Купить
 
 
Жанр: Философия

Размышления

страница №4

ения, раз уж оно природно;
пусть только ведущее от самого себя не прилагает признания,
будто это добро или зло.
27. Жить с богами. А живет с богами, кто упорно показывает
им, что душе его угодно уделяемое ей, и что делает она то, чего
желает ее гений, коего, словно кусочек себя, Зевс каждому дал
защитником и водителем. Дух и разум каждого — это он.
28. На потного сердишься ты? на того, у кого изо рта
пахнет? Ну что, скажи, ему поделать? такой у него рот, пазуха
такая, и неизбежно, чтобы было оттуда такое выделение. — Но
ведь человек разум имеет, мог бы заняться этим и сообразить, в
чем погрешность. — Вот хорошо-то! Выходит, и у тебя разум; так
ты и продвинь своим разумным складом разумный склад другого;
укажи, напомни. Послушается, так исцелишь, и сердиться нечего.
Ни на подмостках, ни на мостовой.
29. Как ты помышляешь жить, уйдя отсюда, так можешь жить и
здесь; а не дают, тогда вовсе уйди из жизни, только не так,
словно зло какое-то потерпел. Дымно — так я уйду; экое дело,
подумаешь. А покуда ничто такое не уводит меня из жизни — я
независим, и никто не помешает мне делать то, что желаю в
согласии с природой разумного и общественного существа.
30. Разум целого обществен — сделал же он худшее ради
лучшего, а в лучшем приладил одно к другому. Ты видишь ли, как
он все подчинил, сочинил, всякому воздал по достоинству и
господствующее привел к единению друг с другом.
31. Как ты относился до сих пор к богам, родителям,
братьям, жене, детям, учителям, дядькам, друзьям, домашним, к
рабам? ко всем ли у тебя до сих пор получается: "Не совершить
ничего беззаконно и не сказать"? Вспомни и то, что ты уже
прошел и на что тебя уже хватило, и что теперь полное у тебя
знание жизни и что это последнее твое служение, и сколько
прекрасного ты видел и сколько раз пренебрег наслаждениями или
болью, сколько славы не взял, к скольким недобрым был добр.
32. Как могут души неискушенные и невежественные смущать
искушенную и сведущую! А какая душа искушена и сведуща? Та,
которая знает начало, назначение и разум, который проходит
сквозь все естество и через целую вечность, по определенным
кругооборотам всем управляя.
33. Недолго, и стану пепел или кости, может имя, а то и не
имя. А имя-то — звук и звон, да и все, что ценимо в жизни, --
пусто, мелко, гнило; собачья грызня, вздорные дети — только
смеялись и уж плачут. А верность, стыд, правда, истина "на
Олимп с многопутной земли улетели". Что же тогда и держит
здесь, раз ощущаемое нестойко и так легко превращается, чувства
темны и ложновпечатлительны, а и сама-то душа — испарение
крови. Слава у таких — пустое. Так что же? Готовишься с
кротостью либо угаснуть, либо перейти. А пока не пришел срок,
чем довольствоваться? Чем же иным, кроме как чтить и славить
богов, а людям делать добро. Выдерживай их, воздерживайся от
них. А что не находится в пределах твоей плоти и дыханья, об
этом помни, что оно не твое и не от тебя зависит.
34. В любой час можно обрести благое течение, раз уж можно
идти благим путем, раз уж можно путем признавать и действовать.
Две вещи общие душе бога, и человека, и всякого разумного
существа: не знать помехи от другого, а еще то, чтобы видеть
благо в душевном складе и деянии правдолюбца и на этом
завершать желание.
35. Если это не мой порок и не деятельность, сообразная
моему пороку, и нет вреда от этого общему, зачем я не
безразличен к этому? Ну, а что вредит общему?
36. Не предаваться всецело власти представлений, а быть по
возможности бдительным к их ценности, и даже если они сошли до
средних вещей. не воображай, что тут вред — плохая это
привычка. Нет, как старик, уходя, забирает у воспитанника юлу,
памятуя, что это юла, так и здесь; а не то будешь вопить, как с
подмостков: — Человек, да ты не забыл ли, что это такое? --
Нет. Но они так об этом усердствуют. — Так значит и тебе стать
глупцом? Наконец-то, где бы меня ни прихватило, я стал
благополучный человек. Благополучный — значит такой, кто
избрал себе благую участь, а благая участь — это благие
развороты души, благие устремления, благие деянья.

ШЕСТАЯ КНИГА

1. Естество целого послушно и податливо, а у разума, им
управляющего, нет никакой причины творить зло, потому что в нем
нет зла, и не творит он зла, и ничто от него вреда не терпит. А
ведь по нему все происходит и вершится.

2. Считай безразличным, зябко ли тебе или жарко, если ты
делаешь, что подобает; и выспался ли ты при этом или клонится
твоя голова, бранят тебя или же славят, умираешь ли ты или
занят иным образом, потому что и умирать — житейское дело, а
значит и тут достаточно, если справишься с настоящим.
3. Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя
ни собственное его качество, ни ценность.
4. Все предметы так скоро превращаются и либо воскурятся,
если уж естество едино, либо рассыплются.
5. Управляющий разум знает, по какому расположению и что
делает, и с каким веществом.
6. Лучший способ защититься — не уподобляться.
7. Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от
общественного деяния переходить к общественному деянию, памятуя
о боге.
8. Ведущее это то, что себя же будит, преобразует, делает
из себя, что только хочет, да и все, что происходит, заставляет
представляться таким, каким само хочет.
9. Все вершится согласно природе целого — а не
какой-нибудь другой, окружающей извне или извне окруженной или
же отделенной вовне.
10. Либо мешанина, и переплетение, и рассеянье, либо
единение, и порядок, и промысл. Положим, первое. Что же я тогда
жажду пребывать в этом случайном сцеплении, в каше? О чем же
мне тогда и мечтать, как не о том, что вот наконец-то "стану
землею". Что ж тут терять невозмутимость — уж придет ко мне
рассеянье, что бы я там ни делал. Ну а если другое — чту и
стою крепко и смело вверяюсь всеправителю.
11. Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти
в смятение, уйди поскорее в себя, не отступая от лада более,
чем ты вынужден, потому что ты скорее овладеешь созвучием,
постоянно возвращаясь к нему.
12. Если бы у тебя и мать была сразу, и мачеха, ты бы и
эту почитал, а все-таки постоянно ходил бы к той. Вот так у
тебя теперь придворная жизнь и философия: ходи почаще туда и у
той отдыхай, из-за которой ты способен принять эту другую, и
она тебя.
13. Как представлять себе насчет подливы или другой пищи
такого рода, что это рыбий труп, а то — труп птицы или свиньи;
а что Фалернское, опять же, виноградная жижа, а тога,
окаймленная пурпуром, — овечьи волосья, вымазанные в крови
ракушки; при совокуплении — трение внутренностей и выделение
слизи с каким-то содроганием. Вот каковы представления, когда
они метят прямо в вещи и проходят их насквозь, чтобы
усматривалось, что они такое, — так надо делать и в отношении
жизни в целом, и там, где вещи представляются такими уж
преубедительными, обнажать и разглядывать их невзрачность и
устранять предания, в какие они рядятся. Ибо страшно это
нелепое ослепление, и как раз когда кажется тебе, что ты чем-то
особенно важным занят, тут-то и оказываешься под сильнейшим
обаянием. Вот и смотри, что сказал Кратет о самом Ксено-крате.
14. Большую часть того, чем восхищается толпа, можно
свести к совсем общему родовому, к тому, что соединено
состоянием или природой — камни, бревна, смоковницы, виноград,
маслины. У тех, в ком больше соразмерности, — склонность к
тому, что соединено душой, как стада, табуны. Кто поизысканнее
— привязаны к тому, что соединено разумной душой, только не
всеобщей, а поскольку она что-нибудь умеет или имеет
какой-нибудь навык, иначе говоря, к тому, чтобы обладать
множеством двуногих. Тот же, кто чтит разумную, всеобщую и
гражданственную душу, тот уж на другое не станет смотреть, а
прежде всего свою душу бережет в ее разумном и общественном
состоянии и движении и сродникам своим способствует в том же.
15. Одно торопится стать, другое перестать; даже и в том,
что становится, кое-что уже угасло; течение и перемена
постоянно молодят мир, точь-в-точь как беспредельный век вечно
молод в непрестанно несущемся времени. И в этой реке можно ли
сверх меры почитать что-нибудь из этого мимобегущего, к чему
близко стать нельзя, — все равно как полюбить какого-нибудь
пролетающего мимо воробышка, а он гляди-ка, уж и с глаз долой.
Вот и. сама жизнь наша — нечто подобное: как бы испарение
крови и вдыхание воздуха. Ибо каково вдохнуть воздух однажды и
выдохнуть, что мы все время делаем, таково ж и приобретенную
тобой с рождением вчера или позавчера самое дыхательную
способность разом вернуть туда, откуда ты ее почерпнул.

16. Не дорого дышать, как растения, вдыхать, как скоты и
звери, впитывать представления, дергаться в устремлении, жить
стадом, кормиться, потому что это сравнимо с освобождением
кишечника. Что ж дорого? Чтоб трубили? Нет. Или чтоб языками
трубили? ведь хвалы людей — словесные трубы. Значит и славу ты
бросаешь. Что ж остается дорогого? Мне думается — двигаться и
покоиться согласно собственному строю; то, к чему ведут и
упражнения, и искусства. Ведь всякое искусство добивается того,
чтобы нечто устроенное согласовалось с делом, ради которого оно
устроено. Так садовник, ухаживающий за лозой, или тот, кто
объезжает коней или за собакой ухаживает, заботится об этом. А
воспитатели, учителя о чем же пекутся? Это и дорого, и если это
в порядке, то обо всем другом не твоя забота. Неужели не
перестанешь ты ценить и многое другое? Тогда не бывать тебе
свободным, самодостаточным, нестрастным, потому что неизбежно
станешь завидовать, ревновать, быть подозрительным к тем, кто
может отнять это, или еще станешь злоумышлять против тех, кто
имеет это ценимое тобой. Вообще неизбежно в совершенное
замешательство прийти тому, кто нуждается хоть в чем-нибудь
таком, да и в богохульство впасть. А вот трепет перед
собственным разумением и почитание его сделают, что и сам себе
будешь нравиться, и с сотоварищами ладить, и с богами жить в
согласии, то есть славить все, что они уделяют и устрояют.
17. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, но не в
этом движение добродетели; оно — нечто более божественное и
блаженно шествует своим непостижным путем.
18. Нет, что они делают! — людей, живущих в одно с ними
время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся
снискать похвалу у потомков, которых никогда не видели и не
увидят. Отсюда совсем уж близко до огорчения, что предки не
слагали тебе похвальных речей.
19. Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь — не
признавай это невозможным для человека, а напротив, что
возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для
себя.
20. В гимнасии и ногтем тебя зацепят, и головой
кто-нибудь, метнувшись, ударит — так ведь мы же не показываем
виду и не обижаемся и после не подозреваем в нем
злоумышленника. Ну, остережемся, но не как врага и не
подозревая, а только уклоняясь благожелательно. Так пусть это
же произойдет и в других частях жизни: пропустим многое, словно
мы в гимнасии, потому что можно, как я сказал, уклоняться без
подозрений, без вражды.
21. Если кто может уличить меня и показать явно, что
неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью.
Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит
себе, кто коснеет во лжи и неведении.
22. А я делаю, что надлежит, прочее меня не трогает,
потому что это либо бездушное, либо бессловесное, либо
заблудшее и не знающее пути.
23. С существами неразумными и вообще вещами и предметами
обходись уверенно и свободно, как тот, кто имеет разум, с теми,
что разума не имеют. С людьми же обходись, как с имеющими
разум, — общественно. Во всем призывай богов. И безразлично,
сколько воемени ты будешь это делать, потому что достаточно и
трех часов таких.
24. Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и
стали одно и то же — либо приняты в тот же осеменяющий разум.
либо одинаково распались на атомы.
25. Поразмысли-ка, сколько телесного и душевного
происходит сразу в каждом из нас в малое мгновение. Тогда не
станешь удивляться, как в том едином и всецелом, что мы
называем мир, вмещается сразу еще много больше, а вернее все,
что происходит.
26. Если кто поставит тебе вопрос, как пишется имя
АНТОНИН, неужели ты будешь произносить каждую букву с натугой?
Ну а станет сердиться, так рассердишься и ты? Разве не
перечислишь тихо все знаки поочередно? Точно так и здесь:
помни, что всякое надлежащее слагается из определенных числ.
Это имей в виду и не смущайся, на негодующих не негодуй, четко
исполняй свое задание.
27. Как же это свирепо — не позволять людям устремляться
к тому, что кажется им естественным и полезным! А ведь ты
некоторым образом не позволяешь им это, когда негодуешь на то,
что они заблуждаются. Они-то кидаются на это, конечно же, как
на естественное и полезное. — Так ведь не так это! — Тогда
учи и показывай, не сердясь.

28. Смерть — роздых от чувственных впечатлений, от
дергающих устремлений, от череды мыслей и служения плоти.
29. Постыдно, чтоб в той жизни, в которой тело тебе не
отказывает, душа отказывала бы тебе раньше.
30. Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой — бывает
такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим,
прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным,
приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в
борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать
принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка;
один плод земного существования — праведный душевный склад и
дела на общую пользу. Во всем ученик Антонина: это его благое
напряжение в том, что предпринимается разумно, эта ровность во
всем, чистота, ясность лица, ласковость, нетщеславие, а
честолюбие тогда, когда речь шла о постижении в делах; и как он
вообще ничего не оставлял, пока не рассмотрит дело вполне
хорошо и ясно; и как без порицания сносил тех, кто
несправедливо его порицал; как не спешил никуда и как не слышал
клевет; и какой старательный был наблюдатель нравов и людских
дел, а не хулитель их; не пугливый, не подозрительный, не
мудрствующий; и сколь немногим довольствовался, будь то жилье,
постель, одежда, еда или прислуга; и как трудолюбив, как
вынослив; до вечера он на скудном столе и даже испражняться
имел обыкновение не иначе, как в заведенное время; а эта
прочность и неизменность в дружбе и терпимость к тем, кто
открыто выступал против его решений, и радость, если кто укажет
лучшее; и как был благочестив без суеверия. Встретить бы тебе
свой последний час с такой же, как у него, чистой совестью.
31. Отрезвись и окликни себя, и снова проснувшись
сообрази, что это сны мучили тебя; и бодрствуя, гляди на это,
как ты глядел на то.
32. Из тела я и души. Ну, телу — все безразлично, потому
что оно различать не может, разумению же безразлично то, что не
является его деятельностью, а все, что есть его деятельность,
уже от него зависит. Впрочем, даже из этого оно озабочено лишь
тем, что в настоящем, ибо будущие его действия или прошлые
также безразличны.
33. Не против природы труд для руки или ноги, покуда нога
делает ножное, а рука — все ручное. Точно так и человеку, как
человеку, не против природы труд, пока он делает человеческое.
А не против природы, так и не беда.
34. Какими наслаждениями наслаждались насильники,
развратники, терзатели своих отцов, тираны.
35. Не видишь ты разве, как простые ремесленники, хоть и
прилаживаются в какой-то мере к обывателям, но тем не менее
держатся разумения своего искусства и не отходят от него. Так
не страшно ли, если лекарь или строитель больше будут трепетать
перед разумением своего искусства, чем человек перед
собственным разумом, который у него един с богами?
36. Азия, Европа — закоулки мира. Целое море — для мира
капля. Афон — комочек в нем. Всякое настоящее во времени --
точка для вечности. Малое все, непостоянное, исчезающее. Все
оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо
как сопутствующее. И ль1 чная пасть, и отрава, и всякое
злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое
последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не
представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о
всеобщем источнике помышляй.
37. Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и
что будет в беспредельности времен — ведь все единородно и
однообразно.
38. Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и
об отношении одного к другому. Потому что некоторым образом все
сплетается одно с другим и все поэтому мило одно другому. Ведь
одно другому сообразно благодаря напряженному движению,
единодыханию и единению естества.
39. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и
прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!
40. Орудие, приспособление, горшок любой, если делает,
ради чего устроен, так и ладно. А ведь их устроитель, где он? В
том же, что соединено природой, живет внутри устроившая все
сила. Оттого и надо особенно перед ней трепетать и полагать,
чго если ты ведешь жизнь, следуя ее воле, то и тебе всецело по
уму, и у всецелого все по уму.
41. Если положишь себе за благо или зло что-нибудь, что не
в твоей воле, то, как только будешь ввергнут в такую беду или
не дается тебе такое вот благо, неизбежно станешь бранить
богов, а людей ненавидеть за то, что стали или, как ты
подозреваешь, могут стать причиной того, что ты ввергнут или не
далось. И много же мы творим зла из-за такого различения. Если
же будем заниматься только тем благом и злом, что зависят от
нас, то нет никакой причины ни бога винить, ни на человека
восстать как на врага.

42. Все мы служим единому назначению, одни сознательно и
последовательно, другие — не сознавая. Вроде того, как
Гераклит называет и спящих работниками и сотрудниками мировых
событий. Всякий здесь трудится по-своему, и с избытком — тот,
кто сетует и пытается противостоять и уничтожать то, что
сбывается, потому что и в таком нуждается мир. Ты пойми уж на
будущее, с кем становишься в ряд. Потому что тот, всем
управляющий, в любом случае распорядится тобой прекрасно и
примет тебя как некую часть в сотрудничество и содействие.
Смотри только, не стань такой частью, как дешевый смехотворный
стих в пьесе, о каком говорит Хрисипп.
43. Разве солнце берется за дело дождя? или Асклепий за
дело Плодоносящей? а звезды? отличаясь одна от другой, не
сотрудничают ли в одном деле?
44. Если уж боги рассудили обо мне и о том, что должно со
мной случиться, так хорошо рассудили — ведь трудно и помыслить
безрассудное божество, а стремиться мне зло делать какая ему
причина? ну какой прок в этом им или тому общему, о коем всего
более их промысл? И если они обо мне в отдельности не
рассудили, то про общее уж конечно рассудили, так что я должен
как сопутствующее и то, что со мной сбывается, принять
приветливо и с нежностью. Если же нет у них ни о чем
рассуждения (верить такому неправедно), то давайте ни жертв не
станем приносить им, ни молиться, ни клясться ими, и ничего,
что делаем так, будто боги здесь и живут с нами вместе. И если
они не рассуждают ни о чем, что для нас важно, тогда можно мне
самому рассудить, что мне полезно. А полезно каждому то, что по
его строению и природе, моя же природа разумная и
гражданственная. Город и отечество мне, Антонину, — Рим, а
мне, человеку, — мир. А значит, что этим городам на пользу, то
мне только и благо.
45. Что бы ни случилось с чем-либо, полезно целому.
Довольно бы и этого. -Однако если проследишь, то увидишь также:
и то, что с человеком или с людьми. А то, что принято называть
пользой, следует относить к средним вещам.
46. Как претят тебе все одни и те же картины амфитеатра и
других мест в том же роде, на однообразие которых несносно
глядеть, точно так и в отношении жизни в целом пойми: все
сверху донизу одно и то же, из того же все. До каких же пор?
47. Постоянно помышляй о самых разных людях самых разных
занятий и самых разных народов, что они умерли, так чтобы дойти
до Филистиона и Феба и Ориганиона. Потом переходи к другим
племенам: надлежит всем подвергнуться превращению там, где
столько уже искусных витий, столько строгих мыслителей --
Гераклит, Пифагор, Сократ, а еще раньше сколько героев, сколько
потом полководцев, владык. А затем еще Евдокс, Гиппарх,
Архимед, другие изощренные дарования, уверенные в себе,
трудолюбивые, хитрые, надменные, еще и насмехавшиеся над
тленной, мгновенной жизнью человеческой, как Менипп, и сколько
их было! О них обо всех помышляй, что давно уж лежат.
И что им в этом плохого? Хоть бы и тем, кого не упоминают
вовсе? Одно только и стоит здесь многого: жить всегда по правде
и справедливости, желая добра обидчикам и лжецам!
48. Когда хочешь ободрить себя, помысли различные
преимущества твоих современников: предприимчивость этого,
скромность того, щедрость третьего, у другого еще что-нибудь.
Ведь ничто так не ободряет, как явленное в нравах живущих рядом
людей воплощение доблестей, особенно когда они случатся вместе.
Вот почему стоит держать их под рукой.
49. Разве ты сетуешь, что в тебе столько вот весу, а не в
два раза больше? Точно так же, что вот до стольких лет тебе
жить, а не больше. Как ты довольствуешься, сколько определено
тебе естества, так и с временем.
50. Ты пытайся убедить их, но действуй хотя бы и против их
воли, раз уж ведет тебя к этому рассуждение справедливости.
Если же кто этому противится грубой силой, переходи к
благорасположению и беспечалию, а заодно воспользуйся
препятствием ради иной доблести, и помни, что ты устремляешься
небезоговорочно, что невозможного ты и не желал. — Тогда чего
же? — Такого вот устремления. — Это получаешь. На что
приведены, то сбывается.
51. Тщеславный признает собственным благом чужую
деятельность, сластолюбец — свое переживание, разумный --
собственное деяние.
52. Можно не дать этому никакого признания и не огорчаться
душой, потому что не такова природа самих вещей, чтобы
производить в нас суждения.

53. Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит
другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.
54. Что улью не полезно, то пчеле не на пользу.
55. Если б хулили моряки кормчего, а больные врача, кого б
потом держались, и как ему самому доставлять тогда спасение
плавающим или здоровье врачуемым?
56. С кем я вошел в мир — сколько уж их ушло.
57. Больному желтухой мед — горькое, укушенному бешеным
животным вода — страшное, для детей мячик — прекрасное. Что ж
я сержусь? Или кажется тебе, что заблуждение безвреднее, чем
желчь у желтушного и яд у бешеного?
58. По разуму твоей природы никто тебе жить не
воспрепятствует; против разума общей природы — ничто с тобою
не произойдет.
59. Каковы те, кому они хотят нравиться, для каких
свершений и какою деятельностью; как быстро век все укроет и
сколько уже укрыл.

СЕДЬМАЯ КНИГА

1. Порок — что такое? То, что ты часто видел. И при всем,
что случается, пусть у тебя под рукой будет: вот — то, что ты
часто видел. Вообще вверху, внизу найдешь все то же — то, чем
полны предания древних, средних, недавних времен, чем и теперь
полны города и жилища. Ничто не ново, все и привычно, и
недолговечно.
2. Основоположения могут ли отмереть, если только не
угаснут соответствующие им представления? А разжечь их. снова
— от тебя же зависит. Могу я здесь как следует применить
признание? Раз могу, что же смущаюсь? ведь то, что вне моего
разума, то вообще ничто для моего разума. Пойми это, будешь
прям. А обновление для тебя возможно — смотри только на вещи
снова так, как уже начинал видеть их, — в этом обновление.
3. Тщета пышности, театральные действа, стада, табуны,
потасовки; кость, кинутая псам; брошенный рыбам корм;
муравьиное старанье и гаскакье; беготня напуганных мышей;
дерганье кукол на нитках. И среди всего этого должно стоять
благожелательно, не заносясь, а только сознавая, что каждый
стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
4. Надо осознавать, что говорится — до единого слова, а
что происходит — до единого устремления. В одном случае сразу
смотреть, к какой цели отнесено, а в другом уловить
обозначаемое.
5. Хватает у меня разумения на это или нет? Если хватает,
то оно и служит мне в деле как орудие, данное мне природой
целого. Если же не хватает, то либо уступлю дело тому, кто
способен лучше с ним справиться, раз уж не выходит иначе, либо
делаю, как могу, объединившись с тем, кто способен помочь моему
ведущему сделать то, что сейчас важно для общей пользы. Ведь
что бы я ни делал сам или с чьей-либо помощью, только о том и
следует заботиться, что пригодно и подходит для общества.
6. Сколько их, прославленных, предано уж забвению. Да и
те, что прославили, с глаз дол

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.