Жанр: Философия
Античная Философия
Асмус В.Ф.
Античная философия.
изд. 3.
М., 1998.
400 с."АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" В.Ф. АСМУСА.
1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.
2. ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕАЛИЗМА
И АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
4. ПЛАТОН.
5. АРИСТОТЕЛЬ.
6. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
7. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА.
8. МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
ЛУКРЕЦИЙ КАР.
9. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ.
10. СТОИЦИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПАНЭЦИЙ.
11. ПРОДОЛЖАТЕЛИ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
12. НЕОПЛАТОНИЗМ.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
"АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" В.Ф. АСМУСА
Читателю предлагается книга выдающегося русского (советского)
философа-энциклопедиста Валентина Фердинандовича Асмуса
(1894-1975). Он сыграл значительную, можно даже сказать огромную
роль в философских исследованиях и в преподавании философских
наук в течение более полувека - с первых годов советской
власти, когда он окончил Киевский университет (1919), и фактически
до самой смерти. Представитель "старой школы" (среди его
учителей философии -А.Н. Гиляров, В.В. Зеньковский, Е.В. Спекторский,
двое последних - вынужденные эмигранты), остающийся
вне партии (крайне редкое явление в то время), он все же был
допущен в качестве преподавателя философии в различные вузы
сначала Киева, а затем (с 1927 г.) -Москвы: Институт красной
профессуры. Академия коммунистического воспитания им.
Н.К. Крупской, Московский государственный университет, Литературный
институт им. А.М. Горького и эпизодически некоторые
другие. Уникальная для тех лет особенность профессора В.Ф. Асмуса
- широта его научно-исследовательских и педагогических интересов.
Он - автор многих трудов фактически по всем разделам
истории философии от античности до нашего столетия (включая
многих представителей русской философии), по логике и гносеологии,
по эстетике и литературоведению. По полноте охвата практически
всех философских дисциплин В.Ф. Асмуса трудно сравнить
с каким-либо другим выдающимся представителем русской философской
мысли. Среди его трудов широкую известность приобрели
книги по немецкой классической философии XVIII-XIX вв. (в
особенности по философии Канта), западноевропейской философии
XVIII в. (монография о Декарте и др.), солидная "Логика"
(1947). Перу В.Ф. Асмуса принадлежит фундаментальное исследование
"Маркс и буржуазный историзм" (1933), раскритикованное в
партийной печати за "объективизм", означавший на языке тогдашней
идеологии стремление автора раскрыть действительные связи
родоначальника "научного социализма" с предшествующим идейным
развитием.
Как профессор В.Ф. Асмус читал различные курсы в течение
многих лет в названных вузах. К чтению историко-философских
курсов он не всегда допускался по соображениям идеологической
бдительности. Правда, когда возникала в этом острая необходимость
из-за нехватки кадров и при благоприятных идеологических обстоятельствах,
В.Ф. Асмус читал и общие и специальные курсы по
истории философии. Античная философия была одним из таких
курсов. Книга, соответствующая этому курсу, в качестве учебного
пособия впервые вышла в издательстве "Высшая школа" в 1965 г.,
но тогда в ней отсутствовал раздел эллинистическо-римской философии.
Раздел этот был дописан автором в самом конце жизни, хотя
полностью ему и не удалось завершить свой замысел книги. В
дополненном варианте она была издана уже посмертно. В своем
настоящем виде книга представляет собой учебник, который с
успехом могут использовать самые различные категории учащихся.
К сожалению, автор не успел написать раздел о дофилософском
периоде древнегреческого мировоззрения, о трансформации мифологии
в философию (Гомер, Гесиод, Орфики). Следует также
считаться с неравнозначностью представления в книге отдельных
мыслителей. Первые главы, излагающие воззрения милетских философов,
Ксенофана, ранних пифагорейцев предельно кратки и
содержат лишь самые общие сведения, необходимые для всех
учащихся. Последующие главы, излагающие учения древнегреческих
философов от Гераклита до Демокрита (за исключением,
пожалуй, параграфа о софистах), как и раздел о философах и
направлениях эллинистическо-римского периода, вполне соразмерны
программам философских факультетов университетов. Главы,
рассматривающие философию Платона и Аристотеля (а отчасти
и Демокрита), по широте охвата материала, по использованию при
этом русской и зарубежной историко-философской литературы, по
значению приближаются к самостоятельным специальным курсам.
Они с успехом могут использоваться на уровне магистратуры и
аспирантуры. Необходимо, конечно, считаться и с трудностью
восприятия философии Платона и Аристотеля, в которой нашла
свое выражение, в сущности, вся проблематика древнегреческой
философии. Тем не менее успешное освоение этих глав вполне по
силам и серьезным студентам-бакалаврам.
История философии в .последние годы стала стержнем философского
образования и философской культуры, каковой она всегда
и была в дореволюционной России и за рубежом. Античная же,
древнегреческая философия (древнеримская философия была лишь
латиноязычным вариантом древнегреческой) стала колыбелью, из
которой выросла вся последующая европейская и даже ближневосточная
философия. Освоение учений, систем и идей философии
античности - обязательное условие для всех, кто стремится расширить
и углубить свою философскую культуру.
Заслуженный профессор Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова
В.В. СОКОЛОВ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Во всех рабовладельческих обществах способ материального
производства основывался на физическом труде рабов, лишенных
вех юридических и имущественных прав. Но история Древней
Греции - особая историческая ступень в развитии обществ этого
типа. Это ступень, когда совершился переход от бронзы к железу.
Ко времени этого перехода греки достигли больших успехов в
развитии торговли и потому первые использовали возможности,
предоставляемые железом, и преимущества железа перед бронзой,
предшествовавшей железу. Применение железа сделало более доступными
металлические орудия. В античном обществе влияние
торговли и развитие купеческого слоя имело своим постоянным
результатом развитие рабовладельческого хозяйства. В самой торговле
значительное место занимала торговля рабами, число которых,
сначала малое, росло. Возвышавшийся купеческий слой во
многих городах-государствах добился преобладания и установил
политический строй рабовладельческой демократии. Употребление
монет, перешедшее из Лидии (в Передней Азии) в Грецию, привело
к тому, что греческим обществом были заложены основы денежного
хозяйства. Хотя товарное производство издавна существовало во
многих областях Ближнего Востока, но лишь с распространением
денег оно не только достигло высокого развития, но и произвело
переворот во всем прежнем обществе. Уже в V в. до н.э. промышленностью
в значительной степени овладел рабовладельческий
способ производства. В результате дешевизны рабской рабочей силы
исчезли импульсы для развития начавшегося перед тем технического
прогресса. Рабы трудились в рудниках, в мастерских, использовались
в качестве домашней челяди. При демократическом
правлении класс рабовладельцев распространил рабский труд на все
отрасли производства. С достижением этого успеха вскоре начался
затянувшийся на столетия процесс все возраставшего упадка античного
общества. Ограниченность, свойственная экономике при рабовладельческих
отношениях, мешала дальнейшему развитию
производительных сил, тормозила и ослабляла их использование.
На место покорения сил природы была поставлена эксплуатация
человеком человека.
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие
общественной системы, в которой она возникла. Умственное
движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как
развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически
мыслящей науке.
В X-IX вв. до н.э. в городах-государствах Древней Греции, в
южной части Балканского полуострова, на западном побережье
Малой Азии, в современной Южной Италии и в прибрежных
греческих городах острова Сицилия достигло высокого расцвета
древнее рабовладельческое общество. До археологических открытий
конца XIX- начала XX в. историки древнего общества ошибочно
полагали, будто античное общество было первым по времени
высококультурным миром, предшествовавшим на территории Европы
возникновению европейского феодализма. После раскопок
Шлимана, Дёрпфельда и других выяснилось, что античному рабовладельческому
обществу предшествовало более древнее и также
достигшее высокого культурного уровня общество рабовладельческого
типа.
Не только в Троаде, на острове Крит, но и в Микенах были
раскопаны и исследованы остатки монументальных сооружений и
дворцов - свидетельство блестящей культуры их строителей и обитателей.
В настоящее время уже давным-давно оставлено мнение, будто,
например, эпос Гомера есть начальная ступень в развитии поэтического
искусства, а архитектура классической Греции -начальный
фазис в развитии европейского зодчества.
Однако при всем углублении исследования, обнаружившем
существование предшествовавшего классической Греции большого
и высокоразвитого исторического культурного мира, непоколебленным
осталось положение об античном рабовладельческом обществе
как о своеобразном культурном мире, достигшем высшего уровня
и оказавшем значительное и длительное влияние на последующее
развитие европейских народов в эпоху феодализма и капитализма.
Греческое рабовладельческое общество отнюдь не было замкнутым
и самодовлеющим. Зачатки технических навыков, научных
знаний и искусств греки заимствовали у своих соседей - народов
более древней и в то же время более высокой культуры. Это были
вавилоняне, египтяне, финикийцы, персы. Однако усвоив у них
зачатки искусств и научных знаний, греки в короткий срок поразительно
развили эти зачатки. Они создали замечательную собственную
мифологию, архитектуру, поэзию, театр. В математике,
астрономии, механике, отчасти также и медицине они превратили
знания, накопленные их восточными соседями и предшественниками,
в науки, для которых характерны не только известная сумма
данных и сумма наблюдений, но и обоснование познанного, а также
его систематическая связь.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического
развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув
в конце VII-начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н. э.,
оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением
культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали
в большинстве к различным слоям "свободных", т. е. по
преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические,
нравственные и педагогические учения выражали взгляды
и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих
вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения,
древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над
тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Древнегреческая философия возникла не как область специальных
философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками
научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи
с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и
искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с
III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и
медицина, обособляются в специальные области исследования.
Однако и после этого древнегреческая философия продолжает
развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на
вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических,
естественных и общественных. Восстановление наследия
и содержания учений древнегреческой философии представляет
исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца
античного мира утраты большей части произведений древнегреческой
философии и науки, в том числе почти всех произведений
материалистических школ. Полнее сохранились сочинения крупных
идеалистов IV в. до н.э. (Платона и Аристотеля), а также
неоплатоников (Плотина, Прокла). В Средние века уцелевшая часть
литературного наследства древнегреческой философии частично
сохранялась, изучалась и разрабатывалась в Византии, в Армении,
в странах арабской культуры и среди культурного слоя народов
Средней Азии. С середины XII в. благодаря посредничеству ученых
арабов и евреев, а также византийских греков становится гораздо
более полным знакомство ученых Западной Европы с крупнейшим
мыслителем древнегреческой философии Аристотелем, а начиная
с XV в. интенсивно развивается незавершившийся и по настоящее
время процесс разыскания, восстановления и изучения всего состава
учений и произведений древнегреческой философии.
I. РАННЯЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО
ВОСТОКА И ЗАПАДА
Древнегреческая философия возникла не в собственно Греции,
не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого
мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии,
основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в
самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и
выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась
не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано
выше, была обусловлена также и его связями со странами более
древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии, Египта. Первые
материалистические учения на грани VII-VI вв. до н. э.
возникли в Милете -крупнейшем в VI в. до н.э. из всех малоазиатских
греческих городов. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь
последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр
и Анаксимен. Задавшись вопросом о том, откуда все возникает и
во что все превращается, они искали начало происхождения и
изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не
как мертвую и косную материю, а как вещество, живое в целом и
в частях, наделенное душой и движением. Все три первых милетских
философа сочетали философское исследование, а также зачатки
научного исследования с запросами и задачами разносторонней
практической деятельности. Поэтому они оказались одновременно
создателями первых в Древней Греции астрономических, математических,
физических и биологических понятий и догадок, конструкторами
первых простейших научных приборов (гномон,
солнечные часы, модель небесной сферы), а также авторами первых
основанных на наблюдении предсказаний астрономических явлений.
Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания
являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не
было) и не только основой для практического действия, но прежде
всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные
чувственные явления в мысли об общем для них вещественном
первоначале.
1. МИЛЕТСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ
Фалес Первым в ряду милетских философов был
Фалес (конец VII - первая половина VI в. до
н. э.). Это был деятель, соединявший интерес к запросам практической
жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания.
Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях
расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся
своими работами, разносторонним ученым и мыслителем,
изобретателем астрономических приборов. Как ученый он
широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного
затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для
этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте
или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям
и обобщениям вавилонской науки. Свои географические,
астрономические и физические познания Фалес связал в стройное
философское представление о мире, материалистическое в основе,
несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес
полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества,
или "воды". Все постоянно рождается из этого единого
источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон
океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая
на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало
"воды" и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены
одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено.
Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в
свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны
приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.
Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей
Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены
по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И
в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки.
Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует
в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле
находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего -
Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его
философское представление о мире полно отзвуков мифологии.
Младший современник Фалеса Анаксимандр
""^"""^ признал единым и постоянным источником
рождения всех вещей уже не "воду" и вообще не какое-либо
отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются
противоположности теплого и холодного, дающие начало всем
веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в
этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть
"беспредельное") ('ourelpov). По обособлении из него теплого и
холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей.
Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал
три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое
количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга:
круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу
колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди
образовались из отложений высохшего морского дна и изменили
формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного
должно за свою "вину" вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но
по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой
смене миров нет конца.
Уже в древности возник "Анаксимандров вопрос" о том, понимать
ли алейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между
ними, как нечто совершенно неопределенное и веществам даже
противоположное или как прообраз "материи" Платона [см. 39. С.
53-54]. Но дошедшие до нас фрагменты не позволяют определенно
ответить на этот вопрос.
Последний в ряду милетских философов -
"^"^" Анаксимен, достигший зрелости ко времени
завоевания Милета персами,- развил новые представления о мире.
Приняв в качестве первовещества "воздух", он ввел новую и важную
идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из
воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.
"Воздух" для него - дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому
как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей
"воздух" - род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля -
плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в
нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил
учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве
Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие
греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем
другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о
том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что
из его учения о небесных светилах.
С утратой Милетом (в начале V в. дон. э.) политической
самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период
жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако
в других городах Греции учения милетцев не только продолжали
оказывать действие, но и нашли продолжателей. Таковы были
Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также
прославившийся Диоген из Аполлонии (V в. дон. э.), выводивший
вслед за Анаксименом все из воздуха. Диоген развил мысль о
множественности самих изменений.
2. КСЕНОФАН
В Малой Азии началась странническая жизнь поэта-философа
Ксенофана, уроженца малоазиатского города Колофона (VI в. до
н. э.). В своих долгих путешествиях по городам Греции Ксенофан
побывал и в Южной Италии и на закате дней поселился в Злее, где
возникло не без его влияния философское учение так называемых
элейцев. Ксенофан - ранний представитель греческого свободомыслия
в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке,
он подверг критике господствующие представления о
множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили
Олимп. Люди измыслили богов по своему подобию, и каждый народ
наделяет богов своими собственными физическими чертами. Если
бы быки, лошади и львы могли рисовать, они изображали бы своих
богов в виде быков, лошадей и львов. По истине существует только
один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли: он весь -
зрение, мышление и слух; он всем правит силой ума без усилий и
пребывает в неподвижности.
Природе Ксенофан приписывает черты, противоречащие мифам
поэтов и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада
он противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность
светил - учение об их естественной природе: составленное
из мелких искорок Солнце движется над плоской Землей по
прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и каждый
день исчезая, когда проходит над необитаемыми местами; солнц и
лун столько, сколько горизонтов. Возникая из воспламенившихся
облаков, звезды потухают днем и, как угли, разгораются ночью. Все,
что рождается и растет, есть земля и вода, море - отец облаков,
ветров и рек, и люди родились из земли и воды. Ни о природе богов,
ни обо всем остальном не может быть истинного знания, а только
мнение. Поэтому дурно поступили поэты Гомер и Гесиод, ложно
приписавшие богам все человеческие пороки. Подробности учения
Ксенофана были неясны уже древним писателям, находившим в
нем противоречия.
3. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ
Выходцем с греческого Востока был также Пифагор с Самоса,
переселившийся при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н.э.) в Южную
Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину
(союз пифагорейцев). В VI в. в Греции усиливается религиозное
движение, обусловленное ломкой архаических устоев и пробуждением
к деятельности более широкого круга свободного населения.
Возникают мистические общины, среди которых особое значение
приобрели общины орфиков и последователей культа земледельческого
бога Вакха, или Диониса. Здесь сложились представления о
душе как о добром начале, заключенном в телесную темницу и
ищущем освобождения. Достигается оно путем общения с Вакхом
или посредством участия в вакхических "оргиях". Возникающие в
это время новые формы религиозности ищут верующих и получают
распространение скорее в различных слоях угнетенного народа, чем
в аристократических кругах, где, напротив, выступают вольнодумцы
вроде Ксенофана. На почве религиозного движения возник и союз,
основанный Пифагором. Вопреки старому мнению Крише, некритически
повторявшемуся многими другими историками, нет твердых
доказательств для утверждения, будто основанная Пифагором
община была чисто политическим союзом и будто в политической
борьбе, поскольку она ими велась, ранние пифагорейцы выступали
на стороне аристократии. Когда вождям пифагорейской общины в
Кротоне удалось на известное время получить власть, против них
выступил не какой-либо вождь демократии, а Килон - знатнейший
и богатейший из граждан Кротона. Борьба закончилась (не ранее
450) разгромом кротонской общины пифагорейцев и переселением
ее уцелевших руководителей в Тарент, в то время (после 473) уже
демократический город, а также в Регину и впоследствии в города
Греции. Пифагор еще до всех этих событий переселился в Метапонт,
где и умер. Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные
им, претерпели в V и IV вв. значительную эволюцию. Позднее
античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развившиеся
в древнегреческой философии значительно позже, а также
приписали Пифагору множество легенд и небылиц, сложившихся
о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить
первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому,
учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и
религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское
мировоззрение с невыделившимися из общего его состава
научными представлениями. Основными моментами религии Пифагора
были: вера в переселение души человека после смерти в тела
других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и
поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим
из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная.
На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой
и геометрией. С известной вероятностью можно полагать, что
в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии
- элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли
ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия "теоремы
Пифагора" и несоизмеримости отношения между диагональю
и стороной квадрата.
Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями.
По учению Пифагора, мир - живое и огненное
шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного
пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух.
Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.
В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников
-милетцев,-выступают характерные для первого
периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий.
Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к
возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в
дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.
II. ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
1. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
На занятой ионийскими городами узкой полосе земли на западном
побережье Малой Азии, кроме Милета, в котором возник
гр
...Закладка в соц.сетях