Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих музеев мира

страница №15

мерами, и
пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а
в погожие солнечные дни — переизбытком света и воздуха. При
украшении Зеркальной галереи расчет сознательно был сделан на то,
чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея — это не просто зал. Это огромный проспект, длина которого
73 метра, а ширина — 10,5 метров.

183


ВЕРСАЛЬ

Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезали симметрично расположенные 17 окон, которые своими пропорциями гармонируют с золочеными резными дверями. Пятнадцать ниш напротив
окон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоемы,
иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах,

в то время как зеркала наложены на плоскую стену.

Посетивший Версаль посол Венеции в восторге писал: В Большой
галерее зажигались тысячи огней, они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах дам и кавалеров. Было светлее, чем
днем, красота и величие блистали точно во сне или в заколдованном
царстве
. Зрелище поистине феерическое. В праздничные дни в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах.
Оформители галереи явно хотели продемонстрировать современникам победу над Венецией с ее монополией на производство зеркал. А
оказывается, Франция тоже могла изготовлять их, да ничуть не хуже

венецианских!

Роспись Зеркальной галереи была поручена художнику Ш. Леб
рену, который был наделен большими полномочиями и самостоятельностью, но отнюдь не беспредельными: придворное искусство
обязано было прежде всего прославлять яркую личность короля. На
сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых
рельефов. В угловых медальонах представлены важные события
того времени: судебные и финансовые государственные реформы,
восстановление навигации и покровительство искусствам. Все фрески
объединяет тема побед воинственного короля, среди которых выделяется Вторая победа над Франш-Конде. Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые как будто случайно
проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции — король. И вообще при украшении всего Версальского
дворца была одна цель — в монументальном стиле воздать славу

королю.

Галерею украшали апельсиновые деревья, высаженные в огромные

серебряные вазы. Здесь стояла массивная серебряная мебель, сделанная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько
тонкая чеканка, что стоимость ее во много раз превышала стоимость

самого материала.

С балкона Зеркальной галереи римский папа Пий VII дал свое

184


100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

благословение французскому народу; здесь же в январе 1871 года Вильгельм I короновался как император Германии; а в январе 1896 года на
ее балкон выходил к народу русский царь Николай II.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая
эпоха. После Людовика XIV воспоминания о себе оставил почти
каждый монарх. Во дворце, помимо личных апартаментов королей и
королев, в XVIII веке появились салоны сменявших одна другую
королевских фавориток, тут жили наследники и наследницы престола.
Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При
нем строительные работы велись здесь почти сорок лет, хотя их и
прерывали частые войны и безденежье. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком и главным действующим лицом был Людовик XIV. Все его здесь
радовало и переполняло гордостью. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с
диковинными растениями, а в Лекарственном саду под наблюдением
опытных садоводов король своими руками выращивал целебные растения и травы.

К серии королевских забав принадлежит также необыкновенное
архитектурное сооружение — фарфоровый Трианон. Весной 1670 года
архитектор Л. Лево получил повеление короля начать строительство в
парке китайского Домика удовольствий из фарфора. Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и пагоду, архитектура которой с китайской в общем-то не имела ничего
общего.

Игрушечное одноэтажное здание красовалось в глубине небольшого двора. Центр его фасада, по моде того времени, был украшен
пилястрами, поддерживающими классический фронтон. В самом домике главный интерес представляет роскошная королевская обстановка. Внутренние стены домика были сплошь покрыты дельфтскими
изразцами, ими же были выстланы полы в залах. На высокой крыше
ступеньками располагались вазы, мастерски сделанные под фаянс.

Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

Многочисленных посетителей и туристов интерьеры Китайского
домика
просто изумляют. Его главный салон был выложен белыми
с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены комнаты Амуров затягивает белая тафта, усыпанная китайскими золотыми и серебряными цветами. В Комнате Дианы стояли ширмы с изображением экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля.

ВЕРСАЛЬ 185

Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и в
рисунках изразцов.

Домик удовольствий был на самом деле сооружением затейливым. В него входили еще Кабинет благоуханий, специальные комнаты для приготовления варенья, для легких блюд, подаваемых
перед десертом, и для супов. При сказочном домике был и переполненный чудесами сад, в котором возделывались диковинные тогда
апельсиновые деревья, высаживались левкои, анемоны, испанский
жасмин, стамбульские нарциссы, дикие каштаны... По своей стоимости эта королевская забава вылилась в безрассудные траты, а просуществовал фарфоровый Трианон всего 17 лет, пока не был возведен так
называемый Большой Трианон (мраморный).

Сейчас посетителям показывают в Малом Трианоне малахитовые
вазы, канделябры и другие ценные предметы, подаренные Наполеону I русским царем Александром Благословенным после их встречи
в Тильзите. Здесь же выставлен золоченый столик ценой в один
миллион франков (старых), который подарил Наполеону римский
папа Пий VII.

Неподалеку от Малого Трианона расположился Экипажный музеи с
грандиозными золочеными парадными каретами и санями (XVII век)
последних французских королей и времен Первой империи.

Малый Трианон был любимым местом пребывания королевы Марии-Антуанетты и императрицы Марии-Луизы. В нем особенный
интерес для посетителей представляют частные королевские покои.
Экскурсоводы рассказывают, что постель Марии-Антуанетты нередко
служила местом скандальных похождений влиятельных особ, приезжавших сюда комфортно провести ночь.

К Малому Трианону примыкает ферма королевы — с мельницей,
птичником и молочной. В этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся
чашки, по форме представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чашек королева в своей молочной угощала гостей молоком от своих коров.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Если в итальянском парке виллу сознательно скрывали в зелени, то во Франции
замок или дворец были главным объектом парка. Начиналось все с
титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные
террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для
знаменитых впоследствии фонтанов и каскадов.

186 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

Скульптором Тюби был создан знаменитый фонтан Аполлона
Он возник на месте старого бассейна, а потом засверкал, заиграл
водяными струями. Под большим напором центральна струя с силой
выбрасывается вверх (на высоту 25 метров), а 15-метровые боковые
струи, устремляясь ввысь, вырисовывают эмблему французских королей — цветок лилии.

Фонтан представляет собой мчащуюся навстречу восходящему солнцу впряженную в колесницу четверку вздыбленных коней, и прячутся от них в раковины морские обитатели — тритоны, выпускающие
из водной глубины солнечные лучи.

РИМСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Рим называют древним и вечным городом Его тысячелетние памятники справедливо считаются достоянием всего человечества Чтобы увидеть их, в Рим ежегодно приезжают миллионы людей со всех
концов планеты А также для того, чтобы увидеть знаменитые произведения искусства, собранные в его богатейших музеях Одним из них
является Римская национальная галерея

Она разместилась в двух зданиях, одним из которых является
палаццо Барберини. В 1625 году римский папа Урбан V (из семьи
Барберини) купил у герцога Сфорца дворец для своих племянников,
и сразу же началась перестройка этого дворца Старый план здания
был сохранен, а для нового строительства использовали камни и
мрамор из разрушаемого Колизея

Во внутренней отделке дворца большое участие принимал известный художник Пьетро да Кортона До сих пор во дворце Барберини
сохранилась его прославленная роспись плафона главного зала, где в
сложных, полных безудержной фантазии картинах переплелись христианские и мифологические аллегории Потолки других залов дворца
тоже были покрыты росписью, а стены их украшены гобеленами

Гобелены эти выпускались фабрикой, которая находилась в соседнем здании и была основана в 1635 году одним из племянников
папы — кардиналом Франческо Барберини Он же собрал и богатей
188 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

шую библиотеку, в которой среди бесценных рукописей и манускриптов хранились столь же бесценные письма виднейших людей того
времени и предыдущих эпох. В 1902 году эта библиотека была передана в Ватикан, а сам дворец в 1930 году приобрело итальянское
государство. Вскоре его второй этаж со знаменитыми росписями Пьетро
да Кортона был отдан под Национальную галерею.

Художественные собрания Галереи возникли из слияния нескольких крупных частных коллекций, а основу ее еще в XVIII веке заложил
кардинал Неро Корсини, старинный дворец которого является второй
частью Римской национальной галереи. Свой дворец кардинал купил
в 1737 году и сразу же повелел известному архитектору Фердинандо
Фуга переделать его. Для убранства залов и комнат нового дворца по
приказу кардинала приобретались самые лучшие произведения изобразительного и прикладного искусства, и уже к 1740 году коллекция
Корсини насчитывала 600 полотен.

Почти через полтора столетия князья Томмазо и Андреа Корсини
продали свой дворец государству, а ценную коллекцию картин подарили ему. Во дворце были размещены Академия деи Линчеа и коллекция произведений живописи и скульптуры. Затем эта коллекция пополнилась собранием герцога Дж. Торлониа, а потом сюда же поступили 187 картин из Галереи дель Монте ди Пьета. Вот таким путем в
палаццо Корсини и собрались несколько больших коллекций, поэтому сразу же стал вопрос об их объединении в одно собрание И в
1895 году была образована Национальная галерея античного искусства, которая сразу же стала пополняться за счет покупок и подарков
от частных лиц.

В палаццо Барберини сейчас находится собрание картин до
XVII века, а в палаццо Корсини экспонируется более поздняя живопись. Несмотря на то, что в палаццо Корсини были сделаны большие
переделки, многие картины очень трудно рассмотреть, различить и
восхититься ими, так как расположены они на почти головокружительной высоте. В зале, посвященном творчеству художников школы
Караваджо, картины почти касаются потолка. Подобное размещение
очень мешает посетителям видеть полотна под тем углом освещения,
о котором мечтали художники, создавая свои произведения.

И все же Национальная галерея раскрывает перед посетителями
такие сокровища, что все мелкие неудобства не идут в счет. И одним
из таких шедевров является знаменитая картина Тициана Венера и
Адонис
, написанная в 1554 году по заказу короля Карла V. Картина
эта имела такой ошеломляющий успех, что художник повторял этот

РИМСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ 189

сюжет с небольшими вариациями несколько раз. В Римской национальной галерее как раз и хранится один из таких вариантов.

Сюжет для картины Тициан взял из античной мифологии. Обращаясь к теме любви Венеры и Адониса, Тициан по-своему разрабатывает этот мотив, вводит в полотно драматический мотив переживания,
что было характерно для поздних творений великого мастера. Венера
изображена в тот момент, когда она старается удержать в своих объятиях Адониса, стремящегося на зов охотничьего рога. От резкого
движения богини опрокинулся золотой сосуд, из волос ее выбилась
нитка драгоценного жемчуга.

Общее настроение картины тревожное, и ему созвучен взволнованный пейзаж с темными деревьями, неясным очертанием холмов, небом, покрытым тяжелыми облаками, через которые едва струится
неровный солнечный свет.

Картина происходит из собрания шведской королевы Христины.
После ее смерти в 1689 году она побывала в нескольких коллекциях,
а потом была приобретена герцогом Торлониа и подарена им государству.

Тинторетто представлен в Национальной галерее картиной Христос и грешница, проникнутой состоянием тревожной напряженности. В ней изображен момент, когда Христос в ответ на обвинение
женщины в грехопадении предлагает бросить в нее камень.

Изображая евангельский сюжет, Тинторетто интересуется не столько
самим событием, сколько состоянием людской толпы, охватившим ее
после слов Иисуса Христа. Тревога, охватившая людей, наполняет и
природу. Несмотря на то, что действие разворачивается под гигантским портиком, впечатление у зрителя складывается такое, будто оно
происходит в бескрайнем пространстве. Этому способствует виднеющееся в разлете гигантских арок море, сливающееся с простором неба,
по которому плывут свинцовые тучи. Для увеличения экспрессии
Тинторетто использует прием удлинения человеческих фигур, свойственный маньеризму.

Такой же прием использует на своих полотнах Эль Греко. Грек по
происхождению, он родился на Крите и здесь же, по-видимому,
учился у местных иконописцев. После 1560 года он уехал в Венецию,
а потом перебрался в Испанию. Здесь он поселяется сначала при дворе
короля Филиппа II, но не признанный королем и его двором, переезжает в Толедо — старую столицу Испании.

В конце 1596 года Эль Греко получил заказ на три больших полотна для алтаря Школы обутых августинцев доньи Марии Арагонской

190 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

в Мадриде — Благовещение, Поклонение пастухов и Крещение
Христа
Впоследствии все три картины оказались разбросанными по
разным музеям, и в Римской национальной галерее сейчас находятся
две из них — Поклонение пастухов и Крещение Христа По предположениям некоторых искусствоведов, они являются повторением
алтарных картин или эскизов к ним

Действие евангельского сюжета картины Поклонение пастухов
разворачивается на фоне местности с фантастическими руинами Своды разрушенного здания, как бы колеблемые ветром, взметнулись
вверх, и в проеме развалин показалось темное небо с вспышками
зарниц Само действие — поклонение пастухов младенцу Христу —
происходит на переднем плане картины

Главное значение Эль Греко придает цвету Сочетание ярко-розового платья Мадонны с лимонно-желтой рубашкой стоящего рядом
пастуха, ультрамариновой одеждой ангела и холодным цветом зеленого платья другого пастуха создает необычную гамму цветовых оттенков Краски то как бы гаснут, то вновь вспыхивают ярким светом и
достигают наибольшей интенсивности свечения в простынях, на которых лежит божественный младенец и которые излучают вокруг него
серебристое сияние

Действие полотна Крещение Христа происходит как бы в потустороннем мире Вверху залитый ярким потоком солнечного света в
окружении ангелов восседает Бог, а на переднем плане внизу картины
происходит обряд крещения Рядом с коленопреклоненным Христом
изображена непропорционально маленькая фигурка ангела, поддерживающая над головой Спасителя одежды

Эль Греко прибегает здесь к своему излюбленному приему сочетания разномасштабных фигур Весь образный строй картины, с ярко
выраженной, резкой деформацией человеческих фигур и необыкновенной сочностью ярких, как бы светящихся красок, достигает на
полотне своей предельной выразительности

ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Лукас Кранах
Мартин Лютер

Первое официальное упоминание о Веймаре относится к Х веку,
когда император Отгон I подписал документ о созыве князей в Вимаре У названия древнего замка и поселения вокруг него было
несколько различных вариантов, но все они означали Светлое озеро
Оно располагалось где-то в городской части поймы Ильма, и, воз
можно, нынешнее Лебяжье озеро в Веймаре осталось от него

К середине XIII века Веймар стал уже городом со своими ремесленными мастерскими и рынком, а еще через 100 лет у него было уже
собственное самоуправление из двенадцати членов Городского совета
Но в 1372 году Веймар на долгие годы подпал под власть саксонских
князей Город оказался в стороне от бурной политической и торговой
жизни Германии, и, может быть, именно это помогло ему уцелеть в
годы Реформации и Тридцатилетней войны

Сейчас старый город занимает лишь небольшую часть нынешнего
Веймара А во времена Гете и Шиллера он, собственно, и был тем
самым Веймаром, куда стремились попасть образованные люди со

всей Европы

В одном из сохранившихся старых зданий последний год жизни
проживал художник Лукас Кранах Старший Он приехал сюда в сентябре 1552 года, сопровождая своего опального князя Иоганна-Фридриха Саксонского Князь был освобожден императором Карлом V из
плена, но за строптивость и вероотступничество сослан в Веймар

192 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

В Веймаре 80-летний художник нашел силы начать работу над
большим алтарным триптихом для главной местной церкви — храма
святого Петра и святого Павла, который теперь является его главным
сокровищем. Триптих был исполнен семейством Кранахов, где они в
середине его представили сцену Распятия, а на боковых створках
изобразили курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного с супругой и тремя сыновьями.

Общий замысел алтаря принадлежал Кранаху Старшему. На фоне
ветхозаветных и евангельских сцен зритель видит распятого Христа с
фигурами предстоящих Иоанна Крестителя, самого Кранаха и Лютера. В левой части триптиха воскресший Христос попирает Смерть и
Дьявола, а последнего пронзает еще и копьем.

Одним из старейших архитектурных памятников Веймара является
резиденция герцогов, которая возводилась на одном и том же месте с
Х века. Но по какому-то фатальному совпадению замок несколько раз
сгорал дотла от случайных пожаров. Нынешний комплекс герцогской
резиденции сложился к началу XIX века, и от древнего замка в нем
осталась только нижняя половина высокой дворцовой башни.

С конца XVII века правители-герцоги стали усиленно подражать
культурной жизни французского королевского двора в Версале. Один
из них, герцог Вильгельм Эрнст, даже завел постоянную труппу
драматических и оперных артистов. В Веймар приглашались известные в Германии музыканты, а в 1708 году туда пригласили молодого,
но уже известного органиста И.-С. Баха. И хотя главным развлечением веймарского двора оставалась музыка, герцогом была создана большая библиотека, собрана коллекция медалей и устроена Художественная галерея.

Следующий герцог Эрнст-Август впоследствии значительно умножил живописное собрание веймарского дворца. Но в мае 1774 года
резиденция опять загорелась от удара молнии, и в пожаре много
картин погибло: среди них были полотна Тициана, А. Дюрера,
П. Веронезе, Тинторетто, Кранаха, Рубенса и других художников.
Впоследствии художественная коллекция пополнилась вновь, во многом благодаря И.-В. Гете, и даже превзошла прежнюю по объему и
разнообразию экспозиции.

Ценнейшим разделом Художественной галереи в Веймаре являются художественные полотна XIV—XVI веков, и прежде всего картины,
созданные Лукасом Кранахом Старшим и его сыновьями. Среди них
выделяется несколько портретов Лютера кисти Кранаха Старшего, в
том числе один из самых известных, на котором Лютер изображен в

ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

193


виде рыцаря Ёрга. На некоторых других полотнах, написанных
Кранахом на евангельские темы, также узнаются портреты Лютера и

его сподвижника Филиппа Меланхтона.

Лучшей картиной Кранаха Старшего в Художественной галерее
Веймара является Осмеяние Христа, год написания которой исследователи относят иногда к 1515-му, а иногда к 1540 году. На ней
зрителя поражает прежде всего реализм человеческой нетерпимости,
обращенной к уже поникшему Христу.

В веймарском собрании находятся и полотна других известнейших
европейских мастеров XV—XVI веков. И настоящей жемчужиной среди них является небольшая Мадонна с вишнями Дирка Баутса.
Картина эта, типичная для своей эпохи и своей художественной
школы, вместе с тем отличается своеобразием и особой одухотворенностью. Многозначность символов (например, птичка в руках младенца Христа) соединена с естественным настроением изображенных
на картине образов. А кроме того, очень красива цветовая гамма
полотна, построенная на гармонии белого, синего и телесного цветов
с яркими вкраплениями красного (вишня и одежды Марии).

Среди произведений итальянских мастеров выделяется П. Веронезе с двумя небольшими картинами — Распятие и Святая родня, а
испанская живопись представлена известной картиной X. Риберы
Мадонна со святым Бруно. Однако основу всего веймарского собрания составляют полотна голландских мастеров. Обычно в экспозиции
Художественной галереи их выставлено около 30—40, а в запасниках
Музея хранятся фонды гораздо внушительнее. Здесь и полотна Адриана и Исаака ван Остаде, Филиппа Воувермана, Момпера, Симона де
Воса, Дирка Баутса, Хальса и других мастеров.

Произведения немецких художников представлены замечательным
портретом историка искусства И. Винкельмана, который принадлежит
кисти Антона Марона. Знаменитый ученый, знаток и исследователь
античности изображен на полотне сидящим за столом, в халате и
тюрбане на фоне бюста Гомера. На раскрытой перед ним книге лежит
гравюра с изображением античной статуи. Очень живо изобразил
художник доверительный взгляд И. Винкельмана, направленный на
зрителя, а выразительным жестом руки ученый как бы приглашает к

беседе на любимую им тему.

Французский живописец Жан-Луи Вуаль в 1781 году написал
портрет русского принца Павла, сына Екатерины II и Петра III. Портрет парадный, и Павел изображен на нем в парадном мундире и с
орденами на фоне облачного романтического неба. В глядящем на

194 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

зрителя молодом человеке ничто не предвещает будущего императора
Павла I (Норда, как назвал его Г Р Державин)

А в одном из залов первого этажа Веймарской художественной
галереи посетителей подстерегает неожиданная встреча с русскими
иконами XV—XVI веков Их здесь несколько десятков — разных
школ, и все они находятся в великолепной сохранности. В небольшой
экспозиции представлена новгородская икона конца XV века Рождество Марии и небольшая икона московской школы с поясным изображением Максима Грека. Последняя икона очень интересна сочетанием иконографической строгости и реалистической, почти светской
трактовки исторического лица.

ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА

Коллекционирование на Руси имеет многовековую историю, и
началось оно задолго до знаменитой Кунсткамеры Но именно Кунсткамера стала первым русским естественнонаучным и историческим
музеем, который из частного собрания превратился в музей для широкой публики.

Увлекавшийся военным делом, Петр I начал с коллекционирования

оружия разных времен и народов Но вскоре интерес к коллекционированию принял у русского царя несколько иной характер Во время
своих заграничных путешествий он приобретал анатомические препараты, станки, приборы, инструменты, а также различные редкости картины, гравюры и другие произведения искусства

В 1717 году Петр I за 30 000 гульденов приобрел у голландского
анатома Фредерика Рюйша анатомическую коллекцию Изготовленные Рюйшем детские головки свидетельствуют о столь высоком мастерстве анатома, что они и до сих пор сохраняют нежную и розовую
окраску Те, кто их видел, невольно могут поверить легенде, что
русский царь. будучи у Рюйша, поцеловал набальзамированного ребенка, приняв его за живого

Другая легенда гласит, что шел однажды Петр I среди высоких
сосен на стрелке Васильевского острова В то время Васильевскии
остров назывался еще Преображенским, царь Петр любил невский
берег и часто бывал здесь И вдруг его внимание привлекла странная
сосна Диковинная она выросла, один сук ее (толщиной с человеческую руку) причудливо выгнулся полукружием, да так и врос в ствол
дерева, словно дужка от амбарного замка Сосну срубить, - распорядился царь Петр, - ствол со странной веткой сохранить, а на месте
сосны Палату редкостей заложить
Так на невских берегах было

196 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

воздвигнуто здание, которое и сегодня относится к числу лучших
архитектурных украшений города.

От Петра I Палата редкостей приобрела и первые дары — половину окаменелого хлеба .и датскую деревянную обувь, которые русский царь привез от Копенгагена. Так, личные собрания царя, а также
коллекции по анатомии и зоологии, хранившиеся сначала в Аптекарском приказе в Москве, легли в основу будущей Кунсткамеры. Своему библиотекарю Шумахеру царь дает задание объехать Европу и
музеи ученых людей как публичные, так и приватные посещать, и из
того усматривать, в чем императорского величества музеум с оными
рознится, ежели же чего в музее... не обретается, то оный недостаток
наполнять тщится
. Шумахер привез из Европы множество резных
раковин, светильников и гемм.

А потом собрания
Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.