Купить
 
 
Жанр: Философия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).

В.Я. Кисиль
Учебно-творческий курс
Фалес -
Анаксимандр -
Анаксимен -
Пифагор -
Парменид -
Гераклит -
Зенон Элейский -
Демокрит -
Эмпедокл -
Анаксагор -
Протагор -
Сократ -
- Антисфен
- Платон
- Аристотель
- Пиррон
- Зенон Китийский
- Эпикур
- Цицерон
- Сенека
- Эпиктет
- Марк Аврелий
- Плотин
Ростов-на-Дону, Южно-Российский гуманитарный институт, Одесса, 1997.
(html-обработка С.Грабовского; ред.С.Катречко)
ФАЛЕС
( ок. 625 - 547 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение Фалеса (логоидеограмма):
- "Бог древнее всего, ибо он не сотворен"
- "Всё полно богов"
- "Что есть всё?"
- "Начало всего есть вода"
- "Душа присуща даже неодушевленным телам"
Вопросы:
1. Каким логическим путем Фалес доказывал, что всё
состоит из воды?
2. За какие три вещи благодарил судьбу Фалес?
3. Дайте ответы на данные загадки и сравните затем с
ответами Фалеса:
- Что древнее всего?
- Что прекраснее всего?
- Что больше всего?
- Что мудрее всего?
- Что сильнее всего?
Анаксимандр
( 610 -546 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Рождение происходит не через изменение
стихии, а через обособление благодаря вечному
движению противоположностей"
- "Есть рожденные боги, которые периодически
возникают и исчезают "
- "Из чего вещи получают своё рождение, в то все
они и возвращаются, следуя необходимости "
- "Части изменяются, целое же остается
неизменным"
- "Вся материя живая "
- "Вначале человек родился от животных другого
вида "
- Апейрон - это не вода, "но какая-то иная,
неограниченная природность "
Вопросы:
1. Является ли у Анаксимандра айперон
первоначалом в виде стихии или он есть нечто
отличное от нее?
2. Каки противоположности, по мнению
Анаксимандра, являются причиной рождения и
гибели?
3. Истолкуйте выражение Анаксимандра:"Из чего
вещи получают свое рождение, в то они и
возвращаются, следуя необходимости. Все они в
свое время наказывают друг друга за
справедливость"
Анаксимен
( ок. 585 - ок. 525 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Дыхание и воздух объемлют
весь космос. Из них все возникает,
и в них все разрешается "
- "Воздух - начало души, богов и
божеств - прозрачная невидимая
субстанция "
- "Воздух порождает все вещи ...
путем сгущения и разрежения. "
- "Воздух однороден, недоступен
чувствам и беспределен."
- " "
Вопросы:
1.Почему, согласно Анаксимену,
воздух производит превращения ?
2. Что возникает вследствие
сгущения и разрежегния воздуха?
Какой наглядный пример
использовал Анаксимен для
иллюстрации этого процесса?
3.Выскажите свое мнение о
"парадоксе познания" Анаксимена:
"Чем больше мы узнаем, тем
меньше мы знаем"
Пифагор
( ок. 580 - 500 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Всё на свете, решительно всё на
свете гармонично "
- "Космос - небесное живое существо,
негибнущее, начало и причина
устроения всего миропорядка "
- "Бог един... он всецело пребывает во
всем небесном круге, обозревая все
порождения "
- "Бог - это число чисел "
- "Природу же начала в вещах трудно
усмотреть и познать "
- "Число - начало всего".
- "Начало всего - единица"
Вопросы:
1. Чем вызвана необходимость
использовать числа для объяснения
начал по Пифагору ?
2. Почему число 10 Пифагор считал
священным ?
3. Истолкуйте выражение
Пифагора:"Всё происходит не из
числа, но сообразно с числом, ибо в
числе - первичная упорядоченность,
по причастию к которой и в
исчисляемых предметах
последовательно упорядоченно первое
и второе и т.д."
Парменид
(ок. 540 - 470 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Бытие есть, небытия нет "
- "В основе всего два начала -
огонь и вода "
- "Не существует ни прошлого,
ни будущего "
- "Одно и то же есть мысль и
то, о чем она мыслит "
- "Противоречие не
соответствует истине "
Вопросы:
1.Можно ли доказать, согласно
Пармениду, что
несуществующее существует?
2. Что представляет собой
бытие по Пармениду?
3. Истолкуйте выражение
Парменида:"В познании,
откуда бы ни начинать,
безразлично, все равно
вернешься к началу, ибо
истина хорошо закруглена"
Гераклит
( ок. 520 - 460 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Логосу внимая, разумно признать, что все едино "
- "Единое, расходясь, само с собою согласуется: обратно
возвращающаяся гармония, как лука и лиры "
- "Образ мыслей человека - это его божество "
- "Все обменивается на огонь, и огонь на все "
- "Все течет "
- "Природа любит скрываться "
- "Идя к пределам души, из не найдешь "
- "Когда мы живем, души наши - мертвы, когда мы
умираем, они оживают "
Вопросы:
1. Найдите в древнегреческом-русском словаре значение
слова "логос" и сравните с пониманием логоса
Гераклитом.
2. Гераклит:"Путь прямой и кривйо один и тот же". Каким
термином в истории философии стали обозначать
подобный ход мысли?
3. Истолкуйте выражение Гераклита: Бессмертные
смертны, смертные бессмертные: друг друга смертию
живут, друг друга жизнью умирают."
Зенон Элейский
(ок.490 - ок 430 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Если существует единое, то оно не может
быть множественным. "
- Аргументы против множества:
1.Если сущее множественно, то оно должно
быть и малым и большим: настолько малым,
чтобы вовсе не иметь величины, и на столько
большим, чтобы быть бесконечным.
2. Если существует многое, то одно и то же
будет ограниченным и беспредельным.
3. Если существует многое, то оно должно
юыть подобным и неподобным, а это, очевидно,
невозможно (диалог Платона "Парменид", 127e).
- Апории (затруднения):
1."Дихотомия" (деление пополам) - движение
не может начаться.
2."Ахиллес и черепаха"(Ахиллес никогда не
догонит черепаху)
- движение не может прекратиться
3."Стрела" - движущаяся стрела - покоится.
4."Стадий" - сближение тел не есть движение.
Апории Зенона:
1. "Дихотомия"
2. "Ахиллес и черепаха"
3. "Стрела"
4."Стадий"
Вопросы:
1. Какие аргументы выдвигает Зенон для
опровержения тезиса о существовании "места"
?
2. А.С.Пушкин:"Движенья нет, сказал мудрец
брадатый. Другой смолчал и стал пред ним
ходить".
Что бы возразил Зенон коллеге,
демонстрирующему таким образом наличие
движения, пытаясь оградить свой тезис
("Движенья нет") от подобной критики?
3. Истолкуйте выражение Зенона: "Если миров
множество, необходимо полагать, что их
столько, столько их есть, не больше и не
меньше, а значит их должно быть конечное
число; но коль скоро миров множество, они
также бесконечны. Ведь между одним и другим
можно поместить другие(поскольку всегда
делимо до бесконечности пространство между
одной и другой вещью), а значит миры
бесконечны."
Демокрит
(ок. 460 - 370 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Начала вселенной - атомы и пустота "
- "Время безначально "
- "Движение вечно "
- "Ничто не происходит случайно "
- "Ни одна вещь не возникает беспричинно "
- "Атомы - это некие тела, невидимые из-за малой
величины "
- "Количество атомов и пустота - бесконечны "
- "Миров бесчисленное множество "
- "Мир не одушевлен и управляется не
провидением, а некоей бессонательной природой "
- "Душа и разум - одно и тоже "
- "Есть два вида познания: одно посредством
чувств, другое мысли "
- "Прекрасна во всем середина"
Вопросы:
1. Какие два рода познания выделял Демокрит?
2. Что является криетрием поступков для
Демокрита?
3. Истолкуйте выражение Демокрита: "Или ничего
не истинно, или истинное нам не известно."
Эмпедокл
(ок. 490 - ок.430 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Нет пустоты и нет небытия "
- "Сущее и множественность едины "
- "Космос, то есть мир как упорядоченное целое, един "
- "Космос не составляет всей Вселенной "
- "Природа сложных тел образуется из четырех
неизменных элементов "
- "Любовь соединяет все, вражда - разъединяет "
- "Бог.... Дух он священный и только, скрытый от
нашего слова "
- "Бог пронзает разумом быстрым космос от края до
края"
- "Мышление есть или то же самое, или нечто, похожее
на ощущения "
- "Все одарено разумом: и не только животные, но и
растения "
- "Первые животные и первые растения совсем не
родились целыми, но отдельными частями "
- "Нет никакого рождения, как нет и губительной
смерти."
Вопросы:
1.Что ещё имеется, по Эмпедоклу, кроме Космоса?
2.Что является, согласно Эмпедоклу, движущей силой
мира?
3. Истолкуйте выражение Эмпедокла:"Нет, нет, мы
ничего не чувствуем и ничего не видим, все вещи
сокрыты от нас, нет ни одной, о которой мы в
состоянии были бы, установить, что она такое."
Анаксагор
(500 - 428 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Вместе все вещи были, Ум же их отделил и привел в порядок "
- "Семена вещей(геометрии) имеют различные формы, цвет и вкусы "
- "Ни одна вещь не возникает, не уничтожается, но каждая
составляется из смешения существующих вещей или выделяется из
них "
- "Разум - Бог, и Бог - разум "
- "Солнце - это огненная глыба, а не Бог "
- "Душа бессмертна"
Вопросы:
1.Чем отличается Ум от остальных явлений мира ?
2. Почему нельзя познать вещи ?
3. Истолкуйте выражение Анаксагора: "И у большого и у малого
имеется равное число частей"
Протагор
(ок. 481 - ок. 411 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Материя текуча и при течении её, на месте утрат её
возникают непрерывно прибавления "
- "Ведь все подобно всему в каком-нибудь отношении
"
- "Человек есть мера всех вещей "
- "О Богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их,
потому что слишком многое препятствует такому
знанию, и вопрос темен, и людская жизни коротка "
- "В природе не остается ничего, кроме сомнения "
- "Каждому суждению противостоит равносильное "
Вопросы:
1. Объясните, в чем заключается особенность
софизмов, широко использовавшихся Протагором ?
2. Какой закон формальной логики нарушен в
рассуждении(софизме) Протагора:
1. То, что ты не потерял, ты имеешь.
2. Ты не потерял рога.
3. Значит, ты имеешь рога.
3. Истолкуйте выражение Протагора: "Человек есть
мера всех вещей: существующих, что они
существуют, несуществующих, что они не
существуют"
Сократ
(ок. 470 - 399 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Познай самого себя "
- "Единственно лишь Бог всемогущ "
- "Боги не дали возможности жить людям счастливо без
понимания своих обязанностей и старания исполнить их "
- "Я знаю, что я ничего не знаю "
- "Душа руководит в познании тем, кто следует призыву
познать самого себя "
- "Раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет,
видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме
единственного: стать как можно лучше и как можно
разумнее "
- "Истина объективная или общая для всех людей
существует "
- "Добродетель и истина - одно "
Вопросы:
1. Чем является знание, отделенное от добродетели ?
2. Что представляет собой диалектический метод Сократа
?
3. Истолкуйте выражение Сократа: Те, кто подлинно
предан философии, заняты, по сути вещей, только одним -
умиранием и смертью
Антисфен
(ок. 450 - 365 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Согласно мнениям людей, существует множество богов; по
природе же - один "
- "Понятие есть то, что выражает, чем предмет был или что он
есть "
- "Ощущения - отпечаток внешних впечатлений в душе "
- "Лучше сойти с ума, чем испытывать наслаждение "
- "Добро прекрасно, зло безобразно "
- "Мудрец не должен интересоваться науками, книгами ... "
- "В общественной жизни мудрец руководится не
общепринятыми законами, а законами добродетели "
- "Важнее всего - умереть счастливым "
Вопросы:
1. Против учения какого философа было направлено
высказывание Антисфена: "Нет ни родов, ни видов: "человека"
я вижу, а "человечности" не вижу, "лошадей" вижу, а
"лошадности" не вижу, поэтому эти общие понятия не
существуют восе.
2. Однажды Антисфена спросили, чему бы он стал обучать
сына. Он ответил: "Если он захочет общаться с богами -
философии, если с людьми - __________". Какую науку вместо
философии предлагал изучать Антисфен для общения с людьми
и почему.
3. Истолкуйте выражение Антисфена: "Об одном может быть
высказано только одно, а именно единственно лишь его
собственное наименование"
Платон
(427 - 347 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Занебесную область не воспел никто. Она же
вот какова... "
- "Вера в миф - очарование самим сабой "
- "Единственный путь, каким возникает любая
вещь - это её причастность особой сущности "
- "Идея - вечный образец всего, что производит
природа "
- "Космос - живое существо, наделенное душой и
умом "
- "Время - некое движущееся подобие вечности "
- "Ни мудрецы, ни невежды философией не
занимаются. Занимаются ею те, кто находится
посередине между мудрецами и невеждами "
- "То, что придает познаваемым вещам
истинность, а человека наделяет способностью
познавать, это ты и считай идеей блага -
причиной знания и познаваемости истины "
- "Последние истины не выразимы письменно "
- "К благу стремится любая душа и ради него все
совершает "
- "Идеи доступны лишь наиболее возвышенной
части души "
- "Душа способна вспомнить то, что прежде ей
было известно... Ведь искать и познавать - это как
раз и значит припоминать "
- "Государствам до тех пор не избавится от бед,
пока не будут в них править философы"
- " "
Вопросы:
1. Почему Платон считал, что чрезмерное
увлечение философией вредно?
2. Какая причина, согласно Платону, побудила
Бога создать мир?
3. Истолкуйте выражение Платона: "Как
постучав, мы ждем раздастся ли звук целого или
надтреснутого сосуда, так и целостность
несущегося мимо нас бытия определяется
слушанием и усмотрением его сущности."
Аристотель
(384 - 322 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Платон мне друг, но истина дороже "
- "Невозможно, чтобы врозь находились
сущность и то, чего она сущность "
- "Имеется первое начало "
- "Философия начинается с удивления "
- "Метафизика - первая философия,
изучающая начала и причины всего
сущего "
- "Невозможно, чтобы движение
возникло или уничтожилось "
- "Форма стоит вперди материи и есть
нечто, в большей мере существующее"
- "Бог - это разум, который мыслит сам
себя "
- "Мышление и мыслимое - одно и тоже,
ибо оба они лишены материи "
- "В душе есть нечто чуждое разуму "
- "Красота - дар божий "
- "Добродетель - это порыв к
прекрасному, соединенный с
рассуждением"
- "Человек по природе животное
общественное "
- "Если бы человек мог работать сам
собою, то не было бы рабства "
- "Философствовать - значит учится
умирать "
Вопросы:
1. Какие аргументы Аристотель
выдвинул против учения Плтона об
идеях?
2. Что, по Аристотелю, изначально :
форма или материя ?
3. Аристотель: "А теперь рассмотрим
наиболее трудный и особенно
настоятельно требующий рассмотрения
вопрос... Если ничего не существует
помимо отдельных вещей, а таких
вещей беспредельное множество, - тогда
как возможно, однако же, достичь
знания о том, что беспредельно?" Как
бы вы разрешили эту проблему?
Пиррон
(ок. 360 - ок. 270 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Всякая вещь есть это не в большей степени , чем то."
- "Необходимо воздерживаться от суждения о внешних
предметах "
- "Мудрость...искать...надо только у богов. "
Вопросы:
1. Почему, согласно Пиррону, ни чувства, ни разум не
воспринимают сущность вещей ?
2. Как следует относится, по мнению Пиррона, к традициям и
обычаям?
3. Закончите аргументы, которые выдвигал против Пиррона
Антиох из Аскалона, выбрав верные заключения из указанных в
скобках:
- Наличие понятия вероятности предполагает, что
_______________________________________существует.
( ложь, истина, неопределенность)
- Всякое опровержение есть вместе с тем и
___________________________________________________
( сомнение, доказательство, воздержание от суждений)
- Из заключения о ложности всех представлений, следует, что
признается различие
_____________________________________________________
(истины и доказательства, истины и лжи, лжи и
опрвержения)
Зенон Китийский
(ок. 333 - 262 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Во все мире разлита пневма - начало мира и его дух,
смесь воздуха и огня "
- "Мир есть разум "
- "Бытие и тело одно и тоже "
- "Материя - начало страдательное. Начало деятельное
- Бог. "
- "Если нельзя обойтись без Бога, то наилучшим было
бы определить его как особый род состояния материи
"
- "Мы способны чувствами и разумом воспринимать и
познавать мир "
- "Никто, кроме мудреца, ничего не знает "
- "Конечная цель - жить согласно с природой "
- "Сама природа ведет нас к добродетели "
- "Нам следует... иметь общую жизнь и единый
распорядок"
Вопросы:
1. С чем сравнивал философию Зенон?
2. Что означает, по Зенону, "жить согласно с
природой", и из чего исходит такая установка?
3. Истолкуйте выражение Зенона: "Время - это
расстояние движения"
Эпикур
(341 - 270 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Атомы и пустота
существуют вечно "
- "Движутся атомы
непрерывно и вечно "
- "Происходят отклонения
атомов "
- "Изучения природы -
только необходимость:
выяснить предел
страданий "
- "Все ощущения истинны
"
- "Бог не вмешивается в
события мира "
- "Удовольствия - свобода
от телесных страданий и от
душевных тревог "
- "Пусты слова того
философа, которыми не
врачуется никакое
страдание человека "
- "Смерть для нас - ничто:
все хорошее и дурное
заключается в ощущении, а
смерть есть лишение
ощущений "
- "С разложением всего
тела рассеивается и душа "
- "Судьба не властна над
мудрецом "
Вопросы:
1. Каким удовольствиям,
согласно Эпикуру,
подвержен мудрец ?
2. Что дороже философии
по мнению Эпикуру ?
3. Истолкуйте выражение
Эпикура: "Лучше было бы
следовать мифу о богах,
чем быть рабом судьбы
физиков"
Цицерон
(106 - 43 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы,
избавлять от страстей, отгонять страхи "
- "Во многом я верю суждениям великих людей, кое же в чем
полагаюсь и на свое суждение "
- "Лучшая философия: все оспаривать и ни в чем не высказывать
определенного мнения "
- "Вероятностные знания - вот удел человеческого разумения "
- "Самый трудный и неясный вопрос - это вопрос о природе богов
"
- "Так называемые боги - это собственно природа вещей "
- "Сперва мы должны ответить в чем сущность природы и кто мы
такие, прежде чем сказать, как мы можем стать счастливыми "
- "Наши души долговечны, но не бессмертны "
Вопросы:
1. Приведите определение понятия "дефиниция", которое ввел в
обиход Цицерон ?
2. В чем, по мнению Цицерона, проявляется мощь духа человека ?
3. Истолкуйте выражение Цицерона: "Если душа - это сердце или
кровь, или мозг, тогда, конечно, она- тело и погибнет вместе с
остальным телом; если душа - это дух, то он развеется; если огонь
- погаснет."
Сенека
(4 г. до н.э. - 65 г. н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Судьба движет нами; уступай судьбе "
- "Бог всегда с нами "
- "Дух наш - вечен "
- "Дурно живет тот, кто не умеет хорошо
умереть "
Вопросы:
1. Чем, согласно Сенеке, мудрец превосходит
Бога?
Эпиктет
( ок. 50 - 140 гг. н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Сущность философии - не изучение
атомов, а знание добра и зла "
- "Не плоть ты и не кожа, но выбор
моральный "
- "Ты актер в драме и должен сыграть роль "
- "Каждое движение души Бог чувствует как
собственное "
Вопросы:
1. В чем заключается особенность учений
Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия в
сравнении одного с другим ?

Марк Аврелий
( 121 - 180 гг. н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "С человеком ничего не может
произойти, чтобы не
определялось судьбой "
- "Живи в общении с богами "
- "Единственное, что находится
во власти человека - это его
мысли "
- "Платон прав: "Государства
процветали бы, если бы
философы были властителями
или если бы властители были
философами"
Вопросы:
1. Марк Аврелий: "Но что же
может вывести на путь? Ничего,
кроме философии..." И далее:
"Когда я стремился к философии,
я не наткнулся на какого-нибудь
софиста, не сидел над
сочинениями историков, не
занимался разбором
умозаключений и не предавался
изучению небесных явлений" ..
Что же тогда он подразумевает
под занятиями философией?
Плотин
(205 - 270 гг. н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Единое - не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому
себе, ни в чем не нуждается"
- "Благо - это то, от чего зависит и к чему стремится все
сущее, имея его своим началом "
- "Каждая вещь есть все вещи "
- "Созерцание - это высшая цель всякого действия "
- "Душа - матрица Ума "
- "Материя - глубина всякой вещи, поэтому всякая материя -
темна "
- "Пусть прежде сделается богоподобным всякий и
прекрасным всякий, если он хочет созерцать божественное и
прекрасное "
- "Экстаз - другая форма видения "
- "Зеркала... ничего не испытывают от видимых отражений,
это будет подходящим примером... "
Вопросы:
1. Что из триады "ум-душа-материя (космос)" подвержено
влиянию времени, а что нет?
2. Почему Плотин прибегает к использованию "логики
зеркал" для изображении Ума, души и материи ?
3. Истолкуйте выражение Плотина: "А потому и дух,
который отваживается взглянуть на то, на что глядеть ему
не подобает, есть уже не истинный дух"
+++

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.