Купить
 
 
Жанр: Философия

Нравственные письма к Луцилию

страница №41

р. М. Гаспарова):
То, что дошло через слух, всегда волнует слабее, Нежели то, что зорким
глазам предстает необманно.
(Здесь и далее стихи Горация цитируются по изданию: Гораций. Оды,
эподы, сатиры, послания. М., 1970).
2 Зенон из Китиона (ок. 336 - ок. 264 гг. до н. э.) - философ, сперва
- ученик киника Кратета, затем - основатель собственной школы, названной
по месту его деятельности - афинскому "Расписному портику" (stoa
itoixi".'q) - стоической. Клеанф (331 - 251 гг. до н. э.) - ближайший
ученик Зенона, после его смерти - руководитель стоической школы.
8 Ошибка Сенеки: Аристотель родился спустя 15 лет после гибели Сократа.

* Метродор из Афин, Гермарх из Митилены, Полнен из Лампсака (конец IV
- начало III в. до н. э.) упоминаются в качестве учеников Эпикура также
у Диогена Лаэрция (X, 15, 22). Метродор - ближайший ученик Эпикура, адресат
многих его посланий; умер раньше учителя у него на руках. Гермарх
и Полиен, став последователями Эпикура, отказались первый - от занятий
риторикой, второй - математикой. Полиен умер при жизни Эпикура, Гермарх
возглавил после смерти учителя школу по его завещанию.
Письмо VII
1 Во время гладиаторских игр давали два представления в день: утреннее
- борьба со зверями, и полуденное - бой между гладиаторами. В промежутке
иногда разыгрывались мимы.
2 Обычные пары - гладиаторы в полном вооружении. Любимые бойцы - так
называемые postulatitii (от postulare - требовать), самые прославленные
гладиаторы, которых
выпускали на арену по требованию зрителей. 8 Мечами, факелами и ударами
бичей на арену возвращали отступавших гладиаторов.
4 Иногда на арене заставляли биться осужденных на казнь преступников.
5 Марк Порций Катан Цензор (234 - 149 гг. до н. э.) - государственный
деятель, противник греческого влияния, прославившийся обличением роскоши
и испорченных нравов в Риме. Гай Лелий, прозванный Мудрым (II в. до н.
э.), - правовед и государственный деятель. Оба - обычные примеры "добрых
нравов" в римской моралистике.
* Симмах ("Письма", IX, 105) приписывает это изречение Гераклиту.
Письмо VIII
1 При Тиберии право избрания должностных лиц было отнято у народного
собрания и передано сенату (см. Тацит. Анналы, I, 15).
2 Гогота - комедия с сюжетом из римской жизни, персонажи которой были
одеты
в тогу. 8 Публилий Сир (I в. до н. э.) - автор мимов, многие цитаты
из которых составили
сборники популярных изречений.
* Обутые в сандалии - комические актеры; выступающие на котурнах -
трагические актеры.
Письмо IX
' Стильпон (IV в. до н. э.) - виднейший философ мегарской школы, разрабатывавший
по преимуществу этические вопросы и объявивший высшей целью
жизни "апатию". Один из учителей Зенона. 2 Этот термин может означать и
отсутствие страданий, и - в языке стоиков - бесстрастие. Сенека приписывает
этому слову еще одно значение - нетерпеливость,
8 В некоторых изданиях это место читается: "один или оба глаза".
* Аттал (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) - философ-стоик, учитель Сенеки.
Сенека Старший ("Свазории", II, 12) характеризует его: "Муж величайшего
красноречия, из философов, каких только видел наш век, самый тонкий и
речистый".
6 Перевод сделан по чтению &дной из рукописей. Во многих из них последняя
фраза отсутствует.
6 Хрисипп из Сол (ок. 280 - 206 гг. до н. э.) - ученик Клеанфа, окончательно
сформировавший стоическое учение. Написал 705 трудов, в которых
развил теорию познания. нарисовал идеальный образ мудреца и т. д. Диоген
Лаэрций писал о нем (VII, 7, 183): "Не было бы Хрисиппа, - не было бы и
стой". От Хрисиппа пошли также свойственные стоикам диалектические и
терминологические сложности, на которые нередко нападает Сенека.
т Хрисипп различал понятия "терпеть нужду" и "иметь потребность".
"Потребность" возникает в предметах, пользу которых человек энает и без
которых не может обойтись. Терпеть нужду - значит испытывать душевное
сокрушение из-за отсутствия какого-либо предмета, независимо от его
пользы.
8 По учению стоиков, мир должен погибнуть в огне.
в Деметрий (337 - 283 гг. до н. э.) - один из "эпигонов" - полководцев,
ведших войны за раздел и передел державы Александра Македонского и
его наследников. За изобретение осадных машин был прозван Полиоркетом -
разрушителем городов. Эпизод со Стильпоном пересказывает также Плутарх
("Деметрий", IX), по версии которого, Стильпон ответил Деметрию: "Я не
видел, чтобы кто-нибудь из твоих воинов унес мое знание".

10 В некоторых изданиях далее следует слово "воздержность", отсутствующее
в рукописях.
п Изречение Публилия Сира.
Письмо Х
' Кратет из Фив (2-я половина IV в. до н. э.) - философ-киник, ученик
Диогена. Раздав свое имущество, вел жизнь странствующего философа-проповедника.
Его учеником был Зенон.
2 Афинодор (I в. до н. э.) - философ-стоик, сначала - хранитель Пергамской
библиотеки, затем (с 70 г.) живший в Риме, в доме Катона Утического
(см. прим. 2 к письму XIII).
8 Молиться во всеуслышанье - одно из правил пифагорейцев.
Письмо XI
1 Ср. у Диогена Лаэрция (VII, 54) рассказ о кинике Диогене, который
сказал при виде покрасневшего юноши: "Верь в него: это цвет добродетели!"

2 Слова "или души" некоторые издатели нового времени опускают, как
противоречащие общему смыслу учения Сенеки.
8 Фабиан Папирий - один из учителей Сенеки, сперва оратор, затем философ,
близкий к стоицизму.
4 О понятии "человека добра" у Сенеки см. в статье, стр. 343 - 344.
Письмо XII
' Гением римляне называли духа-покровителя каждого мужчины, вместе с
ним рождавшегося и умиравшего.
2 Прозвище Гераклита - Темный.
8 Пакувия как командира легиона в Сирии в 19 г. н. э. упоминает Тацит
("Анналы", II, 79). Видимо, был впоследствии (до 32 г.) наместником этой
провинции.
4 Вергилий. Энеида, IV, 654 (здесь и далее многочисленные цитаты из
Вергилия приводятся по изданию: Вергилий. Буколики, Георгики, Энеида.
М., 1971. "Буколики" и "Георгики" цитируются в переводе С. Шервинского,
"Энеида" - в переводе С. Ошерова). Письмо XIII
1 Текст переведен по исправлению Швейгехойзера. Бюхелер предлагает
другое исправление: "Мы отдаемся на волю уносящих нас ветров".
2 Катан - Марк Порции Катон Младший (95 - 46 гг. до н. э.), прозванный
Утическим. Философ-стоик и государственный деятель, страстный защитник
традиционной республики и противник Помпея и Цезаря в пору их союза.
С началом их вражды, после вторжения Цезаря в Италию, присоединился к
Помпею, а после его разгрома пытался организовать сопротивление Цезарю в
Северной Африке. Потерпев неудачу, покончил с собою в Утике (Ливия),
бросившись на меч, а потом сорвав повязку со своей раны. Катон - любимый
герой писателей стоической оппозиции.
Письмо XIV
' Сицилийское море - часть Средиземного моря у восточного берега Сицилии.
Харибда локализовалась в Мессинском проливе (между Сицилийским и
Тирренским морем).
2 Жреческие повязки - убор жреца во время священнодействий; жрец был
лицом неприкосновенным.
8 Сенека метафорически изображает позицию Катона в начале гражданской
войны (январь 49 г. до н. э.), когда тот категорически требовал от Цезаря
роспуска войск и поддерживал намерение Помпея удалиться в Испанию,
также распустив легионы.
4 Имеется в виду эпизод борьбы Катона против закона о раздаче земель,
предложенного Цезарем в год его консульства (59 г. до н. э.). Ср. Плутарх.
Катон, XXXIII:
"Цезарь предложил еще один закон - о разделе почти всей Кампании...
Ему не противоречил никто, кроме Катона. Цезарь приказал прямо с ораторского
возвышения отвести его в тюрьму, но и тут Катон не пал духом и
не умолк - напротив, по дороге в тюрьму он продолжал говорить о новом
законе".
6 Некоторые издатели принимают конъектуру Мадвига, предлагающего читать
это место так: "...надо ли мудрому стараться о делах государства".
6 Перевод по конъектуре Гроновия.
Письмо XV
' Ср. Гораций. Сатиры, II, 2, 77 - 78 (пер. М. Дмитриева):
Тело, вчерашним грехом отягченное, дух отягчает И пригнетает к земле
часть дыханья божественной силы.
"Аристон остроумно уподобил атлетов колоннам в гимнасии, ибо они такие
же гладкие и каменные. И Диоген-киник на вопрос, почему атлеты почти
что лишены чувств или разума, ответил: "Потому что состоят из свиного и
бычьего мяса". Был и стих-пословица: "Желудок полон - тонким уж не будет
ум"" (Примечание Юста Липсия).
2 Маслом атлеты умащали тело.
8 Салии - коллегия жрецов Марса; ежегодное празднество их сопровождалось
бегом по городу с пением и пляской-прыжками. Само название коллегии
связывали со словом salire - "прыгать".

4 Сукновалы, занимаясь чисткой шерстяной одежды, погружали ее в мочу
и топтали, подпрыгивая.
6 Место по-разному читается в разных рукописях и изданиях. Можно прочесть
его и так: "не требующее выучки и легкое".
8 Место сильно испорчено и восстанавливается по-разному. Нами принято
чтение большинства изданий.
Письмо XVI
' Место испорченное и по-разному восстанавливаемое разными издателями.
2 Рок и божество повелевают миром - по учению стоиков, случай - по
учению эпикурейцев. 8 Ср. изречение Эпикура (Стобей. "Цветник", XVII):
"Спасибо блаженной природе за то,
что необходимое она сделала легко доступным, а недоступное - не необходимым".
Письмо XVI!
' В сохранившихся сочинениях Цицерона этих слов нет.
' Сигналом трубы собирали войско; в эпоху Ранней республики неимущие
граждане не должны были являться на службу. Возможно, впрочем, что Сенека
имеет в виду не этот старинный обычай, а сигнал, подававшийся при
казни через бичевание (см. Тацит. Анналы, II, 32).
' Слово бедняк введено Бюхелером и Герцем. В старых изданиях - "она
(т. е. бедность) знает".
* Ср. Гораций. Послания, I, 2, 47 - 48 (пер. Н. Гинцбурга):
Ибо ни дом, ни земля, ни меди и золота груды Прочь лихорадку отвесть
от больного владельца не могут.
Письмо XVIII
1 Сатурналии праздновались в эпоху Сенеки с 17 декабря в течение недели.
Обычная одежда заменялась на мягкое шелковое платье и остроконечный
колпак, все предавались веселью и удоводьствиям в память о царстве
Сатурна - Золотом веке.
2 В начале гражданской войны многие приверженцы республики, по примеру
Катона Утического, облачились в темные тоги.
" ... великих людей. . . - Пифагора, Сократа, Эпикура.
4 Тимоновы трапезы - скромные трапезы в одиночестве, названные так по
имени знаменитого афинского человеконенавистника. Бедные каморки - особые
комнаты в домах римских богачей, "упражнявшихся в бедности", чтобы
задобрить богиню Немесиду, чей культ распространился в период Ранней империи.

6 Асе - самая мелкая медная монета.
* У греков год обозначался -именем одного из архонтов, как у римлян -
именами консулов. Архонтство Харина - 307/308 г. до н. э. ? Вергилии.
Энеида, VIII, 364 - 365.
Письмо XIX
' Меценат, Гай Цильний (род. между 74 и 64 гг. до н. э. - ум. 8 г. до
н. э.) - сподвижник и друг Августа, организатор его идеологической политики.
Собрал кружок поэтов, в который входили Вергилии, Гораций, Пропорций,
Варий и др. Сам писал стихи и прозу в пышном "азианском" стиле. Под
"пыткой" Сенека, возможно, разумеет бессонницу, мучившую Мецената последние
годы жизни. Изнеженный образ жизни Мецената и его стиль - обычные
объекты нападок Сенеки.
* Номенклатор - раб, обязанный на улице подсказывать господину имена
встречных, а дома - имена рабов и клиентов.
Письмо XX
' Деметрий (I в. н. э.) - моралист-киник, о котором Сенека ("О блаженной
жизни", XVIII, 3) писал: "Увидев, в какой крайней бедности проводит
он жизнь, я по-другому слушаю его и читаю". Деметрий нападал на Нерона,
впоследствии - при Веспасиане и Домициане - дважды был изгнан из
Рима.
2 После этих слов следуют слова, считающиеся поздней вставкой: "Но
спокойней тот, у кого нет богатства".
Письмо XXI
' Пламеней из Лампсака (конец IV - начало III в. до н. э.) - зять и
ученик Эпикура, автор сочинения "О сократиках".
8 Аттик, Тит Помпоний (110 - 32 гг. до н. э.) - римский всадник, писатель
и издатель. Принципиально уклонялся от государственной деятельности,
больше 20 лет прожил в Афинах. Ближайший друг Цицерона, чьи
письма к Аттику составляют 16 книг.
' Агриппа, Марк Випсаний (62 - 12 гг. до н. э.) - полководец и ближайший
сподвижник Августа, второй человек в государстве после принцепса.
Первым браком был женат на дочери Аттика Помпонии, вторым - на дочери
Августа Юлии Старшей. Его дочь от Помпонии, Випсания Агриппа, была первой
женой Тиберия и матерью его единственного сына Друза Цезаря (13 г.
до н. в. - 23 г. н. в.).
4 Вергилий. Энеида, IX, 446 - 449. Поэт обращается к двум своим героям,
Нису и Эвриалу, мужественно погибшим в бою. Капитолийский утес - Капитолий,
средоточие государственных святынь Рима. Род Энея - род Юлиев,
к которому принадлежал Август, получивший титул "отца отчизны".

6 Пифокл - ученик Эпикура, красавец-юноша, талант которого учитель
ценил особенно высоко.
6 Ср. Цицерон. Тускуланские беседы, V, 33 (Цицерон. Избранные сочинения.
М" 1975, пер. М. Гаспарова): "Эпикур делит желания на три рода...:
во-первых, естественные и необходимые; во-вторых, естественные, но не
необходимые; в-третьих, ни те ни другие Необходимые желания удовлетворяются
сущим пустяком: ведь богатства природы у нас под руками. Желанья
второго рода не трудны для достижения, но нетрудно обойтись и без них.
Наконец, желанья третьего рода, пустые, чуждые и природе, и необходимости,
следует вовсе искоренять".
Письмо XXII
1 Слово "жажда" дает одно из первоизданий, однако без него смысл
восстанавливается лишь с натяжкой.
Письмо XXIV
' Публий Рутилий Руф (ок. 154 - 74 гг. до н. в.) - государственный
деятель, юрист и философ-стоик, ученик Панэтия. Друг Сципиона Младшего и
Лелия, участник многих войн. Управляя провинцией Азией, боролся со злоупотреблениями
откупщиков-всадников и за ато по возвращении в Рим был
несправедливо осужден всадническим судом и изгнан. Жил в Митилене на
Лесбосе, занимаясь философией, затем в Смирне; здесь в 78 г. до н. а.
его посетил Цицерон. Когда Сулла, двинувшийся из Азии походом на Рим
против марианцев. предложил Рутилию пойти с ним, тот отказался.
2 Квинт Цецилий Метелл, прозванный Нумидийским за победы над нумидийским
царем Югуртой, консул 109 г. до н. э., цензор 102 г. до н. э"
боролся как цензор против радикального земельного закона, а когда закон
был принят, отказался присягнуть ему и удалился в добровольное изгнание
на Родос (100 г.). Через год был возвращен благодаря усердным хлопотам
сына, вопреки сопротивлению демократов - сторонников Мария, соперничавшего
с Метеллом еще во время Югуртинской войны.
8 См. Платон. Критон, Федон.
4 Муций Сцевола - хрестоматийный пример староримской доблести. В 508
г. до н. э., когда этруски осадили Рим, пытался убить их царя Порсенну,
но поразил только его писца. Схваченный и отданный на пытку, сам положил
правую руку на огонь. Пораженный его мужеством, Порсенна снял осаду.
6 Сципион - Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион (внук Метелла Нумидийского
по усыновлению), коллега Помпея по консульству 52 г. до н. в., командовал
его флотом во время битвы при Фарсале, затем бежал в Африку,
где принял у Катона верховное командование, и после разгрома при Тапсе
покончил с собой (46 г. до н. в.).
6 Сципион Африканский Старший (235 - 183 гг. до н. э.) во время второй
Пунической войны перенес военные действия в Африку из Италии и в 202
г. разгромил Ганнибала при Заме, чем положил конец войне. Его внук (по
усыновлению) Сципион Эмилиан Африканский Младший (185 - 129 гг. до н.
э.) разрушил в 146 г. Карфаген. Человек обширной образованности, глава
дружеского кружка, куда, кроме государственных деятелей, как Лелий, входили
философы, в частности Панэтий, и поэты (сатирик Луцилий, комик Теренций),
Сципион Младший со времени Цицерон" стал любимым примером у
римских моралистов.
т Иксион, привязанный к вечно вращающемуся колесу. Сизиф, вечно катящий
в гору камень, Титий, чью печень вечно терзают коршуны, - мифические
нечестивцы, наказанные муками в царстве мертвых. Письмо XXVI
э Место, сильно испорченное и по-разному восстанавливаемое, переведено
по чтению
Рукопфа. Письмо XXVII
1 Известен Гай Кальвизий Сабин, сенатор, консул 26 г. н. э.; в бытность
его наместником Паннонии его жена учинила в военном лагере непристойный
скандал, и Сабин, обвиненный Калигулой, покончил с собою в 32 г.
Однако большинство исследователей считает, что Сенека имеет в виду не
его.
2 Перевод сделан по конъектуре Гроновия.
* Александрийские грамматики составили канон из девяти величайших лириков.
В него вошли Алкман, Алкей, Стесихор, Анакреонт, Сафо, Симонид
Кеосский, Ивик, Вакхилид и Пиндар.
Письмо XXVIII
' "Энеида", III. 71. 2 "Энеида", VI, 78 - 79. Речь идет о Кумской сивилле,
впадающей в пророческое ис-
ступленье. " О космополитизме стоиков см. в статье, стр. 330 - 331.
Однако утверждения такого
рода приписывались и Сократу (Цицерон. Тускуланские беседы. V,
XXXVII, 108)
и Демокриту (Стобей, XXXVIII).
* Тридцать тиранов - олигархическая клика, захватившая власть в побежденных
Спартой Афинах (404 - 403 гг. до н. э.). Хотя во главе их стоял
ученик Сократа Критий, философ резко нападал на них, за что те ему
пытались запретить вестн его обычные беседы с гражданами.

Письмо XXIX
' Марцеллин - лицо, из других источников не известное. ' Известно
несколько философов, носивших это имя; очевидно, Сенека имеет в виду
перипатетика времен Августа, которого упоминает также Страбон (XVII,
790),
упрекающий его в неоригинальности. 8 Скавр Мамерк Эмилий - выдающийся
оратор и трагический поэт. Покончил с собой
в 34 г., обвиненный в оскорблении величества за несколько стихов из
трагедии
"Атрей", которые были истолкованы как намек на Тиберия. 4 Слово "перипатетик"
происходит от греч. лерптео) - "гуляю". 6 Греции, Юлий - сенатор,
ученый-винодел. Отказался выступить обвинителем Скавра
и за это был убит по приказу Калигулы.
Письмо XXX
' Ауфидий Басе (1 в. н. э.) - последователь учения Эпикура, крупнейший
историк, автор книг о войнах с германцами (возможно, раздел всеобщей
истории его времени).
2 Семь кругов - обычная дистанция пробега колесниц в римском цирке.
/7исьлю XXX/
' Имеется в виду эпизод из "Одиссеи" (XII, 47 - 48), когда
Улисс-Одиссей залепил спутникам уши воском перед тем, как проплыть мимо
Сирен.
а Рациональный характер добродетели - одно из основных положений стоицизма,
восходящее, однако, к Сократу. Цицерон в "Тускуланских беседах"
(IV, VI, 12) так излагает взгляды Зенона: "Радость и желание вытекают из
суждения нашего о благе... Ведь по законам самой природы люди тянутся к
тому, что кажется им благом, а противоположного избегают... Если это
влечение устойчиво и разумно, то стоики называют его Bou^ai^ мы - волею.
Такой волей обладает у них только мудрец; отсюда и определение: воля
есть разумное желание". Мусоний Руф почти буквально говорит то же, что
Сенека (Стобей, XXVII): "Добродетель - это знание, причем не только
умозрительное, но и приложимое к деятельности". О понятии "воли" у Сенеки
см. в статье, стр. 344. * Гензе предлагает читать эчо место иначе:
"Как так? Разве труд пустой и ненужный, вызванный пустыми причинами, не
есть зло?" - "Ничуть не больше, чем тот..."
4 Ленинский и Греческий хребет - в Альпах, Кандавия - горная область
в Македонии, Сирты - мелководные заливы у северного берега Африки, Сцилла
и Харибда локализовались в Мессинском проливе.
6 Претекста - см. прим. 1 к письму IV. Претекста была также отличьем
сенаторов.
6 Эразм, исправляя одно слово, предлагает читать: "нечто такое, что
не становится день ото дня все хуже, не знает препятствий".
7 Вергилий. Энеида, VIII, 365.
Письмо XXX///
' Туника с рукавами - одежда по преимуществу женская, ношение ее мужчинами
считалось признаком изнеженности.
2 Высоко подпоясанные - римские солдаты.
8 Овидий. Метаморфозы, XIII, 824.
4 Хрия - краткий рассказ об изречении или поступке прославленного человека;
служил в школе материалом для эаучиванья.
Письмо XXXIV
' Чтение, предложенное Швейгехойзером со ссылкой на один из кодексов.
Пословицу, приведенную выше, ср. Гораций. Послания, 1, 2, 40 (пер. Н.
Гинцбурга):
Тот уж полдела свершил, кто начал; осмелься быть мудрым!
Письмо XXXV
1 Ср. "О благодеяниях", I, 8 - слова Эсхина, обращенные к Сократу:
"Дарю тебе единственное, что у меня есть, - самого себя".
Письмо XXXVI
1 Аристон Хиосский (III в. до н. э.) - ученик Зенона, позже эволюционировавший
в сторону кинизма; за красноречье своих проповедей был прозван
"сиреной".
Письмо XXXVII ' Клятва гладиаторов, формула которой приводится далее.
2 Побежденный гладиатор имел право просить пощады, обратившись к зрителям.
Если те опускали вниз отставленный большой палец, просящего добивали.

* Конъектура Грутера, добавившего одно слово и получившего очень
кстати употребленную цитату из Вергилия ("Энеида", II, 494).
Письмо XXXIX
' Слово breviarium (обобщение), очевидно, было в эпоху Сенеки неологизмом,
поскольку мы находим его только у позднейших авторов, а комментируемая
фраза - первый по времени случай его употребления. Впрочем,
слово summarium (краткий итог) также встречается лишь здесь.
8 Перечни (или каталоги) философов были составлены александрийскими
грамматиками. По их образцу составил перечень римских философов Квинтилиан
в "Воспитании оратора" (X, I); в этом перечне он дает характеристику
Сенеки.

Письмо XL ' Об Одиссее Гомер говорит ("Илиада", III, 222, пер. Н.
Гнедича):
Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись... а о старце
Несторе (там же, I, 249):
Речи из уст его вещих, сладчайшие меда, лилися. 2 Перевод сделан по
конъектуре Муре.
' Публий Виниций - консул 2 г. н. э., характеризуется Сенекой Старшим
как оратор умный, но не самостоятельный. Азеллий Сабин - ритор, упоминаемый
им же; возможно, был воспитателем Калигулы и автором заслужившего
награду от Тиберяя "диалога устрицы, гриба и дрозда". Варий Гемин. Квинт
- политический деятель эпохи Августа, также упоминаемый Сенекой Старшим
как оратор.
4 Квинт Гатерий (ум. 24 г. н. а.) - политический деятель и оратор.
Образцы его декламации сохранились в книге Сенеки Старшего. Его имя, искаженное
в рукописях, воссгановлено Юстом Липсием.
Письмо XLI ' Вергилий. Энеида, VIII, 352.
Письмо XLIV
1 Четырнадцать рядов, ближайших к орхестре, были отведены в театре
для всадников. Сенаторы сидели на орхестре.
2 Точно таких слов в сохранившихся сочинениях Платона не г. Комментаторы
указывают аналогичные мысли в "Тэетете", II.
" Портреты предков, вылепленные из воска, выставлялись в атрии (прихожей)
в домах знатных римлян. Законченность указывает на давность этих
изображений, водруженных во времена, когда над очагом было только отверстие
для выхода дыма.
Письмо XLV
* Имеется в виду знаменитый софизм: "У тебя есть то, чего ты не терял,
рогов ты
не терял, значит, у тебя есть рога". По преданию, киник Диоген, услышав
этот
софизм, пощупал лоб и ответил: "Что-то я их не вижу". 2 Другой знаменитый
софизм, книги о котором написали среди прочих Феофраст и
Хрисипп. В нем предлагалось ответить на вопрос: "Лжет ли тот, кто говорит
о себе,
что лжет?"
Письмо XLVI
4 Перевод по чтению Муре, Юста Липсия и др. В рукописях - "легкой".
Письмо XLVII
* Рабов, привлекавшихся в качестве свидетелей к суду, разрешалось
допрашивать только под пыткой.
* Каллист - вольноотпущенник Калигулы, участник заговора против него,
при Клавдии - всемогущий временщик.
* В первую десятку включали самых никудышних из выставленных на продажу
рабов. " "Каллист добился чего-нибудь для господина, домогавшегося
этого у цезаря Клавдия, но не без платы или подарка" (Примечание Юста
Липсия). 9 В рукописях это место читается: "когда разбит был Марий". Однако
из дальнейшего явствует, что речь идет о войне с варварами, Марий
же разгромил германские племена кимвров и тевтонов. Отсюда - остроумное
исправление Юста Липсия, предложившего изменить одну букву (Mariana
clade - Variana clade). Квинтилий Вар был в 9 г. н. э. разбит в Тевтобургском
лесу вождем германского племени херусков Арминием.
6 Гекуба - жена Приама, после падения Трои попавшая в плен к ахейцам.
Крез (VI в. до н. э.) - царь Лидии, чьи богатства вошли в пословицу. Был
взят в плен разгромившим его державу персидским царем Киром. Мать Дария
III Сизигамбида была взята в плен разбившим ее сына Александром Македонским.
Платон в бытность свою в Сицилии пытался осуществить там проект
своего утопического государства, но был за это продан в рабство тираном
Дионисием Старшим. Первый хозяин перепродал Платона, второй освободил
его. Диоген был захвачен пиратами и продан коринфянину Ксениаду, который
приставил его воспитателем к детям.
7 Сатурналии.
8 Консуляр - пожизненное звание бывших консулов. 8 Знак сатурнальных
вольностей.
Письмо XLVHI
' Место испорченное, перевод сделан по конъектуре Швейгехойзера. '*
Увертки - так называемые "exceptiones" - предлоги, с помощью которых ответчик
старался доказать незаконность судебного иска. Мастерами придумывать
их были наемные стряпчие, обычно сидевшие возле доски, на которой
вывешивались преторские эдикты. ' Вергилий. Энеида, IX, 641.
Письмо XLIX
' Сотион - философ школы Секстиев, автор сочинения "О гневе", возможно
повлиявшего на одноименный трактат его ученика Сенеки. 2 В сохранившихся
сочинениях Цицерона этих слов нет. 8 Вергилий. Энеида. VIII, 385 -
386. * Еерчпид. Финикиянки, 481.
Письмо L ' Перевод сделан по исправлению Герца.

Письмо LI
' Мессала, Марк Валерий Корвин (ок. 64 г. до н. а. - 8 г. в. в.) -
сподвижник Августа, оратор, филолог, автор книги о достопримечательностях.
К группировавшемуся вокруг

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.