался о них в высшей
степени одобрительно
Я не замедлю признать, что я не свел опыты, которые я
проделал с измерением расширения воздуха, к какой-либо гипотезе. В то время как
искусный джентльмен мистер Таунли попытался вывести то, что недоставало у меня.
Мой помощник сказал мне, что проводил наблюдения с той же самой целью год назад,
и они показали Довольно хорошее согласие с теорией мисгера Таунли
, — писал
Роберт Бойль. Во втором издании книги, в 1662 году, Бойль развивает свою (и
Таунли) теорию и выводит закон, гласящий, что
упругость воздуха находится в
обратном отношении к объему
. Через 15 лет этот физический закон был переоткрыт
французом Эдмом Мариоттом, совершенно независимо от Бойля. Поэтому он и носит
название закона Бойля-Мариотта.
Годом раньше, в 1661 году, вышла самая знаменитая книга Бойля
Химик-скептик
В
ней он доказывает, что химия должна стать самостоятельной наукой, а не
заниматься попытками превращения неблагородных металлов в золото и поисками
способов приготовления лекарств. В этой книге Бойль дал первое научное
определение понятию элемента. Четкой идеи о том, что представляет собой элемент,
у Бойля не было. Он представлял
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
себе его в виде неких первочастиц, которые, соединяясь, образовывали корпускулу.
(По сути, это понятие не было у Бойля конкретизировано, и через 100 лет Лавуазье
на основе новых достижений науки развил понятие элемента, вложив в него
конкретное содержание.) Книга
Химик-скептик
пользовалась громадным успехом,
первый ее тираж был мгновенно распродан. Очень скоро появились и ее переводы на
другие языки, в том числе и на латынь. Но, несмотря на огромную популярность,
далеко не всеми учеными взгляды Бойля были восприняты, а учение о
четырех
стихиях
и
трех началах
присутствовало в химии до конца XVIII века.
Оставаясь вне политики, не имея семьи, Бойль тратил все свои
...Закладка в соц.сетях