Купить
 
 
Жанр: Философия

Философы двадцатого века

страница №20

Шелер оказывается на грани "ниспровержения" духовной
силы человека. Дух и инстинктивные порывы у Шелера
- это два основных и несводимых друг к другу
начала, живущих в человеке и в мире в целом. Дух призван
направлять эти порывы, придавать им определенные
формы. Однако собственно творческая сила проистекает
именно из этих витальных порывов. Человек предстает
той точкой всеобщего иррационального космического процесса,
в которой происходит противоборство "духа" и
"жизненного порыва". Движущие силы мира и человека
лишаются духовного содержания, они проистекают из
низших, витальных слоев природы. Низшее - это то, что
наделено подлинной силой, и чем дальше продвигается
человек в своем духовном развитии, тем больше жизненной
силы он теряет, отмечает Шелер. Чисто духовное существо
в таком случае должно было бы пребывать в абсолютной
слабости. Так Шелер формулирует свою позднюю

244


МАКС ШЕЛЕР

идею о принципиальной немощи духа. Но как мы, отмечали,
он не доводит эту свою идею до конца, и духовное
начало с его абсолютными и общезначимыми ценностями
сохраняет положение главенствующего принципа, объясняющего
сущность человека.

Как же складываются, по Шелеру, взаимоотношения
"жизненного порыва" и "духа" в реальной истории? Здесь
вырисовывается все та же противоречивая и дуалистическая
картина, которая характерна для шелеровской антропологии
в целом. Идеи и ценности, которым следует "дух",
составляют подлинно человеческое достояние, являясь
идеальными факторами жизни. "Дух" создает все реальное
содержание культуры, однако у него не хватает сил для
ее осуществления в реальной исторической действительности.
Если "дух" могуществен в царстве идей, то он обнаруживает
свою немощь в царстве действительного. Чем чище
идеи - тем менее они влияют на мировую историю. В мире
господствуют инстинкты - самосохранения, размножения
и т.д. Лишь там, где идеи соединяются с инстинктивными
устремлениями, подкрепляются ими, - там они приобретают
характер созидательной исторической силы. Отсюда вытекает
основная цель и задача человечества - достижение
временной, пусть относительной гармонии этих двух сил при
определяющей роли духовного начала.

Образ такого единства представлен у Шелера во "всечеловеке".
Это - человек великих противоречий и внутреннего
напряжения, человек необузданной чувствительности
и высокой духовности, глубокой приверженности
ценностям идеального мира; человек, стремящийся воплотить
в себе гармоническое единство двух противоположных
мировых начал. Это, конечно, лишь идеальный образ.
В действительности он никогда не достигается и не будет
достигнут в полной мере. Каждое конкретно-историческое
время знает лишь условные и относительные решения
этой задачи. Образ "всечеловека" лишь указывает
направление, в котором надлежит совершенствоваться и
действовать реальному человеку. В этом развитии, на этом
пути самосовершенствования осуществляются человек и
Бог одновременно, ибо человек есть единственное место
становления собственно божественного.

245


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

ПРИМЕЧАНИЯ

^см.: Scheler М. Die Stellung des
Menschen im Kosmos. Darmstadt,
1928.

^Scheler M. Zur Idee des Menschen.
- Gesammelte Werke. Bd. 3.

Bern-Munchen, 1955, S. 173.

^См.: Hammer F. Theonome Anthropologie?
[Den Haag], 1972, S. 55.

^Scheler M. Der Formal ismus in
der Ethik und die materiale Wertethik.
- Gesammelte Werke, Bd. 2,
1966, S. 293.

^Ibid., S. 289-292; см. также:

^Scheler M. Zur Idee des Menschen.
- Gesammelte Werke. Bd. 3, S. 185.

^Scheler M. Zur Idee des Menschen,
S. 190.

^Ibid.,S. 194.

^Ibid.,S. 101.

^Scheler M. Mensch und Geschichte.
Zurich, 1929, S. 7.

^Ibid.,S. 7-8.

^Scheler M.Die Stellung des Menschen
im Kosmos, S. 25.

^Ibid.,S.45.

^Ibid.,S. 46.
Б.Т.Григорьян
КАРЛ ЯСПЕРС

Карл Ясперс (1883-1969) - один из крупнейших западных
мыслителей. В его учении экзистенциальная аналитика
человеческого бытия и бытия вообще' получает наиболее
последовательное и ярко выраженное воплощение. Вместе
с тем учение Яснерса разрабатывалось как философия личности
в противовес безличностному философствованию о
вещах и предметном мире. "В моей философии, - писал он,
- речь идет о философствовании как функции самой нашей
действительности, о мыслительных образованиях, которые,
имея своим источником личную жизнь, адресуются к
отдельным людям. Безличностный образ объективированных
философских мыслительных форм находит свое подтверждение
в экзистенции человеческой личности"'.

Антропологически-личностная природа философии
К.Ясперса обнаруживает себя в трактовке всех основных
тем его учения, идет ли речь о предмете философии, о
мире, о "всеобъемлющем" как самом бытии или о человеке.
В полемике с позитивистским отождествлением философии
и научного исследования Ясперс стремится определить
специфику философии, ее самостоятельность и
независимость как формы духовной деятельности, утвердить
особый - исключительно философский подход к
познанию и истолкованию бытия, выходящий за рамки
науки. В этой связи свою задачу он видит не в определении
общих законов фактического существования мира, а
в раскрытии и описании человеческих форм конституирования
мира, тех человеческих принципов, которым должна
быть, в конечном счете, подчинена научно-теоретическая
и нравственно-практическая деятельность человека.


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Биография К.Ясперса небогата внешними событиями.
О своей внутренней эволюции он рассказывает в автобиографических
очерках, из которых видно, какие обстоятельства
его личной жизни и события общественного развития
Германии оказались определяющими для направленности
и содержания его философского творчества.

Ясперс родился в семье чиновника высокого ранга. В
родительском доме, а позднее и в семье самого философа
поддерживались традиции и порядок, связанные с либерально-консервативными
идейными установками на верность
сложившимся убеждениям, на защиту достоинства
человеческой личности и т.д.

Получив начальное образование в классической гимназии,
Ясперс в 1901 году поступил на юридический факультет
Гейдельбергского университета. После трех семестров
перевелся на медицинский факультет, который закончил
в 1908 году. В 1909-ом получил степень доктора
медицины. Обращение Ясперса к медицине, возможно, было
вызвано его заботой о здоровье: он страдал неизлечимым
врожденным заболеванием бронхов. Только благодаря
строгому соблюдению режима Ясперс сумел дожить до
глубокой старости и оставить богатое творческое наследие,
обеспечившее ему почетное место среди выдающихся
мыслителей XX века.

С 1909-го по 1915 год Ясперс работал научным ассистентом
в психоневрологической клинике в Гейдельберге,
где написал свой первый большой труд "Всеобщая психопатология"
(1913). В 1919 году выходит в свет "Психология
мировоззрений", в которой осуществляется его переход
к собственно философской проблематике. Эти труды
принесли Ясперсу признание широкой научной общественности.
Он становится профессором философии Гейдельбергского
университета. В конце последующего десятилетия,
посвященного изучению философии и систематизации
наработанных философских идей, вышел в свет его
главный труд- трехтомная "Философия". Проделанный
Ясперсом путь от психиатрии к философии в значительной
мере определил специфику его философской проблематики
и оригинальность разрабатываемой им экзистенциальной
философии.

248


КАРЛ ЯСПЕРС

В 1937 году наступает тяжелая и драматическая пора
в жизни Ясперса. Женатый на еврейке, он попадает в опалу.
Ясперса отстраняют от преподавания, его труды перестают
издавать. Только в 1945 году, после разгрома нацизма,
Ясперс возвращается к преподавательской деятельности
- сначала в Гейдельбергском, а затем и в Базельском
университетах. В послевоенные годы выходят в свет
новые труды Ясперса, в том числе и те, что были написаны
ранее, но издание которых было запрещено нацистами:
"Вопрос о виновности" (1946), "Ницше и христианство"
(1946), "О еврейском духе" (1946), "06 истине" (1947),
"Куда движется ФРГ" (1947), "Истоки истории и ее цель"
(1948), "Философская вера" (1948), в которых Ясперс
выступил с резкой критикой антидемократических тенденций.


Экзистенциалистская философия К.Ясперса явилась
своеобразной идейной реакцией на все углубляющийся
процесс дегуманизации общественных и личностных отношений
в условиях современного индустриально развитого
общества, протестом против отчужденных форм бытия
человека, поглощения его анонимными структурами
общественной жизни. Критикуя современное положение
человека в обществе, его безликое существование среди
сплотившихся в массу людей, Ясперс выступает в защиту
отдельного индивида, судьба которого оказалась в серьезной
опасности. Человек стал простым колесиком в огромной
машине современного государства, утратил свою субстанцию,
свою самостоятельность, оказался во власти чуждых,
неподлинных форм существования. Задачу философии
Ясперс видит в том, чтобы указать человеку путь к
преодолению этого состояния, к обретению подлинно человеческой
экзистенции. С этой целью в своей философии
он предпринимает попытку раскрыть ту совокупность
человеческих возможностей, которые могут стать средством
к самоосмыслению и самопостижению человека, условием
для свободного принятия решений.


Философия Ясперса строится не на обобщении эмпирически
установленных фактов и правил; она является
своеобразным проектом духовных возможностей человека,
показывающим ему, как в зеркале, чем он может быть,

249


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

чего может достичь, к чему может прийти. Знание, несомое
философией, необходимо каждому человеку, но, в отличие
от научного, оно не имеет принудительного характера.
Философия, говорит Ясперс, - это некая убежденность
человека, отвечающая его существу. Если научное
знание имеет дело с отдельными предметами, то философия
- с "бытием в целом, относящимся к человеку как
человеку"^ ее истина является истиной особого рода: если
она вспыхивает в душе человека - то захватывает сильнее
и проникает глубже, чем любое научное знание^.

К. Ясперс подчеркивает открытый и незавершенный
характер философии, сущность которой состоит не в овладении
истиной, а в постоянном искании ее. Она не должна
принимать догматическую форму окончательного, раз
и навсегда жестко зафиксированного знания. Философствовать
- значит быть постоянно в пути. Это пребывание
в пути - судьба философии, да и самого человека в
его жизненном времени. Она, по мнению Ясперса, таит в
себе возможность глубокого удовлетворения при достижении
"высоких мгновений совершенства", когда человеку
открывается само бытие. Речь идет не о бытии мира
вещей и предметов, а о первоосновах всего сущего, которые
обозначаются Ясперсом понятиями "всеобъемлющее",
"Бог", "подлинная экзистенция" и символическим выражением
которых служат явления реальной действительности.
Вопросы о том, что есть философия, подлинное бытие,
человек, у Ясперса сливаются как бы в один общий
вопрос; именно поэтому, говоря о призвании философии
и человека, он неизбежно обращается к проблеме бытия,
самораскрытия этого бытия в философском познании.

Итак, философия предстает перед нами в виде особой
формы духовной деятельности - как поиск человеком
истины, свободный от каких-либо целей, от соображений
пользы, не пасующий перед возможным поражением.
"Философия не может ни бороться, ни доказывать свою
правоту, а способна лишь отдавать себя людям. Она не
сопротивляется, когда ее отвергают, не торжествует, когда
получает отклик. Она живет тем духовным порывом, который,
достигнув основ человечества, может соединить всех
со всеми"^. В этой характеристике философии уже про250


КАРЛ ЯСПЕРС

сматривается понимание Ясперсом природы самого человека,
утверждаются существенные принципы человеческой
жизнедеятельности, подчеркивающие антропо-персоналистскую
природу всего его философствования.

Побудительные мотивы философствования, по мнению
Яснерса, находятся в самом человеке. К ним он относит
удивление, сомнение, осознание своей затерянности в мире
и стремление к коммуникации.

В основе познания лежит удивление. Познание сущего
неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого
осуществляется критическое испытание достоверности
познанного. Радикальное сомнение служит методическим
средством подлинного философствования. Однако, согласно
Ясперсу, сомнение сомнению рознь. Одно дело, когда
сомнение используется для ориентации в мире вещей, другое
- когда оно становится средством прояснения человеком
его жизненной ситуации, средством осознания им
своей самости. Ясперс осуществляет глубинный критический
анализ жизненной ситуации человека, погружая его в
состояние потрясенности и потерянности, в котором только,
по его мнению, и возможно осознание им своей сущности.



В согласии со стоиком Эпиктетом, важным первоистоком,
побудительным импульсом к философствованию Ясперс
считает обнаружение человеком собственной слабости
и бессилия. Все, что не находится в человеческой власти
и являет собой объективную необходимость, Ясперс
предлагает рассматривать как нечто безразличное по отношению
к человеку, и напротив, все, что принадлежит ему,
а именно способ и содержание его представлений, необходимо,
по его мнению, привести к определенной ясности
посредством мышления.

Критически анализируя жизненное положенея человека,
Ясперс обращает внимание не на временные и изменчивые
факторы и обстоятельства, которые могут быть
изменены усилиями и самого человека, а на те жизненные
ситуации, которые остаются неизменными в своем существе,
даже если их наличие и действие сокрыты завесой
повседневности. Ими являются смерть, страдание, борьба,
предоставленность человека воле случая, неизбывная ви251


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

новность. Их Ясперс называет основными ситуациями
нашего существования, или пограничными ситуациями.
Наряду с удивлением и сомнением именно осознание этих
пограничных ситуаций провозглашается наиболее глубоким
первоисточником философии. В обыденной жизни
человек, погруженный в повседневные нужды и заботы,
либо забывает о них, либо сознательно от них отвлекается,
как если бы они вовсе не существовали. Беспечное отношение
к этим важнейшим факторам имеет своим следствием
то, что он воспринимает конкретную реальность
мира как само бытие: удовлетворяясь благополучным течением
своих дел, человек оказывается во власти бездумного
доверия к действительности и не осознает подлинной
природы бытия. От неизбежных в жизни опасностей
и крушений человек ищет убежища в достижениях науки
и техники, стремясь утвердить свое господство над природой,
будучи уверен в поддержке со стороны общества.
Однако всякое жизненное обеспечение и надежность, обретаемые
на этих путях, не устраняют постоянной угрозы
человеческому существованию, ибо они представляют лишь
некую частность в общих рамках тотальной ненадежности.
Конечно, в обществе предпринимается немало усилий,
чтобы ограничить разрушительные последствия различных
бедствий, саму "бесконечную борьбу всех против всех",
чтобы укрепить солидарность людей, обеспечить справедливость
и свободу. Но эти усилия всегда завершались
весьма скромными и частными достижениями, далекими
от сколько-нибудь удовлетворительного решения человеческих
проблем. Ни государство, ни церковь, ни общество,
говорит Ясперс, не способны обеспечивать человеку абсолютной
защиты и надежности. Представления о такой надежности
суть лишь обманчивые впечатления, навеянные
условным благополучием недолгих спокойных времен.
Всеобщей ненадежности мира, по мнению Ясперса, не могут
противостоять и такие очевидные и безусловные понятия,
как родина и отчий дом, родители и предки, братья,
сестры и друзья, супруг или супруга. Не спасает человека
и его культурное и духовное достояние, полученное от
прошлого или обретенное в настоящем. Все это не дает
надежного убежища, ибо все это - продукт человеческих

252


КАРЛ ЯСПЕРС

усилий, ценность и достоверность которых могут быть
поставлены под сомнение. Бог не подтвердил их истинности
своим присутствием, и эта ненадежность человеческого
существования указывает на то, что человек не должен
удовлетворяться найденным, что ему надлежит обратить
свой взор на нечто другое, на то, что не от мира сего.


Таким образом, "пограничные ситуации": смерть, случай,
вина, ненадежность мира, согласно Ясперсу, указывают
человеку на поражение и ставят тем самым вопрос о
том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного
крушения, которое неизбежно. Совет стоиков замкнуться
в свободном и независимом мышлении представляется
Ясперсу неудовлетворительным, поскольку здесь не учитывается
подчиненность мышления тому, что ему дано.
Стоик оставляет человека безутешным, поскольку мышление
само по себе лишено содержания и исключает всякую
попытку спонтанного внутреннего преодоления, всякую
самоотверженность в любви, всякую надежду на ожидание
чего-то возможного. Иначе говоря, человек ищет
спасения. Что же предлагает для этого философия? Философия,
по мнению Яспера, не может претендовать, да и
не претендует на роль религии, дарующей спасение, и в то
же время служит средством преодоления мира, являясь
своеобразным аналогом спасения.

Философское учение К.Яснероа продолжает и развивает
некоторые основоположения "философии жизни" и
феноменологии, но оно сложилось, вместе с тем, и под значительным
влиянием Кьеркегора, Канта и Макса Вебера.
Вслед за Кьеркегором Ясперс видит смысл подлинного
философствования в целеустремленном "кружении" вокруг
проблем экзистенции и трансценденции. У М. Вебера
он перенимает позицию "критического, беспристрастного"
и "свободного от ценностей" подхода к научным исследованиям.
Ясперс соединяет в своем учении несовместимые
элементы - кьеркегоровский принцип экзистенции,
его требование "выбирай себя самого с абсолютной ответственностью
перед Богом" и лозунг М. Вебера - "воздерживайся
в своем учении от всякого рода ценностных
суждений и от всяких решений, которые ты хотел бы навязать
другим". Опираясь на эти положения С.Кьеркегора

253


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

и М.Вебера, Ясперс создает свою методическую философию,
с помощью которой он, не принимая никакого окончательного
решения, надеется сохранить себя открытым
для всех возможностей, включая абсолютное "да" иррациональной
веры и абсолютное "нет" нигилизма.

В изучении человеческих возможностей Ясперс видит
предварительное условие изучения действительности. Следуя
за Кантом, его критикой чистого разума, возможностей
и границ нашей умственной способности, Ясперс исследует
возможности и границы человеческой экзистенции.
Кантовские вопросы: "Что я могу знать?", "Что я
должен знать?", "На что я могу надеяться?", "Что есть
человек?" под влиянием Кьеркегора Ясперс формулирует
иначе: "Что есть наука?", "Как возможна коммуникация?",
"Что есть истина?", "Что есть человек?", "Что есть
трансценденция ? "

Согласно Канту, чувственность предоставляет мышлению
материал, рассудок - категории, а разум - идеи.
Идеи указывают на сверхчувственный и надрассудочный
мир безграничного и абсолютного. В нем человек находит
истоки и побудительные силы своей деятельности. Идеи
вносят беспокойство и движение в человеческую жизнь,
свидетельствуя о проблематичности и относительности
всяких решений и заключений, не оставляя места для
филистерской самоуспокоенности, толкая на постоянное
преодоление границ достигнутого. Отсюда подлинная сила
философии, которая, по Ясперсу, не в знании, а в философской
вере. Только с ее помощью мы можем постичь
метафизическое, то, что лежит по ту сторону познаваемого.
В философии Ясперс по-своему, на новом этапе, осуществляет
кантовское ограничение знания, чтобы освободить
место вере. И если Кьеркегор разрушает знание, чтобы
утвердить значение иррациональной религиозной веры, то
Ясперс строго .очерчивает и ограничивает компетенцию
науки для того, чтобы подчеркнуть определяющее значение
философской веры.


Ставя проблему бытия, философия Ясперса ищет ее
решение в субъекте как личности, в конкретной экзистенции.
Именно из экзистенции открывается новое видение
бытия, выводится подлинное бытие, смысл всего сущего.

254


КАРЛ ЯСПЕРС

Ясперс различает три пути, на которых мы сталкиваемся с
бытием: через мир, экзистенцию и трансценденцию. С
бытием мы соприкасаемся прежде всего через посредство
множества предметов и явлений этого мира, которые исследуются
конкретными науками. Научное мышление
ориентируется исключительно на мир вещей, однако оно
ничего не говорит о том бытии, к которому обращается
философия. Безусловно, человек некоторыми сторонами
своего бытия соприкасается с миром вещей, а потому также
подлежит научному рассмотрению. Конкретные науки
- естественные и общественные - хотя и несут определенные
знания о различных сторонах человеческого бытия,
тем не менее не охватывают его в целостности, иначе
говоря, не постигают его действительной сути. О том, насколько
человек причастен к этой мировой сфере, можно
судить по трем формам его существа. Человек выступает
в трех формах - бытия, сознания вообще и духа. Как
бытие он природное существо, телом и душой включенное
во всеобщую взаимосвязь данного. В форме сознания вообще
человек представляет собой центр конститутивной
активности, созидающей все предметное, общезначимое, закономерное.
И, наконец, в качестве духовного существа,
он связан с идеями, то есть со всем тем, что превосходит
чисто категориальное мышление и выступает в виде нормы
и идеалов, направляющих человеческую деятельность.
На путях анализа сферы мира с помощью научных методов,
по мнению Ясперса, невозможно понять человека, поскольку
наука, в конечном счете, связанна лишь с отдельными,
частичными аспектами человеческого существа.
Человек оказывается расчлененным на отдельные структурные
единицы, не поддающиеся подлинному синтезу.
Поэтому нужен выход в другие сферы.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя
лишь в экзистенции. А в качестве экзистенции человек не
может определяться с позиций всеобщего, напротив, он
должен быть объяснен из самого себя, из его однократной
специфической исторической ситуации. Как возможная
экзистенция человек находится по ту сторону своего опредмечивания
в объективных науках. В своей свободе,
единственности и невыразимости экзистенция, строго го255


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

воря, вообще не может быть детерминирована. Всякое
онтологическое закрепление понятия экзистенции отвергается
Ясперсом, ибо это порождает опасность ее овеществления.
В точном смысле экзистенция - это не то, о
чем можно было бы сказать, что оно есть, напротив, она
означает то, что может и должно быть. Поэтому прояснение
экзистенции не направлено на выявление ее как объекта,
который можно было бы подвергнуть изучению. Экзистенция
не подчинена никакой всеобщей сущности, ни каким
законам и правилам, она есть исторически однократное
бытие, которое в своей свободе является первоначалом
своего собственного "Я", а потому и не может быть
никогда познана с помощью всеобщих понятий.

Подлинная ценность человека заключается не в том,
что он принадлежит определенному роду или идеальному
типу, а в его исторической исключительности и незаменимости.
Этот экзистенциальный характер человека с особой
силой раскрывается в так называемых пограничных
ситуациях. Человек всегда пребывает в какой-либо конкретной
ситуации, однако существуют ситуации особого рода,
которые Яснерс, как мы уже говорили, называет пограничными
и столкновения с которыми отрезвляют нас, пробуждают
к пониманию своей экзистенции, своего подлинного
призвания, позволяют нам хотя бы на время освободиться
от отвлекающей нас от нас самих шумной и быстротечной
суеты будней^ Лучшим, и предпочтительным,
путем, ведущим к экзистенции, является "экзистенциальная
коммуникация". Человек не может и не должен пребывать
в абсолютном одиночестве. Он жив только своей
связью с другим человеком, но связью не обычной, а экзистенциальной,
то есть когда другой человек воспринимается
не в качестве объекта, а как некая экзистенциальная
самость.


Уже от рождения каждый из нас является частью какой-либо
общности - семьи, рода, церкви, государства. В
этом смысле человек есть вполне заменимый атом общества.
В таком бытии, говорит Ясперс, я делаю то, что делают
все, верю в то, во что верят все, думаю так, как думают
все. Подлинная самость человека остается скрытой под
покровом этих чисто внешних связей бытия. В отличие от

256


КАРЛ ЯСПЕРС

общественных коммуникаций, "экзистенциальные коммуникации"
означают внутреннюю, свободно избранную связь
людей, в которой они открываются друг другу как самоценные
и неповторимые личности.

Экзистенциальная коммуникация обретается человеком
только в результате предварительного сосредоточения
в самом себе, осознания своих действительных устремлений
и желаний. Человек не может стать самим собой,
обрести себя, не вступив в общение с другими. Но он
также не может вступить в это экзистенциальное общение,
не побывав с глазу на глаз с самим собой. Раскрытие себя
другому, стремление понять другого в его внутренней жизни
сопряжены с риском. Но Ясперс призывает рисковать,
поскольку видит в этом единственную возможность подлинной
коммуникации с другими людьми, возможность
самовыражения. Экзистенциальная коммуникация предполагает
и борьбу, но особую, "любящую борьбу", в которой
нет хитрости, а царит полная откровенность, когда
никто не кичится своим физическим или духовным превосходством,
но, напротив, каждый вскрывает свои собственные
слабости. В ней борющиеся стороны стремятся не
уничтожить, а завоевать расположение друг друга.

Душой экзистенциального общения Яснерс провозглашает
любовь. Но если любовь, "любящая борьба" является
позитивным средством обнаружения человеческой
экзистенции, то пограничные ситуации служат негативными
средствами ее проявления. К постижению экзистенции
пробуждает нас, например, столкновение со смертью.
Здесь Ясперс отличает теле

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.