Жанр: Женский журнал
2 января. Человек дня: Евгения Ханаева

Яркая актриса театра и кино Евгения Ханаева родилась в подмосковном Ногинске 2 января 1921 года в богемной семье выдающегося певца Большого театра Никандра Ханаева и с детства грезила театром. Семья поддерживала ее интерес, но, когда пришло время определяться со стезей, настояла на юридическом факультете МГУ. Но решительная Ханаева, в тайне от родителей, поступила в знаменитое Щепкинское училище при Малом театре. Ее талант немедленно заметили педагоги, но одновременно с этим вынесли вердикт:
О героинях забудь. Слишком непривлекательна!
. Совмещать учебу на двух поприщах было трудно, затем вмешалась война, но Евгения ни на минуту не сдавалась. В 1943 году она поступила в открывшуюся Школу-студию МХАТа, и с этого момента ее судьба была неразрывно связана с этим театром. Несмотря на ее полную самоотдачу и верность МХАТу, великая сцена поначалу не отвечала взаимностью. Лишь однажды на протяжении пяти лет Ханаевой довелось подменить заболевшую коллегу в роли королевы Елизаветы в
Марии Стюарт
Шиллера. Затем снова наступила тишина. Все изменилось, когда бразды правления театра принял Олег Ефремов, который рассмотрел в актрисе огромный разноплановый творческий потенциал. Грани таланта Ханаевой заблистали во всех жанрах: ей были подвластны драма и комедия, современный и классический репертуар. Вскоре актрису открыл для кинематографа режиссер Владимир Меньшов, и в 1970–80-е годы она не сходила с большого экрана.
Активная фаза ее деятельности на театральных подмостках и в советском
кино продлилась всего 15 лет. Но за этот короткий промежуток актриса создала
целую галерею незабываемых образов: волевых и решительных женщин, стойких в
своих убеждениях, временами комичных и гротесковых, но никогда не
побежденных... Для многих она навсегда останется в памяти педагогом Марией
Васильевной Девятовой из
Розыгрыша
,
мамой незадачливого Рудика из
Москва слезам не верит
и Изольдой Тихоновной из фильма
По семейным обстоятельствам
.
В окружении Ханаевой было принято мнение, что сценический образ сильно
отличался от ее истинного
я
, ведь в повседневной жизни актриса была
нежным, душевным, неизменно тактичным человеком. Но некоторые поступки
актрисы в переломные жизненные моменты говорят о недюжинной внутренней силе,
подпитываемой незыблемой верой в идеалы. А трудностей на ее век хватило с
лихвой.

Период творческого расцвета совпал с тяжелыми испытаниями в частной жизни актрисы. Непризнание ее женского начала и приговор
некрасивая
преследовали Евгению Никандровну всю жизнь. Не был счастливым ранний брак с Анатолием Успенским, чей отец был выходцем из дворянского сословия, а в советскую эпоху стал главным бухгалтером МХАТа. В 1953 году у пары родился сын Владимир, но уже в его детские годы Евгения Никандровна была вынуждена покинуть семью. О ее пылком романе на стороне, с коллегой по цеху Львом Ивановым, не преминули сообщить по телефону мужу и ребенку. Предпочитая быть честной до конца, актриса оформила развод, и бывший супруг запретил ей видеть сына. Этой долгой разлуке предстояло продлиться 17 лет! Отношения с актером Ивановым, который не мог оставить больную жену, постепенно угасли, и Ханаева осталась в полном одиночестве.
Были друзья, знакомые, коллеги, но близких, о которых можно было бы
позаботиться, недоставало. Евгения Никандровна направила всю нерастраченную
энергию на поддержание уюта в доме и поездки на дачу на любимом автомобиле.
Но судьба уготовила Ханаевой последнее испытание. В середине 1980-х годов
она попала в аварию и сильно повредила шейный отдел позвоночника. Невидимые
часы начали отбивать последние отпущенные ей на Земле дни. Предчувствуя
кончину, Ханаева возобновила общение с сыном. К счастью, Владимир
откликнулся на призыв матери: приходил на ее спектакли, посетил вместе с ней
могилу деда. В 1987 году Евгения Никандровна согласилась на сложную операцию
с сомнительным исходом. К великому сожалению, талант хирурга Эдуарда Канделя
оказался бессилен, и 8 ноября актриса, не приходя в сознание, скончалась. В
последние дни ей было присуждено звание Народной артистки СССР, но позднее
признание уже не могло облегчить груза испытаний, выпавшего на ее долю.

Яркая актриса театра и кино Евгения Ханаева родилась в подмосковном Ногинске 2 января 1921 года в богемной семье выдающегося певца Большого театра Никандра Ханаева и с детства грезила театром. Семья поддерживала ее интерес, но, когда пришло время определяться со стезей, настояла на юридическом факультете МГУ. Но решительная Ханаева, в тайне от родителей, поступила в знаменитое Щепкинское училище при Малом театре. Ее талант немедленно заметили педагоги, но одновременно с этим вынесли вердикт:
О героинях забудь. Слишком непривлекательна!
. Совмещать учебу на двух поприщах было трудно, затем вмешалась война, но Евгения ни на минуту не сдавалась. В 1943 году она поступила в открывшуюся Школу-студию МХАТа, и с этого момента ее судьба была неразрывно связана с этим театром. Несмотря на ее полную самоотдачу и верность МХАТу, великая сцена поначалу не отвечала взаимностью. Лишь однажды на протяжении пяти лет Ханаевой довелось подменить заболевшую коллегу в роли королевы Елизаветы в
Марии Стюарт
Шиллера. Затем снова наступила тишина. Все изменилось, когда бразды правления театра принял Олег Ефремов, который рассмотрел в актрисе огромный разноплановый творческий потенциал. Грани таланта Ханаевой заблистали во всех жанрах: ей были подвластны драма и комедия, современный и классический репертуар. Вскоре актрису открыл для кинематографа режиссер Владимир Меньшов, и в 1970–80-е годы она не сходила с большого экрана.
Активная фаза ее деятельности на театральных подмостках и в советском
кино продлилась всего 15 лет. Но за этот короткий промежуток актриса создала
целую галерею незабываемых образов: волевых и решительных женщин, стойких в
своих убеждениях, временами комичных и гротесковых, но никогда не
побежденных... Для многих она навсегда останется в памяти педагогом Марией
Васильевной Девятовой из
Розыгрыша
,
мамой незадачливого Рудика из
Москва слезам не верит
и Изольдой Тихоновной из фильма
По семейным обстоятельствам
.
В окружении Ханаевой было принято мнение, что сценический образ сильно
отличался от ее истинного
я
, ведь в повседневной жизни актриса была
нежным, душевным, неизменно тактичным человеком. Но некоторые поступки
актрисы в переломные жизненные моменты говорят о недюжинной внутренней силе,
подпитываемой незыблемой верой в идеалы. А трудностей на ее век хватило с
лихвой.

Период творческого расцвета совпал с тяжелыми испытаниями в частной жизни актрисы. Непризнание ее женского начала и приговор
некрасивая
преследовали Евгению Никандровну всю жизнь. Не был счастливым ранний брак с Анатолием Успенским, чей отец был выходцем из дворянского сословия, а в советскую эпоху стал главным бухгалтером МХАТа. В 1953 году у пары родился сын Владимир, но уже в его детские годы Евгения Никандровна была вынуждена покинуть семью. О ее пылком романе на стороне, с коллегой по цеху Львом Ивановым, не преминули сообщить по телефону мужу и ребенку. Предпочитая быть честной до конца, актриса оформила развод, и бывший супруг запретил ей видеть сына. Этой долгой разлуке предстояло продлиться 17 лет! Отношения с актером Ивановым, который не мог оставить больную жену, постепенно угасли, и Ханаева осталась в полном одиночестве.
Были друзья, знакомые, коллеги, но близких, о которых можно было бы
позаботиться, недоставало. Евгения Никандровна направила всю нерастраченную
энергию на поддержание уюта в доме и поездки на дачу на любимом автомобиле.
Но судьба уготовила Ханаевой последнее испытание. В середине 1980-х годов
она попала в аварию и сильно повредила шейный отдел позвоночника. Невидимые
часы начали отбивать последние отпущенные ей на Земле дни. Предчувствуя
кончину, Ханаева возобновила общение с сыном. К счастью, Владимир
откликнулся на призыв матери: приходил на ее спектакли, посетил вместе с ней
могилу деда. В 1987 году Евгения Никандровна согласилась на сложную операцию
с сомнительным исходом. К великому сожалению, талант хирурга Эдуарда Канделя
оказался бессилен, и 8 ноября актриса, не приходя в сознание, скончалась. В
последние дни ей было присуждено звание Народной артистки СССР, но позднее
признание уже не могло облегчить груза испытаний, выпавшего на ее долю.
Закладка в соц.сетях