Жанр: Энциклопедия
Сто великих географических открытий
...тсюда, сверху, описать невозможно! -
вспоминал Амундсен. - Пропасть на пропасти, трещина на трещине и огромные глыбы,
разбросанные в беспорядке!"
Но вот они уже поднялись на плато. Побит рекорд Шеклтона - 88°23',
установленный им два года назад. Погода стала лучше: температура установилась
совсем летняя для этих мест - около -25°С, но главное - тише стал ветер. В
Центральной Антарктиде стоковый ветер только рождается и, устремляясь вниз, по
склону щита, разгоняется до ураганной силы.
Прошла еще неделя, и рано утром 14 декабря 1911 года Амундсен со своими
спутниками - на полюсе! "Пожалуй, никогда никто из людей не стоял, как я в
данном случае, на месте диаметрально противоположном цели своих желаний, - так
подытожил он произошедшее. - ...Северный полюс с детства притягивал меня, и вот
теперь я очутился на Южном полюсе. Можно ли представить себе что-нибудь более
противоположное!"
403
ЗАКОНЫ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ
ЗАКОНЫ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ
С тех пор, как начались путешествия в ледовитых морях Арктики, неизбежными
стали ситуации, при которых экипажам раздавленных льдами судов приходилось
высаживаться на лед и какое-то время плыть по морю вместе со льдом. Таких
случаев было достаточно много, и не всегда они кончались благополучно, то есть
удавалось выйти на берег или перебраться на другой корабль. Всегда люди
старались как можно быстрее уйти с движущегося, дрейфующего льда - его боялись,
ему не доверяли. И первым, кто по-новому посмотрел на дрейфующий арктический
лед, был норвежец Фритьоф Нансен.
Окрыленный успехом в Гренландии, пересеченной им на лыжах в 1888 г., Нансен
принимается за подготовку к новой большой экспедиции под норвежским флагом,
притом совершенно необычным способом.
План Нансена заключался в том, чтобы построить специальное судно, которое,
благодаря своей форме, смогло бы пересечь Северный Ледовитый океан вместе с
дрейфующим льдом. Нансен был уверен в том, что течение пронесет льды и вмерзший
в них корабль через район полюса. Его убедила в этом находка обломков
американского судна "Жаннетта", раздавленного
Дрейфы "Фрама" и "Седова". 1. Предполагаемый путь "Жаннетты". 2. Дейф "Фра-ма"
3. Маршрут пешего похода Ф. Нансена 4. Дрейф "Седова"
404 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
льдами у берегов Восточной Сибири, за тысячи километров у юго-западной
Гренландии. Там же в большом количестве встречается плавник из сибирских пород
деревьев. Нансен видел его, когда еще совсем молодым человеком плавал у берегов
Гренландии на зверобойном судне "Викинг".
Как могли попасть остатки трагически погибшей экспедиции Джорджа Де Лонга и
плавник из Сибири в Гренландию? Только дрейф льдов, вызванный течением, мог
пронести их через весь океан.
Нансен задумался, нельзя использовать эту естественную транспортирующую
способность дрейфующего льда? Он разработал специальную конструкцию судна
яйцевидной формы: благодаря ей напор льдов не сможет раздавить корабль, он будет
выталкивать его на поверхность. Почти никто из полярных авторитетов не поддержал
план Нансена, кроме первооткрывателя Северного морского пути Норденшельда и
русских ученых, оказавших его экспедиции практическую помощь. Он получил от них
данные о метеорологических условиях на арктическом побережье России, к востоку
от Новосибирских островов. Русский полярный геолог Эдуард Толль дал совет именно
от них начать дрейф "Фрама", а не от Берингова пролива, как предполагал
первоначально Нансен.
Корабль построен, и жена Нансена Эва дала ему имя "Фрам" ("Вперед"). 21 июля
1893 года "Фрам" снялся с якоря. На его борту - 13 человек (Нансен не был
суеверен), готовых достичь Северного полюса и установить там норвежский флаг без
знаков унии со Швецией, за освобождение от которой тогда боролась Норвегия.
Всего четыре дня - и "Фрам" вышел к Новой Земле, но туман заставил повернуть к
Югорскому Шару - проливу, ведущему в Карское море. С левого борта показался
остров Вайгач, а немного позже, справа - низменность, "преддверие к своеобразной
и беспредельной азиатской равнины, так не похожей на все, к чему мы привыкли", -
записал Нансен. Это было его первое знакомство с Россией. Он совершил несколько
походов по берегам Ямала, Таймыра и прибрежных островов, собрал образцы пород и
растений. Удалось и поохотиться.
В сентябре миновали самую северную точку материка Евразии - мыс Челюскина.
Праздник на "Фраме". Гремит салют. И как бы в ответ на него брызнули прощальные
лучи солнца. Надвигалась полярная ночь.
22 сентября "Фрам" достиг точки к северу от Новосибирских островов на 77-й
параллели. Внезапный удар заставил всех выскочить на палубу - судно уткнулось в
ледяное поле, простиравшееся до самого горизонта. Лед взял судно в плен и, как
предполагал Нансен, увлек его с собой. Первые месяцы дрейф был очень медленным,
и даже опасались, не попал ли "Фрам" в ту часть Ледовитого океана, где лед
совершает круговое движение, не достигая полюса.
К полюсу придется идти на лыжах... 27-летнему Ялмару Юхансену Нансен
предложил быть своим спутником, тот с радостью согласился.
ЗАКОНЫ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ 405
Они попали в ту часть океана, где почти не было ровных ледяных полей, по
которым можно легко скользить на лыжах. Как нарочно попадался только вздыбленный
торосами лед, да к тому же еще разбитый трещинами полыней, порой настолько
широких и протяженных, что на обход их уходило по нескольку дней. Но главное,
что приводило иногда просто в отчаяние, - лед дрейфовал не в ту сторону, куда
шли два норвежца. Они стремились на север, а лед дрейфовал к югу.
И 8 апреля Нансен принимает решение повернуть к ближайшей земле. До полюса
оставалось всего четыреста километров...
Благополучно закончился дрейф "Фрама". Нансен и Юхансен не добрались до
Северного полюса, но вышли к Земле Франца-Иосифа. Провели там долгую темную
зиму, не имея никаких средств к существованию, кроме окружающей природы. Но это
был не роскошный тропический остров с вечным летом, а пустынный клочок суши, где
нет ничего, кроме камней и льда, ураганных ветров и тьмы полярной ночи. Но они
сохранили ружье и патроны и охотились, создав достаточные запасы мяса, но,
главное, им удалось не утерять волю к жизни и к завершению начатого дела. Это
был один из редких случаев в истории полярных (и не только полярных) зимовок,
когда не было ни цинги, ни трагического исхода. Конечно, трудно сказать, как бы
все закончилось, если бы не произошла совершенно невероятная встреча Нансена с
руководителем английской экспедиции на южной окраине Земли Франца-Иосифа, на
мысе Флора.
Корабль английской экспедиции доставил Нансена и Юхансена в Норвегию, а
ровно через неделю пришел "Фрам", покинувший дрейфующие льды 16 августа 1896
года. Точно нанесенная на карту причудливо изломанная линия дрейфа, впервые
протянувшаяся через весь ледовитый океан, показала генеральное направление, по
которому происходит вынос льда из северной полярной области.
Победоносно завершив свой бросок к Южному полюсу, Амундсен все же не
оставил мысль о дрейфе в Северном Ледовитом океане. И он организовал экспедицию,
правда, на другом судне, построенном по образцу нансеновского "Фрама",
получившем имя норвежской королевы - "Мод". Экспедиционное судно, научные работы
на котором возглавил Харальд Свердруп, покинуло Норвегию 24 июня 1918 года и
направилось к северным берегам России, как раз в те дни, когда в ней начал
разгораться пожар гражданской войны.
Карское море было переполнено льдом, и "Мод" с большим трудом пробирается
вперед. Но все же 1 сентября удалось достичь устья Енисея, посетить остров
Диксон, на котором начала действовать радиотелеграфная станция. На борт "Мод"
погружены десять отборных сибирских лаек и сто пять бочек солярки Через десять
дней издалека увидели огромный гурий, сооруженный сорок лет назад на мысе
Челюскина А.-Э. Норденшельдом.
406 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Миновав северную оконечность Евразии, судно не смогло уйти далеко и у северовосточных
берегов Таймыра, в небольшой бухте, именуемой с тех пор Бухтой Мод,
остановилось на зимовку. Амундсен предполагал ее неизбежность, он только не
ожидал, что очень скоро, через несколько недель тяжелейшей борьбы со льдами в
конце лета следующего года придется встать на вторую зимовку, теперь в ВосточноСибирском
море, около острова Айон, у входа в Чаунскую губу. На судне осталось
восемь человек после того, как двух матросов Амундсен отправил с почтой на
Диксон. Они погибли, не дойдя до радиостанции.
Как и во время первой зимовки, норвежцы (а среди них был и один русский -
радист Дмитрий Олонкин) не теряли времени зря, проводя научные исследования по
многим направлениям. Внесены существенные уточнения в карты побережья.
Завязались у них по-настоящему дружеские отношения с чаунскими чукчами, а иногда
корабль навещали русские промышленники из Нижнеколымска и Анадыря, сообщавшие
новости из мира.
В июле 1920 года "Мод" вошла в Берингов пролив, став третьим в истории
кораблем, совершившим плавание северо-восточным проходом в Тихий океан. Амундсен
же, вышедший в Берингов пролив в 1906 году с востока, завершил, таким образом,
свое кругосветное полярное путешествие. "Мод" прибыла в поселок Ном на Аляске, а
затем вернулась в Северный Ледовитый океан, чтобы начать, наконец,
запланированный дрейф.
А "Мод" вынуждена зимовать в третий раз - снова у Чукотского побережья, близ
мыса Сердце-Камень, совсем недалеко от Берингова пролива. Судно получило
повреждение и для ремонта направилось в Сиэтл, откуда опять идет в восточную
часть океана, чтобы начать дрейф. Но в этом дрейфе Амундсен уже не участвует: им
овладели новые идеи, связанные с использованием самолета для полярных
исследований.
Небольшой самолет взят и на борт "Фрама", начавшего наконец дрейф прямо на
север. Однако вскоре он уже принял западное направление, и стало ясно, что через
полюс "Мод" пройти не суждено. Зимовка с 1923 на 1924 год прошла во льдах. Судно
оказалось рядом с Новосибирскими островами. Свердруп высадился на одном из них.
"Поневоле испытываешь уважение к русским путешественникам и охотникам, - записал
он в дневнике, - которые более ста лет тому назад отправлялись на эти острова и
со своим примитивным и убогим снаряжением достигли крайнего их севера".
В августе около острова Котельного вышли на чистую воду и направились к
Берингову проливу: X. Свердруп решил возвращаться, признав неудачу предприятия.
Но льды заставили корабль зимовать в шестой раз - у мыса Большой Баранов. И
только 13 июля 1925 года "Мод" вошла в Берингов пролив, а потом прибыла в Сиэтл.
Экспедиция завершалась через семь лет. Объем научных исследований, выполненных
за эти годы, огромен, а неудача с прохождением через полюс показала, насколько
сложна картина
ЗАКОНЫ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ
"Фрам" во льдах. Январь 1895 г.
408 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
дрейфа арктических льдов. Пройдет еще немало лет, прежде чем она будет выяснена.
И сделают это в основном российские ученые.
21 мая 1937 года, в 11 часов 35 минут по московскому времени на дрейфующем
льду, в двадцати километрах от точки Северного полюса совершил посадку
четырехмоторный самолет АНТ-5, конструкции Туполева, пилотируемый Михаилом
Водопьяновым. Через несколько дней еще три самолета сели на льдине вблизи
Северного полюса. Была доставлена экспедиция, организовавшая первую в истории
человечества дрейфующую научную станцию.
В 1929 году Фритьоф Нансен создал специальное международное общество
"Аэроарктик", основной целью которого должна была стать организация на Северном
полюсе научной экспедиции.
Но Нансен умер в 1930 года, так и не осуществив своих замыслов. Они были
реализованы в 1937 году.
Идею организации дрейфующей научной станции развивал советский полярный
исследователь В.Ю. Визе, который первоначально намечался руководителем
экспедиции, но в конце концов начальником был назначен О.Ю. Шмидт. В качестве
зимовщиков утверждены Иван Папанин, Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и
радист Эрнст Кренкель. Возглавивший группу И.Д. Папанин - участник Гражданской
войны, строитель первой радиостанции в Якутии, руководитель зимовок на полярных
станциях Мыс Челюскина и Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, где зимовали также
Федоров и Кренкель.
На подготовку экспедиции ушел целый год. Заводы строили самолеты,
проводилось их испытание. Готовилось специальное оборудование и снаряжение. В
Ленинграде была создана уникальная радиостанция, приспособленная для работы в
условиях полярной зимы. Сконструирован и построен самый легкий в мире ветряной
двигатель облегченного типа - весом 54 кг. В институте инженеров общественного
питания разработаны и в кратчайший срок изготовлены питательные, богатые
витаминами концентраты. Они заложены в 135 бидонов, в каждом из которых- запас
продовольствия на 10 дней. Общий вес заготовленных продуктов - 1300 кг, а всего
груза - 10 т.
Летом 1936 года с началом навигации ледокольный пароход "Русанов" и пароход
"Герцен" отправились на Землю Франца-Иосифа", где на самом северном в архипелаге
острове Рудольфа была построена промежуточная база, а на ледниковом куполе
Миддендорфа - взлетно-посадочная полоса для тяжелых самолетов.
Самолеты вылетели из Москвы 22 марта, и только через два месяца прибыли на
полюс, задерживаясь в каждом пункте посадки из-за погоды.
Только 5 мая синоптик экспедиции Б.Л. Дзердзеевский разрешил вылет Павлу
Головину, совершавшему на своем двухмоторном самолете разведывательные полеты.
Во время одного из них он долетел до 89° с. ш.,
ЗАКОНЫ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ 409
нарушив приказ Шмидта вернуться, пролетел над полюсом и сообщил:
"...Я видел, что подходящую площадку выбрать можно". Головин был вторым
человеком (после Р. Бэрда), достигшим Северного полюса, вылетев на самолете со
Шпицбергена в 1926 году.
Безмерная радость прибывших на полюс людей была сразу же омрачена: вышла из
строя самолетная рация. Возникло опасение, что с самолетом что-то случилось.
Стали говорить о необходимости организации поисков. Но Кренкель наладил свою
радиостанцию, и его позывной "УПОЛ" облетел весь мир.
На льдине - тринадцать человек (как у Нансена на "Фраме"). Первое, что было
сделано, - измерена толщина льдины. Она оказалась равна трем метрам. Размеры ее
- пять километров в длину, три - в ширину. Территория быстро застроилась:
палатки, склады, метеостанция...
Через 17 дней самолеты улетели. Вслед им залаял пятый "зимовщик" - пес
Веселый... А четверо оставшихся занялись ежедневной научной работой: измеряли
глубину океана (вручную, с помощью простейшей лебедки), регулярно вели
метеорологические наблюдения, определяли температуру и соленость воды на разных
глубинах...
Дрейф "папанинцев" продолжался 274 дня. Льдина их двигалась значительно
быстрее, чем предполагали. И уже в феврале она, сократившись до размеров всего
тридцати метров, оказалась в Гренландском море. К льдине подошел ледокол "Ермак"
и взял на борт всех четверых. В дальнейшем И.Д. Папанин стал начальником
Главного Управления Северного морского пути.
Дрейфующая станция "Северный полюс" (СП-1) впервые определила истинные
глубины океана в районе полюса, установила, что и над полюсом проносятся циклоны
с Атлантики, уточнила законы дрейфа арктических льдов. Впервые был испробован
новый метод исследований в Арктике-с помощью дрейфующих научно-исследовательских
станций.
Но следующая станция (СП-2) была организована лишь через 12 лет, в 1950
году. Ее целью было изучение законов дрейфа льда в Тихоокеанском секторе
Северного Ледовитого океана. Возглавил зимовку, в которой участвовали уже не
четыре, а двадцать человек, полярный гидролог Михаил Сомов.
На дрейфующих льдах к северо-востоку от острова Врангеля возник целый
поселок из каркасных палаток на два-три человека, освещались они электрическим
светом; поселок был радиофицирован и имел даже телефон.
Много неприятностей обитателям льдины принесла зима. Мрак полярной ночи
затруднил связь между палатками; их пришлось поставить теперь ближе друг к другу
и утеплить внутри настолько, чтобы даже при пятидесятиградусных морозах в них
поддерживалась более или менее нормальная температура.
410 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
В феврале 1951 года ледяное поле лагеря от частых подвижек, сжатий и
торошений раскололось на части. Оставаться на таком ледяном поле было опасно.
После продолжительных поисков нашли другую льдину, но путь к ней преграждали
мощные ледяные гряды и каналы, которые то сходились, то расходились. С огромными
усилиями зимовщики расчистили путь, засыпали каналы, проложили дорогу и на
автомашине быстро перевезли стан-1 цию, почти не прекращая ночных наблюдений.
J
Станция была снята с дрейфующих льдов самолетами. Пройденный ею | извилистый
путь ледового дрейфа составил около 2500 км. |
В 1954 году на лед высажены сразу две дрейфующие станции СП-3 и| СП-4.
Теперь такие станции стали работать каждый год, и дрейфы ученых | из героических
стали обычными, регулярными, хотя трудности и опасное-1 ти, конечно, были.
Последняя из этой серии станция СП-31 прекратила! свою работу в 1991 году.
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий | океан был
открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической | работе Великой
Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трас-1 сы, соединяющей два
океана, совершено только во второй половине века | девятнадцатого, да и то -
лишь в две навигации. |
Первооткрыватель трассы - шведский полярный исследователь Адольф | Эрик
Норденшельд, родившийся и учившийся в Финляндии, когда она' входила в состав
России. Потом он исследовал Шпицберген, и в 1875 году впервые отправился в
плавание вдоль северных российских берегов на во- s сток. Зверобойная шхуна
"Превен", снаряженная на средства финансиста | Оскара Диксона, прошла через
Югорский Шар, обогнула с севера полуос- і тров Ямал и дошла до Енисейского
залива, один из островов которого назван именем Диксона. На следующий год
Норденшельд идет в новое плавание - на пароходе "Имер", и теперь средства ему
предоставляет русский золотопромышленник Александр Сибиряков. Впервые были
доставлены в устье Енисея различные товары из Европы.
Проведя своего рода рекогносцировку, в июле 1878 года А.-Э. Норденшельд
отправляется в плавание на промысловом пароходе "Вега" (капитан Арнольд
Паландер) с твердым намерением пройти весь Северный морской путь до Берингова
пролива. Экспедицию финансировали О. Диксон и А. Сибиряков. В ее составе был
русский представитель поручик гвардии Оскар Норд-квист, и до устья Лены "Вегу"
сопровождал небольшой, но быстроходный пароход Сибирякова "Лена". Мыс Челюскин
оба парохода обогнули вместе 18 августа, им удалось преодолеть пояс тяжелых
льдов у северо-западных беСЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
412 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
регов Таймыра, а затем они дошли и до дельты Лены, где Сибиряковский пароход
свернул в одну из проток великой реки. "Вега" осталась одна Капитан Паландер
провел ее через Восточно-Сибирское море и проливом Лонга вывел в Чукотское И
только здесь, всего в двухстах километрах от Берингова пролива, пришлось
остановиться на зимовку - "Вегу" прочно сковали льды. "Быть затертым так близко
от цели путешествия было самым большим для меня счастьем, с которым я никогда не
мог примириться", - писал Норденшельд
Почти десять месяцев пришлось пробыть
А Э Норденшельд
в ледовом плену в нескольких километрах от входа в ту самую Колючинскую губу, в
которой льды остановили корабли Дмитрия Лаптева, потом суда Бил-лингса и
Сарычева, а уже в 30-х годах XX века получит повреждения ледокольный пароход
"Сибиряков" и потонет "Челюскин". Но в июле 1879 года "Вега" смогла продолжить
путь. Вскоре шведы салютовали мысу Дежнева. Впервые в истории Северо-восточный
проход был пройден!
В сентябре "Вега" вошла в японский порт Иокагама, а затем обогнула с юга
весь азиатский материк и, прибыв в Стокгольм 24 апреля 1880 года, замкнула
первое в истории путешествие вокруг Евразии, южную часть которого совершил почти
за четыре столетия до этого Васко да Гама.
После плавания "Веги" прошло 62 года, и второй корабль идет вдоль северных
берегов Сибири к Берингову проливу. Это советский ледокольный пароход "А.
Сибиряков", покинувший порт Архангельска 28 июля 1932 года. Научное руководство
экспедиции осуществляют Отто Шмидт и Владимир Визе, на капитанском мостике -
Владимир Воронин В Карском море в том году ледовая обстановка была на редкость
благоприятной,
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ 413
и 3 августа "Сибиряков" был уже у Диксона (пополнен запас угля). Ледовые условия
позволили ледоколу обойти с севера архипелаг Северная Земля, но у восточных ее
берегов встретились тяжелые льды, в которых "Сибиряков" получил повреждение
лопасти пароходного винта. Море Лаптевых оказалось сплошь покрытым льдами, и
пришлось отменить запланированный обход с севера Новосибирских островов.
Зайдя за углем в порт Тикси в устье Лены, пароход легко дошел до Медвежьих
островов в устье Колымы, но дальнейший путь преграждали мощные торосистые льды,
покрывавшие Чукотское море до самого Берингова пролива. Пробираясь через ледовые
нагромождения, ледокол потерял все лопасти винта и способность двигаться.
Произошло это вблизи острова Колючина. Для того чтобы заменить винт, нужно было
перетащить с кормы на нос судна четыреста тонн угля. Весь состав экспедиции
включается в эту работу. 16 сентября "Сибиряков" снова идет вперед. Но через три
дня под напором льдов вновь поставленный винт обломился вместе с частью гребного
вала. Это была катастрофа Нужно было срочно уходить изо льдов или оставаться на
зимовку
Однако моряки сумели быстро изготовить из брезента паруса, под которыми
пароход подошел к Берингову проливу. Тральщик "Уссуриец" отбуксировал его в
Петропавловск-Камчатский. Всего за 65 дней, за одну навигацию, "Сибиряков"
прошел Северный морской путь.
"Сибиряков" под парусами
414 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Следующим был "Челюскин", затонувший 13 февраля 1933 года вблизи все того же
острова Колючина. Погиб в этой катастрофе только один, а сто четыре человека,
высадившиеся на льдине, были вывезены самолетами.
С 1935 года Северный морской путь стал регулярно действующей магистралью:
север Евразии обогнули девятнадцать пароходов. Многовековая эпопея поиска
Северо-восточного прохода в Тихий океан была завершена.
ПОЛЮС ВЕКОВЫХ СТРЕМЛЕНИЙ
Первые попытки достичь Северного полюса были связаны с устойчивым
заблуждением: очень долго сохранялась уверенность в том, что в районе Северного
полюса существует свободное ото льда морское пространство, через которое можно
проложить путь в Тихий океан и на восток Азии - в Китай и Индию. Поиск этого
пути был главным стимулом первых устремлений к полюсу. Не случайно Виллема
Баренца в его плавании на север сопровождала книга "История Китая", найденная в
домике, где зимовала голландская экспедиция на северо-западном побережье Новой
Земли. Баренц верил, что путь в Китай пролегает через околополюсный район.
Подлинным фанатиком Северного полюса был американец Роберт Пири, написавший
о себе: "Стремление к достижению полюса у меня настолько велико, что, по всей
вероятности, я живу только для этого". И, действительно, двадцать три года своей
жизни отдал Пири, офицер американского флота, ставший в конце жизни адмиралом,
осуществлению этой одной цели.
Его путешествие в Гренландию в 1886 году было первой репетицией. Несмотря на
сломанную ногу, он проделал путь с собачьей упряжкой до 30° с. ш. Через пять лет
оц проехал на собаках вдоль восточного побережья острова 900 км, а в 1899 году
он начинает свой поход от северного побережья Гренландии на север и поворачивает
назад с параллели 83°50' с. ш. Подобные походы повторены им в 1901 и 1902 годах.
Все они кончаются неудачей.
По настойчивости в достижении цели с Пири можно сравнить только Соломона
Андрэ, шведского инженера, замыслившего достичь полюса на воздушном шаре. Он
долго и тщательно готовил свой полет. В июне 1896 года он направился на
Шпицберген на судне "Вирго", а стартовал через год с острова Датского. С ним
было еще двое. Воздушный шар "Орел" оторвался от земли, взмыл вверх, но сильный
ветер оборвал рулевые канаты и шар, став неуправляемым, скрылся в облаках, на
виду у множества зрителей, наблюдавших за стартом с промысловых судов. Через два
дня был подстрелен почтовый голубь, отправленный с борта шара с восемьдесят
второго
ПОЛЮС ВЕКОВЫХ СТРЕМЛЕНИЙ 415
Нансен и Иогансен во время пешего похода к Северному полюсу
градуса северной широты. В голубиной почте говорилось. " На борту все
благополучно". После этого тридцать три года не было ничего известно о смелых
воздухоплавателях.
Только в 1930 году на острове Белый, к северо-востоку от Шпицбергена, были
обнаружены останки экипажа "Орла" и журнал экспедиции. Из него узнали, что
первый в истории полет над льдами Арктики продолжался три дня. Весь мир облетели
последние слова С. Андрэ, записанные в журнале: "Мы считаем, что спокойно можем
принять смерть, сделав то, что мы сделали".
На рубеже столетий предпринимались попытки достичь полюса с Земли ФранцаИосифа.
Нью-йоркский журналист Вальтер Уэльман был первым, и он не ушел дальше
самого северного в архипелаге острова Рудольфа, после перелома ноги он
возвратился назад. Значительно дальше продвинулся в 1900 году со своими шестью
спутниками участник итальянской экспедиции герцога Луиджи Амедео де Абруцци
лейтенант Умберто Каньи. Итальянцы дошли до 86°34' с. ш., продвинувшись на
двадцать миль ближе к полюсу, чем Нансен. Восемьдесят дней продолжался их поход
и завершился бесследным исчезновением троих его участников. Неудача постигла и
щедро финансированную миллионером Циглером американскую экспедицию Антони Фиала,
также избравшую в качестве старта самый северный архипелаг Евразии.
Р. Пири настойчиво продолжает штурмовать полюс. 21 апреля 1905 года после
160 дней тяжелейшего похода он поставил новый рек
...Закладка в соц.сетях