Философия союзного государства. тезисы
Сергей ШиловФилософия Союзного государства. Тезисы
© Copyright Сергей Евгеньевич Шилов
Email: info@psun-wppr.org
Date: 14 Dec 2002
1. В XIX веке возникает философия мирового государства.
Настоящая философия во многом явилась реакцией на всемирно-историческое
явление всей совокупности французских революций, завершившееся явлением
революционной империи Наполеона и ее крушением. Кант определяет понятие
мирового государства прежде всего как "союз свободных европейских
государств". Гегель фактически выводит понятие мирового государства в форме
"абсолютной идеи мировой истории", практической идеи разумной организации
власти. Маркс продвигает философию мировой революции, разрабатываемую в
качестве фундаментального отрицания философии мирового государства.
2. Материалистический XX век открывается как парадоксальное
возникновение на идеях философии мировой революции государства нового типа -
Союза Советских Социалистических Республик. Радикальное отрицание философии
мирового государства привело к возникновению государства, отличного от иных
видов государств. Дальнейшее развитие XX века связано с всесторонней
реакцией цивилизации на данное всемирно-историческое явление. Становление
современного развитого капиталистического мира фактически происходило в
государственно-правовых формах, как минимум, двухсолетней давности (со
времен образования США), культ незыблемости которых, в значительной степени,
укреплялся негативной реакцией на тоталитарный строй возникшего государства,
возобновивший в себе ряд архаических черт деспотии.
3. Глобализация, таким образом, есть не что иное, как новая постановка
вопроса о философии мирового государства. Необходимы как теоретическое и
практическое преодоление философии мировой революции (и ее истоков), так и
новая философия государства, то есть такое развитие государственно-правовых
форм, соответствующих гуманитарным реалиям "постиндустриального
информационного общества", которое (развитие) не столько являлось бы
негативной социокультурной реакцией на исторический опыт тоталитарной
власти, сколько выявило бы собственные основания - основания устойчивого
развития.
4. Всемирно-исторический смысл распада конституционно-договорного
пространства СССР состоит таким образом, на самом деле, в такой
объективно-исторической трансформации реального пространства СССР, которая в
течение определенного переходного периода (1991 - 2003 г.г., что исторически
изоморфно периоду 1905 - 1917 г.г., и должно преодолеть его деструктивную
составляющую на основе исторического опыта) приведет к образованию
государства качественно нового типа, основанного не на философии мировой
революции, а на новой философии мирового государства, - приведет к
фундаментальной самоидентификации Российской Федерации и занятию ей
соответствующего места в мире.
5. Философией государства, образующегося в процессе настоящей
трансформации, в момент его реального образования может быть исключительно
только и будет философия мирового государства - новая современная философия
мирового государства.
6. Современная философия мирового государства - это общечеловеческая
философия прав народа.
Общечеловеческая философия прав народа представляет собой развитие
философии прав человека до уровня философии мирового устойчивого развития, а
именно: как с развитием философии прав человека стало возможным практическое
государственно-правовое, экономическое и иное отношение к человеку вне его
национальной, конфессиональной, половой и иных принадлежностей
(универсальное отношение - н а р я д у с данными специфическими
принадлежностями), так с развитием философии прав народа (о необходимости
чего утверждал Гегель в "Феноменологии духа") станет возможным практическое
отношение к народу вне его культурной, национальной, государственной и иных
идентификаций (универсальное отношение - н а р я д у с данными
идентификациями), выявление универсальной гуманитарной сущности народа,
образующего со всеми народами человечества единую гуманитарную цивилизацию.
Основанием современной философии мирового государства является
действительный переход от формально-международного права (на деле,
межгосударственного права) к реальному международному праву, переход от
формально-государственного права к социально-реальному праву, на пути
которого (перехода) становятся разрешимыми такие фундаментальные
противоречия нынешнего международного права, как противоречие между правом
наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств.