Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ сокровищ
...насия и продали ему часть своей находки - четыре
свитка. Однако епископ сам не мог ни прочитать свитки, ни вообще определить, представляют ли они какую-нибудь ценность.
Он начал осторожно, исподволь показывать манускрипты специалистам, но консультанты из Службы древностей Иордании и из
Библейской археологической школы в Иерусалиме заявили, что
приобретения Мара Афанасия не представляют никакой ценности. Подлинную историю свитков удалось выяснить молодому американскому ученому Дж. Треверу, он же правильно оценил и их
значение.
Впоследствии в районе Кумрана было обследовано более двухсот
пещер, и в одиннадцати из них ученые обнаружили еще много свитков. Всего в кумранских пещерах было найдено около 40 000 различной величины фрагментов на коже и на папирусе, написанных на
древнееврейском и арамейском языках. Некоторые из свитков были
на 1000 лет старше самой древней рукописи Библии, сохранившейся к настоящему времени. Кроме того, выдающиеся семитологи
(Е.Л. Сукеник и др.) установили, что среди древних манускриптов
были и совершенно не известные науке.
Но перед учеными встала задача: как развернуть тугие свитки
рукописей, которые пролежали более двух тысяч лет в непроветриваемых тайниках? Многие свитки при первых попытках раскрыть
их ломались и рассыпались, после чего исчезали и стирались целые
строки. Некоторые из рукописей склеились так, что казалось, их
уже никогда не удастся разделить на первоначальные слои.
Все свитки представляют великую ценность, но у ученых особый интерес вызвали те рукописи, в которых содержатся материалы об организации, общественном устройстве и идеологии одной
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ 65
религиозной еврейской общины, в древности обитавшей в пустынной местности Кумрана. Среди этой группы материалов есть так
называемый "Устав общины": в кумранских пещерах было найдено
11 списков этого документа, и это само по себе говорит о его значении.
В наилучшем состоянии оказался свиток из первой пещеры,
дошедший до нас в двух фрагментах, составлявших первоначально
один свиток из пяти кусков кожи, сшитых вместе. Сравнив его с
другими, ученые выяснили полное название "Устава": "Устав для
всего общества Израиля в конечные дни".
Кумранская "община праведников", населявшая безлюдный край
между грядой холмов и Мертвым морем, не была связана с остальным миром. И хотя вероучение общины исходило от иудаизма,
однако некоторые положения придают ему совершенно особую
окраску. По учению кумранитов, Бог, сотворивший человека, поставил его на распутье между двумя противоположными духами -
Правдой и Кривдой, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Между ними
с переменным успехом идет борьба, и так будет до назначенного
свыше тайного срока, когда Бог уничтожит духа Тьмы и всех служивших ему.
"Устав" представляет собой совокупность правил, поучений и
наставлений, регламентирующих жизнь кумранской "общины праведников", которая к моменту составления "Устава", видимо, прошла уже долгий путь развития. Люди здесь жили по своим законам,
ожидая "день гнева", готовясь к нему и проводя дни "в труде и
молитве". Себя они считали верующими, а всех остальных - погрязшими в пороке и лжевере.
По составу община делилась на "Аарон" ("жрецы и левиты") и
"Израиль" ("весь народ"). Управлялась община советом из 12 человек, в который (кроме "жрецов") входило еще несколько "великих" - полноправных членов общины. Все вместе они решали
наиболее важные вопросы, например, о приеме новых членов в
общину, а также при наложении наказаний за различные проступки.
У них все было общее, и каждый новый член при вступлении
отдавал все свое достояние в общину. Общинная собственность
охранялась, и если кто-то неумышленно наносил ущерб имуществу, то он должен был возместить его полную стоимость. Но как
мог член общества, отказавшийся от всего своего имущества, иметь
средства для покрытия нанесенного ущерба?
66
100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
Некоторые ученые считают, что это правило применялось только
к кандидатам в члены общины или новичкам, так как их имущество еще не принадлежало общине.
Каждый желающий вступить в общину заявлял об этом главе
"великих", и тот проверял его нравственность и поведение, а также
рассказывал о порядках и законах общины. В течение первого года
новичок, соблюдая все правила, не мог еще принимать участия в
ритуальных омовениях. Только со второго года он начинал участвовать в них, а его имущество передавалось главе "великих". Тот
регистрировал его, но пока еще не присоединял к общинной собственности. Новообращенного не допускали и к общим трапезам,
так как он все еще не был полноправным членом общины. Только
на третий год, если новичок благополучно выдерживал испытание,
он становился полноправным членом общины, должен был участвовать в общинных работах и обрядах, в очищении водой, молитвах и покаянии в грехах.
Некоторые предписания "Устава" касались хороших манер и
умения вести себя. Например, в присутствии "великих" запрещалось плевать, и виновник должен был раскаиваться в течение месяца. Скромное и благопристойное поведение требовалось не только
на собраниях, но и в любом другом месте. Бросающаяся в глаза
жестикуляция, несдержанный смех, непристойные разговоры приводили к раскаяниям. Согласно "Уставу", грехи могли быть искуплены хорошим поведением, а не обязательно жертвоприношением.
Однако, как считают некоторые исследователи, кумранская община в некотором отношении была жреческой корпорацией. Несмотря на общинную собственность и общие трапезы, полного равенства среди членов общины не было. Только "жрецы" и "великие" обладали всеми правами, а кандидаты и новички находились
у них в подчинении.
Кумранская община была очень близка секте ессеев, о которой
сообщали и древние авторы. Плиний Старший, например, писал,
что ессеи - "племя уединенное и наиболее удивительное во всем
мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их
увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых
волны фортуны влекут к обычаям ессеев".
Ученые ссылаются и на Иосифа Флавия, в сочинениях которого тоже есть сведения о ессеях. Он даже называет точную цифру: в
середине I века в Палестине было 4000 ессеев.
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ 67
Иосиф Флавий дважды подчеркивает, что ессеи, не порвав окончательно с иудейским вероисповеданием, не совершают жертвоприношений и не участвуют в них, нарушая тем самым один из
главных догматов иудаизма: "в храм они доставляли пожертвования, но сами не занимались жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в храм, и они совершают свое богослужение отдельно".
Однако в кумранских текстах есть ряд моментов, которые не
совпадают с сообщениями И. Флавия и других историков о товариществе ессеев (например, в них ничего не говорится о делении
общины на "Аарон" и "Израиль", о "великих" и их собратьях, о
"Новом союзе" и "Праведном учителе", а также о преследованиях,
которым он подвергся со стороны "нечестивого жреца").
Израильский историк Клаузнер, однако, считает, что кумранскую общину нельзя отождествлять с есееями. По его мнению, авторами рукописей были сикарии, принадлежавшие сообществу Симона - сына Гиоры, Менахема - сына Иуды и др. Именно они
представляли ту секту, о которой шла речь в "Уставе общины" и
других манускриптах.
Большой интерес представляет вопрос о связях идеологии и
организации кумранской общины с ранним христианством. "Праведный учитель", образ и судьба которого, как они представлены в
свитках, побудили многих ученых отождествить его с Иисусом
Христом.
Тексты свитков показали, что приблизительно за сто лет до
Рождества Иисуса Христа в Иудее существовали общины, у которых были похожие обряды, обычаи, идеалы и представления о мире,
как и у ранних христиан. Ученые отмечают многочисленные терминологические и фразеологические совпадения в кумранских рукописях и сочинениях первых христиан. Так, например, выражение "сыны света" встречается в Евангелии от Луки, где "сыны света" противопоставлены "сынам сего века"; в Евангелии от Иоанна
сказано: "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами
света".
Тексты найденных свитков вызывали и споры. Многие западные ученые утверждали, что кумраниты были эбионитами (иудохристианами). Так, например, Дж.Л. Тайхер отождествлял "Праведного учителя" с Иисусом Христом, а "проповедника лжи" с апоGTonoM Павлом, которого эбиониты называли ложным апостолом.
100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
Английский ученый Вильсон пытался выяснить, в какой мере
Иисус Христос находился под влиянием учения и обрядов общины
кумранитов. Может быть, Он действительно был ее членом в ранние годы своей жизни или сообщался с ней через Иоанна Крестителя, который знал о существовании кумранской общины: Предтеча жил в Иудейской пустыне еще до того, как начал крестить народ. В этой же пустыне жили кумраниты, здесь же впоследствии
были найдены и свитки.
Наиболее насыщен намеками на исторические события свиток
"Комментарий к Аврааму". Центральная фигура в нем - "Праведный учитель" (о котором говорилось уже выше), руководитель, а
возможно, и основатель "Нового союза". Он наделен даром предсказывать будущее и объяснять то, что неведомо было и самим
пророкам.
"Праведный учитель" и вся община в целом подвергаются преследованиям со стороны "нечестивого жреца". Жрец занимает свою
должность по закону, но вскоре становится гордым безбожником,
не выполняет предписаний закона, во имя личной наживы накапливает богатства грабежами и насилием. "Нечестивый жрец" совершает различные мерзости и даже оскверняет Иерусалимский
храм.
"Комментарий к Аврааму" не ограничивается лишь свидетельствами о внутренних делах общины. В нем говорится и об иноземных завоевателях, которые обозначаются словом "киттим"*.
Они приходят издалека, с "островов моря", и покоряют страну
при помощи коней и "крупного скота". "Киттим" наводят страх и
ужас на все народы, стараются навредить им: один правитель "киттим" сменяется другим, но все они приходят только для грабежа и
опустошения.
"Киттим" весьма опытны в военном деле, отличаются смелостью и быстротой передвижения. Им не страшны чужеземные укрепления, они насмехаются над ними, завоевывая их с помощью
своего многочисленного войска, а потом разрушают.
Многое из рассказываемого в "Комментарии к Аврааму" относится к любому войску, и это обстоятельство привело к тому, что
разные ученые отождествляли "киттим" то с одним, то с другим
народом.
* Это название много раз упоминается в Библии, "Иудейских древностях"
Иосифа Флавия и апокрифических сочинениях.
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ
"Киттим" упоминаются и в свитке "Трактат о войне", в котором
рассказывается о войне племен (колен) Левия, Иуды и Вениамина
против "войска Велиала". Армия последнего состояла из эдомитян,
моавитян, аммонитян, филистимлян и "киттим". Коленам Левия,
Иуды и Вениамина покровительствуют "сыны света и справедливости", а остальных поддерживают силы злые и темные.
Кроме событий войны в "Трактате" содержатся сведения о возрасте лиц, допускавшихся в лагерь "сынов света": для пехотинцев
возраст составлял 20-25 лет, а для кавалеристов - 30-50 лет. В нем
подробно говорится о построении армии, видах оружия, музыкальных трубах, военных знаках, башнях, способах ведения боя и т.д.
Участвовать в войне на стороне "сынов света" не разрешалось больным, слепым, увечным - всем, кто имел телесные недостатки, а
также страдал от физической нечистоты.
В третьей пещере Кумрана был найден так называемый "Медный свиток", сделанный из тонкой меди. Он был настолько сильно
поврежден, что ученые решились к нему подступиться только через несколько лет.
"Медный свиток" доставили в Технологический институт Манчестера, где его разрезали на 23 узкие поперечные полосы, которые
снимались со свитка наподобие того, как очищают луковицу. А
потом фотографирование, произведенное с помощью инфракрасных лучей, позволило прочесть многие стершиеся строки.
В "Медном свитке" содержится опись тайников с указанием
их местонахождения и скрытых в них сокровищах. "В крепости,
что в долине Ахор, сорок локтей под лестницей, ведущей к востоку, - сундук с деньгами; его содержание весит семнадцать талантов. В надгробном памятнике в третьем ряду кладки - легкие
слитки золота. В большой цистерне, что во дворе перистиля, в
кладке дна, в углублении напротив верхнего отверстия, - 900 талантов". И далее указываются еще 57 тайников, где скрыты несметные сокровища.
После прочтения "Медного свитка" среди ученых разгорелся
спор о толковании документа. Одни (например, Т. Милик) говорили, что это запись предания о сказочных сокровищах древних царей, какие можно найти у многих народов. Другие утверждали, что
запись содержит реальные данные.
Д. Аллегро полагал, что указанные в свитке клады зарыли зелоты во время первого восстания против римлян в 68 году. Другие
70 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
ученые считают, что ценности были укрыты Бар-Коброй позже, в
133 году - во время второго восстания; третьи утверждают, что
сокровища - это казна ессеев, которые копили свои богатства
многие века.
Кроме вышеперечисленных, в число свитков Мертвого моря
входят также "Апокрифические книги Бытия", две версии книги
Исайи, "Дамасский трактат", арамейский текст (или перевод) книги Иова, книга Гимнов, книга Иезекииля и другие. Все они хранятся сейчас в Иерусалимском музее, во Дворце книги.
tA^y^'^ "^'^"-'^ w^i w^w"
\"\" "i^"^ ^^""'••^t^f^^ •"^''м-'-""""'"
"•"^^ ""("^"А'".^€''а" t\"Xt V^-^ "К"*'\'
\^\^Y'\^";"St:'^^^A-^-S? '•^•ї:^'"""
•^t? '^^^•••^" ^"W А ^""'(,••••""""'".""?"
\^'^ '(^IsS^ft.'^'^^W ^А'*-^^''^
"• "у-\ y^S^ ^"^••\ У^* ^Ч?,-^*^
^ s "•^'^^ \0\^?м^' ^ Wt. У^""
""^№^^V'"І""У "^"^"t^
^" ^•^wl^Sft •^'"Я"
^s^"^'-is' "•?""
"S^!^".^?"w
^"^^^!";$"t"\t"^ ^"\^то^^^^^\^.
&"v"i"^ ^^^^^^^^w^"^^^,^^
^\^^" o,^^ ^••s:""^ ^ ," ^^^[^ '?\^ s
^^ "t ^ ^^ ї^ ,":, ^^їй^^^^
•' ^ 's" '•^•^".^ •" "","" v" ^ ^^^
w^ •^- пЧ-^^?" ^ ^д ^.
^ -"t^; ^ ^ ^ "^й"№" ^їД -^
'^^^"^.••^•"rt'f ^^l.?.'^^!^";
"^^^й.^^^^^ \
^'^^^^^^^
ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА
Художественная культура античного мира, охватывающая почти 15 веков существования государств Древней Греции и Древнего
Рима, оказала огромное влияние на всю последующую историю
человеческой цивилизации. Именно античный мир создал замечательные памятники архитектуры, скульптуры и живописи, и особое место среди них занимает древнегреческая вазопись. Шедеврами керамического искусства по праву считаются античные вазы
VI-V веков до нашей эры.
Незадолго до начала Первой мировой войны известный русский археолог И.И. Веселовский раскопал несколько курганов в
окрестностях кубанской станицы Елизаветинской. Эти огромные
земляные насыпи воздвигли над могилами своих вождей древние
меоты, населявшие Прикубанье во второй половине I тысячелетия
до нашей эры.
Еще в глубокой древности грабители почти полностью опустошили каменный склеп, находившийся под земляной насыпью, в
котором находился погребенный вождь. Не пощадили они и самого покойного, на котором было надето много золотых украшений и
Других драгоценностей. Кости человеческие потом были обнаружены вне склепа, вперемешку с костями захороненных в кургане лошадей. И все же в кургане оставались кое-какие предметы - же
72 100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
лезные наконечники стрел и копий, железные мечи, бронзовые
украшения конской уздечки, железный чешуйчатый панцирь и
несколько глиняных амфор - больших остродонных сосудов для
хранения масла.
Одна из амфор, покрытая многофигурной росписью, привлекла
более пристальное внимание ученого, так как при раскопках редко
удавалось найти что-либо подобное. Амфора представляла собой
глиняный сосуд с высоким, расширяющимся к венчику горлом и
двумя вертикально поставленными ручками. Стройное, округлое
тулово амфоры, плавно сужаясь, переходит в короткую ножку на
круглом поддоне.
В Афинах существовал целый гончарный квартал Керамик, из
его мастерских выходили самые разнообразные сосуды: большие
двуручные амфоры, в которые наливали вино, мед или оливковое
масло; вместительные кратеры, в которых вино (по греческому обычаю) разбавлялось родниковой водой; изящные пиршественные
"килики"... Все это делали на ручном гончарном круге из лучшей
аттической глины, которую добывали в окрестностях Афин. Ее старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, отчего после обжига глина получалась оранжево-красного цвета. Готовые вазы долго сушили на солнце, затем расписывали густой глазурью, условно названной черным лаком.
Побывав в обжигательной печи, лак приобретал сочный металлический или неповторимый зеркальный блеск с оливковым отливом. Живописцы чернофигурного стиля полностью заливали лаком фигуры людей и животных, отдельные детали передавали процарапанными резцом линиями, а также белой и пурпурной краской. Секрет этого необыкновенного искусства не разгадан до сих
пор, потому качества красок и вызывают такое восхищение.
Изделия аттических гончаров завоевали широкую известность в
древнем мире, их высоко ценили этрусские аристократы и скифские цари. Не случайно большое количество великолепных афинских ваз найдено в богатых некрополях Этрурии и в курганах Южной Украины.
Амфора, найденная в Елизаветинском кургане, покрыта росписью в виде плоских четких силуэтов. Эта роспись украшает тулово
амфоры с двух сторон: на лицевой стороне изображена любимая
дочь Зевса - богиня мудрости и знания, покровительница Аттики,
непобедимая воительница Афина. По преданию, она повергла в
изумление всех олимпийских богов, родившись из головы Зевса
ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА
громовержца "в полном вооружении - в блестящем шлеме, с копьем и щитом". Такой она обычно изображается на произведениях
древнегреческого искусства, такой она предстает и на амфоре.
Как всегда стремительная, движется Афина к какой-то цели. В
правой руке, согнутой в локте, она держит копье; в левой - щит,
в центре которого изображена голова Горгоны Медузы. Профиль
богини очерчен резко, глаз изображен почти в фас, голову Афины
венчает шлем с высоким гребнем, из-под которого видны ниспадающие на плечи волосы
На Афине надет длинный прямой хитон, украшенный цветами;
поверх него накинут короткий плащ, спадающий с плеч крупными
складками; на груди - эгида (панцирный нагрудник) с изображениями змеиных голов.
Справа и слева от богини две колонны со стоящими на них
петухами - символами спортивных состязаний По форме сосуда,
сюжету и стилю росписи, характеру надписи ученые относят эту
амфору к числу панафинейских сосудов, которые изготовлялись в
керамических мастерских Афин специально для праздника Панафиней
По преданию богиня Афина получила власть над Аттикой за то,
что подарила стране "плодоносную оливу" - дерево, которое, по
предсказанию богов-олимпийцев, должно было дать "богатство всей
стране и побуждать жителей к труду земледельцев и возделыванию
почвы". Поэтому Афина почиталась сначала как земледельческое
божество, и посвященный ей праздник носил земледельческий характер. С появлением у афинян государственности богиня Афина
стала символом благополучия и единства государства, а Панафинеи - своего рода демонстрацией мощи, силы и сплоченности
афинского народа.
С особой пышностью и торжественностью проводились Великие Панафинеи - один раз в 4 года, в конце июля или начале
августа. Праздник продолжался шесть дней, и все это время в Афинах царили бурное оживление и радость. Множество развлечений
ожидало афинских граждан и гостей, основное место среди них
занимали торжественные религиозные обряды и жертвоприношения, а также спортивные игры, которым посвящались первые дни
праздника.
Греки очень любили спортивные состязания. Древнегреческий
автор Лукиан так описывает отношение эллинов к играм' "Множество народу собирается на игры для того, чтобы смотреть на состя
100 ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩ
зания... Все хвалят состязающихся, а победителя считают равным
богу".
Участники соревнований делились на три возрастные категории: мальчиков, безбородых (юношей) и мужей (взрослых граждан). Спортсмены выступали обнаженными, чтобы нагляднее продемонстрировать свою физическую красоту, силу и ловкость. Эти
качества больше всего ценились афинскими гражданами, так как
считались дарами богов.
Среди многочисленных видов состязаний (бег, прыжки в длину, метание диска, копья и т.д.) древнейшими и наиболее популярными были борьба и кулачный бой, очень распространен был панкратий - соединение кулачного боя и борьбы. Время выступления
бойцов в этих видах спорта не ограничивалось, борьба велась до
поражения одного из противников, после чего победителю предстояло сразиться с эфедром.
Победитель, кроме всеобщего признания, получал еще и ценную награду - священное оливковое масло, разлитое в прекрасные амфоры, которые в честь праздника и получили название панафинейских
На обратной стороне описываемой амфоры как раз и изображен кулачный бой, а в центре композиции помещены бойцы. На
них нет никакой одежды, только кисти рук обвиты кожаными ремнями, предохранявшими их от повреждений и способствовавшими
усилению удара. Художник, расписывающий вазу, изобразил заключительный момент боя, когда один из борцов терпит поражение.
Победитель с поднятой вверх правой рукой наклонился над опрокинутым на землю противником; а тот, опираясь на одну руку и
подняв другую, просит о пощаде.
Слева возле столба стоит атлет, наблюдающий за боем. Это и
есть эфедр - очередной боец, который по греческим правилам
кулачного боя должен сразиться с победителем. Победа во втором
туре была решающей для окончательного определения победителя
в этом виде спорта
У всех изображенных на амфоре бойцов маленькие головы с
короткими волосами, начесанными на уши. Правильные, классические черты лица не передают индивидуального портретного сходства, обнаженные стройные юноши - это изображение идеального человека.
Справа от центральной сцены в величественной позе с жезлом
в правой руке стоит судья, внимательно следящий за ходом боя. На
ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА
нем надет длинный плащ, перекинутый через левое плечо, на голове - пурпурный венок. Помимо художественной рукописи, на
амфоре вдоль одной из колонн с петухами черным лаком сделана
надпись по-гречески, свидетельствующая, что ваза являлась "наградой из Афин"
Панафинейские амфоры пользовались большой популярностью
в Древней Греции, о чем свидетельствуют своеобразные "подделки", которые впоследствии часто находили при археологических
раскопках. Точно повторяя форму сосуда и его роспись, они не
имели государственного клейма, а только подтверждали принадлежность амфор панафинейскому празднику. Возможно, амфору
из Елизаветинского кургана получил в качестве приза какой-нибудь грек, который впоследствии мог переселиться в Северное Причерноморье и захватить с собой драгоценный трофей.
ЗОЛОТАЯ МЕНОРА
В самом центре "Вечного города", среди развалин древнего римского форума, возвышается триумфальная арка императора Тита.
Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах
можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные
лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится "Иерусалим".
В мраморе подробно запечатлено, как в 70 году нашей эры "божественный Тит, сын божественного Веспасиана" на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут
вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из разрушенного Второго
Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев находилась и
одна из главных святынь иудеев - "Золотая Менора".
"Еврейская энциклопедия" сообщает, что под Менорой обычно
понимается священный семисвечник, сделанный во время странствий евреев по пустыне. Она, детально описанная в книге "Исход", была сделана из чистого чеканного золота и имела вид правильного семиствольного дерева. Из главного ствола выделялись
шесть боковых ветвей - по три с каждой стороны.
Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая
ЗОЛОТАЯ МЕНОРА 77
лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и
фитиля.
Основание "Золотой Меноры", все ее боковые стволы и украшения чеканились из одного золотого слитка - без спайки. Современникам был известен и вес канделябра: сорок килограммов
чистого золота высшей пробы. К светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки.
О размерах "Золотой Меноры" в Библии ничего не говорится,
но по традиции она была высотой около полутора метров. В скинии Менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей
от глаз Святая Святых, напротив стола со священными хлебами,
стоявшими перед северным краем завесы.
Светильник Моисея, как еще называют "Золотую Менору", был
сделан по его указаниям Бецалелем. Впоследствии Менора была
поставлена в Храме Соломона между другими светильниками. В
Храме светильник располагался так, что ветви его указывали на
север и на юг.
Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были
обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В "Скинии Завета" эта лестница была сделана из дерева "ситтим", но в
Храме Соломон заменил ее мраморной.
"Золотая Менора" была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, а главный ствол ее олицетворял субботу.
Это было более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной
правил греко-сирийский император Антиох IV Епифан. Греки пытались заставить евреев отречься от их иудейской веры и требовали, чтобы они поклонялись их языческим богам. Антиох IV приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса
Олимпийского.
Но евреи н
...Закладка в соц.сетях