Жанр: Философия
Лекция: Миссия единичных народных душ в связи с?
...ода. То,
чтобыло заключено в этом договоре, захватывает своей деятельностьювезде и те
времена, о которых уже существует исторические предания. И это причина той
мощи, с которой влиял древний святой язык индусов и имел столь же мощные
культурные последствия, ипочему мощь его влияния могла сказываться и на
дальнейших временах. Эту мощь ему дали архангелы отсталого развития,
действовавшие в языке. Эта мощь санскритского языка покоится на договоре, о
котором я сейчас рассказал. На нем же покоится и своеобразная индийская
философия, которая как философия, как мышление, творящее из внутреннего
существа человека, еще не превзойденаникаким другим народом в мире; на этом
покоится внутренняя замкнутость мышления индийской культуры. Во всех ее
областях мынаблюдаем другие соотношения. В них всех проявилось тогда то, что
сейчас было характеризовано. Поэтомутак чарующе следоватьпутями этого
мышления, которое - давно, когда индийский народсуществовал еще как первый
культурный цвет послеатлантическоговремени, - тем получило свою особую
конфигурацию, что оно произошло не из перевеса сил нормального архангела над
силами несвоевременного, а есть нечто, что гармонически сочетается
ссобственной замкнутостью, потому что действительно каждая мысльвбирается
народным темпераментом и вплоть до частностей с любовью развивается дальше.
И так влиял язык далее, влиял по тойпричине, что тогда не возникло борьбы,
которая в ином случаевозникла бы повсюду, а произошло сочетание работы
архангелов - нормального и несвоевременного; так ярко в данном случае
можносказать, что язык, излитый из чистейшего темперамента, сам является
продуктом темперамента. В этом тайна этого первого народапослеатлантической
культуры.
Это и есть то, что необходимо принимать в соображение и у всех других
народов, именно, что в них происходит своеобразнаясодеятельность этих трех
сил (нормального духа народа илиархангела, архангела отсталого развития и
деятельных изнутринаружу сил отсталого духа времени) и того, что интимно
передаетнароду истинный дух времени. На этом интимном восприятии внутренних
сил покоится истинное познавание всякого народа, - когдавзвешиваешь доли,
которые каждый фактор вносит в становлениеэтого народа. Собственно, поэтому
и стало так трудно людям, игнорирующим оккультную сторону развития
человечества, определить слово " народ". Попытайтесь взять отдельные книги,
в которыхгде-нибудь в мире определяется понятие "народ", и вы увидите
сколько существует этих определений и насколько они друг от друга
отклоняются. Они и должны отклоняться, потому что одинчувствует больше то,
что идет с одной стороны - от архангеловнормального развития, - другой
чувствует больше то, что идетот архангелов отсталого развития, а третий,
опять-таки, то, что идет от единичных индивидуальностей народа. Каждый
чувствует несколько иначе и соответственно формулирует свои определения. В
этом-то и суть дела, что эти определения не обязательновсегда ошибочны, -
это нам ясно из духовной науки; но толькоони всегда погружены в майю, в
иллюзию. То, что поданному вопросу говорит человек, показывает, насколько он
рассматривает лишь майю и не принимает во внимание деятельность различных
сил. Отсюда само собой разумеется, что искомое понятие всегда будет иное,
если с духовнонаучной точки зрения рассматривать такой народ как
швейцарский, который, живя на однойпочве, говорит на трех языках, или,
напротив, такие народы, которые говорят на одном языке.
Почему деятельность народов развивается больше из силдуха Личности, т.
е. почему именно бытие народов зависит от сочетания деятельности отдельных
лиц, об этом мы еще будем говорить. Народы, которые своим бытием обязаны
главным образомДуху Личности отсталого развития, - мы их также найдем
наЗемле. Эти духи Личности в их деятельности не приводят к дальнейшему
развитию. Нам достаточно лишь уяснить себе характер северо-американского
народа, и здесь перед вами народ, которыйпока что покоится на этом принципе.
Таким образом, вы увидите, что мы только тогда поймем мировуюисторию, -
поскольку она является историей народов, - когда мыпроследим в ней в
следующих один за другим народах как архангелов, таки духов Личности;
проследим и тех, и других в ихрангах ивзаимодеятельности, в их нормальном и
отсталомразвитии.
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
Факты, которые мы рассмотрим в пределах этого цикла лекций, легко
проникнут в душу каждого, потому что они встретятего непосредственный и
интенсивный интерес. Но для большей полноты и ясности наших рассмотрений нам
придется несколько углубиться в более трудную область, чем сама-по-себе
основнаятема наших лекций, которая без этого необходимого отступленияне
будет достаточно понятной. Например, мы будем сегодня принуждены коснуться
внутренней природы тех существ, о которых мы говорили в обеих
предшествовавших лекциях: внутренней природы нормальных духов народов.
То, что необходимо было сказать для их внешней характеристики, это мы
уже сказали; именно, что они существа, стоящиедвумя ступенями выше человека,
существа, работающие над преобразованием своего эфирного тела, т. е., что
они как раз теперьзаняты этой переработкой своего эфирного тела в жизнедух
илибудхи. Человек вплетен в эту работу. Поскольку развитие этихсуществ
продвигается таким образом, что и человек им захвачен, - отражение такого
народного духа сказывается на его индивидуальности в виде народного
характера отдельного человеческого индивидуума.
Теперь подойдем к внутреннему существу такой народнойдуши. Если мы
хотим разобраться во внутреннем существе современного человека, то нам
необходимо представить его себе в его трехчленности, состоящей из:
души ощущающей - своего рода низший член человеческого
существа,
души рассудочной или самой-душевности - средний член и
души сознательной - высший член внутреннего существа человека, в
котором он уже действительно осознает свое Я.
Собственно, лишь в душе сознательной налично то, чтоназывается
самосознанием человека. Несмотря на это, Я человекадеятельно во всех этих
трех областях своей внутренней жизни: какв душе ощущающей, так и в душе
рассудочной или самой-душевности и так и в душе сознательной.
В душе ощущающей деятельность этого Я такова, что человек лишь едва
чает это свое Я. В этом отношении в душе ощущающей человек предан всем
страстям и склонностям. В ней его Янаходится в тупом, приглушенном брожении.
Лишь в душе рассудочной или самой-душевностионо пробивается к некоторой
ясности, достигая полноты этой ясности уже в душе сознательной. Исследуя в
отдельности каждый из этих трех членов внутренней человеческой природы, мы
должны в них увидеть три разновидности, части в пределах астрального тела.
При этом, конечно, действительностью остается и то, что эти три
разновидности, эти три члена астрального тела подготовительно
преобразовывают и само астральное тело, тело эфирное и физическое тело. Но
этипреобразования все же не являются тем, что мы находим как внутреннюю
природу человека, как душевное в собственном смысле слова. Душевное начало,
внутренняя природа человека - это эти триразновидности астрального тела. Три
разновидностинуждаются вопределенных органах действия, и они предстают в
таком виде, что душа ощущающая имеет своего рода орган действия в астральном
теле, душа рассудочная или сама-душевность - в теле эфирном, а душа
сознательная - в теле физическом. В таком, значит, виде мы можем отличить
внутреннюю природу человека оттого, что является природой его оболочек.
Итак, внутренняяприрода человека состоит из трех разновидностей
астральноготела.
Как внутренняя природа человека, над которой работает и в которой
выражается Я, предстает в этих разновидностях астрального тела, так то, что
мы можем сравнить с этой внутреннейприродой человека, а именно, внутренняя
природа тех духовныхсуществ, которых мы обозначаем как народных духов,
представляет собой три члена, три разновидности в эфирном теле. Подобнотому
как в человеке мы различаем душу ощущающую, душу рассудочную, душу
сознательною, так и уархангелов, у народныхдухов нормального развития, мы
должныразличать три разновидности в эфирном теле. Но т. к. эти
триразновидности находятсяне в астральном, а в эфирном теле, то поэтому они
совсем другие, они существенно отличаются от трех разновидностей душевной
жизни человека. Отсюда и форму сознания, всю душевную жизньэтих народных
духов вы должны представить себе иной, чем духовная жизнь человека. Здесь от
внешней характеристики этих народных духов мы теперь проникаем во внутреннюю
природу их душ. Этобудет не совсем просто, но мы должны попытаться
перешагнуть этот Рубикон. Для этого намнадо будет взять исходной
точкойкакое-нибудь не очень трудное понятие, но понятие, которое как-то
родственно внутренней жизни этих народных духов, подобногоочень не много в
нормальной жизни человека; напротив: в его собственном сознании
исключительно слабо проявляется то, чтоживет в сознании народных духов. Но
вы все же сможете создатьсебе об этом представление, если вы терпеливо
проследитевместе со мной следующий пример.
Вы все учили в школе, что сумма трех углов треугольникаравна 180, и вы
знаете, что никакой внешний опыт не смог бывас этому научить. Возьмите
железные, возьмите деревянныетреугольники... внешний опытизмерения угломером
трех угловникогда вас не научит, что эти три угла представляют собой180. Но
вы сейчас же постигнете это, прибегнув к внутреннемуопыту, причем
безразлично, возьмете ли вы на помощь чертежили только представление. Вы это
должны узнать силой вашейсобственной души. Для этого вам необходимо
проделать следующее(приводимый чертеж делается обыкновенно лишь для внешнего
представления идеи)
В этой фигуре перед вами точное доказательство того, что три угла
треугольника составляют вместе 180. Если вы какследует представите себе эту
фигуру, то она во всяком случаеубедит вас в этом. Эту фигуру вы можете
воспроизвести мысленно, не прибегая ко внешнему чертежу. В таком случае, из
силвашего внутреннего существа вы производите чисто мыслительнуюоперацию; вы
не нуждаетесь ни в чем внешнем. На мгновение выможете себе представить, что
совершенно не существует того, что называется миром ощущений и того, что
проникает в человека черезвнешние органы восприятий.
Итак, выключите себя совершенно из внешнего мира, удержав мыслительно
лишь пространство; тогда в этом пространстве все треугольники будут
показывать в сумме их углов 180. В геометрическо-математическом познавании
нет необходимости чувственноговосприятия внешнего предмета; оно нуждается
лишь во внутреннемпереживании, в том, что протекает в самом сознании.
Я должен был взять этот пример как более простой и болеепрактический,
знакомый людям еще со школьной скамьи. Я мог быпривести вам также как пример
"Логику"Гегеля, в которой мынашли бы ряд таких понятий внутреннего порядка,
но там мы встретили бы много незнакомого, потому что его " Логика"
незнакомашироким кругам. - Итак, вы видите, что человек может прийти
кпознанию помимо внешних побуждений, путем только внутренней деятельности.
Представив себе то, что внешне достижимо в мире только в
математически-конструктивном порядке, - вы поняли одну сторонупроявления
сознания архангелов. Мир, каким он открывается человеку во внешних цветах и
звуках, они совершенно не воспринимают; подобные ощущения им совершенно
незнакомы; у них нет возможностиполучать восприятия и путем осязания.
Подобных переживаний архангел никогда не имеет. Но он обладаетдругим
переживанием, которое можно было бы выразить в словах: "мне что-то
доставляетсяиз мира, который сейчас меня инспирирует; этот мир прошел через
мое сознание, он исполняет собой мое сознание".
Но архангелы не являются существами с только математическим
представлением; скорее сам человек настолько несовершенен, что деятельность
архангеловон в состоянии представить себе лишь в таких абстракциях, какими
являются математические истины. Последние представляют собой то, что
свойственно как людям, так и этим духам народов. Отсюда вы можете заключить,
что внешнийфизический мир, существующий для человека благодаря его
органамвосприятий, совершенно непричастен архангелам; т. е. значит, тот
облик, в котором этот физический мир дает о себе знать человеку благодаря
его физическим органам восприятий, для архангелов не существует. Итак,
выключите из вашей картины мира все, что связано с ней только как физическое
ощущение, отстраните все, что вы восприняли внешним образом, - тогда из
вашей картины мира вы изъяли как раз то, что непричастно архангелам. Итак,
спросим себя: что же может дать архангелам человеческое сознание? Что
существует в нем для них? Все, что вы переживаете в душе ощущений, все, что
вы переживаете как обычную радость, какобычную печаль, вызванные внешним
миром, все, что является цветом, звуком, вообще чувственные восприятия
внешнего мира, - все это непричастно этим существам. Итак, выключите все
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Желая понять взаимоотношения между собой человеческих рас,
предоставляющих ту почву, на которой возникают единичные народности, надо
принять во внимание, что человек, каким мы его знаем, человек, которым
является каждый из нас, в сущнос-ти есть очень сложное существо и в своем
современном облике - как внешнем, так и внутреннем - возможен лишь благодаря
сотрудничеству многих, многих существ вселенной. Из рассмотрения
"Акаша-хроники" и других, посвященных развитию человека, мы знаем, что в
прошлом, до достижения нашей Земли ее теперешнего состояния, она сама должна
была пройти через три преобразования В течение этих трех преобразований
постепенно закладывались и развивались до их современного облика три так
называемых члена человека: физическое тело, эфирное или жизненное тело и
тело астральное. И лишь во время теперешнего воплощения Земли человек достиг
способности принять в себя четвертый член, принять свое Я. Эти четыре члена
его существа показывают нам все то, что прои-зошло в течение трех
предшествовавших воплощений нашей Земли, - в воплощениях Сатурна, Солнца и
Луны и в ее четвертом, соб-ственно земном воплощении, поскольку оно еще
протекает в современности Если вы проведете перед вашей душой всех тех
существ, которые сообща работали над всем этим - духов Воли или
престолов(Throne), духов Мудрости, духов Движения, духов Формы, духов
Личности, архангелов и вплоть до ангелов, а над духами Воли или престолами -
херувимов и серафимов, - то вы сможете себе представить, что лишь из
исключительно сложной совместной работы могло произойти то, что дало
возможность осуществить все строение современного человека. Мы видели, что
не только совместная деятельность в космосе многих существ и сил природы
была необходимо для возникновения человека, но что для этого в определенные
эпохи и определенным существам было еще необходимо отречься, отстать от
нормального хода их развития, чтобы благо-даря этому иным образом деятельно
вступить в становление челове-ческого облика, чем это было бы возможно при
их нормальном ходе развития.
Чудесная, многообразная и богатая ткань предстает переднами, когда мы
пытаемся постичь человека в его современном обли-ке. Но мы должны уяснить
себе, что лишь тогда мы научаемся по-нимать возникновение человека силой
сотрудничества этих духов-ных существ, когда мы, как бы расплетая эту ткань,
осторожно следуем за единичными существами в их деятельности. Мы можем
сказать себе: самым значительным для современного человека су-ществом
является то, которое дало ему возможность сказать себе "Я", прийти
постепенно к сознанию Я. И мы знаем, что эта воз-можность была дана сначала
духами Формы, теми существами, которых мы называем "власти". Итак, следуя за
деятельностью, которую они обращают на человека и как бы спрашивая себя: как
об-стояло бы с ним, с человеком, если бы в нем действовали главным образом
только эти существа, а именно - тот их род, который после-довал нормальному
развитию? - мы находим, что они ссужают чело-века организмом Я. Этим самым
уже сказано, что сообразно их при-роде их главный интерес заключается в том,
чтобы привести человекак этому своему Я. Но здесь необходимо отметить, что
совершаемое этими существами в человеке в современной его жизни становится
актуальным лишь в определенном возрасте, это проявляется в нем лишь в
определенном периоде его жизни.
Если вы вспомните о том, что говорилось о воспитании ре-бенка с точки
зрения духовной науки, то вы скажете себе: в пе-риод между физическим
рождением и сменой зубов, т. е. до седьмого года жизни, в человеке
развивается главным образом физическое тело. К развитию этого физического
тела духи Формы не питают никакого особого интереса, потому что оно,
собственно, есть лишь повторение того, что совершилось с человеком на
древ-нем Сатурне, что уже часто повторялось с ним и что и теперь яв-ляет
собой особый род повторения в этом, пока что последнем фи-зическом рождении
и до седьмого года жизни. Затем идет время от седьмого до четырнадцатого
года жизни, т. е. до половой зре-лости. Также и эти годы жизни не особенно
притягивают к себе интерес духов Формы, они - повторение древнего солнечного
пе-риода времени, главная же деятельность духов Формы в связи с ссужением
ими человека его собственным Я направлена на период земного состояния. Затем
мы подходим к третьему жизненному пе-риоду, протекающему между пятнадцатым и
двадцать первым, двад-цать вторым годами жизни. В этот промежуток времени
повторное развитие в человеке совершает астральное тело, нормально
принад-лежащее лунному развитию. Также и здесь духи Формы нормального
развития все еще не имеют никакого интереса в человеке. Мы долж-ны,
значит, сказать: три жизненных периода в человеке, предше-ствующие
собственному рождению Я, которое происходит обычно лишь после двадцати лет
жизни, не представляют собой никакого непосредственного интереса для духов
Формы. Они деятельно вступаютв человека - так сказать, по существу их
природы - лишь в двадцатых годах его жизни. Приняв это во внимание, вы не
очень удивитесь, если сказать: в сущности, для деятельности духов Формы
человек пригоден им лишь в том состоянии, в которое он вступает после
двадцати лет своей жизни. То, что развивается в человеке до этого времени,
это, в сущности говоря, является для духов Формы своего рода эмбриональным,
зачаточным состоянием. Выражаясь иносказательно, - духам Формы нормального
развития было бы удобней, чтобы все происходило в определенной
равномер-ности и чтобы никто не вмешивался в их работу. Если бы в тече-ние
этих двадцати с небольшим лет никто не вступал в деятель-ность этих духов
Формы, то в первые семь лет своего развития человек имел бы сознание,
присущее физическому телу, а это со-вершенно пониженное сознание, каким
обладает минеральный мир, Во второй стадии, - в период от седьмого до
четырнадцатого года, — он имел бы сознание спящего человека. От
четырнадцати лет до двадцатых годов своей жизни он был бы внутренне
интенсивно-дея-тельным, но пребывал бы в своего рода сновидческом бытии. И
лишь по истечении этого сознания лунного существа, т. е. около двад-цати
одного года своей жизни - человек, собственно, смог бы про-снуться и только
тогда прийти к осознанию Я. И только тогда смог бы он выйти из замкнутости в
себе и охватить взором внеш-ний мир в том его образе, который теперь
является нашим обычным, Так было бы если бы все шло нормальным развитием.
Итак, вы видите, что если принять во внимание только дея-тельность
духов Формы, то человек, в сущности говоря, слишком рано достигает своего
теперешнего сознания, потому что у сов-ременного человека это его сознание
до некоторой степени про-буждается вскоре после его физического рождения.
Оно не пробу-ждалось бы в такой форме, когда оно ясно и отчетливо
восприни-мает внешний физический мир, если бы другие духи - по своему
существу духи Движения, - не отстали и не отреклись заранее от тех
способностей, развития которых они достигли бы к теперешне-му периоду бытия
Земли, если бы они не остановились в их разви-тии, получив этим самым в
современном становлении Земли возмож-ность особенным образом вступить в
развитие человека. Как раз благодаря тому, что они иным образом прошли свое
развитие, они в состоянии уже раньше привести человека к тому, чего
нормально он должен был бы достигнуть в двадцатых годах своей жизни. Итак,
это духовные существа, которые вплоть до теперешнего состояния земного
развития отказались от возможности нормальным образом совершенствоваться
дальше; духовные существа, которые во время земного развития могли бы быть
духами Движения, но которые задержались на ступени духов Формы и как такие
духи Формы деятельны теперь в этом земном развитии. Поэтому в этом последнем
они спо-собны ссудить человека - который для этого, собственно, совсем еще
не созрел и которому еще много надо было бы наверстать из прошлого - тем,
чем нормальный ход развития ссудил бы его лишь в двадцатых годах его жизни
Т. е., значит, вступая в земное бытие, человек получает от таких духов Формы
отсталого развития способ-ности, которые в ином случае он получил бы лишь по
истечении двадцати лет своей жизни.
Все это имеет значительные последствия. Представьте себе, что это было
бы иначе. Тогда, если бы это было не так, т. е. если бы эти духиотсталого
развития не вступали в станов-ление человека, то в отношении физического
мира человека вооб-ще можно было бы принимать в соображение лишь в том его
состоянии, которое он достигает в двадцатых годах своей жизни; это значит,
что в этом состоянии он должен был бы рождаться как фи-зическое существо; он
должен был бы проходить через совсем иное эмбриональное развитие. В
действительности же, благодаря этим духам формы отсталого развития, развитие
человека от его рождения и до двадцатых годов жизни полностью переносится в
физический мир; это составляет, приблизительно, первую треть нашей земной
жизни. Следовательно, мы должны сказать: первая треть нашей земной жизни
подчинена промыслу не тех существ, которые господствуют над земными
условиями, а других, т. е. ду-ховных существ отсталого развития; а т. к.
последние принимают участие в общем становлении, то благодаря этому мы,
люди, и не обладаем тем обликом, которым бы мы обладали, если бы мы
рожда-лись в состоянии, свойственном нам в нашем двадцатилетнем воз-расте.
За это человек должен расплачиваться тем, что вся его первая треть жизни -
годы до его двадцатилетнего возраста - под-чинена большому влиянию этих
отставших существ. Под их влиянием происходит, собственно, весь рост
человека. За это он платит тем, что по истечении его второй трети жизни -
по-существу принадлежащей только нормальным духам Формы - начинается его
нис-ходящий путь, его отход, а с этим и распадение его эфирного и
астрального организма. Таким образом, жизнь расчленяется на три части:
восходящую, среднюю и нисходящую. Во время своей земной жизни лишь в средней
ее части человек, в сущности, есть человек; в последней трети он должен
возвращать то, что он получил в пер-вой, в восходящей, должен соответственно
платить по счету.
Если бы человек действительно всегда был полностью под влиянием
нормальных духов Формы, то все то, что в настоящее время совершается с его
существом вплоть до двадцатых лет его жиз-ни, приняло бы совсем иной
характер, совсем иной облик; все протекало бы иначе; все, что связано с
современным развитием че-ловека в первой из трех эпох его жизни, в сущности
говоря, яв-ляется бытием, предвосхищающим многое из его развития в
поздней-ших жизненных эпохах. Благодаря этому, ко времени наступления второй
эпохи его жизни человек становится более материальным су-ществом, чем он был
бы в ином случае. В этом ином случае человек проходил бы до этого времени
своей жизни только через духовные состояния и спускался бы к современному
материальному уплотне-нию, находя свою связь с Землей лишь в тот момент
своего раз-вития, который теперь он переживает в возрасте двадцати лет или
двадцати одного года. Духовная наука, значит, показывает нам, что если бы
развитие пошло таким путем, то человек полно-стью нисходил бы на Землю лишь
в том состоянии, которое в нас-тоящее время он достигает в двадцатьдвадцать
один год своей жизни, и не имел бы возможности пройти на Земле
через предшествующие этому состояния; он должен был бы их проделать в
над-земном бытии, в окружении Земли. Теперь вы понимаете весь ход развития
детского и юношеского возраста.
Если мы примем эту прямую линию ВС за земной путь чело-века, то по
предопределению духов Формы человек должен был бы ни
...Закладка в соц.сетях