Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ.
...авляем, не схоже с
существующим вокруг нас, ведь наши органы чувств так несовершенны и не могут
дать правильного отображения предметов. Следовательно, перед нами сложная
проблема, и решение ее было затруднительным до тех пор, пока Брентано не
придумал свою психогнозию. С введением им термина "интенциональность" проблема
удвоения миров была решена.
Брентано определил интенциональность как стремление к предмету, внутренне
присущую специфическую направленность сознания на предмет. Таким образом,
главная характеристика интенцио-нального сознания - направленность на объект.
Брентано называет ее по-разному: внутреннее существование, внутренне присущая
предметность. Главное, что здесь имеется в виду, - это осуществляющееся через
интенциональные акты восприятия окружающего мира слияние предметов в том виде,
как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики. Так как
каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто, так как мыслить ни о
188
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
чем принципиально невозможно, мир мыслимых предметов становится реальным миром,
и другого, помимо него, не существует.
Человек получается как бы замкнутым в этот мир интенцио-нальных актов и
предметов, получаемых в процессе интенции. Поэтому самым главным в психологии,
философии и во всех прочих науках становится психика воспринимающего внешний мир
человека, так как она и ее явления - единственная реальность, доступная
человеку. Мы не можем выйти вне ее, не можем знать, что там и есть ли вообще
что-нибудь.
Однако при этом нельзя сказать, что явления психики, те предметы, которые мы
храним в нашем мышлении, совершенно не связаны с внешним миром. На самом деле и
те и другие представляют собой некий синтез, неразрывное единство. Таким
образом, любое психологическое явление характеризуется возможностью ментального
существования предмета. Вещи обретают свое существование в уме человека, и их
существование вне его не должно быть предметом внимания (не потому, что вовне
предметы не существуют, а потому, что это их внешнее существование недоказуемо).
Со времен античности в психологии укрепилось мнение о том, что каждому понятию,
каждому образу сознания должен соответствовать некий предмет в реальности.
Следовательно, действительность оказывается наполненной огромным количеством
мнимых предметов, например таких, как мифологические кентавры и русалки. Но
понятие интенциональности, примененное Брентано, позволяет избежать подобных
недоразумений.
Реальным Брентано объявляет только индивидуальное, конкретные проявления
психического, а не якобы существующие явления, отражающие это индивидуальное. В
частности, как считает мыслитель, нельзя говорить о том, что в действительности
существует любовь, так как мы можем встретить только ее проявления, а именно -
влюбленных людей.
Предложенная Брентано идея интенциональности, понимаемой как необходимая и
внутренне присущая человеческому сознанию направленность на предмет, внесла
значительную лепту в историю психологической науки, так как позволила
рассматривать человеческую психику не как нечто статичное, раз и навсегда
завершенное и установившееся, но как некий непрерывный процесс, как постоянная
деятельность по восприятию внешнего мира, своеобразному поглощению его и
выстраиванию внутри психики в виде внутреннего мира психических явлений.
БРЕНТАНО ФРАНЦ
Брентано выделяет три различных класса психических феноменов:
1) психические акты восприятия или представления;
2) психические акты суждения;
3) акты любви и ненависти, или эмоциональные акты.
При этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются как
очевидные. Они лежат в основе всех остальных актов, в том числе и в основе актов
суждения, в ходе которых что-то признается или опровергается. Таким образом,
единственным фактором, имеющим решающее значение для мышления, становится
внутренний опыт каждого человека.
f ¦ ?•'
БЮЛЕР КАРЛ
БЮЛЕР КАРЛ
Карл Бюлер - известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке
Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во
Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил
диссертацию на тему "К учению о перенастройке органа зрения". В этой работе
рассматривалась возможность экспериментального развития теории Г. Гельмгольца и
затрагивались не только медицинский, но и психологический аспекты.
Уже в студенческие годы у Бюлера появилась тяга к психологии, он живо
интересовался современными течениями в этой науке, начал собирать библиотеку
психологической литературы, следил за деятельностью ведущих психологов. Именно
эта страсть и определила впоследствии выбор профессии. По окончании института он
очень короткое время проработал в качестве врача-офтальмолога и в 1903 г.
достаточно неожиданно поступил на философский факультет Страсбургского
университета.
Буквально через год - в 1904 г. - Бюлер защищает докторскую диссертацию, которая
была посвящена Генри Хому, английскому мыслителю, занимавшемуся проблемами
психологии эстетики. По
окончании университета Бюлер был практически оформившимся психологом-теоретиком
со своими собственными принципами, идеями, которые требовали практического
воплощения.
В 1906 г. Бюлер начал работать в Вюрцбургском университете на должности
ассистента. Здесь он знакомится с Освальдом Кюльпе - главой Вюрцбургской
психологической школы. Именно под его непосредственным руководством Бюлер вместе
с другими известными немецкими психологами занимался
экспериментальным изучением мышления. Первая научная работа Бюлера,
опубликованная в 1907 г., называлась "Факты и проблемы психологии мыслительных
процессов" и была посвящена анализу полученных экспериментальных данных.
В указанной работе Бюлер предположил, что в структуре интеллекта можно выделить
три категории элементов: собственно мысли, лишенные чувственно-образного
характера, образы и интеллектуальные чувства. Именно такие мысли и составили
предмет предмет психологического исследования, которое было проведено методом
специально организованного самонаблюдения (метод интроспекции).
Но довольно скоро Бюлер отходит от теоретических представлений Вюрцбургской
школы, позже назвав их ложными. Но тем не менее он продолжал сотрудничество с
Кюльпе, именно он пригласил Бюлера сначала в Бонн, а затем и в Мюнхен, где они
вместе занимались научной работой. Перед молодым и достаточно опытным ученым
открывались широкие перспективы, но начавшаяся Первая мировая война прервала
карьеру Бюлера. Бюлер - по своему первому образованию врач, поэтому он был
отправлен на западный фронт в качестве военного хирурга. Но годы, проведенные на
войне, нельзя назвать временем, потерянным зря, ведь здесь он приобрел бесценный
опыт лечения мозговых ранений и собрал материал о расстройствах речи, которые
повлекли за собой такие травмы.
В 1915г., после смерти Кюльпе, Бюлера приглашают в Мюнхен занять его место.
Именно с этого момента начинается по-настоящему самостоятельная научноисследовательская
работа ученого.
В Мюнхене Бюлер знакомится со своей будущей женой Шарлоттой Малаховски, которая
намеревалась изучать здесь психологию. В апреле 1916 г. состоялась их свадьба. В
лице супруги Бюлер приобрел не только преданного и любящего друга, но и
соратника и помощника в работе.
Несколько лет спустя Бюлера приглашают в Дрезденский технологический университет
на должность профессора, а три года спустя - в Венский университет. Именно в
Вене Бюлеру удалось полностью раскрыть все свои таланты. В Вене Бюлер основал
собственную психологическую лабораторию, вскоре преобразованную в институт,
который стал известен как "Школа Бюлера". Новаторский подход к обучению и опыт
психолога-практика привлекли множество молодых людей, институт стал всемирно
известен. В Вене Карл Бюлер работал одновременно с Зигмундом Фрейдом и
пользовался
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
не меньшим общественным признанием, чем основатель психоанализа.
На этом этапе научные интересы ученого касались генетической психологии,
результаты многочисленных исследований вылились в ряд научных публикаций, среди
которых - книга "Духовное развитие ребенка", эта работа была также издана и в
сокращенном варианте под названием "Очерк духовного развития ребенка", русский
перевод и предисловие к книге были сделаны Л.С. Выготским в 1930 г.
В этой работе автор выделил три структуры психики: инстинкт, научение и
интеллект, проявление которого связывал с возникновением актов внезапного
понимания. Но следует отметить, что данная теория Бюлера столкнулась с
определенными трудностями при объяснении развития мышления в детском возрасте.
Это связано с тем, что данная теория представляла собой описание
интеллектуальных процессов без раскрытия механизмов их формирования.
Идеи Бюлера подвергались критике со стороны Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, которые
выступали против его представлений о развитии речи как интуитивном открытии
ребенком общих принципов языка.
Наиболее важным и значимым трудом Бюлера считается работа "Кризис психологии", в
которой он называет пути выхода современной ему психологической науки из
кризиса. Он предлагает синтезировать различные психологические подходы.
После прихода к власти фашистов расцвет Венской школы закончился. Бюлер сначала
хотел эмигрировать в США, но не успел. После оккупации немецкими войсками Вены
Бюлер был схвачен гестапо, но через несколько недель отпущен на свободу, правда,
не без помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлер все же уезжает в Америку, где
получает приглашение занять должность профессора в одном из католических
университетов, но в самый последний момент ему отказывают, поскольку становится
известно, что Бюлер, будучи католиком, венчался в протестантской церкви.
В 1945 г. Бюлер с супругой обосновались в Лос-Анджелесе, где он преподавал
психологию в нескольких учебных заведениях. Умер Карл Бюлер 24 октября 1963 г. в
возрасте 84 лет.
ВАЦЛАВИК ПАУЛЬ
Пауль Вацлавик родился в 1921 г. в Австрии, в зажиточной семье, среднее
образование получлл в одном из частных колледжей Вены. Во время учебы он
заинтересовался трудами психологов и психиатров и решил в дальнейшем заниматься
именно психологией. Высшее образование Вацлавик получил в одном из университетов
Европы, после чего отправился в Швейцарию, заниматься наукой.
Так как материальное положение молодого ученого позволяло ему не заботиться о
заработке, он решил целиком посвятить себя науке. П. Вацлавик занимался
проблемами социальной психологии. В 1967 г. ему предложили возглавить научноисследовательский
институт в Пало-Альто в США, он согласился и покинул Европу.
П. Вацлавик занимался психотерапевтической практикой, работая со своими
пациентами, он не просто лечил, а еще и изучал их проблемы. Результаты этого
многолетнего изучения составляли основу всех его книг. Благодаря работе Вацлавик
смог наполнить свои труды большим количеством примеров, с тем чтобы сделать их
максимально понятными для обывателя.
В том же 1967 г. он выпустил книгу "Прагматика человеческих отношений",
написанную им еще раньше, в Швейцарии. В этой работе он дает ряд рекомендаций,
которые могут помочь наладить взаимоотношения с окружающими или сохранить уже
существующие. В числе прочих он советует избегать предъявлений окружающим
различных требований, вроде "любите меня со всеми моими недостатками". Кроме
того, к ухудшению сложившихся отношений наверняка приведут споры, целью которых
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
является не желание установить истину, а стремление победить.
Существуют люди, которые, кажется, ставят себе в жизни основную цель не получать
удовольствия совершенно ни от чего. Они находят для этого любые причины, вплоть
до мировых войн или экологических кризисов. П. Вацлавик считает, что эта
своеобразная "болезнь" свойственна очень большому количеству людей. Самая
большая опасность заключается в том, что, отказываясь от собственного счастья,
люди не позволяют достигать его и другим, находя очень веские причины для
упреков.
Особое внимание в книге Вацлавик уделял отношениям, складывающимся между двумя
влюбленными, поскольку именно они чаще всего являются причинами нервных
расстройств Распространенная ошибка, которую совершают влюбленные, - выяснение
причины возникшего чувства, усиленное копание в истоках с целью добиться истины:
за что же все-таки я любим?
В отношениях между мужчиной и женщиной существует немало парадоксов. Один из
таких П. Вацлавик привел в своей книге. Человек жаждет любви и в то же время
постоянно подозревает другого в неискренности. Самое лучшее решение этой
проблемы - постараться быть оптимистом. По мнению автора, пессимист во всех,
даже самых искренних поступках склонен видеть скрытые корыстные помыслы, тогда
как оптимист оценивает все более или менее трезво.
В 1976 г. он был избран профессором Стэнфордского университета. В то же время
вышли две его книги: "Насколько действительно настоящее" и знаменитый бестселлер
"Как стать несчастным без посторонней помощи". Последняя книга представляет
собой своеобразный сборник "вредных советов". На самом деле за этими шуточными
советами стоят реально существующие психологические механизмы, приводящие к
неврозам и стрессам. Вацлавик как опытный психолог облек теоретические выкладки
в шутливую форму, чтобы читатель мог посмеяться над собственными страхами. Автор
использует юмор как один из психологических механизмов. Основная мысль, которую
П. Вацлавик отразил в этой работе: счастье и душевное здоровье каждого
отдельного человека зависит только от него самого
Работая с различными пациентами, П. Вацлавик установил, что зачастую прошлое
является источником многих несчастий человека. Чрезмерная его идеализация
приводит к тому, что человек перестает верить в успех всех настоящих начинаний и
концентрирует свое внимание на том, что занимало его много лет назад. Постоян¦¦
?"
ВАЦЛАВИК ПАУЛЬ
но перебирая в памяти события прошлых лет, он или сожалеет об ушедшем, или
ругает себя за сделанный когда-то поступок. Автор предостерегает читателя от
такого поведения, поскольку, по его мнению, углубление в прошлое вовсе не
способствует успеху в настоящем. Таким образом, Вацлавик считал, что значение
прошлого в психологии равносильно палке о двух концах: один может здорово
ударить, зато на другой при случае можно опереться.
Изучая проблемы сознания и поведения человека, Вацлавик обращал внимание на
существование жестких шаблонов и стереотипов поведения, усвоенных в детстве.
Особенности проявления этих стереотипов он видел в том, что они действуют
наперекор разуму и часто становятся совершенно неуправляемыми
Еще одним источником проблем является самовнушение, причем от этого часто
страдают не только сами люди, но и те, кто их окружает. Пребывая в плохом
настроении, человек обычно думает плохо обо всем, что его окружает. В результате
длинной цепи размышлений у него устанавливается определенное мнение, с которым
он совершенно не готов расстаться. Любые уверения его в обратном только усилят
подозрения. Вацлавик в своей книге рассказал о социологе Говарде Хигмане,
который вывел новый вид коммуникации - разговор о неуточненном предмете, когда
один из собеседников не подозревает, о чем говорит другой. Для того чтобы
избежать подобных ситуаций, автор советует настраиваться на оптимистическую
волну каждый день с самого утра, и тогда все вещи будут восприниматься мягче.
Многие люди, как писал П. Вацлавик, очень любят перестраховываться и избавляться
от многочисленных несуществующих неприятностей. Иронизируя над этой привычкой,
автор тем самым показывает, насколько неразумной и попросту глупой она является.
Концентрируясь на неприятном предмете, люди сами портят себе настроение, кроме
того, они внедряют себе в сознание мысль о неприятности и живут в постоянном
ожидании. В своей книге автор показал, что неприятности произойдут скорее всего
именно тогда, когда их стараются избежать. Это происходит потому, что ожидание
неприятности приобретает силу предрассудка.
"Надежный способ надолго испортить настроение - поставить перед собой совершенно
недостижимую и возвышенную цель", - такой вывод сделал автор книги в результате
своей психотерапевтической практики. Во-первых, постоянные мысли о том, что цель
вряд ли будет достигнута, отрицательно влияют на уровень опти196
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
мизма, во-вторых, очень велика опасность разочарования в тот момент, когда цель
все же будет достигнута.
П. Вацлавик подробно занимался проблемами психологии человеческих отношений,
помимо выработки многочисленных практических рекомендаций, он изучал различные
проблемы, связанные с этой сферой науки. Так, он предпринял попытку представить
отношения, сложившиеся между мужчиной и женщиной, в виде игры. Если эта игра "с
нулевой суммой", то есть игра, где выигрыш одного означает проигрыш другого, то
такие отношения обречены на провал, то есть на обоюдный проигрыш. Вацлавик
пришел к мысли о том, что для существования нормальных отношений необходима
"более сложная игра", где выигрыш одного означает непременный выигрыш другого. В
этом случае основная задача участников отношений - найти такой вариант игры.
Основная мысль, которую П Вацлавик проводит во всех своих произведениях, состоит
в том, что не нужно помнить прошедшие беды, а также принимать горести всерьез.
Сегодня Пауль Вацлавик - это известный австрийский ученый, психолог и
психотерапевт. Богатая клиническая практика дала ему массу материала для
размышлений, результатами которых стали его книги по практической психологии.
Его работы представляют как научный, так и практический интерес, они переведены
на многие европейские языки и пользуются популярностью у широкого круга
читателей Вацлавик исследовал многие проблемы, возникающие в сфере человеческого
общения, выработал остроумные и полезные практические рекомендации. Его книги
являются неистощимым источником полезных советов и информации к размышлению.
ВЕРТГЕИМЕР МАКС
Макс Вертгеймер родился 15 апреля 1880 г. в Праге. Его отец был директором
бизнес-колледжа, мать хорошо разбиралась в искусстве. Вертгеймер получил
образование в частных школах Праги, а затем поступил в Карловский университет.
После его окончания Вертгеймер уехал в Германию, где изучал философию и
психологию под руководством Карла Штумпфа Особую роль для него сыграла работа в
лаборатории О. Кюльпе, т.к. именно в ней было получено много наиболее интересных
экспериментальных данных в области мышления человека. В 1904 г. он получил
степень доктора философии. Темой его диссертации было детектирование вины
преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.
Последующие несколько лет Вертгеймер занимался различными проблемами психологии,
продолжал разработку контроля свидетельских показаний, а также изучал пациентов,
страдающих афазией (нарушением речи).
В результате этих исследований им были определены несколько методов определения
подлинности свидетельских показаний
1. Метод ассоциаций. Его суть заключается в том, что испытуемый должен на
каждое предъявляемое ему слово реагировать любым другим, приходящим ему в
голову. Таким образом, используя слова, несущие определенную смысловую нагрузку,
можно определять качество показаний.
2. Метод репродукции. При использовании этого метода испытуемому предлагается
текст для запоминания, который содержит некоторые элементы, сходные сКЛЯЙН МЕЛАНИ
КЛЯИН МЕЛАНИ
Мелани Кляйн родилась 30 марта в 1882 г. Детство Мелани было чрезвычайно
тяжелым: в 44 года ее ртец, врач по профессии, женился на 25-летней девушке. Изза
того что отец Мелани не мог содержать семью, его молодой жене пришлось
открыть небольшую лавку. Когда Мелани было пять лет, у нее умерла сестра, а в
20-летнем возрасте умер брат, страдавший болезнью сердца.
Еще в 15 лет Мелани твердо решила посвятить свою жизнь медицине. В 17 лет она
встретила химика Артура Кляйна, а когда ей исполнился 21 год, вышла за него
замуж и отказалась от изучения медицины, начав заниматься в Венском университете
историей и историей искусств, правда, это обучение она так и не закончила. Перед
началом Первой мировой войны семья Кляйн поселилась в Будапеште, где Мелани
впервые узнала о психоанализе. В это время она познакомилась со знаменитым
венгерским психоаналитиком Шандором Ференци и прошла у него курс обучающего
психоанализа, во время прохождения которого она заинтересовалась ребенком
родственников, у которого выявились эмоциональные расстройства. 19 июля 1919 г.
Мелани Кляйн прочитала свой первый доклад на Международном психоаналитическом
конгрессе, состоявшемся в
Будапеште. Осенью же 1919 г. она стала полноправным членом Международного
психоаналитического общества.
Знакомство с Фрейдом произошло на Международном психоаналитическом конгрессе в
Гааге в 1920 г. Огромное впечатление Кляйн произвела на Карла Абрахама, который
пригласил ее переехать в Берлин и начать там психоаналитическую практику.
После развода с первым мужем в 1923 г. Мелани вместе с детьми переселилась в
Берлин, где стала
первым детским психоаналитиком в только что открывшемся Берлинском
психоаналитическом институте.
Одной из заслуг Мелани Кляйн стало создание ею психоаналитической игровой
техники, смысл которой заключался в следующем: свои игрушки ребенок использует
прежде всего для того, чтобы символически, в игре, проявить свои переживания,
фантазии и страхи. Первоначально Мелани Кляйн в целях истолкования игры ребенка
использовала фрейдовский метод толкования сновидений. Однако впоследствии она,
наблюдая за игрой детей, небезуспешно перешла к использованию метода свободных
ассоциаций.
Мелани Кляйн при лечении с самого начала старалась строить с детьми отношения,
основанные на абсолютном доверии, свободные от всяких воспитательных
воздействий. Именно в такой атмосфере и должен проводиться сеанс психоанализа,
неважно, кто является пациентом - ребенок или взрослый.
На основании постепенно накапливаемого опыта Мелани стала в своей теоретической
работе придавать огромное значение орально-садистским стремлениям и их роли в
формировании деструктивных фантазий.
После смерти Абрахама в 1924 г. М. Кляйн была приглашена в Лондон для прочтения
серии докладов по приглашению известного психоаналитика Эрнеста Джонса. В это
время в Берлине обострились антисемитские настроения и участились критические
выпады в адрес М. Кляйн и ее научной деятельности со стороны членов Берлинской
группы. Впоследствии Кляйн переехала в Лондон и вступила в Британское
психоаналитическое общество.
В 1930 г. М. Кляйн приступила к работе со взрослыми невротиками. При этом она
неоднократно отмечала, насколько сильно помогает ей имеющийся опыт лечения
детей, страдающих эмоциональными расстройствами.
С самого начала работы с детьми была замечена огромная противоречивость метода
психоанализа, которого придерживалась Анна Фрейд. Кляйн полагала, что детский
психоанализ по своему стилю не должен отличаться от стиля работы со взрослыми.
Одним из достижений Мелани Кляйн является открытие очень ранних форм
функционирования сферы "Я", проективных и инт-роективных механизмов и их роли в
развитии психического мира ребенка, а также открытие очень ранней
предварительной фазы Эдипова комплекса.
Создание концепции депрессивной позиции является еще одним большим вкладом в
науку, сделанным Мелани Кляйн. По ее
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
мнению, эта депрессивная позиция появляется после принятия ребенком в свой
психический мир матери как целостного объекта.
Кляйн также открыла и определила страхи и механизмы особой фазы, которая была ею
определена как параноидально-шизоидная позиция; именно в рамках данной фазы, по
убеждению Кляйн, и находится тот пункт фиксации, который порождает психоз.
К концу жизни Кляйн особенно выделяла значение оральной зависти и ее влияние на
фазы раннего развития ребенка.
Обобщение наблюдений, создание произвольных концепций о раннем психическом
развитии - все это очень скоро привело ее к конфликтам с психоаналитикамиортодоксами.
Склонность Кляйн к интерпретациям, которые использовались ею для
регулирования уровня тревоги пациентов, привела к вынужденному отказу от
некоторых догматов, выдвигаемых аналитиками классического направления. Некоторые
психоаналитики, принадлежащие к ветви классического психоанализа, даже стали
считать Кляйн и ее взгляды опасными для психоаналитического учения.
В это время эмиграция в Лондон немецких и австрийских психоаналитиков, бежавших
от фашистского режима, достигла своего пика. Работа Британского
психоаналитического общества сконцентрировалась на эго-психологии и вытекающей
из нее техники. Именно в это время многие британские психоаналитики под влиянием
своих более консервативных немецких и австрийских коллег отвернулись от идей
Кляйн. Даже Эдвард Гловер, вначале полностью разделявший идеи Кляйн и
пригласивший ее в Лондон, стал строгим критиком.
Несмотря на расхождение во взглядах, вызванное ее работами, сама Кляйн считала
себя последовательной продолжательницей дела Фрейда. Она была глубоко уверена,
что все написанные ею работы, теоретические и технические инновации представляют
собой лишь дальнейшее развитие и расширение идей основателя психоанализа.
В своих работах Мелани Кляйн особенно подчеркивала важность переноса.
Формирование переноса на психоаналитических сеансах, по ее мнению, было
технически намного более значимым, чем реконструкция прошлого. При изучении
возникновения переноса Мелани Кляйн особенно выделяла процессы проекции и
интроекции.
Классическому подходу к проведению психоанализа свойственно идти от поверхности
в глубину, от генитальной сферы к доге-нитальной. М. Кляйн же изначально
концентрируется на уровне, на котором особенно сильно проявляется страх пациента
и на котоКЛЯИН
МЕЛАНИ
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
ром, собственно, и строится система взаимодействия врач - пациент. В процессе
пер
...Закладка в соц.сетях