Жанр: Энциклопедия
СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации
...ретто Н. А.
Львова, ставшая одной из лучших опер XVIII в. В 1788 Фомин создал оперу
"Американцы" (на текст И. А. Крылова). Драматический дар Фомина раскрылся в
драме "Орфей" (1791 - 92) на текст Я. Б. Княжнина.
Л. Н. Вдовина
ФОНВИЗИН Денис Иванович (3.04.1744 (45?)-1.12.1792), русский писатель. Из
дворян. С 1755 Фонвизин учился в гимназии при Московском университете, в 1762
был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и поступил на
службу переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1769 Фонвизин стал секретарем
главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, его близким помощником и доверенным
лицом.
Большой удачей Фонвизина стала комедия "Бригадир" (написана в 1766 - 69), в
которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем
иностранным "благородного сословия". Корень зла Фонвизин-просветитель видел в
порочности космополитического воспитания молодых дворян.
В 1782 Фонвизиным была написана комедия "Недоросль". Первая постановка
состоялась 24 сентября 1782. В. О. Ключевский назвал "Недоросль" "бесподобным
зеркалом" русской действительности. Обличая барский произвол, Фонвизин показал
развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и
помещиков. Проблема воспитания дворянства, поднятая в "Бригадире", получила в
"Недоросле" социальное звучание. Фонвизин придерживался просветительской
программы нравственного воспитания гражданина и патриота, истинного сына
Отечества.
В 1782 Фонвизин вышел в отставку. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал
заниматься литературным творчеством. Им были написаны "Опыт российского
словника" (1783), "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях
особливое внимание" (1783), в которых фактически содержалась критика внутренней
политики Екатерины II, вызвавшая недовольство императрицы. Большой интерес
представляют его автобиографические записки "Чистосердечное признание в делах
моих и помышлениях", а также обширное эпистолярное наследие Фонвизина.
Л. Н. Вдовина
ФОРМУЛА Н.Е. ЖУКОВСКОГО, выдающееся открытие в области авиации для
определения подъемной силы самолетов. Сделано в н. XX в. великим русским ученым
Н.Е. Жуковским.
ФОТИЙ КИЕВСКИЙ, митрополит (ск. 2.07.1431), по национальности грек из Амореи,
в молодые годы подвизался в пустыне под руководством великого старца Акакия. В
1407 он был поставлен митрополитом всея Руси с титулом Киевского и Владимирского
вместо скончавшегося свт. Киприана. Встретили свт. Фотия радостно и с
торжеством, но в Москве ждал его тяжкий крест. То был голодный год: засуха,
голод, моры и пожары - все это опустошало Русскую землю. Святитель нашел
митрополичий дом разоренным, а церковную казну опустошенной; дела были
расстроены, а он не знал ни одного слова по-русски. Святой восстанавливал
церкви, помогал бедным и заботился о своей русской пастве как никто из
епископов-чужеземцев. В лесной глуши, под Владимиром, на озере Сенго, он
построил церковь и дом для безмолвия и молитвы, куда любил удаляться. В 1430,
когда митрополит был во Владимире, татары сделали набег, но святитель успел
скрыться на Сенго и пробыл там три месяца, пока вел. князь не вызвал его в
Москву. Вскоре после возвращения явился святому ангел и предупредил о дне его
кончины. Ровно через неделю митрополит скончался.
Память свт. Фотию отмечается 2/15 июля и 27 мая/9 июня.
ФОТИНИЯ САМАРЯНЫНЯ, св. мученица, празднуется 20 марта/2 апреля. У русских
крестьян считалась целительницей от "трясавичной" болезни, и в "Сказании о том,
каким святым в каких болезнях должно молиться" полагалась ей особая молитва от
лихорадки. Во многих городах и селах этой угоднице служили молебны о страждущих
"трясавицей", а иные выписывали на лоскутке бумаги тропарь мц. Фотинии и,
завязав эту выпись в ветошку, давали больному носить ее на шее известное время -
дня три или девять, а потом заставляли его или проглотить самую записочку, или
сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.
И.П. Калинский
ФОТОЭФФЕКТА ПЕРВЫЙ ЗАКОН (закон Столетова), сила фототока прямо
пропорциональна интенсивности падающего света, открыт в 1888 великим русским
ученым А.Г. Столетовым.
ФОФАНОВ Константин Михайлович (18.05.1862-17.05.1911), русский поэт. Родился
в Петербурге в семье мелкого купца из крестьян, потерявшего в торговых делах все
состояние.
Рано увлекшись чтением, носившим бессистемный характер, Фофанов пристрастился
к поэзии и в тринадцатилетнем возрасте начал писать стихи, чему не находил
сочувствия в семье.
С 1881 он начинает регулярно печататься. В 1887 вышла первая книжка
стихотворений Фофанова, о которой сочувственно высказался А. П. Чехов. А. Н.
Майков, хваля Фофанова, говорил о нем как о поэте, приближавшемся к Пушкину.
Книжка стихов принесла Фофанову известность среди литераторов и художников и
поправила его материальное положение, граничившее с нищетой. Конец 80-х - самый
счастливый период в жизни и литературной деятельности Фофанова. В 1889 выходит
второй сборник его стихотворений, выпущенный А. С. Сувориным. В 1892 вышла
третья, лучшая книга К. М. Фофанова "Тени и тайна", в ней виден уже сложившийся
художник.
Романтическая поэзия Фофанова противоречива и сложна: в ней и сочувствие
голодному, нищему люду, и отказ от борьбы, отречение от действительности. С
реалистическими традициями русской поэзии, глубиной раскрытия внутреннего мира,
лирическими картинами природы у него переплетаются декадентские нотки -
пессимизм, пассивность, бегство "в волшебный мир неуловимых сил".
ФРОЛОВ Александр, ученый-экономист, входил в круг единомышленников издателя
газеты "Русский Труд" С.Ф. Шарапова. Стоял на позиции финансово-хозяйственной
независимости России от Запада. Автор книги "Деньги земледельческой страны"
(1898). Валютный курс рассматривал как отражение устойчивости экономического
строя страны. Считал, что для России валютный курс определяется преимущественно
ценами на хлеб, предлагал организацию государственных хлебных запасов, за счет
которых могли бы поддерживаться устойчивые цены на хлеб в неурожайные годы.
Предлагал создание внутренней кредитной валюты, независимой от зарубежных
рынков.
О. Платонов
ФРЯЗИНО, город в Московской обл. Расположен на Мещерской низменности, на р.
Любосеевке, впадающей в р. Ворю (бассейн Клязьмы). Население 53 тыс. чел.
На территории современного города существовали известные с 1584 - 86 село
Гребнёво, деревни Фрязинова и Чижово. Во 2-й пол. XVIII в. возникли шелкоткацкие
предприятия.
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович (1901-1977), православный богослов, философ, духовный
писатель. Сын священника. Арестован в 1921 еврейскими большевиками. 35 лет
отсидел в лагерях за свои христианские убеждения. В своем сборнике "У стен
Церкви. Материалы и воспоминания" Фудель писал: "С одной стороны, в Евангелии
нет никаких оснований для веры в духовный прогресс истории, в нравственное
преображение человечества... С другой стороны, наверное, самое страшное
искажение христианства - это его холодное самозамыкание в своем самоспасении,
отрицание борьбы и страдания за мир, нелюбящая, а значит, нехристианская
самоотреченность... Мироотреченность угодна Богу только тогда, когда через нее
принимается в сердце весь мир, т. е. во имя спасения мира".
О. Платонов
X, буква хер; согласная, двадцать третья буква русского алфавита. В церковном
счислении под титлой означает - шестьсот.
ХАБАРОВ (по прозвищу Святитский) Ерофей Павлович (ок. 1610 - после 1667),
русский землепроходец и предприниматель. Из крестьян Устюжского у. В 1628 - 30
совершил первую торгово-предпринимательскую поездку за пушниной в Мангазею. С
1632 занимался скупкой пушнины в районе верхнего течения Лены и торговлей ею. В
1639 открыл при устье р. Куты соляные источники и построил варницу, а затем
способствовал развитию там земледелия. В 1641 построил мельницу при устье р.
Киренги. В 1649 - 53 совершил поход с отрядом по Амуру от впадения в него р.
Урки до низовий, в результате которого приамурское коренное население приняло
русское подданство. Хабаров составил "Чертеж реке Амуру". В 1655 он был
произведен в дети боярские по г. Илимску и с 1658 стал приказчиком устькиренгских
крестьян. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост
Хабаровка (с 1893 - Хабаровск) и поселок и ж.-д. станция Ерофей Павлович (1909).
ХАБАРОВСК, центр Хабаровского края. Расположен на Среднеамурской низменности,
на правом берегу Амура. Население 616 тыс. чел.
Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в честь русского
землепроходца Е.П. Хабарова). С 1880 город Хабаровка, административный центр
Приморской обл., с 1884 Приамурского генерал-губернаторства. С 1893 город
называется Хабаровск. В 1872 построен речной порт. В 1897 Хабаровск соединен
железной дорогой с Владивостоком. В к. XIX в. в Хабаровске велась торговля
мехами.
ХАЗАРИЯ (Хазарский каганат), иудейское государство, существовавшее в степях
юго-восточной части Европейской России в VII-X вв., объединявшее под своей
властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь. В годы расцвета
Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского моря.
Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской
ветви. Примерно до VII в. они мало чем выделялись среди прочих тюркскомонгольских
народов. Значительные изменения произошли после того, как высший
класс Хазарии перешел в иудейство. В "Еврейской энциклопедии" пишется о том, как
хазарский каган "вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор
языческого народа перешли в иудейскую веру, вероятно около 679 г. нашей эры". По
другим источникам, ок. 740 хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м
- раввинский.
Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое
обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.
Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался
из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил
другой иудей - царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть.
Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек
также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных
финансов.
Несмотря на то что иудейской была вся верхушка каганата, он стал не
государственной религией, а тайной верой правящих кругов и торговоростовщического
класса.
Тайная вера правящего класса Хазарского каганата сохранялась вплоть до начала
IX века, когда в стране вспыхнуло всеобщее восстание против иудеев, подавленное
со страшной жестокостью.
После подавления восстания правящий класс уже не скрывал своего обращения в
иудаизм, хотя преобладающее большинство простых хазар отказались поменять веру и
продолжали оставаться язычниками, христианами, мусульманами. Иудаизм стал
открыто элитарной религией правящего класса, подданные, исповедовавшие другие
религии, считались рабами царя, простым хазарам предоставлялось "право" охранять
иудеев-торговцев.
Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военноразбойничье
и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором
грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов (больше
напоминающим современный рэкет). Торговля в Хазарии находилась исключительно в
руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из
славянских земель.
По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, евреи вывозили из славянских стран не
только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для
продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов.
Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для
кастрации евреи оборудовали в Каффе (Феодосии) специальные заведения.
Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в
языках самых больших народов мира того времени (английском, французском и
немецком) слово "славянин" стало синонимом слова "раб".
На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян,
заставляя их платить дань. В русском фольклоре, например в былинах, сохранилась
память о Козарине и Жидовине, о борьбе с "царем иудейским и силой жидовскою".
Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. На стыке VIII-IX вв.
князья Асколд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 кн. Олег добился
того же для радимичей. Но самый сокрушительный удар Хазарскому каганату нанес
кн. Святослав. Как сообщают древние арабские источники, "не осталось... почти
ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все
их области". В 965 - 969 русскими воинами была разгромлена иудейская столица
Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль
Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного
Русского государства, будущего духовного центра Христианской цивилизации.
Простой народ бывшей Хазарии, не принадлежавший к иудаизму, перешел под
покровительство России, тогда как иудейские верхи и торгово-ростовщический
класс, связавший себя верой "избранного племени", покинули эти земли и, по
мнению ряда еврейских историков, переселились в западные земли России.
О. Платонов
ХАРАЛАМПИЙ (II в.), священномученик из города Магнезии, потерпевший
мученическую смерть за распространение христианства и порицание имп. Септимия
Севера. Почитался у русских хранителем от внезапной, без покаяния, смерти, по
этому поводу существовала молитва, обращенная к святому. Позднее этот святой
считался также покровителем чиновников. Празднуется 10/23 февраля.
ХАРЬКОВ, город в Малороссии в междуречье Уды, Лопани и Харькова. Основан ок.
1655 - 56 казаками и стал крепостью для защиты южных границ Русского государства
от набегов крымских татар (свое название получил по имени р. Харьков). Со
времени основания до 1765 Харьков - полковой город, с 1765 центр Слободской
Украинской губернии (в 1835 переименована в Харьковскую). В XIX-XX вв. крупный
промышленный, научно-технический и культурный центр. Население ок. 1,5 млн. чел.
ХВАЛЫНСК, город в Саратовской обл. Расположен на правом берегу Волги
(Саратовское вдхр.). Население 15 тыс. чел. Основан в 1566 как русский
сторожевой пост на волжском о. Сосновый; в 1606 поселение было перенесено на
место современного Хвалынска и стало селом Сосновый Остров. Город Хвалынск с
1780. Хвалынск был одним из центров старообрядчества. В к. XIX в. велась
торговля зерном и другими сельскохозяйственными продуктами, Хвалынск славился
садами - с его пристаней отправлялось до 3,5 млн. пудов яблок, в т. ч. в страны
Ближнего Востока, Австралию.
ХВАЛЫНСКОЕ МОРЕ (Хвалисское море), древнерусское название Каспийского моря.
ХЕРСОН, город в Новороссии, на правом берегу Днепра, морской и речной порт.
Основан в 1778 как русская крепость; назван в честь Херсонеса Таврического. С
1803 - главный город Херсонской губ. Сохранились: крепость (к. XVIII в.),
Черноморский госпиталь (1803-10).
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ (Херсон, Корсунь), древний город в Крыму, на окраине
современного Севастополя, основан в 422 - 421 до н. э. греками. В 989 взят
киевским кн. Владимиром, который принял здесь христианство, положив начало
Крещению Руси.
ХИМИЧЕСКИХ РАСТВОРОВ ТЕОРИЯ, выдающееся открытие в химии, сделанное великим
русским ученым Д.И. Менделеевым.
ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ТЕОРИЯ, выдающееся открытие в химической науке,
сделанное русским ученым А. М. Бутлеровым.
ХИМКИ, город в Московской обл., центр Химкинского р-на. Расположен на берегу
канала им. Москвы. Население 133 тыс. чел.
Возник на р. Химке (ныне на месте ее русла - канал им. Москвы) в 1850 как
пристанционный поселок на железной дороге Москва - С.-Петербург. На территории
современных Химок ранее располагались села Куркино (до 1704 - патриаршье село),
Козлово, Козмодемьянское (в к. XVI в. вотчина Бориса Годунова), Киреево, д.
Красные Горки и др.
ХЛЕБ, наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального
благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое
существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и
почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.
Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в
сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В
Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли:
"Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару Божаго (хлеба)". Хлеб символизирует
отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он
теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в
выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо
специально выделенной для них части.
У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно
лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал богатство дома,
постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного
покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами,
как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь,
кладет хлеб на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, хлеб - "дар
Божий", а по русскому, "стол - ладонь Божья".
Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом
человека, причем вместе с "долей" - куском хлеба - человек получает и свою
"долю", вместе с "частью" хлеба - и свое "счастье". В свадебных песнях Бог сам
наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как
торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие
Богородица и Иисус Христос. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы
принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью, говоря: "Дарую тебе
счасцем и долею, хлебом и солею, волами и каровами, усим добрым, што маю, и табе
тое даю".
Буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой
долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и
удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его
счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять
кусок хлеба на столе, иначе похудеешь - "он тебя есть будет" или станет гоняться
за тобой на "том" свете. Если во время еды крошки валятся изо рта, это
предвещает скорую смерть едока. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять ее,
поцеловать и съесть или бросить в огонь. В Белоруссии обращались при этом к
хлебу со словами: "Выбачай (извини), Божинька!"
Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины,
а заквашивание теста и выпечка хлеба - специфически женскими занятиями. Сами
бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые
при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в
крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы хлеб пекла "нечистая" женщина - во
время месячных, после полового акта, после родов; нельзя печь хлеб в Великие
праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели. Хлеб сажают в печь в
молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не
шумят, не метут пол, в противном случае хлеб "раздражается", "пугается",
начинает капризничать" и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен
выходить из дома. На протяжении всего процесса приготовления хлеба неоднократно
крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее.
Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к
новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути,
клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес
с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи
вместе с другими предметами, используемыми для приготовления хлеба (дежой и
хлебной лопатой), чтобы защитить посевы, обходили с хлебом загоревшееся строение
или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т. д.
Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли
оно для строительства; несли его при переходе в новый дом и катили по полу от
порога, гадая о будущей жизни. В Житомирской обл. на месте, где предполагали
поставить хату, ставили крест, а около него - стол с хлебом; разрезали хлеб на
четыре части, первую клали на крест, чтобы святые ели и просили счастья для тех,
кто будет здесь жить, вторую клали под стол для домовиков, чтобы съели и не
вредили хозяйству, третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был
достаток - и в поле родило, и в хлеве "щастило", четвертую давали скотине, чтобы
она была сыта и здорова. Таким образом, ритуальное кормление было призвано
ниспослать людям и домашним животным покровительство высших сил.
Хлеб широко использовался в качестве обрядового дара: брали его с собой,
отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении
из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг
друга в различных обрядовых ситуациях, оставляли как жертву в поле, в лесу, в
других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских
жертвоприношений рожаницам.
Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали крошки
на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на перекладине креста,
предназначали мертвым пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов,
помеченный крестиком. В Полтавской губ. такой хлеб разламывали надвое и клали на
покути или на покутном окне для предков: "Первый хлиб - помынкы, вин душам
спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит"; "пара як пиде з хлиба, то
помершим". Преломление хлеба встречалось главным образом в обрядах, связанных с
культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о
Тайной вечере; согласно пословице, "Христос ломал и нам давал". Хлеб, забытый в
печи, наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по
умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное
средство.
В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали
их руки на хлеб при заключении договоренности о свадьбе. Обряд "венчанья
бурлаков" на Екатеринославщине сводился в основном к тому, что молодые целовали
хлеб и обещали "Богом и хлебом" жить дружно.
А. Л. Топорков
"ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ", православно-монархический и духовно-нравственный журнал
русской эмиграции. Выходил со 2-й пол. 1920-х до 1944 в Харбине (Китай) при
Казанском Богородицком мужском монастыре по благословению архиеп. Харбинского и
Маньчжурского Мефодия.
ХЛЕБ-СОЛЬ, сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и
использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие,
обращенное к участникам трапезы.
Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб
выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и
влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья
кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и
хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как
оскорбительный жест. В Новгородской губ. в случае, если пришедший в избу
отказывался от угощения, ему с обидой говорили: "Как же ты так из пустой избы
пойдешь!" В "Домострое" рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом
да солью, "ино вместо вражды дружба". Самый большой упрек, который можно сделать
неблагодарному, это сказать: "Ты забыл мой хлеб да соль". "Хлебосольством"
доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.
Этикетной формуле "хлеб да соль" приписывалось в прошлом магическое значение.
Как писал Я. Рейтенфельс, если русские "кого застанут за едою, то они кричат ему
священные слова: "хлеб да соль", каковым благочестивым изречением отгоняются, по
их убеждению, злые духи". По сообщению А. Поссевино, слова "хлеб да соль"
произносят в конце трапезы в знак ее окончания: "Московиты также считают, что
этими словами отвращается всякое зло".
А. Л. Топорков
ХЛУДОВЫ, московский купеческий род, крупные фабриканты в хлопчатобумажной
промышленности во 2-й пол. XIX в. Основатель рода - Иван Иванович Хлудов (ск.
1835), крестьянин с. Акатово Егорьевского у. Рязанской губ., в н. XIX в.
занимался со своей семьей кустарным производством поясов и кушаков. В 1820-х
Хлудовы записались в московские купцы, а в 1845 открыли в Егорьевске одну из
первых в России бумагопрядильных фабрик с паровыми машинами, на которой
первоначально работало несколько сот крепостных, законтрактованных у соседних
помещиков. В 1874 Хлудовы учредили Товарищество на паях с капиталом в 3 млн.
руб., причем пайщиками были только Хлудовы и их родственники. В 1895 Егорьевская
фабрика насчитывала до 150 тыс. веретен и 1360 ткацких станков, свыше 3 тыс.
рабочих. Хлудовым принадлежали и др. предприятия, напр. в с. Ярцеве Смоленской
губ.
Из Хлудовых наиболее известны: Алексей Иванович (1818-82) и Иван Алексеевич
(1839-68). Алексей Иванович Хлудов известен как собиратель древних русских,
греческих и югославянских рукописей. В 1872 его коллекция состояла из 361
документа (в т. ч. 60 памятников XIV в.), среди которых были списки Стоглава,
сочинения и переводы Максима Грека, полемические сочинения никониан и
раскольников. Иван Алексеевич Хлудов был энергичным предпринимателем, в 1857 -
60 ездил в Англию и США для изучения рынка хлопка. Установил связи с английскими
...Закладка в соц.сетях