Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих городов мира

страница №39

королеве Виктории: в них
выставлено много ее личных вещей - туалеты, стол и кресло, седло, сбруя ее
лошади и т.д. В отдельном зале представлена портретная галерея, где из тяжелых
золоченых рам смотрят на посетителей британские правители. Здесь же
демонстрируется полотно русского художника В. Верещагина "Въезд принца
Уэлльского в Джайпур в 1876 году": все путеводители с гордостью сообщают, что
это самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.
Знаменитый на всю Индию Калькуттский ботанический сад тоже остался от
колониальных времен. Он был заложен в 1786 году на средства Ост-Индской компании
полковником Р. Кидом, который был его первым директором и хранителем. Сад
создавался для изучения индийской флоры, поэтому в нем представлено около 40 000
видов растений, но главное его чудо и главная гордость - Великий Баньян, предмет
зависти многих ботанических садов. Великий Баньян - это целая роща, площадь
которой равняется примерно 2 гектарам, и она продолжает расширяться. Гуляя в
ней, совершенно забываешь о том, что это - всего одно дерево.
Начало Великого Баньяна традиция относит к 1769 году. Когда его впервые увидели
англичане, это был маленький росток, возле которого в состоянии медитации сидел
отшельник. Через 150 лет его ствол-родоначальник, уже изъеденный грибком, упал
во время циклона, но осталось 600 его "детей". Сейчас это поистине великое чудо
природы: огромные ветки Баньяна растут параллельно земле, а на высоте нескольких
метров тянутся серые веревки воздушных корней, на которых можно даже покачаться.
Врастая в землю, эти воздушные корни образуют чтоКАЛЬКУТТА
- САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД

425


57 В Дели, например, их не осталось совсем короли и губернаторы громоздятся
где-то на окраине индийской столицы - на заброшенном пустыре.
то вроде эстакад, которые разбегаются в разные стороны: на сегодняшний день их
более 1100.
Главная улица исторической части Калькутты - нескончаемая Чау-ринги, которая
сейчас носит имя Джавахарлала Неру. Когда-то здесь были густые джунгли, в
которых водились тигры и леопарды, медведи и дикие кабаны, буйволы и олени. В
болотах кишели крокодилы, а окрестности оглашались воем волков и воплями
обезьян. Пешеходная дорожка неприметно вилась по краю зарослей, по ней и шли
многочисленные паломники, направляясь в знаменитый на всю страну храм богини
Кали.
Когда здесь высадились англичане, им долгое время было не до благоустройства
города. Только с возведением военного форта Уильям джунгли потеснились:
территория перед фортом была расчищена на расстояние пушечного выстрела, чтобы
никто не мог внезапно атаковать его. На месте тропы паломников проложили улицу,
которая вполне могла бы соперничать с улицами многих европейских столиц того
времени, так как специально приглашенные из Италии архитекторы застроили ее
великолепными дворцами. В 1859 году это была единственная в Калькутте широкая
улица - просторная, тщательно подметенная, освещаемая газовыми фонарями.
Второй стороны у улицы Чауринги вовсе нет. Прямо за трамвайной линией
раскинулось поросшее травой поле площадью 2x3 километра - очень неровное и все в
ухабах. В центре его разрослась дубовая роща. Рассказывают, что рано утром,
когда окрестности еще окутаны туманом, здесь собираются местные "йоги" - но не
святые отшельники, а просто богатые люди. Для дыхательных упражнений нужен
чистый воздух, а здесь он самый чистый в городе.
Калькутта считается самым противоречивым городом Индии. Это целый мир, который
включает в себя все: небоскребы и лачуги, дорогие рестораны и людей, готовящих
себе еду на костре, роскошные отели и спящих на асфальте бездомных, японские и
американские автомобили и рикш... Говоря о Калькутте, сами бенгальцы утверждают,
что все здесь - "самое-самое" и здесь всего - больше всего: больше, чем в других
индийских городах, поэтов и нищих, дервишей и музыкантов, торговцев и
художников...
В Калькутте огромные силуэты современных зданий соседствуют с викторианскими
постройками англичан. Когда-то это был просто западный город с чисто европейской
архитектурой - даже без всякой примеси внешних традиций. Англичане пытались
воспроизвести на земле древней Индии города доброй старой Англии, и Калькутта
стала тем местом, где Запад встретился с Востоком, причем не в переносном
смысле.
На месте старинной деревушки вырос гордый английский город - символ западной
цивилизации, технического прогресса и эстетики. Но Индия поглотила этот город:
особняки английского стиля до неузнаваемости обжиты временем и людьми, некогда
роскошные здания превратились во что-то невообразимое - в каких-то облупившихся
монстров, истлевших и полуразрушенных не только от неумолимого бега времени,

426


100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
и при этом наскоро заштопанных современными подручными строительными материалами
индийского производства. В Калькутте, например, нередко можно увидеть
великолепный портал с колоннами, которые снизу доверху обклеены пестрыми
плакатами и афишами.
И многотысячная людская толпа кругом: торгующая, едущая на велосипедах, несущая
на своих головах самые разнообразные грузы... Турист может ходить по улицам
Калькутты, лишь глядя себе под ноги, как в горах: стоит отвлечься лишь на
секунду, как тут же угодишь в лужу или наступишь на лежащего человека,
столкнешься с бегущим рикшей или попадешь под машину. Но сами индийцы,
обладающие удивительной пластикой, не только не сталкиваются в этой
многотысячной толпе, но даже не касаются друг друга.

Калькутта - город не для тех, кто ищет обычного туристского отдыха и
развлечений. Здесь надо прожить не один месяц, съесть не один пуд едкого
здешнего перца, чтобы сквозь контрасты богатства и нищеты разглядеть другие
стороны величественного города - многоликого и многорукого, как его древние
боги.
Калькутта - город, посвященный богине Кали, и название его переводится как
"место Кали", "обитель Кали". Изображения Богини смотрят на вас из каждого
магазина и дома, из каждой лавки и мастерской. Самый большой храм города -
Калигхат - это массивный, двухступенчатый столп серовато-белого цвета (высота
его около 10 метров). Сооружен он сравнительно недавно, в 1809 году, а
предыдущий храм находился в полутора километрах отсюда.
В глубине храма находится алтарь, на котором стоит голова богини Кали: три
кроваво-красных глаза на черном лице, белые зубы и свисающий красный язык. На
шее богини - гирлянды цветов и ожерелье из человеческих голов, и хотя они,
конечно же, не настоящие, все равно • становится как-то не по себе.
"Великая мать Кали" - так называют свою богиню индуисты. Кали (Черная) - одно из
бесчисленных воплощений Парвати - супруги бога , Шивы. Прекрасная,
добродетельная, дарительница благ, покровительница семейной жизни, богиня может
принимать множество различных обликов. Когда на земле умножается зло, она
приходит в облике грозной, но прекрасной богини Дурги. Но если богиня
разгневается сильно, появляется самая страшная ее ипостась - Кали. Тогда голова
ее упирается в небеса, три глаза наливаются кровью и горят гневом, на шее
развевается страшная гирлянда из черепов или отрезанных мужских голов. И пока
Кали не упьется кровью своих жертв, никто во всей Вселен- ' ной, даже боги, не
могут ее укротить, а люди трепещут от ужаса. Темными ночами ни один индиец не
отважится пойти на гхат, где вершат свои оргии пожирательницы трупов - спутницы
богини Кали.
Здесь следует немного сказать и о "душителях Кали" - тхагах. Эта секта
проповедовала учение, главное правило которого - убивать как можно больше людей
для усмирения гнева богини Кали. Для достижения своей цели они используют все
средства: обман, ложные клятвы,
КАЛЬКУТТА- САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД

427


самые ужасные коварства.. Тхаги вкрадываются в доверие, вызывают на дружеские
откровения, а потом приводят в исполнение задуманное. Секта тхагов в течение
многих столетий оставалась неизвестной, и считается, что английская
администрация покончила с ней только в конце 1860-х годов.
Приближение к храму Калигхат чувствуется за несколько кварталов. По мнению
местных жителей, главная достопримечательность Калькутты именно здесь, в Кумар
Тули - самом "индийском" квартале, о котором большинство туристов и не
подозревает. Это, впрочем, и неудивительно, ведь Кумар Тули - всего лишь
крохотный пятачок в городе-гиганте. Застроен этот квартал в основном 2--3этажными
домами, первые этажи которых со стороны улицы занимают маленькие
магазинчики. За ними прячется целый лабиринт комнат, коридоров и каморок, где
работают и живут со своими семьями несколько тысяч скульпторов, изготавливающих
богов.
Вот уже более 200 лет в мастерских Кумар Тули ежегодно появляется на свет
бесчисленное количество статуй Шивы, богини Кали, шестиго-лового бога войны
Сканды и слоноголового бога мудрости Ганеши, а также других богов индуистского
пантеона Из рук искусных ваятелей, чье мастерство отточено веками, выходят не
поделки, а настоящие произведения искусства - маленькие и большие. Некоторые из
них такие крупные, что из-за тесноты магазинчиков их выставляют прямо на улице,
причем за сохранность можно не беспокоиться Каждый индиец, проходящий по Кумар
Тули, почитает статуи, как если бы это были настоящие боги.
Кроме храма Калигхат, в Калькутте мало других больших храмов, которые бы
считались памятниками архитектуры. И это довольно странно для 12-миллионного
города и для почти поголовно верующего населения. Однако по всей Калькутте
разбросано великое множество небольших храмиков, рассчитанных будто бы на одного
человека. И это вполне устраивает жителей бенгальской столицы, ведь в каждом
доме и в каждой лавке есть свой "иконостас". В Индии особенно заметно, что
религия - дело глубоко личное, поэтому сидящий перед маленьким храмом человек
среди потока несущихся машин - явление вполне обычное для индийца. Это европейцу
трудно понять, как можно сосредоточиться на возвышенном среди мирской суеты.
Росту и процветанию Калькутты во все времена способствовало ее выгодное
географическое местоположение на реке Хугли, одном из рукавов дельты Ганга, -
главной транспортной артерии на севере Индии. Но Ганг еще и священная река для
каждого индийца, и на санскрите название ее женского рода - Ганга. Древняя
легенда гласит, что
небесная река Ганга с благоволения бога Шивы сошла на землю, чтобы подвергнуть
очищению прах 60 000 сыновей царя Сагары, которые были наказаны за непомерную
гордыню и прегрешения. Покинув горные лабиринты Гималаев, Ганга спустилась к
подножию их и через северные равнины от428

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
правилась на юго-восток. В древнем литературно-эпическом памятнике "Пуранах"
говорится, что Ганга вытекает из пальца на ноге бога Вишну, поэтому ее часто
называют "Дочерью повелителя Гималаев", "Рожденной из ступни Вишну" и другими
именами.

Ганг называют колыбелью индийской цивилизации, с незапамятных времен он
почитался как священная река. Миллионы индийцев ежегодно совершают паломничество
к этому природному святилищу, каждый стремится совершить здесь ритуальное
омовение, которое очистит его от всех грехов. А если жизнь индийца прервется на
берегах Ганга и его здесь кремируют, то это будет самым великим даром небес. "О,
божественный Ганг, дарующий счастье, восхваляем тебя вновь и вновь!" - так
поется в священных индуистских гимнах.
САЙГОН НА РЕКЕ САЙГОН
Вьетнамцы, впервые появившиеся на территории будущего Сайгона в XVI веке, быстро
оценили преимущества этого района. Здесь можно было выращивать в год три урожая
риса и других сельскохозяйственных культур, даже тех, о которых на их
исторической родине (в дельте Красной реки) и не знали.
Городу Сайгону суждено было занять особое место в жизни Вьетнама - связать его с
Европой, Америкой и вообще со всей мировой цивилизацией. Природа была милостива
к Сайгону: ему не угрожают тайфуны и ураганы, которые часто проносятся над
северной и центральной частью Вьетнама, принося смерть и увечья людям, разрушая
строения и уничтожая посевы.

430


100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
САЙГОН НА РЕКЕ САЙГОН
Когда в XIX веке в Сайгоне начали возводить кафедральный собор, во время
строительства были обнаружены орудия труда, обработанные человеком еще во
времена неолита. Сейчас ученым доподлинно известно, что до нашей эры эту область
населяли кхмеры - жители современной Камбоджи. Жили здесь и народы индонезийской
группы, в средние века сюда пришли китайцы, спасавшиеся от кровопролитных войн
на своей земле... Из-за сложного этнического состава населения Сайгона ученым до
сих пор не удается установить происхождение названия города, так как никто не
берется с полной уверенностью сказать, в каком языке таятся его корни -
вьетнамском, кхмерском или китайском.
В 1998 году Сайгон отметил свой 300-летний юбилей, но отсчитывали его не от даты
основания первого на этом месте поселения (она неизвестна) и не от времени
первого письменного упоминания о городе (в анналах истории он упоминается уже с
1674 г.), а от 1698 года. В этом году генерал Нгуен Хыу Кань, назначенный
правителем земель, которые вьетнамцы занимали в дельте реки Меконг, создал здесь
префектуру Зядинь, где и расположились все управленческие учреждения.
Почти целое столетие после этого город ничем особенным во вьетнамском
государстве не выделялся, так как столицей съраны оставался Ханой. Свой след в
истории Сайгон оставил в годы крестьянского восстания братьев Тэйшонов (17721802),
когда префектура Зядинь в этом конфликте выступила на стороне династии
Нгуенов. Отсюда последний ее представитель, собрав помещичьи дружины, пошел
подавлять восстание своих подданных и победил их, а потом стал правителем всего
Вьетнама и основал последний императорский дом в стране.
В годы этой войны Сайгон несколько раз переходил из рук в руки, разрушался и
вновь восстанавливался. Вьетнамские историки отдают должное и братьям Тэйшонам,
которые расширили сайгонский порт, и Нгуенам, построившим по французским
чертежам городскую цитадель.
Французы захватили Сайгон в 1859 году, а через три года был подписан вьегнамофранцузский
договор, по которому префектура Зядинь и еще две провинции
становились собственностью Франции. Французам Сайгон очень понравился природными
богатствами, обилием фруктов, мастерством его искусных ремесленников (в
частности, резчиков по дереву), а также красотой и веселостью нрава местных
жителей. Однако сами сайгонцы с первого дня колониальной экспансии не прекращали
против захватчиков борьбы, которая приобретала различные формы. Когда французы
захватили Сайгон, большинство жителей бежали из города и вступили в отряды
сопротивления.
Французы многое изменили в облике Сайгона. Для них это был не только главный
центр их владений в Индокитае, они хотели сделать его "маленьким Парижем",
"жемчужиной Востока". Уже адмирал Бонар, первый губернатор Сайгона, начал
застраивать город в стиле так называемой "европейско-колониальной архитектуры".
В городе стали прокладываться новые прямые бульвары с ровными рядами деревьев,
для чего даже были засыпаны некоторые каналы. В 1866 году в Сайгоне по431

явилось 50 фонарных столбов, и главные улицы города (а их было тогда около 20)
осветились огнями.
Первые французские постройки появились сначала недалеко от набережной и порта.
Из них до наших дней сохранились здание почты, собор Богоматери, Исторический
музей и Ботанический сад с зоопарком. В последний год XIX века в Сайгоне
появился европейский театр, который и сегодня называется, как и тогда, - просто
"Городской театр". Он был задуман согласно плану французского архитектора Ферра,
победившего на объявленном конкурсе, однако в процессе строительства,
осуществлявшегося под руководством другого французского архитектора, Гишара, в
первоначальный проект было внесено много изменений.
С появлением "Городского театра" произошли изменения и в центральной части
бульвара Бонара. Посаженные ранее деревья убрали, а на их месте раскинулась
лужайка, пересекаемая дорожками. В 1910 году там установили статую Фрэнсиса
Гарнье - французского командира, руководившего захватом вьетнамских земель.

Адмирал Бонар мечтал превратить Сайгон в полумиллионный город, но, хотя
мегаполис рос очень быстро, при жизни адмирала этого достичь не удалось. Однако
город становился одним из важнейших центров Вьетнама, куда наведывались многие
представители французской интеллигенции: историки, ботаники, врачи... В
результате Сайгон если и не приобрел парижский шик, то некоторый французский дух
ощущался в нем весьма заметно.
Внешне "идиллическую" жизнь города нарушила Вторая мировая война, и с 1946 года
Сайгон становится резиденцией часто меняющихся правительств, которые в основном
становились послушными проводниками интересов Франции. В 1953 году, когда
французская экспедиционная армия уже истекала кровью в боях с вьетнамскими
патриотами, американцы после проверки нескольких кандидатур выбрали
"президентом" Нго Динь Дьема. Потом устами этого "президента" США провозгласили
отказ от общевьетнамских выборов, предусмотренных Женевским соглашением.
Однако Нго Динь Дьем сразу же заменил в городе все французские названия на
вьетнамские, например, бульвар Бонара переименовали в проспект Ле Лоя и т.д.
Новый "правитель" разрешил оставить в памяти города имена только четырех
французов - Луи Пастера, его учеников Иерсена и Кальмета, а также имя Александра
де Рода - изобретателя вьетнамской азбуки на основе латиницы.
При Нго Динь Дьеме в городе появились здания министерств, посольств и штабов,
под которые сначала занимали старинные постройки, например, парламент
первоначально проводил свои заседания в "Городском театре". Потом стали
возводить специальные особняки, в частности, президентский дворец (ныне Дворец
Единства) возвели на месте здания, которое в прежние времена занимал французский
губернатор. Тогда оно называлось "дворцом Народома" - в честь камбоджийского
монарха, который одним из первых посетил его. В 1962 году это здание

432


100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
САЙГОН НА РЕКЕ САЙГОН

433


разгромил французский летчик, недовольный проводимой Нго Динь Дьемом политикой.
Новое здание возвели довольно быстро, и уже в 1966 году состоялось его
торжественное открытие. Автором проекта был вьетнамский архитектор Нго Вьет Тху,
который прославился на весь мир, когда в Риме ему одному из всех азиатских
представителей итальянское правительство присудило премию. Возглавляемый Нго
Вьет Тху творческий коллектив зодчих при возведении здания стремился соединить
строительные технологии XX века с национальными архитектурными традициями,
учитывающими местоположение здания, местный климат, розу ветров и т.д.
Сайгон не только рос, не отставая от времени, но даже обгонял в своем развитии
Бангкок, Куала-Лумпур и многие другие столицы стран Юго-Восточной Азии. Однако
американская война драматическим образом изменила характер города. Для упрочения
своего господства американцам требовались штыки, и численность незваных гостей
увеличивалась в Южном Вьетнаме год от года в геометрической прогрессии.
Сайгонская улица Катина при американцах называлась Тызо, что по-вьетнамски
означает "свобода", но тогда это слово звучало горькой насмешкой. Здесь
вольготно чувствовали себя только американцы и сановники сайгонского режима, это
они были самыми желанными покупателями в многочисленных магазинах и лавочках,
где могли приобрести все: подлинные произведения искусства и поделки мастеровремесленников,
антикварные вещи, черепаховые броши, гребни, веера и многое
другое.
Во времена американской оккупации Сайгон был городом с наибольшей в мире
концентрацией полиции. Нигде так не заботились о "безопасности", как в этом
городе, где были сосредоточены четыре отборных парашютных батальона; в
постоянной боевой готовности находились морская пехота и отряды "коммандос".
Тысячи полицейских из специальных "отрядов борьбы с мятежниками" и тысячи
обычных полицейских готовы были подавить любую попытку к мятежу.
Но у жителей Сайгона были давние боевые традиции, проверенные еще во времена
борьбы с французскими колонизаторами. Чтобы сломить революционный дух населения
столицы, американское командование разбило город на 400 "стратегических
районов". Эти районы невозможно было окружить колючей проволокой, как это
делалось в отношении "стратегических деревень", и поэтому в Сайгоне американцы
установили строгую систему контроля. Власти требовали, чтобы на дверях всех
домов и квартир вывешивались списки проживающих там семей с указанием
местонахождения каждого члена семьи. Если в доме обнаруживался "лишний" человек,
его немедленно арестовывали. Все семьи объединялись в "пятерки", причем каждая
из семей несла ответственность за хорошее поведение членов всех "пятерок".
Два берега реки Сайгон были совсем не похожи друг на друга. На набережной и
примыкавших к ней улицах строились многоэтажные отели,
офисы, банки и роскошные дома с лоджиями и кондиционерами. Эту часть
южновьетнамской столицы с ее многочисленными увеселительными заведениями
называли "азиатским Монте-Карло". А на другой стороне реки, вдоль ее рукавов,
люди строили себе жилища из фанеры, жести, картона, из самых невероятных
материалов - порой из автопокрышек и причудливо изогнутых корней деревьев. Одна
хибара тесно прижималась к другой, а если не хватало места на берегу - вьетнамцы
сбивали лачугу на сваях возле реки. А то и просто селились в лодке, прикрыв ее
крышей из ржавых кусков железа.

Марионеточная армия капитулировала в последний день апреля 1975 года, побросав
на улицах Сайгона американские автоматы, танки и броневики. Никакого
сопротивления восставшему народу она уже оказать не могла, поэтому больших
разрушений в городе не было.
В настоящее время Сайгон называется Хошимином, так как в 1975 году городу было
присвоено имя первого вьетнамского президента. Но слово "Сайгон" не исчезло
совсем: оно осталось жить в названии реки и порта. Сейчас Хошимин - это городтруженик.
В нем стало чище и наряднее, по городским улицам можно спокойно
пройтись, не опасаясь быть ограбленным. В Хошимине нет показного блеска, зато
есть порядок и чувствуется четкий ритм новой жизни.
РОЖДЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

435


РОЖДЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Центральная башня Адмиралтейства
Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года - даты, хорошо
известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего СанктПетербурга
была просто усыпана русскими деревнями и селами.
По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там
Там, где сейчас начинается Литейный проспект, находилась деревня Фроловщина; а у
истоков Фонтанки, возле Летнего сада, - деревня Кан-дуя. На месте Смольного
располагалось село Спасское, на берегу Охты -
двенадцать деревень Села и деревни, деревни и села - Чучелово, Мини-но,
Дорогуша, Бродкино, всех и не перечислишь... Были, конечно, в этих районах и
финские поселения, но по составу населения в основном это был русский край
Издавна эти земли населяли племена ижора, водь и корелы, по имени этих народов и
занимаемые ими местности называли Ижорской, Водской и Корельской землями Все
вместе они составляли так называемую "Водскую Пятину", которая входила в
Новгородскую губернию.
Начиная войну со Швецией Петр I прежде всего хотел возвратить России земли
"отцов и дедов", отторгнутые во время смут в Московском государстве и
уступленные шведам по Столбовскому миру в 1617 году. Поэтому, когда действия
отряда Ф М. Апраксина, посланного в 1702 году против шведов, сопровождались
страшными опустошениями деревень на берегах Невы, царю Петру было это "не зело
приятно". Более всего царь был недоволен еще и потому, что в инструкции
воспрещалось опустошать Ижорские земли. Ф.М. Апраксин, ожидавший высочайшей
похвалы, вынужден был оправдываться: на разорение деревень пришлось, мол, пойти,
чтобы утеснить неприятеля в подвозе съестных припасов. Но царь все равно остался
недоволен, ибо была "развоевана страна", которую Петр I считал русскою.
Когда осенью 1702 года русские взяли штурмом шведскую крепость Нотебург -
древний новгородский город Орешек, Петр I был в восторге, что добыли "ключ к
морю", и писал по поводу этой победы: "Правда, что зело жесток был сей орех,
однакож, слава Богу, счастливо разгрызен". Царь собственноручно прибил
крепостной ключ над воротами и объявил, что отныне город будет называться
"Шлиссельбург" ("Ключ-город) - ключ к Неве. Государь пожаловал А.Д. Меншикова
шлиссель-бургским, корельским и ингермаландским губернатором, однако эти земли
надо было еще завоевать, чтобы титул не был пустым звуком. Нева находилась тогда
в руках шведов, но название оказалось пророческим: постепенно путь к морю был
добыт, и река на всем протяжении стала принадлежать России.
Правда, природа в этих местах была скудна и негостеприимна: почва бесплодная,
повсюду топи да болота, кругом дремучий лес, поселения встречались редко. Но в
сопровождении приближенных Петр I отправился осматривать невские берега, чтобы
выбрать место для будущей столицы. Он остановил свой выбор на острове Иени-Саари
(Заячьем), который располагался в том месте Большой Невы, где она разделяется на
Неву и Невку. Весной, когда расцветает и скудная природа севера, березовые рощи
Заячьего острова тоже оделись в ярко-зеленый наряд и огласились ликующим пением
птиц, а среди молодой травы запестрели первые цветы. Петр I назвал этот остров
Люст-Эйланд (Веселый), и на нем заложили Петропавловскую крепость, с которой
утвердился Санкт-Петербург.
Хотя считается, что русский царь назвал возводимый город "в свою честь", однако
на самом деле все было не совсем так. Город был назван

436


100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
РОЖДЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

437


не в честь царя Петра, а в честь Святого Петра - "ангела Петрова". СП.
Заварихин, автор книги о городе времен Петра I, вообще считает, что 16 мая -
день основания крепости - еще не день основания города, так как крепость и город
- это не одно и то же. До сих пор нет никаких д

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.