Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих географических открытий

страница №12

ьной Китай -
среднегорный, и настоящие низменности (зеленые пятна на карте) - лишь на востоке
страны, в низовьях рек Янцзы и Хуанхэ, соединенных Великим каналом, да на
северо-востоке, где протекает Сунгари. На всей остальной территории - сотни
горных хребтов. На первый взгляд кажется, что их расположение совершенно
хаотично. Но большинство хребтов, особенно на юге и севере страны, направлены по
меридианам, в то время как крупные реки текут в основном вдоль параллелей. Это
обстоятельство еще китайский картограф Синь (в VIII веке) использовал для
построения оригинальной системы координат. Очень долго она исправно служила
китайским географам, привязывавшим к этой природной сети местоположение городов
и селений. Расстояние от реки, горного хребта или отдельной выдающейся горы и
служило характеристикой географического положения населенных пунктов.
Эта идея естественных координат, возможно, и вдохновила великого китайского
путешественника 17-го столетия, родившегося на берегу Янцзы, по имени Сюй Ся Кэ,
на подвиг познания своей страны, продолжавшийся тридцать лет. Еще в детстве он
поставил перед собой задачу побывать у пяти самых главных гор Китая. А
получилось так, что он обошел всю страну от края до края, с большой точностью
описал десятки горных хребтов, истоки многих рек и их притоки. Он, собственно,
первый открыл

Походы и открытия древних китайцев
ИЗКИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ 135
географию Китая, посвятив этому всю жизнь и отдав все свое состояние, полученное
от богатых родителей.
Всего одиннадцать лет было Сюй Ся Кэ, когда он начал свои путешествия. Озеро
Тэйху южнее впадения Янцзы в Восточно-Китайское море было первой его целью.
Через два года юный путешественник пересекает весь приморский Китай и выходит к
Пекину. Потом идет на юг, пересекает горы Таштайшань и Янданьшань, поднимается
вверх по Янцзы и, снова повернув на юг, выходит к большому озеру Поянху. Один за
другим он посещает главные хребты Восточного Китая, исследует бассейны Хуанхэ и
Янцзы. В 1628 году Сюй Ся Кэ проходит насквозь Южно-Китайские горы, а в
следующем году направляется от Пекина на север, поворачивая на северо-восток, к
Великой Китайской стене, а потом снова - в горы юга Китая. Все увиденное он
аккуратно записывает, постепенно составляя книгу, изданную под названием
"Записки о путешествиях Сюй Ся Кэ". Она вобрала в себя все сведения о географии
Китая.
В последнее путешествие, продолжавшееся пять лет, Сюй Ся Кэ отправляется в
пятидесятилетнем возрасте. Как всегда, он начинает его в городе Цзяньчинь, в
котором родился. В сопровождении слуги и буддийского монаха он доходит до
Северного тропика и границы Бирмы. Они достигли водораздела рек Меконг и Сиоунг,
поклонились священной горе Цзицюшань. Сюй Ся Кэ был первооткрывателем территории
площадью более двух миллионов квадратных километров.
Значительно раньше, чем свою страну, узнали китайцы соседнюю Японию. Легенда
о "Великом острове Бессмертных Восточного моря", где растет трава долголетия,
вдохновила древних китайцев на плавание к востоку. Такая экспедиция состоялась в
219 году до н. э. Это даже не назовешь поиском, потому что у мореходов была
полная уверенность в достижении цели. Организатор экспедиции Сю Фу, видимо, знал
об открытии Японских островов китайскими моряками, и он взял с собой несколько
тысяч человек с домашним скотом, зерном, семенами растений. Они высадились,
очевидно, на острове Хонсю. Через девять лет Сю Фу вернулся в Китай и, взяв с
собой искусных стрелков из лука для охоты на тюленей, вновь отправился на "свой"
остров, властелином которого он себя объявил. По-видимому, базируясь на Хонсю,
китайцы посетили и другие, сравнительно близко расположенные друг от друга
острова. Возможно, и поселились там.
О китайских путешественниках в западные, по отношению к Китаю, страны ничего
не известно до II века до н. э., когда страной правил император У Ди из династии
Хань. В годы его правления была захвачена северная часть Кореи, Северный Вьетнам
и среднее течение Меконга. В эти же годы предпринят первый прорыв из Китая на
запад.

136


100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ С ВОСТОКА - НА ЗАПАД
Географическое положение плодородных долин Восточного Китая во многом
определяет его многовековую изоляцию. От остальной территории Азии эти долины
отделяют горные системы, высокогорные пустыни, таежная суровая тайга с севера и
непроходимые дикие джунгли на юге.
Добраться из Западной Европы до Центральной Азии не очень трудно - по
широкой полосе равнин, покрытых степями и лесостепью. С противоположной стороны,
с Востока, пройти такой же протяженный путь чрезвычайно трудно.
О том, что представляли собой географические китайские трактаты древности,
можно судить по "Каталогу гор и морей", который был создан в основе своей более
22 веков назад. В нем с научной точностью и беспристрастностью приведены и
реальные и фантастические сведения. Судите сами:
"Еще в трехстах ли к востоку есть гора Основная (Цзи). На ее южном склоне
много нефрита... Там водится животное под названием бочи, похожее на барана, но
с девятью хвостами и четырьмя ушами; глаза у него расположены на спине. Имей его
при себе, не будешь знать страха. Там водится птица, похожая на петуха, но с
тремя головами и шестью глазами, шестью ногами и тремя крылами. Она носит
название чанфу. Если съешь ее, не заснешь..."
Сообщив о местоположении горы Старшей, автор "Каталога" отмечает, что там
"водится животное, похожее на обезьяну, но с четырьмя ушами... Где его увидят, в
той области или уезде быть большому наводнению".

Конечно, помимо подобных "теоретических" сведений китайские императоры
собирали достоверные факты о соседних с Поднебесной странах и народах. Особенно
актуальны стали такие данные с IV века до н. э., когда с севера и северо-запада
начали нападать на Китай воинственные кочевники. Для защиты от них стали
возводить Великую Китайскую стену. Но организовать надежную оборону невозможно,
если плохо осведомлен о своем противнике.
Потребность в такого рода информации стала насущной в начале II века до н.
э. из-за появления грозного противника - гуннов. Кроме того, надо было узнать о
возможных своих союзниках на западе. С дипломатически-шпионским поручением была
отправлена делегация под руководством сильного и выносливого офицера
императорской стражи Чжан Цяня. Его переводчиком был гунн Таны.
После десятилетнего пребывания в стране гуннов Чжан Цянь с женой, сыном,
верным Таны и частью своей свиты прошли вдоль южных предгорий Восточного
Тяньшаня и спустились по долине Нарына в Ферганскую долину. Населявшие ее
земледельческие племена были не прочь завязать
С ВОСТОКА - НА ЗАПАД 137
•торговые отношения с Китаем. Проведя около года в междуречье Сырда-рьи и
Амударьи (в ту пору это были цветущие земли), Чжан Цянь обогнул с юга Памир,
спустился к пустыне Такла-Макан, обогнул ее по южной окраине и достиг озера,
которое назвал Соляным (озеро Лобнор). Путешественник сделал смелый вывод, что
отсюда подземные воды устремляются на юго-восток и затем дают начало Желтой реке
(Хуанхэ).
Это была ошибка, которая тем не менее делает честь географическому кругозору
Чжан Цяня, полету воображения и верным представлениям о том, что реки питаются
подземными водами (только вот истоки Хуанхэ находятся в восьми сотнях километров
к юго-востоку от Лобнора).
Он преодолел около 15 тысяч километров и первым открыл дорогу в Западный
край, сообщив бесценные сведения о природе, странах и народах Центральной Азии.
В 123 году неутомимый Чжан Цянь возглавил китайское войско, отправившееся в
поход против гуннов. Он знал места, откуда можно внезапно напасть на врага.
Одержав победу, Чжан Цянь с триумфом вернулся восвояси, получив княжеский титул.
Но следующий его поход закончился провалом: гунны наголову разбили китайцев.
Спасшегося Чжан Цяня обвинили в трусости и предательстве, приговорив к смертной
казни. Он откупился, был помилован, но лишен княжеского титула, завершив свою
жизнь простолюдином (хотя при случае император все-таки прибегал к его помощи
для налаживания связей с западными странами).

Путешествия Чжан Цяна
158 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
В ПОИСКАХ МУДРОСТИ
(китайские паломники-буддисты в Индии)
В первые века нашей эры правители Китая взяли курс на максималь| ную
изоляцию своего государства. В экономическом, техническом и куль| турном
развитии оно ушло далеко вперед от своих ближайших соседей Правда, на юго-западе
находилась богатая, с давними культурными традид циями Индия. Но путь к ней
преграждали гигантские горные страны: Кунь| лунь, Тибет, Гималаи.
|
Из Индии в Китай, тем не менее, распространялось идеологическо| влияние -
учение Будды. Правда, в Китае было немало своих легендарным мудрецов, из них
наиболее почитался Кун-цзы, или Конфуций (VI-V ве| ках до н. э.). Однако его
учение было преимущественно философским," проникнутым духом консерватизма,
уважения к традициям (самоусовершенствование личности предполагало в то же время
полное подчинение правителям). Он сформулировал основной принцип нравственности:
"Не делай человеку того, чего не желаешь себе". Но при этом образ Конфуция
оставался слишком обыденным и привычным, чтобы воздействовать не только на
рассудок, но и на чувства людей. В этом отношении более привлекательным выглядел
буддизм, отрывающий человека от мирской суеты,| поднимающий к духовным высям и
мистическим откровениям. Сам жиз-| ненный путь Будды, утверждающий отказ от
низменных материальных утех| и зовущий к постижению высших истин, приобщению к
Мировому Духу,| служил яркой путеводной звездой для верующих.

1


Так или иначе, а в Китае появились приверженцы буддизма. Один из| них -
буддийский монах Фа-Сянь. і
Он пересек с запада на восток северную часть полуострова Индостан и
несколько лет прожил в стране, которую называл "Центральным царством". Как он
позже писал в своих воспоминаниях, "здешние люди честны и благочестивы, они не
имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в
пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок".
Его книга о посещении буддийских стран ("Фа го цзи") - ценное сви-1
детельство о культурной, главным образом, религиозной жизни встречен-1 ных им
народов и стран. "
Несмотря на императорский указ, запрещающий путешествия в другие страны,
китайские паломники-буддисты все-таки Продолжали свои хождения в Индию. Хотя
вовсе не исключено, что в некоторых случаях этим людям поручались и
государственные дела (сбор сведений, установление торговых и дипломатических
отношений). В этом отношении показателен пример Сюань Цзана - буддийского монаха
и великого путешественника.

у ПОИСКАХ МУДРОСТИ 139
Он вовсе не стремился скорее, кратчайшими путями достичь Индии. Напротив,
покинув Китай в 629 году, он прошел далеко на запад, преодолевая горные хребты и
пустыни, побывал в междуречье Сырдарьи и Амударьи, а затем через Гиндукуш
перешел в Северо-Западную Индию. Эту страну он исследовал обстоятельно, обойдя
по периметру почти весь полуостров Индостан. В долине Ганга он два года изучал в
монастырских библиотеках буддийские тексты. Довелось ему побывать и в плену у
пиратов, и при дворе царя Харши, войско которого имело 20 тысяч слонов.
Сюань Цзан проводил географические наблюдения как натуралист и кроме
рукописей собирал коллекцию семян растений (при переправе через Инд он потерял
почти всю свою библиотеку и уникальную коллекцию). Обратный путь на родину он
проделал также по суше через Центральную Азию. После 16 лет странствий он
вернулся в Китай, если верить преданию, на колеснице, запряженной 20 конями,
привезя с собой 700 книг и много буддийских реликвий. Его с почестями принял
император.
Трудно поверить, что в своем труднейшем, опасном и длительном путешествии
Сюань Цзан мог сохранить такой груз. Но то, что он был встречен с почестями,
косвенно свидетельствует о том, что он успешно выполнил какое-то важное
государственное поручение, а не только совершил паломничество (тем более что в
Китае государственной религией оставался конфуцизм).

Путешествия И Цзина и Сюань-Цзана
140 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ |
О своих путешествиях Сюань Цзан составил "Записки о странах Запада"
(продиктовав их ученику). Они вовсе не ограничивались религиозными темами.
Французский географ XIX века Э. Реклю считал Сюань Цзана "настоящим
исследователем новых стран в современном значении этого слова". В справедливости
такого вывода убеждаешься, когда сравниваешь вполне реалистичные сведения,
приведенные Сюань Цзаном, с порой фантастическими сообщениями Фа-Сяня. Вот как
последний описывает свое пребывание в Стране львов (на Цейлоне):
"Как ни странно, но в царстве этом нет людей, его населяют лишь драконы и
демоны. Сюда съезжаются торговать купцы из разных стран. Во время торга демоны
лично присутствуют и раскладывают свои прекрасные товары, прикрепляя к ним
цены".
Можно предположить, что речь идет о том, что в те времена жители Цейлона не
торговались и даже могли не стоять возле своих товаров. Монах просто-напросто
дал волю своему воображению. Так же в другом месте, рассказывая о переходе через
пустыню, он отмечает: "В пустыне той водится множество злых демонов".
Впрочем, надо и ему отдать должное. Несмотря на то что, по его словам, он
"проникся печалью, заметив пробелы в законе буддийского учения, каким оно в ту
пору было в Китае", Фа Сянь, отправившись в Индию, добросовестно отмерял
пройденное расстояние и отмечал особенности пути. То ли он делал это в помощь
последующим паломникам, то ли - торговцам, а возможно, предоставлял сведения для
канцелярии императора.
В этом отношении миссия Сюань Цзана уже значительно больше похожа на
обстоятельную разведку обширных территорий далеко на западе и юго-западе от
Китая. Это путешествие убедительно показало, что на западных границах Китая путь
до плодородных долин Центральной Азии преграждают пустыни и горные массивы, а
культурный и торговый обмен с Индией по суше сопряжен- с еще более значительными
трудностями.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ (через Тянь-Шань - в Европу)
Прокладывание дорог, по которым могли идти торговые караваны из одной части
материка в другую, в истории человечества играло не менее важную роль, чем
открытие новых земель. Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей страны и
народы, объединяющей их без войн, завоеваний, гибели людей и разрушений.
Среди них одним из наиболее известных и важных был Великий Шелковый путь,
связавший Китай со Средней Азией и Европой. Перво
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 141
открывателем его был китайский путешественник второго столетия до новой эры
Чжан-Цян.
Император У Ди (из династии Хань) в 138 году до н. э. решил заключить союз
против нападавших на Китай с севера кочевников-гуннов с правителем юэчжей. Народ
этот жил за Небесными горами, и туда по перевалам Тянь-Шаня отправилось
посольство - сто человек во главе с опытным дипломатом Чжан-Цянем. Уже на
подходе к горной системе посольство было атаковано гуннами и захвачено в плен.
Долгих десять лет провел в плену у гуннов Чжан-Цянь, перекочевывая вслед за
ними, как пленник, с места на место, прежде чем ему удалось бежать. Случай
представился как раз тогда, когда гунны расположились со своими кибитками в
одной из долин огромной горной страны, встававшей впереди белой стеной,
закрывавшей полнеба.
С Чжан-Цянем убежал гунн Ганьфу, сопровождавший его все последующие десять
лет скитаний по пустыням и горам. Казалось, невозможно подняться на гребень этих
гор, но стремление к свободе после десяти лет неволи сделало беглецов сильными.
И они поднялись на перевал, карабкаясь по леднику, и оказались на высокогорной
равнине, пройдя по которой нашли спуск по ущелью, заросшему высокими стройными
елями.

В просветах леса сверкнула широкая водная гладь. Большое озеро лежало перед
ними. В ярко-голубом его зеркале отражались белоснежные громады гор, окружавшие
его со всех сторон. Там, где горы отступали от озера, на прибрежной равнине
стояли кибитки кочевников. Это были не гунны, а мирные скотоводы. Чжан-Цянь в
своем отчете назвал их "усуня-ми", отметив, что когда-то они подчинялись гуннам,
но, собрав многочисленное войско, смогли отстоять свою свободу. Это были рослые,
рыжебородые, голубоглазые люди, совсем не похожие на китайцев. И когда китайцы
впервые встретили русских, они отождествили их с усунями.
Озеро, вокруг которого кочевали усуни, называли Жехай, то есть
"незамерзающее теплое озеро". Гостеприимно отнеслись они к беглецам и
рассказали, что юэчжи переселились на юг, в цветущую долину большой реки. Туда и
отправился Чжан-Цянь. Юэчжей он нашел, но их правитель отказался от союза с
китайским императором.
Прожив год у юэчжей и не добившись ничего, Чжан-Цян отправился обратно. По
пути он многое увидел впервые: реки, горные хребты, озера - и упомянул об этом в
описании путешествия, которое, с его слов, составил Древний китайский историк
Сыма Цянь, автор многотомных "Исторических записок" ("Шицзи").
Огромную территорию обошел Чжан-Цян и стал, по существу, первооткрывателем
всей Средней Азии, хотя за сто лет до него по этим землям прошла армия
Александра Македонского, открывшая их с запада.
Но, двигаясь на север, Чжан-Цян снова попадает в область неведомого. В 127
году до н. э. он пересек Алайскую долину и увидел справа высокий

Великий шелковый путь
горный хребет, стеной оградивший с севера Памир. Он назвал эти горы Луковыми
(Цинлинь), потому что их склоны покрывали заросли дикого лука. Дальше путь ЧжанЦяна
пролег через пустыню Такла-Макан к бессточному озеру Лобнор, которое назвал
он Соляным, потому что вода в этом озере была соленой. Озеро знаменито своим
непостоянством: оно постоянно изменяет свои контуры, то наполняется водой, то
превращается в болото.
Преодолев с невероятными трудностями пространство пустыни, Чжан-Цян вторично
оказался в плену у гуннов. Лишь через год представился ему случай бежать,
воспользовавшись междоусобицей в племени. Теперь кроме охотника Ганьфу с ним'
бежит его жена, которой он обзавелся в плену. Преследуемые гуннами, они
вынуждены пробираться, наиболее труднодоступными путями, обходя обжитые места.
Жена погибла, и он вернулся только с преданным ему Ганьфу.
Главное, Чжан-Цян составил отчет о своем "путешествии, длиной в 25 тысяч
ли". Он сохранился только в кратком изложении Сыма Цяня. Больше 14 тысяч
километров прошел Чжан-Цянь по Центральной Азии. От него люди узнали о неведомых
прежде горах, реках, озерах... Хотя он и не дошел до Аральского и Каспийского
морей, но написал и о них, собрав сведения у знающих людей.
Географические знания, полученные Чжан-Цянем, помогли китайскому войску
разгромить в 120 году до н. э. (в результате нескольких походов, которых
участвовал и Чжан-Цянь) гуннов, оттеснить их от границ Китая

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 143
значительно расширить империю за счет западных земель. Император У Ди завоевал
страну усуней, которая стала западным форпостом Поднебесной. уже по очищенной от
гуннов территории Чжан-Цян второй раз во главе войска перевалил Небесные горы и
вышел к озеру Жехай, за которым потом закрепилось тюркскоязычное название
"Иссык-Куль" (смысл его тот же - "Теплое", или даже "горячее озеро"). Чжан-Цян
не сообщил о нем никаких других сведений, не нанес его на карту, так же как
открытую им горную страну Тянь-Шань. Все это сделано было почти через две тысячи
лет.
По следам Чжан-Цян проложена была одна из важнейших торговых дорог в истории
человечества - Великий Шелковый путь. Шелк из Китая стал поступать в Римскую
империю за столетие до Рождества Христова при сохранении тайны его
происхождения. Обратно шли товары европейские. Этот товарообмен, сыгравший
огромную роль в сближении Востока и Запада, Европы и Азии, просуществовал около
ста лет. Потом он был заброшен и возрожден в результате завоевательных походов
Чингисхана, а вернее сказать, после путешествия по этому пути другого китайца -
Чан-Чуня в 1221-1223 годах. По мнению немецкого историка Ричарда Хенинга, оно
было первым исследовательским путешествием в Центральной Азии.
Философ Чань-Чунь, имя которого переводится как "Вечная весна", был
настоятелем даосского монастыря Хаотяеьгуань. Когда властитель мира Чингисхан
призвал его к себе, чтобы узнать от мудреца тайну вечной жизни, ему было уже 72
года. Последователь Лао-цзы отправился в путь, ведь основное понятие
исповедовавшейся им религии "дао" и означает путь, дорогу.
Чан-Чунь отправляется верхом на лошади через Пекин в Монголию, на берега
Херулена, откуда начал Чингисхан свои завоевания и где он приказал снарядить
отряд для охраны путника. А в это время сам грозный властелин был далеко на юге
- штурмовал Самарканд, чтобы сделать его столицей империи. Туда и направился
Чан-Чунь. Его ученик Ли-Чжичан подробно записывал все события трехлетнего
путешествия, все встреченные географические объекты. В 1228 году его труд был
опубликован и через 638 лет появился на русском языке. Книгу о путешествии ЧанЧуня
перевел и издал в 1866 году 30 лет проживший в Китае как глава русской
православной миссии архимандрит Палладий (в миру Петр Кафаров).

Больше 12 тысяч километров проехал Чан-Чунь, и через 15 месяцев в Самарканде его
с необычайным гостеприимством встретил Чингисхан. "Ты прошел десять тысяч ли,
чтобы навестить меня. Для меня это большая честь", - сказал он ему. Но на вопрос
о том, какое лекарство привез мудрец, тот ответил уклончиво: "У меня есть "дао"
к поддержанию жизни, но нет лекарства для вечной жизни". Чингисхан был вполне
удовлетворен беседами с Чан-Чунем, но не смог уговорить его остаться. В феврале
1224 года Чан-Чунь вернулся в Пекин, где ему разрешено было поселиться в
император144 100 ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИ1
ском дворце. Еще в дороге его догнало письмо покровителя: "Весной расстался со
мной, а теперь лето, и тяжело путешествовать в палящий зно! Довольно ли было
тебе в пути еды и питья, не мало ли? Власти хорошо л принимали тебя?.. Вполне ли
ты сам здоров? Я здесь постоянно думаю тебе, божественном и бессмертном. Я не
забыл тебя, не забывай и ты меня"| Чань-Чунь умер всего на шесть дней раньше
Чингисхана.
Путешествие Чан-Чуня по завоеванным Чингисханом землям способ ствовало
возрождению торговой дороги, связавшей Восток и Запад - В( ликого Шелкового
пути.
Миновала тысяча лет и еще триста лет. И вот "дорога десяти тысяч т ожила.
По ней снова пошли караваны: из города Сиани на реке Вейхэ Ляньчжоу на Хуанхэ,
потом в Ганьчжоу, от которого перед пустыней Так| ла- Макан путь раздваивается -
одна ветвь его обходит пустыню с севере другая - с юга. Они соединяются в
Кашгаре, а затем снова расходятся, уж в зависимости от конечной цели торгового
каравана. Если идти через Ош :
Андижан, попадаешь в Ферганскую долину, из которой нетрудно добрать ся до
Персии, Малой Азии, Европы. От Кашгара на юг, через Памир| прямая дорога ведет в
Сринагар и Индию.
Великий Шелковый путь - одно из величайших открытий. Как и мно гие другие,
оно было сделано дважды, с интервалом более чем тысячелетие
ОКНО В АЗИЮ (европейцы в Московии)
Средние века принято считать временем господства религии, массовы суеверий,
замкнутых феодальных владений, ограниченного кругозора подавляющего большинства
жителей Европы. Узкие пределы координат ] пространстве и времени: плоская
сравнительно небольшая земля, окруженная океаном, алмазный или ледяной небосвод,
накрывший ее; пять-шесть тысячелетий от сотворения мира, четыре - от всемирного
потопа і еще то ли десятки, то ли сотни лет до конца света. Апокалипсиса.
Действительно, подобные представления пользовались популярностью около
тысячелетия назад (сравнительно недавно в масштабах истории человечества). Но
немало просвещенных людей и тогда представляли мщ огромным, а Землю - в виде
шарообразного небесного тела (так учил" античные философы). Хотя о дальних
странах рассказывали немало небы-1 лиц, существовало огромное количество
странников, путешествовавших по свету то ли в поисках счастья, то ли из-за
превратностей лихой судьбы, лишившей родного дома, то ли из "охоты к перемене
мест" (тоже нередко возникающей не от хорошей жизни).
пКНОВАЗИЮ

145


Время тогда было непростое. Наряду с оседлыми земледельцами, ремесленниками,
горожанами, боявшимися углубляться в окрестные леса, по боль-IJJHM и малым
дорогам двигались тысячи и тысячи людей. Военные отряды и бродячие артисты,
купеческие караваны, посольства и многолюдные выезды князей, баронов, королей
(им приходилось вести кочевую жизнь, чтобы посещать свои владения для сбора дани
и прокорма двора), вереницы паломников к святым местам и нищих, беглые
крепостные и преступники, искатели приключений, а более других - странствующие
монахи. Все эти люди перемещались не только по Европе и выходили за ее пределы.
Они осуществляли обмен товаров, знаний, информации, человеческой энергии,
наконец.
Среди этого кочевого народа немало было разведчиков, шпионов, выполнявших
важные государственные поручения. И когда мы говорим о некоторых наиболее
известных путешественниках тех времен, это обстоятельство также надо иметь в
виду. В дальние маршруты отправлялись монахи, купцы, дипломаты, обычно от них
правители требовали не просто уплаты пошлин или выполнения конкретных поручений,
а определенных сведений о тех странах, с которыми можно торговать, заключать
мирные
соглашения или, возможно, воевать.
Интерес в Европе к государствам Востока в XIII веке приобрел особую
актуальность: оттуда надвигались орды степных кочевников, уничтожающих все на
своем пути. До этого христиане сражались с мусульманами - с переменным успехом,
а католическая церковь стремилась уничтожить или ослабить православные державы -
Византию и Русь. Но вот кочевые племена откуда-то из Монголии стали наносить
сокрушительные поражения самым разным странам в Средней Азии, Иране, Юг

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.