Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих дипломатов

страница №69

м проблемам.
Швеция не играет заметной роли на международной арене, считали они. Такие
суждения Пальме считал несостоятельными.

Весной 1980 года шведский политик обсуждал с известным деятелем британского
антивоенного движения, лауреатом Нобелевской премии мира лордом Ф. НоэльБейкером
идею создания авторитетной интернациональной группы в составе известных
представителей политических кругов. Ее задачей должен был стать поиск способов
развязки сложных международных проблем. Группа получила официальное название -
Независимая комиссия по разоружению и безопасности, однако очень скоро
становится общеизвестной как "комиссия Пальме".

Комиссия была создана в тот момент, когда механизм переговоров Восток - Запад
перестал действовать, обстановка в мире резко обострилась. В докладе "комиссии
Пальме" "Безопасность для всех. Программа разоружения" отвергались военностратегические
концепции, предполагающие использование ядерного оружия, и, таким
образом, отбрасывалась сама идея ядерного устрашения как гаранта международной
стабильности. Предложенная программа разоружения представляла собой продуманный
план,

589


открывавший реальную возможность для широкого международного обсуждения,
встречных инициатив.

В 1982 году Пальме вновь стал премьер-министром. Одним из первых
внешнеполитических шагов Пальме с приходом шведской социал-демократии в Русенбад
была организация международной кампании за образование в Центральной Европе
зоны, свободной от ядерного оружия. По мнению шведского правительства, создание
подобного "коридора" привело бы к повышению ядерного порога, так как в случае
конфликта был уменьшен соблазн применения ядерного оружия на ранней стадии.

Пальме разделял идеи президента Финляндии У.К. Кекконена о закреплении
безъядерного статуса Северной Европы. В правительственной декларации, с которой
премьер-министр выступил в октябре 1982 года в риксдаге, отмечалось, что Швеция
стремится к достижению соглашений, которые способствовали бы превращению севера
Европы в безъядерную зону.

В 1984 родилась такая важная международная акция, как инициатива "группы шести".
Руководители шести государств различных континентов - У. Пальме, премьерминистры
Индии и Греции (И. Ганди и А. Папандреу), президенты Мексики, Танзании
и Аргентины (М. де ла Мадрид, Дж. Ньере-ре и Р. Альфонсин) - выступили с
совместной декларацией, призывающей к укреплению международной стабильности.

В январе 1985 года участники "инициативы шести" собрались в столице Индии. В
прошлом, говорил на делийском совещании Пальме, безопасности пытались добиться
постоянным наращиванием вооружений и взаимными угрозами, устрашением Но это лишь
увеличило ненадежность положения народов, что показывает, насколько иллюзорна
вера в то, будто обеспечение неуязвимой обороны путем принятия на вооружение все
более современных систем оружия способно гарантировать нам безопасное будущее.
Единственный путь к прочной безопасности лежит через ядерное разоружение.

...Утром 28 февраля 1986 года Пальме принял шведских журналистов. В конце беседы
ему был задан вопрос, как он оценивает возможности для мира и разрядки на
международной арене?

"Долгое время, - сказал Пальме, - отношения между великими державами были
холодными. Но сейчас можно видеть отчетливые признаки ломки льда. Международное
положение просветлело. Недоверие рассеивается, как туман ранним весенним утром.
Мы констатируем много предпосылок для разрядки. Все больше людей включаются в
борьбу за мир, и это отрадно, поскольку широкое народное движение резко повышает
возможности для мира и разоружения. Положено начало диалогу между великими
державами".

В этот же день он вместе с женой и одним из трех сыновей 25-летним Олафом
отправился в кино. После сеанса, по дороге домой, в 23 часа 10 минут Пальме был
убит террористом.

Восемь стран объявили траур в связи с гибелью Пальме. Сотни тысяч шведов приняли
участие в проведенных общественными организациями демонстрациях и митингах,
посвященных его памяти.

Гражданская панихида состоялась 15 марта в Голубом зале Стокгольмской ратуши. На
ней присутствовали 1,5 тысячи человек, среди них - 600 представителей других
стран. "В его мире, - сказал на траурной церемонии премьер-министр Индии Р.
Ганди, - было место для многих различных

590


100 ВЕЛИКИХ ДИПЛОМАТОВ

систем. Изменения могут совершаться в результате внутреннего развития, но не
давления извне. Он пытался заменить соперничество и конфронтацию мирным
сосуществованием и международным сотрудничеством... У него были острый ум и
щедрая душа, он страстно стремился к знаниям и обладал природной мудростью. Его
жизнь была.отважной борьбой против нетерпимости и насилия".

Друзья Пальме рассказывали, что это был мягкий, чувствительный человек, остро
реагировавший на критику, но смело идущий на дискуссию. Его называли
непревзойденным дипломатом, генератором идей, блестящим оратором, новатором с
огромными интеллектуальными способностями. Журнал "Векканс афферер" писал, что у
Пальме был талант к сильным, острым формулировкам, неожиданным ассоциациям.

Его сторонники подчеркивали, что он поднял престиж Швеции и довел до сознания
шведского народа мировые проблемы.

Улоф Пальме был погребен на небольшом старинном кладбище церкви Адольфа
Фредерика. Многие гости Швеции считают своим долгом возложить цветы на его
могилу.

ГЕНРИ АЛЬФРЕД КИССИНДЖЕР . (род. 1923)

Государственный деятель и дипломат США. Помощник президента США

по национальной безопасности (1969-1974), госсекретарь США (1973-1977).

Принимал участие в советско-американских переговорах об ограничении

стратегических вооружений, в Парижских переговорах об урегулировании

во Вьетнаме (1968-1973) и др. Удостоен Нобелевской премии мира (1973).

Генри Альфред Киссинджер родился в 1923 году в еврейской семье в селении Фюрт в
Баварии. Его отец (как и дед) был преподавателем гимназии. Когда Генри было
пятнадцать лет, его семья, спасаясь от нацистских преследований, эмигрировала в
США. В 1943 году он был призван в американские сухопутные войска; 84-я пехотная
дивизия, в которой он служил рядовым, оказалась в Германии лишь под конец войны.
После капитуляции фашизма Генри работал в армейской контрразведке в американской
оккупационной зоне.

Вернувшись в Соединенные Штаты весной 1947 года, Киссинджер поступил в
Гарвардский университет. Преподаватели отмечали неординарный ум студента, его
успехи в философии и истории.

После Гарварда Киссинджер поступил в аспирантуру и написал докторскую
диссертацию "Восстановленный миропорядок. Каслри, Меттерних и восстановление
мира, 1812-1822 гг.".

В марте 1955 года, будучи преподавателем истории дипломатии, Киссинджер вошел в
исследовательскую группу Совета по внешним сношениям. Его монография "Ядерное
оружие и внешняя политика" получила широкую известность и в США и за их
пределами. Киссинджер получил за нее премию Вудро Вильсона. Он выступал за более
дифференцированный подход к использованию ядерной мощи. Ограниченная ядерная
война, по его оценке, "представляет собой наиболее эффективную

ГЕНРИ АЛЬФРЕД КИССИНДЖЕР

591


стратегию против ядерных Держав или против тех крупных стран, которые могут
вместо высшей военной техники выставить большие массы людей".

Летом 1957 года Киссинджер возвратился в Гарвардский университет на
преподавательскую работу. В 1959 году он стал доцентом, а в возрасте тридцати
девяти лет, - профессором. Киссинджер работал по совместительству советником по
международным вопросам в фонде братьев Рокфеллеров, а затем на посту директора
так называемого "Проекта специальных исследований", созданного для выработки
рекомендаций для политического руководства страны по ряду основных внутренних и
внешнеполитических проблем США. Возглавив этот "Проект", Киссинджер получил
возможность общаться с крупными дипломатами, бывшими государственными деятелями,
учеными, бизнесменами. Он принял участие в работе Комиссии по проблемам
национальной безопасности.

В 1961 году Киссинджер издает еще одну книгу - "Необходимость выбора:
перспективы американской внешней политики", в которой снова ратует за
наращивание американского арсенала тактического ядерного ору* жия, за усиление
обычных вооруженных сил для ограниченных войн. Он публикует многочисленные
статьи по вопросам внешней и военной политики США в самых разнообразных изданиях
- как американских, так и западноевропейских.


К этому времени он успел обзавестись семьей, женившись на Энн Флейшер. У него
появилось двое детей - мальчик и девочка. Светская жизнь и содержание семьи
требовали все больше средств, которые Киссинджер мог получать лишь в виде
гонораров за лекции и статьи, поскольку ни он сам, ни его родители не обладали
состоянием.

В 1965 году появляется его очередная книга - "Беспокойное партнерство: пересмотр
Атлантического союза". Автор признает возросшую роль западноевропейских стран в
рамках НАТО и призывает американскую сторону полнее учитывать этот факт.

25 ноября 1968 года Киссинджер был принят только что избранным президентом
Никсоном, который предложил гарвардскому профессору занять в его администрации
пост помощника президента по национальной безопасности.

Киссинджер стал ключевой фигурой в администрации в плане подготовки различных
вариантов внешнеполитических решений, предлагавших592


100 ВЕЛИКИХ ДИПЛОМАТОВ

ся для окончательного выбора президенту. Возможность подбирать варианты решений
означает влияние на сами решения, так как человек, подготавливающий варианты,
просто может не давать тех альтернатив, которые он считает неприемлемыми, писал
исследователь деятельности Киссинджера Ч. Эшмен.

Выступив инициатором создания разветвленной системы комитетов и захватив в них
руководящие позиции, Киссинджер по существу стал председателем Совета
национальной безопасности (СНБ), поскольку основные внешнеполитические вопросы
обсуждались в этих комитетах, а не на заседаниях собственно СНБ. Зачастую
решения по важнейшим внешнеполитическим проблемам принимались лично президентом
и Киссинджером, а также ближайшими помощниками последнего.

Киссинджер руководил переговорами по вьетнамской проблеме, по американосоветским
и американо-китайским отношениям, по ближневосточной проблеме и по
целому ряду других направлений внешней политики США. Посол СССР Анатолий
Добрынин вспоминал о нем: "Он был деловит, четок и не избегал разговора по
конкретным вопросам... при переговорах Киссинджер мог причинять головную боль,
но он никогда не был скучен или бюрократичен".

С января 1969-го по сентябрь 1972 года он совершил 29 поездок в 26 стран,
участвовал в 140 встречах Никсона с лидерами иностранных государств. Именно
Киссинджер подписал в январе 1973 года от имени президента соглашения о
восстановлении мира во Вьетнаме и был удостоен Нобелевской премии мира.

Особое внимание Никсон и Киссинджер уделяли отношениям с Советским Союзом. Как
писал Киссинджер в мемуарах, западноевропейские союзники США, улучшая отношения
с Советским Союзом и другими социалистическими странами, пытались играть роль
своего рода "моста" между СССР и США, выходя при этом все больше из-под
американского контроля. И чем больше Вашингтон упорствовал в сохранении своего
"жесткого курса" в отношении СССР, тем более независимой становилась дипломатия
западноевропейских государств. Киссинджер решил, что возникла реальная опасность
того, что при отсутствии конструктивных действий с американской стороны
Советский Союз может еще больше упрочить свои отношения с западноевропейскими
государствами, увеличив тем самым политический разрыв между последними и
Соединенными Штатами.

В 1971 году в результате длительных переговоров четырех держав - СССР, США,
Франции и Англии - было подписано соглашение, определявшее статус Западного
Берлина, что привело к значительному смягчению обстановки в Европе.

Никсон, не без влияния Киссинджера и других специалистов, пришел к идее
установления приблизительного стратегического паритета между США и СССР, что шаг
за шагом увязывалось с переговорами об ограничении стратегических вооружений. В
этих переговорах Киссинджер оказался главным действующим лицом с американской
стороны. Под его началом в аппарате СНБ разрабатывались документы для
президента, которые становились потом директивами для официальной американской
делегации на переговорах в Хельсинки.

Обязанности помощника президента по национальной безопасности с каждым месяцем
становились все сложнее. Киссинджер совершил неГЕНРИ
АЛЬФРЕД КИССИНДЖЕР

593


сколько поездок в Москву для подготовки визита в Советский Союз президента Р.

Никсона.
22 мая 1972 года президент Никсон прибыл в Москву на встречу с советским
руководителем Л.И. Брежневым. Этот визит, как стало ясно позднее, оказался
кульминационным моментом во внешнеполитической деятельности Р. Никсона и Г.
Киссинджера.
В ходе встречи были подписаны бессрочный Договор об ограничении систем
противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области
ограничения стратегических наступательных вооружений, а также целая серия
соглашений о советско-американском сотрудничестве в невоенных сферах.
Велика была роль Киссинджера и в подготовке визита Р. Никсона в КНР, который
состоялся в феврале 1972 года. Началом подготовки этого визита явилась поездка
Киссинджера через Пакистан в Пекин в июле
1972 года. Смысл этих соглашений заключался в том, что Китай не будет обострять
ситуацию в Индокитае или Корее, что ни Китай, ни США не будут сотрудничать с
советским блоком и что обе страны будут противостоять попыткам любой из стран
добиться господства в Азии.
В феврале 1973 года было опубликовано совместное коммюнике Китая и США. В
течение каких-то полутора лет благодаря Киссинджеру китайско-американские
отношения превратились из откровенно враждебных и изоляционистских по отношению
друг к другу в союзные. Позднее отношения с Китаем стали именоваться на Западе
китайской "картой".
На президентских выборах 1972 года Никсон одержал убедительную победу. Многие
американские избиратели поверили в утверждения Белого дома о том, что они будут
принадлежать к "поколению мира". В августе
1973 года Киссинджер был назначен государственным секретарем США. При этом он
сохранил пост помощника президента по национальной безопасности.
Киссинджер ратовал за сохранение зШиз дио путем создания "стабильной структуры"
политических международных отношений, в первую очередь методами дипломатии.
Выступая против прямого вмешательства во внутренние дела других государств,
Киссинджер исходил прежде всего из интересов самих Соединенных Штатов. Так, в
1973 году он говорил: "Опасно делать внутреннюю политику различных стран во всем
мире прямым объектом американской внешней политики".
В июне 1973 года состоялся ответный визит Л.И. Брежнева в США, в ходе которого
снова обсуждались важные вопросы советско-американских отношений, было подписано
бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны.
Подписанию этого соглашения предшествовали длительные и напряженные переговоры,
так как американская сторона предприняла максимум усилий, чтобы это соглашение
не могло интерпретироваться как отказ сторон от использования ядерного-оружия,
поскольку, как писал впоследствии Киссинджер, для США это означало бы отход от
одного из краеугольных положений своей военной доктрины и политики в НАТО.
К концу 1960-х годов все большее значение в мировой политике приобретал
ближневосточный регион. Киссинджер доказывал, что в интересах США не скорейшее
урегулирование арабо-израильского конфликта, как это считали представители
государственного департамента ("план Роджерса"),

594


100 ВЕЛИКИХ ДИПЛОМАТОВ

а затягивание его. Он считал, что, поддерживая ситуацию "ни мира, ни войны",
Соединенные Штаты окажут такое серьезное давление на арабские страны, что
последние будут вынуждены отказаться от продолжения борьбы и пойдут на разрыв
отношений с СССР и капитуляцию перед США и Израилем. В мемуарах Киссинджер
пишет: "Я предложил следующий подход: мы должны заявить Насеру, что только США
могут добиться отвода израильских войск; все другие пути будут иллюзорными... Но
мы можем призвать Израиль к уходу только в таких условиях, когда Израиль будет в
безопасности благодаря существенным американским военным поставкам, а Египет
будет готов вести переговоры о деталях мирного урегулирования".

Все чаще в проблемах Ближнего Востока Никсон выдвигал вперед Киссинджера,
который приобрел большую популярность и в еврейской общине США, и в самом
Израиле.

Во время визита Г. Меир в США в декабре 1971 года произошло дальнейшее сближение
американской и израильской позиций. По словам Киссинджера, именно с этого
момента ему было поручено оперативное руководство американской дипломатией на
Ближнем Востоке. "К концу 1971 года разногласия внутри нашего правительства, -
пишет он, - привели к тупику, который я сознательно хотел создать на переговорах
по урегулированию арабо-израильского конфликта. Моя стратегия не изменилась -г
пока какое-нибудь арабское государство не продемонстрирует своей готовности
отколоться от Советов или Советы не будут готовы отказаться от максимальной
поддержки арабской программы, у нас не будет оснований изменять нашу, политику".

Киссинджер с конца 1973 года начал "челночные" поездки в этот реги- . он.
"Уникальное преимущество Киссинджера во время его "челночных" операций, - писал
израильский журналист М. Голан, - состоит в том, что он - единственный, кто
постоянно осведомлен о позициях обеих сторон. При этом каждой из сторон он
сообщает лишь то, что идет на пользу его собственным целям и интересам".


В итоге было заключено первое, а осенью 1975 года - второе соглашение о
разъединении израильских и египетских сил на Синае. После смерти Насера, в
результате политики Садата Египет покинул ряды арабских стран - участниц
сопротивления Израилю и стал на путь сепаратной сделки с Израилем, оформленной в
Кэмп-Дэвиде (США) уже при Картере. Однако почву для этого договора подготовил
еще Киссинджер.

Уотергейтский скандал привел к отставке Никсона с поста президента в августе
1974 года. Сменивший его Д. Форд в октябре 1975 года освободил Киссинджера от
должности помощника по национальной безопасности, сохранив за ним пост
государственного секретаря.

Форд проявил непоследовательность в целом ряде внешнеполитических вопросов,
связанных с разрядкой. Не отказываясь формально от процесса ОСВ, он в то же
время предпринимал такие шаги, которые ухудшили атмосферу этих переговоров; это
относится к усилиям Форда по наращиванию военного бюджета.

В этих условиях Киссинджер, стремившийся достичь соглашения по ОСВ-2, был
вынужден все больше маневрировать. Но с уходом Форда с президентского поста
Государственный департамент покинул и Генри Киссинджер. С 1977 года он являлся
консультантом ряда частных компаний, одновременно занимаясь преподавательской
деятельностью в Джорджстаунском

АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ ДОБРЫНИН

595


университете (г. Вашингтон). В 1983 году Киссинджер возглавлял Национальную
двухпартийную комиссию по Центральной Америке.

В 1988 году президент Джордж Буш пригласил Генри Киссинджера для консультаций.
Киссинджер предложил свои услуги в качестве личного эмиссара Буша и высказался в
пользу секретной дипломатии с Горбачевым на основе "баланса интересов". Он
побывал в Москве, где встретился с советскими руководителями. Дипломатия
Киссинджера привела к значительному усилению позиций США в Восточной Европе.

Киссинджер по-прежнему остается непререкаемым авторитетом в сфере международных
отношений. Его наблюдения печатают авторитетные журналы. Во время югославского
кризиса 1999 года бывший госсекретарь высказывался против применения военной
силы. В журнале "Ньюсуик" Киссинджер писал, что "судьбоносные решения",
приведшие к бомбежкам, были приняты в то время, когда "оставались открытыми
другие пути". Дипломат фактически делает вывод, что действия администрации США в
этом конфликте были некомпетентными. В то же время Киссинджер призывает не
сбрасывать со счетов Россию: "Представление России о себе как историческом
игроке на мировой арене должно восприниматься всерьез".

АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ ДОБРЫНИН
(род. 1919)
Советский дипломат, имел ранг чрезвычайного и полномочного посла.
Заместитель генерального секретаря ООН (1957-1959). Заведующий
Отделом стран Америки (1959-1961). Посол СССР в США (1962-1985).
Анатолий Федорович Добрынин родился в 1919 году. Его отец, слесарь по профессии,
сделал все, чтобы сын получил высшее образование и стал инженером. Окончив
Московский авиационный институт, Анатолий работал на опытном заводе известного
авиаконструктора А.С. Яковлева.
В 1944 году Сталин дал указание набрать молодых людей в Высшую дипломатическую
школу. В числе учеников ВДШ оказался и Добрынин. Проучившись в ней два года, он
блестяще защитил диссертацию и был принят в Министерство иностранных дел в
учебный отдел.
Добрынин прошел прекрасную школу, проработав в секретариате заместителя министра
Валериана Зорина, советником посольства СССР в США, помощником быстро
сменявшихся министров Молотова, Шепило-ва, Громыко, заместителем Генерального
секретаря ООН, заведующим Отделом США МИД. Когда было принято решение о замене
посла в Вашингтоне М. Меньшикова, по инициативе Хрущева на этот пост был
назначен Добрынин. (
Анатолий Федорович прибыл в Вашингтон в начале 1962 года, когда президентом был
Джон Кеннеди. В первые месяцы посольской службы Добрынина отношения между СССР и
США прошли серьезное испытание на прочность одним из самых опасных кризисов
послевоенного периода. Позже он вспоминал: "За долгие 24 года моей работы в
качестве посла СССР в США пришлось пережить немало драматических и напряженных
событий, которыми изобиловали советско-американские отношения в период холодной

596


100 ВЕЛИКИХ ДИПЛОМАТОВ

войны. Пожалуй, наиболее запомнившимся был опаснейший Карибский кризис 1962
года, впервые поставивший мир на грань ядерной катастрофы".


Трудно себе представить ситуацию более сложную, чем та, в которой вскоре
оказался посол: вместе с министром Громыко, который перед тем встретился с
президентом Кеннеди, они отправили в Москву депешу успокоительного характера
относительно ожидаемой реакции Со-, единенных Штатов на развернутые советские
"оборонительные ракеты" на Кубе. Но в тот же вечер, когда посол проводил
министра в Москву, он был срочно вызван из аэропорта Нью-Йорка к госсекретарю
Раску в Вашингтон для ответственного разговора. Добрынину было сказано, что
американский президент через час намерен выступить по радио и телевидению и
объявить строгий карантин на все виды советского наступательного оружия,
перевозимого на Кубу. Кеннеди и Раек не уведомили об этом находившегося здесь
еще вчера Громыко. Советский посол оказался в трудном положении: с одной
стороны, он был лоялен

к министру, который успокоил своей телеграммой Москву, с другой стороны, он
понимал, что реальность не соответствует составленному прогнозу. Рискуя
собственным положением, он направил в Москву объективный доклад и высказал
тревогу по поводу нарождающегося кризиса.

В подтверждение правильности принципа - никогда не пытаться "сгибать правду",
Добрынин рассказывал коллегам следующую историю. Это было во времена Никсона -
Киссинджера. Брежнев, отстаивая какой-то аргумент в переговорах с Киссинджером,
взял и дословно зачитал ему телеграмму своего посла о беседе, которая у того
состоялась ранее с госсекретарем. "Если бы в эту запись, - говорил Анатолий
Федорович, - вкралась хоть крупица неточности, я бы не только навсегда утратил
возможность вести конфиденциальные беседы с американским руководством, но и в
глазах наших лидеров предстал бы в профессионально неприглядном виде. Это была
бы катастрофа".

Прошло десять лет после карибских событий. Джонсона в Белом доме сменил Никсон -
политик, с самого начала взявший жесткий курс против Советского Союза. Этому в
известной мере способствовало то, что США тогда, увязнув в Индокитае, с
подозрением относились к роли СССР в этом, равно как и в других регионах мира,
включая Ближний Восток.

АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ ДОБРЫНИН

597


Администрация США, стремясь выбраться из Вьетнама с наименьшими политическими
потерями, пошла на сближение с Китаем, пытаясь одновременно воздействовать и на
Москву. Добрынину вместе с разведкой удавалось разгадывать американские маневры.
Дипломат подсказывал Москве ходы и контрходы, для того чтобы нейтрализовать
негативные для СССР последствия такого развития событий. Посол в эти трудные
месяцы сумел сохранить и развить конфиденциальные связи на самых высоких уровнях
американской администрации.
Следует отметить редкий дар Добрынина устанавливать и поддерживать надежные
связи с высшей элитой США. Он был знаком почти со всеми политиками высокого
ранга. Это относилось не только к официальным лицам правительства, членам
Конгресса, но и к ведущим фигурам общественной и культурной жизни, деловых
кругов и прессы. Причем Анатолий Федорович никогда не вставал на сторону какойто
одной партии - демократов или республиканцев.
Стекавшаяся в посольство информация тщательно анализировалась. Даже в мелочах
Добрынин неожиданно усматривал проявление какой-то важной тенденции и, как
правило, оказывался прав. Именно Добрынину удалось впервые открыть
конфиденциальный канал с президентом США. Недалеко от его кабинета в защищенной
камере стоял телефон прямой связи с президентом,
К концу 1960-х и началу 1970-х годов одной из приоритетных задач дипломатии
стало ограничение стратегических, а позднее и космических вооружений.
Необходимость обсуждения этих вопросов почти одновременно поняли в обеих
столицах: Вашингтоне и Москве.
После первых негласных переговоров в октябре 1969 года Добрынин получил
инструкцию связаться с Никсоном и сообщить ему о готовности начать обсуждение
возможных ограничений стратегических вооружений. В этих

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.