Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих династий

страница №7

довольных действиями нахараров. Вскоре в новом городе
забурлила жизнь: его населяло свыше 20 000 семей.

Как строитель Аршак благоустроил еще и дорогу из Вагаршапта в
Двин, построенную Хосровом: вдоль дороги он установил каменные тумбы, чтобы всадникам было удобно садиться, и столбы, отмечающие расстояние.

Нахарары стали искать защиты у персидского царя Шапура, который напал на Армению, сровнял с землей город Тигранакерт, захватил
крепость Ани, сокровищницу армянских царей и даже усыпальницу Аршакидов. Персы разорили могилы царей и увезли их останки в Персию — в плен. Тем временем нахарары напали на Аршакаван и убили
всех его жителей. Аршак обратился за помощью к грузинам и горским
племенам Кавказа и снова выступил против нахараров. Но князья не
растерялись и, едва выпроводив с богатой добычей персов, натравили на
своего царя византийцев. Когда войска императора Валента подошли к
границам Армении, миротворцем выступил патриарх Армении Нерсес
Великий.

Заверив Аршака в дружеском расположении, царь Персии пригласил
его в гости, якобы для заключения мирного договора, а когда тот приехал, коварно захватил армянского царя и заключил в неприступную крепость Ануш, называемую еще Замком забвения, где тот и умер несколько
лет спустя. Византийцы в это же время в качестве заложника удерживали
приехавшего в их страну учиться наследника Аршака — Папа, его жену
Зармандухт и сыновей, Аршака и Вагаршака. ,

В это неспокойное время правление страной взяла на себя армяне-:

кая царица, прекрасная Парандзем, отбитая в свое время Аршаком у егоі
племянника Гнела. Парандзем уже имела случай проявить твердость характера и умение ориентироваться в обстановке: Аршак был женат на
византийской принцессе Олимпиаде, но желавшая стать армянской царицей Парандзем избавилась от соперницы, отравив ее.

Вот и в тот момент, когда муж и царь были в плену, Парандзем
возглавила страну, сумев объединить вокруг себя непримиримых нахараров. Основным врагом Армении в то время был персидский царь
Шапур, опиравшийся на армянских князей Вагана Мамиконяна и Меружана Арцруни.

Войско персов, возглавляемое князем Арцруни, которому Шапур
пообещал армянский престол, осадило крепость Артагерс, обороной которого руководила лично царица. В течение тринадцати месяцев армяне
мужественно сопротивлялись, но, ослабленные голодом, они стали легкой добычей чумы, которая в считанные дни выкосила всех защитников
крепости. В живых остались только царица и две ее служанки. Но, даже
оставшись без охраны, Парандзем не открыла ворота осаждавшим. Она
вынудила персов сломать ворота считавшейся ранее неприступной кре
АРШАКИДЫ

69


пости и лишь после этого, по одной из версий, позволила взять себя в
плен, а по другой — бросилась вниз с крепостной стены.

Узнав о гибели Аршака и его жены, император Византии объявил
царем Армении Папа, сам короновал его и, дав молодому царю в помощь войско, отправил на родину. Здесь к царю присоединились многие нахарары, даже те, кого обидел Аршак. Поддержанный ими, Пап
победоносно прошел по стране, изгнав из нее персов, пытавшихся
насадить в стране и свою религию — огнепоклонничество. Нового царя
горячо приветствовали все христиане, но вскоре их радость была омрачена, т.к. действия Папа внешне выглядели как выступление против христианства

Так, желая как можно быстрее восстановить разрушенное усобицами
и войной хозяйство страны, Пап отменил уплату духовенству десятины.
Стремясь заявить о национальной самобытности Армении и ее самостоятельном статусе, он запретил рукоположение католикоса Армении в
Византии, как это было принято. Узнав, что многих девушек насильно
заточают в монастыри, он запретил женские обители. По его указу было
значительно сокращено и количество богаделен, которые царь считал
приютами бездельников — в них разрешалось остаться только немощным и старым. Царь Пап, кроме всего прочего, разрешил и разводы людям, несчастным в браке.

Еще одним важным для истории Армении начинанием Папа было
создание царской армии, воинов, коней и пропитание для которой должны были поставлять нахарары. Этот проект Пап не успел завершить...

Церковные преобразования Папа сильно беспокоили Византию: там
считали, что армянский царь втайне договаривается с персами и хочет
вернуться к язычеству. Не нравилось императору и усиление военной и
политической мощи соседнего государства. Поэтому Византийский император попытался захватить армянского царя в плен, а когда этот план
провалился, приказал послу Византии в Армении Теренцию убить Папа.
Теренций под благовидным предлогом заманил царя к себе в замок, где
тот и был коварно убит вместе со своими телохранителями.

Пап правил всего около трех лет, но эти годы были переломными в
судьбе Армении: страна заявила о себе как о самостоятельном государстве, была побеждена раздробленность, в эти годы была написана первая
армянская летопись (а вскоре Месроп Маштоц изобрел и армянский алфавит).

Смерть царя Папа заставила объединиться прежде разрозненных нахараров, которые в порыве благородного гнева изгнали из Армении всех
византийцев. Для борьбы с ними князья выставили своих воинов, и таким
образом появилась армия, о которой мечтал, но которую так и не увидел
Царь Пап.


На престол вступил другой Аршакид— Вараздат, которому Византийский император прислал письмо, полное притворных соболезнований,
а также царскую корону и мантию...

70 100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ

ТАН

феодальная династия

Эта китайская династия, основанная полутюрком Ли Юанем,
или Гаоцзу, просуществовала почти триста лет — с 618 по 907 год.
Правители империи Тан проводили реформы как в системе управления,
так и в области культуры. Благодаря им страна бурно развивалась,
население ее росло, торговля расширялась. Но одновременно росли налоги,
взимаемые с крестьян, что вызывало волнения и в конце концов привело
к падению династии.

Ли Юань, один из князей Северо-Западного Китая, захватил власть в
стране после того, как правители династии Суй потерпели поражение в
борьбе за Северную Корею. Ослабленная войнами и усобицами династия
Суй не могла сопротивляться сильному князю, и в 618 году он основал
новую династию — Тан.

Своей столицей он сделал город с миллионным населением Чанъань
(теперь он называется Сиань), а второй столицей стал крупный торговый
город Лоян. Самым сильным императором этой династии был преемник
Ли Юаня, Ли Ши-минь, или Тайцзун (626—649). Он вел многочисленные
войны, значительно увеличив территорию Китая. Теперь под его властью
находились земли от Амура и Хангана на севере до юга Индии и Сиама на
юге, от Кореи на востоке до Средней Азии на Западе. Непокорную Корею Ли Ши-минь тоже пытался захватить, но ему это не удалось.

Усилиями Ли Ши-миня империя стала бюрократической монархией,
в которой заправляли многочисленные чиновники. В столице было шесть
центральных управлений, в областях правили губернаторы, а минимальной единицей управления было объединение пяти дворов.

При династии Тан окончательный вид приняла и государственная
надельная система, при которой крестьяне за пользование землей облагались многочисленными налогами и повинностями.

В 656—705 годах государство возглавляла императрица У Цзэ-тянь, или
Ухоу, прославившаяся покровительством буддизму.

При преемниках Ли Ши-миня империя продолжала оставаться крупнейшим государством в Азии и вела бойкую торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом, Вьетнамом. По всей Азии шли большие караванные пути, а вдоль китайского побережья шел морской путь в страны
Юго-Восточной Азии. В Китае добывалось много железа, меди, золота и
серебра, были хорошо развиты ремесла: предметами экспорта стали китайский фарфор и китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, медные и железные изделия, а также чай, рис, хлопок и шелк-сырец.

В начале VIII века появилась правительственная газета Столичный
вестник
, просуществовавшая до XX века, и была образована Ханьлинская Академия наук— древнейшее в мире научное государственное учреждение.

ТАН 71

В 720—730-е годы был составлен единый свод законов Танской империи, охватывавший всевозможные стороны общественной и государственной жизни и состоявший из шести отдельных кодексов.

Это было замечательное начинание, но оно не спасало крестьян от
неправомерных поборов владельцев земли. Вынужденные платить огромные налоги и прочие поборы, крестьяне умирали от голода. И уже в середине VIII века начались крестьянские волнения.

В 780 году Ян Янь реформировал налоговую систему. Теперь налоги
должны были собираться не только с крестьян, но и с частных землевладельцев и со временных держателей государственных земель, которые
обязывались уплачивать налоги за крестьян, работавших на их землях.

Эта реформа усилила позиции местных землевладельцев и вызвала
стремление к захвату еще большей власти у губернаторов и военачальников. Так, в 785 году против императора выступил его военачальник АньЛу-шань. Он захватил обе столицы и заставил бежать императора, который смог восстановить свою власть лишь спустя полтора года — с помощью наемников-уйгуров. Подавив это восстание, император был вынужден выступить против последовавших за ним восстаний губернаторов в
Южном Китае.

В начале IX века китайцы изобрели компас и порох.

При династии Тан высоко была развита живопись — на шелке, бумаге, дереве, камне, а также настенная фресковая и станковая живопись, а
слух танских императоров услаждали произведения китайских поэтов: Ли
Бо, певца китайской природы, Ду Фу знатока мифологии и гуманиста, Бо
Цзюй-и, воспевавшего нравственную красоту человека.

Сад литературы. Картина художника Хань Хуана. VIII в.

72


100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ

В 875—884 годах империю Тан снова поразило крупное восстание, которое возглавил мелкий торговец солью Хуан Чао. В 880 году захватив Чанъань, Хуан Чао провозгласил себя императором Да Ци и объявил, что его
единственное желание — облагодетельствовать простой народ Через два с
половиной года танский император опять с помощью наемного войска, состоявшего из уйгуров, тангутов и прочих северных и западных кочевников и
прозванного черными воронами, вынудил бежать из столицы Хуана Чао, и
в 884 году в провинции Хэнань тот покончил жизнь самоубийством

После подавления этого восстания императоры династии Тан еще
некоторое время правили страной, но территория их значительно уменьшилась:

Манчжурию, часть Монголии и часть Северного Китая захватило племя
киданей, давшее название стране (кидань—китань—Китай) и построившее новую столицу, город Яньцзинь (теперь Пекин).

ОМЕЙЯДЫ

В Дамаске и Кордове

Омейяды — династия сирийских халифов и кордовских эмиров,
при которых ислам из местной арабской религии превратился
в государственную религию многих средиземноморских стран.

Первым халифом из рода мекканских курейшитов из колена Омейи
стал Муавий I.

Муавий, наместник и командующий арабскими войсками в Сирии был
выдвинут арабской знатью в качестве претендента на главенство в мусульманском мире. Но халифом избрали Али, потомка пророка Мухаммеда, не пользовавшегося популярностью у знати.

В 661 году Муавий убил халифа Али, а его сын Хасан добровольно
(за огромную сумму откупного и пожизненную пенсию) передал власть
Муавию.

Этот переворот расколол общество на две группировки — шиитов и
хариджей.

Шииты считали правильным установление наследственной власти в
халифате, но, по их мнению, это должна была быть власть Алидов, происходивших из семьи пророка.

Хариджи, со своей стороны, выдвинули принцип Нет халифа иначе
как по воле Аллаха и воле народа
. Такая демократическая формулировка привлекла широкие круги населения халифата не арабского происхождения.

Историки считают Муавия справедливым правителем, при котором
не было религиозных гонений и незаконных поборов.

При нем ислам стал сложившейся системой канонических положений и обрядов, образовался шариат. В становлении ислама арабы ис
ОМЕЙЯДЫ

73


пользовали традиции ранних религий — христианско-византийскую и иранско-зороастрийскую С именем Муавия связано и строительство первой
мечети. Здание мечети, с минаретами по фронтону и кафедрой для проповедника, с заимствованным из иранской архитектуры купольно-сводчатым покрытием, было великолепно.

Боясь покушений, Муавий ввел обычай, чтобы халифа сопровождал
отряд копьеносцев-телохранителей, и закрепил власть своего рода, объявив преемником своего сына Иазида.

После смерти Муавия І в 680 году Алиды вновь заявили претензии
на халифат: второй сын Али, Хусейн, отказался присягнуть Иазиду и
двинулся на Куфу из Мекки, но был окружен войсками халифа Хусейн
отказался сдаться, и тогда воины, боявшиеся личной ответственности
за убийство внука пророка, все разом набросились на него и изрубили
мечами. Место убийства Хусейна до сих пор считается святым для шиитов.

Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Иахиду и Абдаллах,
а мединцы подняли восстание 26 августа 683 года в жестоком сражении
восстание было подавлено, и войска двинулись на Мекку, но смерть Иазида заставила снять осаду с города.

Правление Иазида было кратким и неспокойным, поэтому после его
смерти власть в халифате легко захватил Ибн аз-Зубайр. Права своего
рода решил отстоять троюродный брат Муавия Марван, разбивший войска Ибн аз-Зубайра. Но и этот халиф не правил долго: будучи уже в преклонном возрасте, в 685 г он скончался, а халифом стал его сын Абд
ал-Малик.

На восстановление единства
халифата Абд ал-Малику потребовалось восемь лет, а потом он занялся проведением в жизнь реформ, намечавшихся еще при Муавий: были переведены со среднеперсидского на арабский язык налоговые кадастры, а во главе финансового ведомства стали арабы.
В то же время была проведена и
денежная реформа, золотые и серебряные монеты стали чеканить
единообразно.

Продолжалось строительство
мечети в Дамаске, начатое Муавием, и был построен Купол в Иерусалиме.


После смерти отца Абд ал-Малик вызвал в Дамаск своего племянника Омара, славившегося сво- Мечеть Омейядов

74 100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ

им благочестием, и выдал за него замуж свою дочь Фатиму. Омар приобрел такое расположение халифа, что сидел выше всех его сыновей, кроме
наследника Валида.

Из династии Омейядов Омар выделялся любовью к роскошному образу жизни. Он тратил очень много денег на духи, одежду и лошадей. В прачечной люди даже платили деньги за то, что их вещи стирали вместе с
одеждой Омара, чтобы они пропитывались запахом духов.

Омар выступал и как меценат: он щедро платил поэтам за приветственные стихи. Известно, что один из них за свое стихотворение получил от Омара, когда тот был наместником Медины, 15 верблюдиц.

В 706 году Омар был назначен наместником Медины. Здесь он, по
желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют
мечеть Омейядов.

Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид умер раньше, и Сулейман стал халифом.

Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного
порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.

В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном
пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту
больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню, где они не могли бы общаться с другими людьми.

По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре. Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману,
начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а
монастырь с тех пор называют монастырь евнухов.

Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и
отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада
города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного халифа разбил паралич.

Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его
двоюродного брата благочестивого Омара, т.к. сын халифа Эйюб умер раньше отца. Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара, брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.

Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из
его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью. Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в
Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.

В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов
принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его предками империи, но, став халифом, он изменился.

ОМЕЙЯДЫ 75

Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на
своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он
заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал
нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их.

При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если
придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана.

Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший

в 19 лет, считался образцом благочестия.

О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его
отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть
благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он заболел и умер в монастыре Дейр-Сим'ан.

Последним Омейядским халифом был Мерван II (744—750). Против него объединились Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды.
Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду
начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых
и детей — всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией. Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа, Абдаррахман I (731—788), бежавший через Северную Африку в Испанию.

Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он захватил ее территории и заставил признать свою власть
почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Абдаррахман II (792—852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы: сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека кордовских эмиров славилась по всему
миру: только каталог ее состоял из 44 томов.

Абдаррахман III (891—96I), чтобы защитить свое государство от внешних и внутренних врагов, стал создавать силу, способную противостоять
им. Такой силой стала гвардия рабов, называемая саклаб. Она состояла
из представителей многих народов: славян, германцев, итальянцев... Воины были хорошо обучены, дисциплинированны и вооружены, к тому же
они совершенно не зависели от местного населения. Поэтому Абдаррахману без труда удалось в короткий срок уничтожить мятежи и устранить
внешнюю угрозу, исходившую от короля Леона Ордоно II. В 920 году были
разгромлены войска Леона, а в 928-м — окончательно задушено движение
мятежников.


16 января 929г. Абдаррахман III был торжественно провозглашен в
кордовских мечетях халифом с титулом халиф—защитник веры Аллаха.
Кордовский эмират превратился в халифат.

Уничтожение усобицы способствовало росту ремесел и расширению
торговли в эмирате. Расцвело ткацкое производство, выделка оружия, из
76 100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ

делий из стекла и железа Вывозили из Испании шелк, пряности, вино и
фрукты.

Абдаррахман построил порты и значительный флот, благодаря чему
города Испании в Х веке стали центром торговых сношений с восточным
Средиземноморьем

К моменту смерти Абдаррахмана III столица халифата, город Кордова, был превращен в великолепный дворцовый ансамбль, а резиденция
халифа аз-Захра считалась одним из самых замечательных архитектурных
сооружений Европы и Азии.

Правление Абдаррахмана III стало пиком развития Кордовского эмирата. Последний Омейяд был лишен престола в 1031 году, наступило время правления многочисленных мелких династий.

АББАСИДЫ

Аравийские халифы

Аравийская династия халифов, свергнувшая Омейядов в 750 году, правила
до 1258 года, когда Османы захватили Египет Наибольший расцвет
династии был при халифах аль-Мансуре (754—775), аль-Махди (775—785),
Харун ар-Рашиде (766—809), аль-Мамуне (813—833)

Аббасиды вели свое происхождение от Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. По преданию, внук третьего сына Али, Абдаллах ибн Мухаммед,
умирая, передал сокровенные знания, находящиеся в желтом свитке,
Мухаммаду, правнуку Аббаса, а вместе с ним и тайную организацию своих сторонников с центром в Куфе Четверть века готовили Аббасиды свержение Омейядов, ничем не выдав себя. Придя к власти, они овладели
громадной территорией' Месопотамией, Палестиной, Сирией, Ираном,
Египтом, Арменией, Азербайджаном и частью Грузии, Аравийским и Пиренейским полуостровами, Северной Африкой, Средней Азией, частью
Северо-Западной Индии

Знамя восставших против Омейядов было черного цвета, он принес
успех Аббасидам, и с тех пор черный цвет стал любимым цветом аббасидских халифов.

Первым халифом стал Абу-ль-Аббас ас Сафар (750—754).

Харун ар-Рашид (763 или 766—809), четвертый халиф из этой династии, —
один из самых известных Аббасидов. Харун был вторым сыном халифа альМахди и воспитывался матерью Хайзуран и персом Яхиа Бармакидом.

В 780 году отец послал его в качестве командующего войском против
Византии. Победа принесла Харуну доверие отца и популярность. В 782 году
аль-Махди послал Харуна командовать походом на Босфор, после удачного завершения которого дал сыну титул ар-Рашид (тот, кто следует
правильным путем
) и назначил наместником Туниса, Египта, Сирии,
Армении и Азербайджана.

АББАСИДЫ 77

Хайзуран неоднократно просила мужа назначить Харуна наследником, но халиф видел своим преемником старшего сына Хади. Через месяц после смерти аль-Махди Хайзуран организовала заговор, в результате
которого Хади был убит, а Харун ар-Рашид стал халифом

При нем в халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремесла, торговля Образ Харун ар-Рашида идеализирован в сказках Тысяча и одна ночь, хотя и он был не без греха

Так, петушиные и собачьи бои, а также другие азартные развлечения
заставили его забыть о музыке и искусстве Харун, переодевшись, бродил
по городу вместе с Джаафаром, сыном Яхиа, с которым он, как пишут,
состоял в любовной связи, и палачом, чтобы приговор немедленно можно было привести в исполнение

Пик жестокости Харуна приходится на 803 год, когда Харун или приревновал Джаафара к своей сестре, или побоялся растущего влияния Бармакидов — и приказал обезглавить Джаафара. Так же были казнены еще
несколько человек, в том числе сестра халифа, у которой было двое детей
от Джаафара. Харун посадил в тюрьму Яхиа и его сына Фалда и конфисковал все имущество Бармакидов.

Основной политической линией халифа ар-Рашида была борьба за укрепление государственной власти. В этой борьбе союзником Харуна стала
мусульманская церковь В его правление было создано много новых мечетей и благотворительных учреждений, церковь получила в собственность
большие земельные наделы вместе с людьми. Харун любил окружать себя
духовенством, совершал паломничества в священные города.

Мечеть Ибн- Тулуна 876—879 гг.

78


100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ

Заручившись поддержкой церкви, Харун создал особое войско, отличавшееся преданностью халифу.

Правление Харуна ар-Рашида было чрезвычайно тяжелым для крестьянства и всего податного населения. Особенной ненавистью пользовался фаворит халифа, хорасанский наместник Али ибн-Иса, правивший
областью с 796 по 806 г. Поборы, производившиеся Али, были настолько
велики, что деятельность этого наместника в последующей мусульманской литературе обычно приводится в качестве иллюстрации типа чиновника-вымогателя.

Вследствие этого в Хорасане и Средней Азии начались повсеместные
мятежи, перешедшие затем в восстание, охватившее всю область.

Отправившись в поход против восставших и дойдя до Туса, Харун арРашид заболел. Лежа на смертном одре, халиф повелел привести взятого
накануне в плен брата Рафи ибн-Лейса, вождя восставших, и, как передают
хроники, закрывая уже в агонии глаза, приказал предать его смертной казни.

Оба они умерли в один и тот же час.

Своими наследниками он назвал двух сыновей — Амина, происходившего от законной жены Зубейды, и Мамуна, рожденного от рабыни-персиянки, обойдя третьего — Мутасима. В момент смерти Харун ар-Рашида Амин был наместником в Багдаде, а Мамун правил восточными областями халифата.

Через год после смерти Харуна путем обещаний Мамуну удалось склонить на свою сторону вождя восстания Рафи ибн-Лейса. Свою роль в
примирении Рафи ибн-Лейса с халифской властью, несомненно, сыграла
позиция, которую занял Мамун по отношению к Алидам и шиизму.

В 811—813 гг. в Сирии происходили небольшие шиитские волнения,
направленные против Амина. Как и восстание Рафи ибн-Лейса, сирийские восстания подсказали Мамуну политическую линию компромисса с
шиизмом, и он воспользовался этим в личных целях. Шииты приобрели
большое влияние при дворе Мамуна. Своим наследником Мамун объявил Алила Али Риза, визирем был назначен перс-шиит Фадль ибн-Сахль,
который раздал все высшие административные

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.