Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих нобелевских лауреатов

страница №8

анность автора к
сложившимся беллетристическим штампам.
В 1930 году Стейнбек женился на своей подруге Кэрол Хеннинг. (Всего он был женат
трижды.) Второй его женой в 1943 году стала Гвендолен Конгер, а третьей - в 1950
году - Элейн Скотт.
Следующие романы молодого автора "Неведомому богу" и "Небесные пастбища",
опубликованные в самом начале тридцатых годов, отмечены гораздо большей
самобытностью.
"В них впервые выявился круг проблем, философских интересов и эстетических
решений, выделивший Стейнбека среди тогдашних дебютантов, - пишет А. Малярчик. -
Начиная с этих романов на страницы книг Стейнбека приходят хорошо знакомые ему
по собственному опыту простые люди Америки - фермеры, батраки, пастухимексиканцы,
бездомные бродяги. Так создавалась "страна Стейнбека", охватившая
полуостров Монтерей и долину Салинас в Южной Калифорнии - местожительство
своеобразных и иногда чуть-чуть условных персонажей многих его произведений.
В "Небесных пастбищах" впервые проявляется столь характерный для Стейнбека
глубокий гуманизм, решимость при любых обстоятельствах

78


100 ВЕЛИКИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
полагаться на изначальную склонность людей к добру, верить в чистоту и
благородство их устремлений. Этот современный руссоизм не лишен, разумеется,
утопичности, что осознавалось и самим писателем. Не случайно свой идеал
естественности и независимости поведения и убеждений он связывает в первую
очередь с образом Джона Уайтсайда, печальный конец которого как бы замыкает
собой идейно-художественную панораму произведения".
Но надо признать, при всем том, ранние книги Стейнбека не привлекли к нему
внимания широкого читателя и критики. Известности писатель добился, опубликовав
роман "Квартал Тортилья Флэт" (1935). Стейнбек получает премию и золотую медаль
за лучшую книгу года, написанную калифорнийцем.
Однако настоящий успех пришел к писателю с публикацией в середине тридцатых
годов социально-критических романов, первым из которых стал "Схватка с
сомнительным исходом" (1936). В нем описывается забастовка сезонных рабочих, в
ходе которой организаторы провоцируют бесчинства.
Это сочинение важно и как этап эволюции творчества Стейнбека, своеобразной
подготовки к роману "Гроздья гнева". Другим таким "подготовительным романом"
стало сочинение "О мышах и людях" (1937).
"В этом принесшем автору успех произведении Стейнбек в традициях американского
натурализма описывает хорошо знакомую ему среду сезонных рабочих", - отмечается
в книге "100 писателей XX века". Слабоумный и добродушный фетишист, который не в
состоянии справиться со своими импульсами, становится убийцей. Единственный друг
спасает его от неминуемого линчевания тем, что сам его убивает. Годами
взлелеянный план совместно купить ферму и зажить "как люди" становится
невыполнимым.
В 1939 году вышел в свет роман "Гроздья гнева". Долгое время у книги не было
названия, и лишь в сентябре 1938 года оно появилось. Название понравилось
автору, "потому что это марш, потому что это в наших собственных революционных
традициях и потому что по отношению к этой книге оно имеет большой смысл. Мне
оно нравится, потому что и те люди, которые даже не знают государственный флаг,
знают "Боевой гимн".
Как пишет Я.Н. Засурский: "Каждая из книг Стейнбека 30-х гг. заслуживает
внимания. И каждая из них не похожа на другую по своей тональности. "Гроздья
гнева" отличаются от всех других произведений Стейнбека не только темой, не
только ее решением, но и особой поэтикой, своим, и это, пожалуй, главное,
эпическим характером.В мае 1978 года, нарушая свое долгое молчание, Солженицын выступил в Гарвардском
университете. Он делал торжественное и суровое предупреждение западному миру,
виновному в том, что за высшее благо принял "счастье" и оказался слеп к другим
самостоятельным культурам (в том числе - к русской). Корнем зла он объявил
западный гуманизм. "Коммерческий базар" на Западе ничем не лучше "партийного
базара" на Востоке. Единственный выход Солженицын видит в личном мужестве,
пример которого подает Россия.
Основной работой на долгие годы стала историческая эпопея "Красное колесо", над
которой он работает с перерывами еще с семидесятых годов. В ней отразились
взгляды Солженицына на русскую историю и современность. В "Красном колесе"
исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них
лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей
"вымышленных", но, как правило, имеющих прототипов.
В 1982 году вышли "Повествованье в отмеренных сроках" (переработанный вариант
"Августа Четырнадцатого") и "Октябрь Шестнадцатого". В 1986-1987 годах писатель
завершил "Март Семнадцатого", а в 1991 году - "Апрель Семнадцатого".
Однако автор не был удовлетворен своей работой. Первоначальный план в 20
"узлов", согласно которому повествованье должно было дойти до подавления
Тамбовского восстания (весна 1922 года) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931,
1937, 1941, 1945 годы), не был исполнен.
10 мая 1983 года Солженицын получил в Англии Темплтоновскую премию "За вклад в
развитие религиозного сознания". (В Лондонском Гилдхолле он определил атеизм как
"петлю человечества".)
В 1989 году - дата по-своему знаменательная - журнал "Новый мир" опубликовал
наконец-то в России "Архипелаг ГУЛАГ". Через год Солженицыну официально вернули
российское гражданство.

В 1994 году Александр Исаевич возвратился в Россию и выступил в Государственной
Думе. Однако надежды новых правителей России на то, что вернувшийся на родину
Солженицын будет восхвалять их достижения, не оправдались. Быстро изменилось
отношение к Александру Исаевичу и новой бюрократии.
"Часы коммунизма свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы
нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами", - писал
Солженицын в 1990 году в работе "Как нам обустроить Россию?". Случилось именно
то, чего он тогда так опасался.
11 декабря 1998 года Президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении
Александра Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом
"Святого апостола Андрея Первозванного" за выдающиеся заслуги перед Отечеством и
большой вклад в мировую литературу.

100


100 ВЕЛИКИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
Писатель отказался от ордена, заявив буквально следующее: "От верховной власти,
доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу. -
И добавил: - Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои".
ПАБЛО НЕРУДА
(1904-1973)
Знаменитый испанский лирик Хуан Рамон Хименес написал Неруде в 1942 году: "Для
меня очевидно, что в Вашем лице столь необузданно
выражает себя самая настоящая испано-американская поэзия, вобравшая весь
круговорот природы, метаморфозы жизни и смерти, присущие действительности этого
континента".
Нефтали Рикардо Рейес Басоальто, известный под именем Пабло Неруда, родился 12
июля 1904 года. Его детские и юношеские годы прошли в Темуко, на юге Чили. В
этот город перебрался в 1906 году, овдовев, его отец, железнодорожный кондуктор.
Едва научившись писать, в семь лет мальчик сочинил первые стихи, а с
четырнадцати лет стал публиковать их. Сначала он печатал свои сочинения под
собственным именем, а затем под псевдонимами. В 1920 году он остановился на
одном: Пабло Неруда. С 1946 года это имя поэта будет занесено в паспорт. Как
пишет В. Тейтельбом: "Уже в первых своих стихах Неруда восстал против
унаследованных понятий и форм, против культа тоски и склонности к разрушительным
порокам. Он отверг эстетику, проповедовавшую отход от человеческих чаяний и
замыкавшуюся в гордыне страдания. Начало творчества Неруды совпало с глубоким
кризисом, который переживало чилийское общество. Но с юности он симпатизировал
мятежникам и революционерам. Он чувствовал, что близок им по духу. Ведь среди
них были и те, кто считал, что революция должна распространиться на поэзию, на
все искусство, на культуру.
Когда Неруда создавал свои первые стихи, ему почти не на что было опереться, ибо
чилийская национальная поэзия в высоком смысле этого слова почти не
существовала. За исключением Габриэлы Мистраль,
ПАБЛО НЕРУДА

101


которая завоевала признание в стране в предыдущее десятилетие, он не мог найти в
литературе прошлого великих учителей по той простой причине, что таковых не
было. Неруда познакомился с Габриэлой, когда еше учился в лицее Темуко. Для него
у Габриэ,лы всегда была "открытая товарищеская улыбка - светлая, точно полоска
пшеничной муки, на темном, как ржаной хлеб, лице".
Неруда вспоминал позднее, как директриса женского лицея дарила ему книги: "Это
были русские романы, которые она считала самым великим достоянием мировой
литературы. Я могу с уверенностью сказать, что Габриэла приобщила меня к этому
глубокому и страстному мироощущению, свойственному русским романистам. Толстой,
Достоевский, Чехов стали моей самой горячей привязанностью в литературе". В 1921
году Пабло переехал в Сантьяго, где поступает в Педагогический институт при
столичном университете. Здесь он изучал французский и английский языки. Новые
языки открывают ему и новые области мировой поэзии. Неруда не только писал
стихи, но и активно участвовал в студенческом движении, став поначалу
приверженцем идей анархизма. Впрочем, не будучи по своему духовному складу
разрушителем, молодой поэт в революционном насилии видел не самоцель, а лишь
необходимую предпосылку для построения свободного и справедливого общества.
И в литературе Неруда никогда он не выступал в роли ниспровергателя авторитетов:
"Мир искусства - большая мастерская, в которой все работают и помогают друг
другу, хотя сами того не знают и не подозревают. И прежде всего помогает нам
труд наших предшественников: ведь ясно, что не было бы Рубена Дарио без Гонгоры,
Аполлинера - без Рембо, Бодлера - без Ламартина, а Пабло Неруды - без них всех,
вместе взятых".
В первой книге "Собранье закатов" (1923) заметно влияние на молодого поэта
испано-американских модернистов. Сам Неруда говорил об этом сборнике так:
"Своеобразный дневник того, что происходило внутри меня самого или же вне меня,
но в том свете, в каком это воспринималось мной".
Пабло не считал эту книгу своей удачей, он уже проникся другой идеей: "...Мне
захотелось стать поэтом, который сумел бы охватить как можно больше... Я хотел
спаять воедино человека, природу, страсти и события и чтобы все развивалось во
взаимосвязи".

"Действие его следующей книги "Двадцать стихотворений о любви и одна песня
отчаянья" (1924) развертывается в условиях насквозь земной жизни: песчаные
отмели, рощи темных сосен, пустынные пристани, городские предместья...
Запечатленная здесь любовная драма не содержит в себе ничего исключительного, и
только громадная сила лирического чувства поднимает ее на уровень высокого
обобщения", - пишет Л. Осповат.

1


102


100 ВЕЛИКИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
Хотя "Двадцать стихотворений..." сделали имя Неруды известным и в Чили, и за его
пределами, но он отдавал себе отчет в том, что и в этой книге не сбылись его
"мечты о книге собирательной, где бы соединились и сшиблись друг с другом все
силы мира". Еще одну попытку, и, по мнению самого Неруды, такую же безуспешную,
он сделал в поэме "Попытка бесконечного человека" (1926).
В 1927 году Неруда поступил на дипломатическую службу и провел около пяти лет в
странах Востока: Бирме, Цейлоне, Сингапуре, Индии, Китае, Японии. Итог этих летдве
книги под общим названием "Местожительство- Земля" (1933-1935). Перед
читателем появился новый Неруда, помудревший, открывший для себя новую планету -
"Земля".
"Жизнь без ущербности, полновесная, стала делом, предначертанием поэзии Неруды,
- пишет В. Тетельбойм. - Общество - его естественной средой. Земля - домом.
Земля с большой буквы. Он чувствует, что она наполняет его творческими силами. И
в свою очередь он сам питает воображение и дух людей своего времени, и его
поэзия, исполненная жизнеутверждающего пафоса, стремится быть нужной людям, как
самый насущный хлеб. Неруда-человек беспрерывно взывает к Земле, и она его
просветляет, открывает ему свои тайны, отдается ему сполна. Вот так человек
делается органической частью природы, а природа - частью человека. В нерудовской
поэзии природа - это основа основ, это источник, порождающий чувство, образ,
символ, синтез, гармонию, самые удивительные метафоры. Вот почему
"Местожительство - Земля" - это больше чем счастливо найденное название для
книги со счастливой литературной судьбой. Точно так же, как Бальзак мог назвать
свою opera omnia "Человеческой комедией", Неруда вправе дать своим произведениям
всеобъемлющее название "Местожительство - Земля", для того чтобы означить синтез
всей своей жизни, скрепленной всеми нитями со временем, с человеком, с историей.
Он не разделял взглядов тех, кто считал поэзию колдовством, магическим чудотворением
или подсознательной эманацией, хотя и признавал сокровенную тайну ее
рождения".
В 1932 году Неруда возвратился на родину, а в августе следующего года он стал
консулом в Буэнос-Айресе. Здесь произошло знакомство Неруды с приехавшим в
Аргентину Федерико Гарсиа Лоркой, положившим начало горячей дружбе двух поэтов.
Еще через год в качестве консула поэт приехал в Испанию.
В столице Испании Неруда встретил начало франкистского мятежа: "Когда на
испанской земле гибнут дети, которые родились не для того, чтобы быть
погребенными, дети, светлые глаза которых могли бы затмить свет солнца... я не
могу, не могу молчаливо созерцать жизнь и мир, я должен выйти на дорогу и
кричать, кричать до конца дней моих".
ПАБЛО НЕРУДА

103


Вернувшись на родину, Неруда опубликовал книгу стихов "Испания в сердце" (1937),
а в 1939 году отправился в Париж, чтобы помочь испанским беженцам уехать в Чили.
С 1940 года Неруда - консул в Мехико. Отсюда он всеми силами помогал советскому
народу в борьбе против гитлеровских захватчиков. Он считает: "Любое
произведение, которое в наши дни, когда угроза нависла над всем миром, не служит
делу свободы, - это предательство. Каждая книга должна стать пулей..."
Свои чувства любви к легендарному городу, героизму советского народа поэт
выразил осенью 1942 года в знаменитой поэме "Песнь любви Сталинграду".
В марте 1945 года Неруду избрали в чилийский сенат, а в июле того же года он
стал членом Коммунистической партии Чили. На президентских выборах 1946 года по
поручению партии Неруда возглавил избирательную кампанию Гонсалеса, кандидата
Демократического альянса. Однако, добившись победы, новый президент изменил
обещаниям, и в
1947 году реакция перешла в открытое наступление.
Тогда яростно и горячо прозвучал голос протеста Неруды. В январе
1948 года он произнес с трибуны сената гневную речь, вошедшую в историю Чили под
названием "Я обвиняю". После этого он был вынужден уйти в подполье. В эти
тяжелые дни - в феврале 1949 года - Неруда закончил свою знаменитую книгу
"Всеобщей песни".
Ее замысел возник у поэта еще в военные годы. А решающей оказалась его поездка в
1943 году в Перу к развалинам инкского города Мачу-Пикчу: "Я не мог больше
отделить себя от этих сооружений. Я понимал, что раз уж мы ступали по одной и
той же, доставшейся нам в наследство, земле, то, значит, мы в какой-то мере
должны быть причастны к этим благородным усилиям народов Латинской Америки... Я
думал о древнем человеке Американского континента. И битвы древности
представились мне в живой связи с борьбою сегодняшней. Так у меня зародилась
мысль написать "Всеобщую песнь" Америки".

"Книга "Всеобщая песнь" занимает исключительное место не только в творчестве
Пабло Неруды, но и во всей мировой поэзии XX века, - отмечает Л. Осповат. - Ее
называют художественной энциклопедией Латинской Америки, поэтической летописью
континента, усматривают в ней черты современного народно-героического эпоса. В
сущности, это целый мир с лесами, реками, вулканами, со зверями и птицами, с
народами, идущими через столетия навстречу будущему, с завоевателями, тиранами и
героями; мир истории и актуальнейшей "злобы дня", высоких чувств и мучительных
размышлений, пламенных идей, подымающих на борьбу угнетенные массы, и едва
уловимых движений единственного человеческого сердца".
Вскоре после окончания "Всеобщей песни" Неруда был вынужден покинуть родину. Он
много ездит по странам Европы и Азии, выступая

104


100 ВЕЛИКИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
на митингах и конгрессах. В июне 1949 года Неруда впервые приехал в Советский
Союз. Впоследствии он бывал в нашей стране не раз. Впечатления от этих
многочисленных поездок и встреч вылились в лирический дневник поэта, названный
"Виноградники и ветер" (1954).
В августе 1952 года Неруда вернулся в Сантьяго. В аэропорту его встретили
восторженные жители чилийской столицы. Начался новый этап в его творчестве,
отраженный в большом цикле "Оды изначальным вещам", его составили три книги,
вышедшие с 1954 по 1957 год. В своеобразном комментарии к этому циклу Неруда
говорил: "Я - поэт, занятый углубленнейшим созерцанием мира, я думал, что моя
слабая и своенравная поэзия призвана разорвать магический круг, в котором
замкнуты стекло, дерево и камень..."
В следующем сочинении "Книге сумасбродств" (1958) намеченное новое отношение к
миру приобрело еще более отчетливый характер. Неруда признался, что испытывал
"особого рода усталость" - он устал от обывательской морали, от житейского
однообразия, от прописных истин и казенной мертвечины, увековечивающей себя в
памятниках и монументах.
Новая книга Неруды "Песня о подвиге" (1960) посвящена героям Кубы и борьбе всех
народов Карибского бассейна. А героиней следующей книги "Сто советов о любви"
стала жена и возлюбленная поэта, медноволосая Матильда.
"Поэтическое освоение необъятного мира, развернувшееся в "Одах изначальным
вещам", продолжается в книгах "Плаванья в возвращения" и "Неограниченные
полномочия" (1962) - считает Л. Осповат. - В сущности, ту же задачу ставит
Неруда перед собой и в сборниках стихотворений "Камни Чили" (1961) и "Птицы
Чили" (1966), однако решает ее каждый раз по-иному. В мертвых камнях его
воображение угадывает образы людей и животных, сгустки человеческого опыта,
конечный итог превращений вечной материи. А птицы, в изображении которых
зоркость естествоиспытателя соперничает с безудержной фантазией поэта, воплощают
жизнь, окрыленную искусством; Неруда учится у них "правде полета".
В пяти книгах поэтического цикла "Мемориал Черного острова" (1964) поэт
вспоминает и вновь переживает события детства и юности. Книга "Все еще" (1969)
еще одно признание в любви к родной земле. Еще одно сочинение 1969 года -
"Светопреставление" - напряженные раз- ¦ думья поэта о современном мире.
После победы в 1970 году на выборах Народного единства, Неруда два года проводит
на посту посла республики во Франции. Здесь в октябре 1971 года он узнал о
присуждении ему Нобелевской премии по литературе.
В своей речи в Стокгольме поэт сказал: "Каждое мое стихотворение стремится стать
осязаемым предметом, каждая моя поэма старается быть
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

105


полезным инструментом в работе, каждая моя песнь - знак единения в пространстве,
где сходятся все пути... верю, что долг поэта повелевает мне родниться не только
с розой и симметрией, с восторженной любовью и безмерной тоской, но и с суровыми
людскими делами, которые я сделал частью своей поэзии".
В последствии в церемонию награждения была внесена лишь одна поправка - короля,
наблюдавшего за происходящим из партера, пересадили на сцену. И Неруда стал тому
причиной... Поэт получал Нобелевскую премию, а король как обычно сидел в зале
среди публики, куда каждый лауреат спускался к нему для поклона. Когда очередь
дошла до Неруды, он, спускаясь в зал со сцены, из-за близорукости не заметил
ступеньку, и упал на пол. Служитель его поднял, Неруда поблагодарил и пошел
дальше. Но в плохо освещенном зале он не увидел короля. Писатель принял за
царствующую особу дворцового охранника, которому под вспышки фотокамер начал
кланяться и произносить слова благодарности.
Тяжелая болезнь вынудила Неруду вернуться в Чили Несмотря на плохое
самочувствие, он вновь включается в политическую борьбу. В январе 1973 года
вышла его книга с красноречивым названием - "Призыв к расправе с Никсоном и
хвала чилийской революции".
Однако болезнь прогрессировала. Последние свои строки он написал 14 сентября
1973 года, через три дня после фашистского переворота и за девять дней до своей
смерти.
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС
(1928)
Проза Гарсиа Маркеса произвела настоящий бум в литературе второй половины XX
века и заставила обратить внимание на латиноамериканский литературный феномен.

Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1928 года в небольшом колумбийском городе
Аракатака в семье почтальона и дочери офицера. Воспитывался мальчик в доме деда
по матери, отставного полковника Николаса Маркеса, и его жены доньи Транкилианы
О своей бабушке писатель впоследствии говорил: "Она обладала замечательным
умением рассказывать самые невероятные вещи таким невозмутимым тоном, как будто
только что видела это собственными глазами. Я глубоко убежден, что именно эта
невозмутимость и богатство образов придавали ее рассказам такое правдоподобие
Создавая "Сто лет одиночества", я использовал метод моей бабушки"
Однако самым главным человеком в жизни маленького Габриэля был его дед Николас.
Проводя свои последние годы в тщетном ожидании

106


100 ВЕЛИКИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
пенсии, которую обещало правительство ветеранам гражданской войны, полковник
рассказывал внуку о сражениях, о военных походах и
всячески развивал любознательность малыша.
Габо начал читать уже в пять лет: читал много и самых разных авторов. Это в
дальнейшем помогло ему в освоении техники писательского дела.
Дед скончался, когда Габо было восемь лет. Родители увезли мальчика с собой в
Баранквиллу, где он начал учиться в иезуитском колледже. Юноша окончил его в
1943 году, а еще через два года в городке Ципакуира он основал журнал
"Литература".
В 1946 году Габриэль поступил на ~i*"
юридический факультет университета в
Боготе. В 1947 году он написал свои первые стихотворения и рассказы. В 1948 году
его образование закончилось: университет закрыли из-за беспорядков в стране.
Гарсиа Маркес переехал в Картахену и попытался продолжить занятия в местном
университете, но вскоре к ним охладел и занялся журналистикой.
Значительную роль в творческом становлении писателя сыграли годы, проведенные в
Барранкилье. Он жил в этом городе с 1950 по 1954 год, работал репортером в
газете, где вел ежедневную хронику местных событий.
В Барранкилье он приобрел друзей, к которым сохранил любовь и признательность на
всю жизнь. Трое из них были, как и он, молодыми журналистами. Но главой и
наставником всей компании являлся четвертый - старик каталонец, большой скептик,
хозяин книжной лавки. В 1952 году Гарсиа Маркес закончил свой первый роман
"Палая листва" (впервые опубликован в 1955 году). Долгое время самым любимым
писателем Габриэля был У. Фолкнер, юноша зачитывался его произведениями и
пытался подражать ему. Но, даже избавившись от подражания Фолкнеру, колумбиец
всегда считал себя обязанным ему. Подобно американскому писателю, Гарсиа Маркес
создал собственную вселенную. Действие в этом сочинении происходит в вымышленном
местечке Макондо, где в дальнейшем будут разворачиваться события почти всех его
следующих произведений. Три человека вспоминают о событиях, связанных с неким
ведущим замкнутый образ жизни врачом. Отказываясь оказать помощь раненому, он
навлекает на себя гнев жителей деревни. Основной акцент в романе делается не на
описании событий, а на изображении пропитанной ненавистью атмосферы.
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

107


Прочитавший рукопись местный критик Гильемо де Торре посоветовал молодому
человеку оставить литературу в покое, но тот был настойчив.
В 1954 году Габриэль стал корреспондентом столичной колумбийской газеты. Работая
здесь, он окунулся в политическую жизнь страны, по которой в то время
прокатилась волна террора. Правящие круги хотели установить диктатуру и
доведенный до отчаяния народ взялся за оружие. Молодой журналист не мог
оставаться равнодушным к тому, что происходило в его стране. В своих последующих
книгах Гарсиа Маркес передал ту мрачную атмосферу, которая воцарилась в
Колумбии, где кровопролития стали привычными.
В июне 1955 года газета "Эль Эспектадор" назначила его своим корреспондентом в
Европе. В Риме, где Гарсиа Маркес пробыл несколько месяцев, он одновременно с
корреспондентской работой занимался на режиссерских курсах Экспериментального
кинематофафического центра. Затем он отправился в Париж и там получил
прискорбное известие: колумбийские власти закрыли его газету за либеральную
направленность. Он остался без работы, хорошо еще, что редакция выслала ему
деньги на обратный путь. Но Гарсиа Маркес решил остаться в Париже, на эти деньги
он снял комнатушку в Латинском квартале и уселся за пишущую машинку. Там и
появилась повесть "Полковнику никто не пишет" (1958) - история офицера,
участника фажданской войны, который годами ждет получения своих нафад и пенсий.
Ее писатель переделывал девять раз. Но в итоге добился, чего хотел: маленькая
повесть по своей емкости и лаконичности, по сдержанной силе и психологической
глубине почти не имела себе равных не только в колумбийской, но, пожалуй, и во
всей латиноамериканской прозе.
Как отмечает В. Столбов: "Писателя интересовало не "составление списков
мертвецов", а изучение психологических последствий насилия, атмосфера недоверия,
неуверенности, разобщенности, атмосфера одиночества, окутавшая страну. Тяжкое
бремя одиночества в повестях несут и победители, и побежденные: и отставной
полковник, у которого убили сына, распространявшего нелегальную литературу
("Полковнику никто не пишет"), и алькальд, полновластный властитель городка
("Недобрый час", 1962). Однако повести Гарсиа Маркеса не пессимистичны. Его
герои

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.