Музей мадам Тюссо: как все начиналось
Эта женщина видела Робеспьера и Вольтера, Жозефину и Марию-Антуанетту.Своими воспоминаниями она заполнила самый загадочный в мире музей. Именно
благодаря ей мы можем при желании наблюдать Анджелину Джоли и Бреда
Питта, Джона Леннона, Майкла Джексона и семью Бэкхем.
Мария Гросхольц, которую во всем мире знают как мадам Тюссо, осталась без
отца сразу после рождения – он погиб на войне. Мать Марии, Анна
Гросхольц, горевала достаточно недолго: через полгода после смерти мужа у
нее случился роман с Филиппом Кюртюсом, у которого она служила экономкой.
Филипп был достаточно неординарным человеком. Будучи моложе Марии на 20 лет,
он страстно увлекался анатомией. Не прошло и года, как Анна с маленькой
дочуркой переехала вместе с Филиппом в Париж, куда он направился, чтобы
открыть собственное дело – лавку по изготовлению на заказ небольших
бюстов. Мария очень внимательно наблюдала за деятельностью своего отчима,
который не только смог полноценно заменить ей отца, но и стал ее
наставником, как в жизни, так и в работе.
Марии не получила образования. Музыка и рукоделие никогда не прельщали ее. А
вот наблюдать за деятельностью Филиппа, обучатся его необычному искусству
– стало ее страстью.
Однажды Филиппу удалось уговорить стать
модельюдля своих восковых
фигур самого Вольтера. Это стало первым уроком Марии по моделированию лица.
Через несколько месяцев великий философ скончался, а Филипп выставил его
бюст в витрину своей лавки, чем чрезвычайно заинтересовал проходящих мимо
людей. С этого дня бизнес пошел в гору. Мария вела весьма активную
деятельность в лавке своего отчима: она училась восковому моделированию,
вела бухгалтерию магазина, а также искала выгодных клиентов. Кроме того она
размещала восковые фигуры, занималась освещением их в галерее и
приобретением нужных материалов.
Филипп рассматривал Марию как достойную смену в его нелегком деле, тем
самым, вопрос о наследниках, собственно, и не стоял.
Однажды мадемуазель Гросхольц пригласили в Версаль для того, чтобы она взяла
на себя обязанности художественного образования принцессы Елизаветы. Здесь,
при дворе, жизнь Марии была спокойной и беззаботной. Не нужно было думать о
пропитании, бегать в поисках дешевого воска. Однако идилия была недолгой. С
началом Французской революции Париж превратился в столицу беспорядков.
Революционеры, захватив Версаль, обвинили Марию в роялизме, за что,
безусловно, ей грозила казнь.
Однако судьба сжалилась над юной Марией: ей предложили сделать посмертные
маски с казненных на гильотине короля и королевы Франции. Для того, чтобы
спасти свою жизнь девушка стала сотрудничать с революционерами, результатом
чего, к ее вящему ужасу, стало пополнение восковой коллекции фигур казненных
людей.
Еще один интересный факт из жизни Марии Гросхольц: однажды она оказалась в
одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона, императора
Франции.
Полученные от Филиппа уроки не прошли для Марии даром. Она уговорила
Робеспьера позировать ей, что привлекло к ее деятельности немалое внимание.
Заказы шли один за другим: Дантон, Демулен, Марат. По поводу последнего
история была любопытной: к дом к Марии вошли представители власти, которые
привели девушку к лежащему в окровавленной ванной мертвому Марату. Делая
свое дело, Мария пыталась запомнить лицо Шарлотты Корде, убийцы Марата, для
того, чтобы впоследствии воссоздать ее копию. Именно тогда Мария решила не
выставлять героев поодиночке, а делать сюжетные композиции. Именно это и
дало начало создания музея, принесшего ей поистине мировую славу.
Некоторые экспонаты музея мадам Тюссо:

