Жанр: Психология
Введение в системную психофизиологию // психология xxi века. м.,
...передается ни одним из существующих
терминов" (Гибсон 1988, с.188).
4.5."Дробление" среды индивидом как отражение истории их соотношения
Как мы уже знаем, основным понятием в ТФС является результат, под которым
понимается соотношение организма и среды и который, следовательно, также как
эффорданс относится одновременно к окружающему миру и к индивиду. Однако, в
отличие от эффорданса, результат, как и валентность у К.Левина, включает
субъективный компонент, от которого отказывается Дж.Гибсон, постулируя
независимость эффордансов от потребностей и опыта наблюдателя. Поэтому для
ответа на вопрос о том, как дробит среду индивид, как она представлена в его
субъективном мире мы должны дополнить экологический мир субъективным
компонентом, т.е. подчеркнуть аспект использования эффордансов индивидом.
При этом оказывается, что среда дробится тем или иным образом в
соответствии с опытом совершения индивидом тех или иных поведенческих актов на
протяжении его индивидуального развития. Индивид отражает не внешний мир как
таковой, а историю своих соотношений с миром. Описание среды индивидом основано
на оценках его соотношения с объектами-целями поведенческих актов, т.е. на
оценках результатов. Образно говоря, можно рассматривать жизнь индивида как
"ассимиляцию" экологического мира, превращающую для индивида экологический мир в
мир результатов. Продолжая данную логику, можно заключить, что среда
представлена для индивида результатами реализованных актов.
В этой части излагаемая здесь система представлений довольно близко
примыкает к концепции У.Матурана (1996). Он считает, что мнение об организме,
имеющем воды и выходы, и о нервной системе, кодирующей информацию об окружающей
среде, заслуживает критики. Понятие информации У.Матурана относит к "степени
неуверенности наблюдателя в своем поведении в области определенных им самим
альтернатив" (с.137). Автор справедливо утверждает, что состояния активности
репрезентируют отношения (между организмом и средой), а не является описанием
окружающей среды. Это описание может быть дано исключительно в терминах,
содержащихся в "когнитивной области наблюдателя", в терминах поведения
организма. Тогда "знать - значит уметь вести себя адекватно в ситуациях,
связанных с индивидуальными актами" (с.135).
4.6.Субъективность отражения и зависимость системной организации активности
центральных и периферических нейронов от цели поведения
Убедительные примеры, демонстрирующие проявление субъективности отражения
в организации активности мозга, можно получить при анализе зависимости от цели
поведения активности нейронов "сенсорных" структур, которую принято считать
детерминированной модально-специфической стимуляцией.
4.6.1.Зависимость свойств рецептивных полей центральных нейронов от цели
поведения
Одним из способов изучения процессов обработки сенсорной информации
является тестирование рецептивного поля нейрона, под которыми понимается участок
рецептивной поверхности, при стимуляции которого изменяется активность
определенного нервного элемента. С точки зрения ТФС связь активности нейрона со
стимуляцией данной рецептивной поверхности показывает, что одним из условий, при
котором данный нейрон вовлекается в достижение результата поведения, является
контакт объектов среды с этой поверхностью.
В экспериментах многих авторов показано, что при изменении цели поведения,
реализуемого животным, рецептивное поле нейрона может изменяться по свойствам
или даже "исчезать". Так, при сравнении активности одного и того же нейрона
"сенсорных" областей коры мозга в разных поведенческих актах обнаруживается, что
активация данного нейрона (повышение частоты его импульсной активности) может
возникать при контакте объектов среды с соответствующей рецептивной поверхностью
в одном поведении, но не в другом - "исчезновение" рецептивного поля.
Следовательно, характеристики активности и набор вовлеченных нейронов
"сенсорных" структур зависят от цели поведения, изменяясь при изменении цели
даже в условиях постоянства "специфической стимуляции".
4.6.2.Зависимость свойств рецептивных полей периферических нейронов от цели
поведения
Зависит ли от цели поведения активность периферических сенсорных элементов
- рецепторов? Традиционная точка зрения о ригидной периферии и пластичном центре
(см. выше о "центрально-периферической" эклектике) предполагает отрицательный
ответ на этот вопрос. В то же время понимание того, что организация процессов в
функциональной системе детерминирована результатом и что система является не
центральным, а общеорганизменным образованием, предполагает наличие такой
зависимости.
Эксперименты показывают, что активность механорецепторов человека при
одинаковых параметрах воздействия на их рецептивные поля в разных поведениях
различается. Зависящие от цели изменения характеристик активности рецепторов при
постоянстве физических свойств среды определяются эфферентными влияниями. Эти
влияния оказываются через эфферентные волокна - аксоны нейронов центральной
нервной системы, направляющиеся к исполнительным органам и периферическим
чувствительным элементам.
4.6.3.Необходим ли специфический "сенсорный вход" для появления активаций
нейронов сенсорных структур в поведении?
Если мы утверждаем, что активность любой клетки, в том числе и нейрона
"сенсорной" структуры, "целенаправленна" и не детерминирована специфическим
"сенсорным входом", следует ожидать, что она будет возникать при достижении
соответствующего результата и в условиях искусственной блокады данного входа.
Действительно, обнаружено, что для возникновения у нейронов зрительной коры и
ганглиозных клеток сетчатки активаций, приуроченных ко всем этапам реализуемого,
поведения не необходим контакт со "зрительной средой". Это можно рассматривать,
как аргумент в пользу представления о "целенаправленности" активности нейронов.
4.6.4.Системное понимание значения эфферентных влияний
Связь активности ганглиозных клеток сетчатки с поведением при закрытых
глазах обусловлена уже упоминавшимися эфферентными влияниями. Еще в начале века
Р. Кахаль высказал предположение о том, что эфферентные влияния регулируют
возбудимость рецепторов, и связал их функцию с механизмами внимания. В 40-е годы
в нашей стране П.Г.Снякиным была разработана концепция функциональной
мобильности рецепторов, в соответствии с которой изменение их чувствительности,
обусловленное эфферентной активностью, рассматривалось как механизм настройки
анализаторов на восприятие модально специфических стимулов. С тех пор
существенного прогресса в понимании значения эфферентных влияний сделано не
было.
Вместе с тем данные о появлении активаций ганглиозных клеток сетчатки и
других периферических сенсорных элементов в отсутствие стимулов специфической
модальности позволяют считать, что роль эфферентных влияний не может быть
сведена к модуляции ответов периферических сенсорных элементов на специфическую
стимуляцию. Эфферентные влияния отражают процесс согласования активности
периферических и центральных нейронов. Этот процесс необходим потому, что только
их совместная активность (взаимосодействие) как в условиях контакта со средой
специфической модальности, так и вне его может обеспечить достижение результата,
а, следовательно, и удовлетворить "потребности" метаболизма клеток обеих групп
(см. предыдущий раздел).
5.Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии
5.1.Решение психофизиологической проблемы определяет задачи и методы
исследования
В настоящем разделе мы ответим на следующие вопросы. Как зависят задачи
психофизиологии от методологических установок? Существует ли среди них
специфическая задача психофизиологии в общей проблематике психологии? Если да,
то в чем она состоит, в рамках какой методологии может быть сформулирована и
каково значение ее решения для психологии?
С позиций бихевиоризма можно полагать, что "рассмотрение проблемы дух -
тело не затрагивает ни тип выбираемой проблемы, ни формулировку решения этой
проблемы" (Дж.Б.Уотсон). Мы считаем, что именно от решения этой проблемы зависит
понятийный аппарат исследования, его задачи и методы. Поэтому ответы на
поставленные вопросы мы дадим в контексте решения психофизиологической проблемы.
5.2.Коррелятивная психофизиология
Традиционные психофизиологические исследования проводятся, как правило, с
позиций "коррелятивной (сопоставляющей) психофизиологии". В этих исследованиях
психические явления напрямую сопоставляются с локализуемыми элементарными
физиологическими явлениями. Задачей подобных исследований, формулируемой, как
правило, в терминах парадигмы реактивности, является разработка представлений о
физиологических механизмах психических процессов и состояний. В рамках подобных
представлений "психические процессы" описываются в терминах возбуждения и
торможения мозговых структур, свойств рецептивных полей нейронов сенсорных
структур и т.п.
Решение задач коррелятивной психофизиологии не требует какой-либо
специальной методологии, которая могла бы, по выражению П.К.Анохина, стать
"концептуальным мостом" между психологией и физиологией. Если психолог при
изучении восприятия сложных зрительных паттернов регистрирует какой-либо
электрофизиологический показатель или нейрофизиолог при обсуждении свойств
активности нейронов сенсорных структур использует термины "восприятие", "образ"
и т.п., их работы могут рассматриваться как психофизиологические с позиций
коррелятивной психофизиологии.
Коррелятивная психофизиология неоднократно подвергалась аргументированной
критике как со стороны психологов, так и со стороны психофизиологов.
5.3.Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы
Принципиальным недостатком этой психофизиологии является прямое
сопоставление психического и физиологического, что с точки зрения психологии
малопродуктивно (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, М.Г.Ярошевский и
др.) и неизменно приводит к рассмотрению психологических и физиологических
процессов как тождественных, параллельно протекающих (при этом психика
оказывается эпифеноменом) или взаимодействующих (при этом допускается действие
нематериальной психики на материю мозга).
Названные варианты решения психофизиологической проблемы существуют уже
столетия, меняются лишь термины в рамках все тех же альтернатив. Так, например,
дуалиэм Декарта, предполагающий воздействие психики на мозг через эпифиз
(см.2.2.1.2.), сменяется "триализмом" у R.R. Popper и J.C. Eccles (1977).
Они выделяют три мира: Мир I - физических объектов и состояний (включающий
неорганические и биологические структуры, в т.ч. мозг), Мир II - состояний
психического (включающий субъективные знания, мышление, эмоции и т.д.), Мир III
- знаний в объективном смысле (включающий знания, зафиксированные на
материальных носителях и теоретические системы). Мир I взаимодействует с миром
II, а Мир II с Миром III. Воздействие психики на мозг осуществляется в области
синапсов.
5.4.Несопоставимость рефлекторного механизма и психологических понятий
Пытаясь избежать методологические проблемы подобного рода, Г.Спенсер и
В.М.Бехтерев утверждали, что субъективное и объективное являются
характеристиками единого процесса (у Бехтерева - нейропсихического). Что же это
за процесс?
Возможность рассмотрения в качестве такового рефлекторного процесса как
обеспечивающего поведение, специфический язык которого может служить для
перевода с психологического на физиологический язык, и наоборот, отпадает, что
следует из логики самой рефлекторной теории. В соответствии с ней
несопоставимость "рефлекторного механизма, составляющего фундамент центральной
нервной деятельности" и "психологических понятий", аргументируется
пространственной локализацией первых и непространственным характером вторых
(И.П.Павлов).
5.5.Теория функциональных систем как "концептуальный мост" между психологией и
физиологией
В настоящее время, как считает P.S.Churchland, психологи и философы в
качестве основного препятствия на пути к синтезу психологического и
физиологического знания рассматривают эмерджентность психического, т.е.
появление на уровне психического таких специфических качеств, которыми не
обладает физиологическое. Системное решение психофизиологической проблемы,
данное В.Б.Швырковым, превращает эмерджентность, которая была пропастью,
разделяющей психологию и нейронауки, в "концептуальный мост", объединяющий эти
дисциплины и формирующий новое направление исследований - системная
психофизиология. В качестве "концептуального моста", соединяющего психологию и
нейронауки, в системной психофизиологии использована ТФС, точнее развитое в ее
рамках представление о качественной специфичности, эмерджентности системных
процессов, организующих для достижения результатов поведения частные, локальные
физиологические процессы, но несводимые к последним.
С этих позиций, заменив рефлекторные механизмы поведения на системные,
можно принять приведенное выше положение о существовании специфического языка,
связывающего психологию и нейронауки и относящегося к поведенческому уровню
организации жизнедеятельности (М.Г.Ярошевский).
5.6.Системное решение психофизиологической проблемы
Cуть системного решения психофизиологической проблемы заключена в
следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и
поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на
уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные
процессы, т.е. процессы, организующие элементарные механизмы в функциональную
систему. Иначе говоря, психические явления могут быть сопоставлены не с самими
локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их
организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения и
деятельности оказываются частными описаниями одних и тех же системных процессов.
Данное положение согласуется с представлением Д.И.Дубровского (1971, 1980) о
том, что связь между психическим и физиологическим не является причинной;
психическое и физиологическое однопричинно и одновременно.
Приведенное решение психофизиологической проблемы избегает 1)
отождествления психического и физиологического, поскольку психическое появляется
только при организации физиологических процессов в систему; 2) параллелизма,
поскольку системные процессы - есть процессы организации именно элементарных
физиологических процессов; 3) взаимодействия, поскольку психическое и
физиологическое - лишь аспекты рассмотрения единых системных процессов.
Интересно отметить, что уже в самое последнее время предлагается решать
психофизиологическую проблему с привлечением концепции информации следующим
образом. Физическое (мозговые процессы) и психическое рассматриваются как два
базовых аспекта единого информационного состояния, или, по крайней мере,
"некоторого информационного состояния" (D.J.Сhalmers). Однако сразу возникает
закономерный вопрос, какой именно информационный процесс обладает таким
свойством? И этот вопрос, как справедливо замечают F.Crick и С.Koch - не менее
трудный, чем сама исходная проблема. Тем не менее, содержание настоящего раздела
позволяет дать на него определенный ответ.
5.7.Задачи системной психофизиологии и ее значение для психологии
Использование приведенного решения психофизиологической проблемы в
системной психофизиологии в качестве одного из важнейших компонентов методологии
позволяет избежать редукционизма и эклектики - частых следствий
психофизиологических корреляций (П.К.Анохин; В.П.Зинченко, Е.Б.Моpгунов и др.),
т.е. избежать тех именно ошибок, от которых избавляет использование
методологически последовательного системного подхода (А.В.Брушлинский). При этом
системный язык оказывается пригодным для описания субъективного отражения в
поведении и деятельности с использованием объективных методов исследования.
Этот подход позволяет объединить психологические и естественнонаучные
стратегии исследования в рамках единой методологии системной психофизиологии.
Специфические задачи последней состоят в изучении закономерностей формирования и
реализации систем, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и
деятельности.
Значение системной психофизиологии для психологии состоит в том, что ее
теоретический и методический аппарат позволяет избавить последнюю от эклектики
при использовании материала нейронаук (см. выше) и описать структуру и динамику
субъективного мира на основе объективных показателей, в том числе электро-,
нейрофизиологических и т.п.
Аппарат системной психофизиологии может быть также применен для системного
описания состояний субъективного мира, соответствующих тем или иным понятиям не
только научной, но и "обыденной психологии", которые отражают важные в
практическом отношении характеристики поведения человека, такие как, например,
"сомнение", "уверенность", "ненависть" и мн.др. Поскольку настроения,
самооценка, поступки людей "определяются объективными законами субъективной
реальности", постольку представляется очевидным, что изучение этих
закономерностей в системной психофизиологии может быть чрезвычайно эффективным.
5.8. Коррелятивная и системная психофизиология
В философии науки утверждается полезность сосуществования альтернативных
подходов, способствующего их взаимной критике и ускоряющего развитие науки.
Хорошим примером справедливости этого утверждения являются коррелятивная и
системная психофизиологии. Несмотря на различие их задач, они, в известном
смысле взаимосодействуют, являясь участниками общего процесса коэволюции
психологии и нейронаук. В частности, выявление сходных положений при сравнении
своих теоретических построений с формулируемыми в рамках другого направления и
анализ причин подобного совпадения очень полезны для исследователя, так как
способствуют сохранению целостности и последовательности системы развиваемых им
представлений и, в конечном счете, "эволюционному интеллектуальному отбору",
действующему внутри "концептуальных популяций" (С.Т.Тулмин, 1984).
Конечно, может взаимно использоваться и экспериментальный материал.
Следует учесть, однако, что в случае, когда исследователь, получивший материал,
проинтерпретировал его в полном соответствии с методологическими требованиями
своего направления, то представитель другого направления, также желающий
оставаться последовательным, должен использовать для заимствования процедуру
"межпарадигмального перевода". Это объясняется тем, что факты, которыми
оперируют ученые, есть эмпирические явления, протрактованные в терминах той или
иной теории. Поэтому в рамках разных парадигм одно и то же эмпирическое явление
превращается в разные факты.
6.Системогенез
6.1.Идеи развития и системности в теории функциональных систем
В предыдущем разделе при формулировке задач системной психофизиологии не
случайно на первое место поставлена задача изучения формирования систем. Мы
увидим дальше, что история формирования поведения и деятельности лежит в основе
закономерностей их реализации.
Идея развития, наряду с идеей системности, относится к основным идеям ТФС.
Обе они были воплощены в концепции системогенеза, развитой с привлечением
огромного экспериментального материала, накопленного при исследовании
взаимосвязи процессов формирования нервной системы и поведения. В этих
исследованиях было обнаружено, что в процессе раннего онтогенеза избирательно и
ускоренно созревают именно те элементы организма, имеющие самую разную
локализацию, которые необходимы для достижения результатов систем,
обеспечивающих выживание организма на самом раннем этапе индивидуального
развития.
6.2.Органогенез и системогенез
В отличие от концепции органогенеза, постулирующей поэтапное развитие
отдельных морфологических органов, выполняющих соответствующие локальные
"частные" функции, концепция системогенеза утверждает, что гетерохронии в
закладках и темпах развития связаны с необходимостью формирования не сенсорных
или моторных, активационных или мотивационных, а "общеорганизменных" целостных
функциональных систем, которые, как мы уже говорили, требуют вовлечения
множества разных элементов из самых разных органов и тканей.
Образно говоря, если концепция органогенеза предполагает, что развитие -
это поэтапное строительство дома: фундамент, стены, крыша и т.д., то концепция
системогенеза утверждает, что в отличие от этого дома, живой "домик", хотя и
усложняется, модифицируется в процессе онтогенеза, но на каждом этапе он - целый
и имеет все те части, которые позволяют использовать его в качестве "дома", все
более и более обустроенного.
6.3.Принципы гетерохронной закладки компонентов, фрагментации органа и
минимального обеспечения функциональной системы
Системогенетический анализ процессов развития раскрыл системный характер
морфогенетических процессов и привел к формулировке следующих принципов.
1) Принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы. За
счет внутрисистемной гетерохронии: неодновременной закладки и разной скорости
формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более
ранняя закладка и формирование более сложных компонентов), эти компоненты
"подгоняются" к одновременному началу функционирования в рамках данной системы.
2) Принцип фрагментации органа. В связи с наличием межсистемной
гетерохронии: формирование отдельных функциональных систем на последовательных
этапах онтогенеза, состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по
своей зрелости. Наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны
обеспечить реализацию систем, формирующихся на наиболее ранних этапах. Так,
например, у птенца формируется не внутреннее ухо и слуховая кора вообще, но в
них избирательно и ускоренно созревают те элементы, которые оказываются
чувствительными к частоте "пищевых" сигналов матери, т.е. необходимые для
обеспечения ранних форм пищедобывательного поведения.
3) Принцип минимального обеспечения функциональных систем. Функциональная
система становится "продуктивной" (обеспечивающей достижение результата и
имеющей все необходимые составляющие операциональной архитектоники (см. выше) до
того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.
6.4.Научение у взрослых как реактивация процессов развития
В настоящее время становится общепризнанным, что многие закономерности
модификации функциональных, морфологических свойств нейронов, а также регуляции
экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что
действуют на ранних этапах онтогенеза (подробно см. в К.В.Анохин 2001; см. также
раздел 6.8. настоящей главы). Это дает авторам основание рассматривать научение
как "реювенилизацию" или "реактивацию процессов созревания", имеющих место в
раннем онтогенезе.
В рамках ТФС, наряду с признанием специфических характеристик ранних
этапов индивидуального развития, по сравнению с поздними, уже довольно давно
психофизиологами (В.Б.Швырков), физиологами (К.В.Судаков) и психологами
(В.Д.Шадриков) было обосновано представление о том, что системогенез имеет место
не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового
поведенческого акта есть формирование новой системы.
Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания различий
роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учет истории
формирования поведения, т.е. истории последовательных системогенезов, и
разработана системно-селекционная концепция научения. Она представляет собой
составную часть системно-эволюционной теории, которая сформулирована
В.Б.Швырковым и является важнейшим компонентом методологической базы системной
психофизиологии. Основное содержание этой теории будет изложено в настоящем и в
следующем разделе. Подчеркнем, что системно-эволюционная парадигма отвечает
"современным тенденциям синтеза научных знаний ... на основе принципов
универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного т
эволюционного подходов" (В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова 1994, с. 196).
6.5.Селекция нейронов как основа развития и научения
Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о
"функциональной специализации", пришедшие на смену идеям "функциональной
локализации", и о селективном (отбор из имеющегося в мозгу набора нейронов
клеток с определенными свойствами), а не инструктивном (изменение свойств,
"инструктирование" клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе
формирования нейронных объединений на ранних и поздних стадиях онтогенеза.
G.M. Edelman привел убедительные аргументы, против инструктивного
принципа, заключающиеся в том, что он требует точной копии каждого сигнала,
которая может формироваться новыми структурами, включающими старые компоненты,
или совершенно новыми структурами. В первом случае необходим механизм высшего
порядка (гомункулус) для различения старых и новых элементов; во втором -
система будет быстро истощена. Альтернатива - селекция.
Принцип селекции по Эдельмену может быть описан следующими положениями. В
мозгу формируются группы нейронов, каждая из которых по-своему активируется при
определенных изменениях внешней среды. Специфика группы обусловлена как
генетическими, так и эпигенетическими модификациями, происшедшими независимо от
упомянутых изменений. Когда происходит определенное изменение среды, оно
приводит к отбору из числа имеющихся такой группы, которая, в терминах Дж.
Эдельмена, может обеспечить надлежащую реакцию. Изменение среды и группа могут
считаться соответствующими друг другу в том случае, если клетки последней
отвечают на данное изменение более или менее специфично. Селекция имеет место
уже при созревании мозга в раннем онтогенезе, в процессе которого множество (50%
и более) нейронов гибнет. Отобранные же клетки составляют первичный ассортимент.
Вторичный ассортимент формируется в результате селекции, происходящей в п
...Закладка в соц.сетях