Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
...ются
подолгу на берег, рассредоточивают корабли и так далее, — он решил предупредить
их о последствиях такой беспечности, зная, что спартанский флот находится где-то
рядом. Выслушав его, стратег Тидей велел ему убираться, сказав, что теперь он
здесь не начальник Но, к несчастью, произошло то, что предсказывал Алкивиад. Лисандр
воспользовался беспечностью афинян и захватил афинский флот, а затем и
Афины.
Алкивиаду снова пришлось покинуть свое убежище. Он направился к своему бывшему
противнику персидскому сатрапу Фарнабазу,
услуживая ему и вместе с тем
пользуясь его уважением
. Затем он решил ехать дальше, к персидскому царю
Артаксерксу II, и предупредить его о заговоре, который
КСЕНОФОНТ
23
готовили против него спартанцы и брат царя Кир. Он рассчитывал привлечь
персидского царя на сторону Афин и с его помощью разгромить спартанцев и
освободить город, где Лисандр установил власть
Тридцати тиранов
.
Одним из этих
Тридцати
был афинский тиран Критий, который убедил Лисандра, что
если Алкивиад останется в живых, то власть в Афинах спартанцы могут быстро
потерять. К Фарнабазу был послан гонец, с требованием выдать Алкивиада живым или
мертвым. Но и самому Фарнабазу Алкивиад был опасен, так как Фарнабаз был
участником заговора Кира против царя персов. Он послал своего брата и дядю с
приказанием захватить или убить Алкивиада. Ночью отряд персов окружил дом, где
жил Алкивиад, и, боясь ворваться в него, персы обложили его хворостом и
подожгли. Алкивиаду удалось вырваться из горящего дома с мечом в руке. Персы
испугались вступить с ним в бой и забросали его копьями и стрелами. Тело
Алкивиада забрала гетера Тимандра и похоронила его.
Некоторые древние авторы приводят и другую причину гибели Алкивиада. Он
соблазнил женщину из знатной семьи и увез ее с собой во Фригию. Брат этой
женщины, желая отомстить за оскорбление, ночью поджег дом и убил его, в то время
когда он выскакивал из огня
Но слава Алкивиада не умерла вместе с ним. Даже через сотню лет его имя не было
забыто Во время войны римляне обратились к оракулу, и тот повелел им воздвигнуть
на площади, где проходило народное голосование, две статуи — умнейшего и
мужественнейшего из греков. И вскоре две медные статуи украсили площадь: одна
изображала Пифагора, другая — Алкивиада.
Ксенофонт (ок. 444 — ок. 356 до н.э.) — древнегреческий историк и писатель
Ксенофонт был крупнейшим греческим историком после Геродота и Фукидида. Его
называли аттической Музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный
греческий язык, на котором он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие
этого историка и писателя. И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по
одному произведению, которые прославили их имена, то из-под пера Ксено-фонта
вышло более десятка творений, различных по тематике.
Сведения о жизни Ксенофонта приходится искать в основном в его собственных
сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэр-тским,
она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость
сведений не позволяет восстановить полную реальную биографию Ксенофонта, но
основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами:
Ксенофонт был сыном
Грилла, афинянином, по дему — эрхийцем
. И это все о его происхождении. Ряд
более поздних историков на основании косвенных источников по социальному
происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию — сословию
всадников. Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное
аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа,
объединявший виднейших представителей олигархически настроенной молодежи, что
симпатии Ксенофонта всегда были на стороне Спарты, ее режима правления и таких
спартанских государственных деятелей, как Клеарх и Агесилай. Если все это
принять во внимание, то с большей долей вероятности можно утверждать, что
Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.
Его жизненный путь можно, условно, разделить на три периода. К первому периоду
относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего. Активная
военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в
Персию, а также пребывание на спартанской службе составляют второй период жизни
Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе,
занимаясь-хозяйством и литературной деятельностью.
Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был
первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. Годом его рождения можно
приблизительно считать 444-й до н.э., или чуть ранее, основываясь на его
собственных произведениях. Так, он пишет, что принимал участие в сражении при
Делии в Беотии и был спасен Сократом. Исходя из того, что сражение это произошло
в 424 году до н.э., а молодые люди несли воинскую службу только внутри Аттики, к
424 году до н.э. Ксенофонту было не менее 20 лет, что и позволяет приблизительно
установить год его рождения, который подтверждается и другими вычислениями.
Подобным же образом устанавливается и год его смерти — около 356 года до н.э.
В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование
и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим
режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История
сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем.
Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу
палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и
решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди
делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ
сказал ему:
В таком случае иди за мной и учись
.
Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные
записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при написании своих
трудов.
Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами
и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир
греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя
описание событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил
описание дальнейших собыКСЕНОФОНТ
тий этой войны в
Греческой истории
. Он описывал события как очевидец, принимая
участие в военных действиях, но не на командных постах. Война помогла ему
приобрести боевой опыт, который пригодился в дальнейшем. В Афинах во время войны
шла ожесточенная внутриполитическая борьба, и победы той или иной партии были
тесно связаны с военными удачами или поражениями. В это время происходило и
формирование мировоззрения Ксенофонта. Происхождение, влияние Сократа и его
кружка, участие в войне и политических событиях — все это сделало Ксенофонта
ярым противником демократии. Считая спартанское общественное устройство
совершенным, он приписывал именно ему победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что
Ксенофонт не любил родину, Афины, но он никогда не смог простить афинской
демократии, ее лидерам поражения в войне и гибели своего учителя Сократа.
После заключения унизительного для Афин мира в 404 году до н.э. власть в Афинах
перешла к олигархам. В историю этот период вошел как время правления 30 тиранов.
Период этот был кратковременным — очень скоро сторонники олигархов и демократов
начали вооруженную борьбу между собой и, несмотря на контроль и помощь Спарты,
олигархи потерпели поражение в этой борьбе. В Афинах был заключен гражданский
мир с восстановлением демократии. У Ксенофонта это не вызвало восторга, а в
возможность гражданского мира он просто не верил. И был прав. Во время правления
30 тиранов он служил в коннице, естественно на стороне олигархов. Сам Ксенофонт
не поддерживал крайних мер в борьбе со сторонниками демократов. Он с большой
долей симпатии относился к Ферамену, одному из тридцати тиранов, который открыто
выступал против политики репрессий, проводимых олигархами, за что и был казнен.
Придя к власти, демократы старались любым способом избавиться от олигархов и их
сторонников. Поэтому, когда спартанцы попросили у Афин военной помощи для борьбы
с персами в Малой Азии, демократы, как пишет Ксенофонт,
послали тех, кто служил
в коннице в правление тридцати, полагая, что для демократии будет благом, если
они вдали от родины погибнут
. В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и
больше никогда уже не возвращался туда. В его жизни начинается новый, второй,
период.
Поводом покинуть Афины послужило письмо, полученное Ксенофон-том от своего
друга, беотийца Проксена, который служил у царевича Кира Младшего. Проксен, по
просьбе Кира, набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в
случае его приезда содействовать его дружбе с Киром, который для самого Проксена
стал
дороже отчизны
. Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на
службе у Кира прославиться и разбогатеть. Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт
даже не задумывался. Но Сократ предупреждал его о том, что не следует доверять
Киру, который выступал на стороне противника в годы Пелопоннесской войны,
говорил, что эта дружба может повредить репутации Ксенофонта в Афинах. Но
решение было принято, и Ксенофонт покидает Афины.
Об истинных мотивах экспедиции Кира, вероятно, знали только самые посвященные.
Еще в 424 году до н.э. в Персии царствовал Дарий II Нот. У него было двое
сыновей: Артаксеркс и Кир Кир был любимым сыном матери их, Парисатиды. Она очень
хотела сделать наследником престола Кира,
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
который был младшим из братьев, но Дарий распорядился иначе. Когда Кир достиг
17-летнего возраста, отец сделал его сатрапом, то есть правителем области,
занимавшей большую часть Малой Азии, а Артаксеркса назначил наследником
престола.
Лишь только Дарий умер, Кир сразу был обвинен в заговоре против брата,
вступившего на престол. Он не избег бы смерти, если бы мать не выпросила своему
любимцу помилования и не отправила его обратно в'сатрапию.
Вернувшись туда, Кир немедленно приступил к тайной организации нового заговора,
но действовал очень осторожно. Распустив слух, что соседний сатрап Тиссаферн
имеет замыслы против греческих городов в Малой Азии, он стал собирать новый
отряд греческих солдат для их защиты. С этой целью он поручил спартанцуэмигранту
Клеарху, Проксену и другим искателям приключений, собравшимся при его
дворе, набирать для него войско под предлогом похода против Тиссаферна — все
истинные замыслы были тщательно скрыты. Сам
великий царь
Артаксеркс находился
в полном неведении относительно намерений брата: он думал, что один сатрап
собирается воевать с другим, что случалось нередко, поэтому наемники и не
заслуживали его внимания.
О том, что произошло в дальнейшем, мы знаем из
Анабасиса
Ксено-фонта.
Вероятно, во время похода Ксенофонт вел записи, так как в
Анабасисе
присутствует изобилие подробностей, имен и даже точное расстояние между
населенными пунктами по пути следования войска Кира. Отряд греческих наемников
составил в нем 13 тысяч человек
Весной 401 года до н.э. Кир выступил в поход против Артаксеркса. Дойдя
беспрепятственно до деревни Кунакса (недалеко от Вавилона), его войско
встретилось с войском Артаксеркса. В происшедшем здесь сражении Кир был убит, но
греческое войско одержало победу. Со смертью Кира для греков исчезла и цель
похода. После сражения персы пригласили греческих военачальников к себе как бы
для переговоров, но отправили их к Артаксерксу, который повелел их казнить.
Греческие наемники рассчитывали на щедрое вознаграждение в случае победы, но
остались и без денег, и без предводителей. Надо было возвращаться в Грецию, от
которой они были очень далеко, а обратный путь пролегал по территории
противника. Они решили с оружием в руках проложить себе дорогу в Малую Азию и
возвратиться на родину, выбрав себе новых предводителей, в числе которых, и
притом одним из главных, стал Ксенофонт.
Греческая армия начала обратный поход. Отбиваясь от войск персидского царя,
ежедневно преодолевая сопротивление местных племен, неся большие потери, греки
упорно продвигались к южным берегам Черного моря. После восьмимесячного пути,
потеряв около трети своего состава, они достигли греческого города Трапезунда.
Позволив себе длительный отдых, наемники снова двинулись в путь — к Армене. Два
месяца шли греки до Арме-ны, и два месяца Ксенофонт стоял во главе войска.
Затем, вплоть до прибытия в Византии, он постоянно находился на командной
должности, либо над всем войском, либо над большим самостоятельным отрядом.
Используя положение фактического главнокомандующего, Ксенофонт дважды за время
похода пытался склонить своих соратников остаться в Понте и основать новое
поселение. Вероятно, он рассчитывал на то, что сможет оказаться во
КСЕНОФОНТ
главе администрации нового города и таким путем осуществить честолюбивые
надежды, которые ранее связывал с участием в экспедиции Кира. Но наемники не
желали оставаться в Понте и стремились скорее попасть домой, так что мечтам
Ксенофонта сбыться было не суждено.
Достигнув Фракии, большая часть наемников поступила на военную службу к
фракийскому царю Севфу. Царь уже неоднократно вел переговоры с Ксенофонтом,
возглавлявшим греческое войско. В это время Спарта не желала обострять отношения
с персами и по их просьбе согласилась выдать уцелевших греческих наемников Кира
персидскому царю. Была даже сделана, правда неудачная, попытка захватить
Ксенофонта. В такой ситуации для греков было лучше поступить на службу к
фракийцу, чем достаться персам. Севф обещал предоставить Ксенофонту убежище,
если тот подвергнется преследованиям со стороны Спарты, и передать часть своих
владений в благодарность за помощь в династической борьбе. Свои обещания
Ксенофонт и его воины выполнили, Севф — нет.
Но политическая ситуация вновь изменилась. Спарта начала войну с Персией. Во
Фракию прибыли посланцы спартанского командующего Фиб-рона, чтобы пригласить
бывших наемников Кира на службу. Под командованием Ксенофонта в то время
оставалось всего 6 тысяч человек, а сам он собирался ехать в Афины. Он пишет,
что близкие ему в лагере люди стали просить, чтобы он не уезжал до тех пор, пока
не отведет и не передаст войско Фиброну. Ксенофонт согласился и довел войско из
Фракии до Перга-ма, а затем остался на спартанской службе, так и не уехав в
Афины.
В 396 году до н.э. для руководства военными действиями против Персии в Малую
Азию прибыл спартанский царь Агесилай. Ксенофонг быстро с ним сблизился и на
долгие годы стал ему верным другом. Вместе с ним он возвратился в Грецию, когда
войско Агесилая было переброшено туда из Малой Азии в связи с начавшейся
Коринфской войной. Ксенофонт участвовал на стороне спартанцев в битве при
Коронее в 394 году до н.э., где спартанцы сражались не только против фиванцев,
но и против афинян, бывших с фиванцами в союзе Вернуться на родину Ксенофонту
так и не пришлось (да, может быть, он и не стремился). Если раньше Ксенофонт был
добровольным изгнанником, то после битвы при Коронее он был заочно приговорен
афинянами к изгнанию из отечества. В спартанском войске Ксенофонт оставался до
конца Коринфской войны, сопровождая Агесилая в походах.
Затем начинается третий, последний, период жизни Ксенофонта. Спартанцы
отблагодарили его за оказанные им услуги, стоившие ему лишения родины: они
подарили ему дом и участок земли в местечке Скиллунте в Эли-де близ Олимпии
Здесь он жил с женой и двумя сыновьями, Гриллом и Ди-одором, и провел много лет
вдали от общественной жизни — занимался сельским хозяйством, охотой,
литературными трудами и принимал друзей. Эта спокойная, идиллическая жизнь в
очаровательном уголке продолжалась до 371 года до н.э., когда во время войны
между Спартой и Фивами спартанцы потерпели тяжелое поражение при Левктрах, и
Ксенофонт вынужден был оставить Скиллунт и переселиться в Коринф. В 369 году до
н.э. Афины и Спарта заключили союз между собою, и приговор об изгнании,
тяготевший над Ксенофонтом, был отменен. Тем не менее на родину он
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
не вернулся. Но в 362 году до н.э. он послал обоих сыновей в Афины, и они в
числе афинских всадников участвовали в кавалерийском сражении, которым началась
битва при Мантинее между спартанцами и афинянами, с одной стороны, и фиванцами —
с другой. В этом сражении Грилл был убит. Когда известие об этом пришло к
Ксенофонту, он совершал жертвоприношение. Услышав о гибели сына, он снял с
головы венок, но когда гонец добавил, что сын его умер смертью храбрых, он снова
надел венок и сказал:
Я знал, что сын мой смертен
.
Ксенофонт еще долго жил после этого в Коринфе, где и умер в глубокой старости
(не ранее 356 года до н.э.).
Он оставил после себя как исторические труды, так и литературные произведения.
Наибольшее значение среди них имеют
Греческая история
в семи книгах,
содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н.э.,
Анабасис
,
где рассказывается о походе греческих наемников в глубь Персии и обратном пути
домой. В
Киропедии
Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального
правителя, а в
Лакедемонской политии
описывает государственное устройство
Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские
сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа —
Воспоминания о Сократе
и
Апология Сократа
. Кроме перечисленных произведений
он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по
устройству хозяйства и быта. Все произведения Ксенофонта в античном мире
пользовались большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное
значение для изучения истории греческого полиса второй половины V — первой
половины VI веков до н.э.
Эпаминонд (ок. 418—362 до н.э.) — один из величайших греческих полководцев
Сын фиванца Полимнида Эпаминонд происходил из бедной, но знатной семьи, которая
вела свою родословную от Кадмовых Спартов. Правда, в то недолгое время
процветания этого государства знатность рода в нем не очень ценилась,
предпочтение отдавалось иным качествам — уму, таланту, заслугам перед
отечеством. Если римляне обращали особое внимание на происхождение человека, то
фиванцы придерживались принципа, что не имя красит человека, а человек — имя.
Но, тем не менее, Эпаминонд мог бы гордиться знатностью своего рода, считая
своим предком легендарного Кадма, а следовательно, восходил к финикийским царям.
Кадм был сыном царя Агенора. Отец отправил его вместе с братьями на поиски
сестры — Европы, которую похитил Зевс. После этого Кадм выполнил указание
дельфийского оракула и основал в Беотии крепость Кадмию, вокруг которой
впоследствии и вырос город Фивы. Затем, по преданию, ему пришлось вступить в
борьбу с драконом, а убив его, он вырвал зубы дракона и засеял ими поле. Когда
же из земли выросли воины, то они вступили между собой в схватку. В живых из них
осталось лишь пятеро, которые и получили имя
Спарты
, то есть
посеянные
—
отсюда и термин Кадмовые Спарты. Эти воины и стали прародителями знатнейших
фиванских родов, к одному из которых и принадлежал Эпаминонд.
ЭПАМИНОНД
Он получил прекрасное образование и даже после достижения зрелого возраста
долгое время держался в стороне от политики, изучая философию, которую ему
преподавал бежавший из Тарента и до своей смерти живший в семье Эпаминонда
пифагореец Лисид.
Эпаминонд не был ни ярым демократом, ни косным олигархом. В каждом отдельном
случае его действиями руководила любовь к родине. Благодаря скромности,
мягкости, уму и выработанной воспитанием силы воли он сумел соединить в себе
такие качества, как гений полководца и доброе имя честного и гуманного человека.
Высшей должности геотарха Эпаминонд достиг в 371 году до н.э. Это было самое
критическое время во всей фиванской истории.
К этому периоду фиванцы успели восстановить Беотийский союз, государственным
центром которого были Фивы, и почувствовали себя настолько сильными, что на
мирной конференции в Спарте в 371 году до н.э. могли настаивать на признании за
Фивами значения не только самостоятельного города, но и государства в полном
смысле слова.
Когда требование Эпаминонда заменить в тексте договора слово
фиванцы
словом
беотийцы
было отвергнуто и фиванцы были исключены из числа держав,
участвовавших в заключение договора, Фивы спокойно приняли вызов и вступили в
соглашение с ферским (фессалийским) правителем Ясоном, мечтавшим о гегемонии и
искавшим случая сокрушить господство Спарты.
Чтобы принудить Фивы к принятию мира, союзники двинули войска под командованием
царя Клеомброта. Взяв крепость Кревсис и захватив двенадцать триер в Коринфском
заливе, Клеомброт пошел на Фивы.
5 августа 371 года до н.э. у города Левктры (в 11 километрах от Фив) произошло
сражение между спартанскими и фиванскими войсками. Численность спартанского
войска (10 тысяч гоплитов и 1 тысяча всадников) значительно превосходила силы
фиванцев (6 тысяч гоплитов и 1.5 тысячи всадников).
Перед сражением, вопреки установившейся традиции, Эпаминонд сосредоточил на
левом фланге не только своих лучших воинов, но и главные
100 ВЕЛИКИХ АРИСТОКРАТОВ
силы, основу которых составлял
священный отряд
глубиной в 50 шеренг и резерв
из трехсот отборных воинов. Создав таким образом значительное превосходство в
силах на правом фланге противника, на котором находился их командующий, фиванцы
отвели слабый центр и правый фланг назад и построили глубиной в восемь шеренг
против двенадцатишеренговой (по всему фронту) фаланги спартанцев.
Удар Эпаминонда отборными силами левого фланга по правому флангу спартанцев
решил исход сражения, в котором были разгромлены непобедимые до того спартанцы и
погиб царь Клеомброт.
В сражении при Левктрах было положено начало применению тактического принципа
неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил для
нанесения главного удара на решающем направлении.
Одержав победу при Левктрах, фиванцы приобрели союзников в лице орхоменийцев,
фокейцев, локров, эвбейцев, был уничтожен Пелопоннесский союз Спарты и во многих
местах зародились демократические движения.
В 370 году до н.э. на демократических началах образовался новый Аркадский союз,
центром которого являлся вновь построенный город Мега-нополь. Образование
Аркадского союза не обошлось мирно. .Происшедшие в Тебее беспорядки дали Спарте
повод прийти на помощь олигархической партии народа.
Беотийцы также не замедлили явиться в Пелопоннесе по призыву ар-госцев, аркаден
и элейцев. Не найдя царя Спарты Агесилая II в Аркадии, Эпаминонд вторгся в
Лаконию. Этот поход в центр Пелопоннесского полуострова, находившегося
длительное время под безраздельным господством Спарты, был совершен в середине
зимы тремя отдельными колоннами, двигавшимися по сходящимся направлениям, тем
самым заставляя противника рассредоточить силы и ослабшь сопротивление. Однако
Эпаминонд имел еще более глубокий стратегический замысел. После того как его
войска соединились под Карне, в 32 километрах от Спарты, он обошел столицу и
двинулся к ней с тыла. Маневр был рассчитан еще и на то, что вторгнувшимся
войскам удастся привлечь на свою сторону значительное число илотов и других
недовольных элементов. Однако спартанцам удалось предотвратить это опасное
внутреннее движение срочным обещанием освободить илотов от рабства. Кроме того,
своевременное прибытие в Спарту сильных подкреплений от ее пелопоннесских
союзников предотвратило возможность падения города без длительной осады.
Эпаминонд вскоре понял, что спартанцев не удастся выманить из города и что
продолжительная осада приведет лишь к ослаблению его разнородной армии, и
отступил, ограничившись опустошением страны.
На горе Итом, являющейся естественной цитаделью Мессении, Эпаминонд построил
город Мессена, ставший столицей нового государства Мес-сения. Он поселил в нем
все недовольные элементы, присоединившиеся к нему, и отдал им всю награбленную в
ходе войны добычу. Это государство противостояло Спарте в Южной Греции. В
результате Спарта потеряла половину своей территории и более половины рабов.
Благодаря основанию Эпаминондом нового города-государства Мегалополис в Аркадии,
Спарта оказалась окруженной как в политическом, так и в военном отношении сиЭПАМИНОНД
стемой крепостей, в результате чего экономические корни ее военного могущества
были подорваны.
В 369 году до н.э. Эпаминонд предпринял новый поход в Пелопоннес, но снова не
добился окончательной победы над Спартой и был смещен с должности геотарха.
В следующем году он был послан с войском в Фессалию против Александра Ферского,
с которым Эпаминонду удалось заключить договор. По этому до! овору Фивы получили
Фарсал, а друг и соратник Эпаминонда Пелопид, находившийся в фессалийском плену,
был освобожден.
Последовавшие в 368—367 годах до н.э. попытки эллинов заключить общий мир не
привели ни к чему, так как ни одно из главных греческих государств ничем не
хотело поступиться в своих требованиях, и в 366 году до н.э. Эпаминонд вновь
появился в Пелопоннесе с войском. Прежде всего он присоединил к беотийскому
союзу остававшихся нейтральными ахейцев. Но вскоре Ахайя вновь отошла от
Беотийского союза из-за того, что фиванское правительство, несмотря на
возражение Эпаминонда, силой утвердило во вновь присоединенных городах
демократию.
В результате, хотя и временной, отставки Эпаминонда демократическая партия Фив
из-за своей близорукой политики и ошибочной диплом
...Закладка в соц.сетях