Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации

страница №214

рушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее
развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским)
университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.


ЮРЬЕВ мужской монастырь, Новгородская еп., на берегу р. Волхова, близ
Новгорода. Основан в 1030 вел. кн. Ярославом Владимировичем, нареченным во св.
крещении Георгием. В 1092 монастырь был расширен, а в 1119 - 30, при св. кн.
Всеволоде, на месте деревянной церкви была построена каменная. До XVIII в.
монастырь был одной из богатейших северных обителей, назывался даже лаврой и к
нему было приписано до 15 других монастырей; затем, благодаря известному закону
XVIII в. о монастырях, он был поставлен в очень скромное положение, а большой
пожар 1810 довел его до совершенно печального состояния. В течение 1822 - 38 он
был приведен в блестящее состояние, благодаря трудам архим. Фотия и щедрой
благотворительности его духовной дочери гр. А.А. Орловой-Чесменской. Соборный
храм вмч. Георгия, представляющий собой древнейший памятник зодчества XII в.,
был возобновляем в 1345, в 1706 и 1825. Престол в этом храме - из мрамора и был
покрыт серебряным окладом, с бронзовою сенью над алтарем; на горнем месте вместо
святительского кресла стояли стальные стулья, принадлежавшие Петру I;
пятиярусный иконостас с иконами в богатых ризах, украшенных драгоценными
камнями; в нем особенно почитались иконы: св. Георгия Победоносца, Спасителя,
Божией Матери Неопалимая Купина (с висящим на ней пожертвованным графиней
Орловой замечательным образком "Знамения" Божией Матери, вырезанным из цельного
изумруда и осыпанным бриллиантами), Богоявления и свт. Алексия, бывшая в
Чесменском бою и пожертвованная графом А. Г. Орловым. В приделе св. Феоктиста, в
серебряной раке, устроенной в 1847, почивали под спудом его мощи. В монастыре
были погребены князья и княгини Новгорода.
С.В. Булгаков


ЮРЬЕВ ДЕНЬ, праздник в честь "освящения церкви св. великомученика Георгия в
Киеве, пред враты Св. Софии".
Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от
весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен вел. кн.
Ярославом, который первый заповедал по всей Руси "творити праздник св. Георгия
месяца ноября 26-го числа". В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным
срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне
пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится
об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю
по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: "...а крестьянам
отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за
неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем". В Стоглаве по
указу царя и митрополита предписывается "отказывать (отпускать) служилых людей
при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве
дне осеннем по старине же".
Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно
запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее
значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в
которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне
свободы. "Вот тебе, бабушка, Юрьев день", - вероятно, сказалось русским
человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или:
"Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора"; "Верстался мужик на
Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев
день" и т.д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый
обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при
отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий
путь. И.П. Калинский


ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ (Юрьев-Польской), город во Владимирской обл., центр ЮрьевПольского
р-на. Расположен во Владимирском ополье, в верховьях р. Колокши
(приток Клязьмы), при впадении в нее р. Гзы. Население 21,6 тыс. чел.
Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким как форпост Владимиро-Суздальского
княжества. Название Польский (Польской) получил по местоположению во
Владимирском ополье. С 1212 центр удельного княжества. В 1238, 1382, 1408
подвергался разорению монголо-татарами. В 1340 вошел в состав Московского
Великого княжества. Сожжен в 1612 во время польско-литовской интервенции. С сер.
XVII в. вступил в период торгово-промышленного подъема. Развитию города
способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей
суздальские земли с Москвой. С XVIII в. развивается производство пряжи и тканей.
Сохранились: остатки земляных валов Кремля (XII в.), Архангельский монастырь
(осн. в XIII в.) с собором (1792), Знаменской церковью (1625), Георгиевский
собор (1230 - 34; перестраивался) и др.


ЮРЬЕВЕЦ, город в Ивановской обл., центр Юрьевецкого р-на. Население 15,4 тыс.
чел.
Основан в 1225 владимирским кн. Юрием (Георгием) Всеволодовичем как ЮрьевПодольский
и назван по его имени (другое название Георгиевск). В 1237 сожжен
войсками хана Батыя. С 1405 в составе Городецкого княжества, с 1448 -
Московского, с 1451 - Суздальского, затем снова Московского. В 1556 отписан
Иваном Грозным в опричнину. В н. XVII в. неоднократно подвергался нападениям
поляков. В 1661-63 в Юрьевце возведена каменная крепость с башнями (разобрана в
к. XVIII в.); остатки - т. н. Белый город - на горе, над акваторией речного
порта.

В центре города сохранились старый (1806) и новый (1825 - 33)
Входоиерусалимские соборы, Богоявленская (н. XVIII в.) и Рождественская (1815)
церкви.


ЮХНОВ, город в Калужской обл., центр Юхновского р-на. Расположен на р. Кунаве
(бассейн Оки). Население 5,8 тыс. чел. Известен с 1410; город с 1777. Развитию
Юхнова способствовало проведение в сер. XIX в. Московско-Варшавской железной
дороги.


ЮХНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ мужской монастырь, Смоленская еп., в Юхнове. Основан до
1611, когда был разорен поляками; возобновлен в 1653. Здесь находилась
чудотворная Казанская икона Божией Матери. Ежегодно в течение двух-трех месяцев
она носилась по окружным селениям для поклонения.


ЮЩИНСКИЙ АНДРЕЙ (1898-1911), местночтимый киевский святой, ученик
приготовительного класса Софийского духовного училища в Киеве; его
обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 со следами ритуальных мучений,
совершенных над ним тайной иудейской сектой. - См.: Ритуальные убийства.



я


Я, последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому.


ЯБЛОЧИНСКИЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ мужской монастырь, Холмская еп., на левом
берегу Буга, в двух верстах от с. Яблочно, Бельского у. Основан в XVI в. (по
некоторым сведениям, много ранее). Здесь находилась древняя чудотворная икона
прп. Онуфрия Великого. В XVII и XVIII вв. монастырь был верным хранителем
Православия и обличителем унии.


ЯБЛОЧКОВ Павел Николаевич (2.09.1847-19.03.1894), русский изобретатель в
области электротехники, военный инженер и предприниматель. Основное изобретение
- дуговая лампа без регулятора - электрическая свеча (см.: Дуговая свеча. Свеча
Яблочкова) - положило начало первой практически применимой системе
электрического освещения (1876). В 1879 Яблочков организовал "Товарищество
электрического освещения" и электромеханический завод в Петербурге. Начиная с к.
1880-х работал над созданием электрических генераторов и химических источников
тока. Он впервые предложил гальванические элементы со щелочным электролитом.
Плодотворная идея Яблочкова о централизованном производстве электроэнергии и
канализации ее к месту потребления по сетям была реализована только после его
смерти.


ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ чудотворная икона. Написана
в память сего чудесного явления и изображает самое явление. Однажды ночью
преподобный Сергий со своим учением Михеем пел акафист Пресвятой Богородице и
при этом молился Ей о своей обители. Помолился и сел отдохнуть. Вдруг сказал он
св. Михею: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Лишь произнес он
эти слова, как послышался голос: "Пречистая грядет!" Тогда св. Сергий вышел в
сени, и его осветил необыкновенный свет, и он увидел Пресвятую Богородицу,
сопровождаемую святыми апостолами Петром и Иоанном. Преподобный в трепете пал на
землю. Пресвятая Богородица прикоснулась к нему и сказала: "Не бойся, молитва
твоя о сем месте и об учениках твоих услышана. При тебе и после тебя Я буду
неотступна от твоей обители и буду покрывать ее во всех нуждах". Икона сего
явления пользовалась особенным уважением царя Алексея Михайловича. Он брал ее с
собою в Польский поход в 1657 году и приказал написать на ней, что по молитвам
Пресвятой Богородицы и заступлению св. Сергия и Никона Бог даровал ему победу
над польским королем и предал в руки его Вильну и другие города польские,
литовские и немецкие. В 1703 году, во время войны с Карлом XII, икона сия, по
повелению императора Петра Великого, была послана в русский стан и находилась
там до окончания войны. В 1812 году митрополит Платон посылал эту икону в лагерь
императору Александру I. В Троице-Сергиевой лавре каждую субботу пред иконою
совершается молебен в часовне, на месте явления Пресвятой Богородицы прп.
Сергию. Празднуется 24/6 сентября августа.
Прот. И. Бухарев


ЯДРИН, город в Чувашии, центр Ядринского р-на. Расположен на левом берегу р.
Суры. Население 11 тыс. чел. Известен с 1590.


ЯЗЫКОВ Николай Михайлович (4.03.1803-26.12.1846), русский поэт. Родился в
Симбирской губ. в семье богатого и культурного помещика. Учился в Петербургском
горном кадетском корпусе и в Институте инженеров путей сообщения.
Два года он жил в Петербурге, ведя рассеянный образ жизни, изредка сочиняя
стихи, в которых воспевал любовь, дружбу и вино. По совету А. Ф. Воейкова он
решил продолжать свое образование и в к. 1822 поступил на философский факультет
Дерптского университета.

В быту дерптского студенчества жили традиции "вольности" и бесшабашного
разгула, певцом и поклонником которых стал Языков. Он сделался непременным
участником всех пирушек и душой русского студенчества, объединявшегося в кружок,
на сходках которого говорились горячие речи о будущем России, о великом значении
славян.
Языков написал для этого кружка знаменитую песню, служившую гимном "Из
страны, страны далекой..." Он отличался свободолюбием, прославлял героическое
прошлое русского народа, "шум народных мятежей", вольные в прошлом города
Новгород и Псков.
В дерптский период Языков приобрел славу одного из лучших и самобытных
русских поэтов.
В стихах его, искренних, полных живого веселья и русской удали, ярко
раскрывался характер лирического героя, презирающего социальную ложь. О его
поэтическом мастерстве писал Н. В. Гоголь: "Имя Языков пришлось ему не даром.
Владеет он языком, как араб конем своим, и еще как бы хвастается своею властью".
Высоко ценил поэзию Языкова А.С. Пушкин:


Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связуст...
Родня друг другу по судьбе,
Они родня по вдохновенью,
Клянусь Овидиевой тенью,
Языков, близок я тебе!


Летом 1826 Языков, приехав в гости к своему студенческому товарищу Вульфу в
Тригорское, встретился с Пушкиным, жившим тогда в Михайловской ссылке. Между
поэтами завязалась дружба.
В 1829, закончив Дерптский университет, Языков переехал в Москву. С этого
времени он все больше проникается религиозными настроениями, все дальше уходит
от своих прошлых "вольнолюбивых" идей. В 1838 начинается его дружба с Н. В.
Гоголем. Тогда же Языков сближается со славянофилами. Мотивы патриархальных
ценностей, библейская и религиозная тематика входят в его поэзию 1830-40-х.
Языков создает подлинные поэтические шедевры ("Буря", "Морское купание").
Его стихи "К ненашим" и "К Чаадаеву" (1844), направленные в адрес демократов,
которые предательски и в "преступных словах" развращали русского читателя
европейскими антигосударственными идеями, - не утратили своей значимости и в
наши дни.


ЯЗЫЧЕСТВО, совокупность народных представлений о сверхъестественных силах,
управляющих миром и людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ
неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них
только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ
еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.
Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (см.:
Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире
есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается
мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В
древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра)
преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних
предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись
нравственные основы бытия. Язычество для наших предков - скорее духовнонравственная
культура, чем религия. В основе поклонения - всесоздающие силы
природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота.
Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.
Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами,
олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает
А.Н. Афанасьев: "Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое
родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается
существование всего живого на земле... "Слово о полку Игореве" говорит о
славянах как о внуках Солнца - Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги
света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах;
с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе".
Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально
славяне "клали требы упырям и берегиням", олицетворявшим два противоположных
начала - злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.
Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела,
нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был не просто Бог, а
скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и жизненно важные понятия
существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан
широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является "род":


Род (семья, племя, династия) Природа
Народ
Родить, рожать
Родина
Урожай


Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай
воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и
через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь
преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не
поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа
мироздания, который воплощало понятие Род.
Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского
идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского
народа:


НЕБЕСНАЯ СФЕРА
Дажьбог - божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник
русских людей - "дажьбожьих внуков".
Перун - бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.
Мокошь - "мать урожая", хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух
рожаниц.
Лада - вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и
браков.
Люди - хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.


ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Велес (Волос) - доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки.
Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.


Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть
его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги - предки, осуществляющие
постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов.
Божества - отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ
добра и культ предков - главное содержание древнерусских верований.
Древнейший пласт верований на Руси после периода "упырей и берегинь" явно
тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной,
создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским
представлениям о Боге Саваофе - Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в
сер. VI в. Прокопий Кесарийский, считают, что "один только Бог, творец молний,
является владыкой над всеми". В мире идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла.
Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо есть Светло.
Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в
русском народе, который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков
дает очень убедительную схему проявлений солнечного культа в Древней Руси и
связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.
1. Хорс ("круглый") - божество Солнца как светила. В "Слове о полку Игореве"
назван "Великим Хорсом". По всей вероятности, очень древнее божество,
представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде
Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в
бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой
подземный путь по "морю мрака". Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX
в. ("хоровод", "хорошуль", "хоро").
2. Колаксай - мифический царь сколотов - праславян. Интерпретируется как
Солнце-царь (от "коло" - круг, солнце).
3. Сколоты - приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя
Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень "коло" - солнце, который
есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово
"сколоты" как "потомки Солнца".
4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Богподатель
благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном
божестве.
5. "Дажьбожьим внуком", т.е. "внуком Солнца", назван русский князь из
Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до
XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же
местах в V в. до н.э.
6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений
о "внуках Солнца" является раздел русских богатырских сказок "Три царства", или
"Золотое царство".
В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и
приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли
Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав
пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что
расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не
различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное
божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее
начало), и Сварогом ("небесный"), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным
божеством был и Перун, бог грозы.
Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял
его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и
богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В
культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала
древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше
ее. В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе,
сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла. В мифах Древней Руси акценты
были расставлены иначе - поклонение свету и добру, осуждение зла, культ
производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического
смакования чувственных подробностей.

Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду,
Дажьбогу - одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого
поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты -
потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие
времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу
(Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже
являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские
люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница -
Мокоши, суббота - Велесу и предкам, которые покоятся в земле.
Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые
значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего
солнцеворота - на стыке января и декабря и в июне.
26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему
рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые
гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали
сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец,
новорожденное молодое солнце, т. е. солнце будущего года. В образе Коляды, повидимому,
подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы
светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался
Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота.
По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть
веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние
коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо
молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу,
прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу - праздник в
честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и
богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний
месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, повидимому
его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали
особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день
женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в
землю.
В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня,
божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество
ветров, бурь и непогоды.
В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и
закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и
крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот месяц - 9 и 25 марта
праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта)
отмечали Комоедицы - медвежий праздник (в христианские времена получивший
название Масленицы). Совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали
через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало
весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло
и смерть.
В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением
рода и семейной жизнью, - Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета
и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один
из ритуалов культа Дажьбога.
Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая
молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля - именинница. 11 мая
поклонялись Перуну - Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило,
были первые майские грозы.
В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники
молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем
урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были
связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже божества, Ярилы,
олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой,
начинались 4 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19-24 июня шла
русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы, божества лета,
покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них
устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через
костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник
Солнца - поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе. Перед праздником Купалы
(24 июня) совершали ритуалы Мокоши.
Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о
дожде, а после начала жатвы (24 июля) - с молениями о прекращении дождей. После
окончания жатвы 7 августа - праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали
Мокошь, а на следующий день - самого Перуна. После завершения жатвы на поле
оставляли небольшой кусок неубранного хлеба - "Велесу на бородку".
Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству
света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября,
по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье,
теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству
плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские
язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и
сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра - Дажьбогу,
одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.

Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовнонравственные
ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в
русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.